167), – эта идея, весьма вероятно, современна существованию откровения и следовательно, существовала, по мнению автора, с самого начала человеческой истории. V-я глава сочинения о. архимандрита Феофана говорит об «употреблении тетраграммы в библейских ветхозаветных книгах». В начале ее указывается значение для библейской науки вопроса об употреблении в Библии имен Божиих Ягве и Элогим, и предлагается краткий, но содержательный и достаточно полный очерк истории этого вопроса. Как известно, именно употребление этих имен Божиих в книге Бытия послужило исходным пунктом для позднейшего отрицательно-критического воззрения на книги Откровения, господствующего в настоящее время в западной науке и в дальнейшей истории этого направления вопрос об употреблении в Библии имен Божиих занимал, и занимает далеко не последнее место. Автор указывает логическую необоснованность и практическую неприменимость отрицательно-критической теории, различающей в Пятокнижии, по употреблению имен Божиих, разновременные записи и позднейшие дополнения, и выставляет преимущества в том и другом отношении положительного воззрения. Отметив затем несколько характерных примеров из новейших западных комментариев на книгу Бытия, где отрицательная критика сама по необходимости прибегает к тому же принципу объяснения особенностей в употреблении имен Божиих, каким пользуется положительное воззрение, автор последовательно, на целом ряде библейских мест, устанавливает этот принцип. Именно, употребление в Библии имен Божиих Ягве и Элогим попеременно, в одном отделе – первого имени, в другом – второго, соответствует, различаемому писателями св. книг, двоякому отношению Бога к миру и человеку. «Тогда, как Elohim характеризует Бога в Его общепромыслительном отношении к миру и человеку, Jahveh отмечает специально домостроительное Его отношение к человеку» (стр. 181), хотя в частных оттенках это положение терпит некоторые изменения. Принятое автором расположение библейских мест с тем или другим именем по строгой системе нельзя не признать более удобным, чем рассмотрение их подряд, в последовательности изложения св. книг, так как, при таком расположении, автору удается избежать частых повторений одних и тех же объяснений и ссылок на ранее разобранные места. Прежде всего, рассматривается употребление имен Божиих в повествовательных частях Библии, принадлежащих самим их писателям и затем в собственных словах действующих лиц, а) стоящих вне завета с Богом, и б) лиц из избранного Богом еврейского народа. В такой системе рассмотрено автором употребление имен Божиих сначала в книге

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Андрей Первозванный так не поступал. Так что это опять уничижение Андрея Первозванного будет. Встречают, может быть, и по одежке, но нужно ли нам, чтоб нас так встречали? По крайней мере, мы хотим показать детям нечто другое, и если мы будем вести к тому, чтобы нас встречали по одежке, то вряд ли сумеем показать им то, что хотели. Как раз часто бывает наоборот: запоминается в учителе как раз нечто такое, что отличает его от общего мирского течения. Особенно такого учителя, который как-то стремится направить детей на путь Божий. Он и должен, в общем-то, отличаться во многом. Здесь нужна золотая середина. Вспомним владыку Феофана (Быстрова) , он был епископом Полтавским. Одно время был духовником царской семьи, потом был в эмиграции и умер во Франции. Владыка был человек высокой духовной жизни, очень искренний монах. Его смущало, что, благодаря своим умственным способностям и преуспеянию в учении, он с самого пострига был на разного рода должностях. Сначала инспектор семинарии, потом ректор, потом архиерей. И с самого начала он, став инспектором семинарии, переживал, что, будучи монахом, не исполняет в полноте заповеди, например, о том, что, если имеешь две ризы, -одну отдай неимущему (см.: Лк. 3, 11 ). Он спрашивал об этом одного из старцев, и тот ему ответил, но ответил прикровенно. Старец взял зеркальце