Судя по письму, иеромонах Феофан вполне примирился со своим положением, был полон надежд и настроен на продолжение ученых занятий: «Все идет порядком обычным. Строят нам новый дом, что довольно утешительно после пятилетнего житья в конурах – и тесных, и сырых, и темных. Верно, и Вы слышали о сумятицах по случаю вмешательства католического преобладания в местах поклонных. Много беспокоились; но, слава Богу, на днях получено известие, что все кончилось удовлетворительно. Поклонники отъехали. Иерусалим пуст. Все тихо. Сиди, умствуй, работай!» . Однако это спокойствие оказалось обманчивым, и вскоре для миссии наступили тяжелые времена. Продолжение следует. Донесение К.М. Базили В.П. Титову от 13 апреля 1849 г.//АВПРИ. Ф. 161. II–9. Оп. 46. Д. 20. Ч. 2. Л. 9об.; Донесение К.М. Базили В.П. Титову от 13 апреля 1849 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 742. Л. 99–99об. См. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к К.М. Базили от 3 января 1851 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 46. Л. 51об.–53об.; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к К.М. Базили от 10 января 1861 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр 46. Л. 53 об.–55об. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к К.М. Базили от 3 января 1851 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 46. Л. 51об.–53об.; Отчет об ученых занятиях членов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1851 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 585.; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι. – СПб., 1910. С.682. Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к В.П. Титову от 24 сентября 1851 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 12. См. Черновик письма русского посланника в Константинополе В.П. Титова из Буюкдере архимандриту Порфирию от 1 сентября 1851 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 19–19об.; Письмо министра иностранных дел Российской империи К.В. Нессельроде к обер-прокурору Святейшего Синода Н.А. Протасову от 23 ноября 1851 г.//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед. хр. 28809-б. Л. 279–279об. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к архимандриту Порфирию (Успенскому) от 7 ноября 1851 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 132.

http://bogoslov.ru/article/5558532

Выражением духа С.О. Бурачка может служить журнал «Маяк», который издаваем был им с 1840-го по 1845 год и в котором принимал участие, на ряду с лучшими тогдашними духовными силами (напр. почившими товарищами своими о. Михаилом Монастыревым и митроиолитом Макарием Булгаковым) , и преосв. Феофан; хотя, по смирению, и не подаисывал своего имени под трудами своими в «Маяке». Ольга Степановна Бурачек, до конца жизни его пользовалась его духовным руководством, выразившимся в многочисленных его к ней письмах. 472 О передаче издания «Писем» Тузову см. письма преосв. Феофана к А.Г. Говорову в Душеп. Чтении за 1394 г., стр. 603. 473 В то время член Св. Синода, а потом митрополит Московский (ум. в 1893), по С.-Пб. академии ученик пр. Феофана. 474 Письмо из неизданных. Упоминал преосв. Феофан о Еванг. Истории в письме от 1 авг. 1884. О ней же говорит он и в писмах 2 нояб. 1885 г.; 17 янв. 1885 и в других письмах. 477 Между тем как в издании Тузова (СПб. 1880) такие заглавия даны лишь письмам 3-й и 4-й частей их. 482 См. о сем собственное письмо преосв. Феофана к А.Г. Говорову в Душеп. Чтении за 1894 г., стр. 468. 483 См. его же, преосв. Феофана, письма к А.Г. Говорову в том же Душеп. Чтении за 1894 г., стр. 575, 576; стр. 468 и дал., 471 и дал.; стр. 598 и дал. и др. 487 Так напр. по поводу предложения С.О. Бурачка написать катихизис, преосв. Феофан, смиренно уклоняясь от этого нелегкого дела, в письме от 29 апреля 1875 года к нему писал между прочим: «Протолкуешь весь Новый Завет , – затем Псалтырь, – Притчи, Пророков. – И тогда уже катихизис». – Письмо из неизданных. Срав. также письмо к о. Н.