Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2,19–20 ). Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ), – говорит святой апостол Павел о себе и о других христианах. Как бы ни велики и неоценимы были страдания и воскресение Христа Спасителя, они не принесут пользы тем, которые не участвуют сами в Его страданиях – не распинают свои грехи, страсти. Искупительными плодами Его пользуются только те, которые добровольно участвуют в них – живут не беспечно, не по плоти, но по духу ( Рим.8:1 и далее). Святая Церковь воплотила в свою жизнь и эти апостольские веления и свидетельства. «Прежде всего покайтесь, – учит святитель Феофан (Говоров), Вышенский затворник († 1894). – Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как не очистивши поля нельзя ни сеять на нём, ни сажать, так и без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, чтоб вы ни сделали без него, все – всуе» ( Феофан Затворник , свт. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1890. С. 51). «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Стих. 8 на «Господи воззвах». Вечерня). «Изведи из темницы душу мою» (Стих. 10 на «Господи воззвах». Вечерня). «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» (Триодь постная. Неделя мытаря и фарисея. Из песнопения Утрени), – звучит в церковных песнопениях. Но покаяние не есть только раскаяние в греховном прошлом, а и действительный подвиг и приобретение добра. «Покаяние, по слову преподобного Иоанна Лествичника († 649), есть завет с Богом об исправлении жизни» ( Иоанн Лествичник , прп. Слово 5, 1//Лествица). Если нет исправления, нет подвига благого изменения жизни – значит нет и истинного покаяния. Сущность содержания Новозаветного нравственного закона есть любовь к Богу. Это первая и наибольшая заповедь ( Мф.22:38 ). Но она непременно должна соединяться с любовью к ближнему. Мы, – говорит святой апостол Иоанн Богослов, – имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил брата своего ( 1Ин.4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Относиться, как к воле Божией, совершающейся в нашей жизни! Я хочу привести замечательный пример из творений святителя Феофана Затворника. Святитель Феофан рассказывает, как один языческий царь, когда буря застала его в море и корабельщики в страхе не знали, что делать, обратился к ним с горделивыми словами: «Чего боитесь? Вы везете великого царя!» Но это, замечает владыка Феофан, было не больше, чем пустые, заносчивые слова… А вспомним другой случай: Христос плывет с учениками через Генисаретское озеро. Начинается страшная буря, и Апостолы в ужасе взывают: «Наставник! Наставник! Погибаем!» И что мы читаем дальше? «Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина» ( Лк. 8, 24 ). «Таким образом, – говорит св. Феофан, – только в отношении к Господу можно поистине сказать: чего боитесь? Господь с вами. Сие и говорю вам: ни внутренних, ни внешних волн не бойтесь, ибо Господь с вами. Не теряйте живой веры в сие, и сердце ваше будет исповедать: “аще… и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси” ( Пс. 22, 4 )». …сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим! И предадим, и возблагодарим. За хорошее благодарим Господа, ибо хорошее – дар Божий. И за кажущееся плохим – тоже благодарим. Потому что то, что сегодня нам кажется плохим, через некоторое время может предстать в совершенно ином свете. Разве видит маленький ребенок за родительскими наказаниями педагогическую систему, которая приведет его к нравственному совершенству? И видит ли строитель какого-то узкого участка работы все огромное здание, спланированное мудрым архитектором? Вот так и нам нужно учиться – именно учиться, ибо само собой это не придет, – доверять Богу во всем, что с нами происходит. Произнося каждое прошение, диакон крестится и кланяется. У него в правой руке орарь – символ его служения и образ Ангельского крыла. – Я не знаю, в какие моменты богослужения надо креститься и кланяться, а в какие не надо. Как мне быть? – Смотрите за диаконом. Когда он крестится и кланяется, так же делайте и вы.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Святитель Феофан Затворник , учитывая ничтожность идолов, пишет о запрете апостолом вкушения идоложертвенного:  « Трапеза от жертв идольских есть настоящая бесовская трапеза, несмотря на то, что идол ничто  и мясо идоложертвенное остаётся тем, чем было » 2 . По мысли святого, идол остаётся ничем,  «но бес не ничто, а богопротивное существо»  и  «ему и угождают принимающие их и них (жертв)» . Святитель прямо пишет о том, что вкушающие угождают бесам, а не Богу. Вывод: вкушающий идоложертвенное становится соучастником трапезы демонов. Два поучения коринфянам Толкуя нравоучения об идоложертвенном Павла в первом послании к Коринфянам, святой Феофан разделяет их две части. Сначала Апостол делает упор на грех соблазна брата (8 глава), а затем уже сурово воспрещает вкушать идольскую пищу, указывая на грех осквернения ею (10 глава). По словам толкователя, вкушая идоложертвенное, коринфяне  «два греха совершали: соблазняли немощных и сами осквернялись, хоть не думали делать ни того, ни другого».  Святой Златоуст, объясняя последовательность наставлений Апостола, поясняет:  «Блаженный Апостол, желая исправить их, не вдруг употребляет слова обличения, ибо происходившее у них было следствием более неразумия, нежели развращения, и потому нужно было в начале употребить более увещание, нежели сильное и гневное обличение » 3 . Приведём слова Апостола, которые редко вспоминаются теми, кто считает нормальным вкушение идольской пищи.  «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской»  ( 1Кор.10:19–21 ). Толкование Церковью этого отрывка не имеет двух смыслов: «Одними именами доказывает, что от идоложертвенного необходимо удерживаться» 4  (блаженный Феофилакт Болгарский ). Святитель Феофан, приводя слова Иоанна Златоуста , дополняет:  «Это уже властное законоположение. «То говорил: рассудите сами, будто совет предлагая; а когда изложил им весь ход рассуждения и вывел из него, до какой опасности доходят вкушающие от жертв идольских, что даже на сторону врагов Божиих и своих переходят, — уже не дает места их рассуждению, а пишет определение: не смейте же более касаться этих бесовских жертв: не можете чашу ту бесовскую пить и трапезе той бесовской причащаться. Есть у вас своя чаша, чаша Господня, и своя трапеза, трапеза Господня. Их причащаясь, других не желайте. Строгое это законоположение изрек Апостол, дабы кто из упорнейших, видя, что он говорил все прежнее будто в виде совета: как разумным говорю, рассудите сами, — не ослушался и не счел себя в праве не делать так, как выходило из того рассуждения. Почему говорит: не можете… не можете. Одни эти выражения достаточны для вразумления» (святой Златоуст)» 4 .

