В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Студийский устав использовался на А. (по крайней мере в нек-рых обителях) и в XIII в. Ктитор Хиландарского мон-ря архиеп. св. Савва Сербский († 1236) перевел на церковнослав. язык Евергетидский Типикон (составлен ок. посл. четв. XI в.; из греч. сохранилась только рукопись 1-й пол. XII в.- Дмитриевский. Т. 1. С. XXXVIII), являющийся важнейшим представителем 2-й (поздней) к-польской редакции Студийского устава, где появляются «агрипнии» (γρυπνα - всенощная; здесь - особая ночная служба накануне воскресений и праздников) и где есть различение праздничного и будничного окончания утрени, но нет афоно-студийских 3 антифонов на утрене. Этот перевод (с небольшими добавлениями, принадлежащими св. Савве) стал известен под именем Типикона св. Саввы Сербского и использовался в Хиландарском мон-ре до 1-й четв. XIV в. (Там же. С. XLV-LII); Типикон и расположенные по нему богослужебные книги стали основой богослужения Сербской Церкви в XIII - 1-й пол. XIV в. На А. проживало большое число монахов-келлиотов, посещавших храм только в нек-рые дни и совершавших богослужение в своих кельях в одиночестве. Известны разного рода предписания о совершении такого богослужения: напр., устав Карейской келлии (изложен в 42-й гл. Типикона св. Саввы Сербского, отсутствующей в Евергетидском Типиконе; ср.: Мансветов. С. 294-297; Дмитриевский. Т. 1. С. XLV; Byzantine Monastic Foundation Documents. Р. 1331-1337), составленное мон. Феодулом (Фикарой, см. Фома Магистр ) «Скитское последование» ( Скабалланович. С. 439) и др. (см. в ст. Скитский устав ). С XIII в. Политические потрясения, пережитые Византией в 1-й пол. XIII в., после взятия в 1204 г. К-поля крестоносцами, привели, в частности, к тому, что на А. появилось множество принесенных сюда из балканских, малоазийских и палестинских мон-рей списков Иерусалимского устава и расположенных по нему богослужебных книг. Иерусалимский устав к этому времени уже достаточно распространился в правосл. мире, в течение XIII в. он был принят святогорскими мон-рями и используется до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Сначала он был очень незначительным монастырьком. Но в 1046 г. игумен его Илия подписался девятым под уставом, который дал святогорцам Константин Мономах. Немного ранее 1071 г. название этого монастыря – Ксиропотам было перенесено на Стратоникийскую обитель Никифора, а ему дано наименование Павловского. Это произошло таким образом: незадолго до 1071 г. обитель св. Никифора опустела или по недостатку материальных средств, или вследствие разорения ее пиратами; тогда по распоряжению прота св. Горы в нее перешло несколько монахов из Ксиропотамского монастыря, построенного для преп. Павла. От них-то она и стала прозываться Ксиропотамской, а прежний их монастырь удержал имя первого своего игумена – преп. Павла. 1135 Монастырь Дохиарский был основан ранее 738 г. неким Дохиаром. Он был посвящен св. Николаю и находился в Дафне. В первой половине XI в. он был обновлен игуменом Евфимием. Но в 1044 г. Дохиар был разорен арабами. Евфимий, едва спасшись от смерти с несколькими своими собратьями, приобрел готовый дом в нагорной части Афона и устроил здесь новый монастырь, назвав его старым именем. Игуменом в нем он сделал монаха Феодула, а сам стал вести отшельническую жизнь. Под уставом 1046 г. Феодул подписался одиннадцатым. 1136 Наконец, монастырь св. Николая возник в начале XI в. Ктитор его неизвестен. В 1024 и 1030 гг. его игумен – монах и пресвитер Феодул заседал в Протате как один из почетных старцев. Под святогорским уставом 1046 г. Варфоломей, игумен обители св. Николая, подписался двадцать восьмым. В первой половине XIII в. (1221–1245) монастырь св. Николая был передан болгарам, тогда же возобновлен болгарским монахом Григорием и получил наименование Григориата. 1137 Что касается числа монахов на Афоне, то о нем можно судить уже по количеству монастырей, которое восходило до 180. В уставе замечено, что в одной лавре св. Афанасия в это время подвизалось 700 монахов. Они принадлежали к самым разным национальностям – грузинской, армянской, русской, сербской, греческой, латинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Стара-Загорская. Кафедра—Стара-Загора .II. За пределами Болгарии Нью-Йоркская. Кафедра—Нью-Йорк Епископии I. В пределах Болгарии 1. Агатонийская 2. Браницкая 3. Величская 4. Главиницкая 5. Драговитийская 6. Знепольская 7. Крупнишская 8. Левкийская 9. Макариопольская 10.