И. Флоринскому в Воскресн. Чтении за 1894 г, стр. 514. 489 См. Душеп. Чтение за 1894 г., стр. 699–700. Мысль о написании толкования на послание к Евреям преосв. Феофан высказывал уже в письме к О.С. Бурачек от 18 сентября 1891 года; равным образом не напрасно и в письме к одному из сродников своих И.Д. Андрееву (ныне преподавателю Таврической дух. семинарии) от 23 апреля 1889 года, по поводу выбора темы из области древних языческих верований для сочинения в Московской духовной академии, где тогда сродник этот обучался, он предлагает ему «лучше рассматривать» что есть в писаниях пророческих. Они далеко не разъяснены и не разанализировавы... На правосланый лад это нам предлежит сделать». Письмо из неизданных доселе и обязательно сообщено, в числе других писем преосв. Феофана, составителю настоящего очерка И.Д. Андреевым , которому за сие и приносим глубочайшую благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Для святителя, всю жизнь посвятившего издательской деятельности, утрата зрения положила бы предел его литературным трудам, включая переводы святоотеческих писаний, и духовному окормлению тысяч своих корреспондентов. Он шутливо говорил о наступлении окончательной слепоты как о времени, «когда наконец буду жить на покое» л. 7–8 об]. Материалами, сообщающими о десятом томе трудов святителя Феофана на Выше, завершается пятый том «Летописи». Это его нижняя хронологическая граница. Надеюсь, что опубликованные в нем письма святителя и сведения о его жизни и творчестве станут базой для подробного изучения биографии и духовного облика Вышенского Затворника, будут поучительным и вдохновляющим чтением для современных его учеников, позволят узнать много нового о святителе Феофане и его эпохе широкому кругу читателей. Источники и литература 1 . Воспоминания о преосвященном Феофане Затворнике близкого родственника А. Г. Говорова//Душеполезное чтение. 1894. Ч.2. С. 265. 2 . Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами святых евангелистов. М., 1885. 242с. 3 . Письмо еп. Феофана к А.А. Шишковой от апреля 1884 г.//Душеполезное чтение. 1896. Ч.1. С. 177. Вып. II. С. 133–134. 4 . Письмо еп. Феофана к А.А. Шишковой от 1887 г.//Собрание писем. Вып. II. С. 144. 5 . Письмо еп. Феофана к архим. Макарию (Сушкину) от 11 января 1887 г.//АРПМА. Оп. 24. Д. 41. Ед. хр.4327. Л. 450–453. 6 . Письмо еп. Феофана к В.В. Швидковской от 23 ноября 1886 г.//Санкт-Петербургские духовные ведомости. 1898. С. 303; Собрание писем. Вып. VI. c. 142–143. 7 . Письмо еп. Феофана к Л.Н. Шишкову от 1884 г.//Душеполезное чтение. 1896. Ч. 1. С. 178–179; Собрание писем. Вып. II. С. 135–136. 8 . Письмо еп. Феофана к Леонтию (Лебединскому), архиепископу Холмскому и Варшавскому, от 8 января 1886 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Ед. хр. 612. Л. 7–8 об. 9 . Письмо еп. Феофана к Леонтию (Лебединскому), архиепископу Холмскому и Варшавскому, от 2 ноября 1888 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Ед. хр. 612. Л. 11–12 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Завершающее заседание первой секции возглавил игумен Лука (Степанов). В ходе заседания выступили: В.Н. Духанин, подробно проанализировавший полемику святителя Феофана со святителем Игнатием о природе души и ангелов; иерей Павел Нейгум ( Рязанская митрополия ), доклад которого был посвящен значению трудов святителя Феофана в деле духовно-нравственного воспитания современной молодежи; архитектор И.Ю. Позднякова с рассказом о соборном комплексе Вышенской пустыни; преподаватель Курского государственного университета А.Б. Хохлова, посвятившая свое выступление  богословско-педагогическим творениям святителя Феофана; преподаватель Арзамасского государственного университета О.В. Боченкова — с докладом на тему «Фразеологизмы в творении святителя Феофана Затворника " Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? " »; летчик-космонавт, полковник В.