http://azbyka.ru/mozhet-li-hristianin-vk...

Эта тайна – любовь. Святой Исаак Сирин говорит нам, что «молитва должна совершаться в тишине (чтобы мы смогли понять значение смерти Господа), чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари». Потому что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Если мы будем подражать молитве и уединению Христа, мы сделаем первый шаг на пути к осознанию Божией любви к нам, нашей любви к Богу и нашей любви ко всему человечеству. Молитва исцеляет от выгорания Святитель Феофан Затворник советует нам: «Начните теперь, в настоящем положении уединяться дома, и часы уединения преимущественно посвящайте молитве все об одном: «Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду»… Не словом только и не мыслию только, но с сердечным болезнованием взывайте таким образом. На уединение такое назначьте или часы какие каждого дня (что лучше), или какие-либо дни недели». Апостол Павел же говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:17) и «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). Святитель Феофан также советует: «Из богомыслия иной предмет ближе других приляжет к сердцу. Тогда на нем после окончания сего дела остановиться надо и им подольше попитать себя. Этим пролагается путь к непрестанной молитве». Молитва – это также инструмент для профилактики и исцеления от выгорания и «усталости от сострадания». Св. Исаак Сирин отмечает: «Иногда душа бывает в обуревании, и восстают на нее жестокие волны; и снова происходит изменение, потому что посещает благодать и наполняет сердце человека радостию и миром от Бога». Святитель Феофан объясняет, как достичь мирного состояния в миру: «Помню, у Василия Великого вопрос о том, как апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанною молитвою». Исцеление в приобщении к таинствам Вспомним притчу о милосердном самаритянине (Лк 10:30-37): «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

