характерна жанровая классификация песнопений, при к-рой сборник разбит на отдельные осмогласные комплекты песнопений, имеющих жанровое родство ( Husmann. 1972). Типичным является деление О. на 2 части: стихирокафизматарь (часть, содержащая только монострофы,- стихиры и седальны) и канонник (преимущественно состоящий из многострофов - канонов, блаженн и степенн). Однако среди ранних сборников О. встречаются памятники и более строгого жанрового типа. Так, рукопись X в. Sinait. gr. 779 разбита на отдельные восьмигласовые циклы стихир, седальнов, троичных гимнов, эксапостилариев, блаженн и канонов ( Husmann. 1972. S. 34-35; Епифаний (Булаев). 2017. С. 15). В рукописи XII в. Sinait. gr. 791 сохранился фрагмент канонов будничного О., причем сборник состоит из отдельных октав канонов, дифференцируемых по теме посвящения. Вероятно, такой способ организации сборника канонов передает структуру первоначального оригинала будничного О. преподобных Феофана Начертанного († 845) или Иосифа Песнописца († ок. 886). Древнейшим сохранившимся греч. О. является рукопись кон. VIII - сер. IX в., 4 фрагмента к-рой хранятся в 3 рукописных собраниях: Sinait. gr. 1593; Lond. Brit. Lib. Add. 26113; Cantabr. Add. 1879.3; Sinait. gr. 776. Сборник относится к жанровому типу, в к-ром Sinait. gr. 1593 является фрагментом 1-й (стихирокафизматарной) его части, а остальные 3 рукописи представляют собой 2-ю часть О., содержащую блаженны и каноны О., причем недавно обнаруженный Г. Р. Парпуловым (см.: Parpulov. 2014. P. 106, Footnot. 26) фрагмент сборника, рукопись Cantabr. Add. 1879.3, восполняет лакуну рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 26113, а Sinait. gr. 776 является органическим продолжением Лондонского фрагмента (подробно о структуре и составе сборника см.: Husmann. 1972. S. 33; Крашенинникова. Ранневизант. и слав. источники. 2006. С. 302-315). Стихиры и седальны 1-й части жанрового О. (стихирокафизматаря) не дифференцированы по дням седмицы, но скомпонованы по темам посвящения почти той же структуры, что и осмогласные группы будничных тропарей и «каноны» Тропология: за воскресными песнопениями следуют покаянные, крестные, апостольские, мученичны (в нек-рых рукописях также присутствуют гимны преподобным отцам и женам и иерархам), заупокойные богородичные.

http://pravenc.ru/text/2578269.html

Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, как принадлежащий перу преподобного Феофана профессор И. А. Карабинов указывает канон в неделю блудного сына, а в рукописях также самогласны и стихиры великих Пятка и Субботы 16 . Епифаний Нестеровский, который в своей Литургике (1901) дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана 17 . В Литургике профессора А. П. Голубцова (1918), которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного. Автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем) 18 . Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях их внутренней жизни. Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в Минее . Здесь есть его каноны: 1) пророкам, 2) апостолам, 3) святителям, 4) преподобным, 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6-й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина 19 . Но профессор Е. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни 20 . Значительные труды положены святым исповедником на составление Октоиха . Здесь известны его каноны: 1) святым ангелам (на все восемь гласов и его же стихиры); 2) святым Апостолам (кроме 7-го гласа); 3) восемь канонов о усопших (по числу гласов; канон 6-го гласа наиболее известен и поется на погребении); 4) каноны Божией Матери в пяток, хотя они и не надписаны.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Несмотря на то, что значительная часть жизни преподобного Феофана прошла в заточениях и ссылках, он оставил после себя большое число канонов (около 145). Его каноны есть во всех богослужебных книгах: в Октоихе, Минее, Постной и Цветной Триоди. Согласно указаниям преосвященного Филарета Черниговского, в Минеях насчитывается до 128 канонов преподобного Феофана, а во всех богослужебных книгах — до 148 10 . Он же отмечает, что в славянской Минее есть каноны преподобного Феофана, которые в греческой Минее не надписаны его именем, и что с указаниями славянских Миней следует считаться 11 . Характеризуя каноны преподобного Феофана, преосвященный Филарет говорит: “Из канонов Феофана немногие богаты мыслями и чувствами. Все они писаны слогом простым: это приближает их к понятию каждого. Зато