В. Петров, рассказавший о роли и значении личности и трудов сочинений святителя Феофана Затворника в деле духовного просвещения целого ряда российских космонавтов. Вторая секция семинара «Наследие святителя Феофана Затворника как предмет научного изучения» проходила одновременно с первой в Феофановском кабинете Издательского Совета. Ведущей на первом заседания секции выступила М.И. Щербакова, посвятившая значительную часть времени подробному разбору и анализу студенческих докладов, прозвучавших в ходе заседания. Во второй половине дня ведущим секции стал архимандрит Зосима (Шевчук), а на завершающем заседании — ответственный секретарь Научно-редакционного совета С.В. Лизунов, прокомментировавший выступления студентов и давший ряд указаний по ведению ими исследовательской работы. На этой секции прозвучали доклады аспиранта Московской духовной академии, магистра богословия В. Попова, рассмотревшего проблемные аспекты мариологии по неизданной переписке ректора СПбДА архимандрита Феофана (Говорова) с русским католиком князем Н.Б. Голицыным, студента Минской духовной академии Д. Нецветаева «Учение святителя Феофана о внутреннем человеке», студента Екатеринодарской духовной семинарии А.

http://patriarchia.ru/db/text/2750993.ht...

135 См. преосв. Феофана, Мысли на каждый день года по церковн. чтениям из слова Божия, стр. 441–442. Москва, 1881. 136 Подробности о Тамбовском периоде служения преосв. Феофана см. в нашем о нем исследовании в Чтениях в Общ. люб. д. просв. 1894, 8, стр. 527 и дал. 137 Подробнее см. там же, стр. 532 и дал. Но этому-то напр. прощаясь с Тамбовской паствой в 1863 году, преосв. Феофан и говорил ей, что единственной заботой его было «необинуяся сказать ей всю волю Божию» (Слова к Тамб. пастве, вып. 2, стр. 214. Москва, 1867), а прощаясь с Владимирской паствой, обещал молиться «паче» всего о том, чтоб Господь «устроял спасение» ее. Слова к Владимир. пастве, стр. 683. Владимир, 1869). 139 См. о сем воспоминание племянника преосв. Феофана А. Г. Говорова в Душеп. Чтении 1894 г., 5–6, стр. 63. 140 Таковы напр. страшные пожары в Тамбове и Тамбовской епархии в 1860 году, по случаю которых преосв. Феофан говорил нарочитые проповеди (см. Слова к Тамб. пастве, вып. 1, стр. 218 и дал.). 142 Конечно, истинные. Оттого-то Саров, где подвизался и оставил много добрых иноческих порядков и преданий известный старец Серафим, и произвел такое отрадное впечатление на душу преосв. Феофана. 144 Преосв. Феофан так и начал свое письмо: «Указ Е. И. В. из Тамб. Д. Консистории. Тамб. Дух. Ко. – слушали донесение кн. Лукомской – о неудовольствии генерала Бурачка на преосв. Еп. Ф. – за то, что сей последний не свидетельствует первому письменного высокопочитания, – с резолюцией Е. Пр.» и проч. Письмо от 17 октября 1859 года, не изданное. 148 Только однажды, именно в 1871 году преосв. Феофан был приглашен на освящение одного храма и говорил при сем проповедь, напечатанную в Тамбов. Епарх. Ведомостях за 1871 г., 11. 149 Этих писем, за 28-летний период 1866–1894 годов вышло из-под пера преосв. Феофана великое множество. 152 Письмо преосв. Феофана к И. А. Крутикову, бывшему питомцу Моск. Дух. Академии (выпуска 1872 г.) от 22 окт. 1884 г., доселе бывшее неизвестным в печати и обязательно сообщенное нам, в числе других писем преосв. Феофана, И. А. Крутиковым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пояснение к первому письму – издателей «Душеполезного чтения». Н. И. К. Изд. по: Письма преосвященного Феофана-Затворника к Н. И. К.//Душеполезное чтение. 1902. Т. 2. С. 459–463; 1903. Т. 2. С. 240–245; 1908. Т. 1. С. 210–212, 364–372, 497–500; Т. 2. С. 71–76, 258–261, 353–356, 510–515; Т. 3. С. 49–53.179–183, 376–378. Без комментариев. Н. У. Изд. по: Письма преосвященного Феофана Затворника к Н. У.//Душеполезное чтение. 1902. Т. 3. С. 132–134. Без комментариев. В первом письме 308) была сделана приписка к дате «5 января 1892 года. Идет 7.». N. N. Изд. по: Разрешение сомнений и увещание держать святую веру без возражений. Письма святителя Феофана к N. N.