Почему поступил так преподобный, остается для нас тайною. Несомненно лишь, что батюшка действовал так по Божьей воле, которую он умел узнавать внутренним взором. “Достигшие совершенства, – говорит епископ Феофан Затворник, – слышат Божий глас явно в душе своей. На них начинается сбываться слово Господа: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин.16,13). И апостол Иоанн так же пишет: “... помазание (от Духа) в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1Ин.2,27)”. Впрочем, в Житии преподобного (Дивеевского издания) говорится, что святому Серафиму и на этот раз явилась Божия Матерь в сопровождении Онуфрия Великого и Петра Афонского и повелела не скрывать себя больше, а служить людям. С этого времени двери затворника сделались открытыми для всех. Началось старчество. К сожалению, большинство записанных показаний относятся к позднейшему времени, к 1825 году, т.е. когда он оставил уже затвор совсем. Но это не имеет существенного значения, и мы соберем более ценные его наставления, хотя данные им в разное время и в разных местах. Сначала же опишем со слов очевидцев обстановку его кельи и способ приема посетителей. Вот что сообщает генерал Отрощенков, посетивший преподобного по пути в Москву: “...По благоговейному расположению своего духа, отчасти и по любопытству, а более всего по настоятельной просьбе жены моей, Натальи Михайловны, я решился заехать в Саров и поклониться преподобному затворнику”. После ранней обедни он с женою в сопровождении монаха направился к келье о.Серафима. “Ключ от общей двери (коридора) был у монаха, ведшего нас, ибо затворник никуда из своей комнаты, и даже в церковь, не выходил. Отворив эту дверь, вожатый наш, подойдя к двери затворника, сотворил приветственную молитву, потом еще повторил ее два раза с прибавлением, что проезжающие хотят видеть о.Серафима, но ответа также не получил и сказал: “Не угодно ли вам самим отозваться?” Я отвечал, что не знаю, как должно отозваться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

3 .2. Апостол Павел всегда связывал идею всеобщего воскресения с воскресением Христовым и вторым Его пришествием. Эти события открывают путь к будущему спасению живым и мертвым ( 1Фес.4:13–18 ). В гор. Коринфе в полемике с противниками воскресения мертвых 16 происходившими, вероятно, из еврейской диаспоры, Павел описывает всеобщее воскресение как действие божественного Промысла и противопоставляет его смерти первозданного Адама. Как Адам стал причиной всеобщей смерти, так Христос – первенец из мертвых, стал началом всеобщего воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке. Первенец Христос, затем Христовы в пришествие Его» ( 1Кор.15:23 ). Но человек не должен пассивно ожидать явления Христа Спасителя. Входя в общение со страдающим Христом ( Флп.3:10 ) через спострадание Ему, человек во многом сам определяет свою будущую жизнь: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ) 17 . 3 .3. О спострадании, как приобщении к страданиям Христовым, много говорит в своих сочинениях свт. Феофан Затворник († 1894). Для него спострадание это любой вид жизненных испытаний с мыслью о Христе распятом. Есть два основных вида такого спострадания. Первый – через внешние скорби и лишения, например, болезни тела, оскорбления, клевета, нищета и др., которые человек сознательно переносит ради веры во Христа. Другой – борьба со своими внутренними недостатками, которые ап. Павел называет страстями и похотями: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Здесь имеется ввиду добровольное сопротивление всем недобрым пожеланиям, безжалостное принуждение себя к деланию добрых дел и борьба с самим собой, которую свт. Феофан называет самоумерщвлением. Конечно, это не истязание самого себя до изнеможения, а стойкое противостояние своим дурным привычкам, которые становятся как бы второй природой человека. Поскольку страдания, не зависящие от нас, и добровольные скорби одинаково болезненны, то перенесение их «в полном смысле есть спострадание Господу, сообразное Его смерти» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