и стал перед ним тщательно причесываться. Смысл его ответа был в том, что поскольку он по своему церковному послушанию обязан иметь общение не со своей монашеской братией, а со светскими людьми, и со студентами семинарии, и с какими-то мирскими властями и так далее, то его одеяние должно быть приличествующим. Но здесь нужна мера. В данном случае – покупать, что ли, шубу специально? В чем ходил, в том и ходишь. Я не думаю, что надо специально учителю покупать шубу, чтобы ученики его уважали. Вот человек приходит, становится учителем. Посмотрел свой гардероб и думает: «Да нет, так нельзя мне в школе появиться, там дети богатых родителей, они меня будут встречать по одежке. Надо мне к школе прикупить себе гардеробчик». Я думаю, что это совершенно неправильно. Но, конечно, нужно поддерживать некий приличный уровень. Когда я жил в селе, у меня была одна верхняя одежда – телогрейка. Всё! Другого мне там было не нужно. Я всякие свои одежи пораздавал, какие смог. Какие не смог – сейчас начинаю носить. Вот недавно извлек неожиданно из шкафа в Москве пальто, которое лет двадцать пять уже не надевал. Смотрю – нормальное. Мы не должны резко выделяться ни в одну из сторон. Возьмем, допустим, переходный момент. Ты был не учителем до этого, а, например, кладовщиком, и вот сегодня ты поступаешь в школу. Если раньше в тебя на улице пальцами не тыкали и не подавали тебе по полтинничку, когда видели, значит, все было более-менее нормально... О гордости

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Выучиться на повара Программа реабилитации осужденных рассчитана на 11 месяцев. За это время подопечные Зуева должны полностью адаптироваться в новой жизни, научиться самостоятельно решать свои проблемы. Поэтому, работая на швейном производстве и живя в общежитии, которое ничем не отличается от городской квартиры, они должны платить за жилье, готовить, убирать. По вечерам можно учиться. Сейчас на подворье у отца Феофана появилась новая подопечная Игоря Зуева - Дина. Девушка трудится кухаркой на пасеке, " поварит " , как здесь говорят. Кстати, о поварах. Идею бизнесмену подкинула начальник женской тюрьмы Надежда Тросюк и попросила помощи, как у депутата Рижской думы. Ведь как-никак половина " сидельцев " за решеткой - столичные жительницы. - Как вы знаете, в тюрьме сейчас обучают только на профессии швеи и парикмахера, - говорит Игорь. - Но повар тоже для женщин очень хорошая специальность, да и востребована она на рынке труда. Посчитали мы все необходимое для организации курсов помощников поваров в женской тюрьме и подали заявку в социальный комитет городской думы. Предложение депутата в комитете поддержали. Но... проект зарубили в финансовом департаменте РД. Причина традиционная: нет денег. Однако не таков бывший моряк, чтобы так быстро сдаваться. Какие-то средства раздобыла администрация тюрьмы, а остальное, по просьбе Зуева, под новый проект выделил Aizkraukles banka. Как надеется Игорь, уже через месяц им удастся оборудовать в тюрьме помещения, где будут готовить помощников поваров. Надежда была первой Рассказал Игорь елгавскому батюшке и о своем проекте помощи бывшим заключенным женщинам, попросил совета. Отец Феофан побывал в швейной мастерской Зуева. Потом осмотрел и квартиру со всеми удобствами, где к тому времени жили первые две подопечные Игоря. - Понравилось ему все, но в заключение он предложил, чтобы из тюрьмы девушки сначала к нему в храм приезжали. Поговорит он с ними, а потом на послушание определит - на подворье. Сказал, пусть сначала в келье поживут. Человек ведь проверяется в трудностях. Если он и впрямь хочет изменить свою жизнь, значит, достоин иметь все то, что мы ему предлагаем - работу и жилье благоустроенное.