Проватская 11. Смолянская 12. Стобийская 13. Траянопольская II. За пределами Болгарии 1. Акронская 2. Детройтская Предстоятели Болгарской Православной Церкви Архиепископы Св. Иосиф I.......................................870-? Георгий Леонтий I Димитрий I Сергий I Григорий I Патриархи Дамиан 927 - ? Герман Филипп кон. X в. Давид 1015-1018 Архиепископы (Охридские) Иоанн I 1018-1037 Лев I XI в. Феодул I 1065 Иоанн II Лампин. . . 1078 или 1079 Иоанн III Трезвый Феофилакт I . ок. 1085 -1108 Лев II Мунг ок. 1120 Михаил Иоанн IV Комнин (брат импер. Алексия I Комнина) сер. XII в. Евстафий Константин I ок. 1160 - 1170 Иоанн V Коматир ок. 1213 Димитрий II Хоматен ок. 1216 - 1234 Иоанникий Сергий II Константин II Кавасила 2-я пол. XIII в. Иаков Проархий Адриан Геннадий кон. XIII в. Макарий ок. 1295 -ок. 1299 Григорий II ок. 1317 Анфим Метохит ок. 1341 Николай I ок. 1347 Григорий III ок. 1364 Матфей ок. 1408 Никодим ок. 1452 Дорофей ок. 1466 Марк Ксилокорав 1467 Николай II Захария Прохор 1529 -1550 Симеон ок. 1550 Григорий IV Никанор ок. 1557 Паисий ок. 1566 Парфений Софроний ок. 1572 Гавриил ок. 1582 -1587 Феодул II ок. 1588 Иоаким ок. 1593 Афанасий I ок. 1596 Валаам ок. 1598 Нектарий I 1598, tl626 Митрофан ок. 1614 Нектарий II ок. 1622 Порфирий ок. 1624 Георгий Иоасаф I ок. 1628 Авраамий 1629 -1634 Мелетий I ок. 1637 Харитон ок. 1643 -1651 Даниил Афанасий II ок. 1653 -1658 Дионисий I. 1665 Пафнутий ок. 1692 Игнатий I ок. 1660 Арсений Зосима I ок. 1663 -1670 Панарет 1671 Нектарий III ок. 1673 Игнатий II ок. 1676 Григорий V Феофан 1676 Мелетий II 1676 Парфений 1677 -1683 Герман II 1688 -1695 Григорий VI 1691 -1693 Игнатий III 1693 -1695 Зосима II 1695 -1699 Рафаил 1699-1702 Мефодий 1708 Дионисий II 1709 -1714 Филофей 1714 -1718 Иоасаф II 1719 -1745 Иосиф II 1746-1751 Дионисий III 1752 -1756 Мефодий II 1757 -1758 Кирилл 1759-1762 Иеремия 1763 Анания 1763 Арсений ............1763 -1767 Архиепископы (Тырновская Церковь) 1.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

1359 Св. Христодул определил штат келлиотов в 12 человек. 1360 Иеромонах Нил, основатель Махера на Кипре, позволил строить келлии для подвижников в неограниченном числе, но с ведома игумена, в самых уединенных местах и с тем условием, чтобы келлиоты строго выполняли данные им игуменом предписания. 1361 Келлиотов больше всего было на св. Горе Афоне. Здесь в распоряжении каждого монастыря было несколько келлий. Одну из таких келлий в 1030 г. приобрел игумен монастыря Богородицы Ксилургу Феодул за 22 монеты от Димитрия Ковача. Феодул имел право распоряжаться этой келлией по своему усмотрению во всякое время. 1362 С ведома и согласия афонских игуменов можно было строить и новые келлии всякому желающему. Первый афонский устав 971 г. констатирует, что это право иногда приобреталось порабощением келлиотов своим игуменом. 1363 Келлиоты были не во всяком монастыре. По крайней мере составители некоторых монастырских уставов, относящихся к ΙΧ– ΧΙΙ вв., ни словом не обмолвились о них. 1364 Таким образом, келлиотское подвижничество было как бы семейной жизнью в монашеском мире, второй – после анахоретства – стадией в развитии византийской иноческой системы. Во главе киновии стояло одно лицо – игумен. Он был ближайшим начальником монастыря, его администратором. Весь монастырь обрекал себя на безусловную зависимость от него и должен был всецело подчиняться его воле. Игумен управлял монастырем на основании устава. Устав есть совокупность правил, по которым должна жить и управляться монастырская община, чтобы достигнуть своих целей. Византийские киновии руководились в своей жизни самыми разнообразными уставами. Известно, что первый монашеский устав был написан Пахомием Великим († 348). Вслед за Пахомием Василий Великий († 379) начертал правила для монашеской жизни в соединении с обстоятельным теоретико-дидактическим руководством к ней. После этих отцов монашества уставы писались очень многими, так как основателям и покровителям монастырей в Византии было предоставлено право давать этим учреждениям особые уставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Другой случай, имевший место в правление Константинопольской церковью