     Нынешнее апостольское чтение начинается со слова «облекитесь», что значит «оденьтесь». В данном отрывке Павел сравнивает приобретение добродетелей с образом одевания в разные одежды. Сравнение очень удачное. Действительно, христианство одевает человека, одевает в добродетели и святость. Грех раздевает. Снимая, одну за другой, одежды добродетелей, грех оставляет человека голым, немощным, некрасивым. Первое одеяние, о котором говорит Павел, – милосердие. «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие» (Кол. 3:12). Это место более точно переведено по-церковнославянски: «Облецытеся убо, якоже избраннии Божии святи и возлюбленни, во утробы щедрот». Словосочетание «утробы щедрот» святитель Феофан Затворник объясняет так: это есть «вседушное милосердие с болезнованием о всяком ближнем, как о своем кровном» . Прекрасная одежда, которую апостол предлагает одеть первую, как исподнее белье. Обратим внимание, что белье носится в некотором смысле втайне, т. е. никому не показывается. Белье хранит самые уязвимые части тела и греет человека. Все эти характеристики духовно прилагаются и к милосердию. Лишь по возможности тайное милосердие угодно Богу. Милосердие способно прикрыть наши тайные грехи, «ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов. 12:9). Милосердие собирает обильную благодать, которая согреет и растопит наши холодные души. Далее, Павел предлагает одеться в благость. В современной речи это слово редко употребляется и трудно понимается. В греческом тексте встречаем слово, однокоренное слову «Христос» – «христотис». В разные времена это слово понималось немного по-разному: доброта, честность, порядочность, простота. Т. е. перед нами комплексное понятие, означающее полноту добрых отношений с ближним, готовность к любой помощи во всякое время. Такова вторая одежда, ждущая христианина. Следующим покровом должно стать смиренномудрие, и это вполне логично. Кто имеет милосердие и благость, тот забывает о себе и думает только о пользе других. Святитель Феофан для примера смиренномудрия приводит образ многодетной матери, не помнящей себя в заботах о детях. Детям – все. Себе – ничего. Причем без всякой оценки своего подвига, что очень важно. Любому подвижнику достаточно один раз поставить себе пятерку, и весь его подвиг лопается как мыльный пузырь. Есть верная мысль, поддерживающая смирение в тонусе. Это слова Спасителя: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10). Помни этот стих, христианин – и гордость не найдет тебя.

http://pravoslavie.ru/118121.html

Архиепископ Леонид Краснопевков      Святитель определял синодальное управление Церкви как состояние, «которое в течение двух столетий не рассматривалось и не поверялось Собором», отмечал, что «жизнь гражданская отделилась от жизни церковной», и предрекал: «общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах». В то же время святитель с надеждой смотрел в будущее России: «России предназначено огромное значение. Европа узнала Россию после Америки, почти только со времен Петра I. Он пожаловал в Париж гостем в 1714 г., а в 1814-м пожаловала туда русская армия. Какова быстрота событий! Ныне, навстречу грозящим нам врагам, можно сказать словами 2-го псалма: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?» Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение». Святитель Феофан Затворник Вышенский предостерегал от искушений, исходящих от Запада, видя в этом действие Промысла Божиего: «Нас увлекает просвещенная Европа. Вдохнув этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начала забывать тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Как бы и над нами не исполнилось: придет господин виноградника и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим (ср.: Лк. 20:16). Но как бы сами не ворвались эти иные и не погубили не только делателей, но и самый виноград, – пророчески замечает святитель Феофан. «Дух мира с превратными учениями есть дух неприязненный Христу: он есть дух антихристов», – предупреждает святитель, и познается он «по враждебному отношению к христианскому исповеданию и христианским правилам жизни. Кажется, вокруг нас делается что-то подобное. Пока ходит повсюду только глухое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки и будут гнать вас, преданы также будете… и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21:12, 16–17). Дух антихристов всегда один: что было вначале, то будет и теперь, в другой может быть форме, но в том же значении. Как же быть? «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Терпи – с твердым словом исповедания на устах и в сердце».