//Душеполезный собеседник. 1899. Июль. Вып. 7. С. 205–208. Без комментариев. Архимандриту Петру. Изд. по: Письма преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского к архимандриту Петру//Странник. 1895. Т. 3. Декабрь. С. 701–719. Новооткрытые письма преосвященного епископа Феофана (Говорова)//Душеполезное чтение. 1913. Т. 2. С. 3–16. Эти девять писем святителя Феофана в разной литературе надписываются по-разному. Даже в работе о. архимандрита Георгия (Тертышникова) они упоминаются трижды, во-первых, под заголовком «Письма к П. А. Троицкому», во-вторых, как «Письма к архимандриту Петру», и наконец, как «Письма к епископу Петру Аккерманскому». И в первом, и во втором, и в третьем случае речь идет об одних и тех же письмах. Основой для нашей публикации послужили письма из двух uздahuй:v«Cmpahhuk» и «Душеполезное чтение». При сличении текстов в письмах обнаружены незначительные разночтения, не искажающие смысла (например, слово «учь» было заменено в журнале «Странник» на «ученость» см. письмо 322; а выражение «Стало, слава Богу» заменено в «Душеполезном чтении» на «Итак, слава Богу» см. письмо 324; и подобное). Эти частности мы не разъясняли, чтобы не отвлекать читателя от основного – смысла. В журнале «Странник» было опубликовано только восемь писем. Они были подробно прокомментированы и снабжены объемной вступительной статьей. Поэтому мы полностью воспроизводим публикацию журнала «Странник», добавляя к ней только: одно письмо из «Душеполезного чтения» (от 14 декабря 1849 года; у нас – 316) и часть текста к письму от 26 октября 1857 года 318), по какой-то причине не вошедшую в другие издания, а именно: постскриптум от слов «Ну – Батюшка...» и до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Без комментариев. Протоиерею Д. А. Жданову . Изд. по: Письмо в Бозе почившего преосвященного Феофана к бывшему его товарищу по Академии в ответ на поздравление последнего с новым годом//Киевские епархиальные ведомости. 1894. 15. С. 434–435. Письма преосвященного Феофана к протоиерею Д. А. Ж-ву//Киевские епархиальные ведомости. 1894. 11. С. 312–313. Примечания к письмам – издателей «Киевских епархиальных ведомостей». И. А. Л. Изд. по: Письма преосвященного Феофана-Затворника к И. А. Л.//Душеполезное чтение. 1902. Т. И. С. 208–209. Примечание: «Сообщил священник Митрофан Серебрянский». Святителю Игнатию (Брянчанинову) . Изд. по: Иеромонах Марк (Лозинский) . Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) . Приложение к магистерскому сочинению. В 2-х т. Т. 2. Загорск, 1967. С. 48–50. (Машинопись.). Без комментариев. Епископу Нижегородскому Иеремии. Изд. по: Письма к преосвященному Иеремии епископу Нижегородскому. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова)//Чтение в Обществе любителей духовного просвещения. 1887. Книга I. С. 31–32. Без комментариев. Архиепископу Херсонскому Иннокентию . Изд. по: Суждение преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского о греко-болгарском вопросе и состоянии Православной Церкви на Востоке//Труды Императорской Киевской духовной академии. 1895. Т. 2. Май. С. 33–67. Публикация письма предварялась «Предисловием»: «Свои суждения о греко-болгарской распре и о состоянии православной Церкви на Востоке преосвященный Феофан высказал в письме к архиепископу Иннокентию (Борисову) от 9 марта 1857 года. Письмо это мы и предлагаем вниманию наших читателей. Считаем необходимым здесь сообщить некоторые предварительные сведения о происхождении настоящего письма. Известно, что 21 мая 1856 года архимандрит Феофан (в то время ректор Олонецкой духовной семинарии) был назначен на должность настоятеля нашей посольской церкви в Константинополе. Выбор архимандрита Феофана на столь важный и ответственный (особенно в то время) пост обусловливался, несомненно, тем обстоятельством, что архимандрит Феофан