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Предлагаю вам коротенькую молитву творить не одну, а набрать их несколько и потом употреблять утро и вечер – и на дню иной раз. На первом месте поставьте: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную... Затем: 24 молитовки свт. Златоуста... (в молитвах на сон); далее: Помилуй мя, Боже до Воздаждь ми радость спасения... – и пр. Наконец, обратите в молитовки возглашения просительной ектении: День сей (или вечер, или ночь)... свят, мирен и безгрешен даруй, Господи... Ангела мирна... Прощение и оставление грехов даруй, Господи... и пр... 6 молитв. Если будет охота, выбирайте из псалмов молитвенные и покаянные воззвания (6, с. 82). 27. Степень значения чувства к Богу Исключительный отдавать чувству вес – не право, но и то не право, на чем вы остановились – на твердости намерения держаться единого на потребу. И то, и другое надо с прибавкою еще третьего – яснозрения дела спасения. Сии три, когда бывают в соразмерной силе, порождают и поддерживают быстрое течение путем спасения. И нельзя сказать, какое из сих действий значительнее. Чувство к Богу влечет, ревность течет, а ясноведение дела дорогу указывает (6, с. 92). Молитвы – вопль к Богу из сердца; как тут обойтись без чувства? И у Премудрого Бог глашает: сыне, даждь ми сердце. Доброе настроение сердца отзывается тихим радостнотворным чувством, подобным чувству здравия. Когда я применял к вам слова: помяни, откуда ниспала еси... разумел не падение в грех – избави, Господи, – а прежнее мирное настроение сравнительно с описанным вами – бурным и неукротимым (6, с. 93). 28. Духовное устроение при молитве Иисусовой Как приятно было прочитать, что пустота душевная потянула вас к молитве и вы обратились к самой хорошей – к молитве Иисусовой, и начали творить ее с таким успехом. Благослови, Господи, преуспеть вам в ней, и притом так, чтобы уже ничто не могло отвлечь вас от нее (6, с. 102). Спрашиваете, что нужно. Как вы творите ее, так хорошо. Припоминайте и так делайте. Одно напомню, что вниманием надо сойти в сердце и стать там пред лицем Господа, вездесущего – и в вас, и всевидящего – и в вас... Вот как вы помышляли – горе – к Престолу Бога, а долу – к себе, грешной (6, с. 102– 103). 29. Журчащий ручеек и надежный сторож

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Споручник – поручитель. Спяй (от спати) – спящий. Сретение – встреча. Сручнее (от сручный) – удобнее, сподручнее, ловчее. Ста (от стати) – перестал. Сткляница – стеклянный сосуд; вообще сосуд, чаша. Стеня и трясыйся – стеная и дрожа. Студодеяние – постыдное дело; распутство, нечистая жизнь. Стяжите – приобретите. Субстракт, субстрат – общая основа многообразных явлений. Суесловный – пустословный. Сюду и сюду – туда и сюда; по ту и по другую сторону, по обе стороны. Сый – сущий. Т Таинница – тайнослужительница, наставница в священных тайнах. Тако – так. Талант (церковносл.) – слиток серебра или золота, служивший в древности вместо денег; дар Божий, данный человеку (см. Мф. 25, 14–29 ). Татьба – воровство, кража. Тварь (церковносл.) – создание, творение; весь род человеческий. Творяй (от творити) – творящий. Терние – терн, колючее растение и его иглы. Терция – шестидесятая часть секунды. Тещи – идти быстро, бежать; стремиться. Токмо – только. Толкашки – рой, столб комаров или мошек. Толцет (от тлещи) – стучится, ударяет в дверь. Точию – только. Трансцендентальный – предшествующий опыту и обусловливающий его; изначально присущий рассудку. Треокаянный – прежалкий. Туга – тяжесть, печаль, забота, беда. Туне – даром, без вины, без причины, напрасно, без платы, из милости. У У – еще. Убо – ведь, именно, то; потому, итак, таким образом, впрочем. Увесть (от уведети) – узнает. Углебати – погрязнуть, вязнуть, тонуть. Уды – члены. Уканути – излиться, ниспасть, капнуть. Уколотить – убить. Уне – лучше. Унионисты – те, кто стремится к объединению, слиянию; объединение кальвинистов с лютеранами. Успособить – облегчить. Устрояти – вооружать, поставлять в строй; исправлять; отстранять, отставлять, отводить. Утешный – приятный. Утолсте (от утолстети) – стал толстым, откормился. Утреневати – вставать рано утром; бодрствовать в утренней молитве. Утробы щедрот – благоутробие, милосердие. Утрей – завтрашний день. Уты (от утыти) – утучнел, растолстел. Уч – ученый умник. Ф Фанфарон – бахвал, хвастун.