повторение одних и тех же мыслей, изображение предметов одним и тем же цветом немного говорит мысли и чувству” 12 . Свое суровое мнение о большинстве канонов преподобного Феофана наш маститый богослов повторяет и в своем историческом обзоре песнописцев греческой Церкви, когда говорит о том, что многие каноны преподобного Феофана со временем заменены другими, так как “в греческой Церкви чувствовали недостатки некоторых канонов пр Феофана” и что “Церковь греческая не считала правилом терпеть недостаточное в богослужении по той только причине, что это недостаточное принадлежит древности” 13 . Лучшими канонами преподобного исповедника преосвященный Филарет признает его канон на Торжество Православия, все каноны Апостолам и каноны об усопших. О последних преосвященный Филарет свидетельствует, что им “приписывают высокое достоинство даже и те, которые не расположены утешаться песнями Церкви Православной” 14 . Заканчивая разбор канонов преподобного Феофана в своем “Историческом обзоре песнопевцев”, преосвященный Филарет повторяет: “Прочие каноны просты, не всегда богаты мыслями и часто однообразны” 15 . Известный исследователь Постной Триоди И. А. Карабинов, рассматривая состав ее авторов, говорит о преподобном Феофане только то, что он единственный из иерусалимских песнописцев IX века участвовал в составлении Постной Триоди.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник Молитвословия преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник Песнописец, философ, защитник иконопочитания. Родился в 778 году в Иерусалиме в семье пресвитера Ионы. Старшим братом его был преподобный Феодор Начертанный . С раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Оба брата были отданы на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы, и впоследствии оба приняли там иночество. Когда император-иконоборец Лев V Армянин, изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава, стал покровительствовать иконоборческой ереси, патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты Православия. Прибыв в столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлён. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чём-либо. Впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820–829) и Феофила (829–842). Святым пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки. Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах стихи, оскорблявшие славных исповедников (поэтому их и именуют «Начертанными».) «Пиши, что хочешь, перед Страшным судом прочтешь свое писание», – говорили императору мужественные братья. Феодора посадили в темницу, где он и скончался (†833), а Феофана отправили в ссылку. С восстановлением иконопочитания преподобного Феофана вернули из ссылки и рукоположили во епископа Никейского. Святитель написал около 150 канонов, в том числе прекрасный канон в защиту святых икон. Скончался Феофан Никейский в мире около 850 года. Тропарь святителю Феофану Никейскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение,/Феофане премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Феофану Никейскому, глас 2 Возгремев Христово Божественное воплощение,/безплотныя враги до конца обличил еси,/чудне Феофане./Сего ради вси верно и благочестно вопием ти://моли непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Γεδεν Μ. (См. его Βυζαντινν ορτολγιον, 176 σελ.) на основании биографии Михаила Синкелла (которую он дает в приложении к своему труду) считает кончину преподобного Феофана Песнописца 11 октября 845 г., после четырехлетнего правления Никейской митрополией (επ ττρασι τεσι… κεκομηται Θεονη τ ν δεκτ το κτοβρου μην τ νντη νδικτινο). Высчитывая по индиктионам, действительно получаем дату Гедеона, что он и поясняет в примечании к тексту жития (δηλαδ τ 845 τει), но возникает затруднение с количеством лет управления Феофаном Никейской митрополией. Если он правил четыре года, то, вычитая из 845 – 4, получим 841 г. как начало избрания на Никейскую кафедру, что совершенно немыслимо. Если не круглых 4, а 3 года и 8 месяцев, то будет 842 год. Но и это с вернейшими хронологическими данными о времени Константинопольского собора и Торжества Православия не согласовано, ибо последнее, по всем научным данным, было 11 марта 843 года. После этого только события было рукоположение патриархом Мефодием Феофана в митрополиты Никейские (См. Житие Михаила Синкелла у Гедеона, 240 или у Шмидта в прилож. к Кахрие-Джами, с. 251–252); в самом крайнем случае, как terminus post quem, ставим тот же март 843 