был хорошо знаком с православным Востоком. Незадолго пред тем он провел на Востоке около семи лет (1847–1854 гг.) в качестве члена нашейпервой миссии в Иерусалиме. Миссия эта имела поклоннический (паломнический. – Ред.) характер. Члены миссии, в том числе и архимандрит Феофан, во все время пребывания на Востоке ограничивали свою деятельность поклонническим подвижничеством и всесторонним ознакомлением с состоянием православия на Востоке. В это время архимандрит Феофан посетил Константинополь, Афон, Иерусалим, Сирию и Египет. Плодом этого путешествия было всестороннее знакомство с состоянием единоверных нам народов Востока. 3 мая 1854 года, вследствие начавшейся Крымской войны, наша Иерусалимская миссия была отозвана. В числе других ее членов возвратился в Россию на этот раз уже через Западную Европу и архимандрит Феофан.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Из комплекса официальных документов, относящихся к данному периоду биографии святителя Феофана, следует, что решение кадровых вопросов преподавателей академии помимо Правления академии и Святейшего Синода, выносившего определения, проходило через синодальное Духовно-учебное управление, и процесс определения на ту или иную должность мог затягиваться до нескольких месяцев. Так, вопрос о назначении иеромонаха Феофана помощником инспектора, судя по документам из фонда Духовно-учебного комитета при Святейшем Синоде РГИА решался с 24 января по 6 апреля 1845 года. Первая дата указана на представлении о назначении нового помощника инспектора академии вместо увольнявшегося преподавателя В.И. Долоцкого 2 . Обер-прокурору были предложены две кандидатуры, в их числе – иеромонаха Феофана На следующий день, 25 января, он был определен на должность инспектора Затем, 31 января 1845 года обер-прокурор направил соответствующее предложение Святейшему Синоду В послужных списках и других документах МИД датой назначения указано 14 февраля 1845 года, когда было принято определение Святейшего Синода 50; 14]. Последней датой – 6 апреля 1845 года отмечен подписанный обер-прокурором Синода графом Н.А. Протасовым и директором Духовно-учебного управления А.И. Карасевским документ – предложение Правлению Санкт-Петербургской духовной академии в котором речь идет «о назначении на должность помощника инспектора С.-Петербургской духовной академии инспектора Новгородской семинарии иеромонаха Феофана» c. 245]. Включение иеромонаха Феофана в состав Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в семинариях длилось с апреля по июль 1845 года 29;50]. Документы о зачислении его в штат кафедрального собора Александро-Невской Лавры датированы 5 сентября 1845 года 28 сентября – 17 октября того же 1845 года и 25 мая следующего 1846 года 50]. В это время иеромонах Феофан завершал уже второй год преподавания в академии. По итогам ее ревизии, которую в 1845 году проводил архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Никандр (Клементьевский) 3 , и с одобрения митрополита Антония (Рафальского) будущий святитель был во второй раз за всю свою преподавательскую деятельность удостоен благословения Святейшего Синода 22 апреля 1846 года 50].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

См. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к архимандриту Порфирию (Успенскому) от 29 января 1852 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 136, 139. Отчет об ученых занятиях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1852 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 626—627об.; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. 1... С. 687. Отчет об ученых занятиях членов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1849 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 340; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι… С. 488. Отчет об ученых занятиях членов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1848 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. I. Ед. хр. 3606. Л. 6; Отчет об ученых занятиях членов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1848 г.