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Весной 742 г. Константин V вновь подошел к Константинополю, и здесь открылись три крупных просчета узурпатора. Во-первых, он покинул город, отправившись в фему Опсикия, где неудачным управлением быстро восстановил против себя своих же недавних подданных. Во-вторых, Артавазд не сумел консолидировать свои силы, оказавшиеся разбросанными по стране. Наконец, в-третьих, он не обеспечил Константинополь запасами на случай осады – видимо, не ожидал, что дело может зайти так далеко. Но именно так и получилось. В том же году при Сардах Константин Исавр нанес тяжелое поражение Артавазду, до сих пор не верившему, что «мальчишка» сможет разбить его, бывалого и опытного воина. Он спешно бежал в Константинополь, а император, не теряя времени, развернул свою армию, догнал сына Артавазда Никиту с армянским войском и в августе 742 г. разгромил его при городе Модрине, что находился в феме Вукеллариев. Несчастье для Артавазда заключалось в том, что хотя самому Никите удалось скрыться, в этой битве пали многие близкие советники и товарищи Артавазда, включая двоюродного брата узурпатора, патриция Тиридата 108 . После этих побед Константин V переправился через Босфор и осадил город с суши, а стратиг фемы Фракисийская Сисиний во главе флота блокировал Константинополь с моря – столица оказалась в осаде. Вскоре в городе наступил настоящий голод, а попытки Артавазда раздобыть продовольствие и доставить его в Константинополь не приносили успеха. Флот Константина Исавра легко перехватывал суда противника, направляя захваченное продовольствие для нужд своей армии. Осажденные попытались произвести вылазку на сухопутном участке обороны города, но вновь неудачно: Артавазд опять потерпел поражение и лишился своего главного помощника магистра Феофана, павшего на поле брани. Ввиду опасности голода Артавазд пошел на то, чтобы разрешить выход из Константинополя женщинам и детям, принудительно заставив все мужское население взять в руки оружие. Однако мужчины не желали воевать: многие из них, переодевшись в женское платье или монашескую одежду, пытались выскользнуть из осажденной столицы. Их ловили слуги Артавазда и направляли в строй, что не придавало авторитета узурпатору. Но бывшего помощника Льва Исавра согревала мысль о сыне Никите, который, по полученным сведениям, собрал новое войско и уже подошел к Хрисополю, желая деблокировать Константинополь. Однако Константин V и на этот раз разрушил все планы врага. Не снимая осады, он с частью войска внезапно переправился через пролив, догнал Никиту и вновь разгромил его, захватив сына Артавазда в плен вместе с бывшим епископом города Гангры Маркеллином, служащим в армии узурпатора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 сентября подал прошение («по различным причинам я принужден оставить Академию») и 3 ноября 1905 г. был уволен и. д. доцента кафедры пастырского богословия и педагогики В. В. Успенский, один из учредителей Религиозно-философских собраний, избранный на академическую кафедру в ноябре 1901 г., на год позднее А. В. Карташева . После его ухода также была создана специальная Комиссия 1915 , а вопрос о замещении кафедры поставлен на голосование Совета лишь год спустя, в октябре 1906 г. Причем В. В. Успенскому было также предложено вновь занять кафедру, на что он согласился: «Вследствие изменившихся условий моей личной жизни, я снова имею в настоящее время возможность посвятить свои силы и время академической кафедре» 1916 . В заседании Совета 23 октября 1906 г. из трех кандидатов (С. М. Зарина, А. И. Сырцова и В. В. Успенского) избранным оказался В. В. Успенский: за него было подано 12 голосов, против – 9 (за Зарина, соответственно, 9–12, за Сырцова 5–16) 1917 . Однако на следующий день вопрос о замещении кафедры обсуждался вновь из-за категорического протеста инспектора Академии