http://pravoslavie.ru/100824.html

Богослов: Отец Клеопа, вот я читаю акафист или другое что-нибудь. Ум идет и молится, следует за стихами акафиста. Если он отклоняется, я его опять возвращаю. И есть моменты, когда можешь молиться, потому что ум исправно следует за тем, о чем ты молишься. Отец Клеопа: То есть что произносит язык, то ум понимает. Богослов: Нет, без языка, потому что языком я ничего не говорю. Только читаю в уме и так молюсь. Отец Клеопа: Этого недостаточно. Отец мой, ты не читал большую беседу святого Феофана Затворника со святым Агапием Слепым из Валаамского монастыря в Финляндии? «И спрашивает его святой Феофан: – Отче святый, – епископ обращался к нему так, великое смирение! – ты не жалеешь, что ослеп? – Очень радуюсь этому. Ибо глазами я много согрешал пред Богом в жизни моей. Благодарю прещедрого Бога, что с тех пор как Он закрыл эти мои глаза [плотские], то открыл мне другие [душевные]. И по-другому я вижу теперь. И епископ Феофан спросил его: – Что ты делаешь, отче, когда в уме твоем возникают священные образы во время молитвы? Такие воображения бывают хорошие, плохие и средние. Итак, что ты делаешь с хорошими? Бывают образы из Священного Писания: Преображение, плач Матери Божией, сцены из Евангелия. Что ты делаещть с ними? Послушай, что говорит старец Агапий, монах: – Я, преосвященный владыко, все священные образы откладываю в память, в другую силу души, и никак не позволяю им войти в ум, потому что все они – вне-умовые. И если бы я представил себе что-нибудь во время молитвы, то поклонился бы воображению». Послушай также, что говорит святой Нил Подвижник: «Блажен ум, достигший молитвы без воображения». Богослов: Так бывает и у меня, когда я молюсь. Например, вдруг придет мне на ум какой-нибудь образ, и я говорю себе: «В сторону образы» – и продолжаю молитву дальше. Отец Клеопа: Не воображай ничего. Ибо ум Христа не имел образов. Когда Христос пришел, Он пришел как Новый Адам. Таким, каким был Адам до грехопадения. Святой Максим говорит: «Когда Адам впал в воображение? Когда вообразил себя божественным», когда прельстил его змий. Тогда он вообразил, что он может быть... Как пали Ангелы? Ведь сказано у Исаии: «ты говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Женщин в обмороке выносят». Эосфор (греч.) — то же, что Люцифер (дат. «светоносец»), одно из прозваний сатаны; в русской традиции — Денница. Героиня «Русалки» не имеет имени: она — «дочь», «любовница», а не Маша или (как в опере Даргомыжского) Наташа. Имеется в виду диалог «Феаг», который в течение веков приписывался «раннему Платону», но в XIX столетии был объявлен неподлинным. Ныне он считается, по определению А. Ф. Лосева, «сомнительным, но близким к полной не подлинности» (Лоссе А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы.— В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986. С. 37). Мемуары Е. Д. Францевой публиковались в журнале «Русское Обозрение» в 1890 г. 1–3). В науке они считаются малодостоверными. «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Арбитр изящного (лат ). Выражение «Неизвестному Богу» восходит к эпизоду из «Деяний апостолов», где ап. Павел говорит: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я и проповедую вам» ( Деян. 17:22-23 ). Слова «Иисусу Неизвестному» навеяны названием работы Д. С. Мережковского «Иисус Неизвестный» (в 3х тт., Белград, 1932 —1934). «Наука любви» (лат.). Стихотворение «Дружба» (1825). П. Мериме неоднократно — и в статье «Александр Пушкин» (1868), и в разговорах с И. С. Тургеневым, на которые русский писатель ссылался в своей Пушкинской речи 1880 г.,— высказывал мысль о том, что Пушкин был продолжателем эллинских традиций в литературе. Имеется в виду стихотворение «Когда сожмешь ты снова руку» (1818). Начало стихотворения 1816 г. Подразумевается элегия «Я видел смерть; она в молчанье села» (1816). Неточная цитата из «Песни» («Мой друг, хранитель-ангел мой», 1808); у Жуковского: «Любовь мне жизнь…». Послание В.Ф. Раевскому «Ты прав, мой друг,— напрасно я презрел» (1822). «Итак, выпьем» (лат.). Феофан Тамбовский (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815—- 1894), известный более как Феофан Затворник ,— в 1863–1866 гг.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010