//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед. хр. 28809-б. Л. 137об.—138. См. Отчет об ученых и художественных занятиях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1853 г.//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. 1847 г. Д. 19. Ч. 2. Л. 30—30об. См. Отчет об ученых занятиях Русской духовной миссии в Иерусалиме за 1849 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 244об.—245, 340; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 481488. Донесение К.М. Базили В.П. Титову от 13 апреля 1849 г.//АВПРИ. Ф. 161. II–9. Оп. 46. Д. 20. Ч. 2. Л. 8об; Донесение К.М. Базили В.П. Титову от 13 апреля 1849 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 742. Л. 98об.;. Донесение К.М. Базили В.П. Титову от 13 апреля 1849 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 196об. См. Выписка из отношения русского посланника в Константинополе В.П. Титова, направленное государственному канцлеру К.В. Нессельроде., от 6 февраля 1850 г.//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. Д. 26. Л. 1. См. Дело о награждении иеромонаха Феофана золотым наперсным крестом//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. Д. 26. 2—10. Черновик письма русского посланника в Константинополе В.П. Титова к архимандриту Порфирию (Успенскому) об отправке золотого наперсного креста для иеромонаха Феофана (Говорова)//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 26—26об.

http://bogoslov.ru/article/5558528

Содержание Письма свт. Феофана Затворника к Нецветаевой Татьяне Владимировне 19 февраля 1887. 1 июня 1887. 9 июля 1887. 10 ноября 1887. 16 апреля 1890. 2 мая 1890. 17 мая 1890. 27 июня 1890. 29 июля 1890. 3 апреля 1891. Декабрь 1891. 17 марта 1892. 23 июля 1892. 4 октября 1892. 8 ноября 1892. 13 декабря 1892. Январь 1893. 8 июня 1893. 20 октября 1893.     (Вступительная статья 1 ) Аннотация. Публикуется переписка святителя Феофана Затворника с Т.В. Нецветаевой, продолжавшаяся с февраля 1887 г. по октябрь 1893 г. В своих письмах к Т.В. Нецветаевой свт. Феофан касается преимущественно хозяйственно-бытовых вопросов, таких как ремонт и продажа дома, пересылка денежных средств и пр. Несмотря на отсутствие в данных письмах ярко выраженной богословской проблематики, они не теряют своей актуальности. Публикуемые письма интересны в том отношении, что в них святитель Феофан раскрывается перед читателем не столько как богослов и аскет, сколько как человек, внимательный к нуждам близких ему людей. Пребывая в затворе, он не считал зазорным для себя вникать в житейские нужды своих корреспондентов. Abstract. The correspondence of St. Theophan the Recluse with T. V. Netsvetaeva, which lasted from February 1887 to October 1893, is published. In his letters to T. V. Netsvetaeva, St. Feofan mainly concerns economic and household issues, such as the repair and sale of the house, the transfer of funds, etc. Despite the absence of pronounced theological issues in these letters, they do not lose their relevance. The published letters are interesting in the sense that in them St. Theophan reveals himself to the reader not only as a theologian and ascetic, but as a person attentive to the needs of people close to him. Staying in reclusion, he did not consider it shameful for himself to delve into the everyday needs of his correspondents. Переписка святителя Феофана Затворника с Т.В. Нецветаевой продолжалась с февраля 1887 г. по октябрь 1893 г. Татьяна Владимировна – дочь священника Владимира Никитича Макринова и сестры свт. Феофана – Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой). Была замужем за священником Александром Борисовичем Нецветаевым, настоятелем Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губернии, скончавшемся 6 февраля 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010