архимандрита Феофана (Быстрова) против занятия кафедры В. В. Успенским. Архимандрит Феофан находил религиозное мировоззрение Успенского «существенно различающимся от мировоззрения церковного», ибо «в понимании христианства» Успенский руководствуется вместо св. отцов трудами новейших философов 1918 . Свой протест архимандрит Феофан был намерен довести до высшей церковной власти. Обсуждение этого вопроса продолжалось в нескольких заседаниях Совета: 24 и 30 октября, 2 и 4 ноября. Кандидатуру Успенского наиболее активно отстаивал опять-таки Н. К. Никольский , предлагая архимандриту Феофану, вместо «голословных» обвинений «письменно и детально» изложить пункты, по которым В. В. Успенский «отступает от истины» 1919 . 2 ноября Совет поддержал это предложение Н. К. Никольского , однако архимандрит Феофан отказался представить подобное заявление, оставив в силе свой протест. 4 ноября вопрос был вновь поставлен на голосование.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

2396 Вебер M. Исторический очерк освободительного движения в России и положение буржуазной демократии. Киев, 1906. С. 66. 2397 В воспоминаниях о СПбДА Глубоковский пишет о регулярных собраниях, устраиваемых в «пространной инспекторской зале» под председательством Распутина, провозглашенного «учителем жизни». «Здесь Распутин среди избранного стада (по преимуществу монахов) основал свой духовный престол всероссийского «старца» и «прозорливца» и отсюда проскочил в царские чертоги «попущением» и благоволением невольного магистра...» (Глубоковский H. H. С.-Петербургская Духовная Академия во времена... С. 57–58). В последних словах намек на архим. Феофана (Быстрова) . Среди участников этих собраний были и другие будущие иерархи. 2399 Воспоминания об этом периоде из жизни духовных академий единичны. В основном они написаны много лет спустя и опубликованы в зарубежных изданиях. См.: Димитрий (Вознесенский), еп. Жизнь студенческая в Московской Духовной Академии за мое время (1893–1897 гг.)//Хлеб Небесный. Харбин, 1939. И. С. 4–7; Владимир (Раич), еп. О Московской Духовной Академии. Мои Воспоминания//Православный путь. Джорданвилль, 1973. С. 88–101; о СПбДА: Веритинов Н. В старой академии//Возрождение. Paris, 1956. Тетрадь 49 (январь). С. 78–91; Тетрадь 50 (февраль). С. 121–134. 2400 Глубоковский H. H. Академические обеты и заветы... С. 49. Лекция «Научное обновление ума». 11 янв. 1910 г. 2406 [Глубоковский Н. Н.] Самоосужденные//Колокол. 1909. 1120, 5 дек. С. 1. Подпись: «Профессор». 2407 ОΡ РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 341. Л. 1–2 об. Письмо H. H. Глубоковскому священника о. Иосифа Васильевича Боркова от 22 дек. 1915 г., из Нежина. 2411 Сосунцов Евгений, свящ. Современный антиномизм и хулиганство//Там же. 21, 22 мая. Стб. 625–627; Соболев А. Борьба с сквернословием//Там же. Стб. 627–630. 2415 В годы гражданской войны он «редакторствовал» по благословению епископа Вениамина (Федченкова) в Крыму (оба были учениками H. H. Глубоковского). После окончания гражданской войны Малахов эмигрировал, с 1 июля 1924 г. – наставник Крымского кадетского корпуса в Белой церкви, вскоре был рукоположен во священника к русскому приходу в Новом Саду, с 1 сентября 1924 г. – профессор богословия Университета Св. Саввы. В «Гласнике» датой кончины указано 9 (26) октября [sic!] 1934 г., в других источниках – 1 сентября 1934 г. (С. В. Протоиерей Нил Малахов//Гласник. Сремски Карловцы. 1934. 38–39, 2/15 дек. С. 580–581).