года, плюс 3 года 8 месяцев, и кончина должна быть в 846 году 11 октября. А это уже не девятый индиктион, а десятый. Вернее класть время пребывания Феофана на Никейской митрополии не 3 года 8 месяцев, а 4 года с некоторыми месяцами и кончину считать в 847 году, когда был уже 11-й индиктион. Нам думается, что в рукописи допущена ошибка переписчиком, который вместо νδεκτη νδικτινο, что следовало бы написать, поставил νντη νδικτινο. Последнее наше исправление вызывается тем обстоятельством, что с именем Феофана известен канон в честь патриарха Мефодия, скончавшегося 14 июня 847 года. (См.: Migne, gr. ser. T. CXVI, p. 92). Раннейшая этого времени дата кончины песнописца, конечно, невозможна. Таким образом, самым ранним пределом для кончины Феофана будет 11 октября 847 года. Но принимая во внимание другое житие преподобных Феофана и Феодора Начертанных, написанное Феодорой Рауленой Кантакузен-Палеологиней (см. A. I. Παπαδοπολου-Κεραμω… νλεκτα εροσολ. Σταχιολογα, τ. δ, σελ. 221–222), мы должны кончину преподобного Феофана отодвинуть на несколько лет позже, так как она в этом житии указывается после управления Никейской Митрополией в течение целых восьми лет (π χρνοι λοι κτ). Следовательно, вторым пределом для кончины прп. Феофана будет 851 год, или точнее, 11 октября 851 года. Ср.: Полный месяцеслов Востока Архиепископа Сергия Владимирского, изд. 2-е II, 11, 420–421.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

53 . В этом проявляется та особенность творчества Преподобного, которая отмечалась нами выше: наиболее удачны те его произведения, которые тесно связаны с обстоятельствами его собственной жизни. Жизнь и творчество едины для преподобного Феофана. Мы еще раз убеждаемся в этом при чтении канона преподобному Феодору Начертанному, брату преподобного Феофана, в котором святой песнописец уже в краегранесии говорит о своем родстве с преподобным Феодором: Твоя, брате, ближняя плету хвалы . С большой любовью излагает Преподобный страдания своего брата: Титлу твоего честнаго лица видевше херувимы , — пишет он, — отступают от древа жизни 54 . Дальше он, говоря о титлах своего брата, даже сравнивает их с начертаниями на кресте Христовом: Титла над главою лежаше Царя Христа; твоя же титла, всемудре, на лице твоем начертася 55 . А еще ниже он вспоминает и самый образ страдания начертанного Феодора: Простерт на дсце начертан бысть, яко покланяющься, Феодоре, Христовой иконе, и Богоматере 56 . И заканчивает преподобный Феофан этот канон теплой молитвой, где ему опять дорого помянуть о родстве с преподобным Феодором. Пение Владыце принося, отче, и мольбы , — пишет он в последнем тропаре последней песни, — не престай о моей немощи, и сообитании и братстве: яко да вкупе поживше, улучим вкупе обожение 57 . Святая Церковь нашла возможным (и назидательным) сохранить нам все строки канона Преподобного, так живо и так трогательно напоминающие нам о живом исповедничестве страдальцев Христовых, о родстве их и сообитании . Так живо, будто мы сами осязательно прикасаемся их язвам, титлам их преподобных лиц! Отдельные каноны преподобного Феофана, подобно его канону на неделю Православия, обладают высокими качествами, обстоятельны, всесторонне описывают воспеваемое священное событие или подвиги святых Божиих. Таковы его каноны Святому Духу на повечерии Пятидесятницы, каноны святым Апостолам в Октоихе, каноны святителям в различные месяцы Минеи. Совершая каждодневно уставную службу, можно отметить, что и среди канонов преподобного Феофана, где нет отчетливо созданного образа или последовательно проводимой мысли, встречаются отдельные очень сильные выражения, которые приковывают душу.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Таковым, поддерживающим нашу душу в минуты тяжкого уныния или скорби, или печали, может быть и слово преподобного Феофана, слово, которое встречается в одной из обычных будничных служб, но обретенное — становится чудом, подкреплением, опорой. Не отринул еси, Христе, облещися в смердящаго 73 , — пишет преподобный Феофан в богородичне 3 песни канона преподобному Тихону Амафунтскому (16 июня). Именно это слово, острота этого слова, выражающего не только нашу греховность, но и крайнюю степень нашего падения, то, что мы в нашем грехе смердим , особенно поражает сердце. И спасает его, утешает, дает тихие и верные слезы то, что Христос облекся в смердящего, в каждого из нас — не отринул… облещися в смердящаго  — и тем восставляет его. Это переживание, этот опыт духовного утешения от слова