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1735 г. русские войска перешли польскую границу и выгнали в Россию из старообрядческих селений на Ветке от 13 000 до 60 000 человек, главная масса которых попала в тюрьмы и на принудительные работы 1433 . Количество указов 1716–1762 гг., вводящих новые ограничения и подтверждающих старые правила против раскольников, так велико, что само их перечисление занимает не одну страницу 1434 . Плети и галеры, рваные ноздри и дыба все чаще и чаще встречаются в документах, относящихся к старообрядчеству того времени 1435 . После смерти Феофана и императрицы Анны, после свержения " немецкого режима " " наступило точно воскресение мертвых. Сотни, тысячи людей, без вести пропавших и считавшихся умершими, ожили снова. Со всех отдаленных мест Сибири потянулись освобожденные страдальцы на свою родину, или в место прежней службы, – кто с вырванными ноздрями, кто с отрезанным языком, кто с перетертыми от цепей ногами, кто с изувеченными от пыток руками и изломанной спиной» 1436 . Но среди этих возвращавшихся на родину жертв Миниха, Бирона, Остермана, Левенвольда и других немецких мучителей России в 1730–1742 гг. не было старообрядцев – они оставались в своих тюрьмах и рудниках. Наоборот, гонения на них еще усилились, т. к. состоявший из западноруссов Синод сосредоточил теперь на них всю свою энергию. Им было запрещено даже регистрироваться как старообрядцам. Почти перестали выдавать паспорта, снова ввели забытые было на короткое время значки и платья 1437 . Число самосожжений стало вновь быстро возрастать, особенно в Сибири, где рьяные миссионеры из украинских монахов действовали против населения хуже татар. Почти каждый год в Тюменской и Тобольской губерниях происходит по несколько больших гарей 1438 . Местные гражданские власти в 1761 г. обращались в Сенат с просьбой остановить миссионеров, Сенат послал тогда в Сибирскую губернскую канцелярию распоряжение об оказании " обывателям защиты от грабежей и притеснений команд, посланных от раскольничьих комиссий». Сенат просил губернатора уверить раскольников, готовых к самосжиганию, что притеснений больше не будет 1439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Наконец, всем и каждому видно было, что сообщены были от Господа старцу Макарию и дарования исцелений, и прозрения будущего и вообще сокровенного. Каковые дары, по замечанию Вышенского Затворника епископа Феофана, суть дары апостольские, выше коих на земле уже ничего нет. Примеры же сих высоких дарований читатели увидят далее в своем месте. Таким образом, описываемый старец, по замечанию вышеупомянутого о. игумена Марка, по духовной зрелости своей вполне соответствовал унаследованному им от предместника своего старца Леонида проходимому им высокому служению, был аввою в полном и истинном смысле этого слова. Его смиренное слово, хотя и не всегда было красноречиво, тем не менее оно было слово сильное, властное и действенное; так что невольно покоряло сердца всех, искренно желавших и искавших духовного преуспеяния и спасения. Пред ним невольно преклонялись все благорассудительные от мала до велика. Еще при жизни старца Леонида, как выше было сказано, все относившиеся к нему привыкли смотреть на о. Макария как на его духовного друга и сотаинника, хотя по смирению сей последний и вчинял себя в число учеников его; привыкли получать письма, писанные рукою о. Макария и скрепленные общею подписью обоих старцев в знак полного их единодушия и единомыслия. Все относившиеся к старцу Леониду были в то же время духовными детьми и о. Макария, как духовника обители. Наконец, во время предсмертной своей болезни, продолжавшейся с лишком пять месяцев, старец Леонид всем пользовавшимся его духовными советами, иночествующим и мирянам, прямо указал на о. Макария как на своего преемника по старчеству. И потому все относившиеся к старцу Леониду после его кончины, нимало не колеблясь, стали обращаться за духовными советами к о. Макарию и, видя в нем те же духовные дарования, а главное – ту же отеческую любовь, сердобольное участие в их духовных нуждах, умение радоваться с радующимися и плакать с плачущими, скорое решение недоумений и искусство во врачевании душевных недугов, – с радостью сообщали о сем другим своим знакомым. И потому слава о старце Макарии быстро разносилась по всем концам Руси православной и привлекала к нему множество желавших пользоваться от него мудрыми советами устно и письменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010