преподобного песнописца и есть наше приношение святой памяти преподобного Феофана, его страданиям и трудам. Опыт смердящего, восстающего во Христе. Сурова была подвижническая жизнь преподобного Феофана Начертанного, каноничны и строги были строки его творений. Сурово и немногословно изображал он свое воспевание святых Божиих, и лишь только там, где воспевание его соприкасалось с опытом пережитого, с его собственной жизнью, слово его теплело, и он молил о сообитании и братстве . Из сурового хода своей судьбы, из постоянного предстояния границе бытия преподобный Феофан черпал свою близость к судьбам усопших и заботу о них и потому смог сказать незабываемые глаголы об их бытии, их упокоении, их утешении в жизни вечной. Его сердце всегда было сердцем христианина, а потому, по Апостолу, “потаеный сердца человек, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа” (1 Пет 3:4), он хранил в себе источник умиления, который вдруг, будто против воли, изливался в утешительных глаголах некоторых его канонов, оживляющих сердца его братьев во Христе. Из этого же сердца исторгалась его хвала, его славословие образа Христова, Богоматери и всех святых, его живое исповедание Церкви и святого Православия. И отсюда же, из глубины этого “потаенного” сердца он воспел Христа как начало и конец и преполовение наших дней и открыл глубокую тайну, что Христос не отринул облещися в смердящаго , чем и утвердил законы духовной жизни для последователей Христовых.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Эта живоносная мертвость святых мучеников не только ощущалась Преподобным; он сам носил ее в своем теле и на своем челе, поэтому так жива его молитва к мученикам об усопших братьях. Именно святым мученикам усвояет Преподобный молитву об умерших, когда говорит: Тя мученицы молят: сих, яже преставил еси от земли, в земли кротких, Спасе, упокой 32 . Преподобный Феофан, будучи мужем веры и исповедания, сам искал и жаждал покоя в земли кротких . Вдумываясь в условия жизни и образ святых песнописцев, мы всегда находим в их писаниях выражения их основных, главенствующих дум и молитв. Так, мы видим у преподобного Космы Маиумского его блаженные вздохи о судьбах мира и спасении людей во едином Христе, Сыне Божием, или молитвы-поэмы преподобного Андрея Критского о необходимости и спасительности покаяния, или радостный полет души преподобного Иоанна Дамаскина в его великом Пасхальном каноне 33 . У преподобного же исповедника Феофана Начертанного в его канонах усопшим главенствует отчетливое созерцание жизни человеков за пределами этого мира. Он — по ходу своей жизни, в своих страданиях — все время предстоял исходу из этого мира, жил перед чертой, перед концом своего бытия в темничных заключениях и изгнаниях. Отсюда у него, постоянно сущего у этой грани, изливается живая молитва об усопших, о людях, перешедших последнюю грань. Отсюда — сила, достоверность, истинность его молитвенных вопияний о них, отсюда его заупокойная молитва, воспринимаемая всеми людьми. Отсюда — живая похвала Преподобному от всех, кто соприкасается в этой молитве со строками его канонов усопшим. Предстояние вечности, умоление о вечности, о земле кротких здесь сочетается для преподобного Феофана с восхождением к образу благоразумного разбойника и с молитвой о рае для всех умерших. Рай убо с Тобою повешенному, яко отверзл еси; ныне приими души, Владыко, к Тебе верою преставльшияся 34 . Таков образ преподобного песнописца-исповедника, одна из существеннейших частей его души, его вздохов, его желаний. Канон в неделю Православия, который подобно канонам об усопших заслужил высокую оценку преосвященного Филарета Черниговского, представляет собой произведение, значительно отличающееся от того, что мы видим в заупокойных песнопениях преподобного Феофана. Здесь — ликование, краткость и образность тропарей, здесь — похвала Церкви и удивление путям Божия Промысла о восстановлении почитания икон — образа Божия. Плещуще с веселием днесь вернии возопиим , — начинает свой канон преподобный исповедник, — коль чудна дела Твоя, Христе, и велика сила, наше единомыслие и согласие соделавый! 35 . День радостный, богомудреннии, приидите совершим , — продолжает дальше преподобный песнописец, — ныне небо и земля веселится, и ангелов чини, и человеков собрания 36 . Радость преподобного исповедника продолжается и дальше настолько, что он приглашает всех верующих к рукоплесканию: Превелие благодеяние видяще, руками восплещим: расстоящияся уды Христовы, совокуплены во единство 37 .

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Жизнь и творения Преподобного Феофана Начертанного Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 26 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 1 Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский (или Никийский), столько прославляется святою Церковью как творец канонов, сколько же ублажается как исповедник Христов. “Писанием твоего всечестнаго и чистаго, мудре, лица, — говорится в каноне на день его памяти, — безбожных писания измазуеши” 2 . Не случайно, говоря о трудах преподобного Феофана, архиепископ Филарет Черниговский пишет: “Великий подвиг его для Церкви должен был начаться не в пустыне; этот подвиг был подвиг исповедничества” 3 . Ту же мысль находим в светильне службы святому, где наряду с признанием его песнописцем говорится о его мученичестве: “Феофане, Церкви явился еси песней сиянием и светом лица твоего, на немже Христовы язвы носил еси” 4 . Так входит этот исповедник Христов, носящий начертание Христовых язв на своем лице, в число песнопевцев Православной Церкви, составляющих основу ее богослужебно-литургиче­ского чина и являющихся оплотом литургического богословия. Преподобный Феофан и его старший брат преподобный Феодор Начертанный были детьми благочестивых родителей родом из Аравии 5 , в доме которых получили основательное образование. Биографы преподобного Феофана указывают, что родители его отличались особенным страннолюбием. В Минее есть канон на 22 сентября (его положено читать на повечерии), прославляющий память “преподобного Ионы пресвитера, отца Феофанова, творца канонов, и Феодора Начертанного”. Таким образом, Церковь не только совершает память обоих братьев, но ублажает и их отца. В 3-й песни этого канона говорится о детях преподобного Ионы: “Привел еси семя твое Господу” 6 . Нужно заметить, что у жизнеописателей преподобного Феофана мы не находим ссылок на этот канон, свидетельствующий об отце преподобных братьев. Однако архиепископ Филарет Черниговский указывает, что преподобные Феофан и Феодор продолжали свое образование в лавре “у одного пресвитера, сколько благочестивого, столько же и ученого” 7 . Вопрос о родителе преподобных, очевидно, нуждается в дальнейшем уточнении и исследовании. Был ли их отец пресвитером, или “благо­честивый пресвитер” был только учителем братьев?

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Известный исследователь Постной Триоди И. А. Карабинов , рассматривая состав ее авторов, говорит о преподобном Феофане только то, что он единственный из иерусалимских песнописцев IX века участвовал в составлении Постной Триоди. Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, профессор И. А. Карабинов указывает как принадлежащий перу преподобного Феофана канон в Неделю блудного сына, а в рукописях также са-могласны и стихиры Великих Пятка и Субботы 445 . Епифаний Нестеровский, который в своей «Литургике» дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана 446 . В «Литургике» профессора А. П. Голубцова , которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного; автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем) 447 . Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях своей внутренней жизни. Песнотворческие труды Преподобного Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в МИНЕЕ. Здесь есть его каноны: 1) пророкам; 2) Апостолам; 3) святителям; 4) преподобным; 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6-й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину . Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина 448 , но профессор Е. И. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни 449 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010