Михаила Анхиала, рассказан нам опять Вальсамоном. В патриаршество Луки Хризоверга Феодул, епископ Макры, принял монашество и по соборному определению признан был потерявшим права епископские. Вышеупомянутый греческий канонист находил, что собор при патриархе Луке поступил правильно. «Епископы, – замечает он, – в случае пострижения и избрания монашеской жизни тем самым отрекаются от архиерейского достоинства». Но Феодул из Макры не навсегда лишился высоких архиерейских прав, при патриархе Михаиле ему возвращено было потерянное им достоинство. При этом патриарх обратил в пользу Феодула некоторую неопределенность выражений, в которых говорилось о факте отложения епископства Феодулом 386 . Выводы из сейчас рассказанного случая получаются те же, какие сделаны выше из другого повествования Вальсамона. Очевидно, по церковным воззрениям XIII века, принять архиерею монашество значило то же, что перестать быть архиереем. Несколько позднее времен патриарха Никифора произошел случай, очень аналогичный с тем, что произошло некогда в патриаршество Луки Хризоверга. Епископ Сардский Андроник, по некоторым мелочным соображениям, «вздумал переменить одежду архиерейскую на монашескую и избрать жизнь уединенную и бездейственную» 388 . Андроник сделался монахом, принял имя Афанасия и отказался от архиерейства. Но потом тот же Андроник пожелал снять с себя монашеский чин и снова сделаться архиереем. Начались хлопоты, но они остались без успеха. Патриарх Константинопольский Арсений, расположенный к Андронику, обещает всячески содействовать осуществлению планов его, советует ему надеть архиерейскую одежду и добиться позволения в таком виде явиться в синод. Андроник так и хотел поступить, как советовал Арсений, но из этого ничего не вышло. Когда члены Константинопольского синода узнали, что Андроник в архиерейской одежде пришел к дверям синодальной залы, то решительно отказались впустить его на заседание, не признавая его архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Иерусалимский патр. Фома I правил престолом св. ап. Иакова с 807 по 820-й год. Он был врач и в сане диакона усердно помогал больным в Св. Граде, – подробность, оставшаяся неизвестною иеродиакону Григорию Паламе , историку патриархата. В патриаршество Фомы Леонтий стало быть и написал житие св. Стефана. Однажды, в Четыредесятницу св. Саввы, агиограф сопровождал Стефана в пещеры Дуки в обществе с отцами Саввиной и Старой (Сука) лавр, видел здесь одного отшельника и слушал его небесномудрые разговоры (§§ 139–142). 20. Среди лавриотов был великий молчальник по имени Иосиф, родом из г. Емисы. Брат его Феодул, хотя тоже монах, мало обращал внимания на монашеский образ жизни: он вовсе не оставался в монастыре, но менял страну на страну и бродил. Пока Иосиф до своего епископства жил в лавре, Феодул часто посещал его (§§ 164, 165). Епископство Иосиф получил уже по смерти Стефана (§ 183), – стало быть после 794 года, а где он епископствовал, неизвестно, Lequien его не знает. Несколько загадочным является замечание агиографа: «я убежден, что и ныне есть пребывающие праведно и в чистоте, хотя в настоящие времена ослабело иноческое подвизание в десять лет после великого землетрясения, и еще более и более ослабеет вследствие того, что умножится леность и беспечность» (§ 173). Что это за великое землетрясение, упоминаемое Леонтием? Если речь идет о землетрясении 796 года, 568 то сведения агиографа относятся к 806 году, что близко подходит ко времени патриаршества Фомы. С 777 до 794 года Стефан проводил время с некоторыми избранными отцами лавры, беря с собою одного из учеников. «Тогда он не надевал власяницы по причине бывших с ним отцов и по причине приходивших к нему отовсюду, чтобы не показаться одетым в такую одежду. В это время пищей его были бобы и немного фиников; он никогда не вкушал ни хлеба, ни вина, ни масла, ни какой другой пищи» (§ 184). Однажды «на плечах и на шее старца появились небольшие волдыри, и он на них не обращал внимание, хотя они и изнуряли его тело. Отцы, видя, что он так удручен, приложив многие просьбы, убедили старца полечить их. Когда он послушался и подчинился условиям послушания, за ним стал ухаживать один из отцов, сирянин, два и иногда три раза в неделю намазывая волдыри разъедающими средствами» (§ 155).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

и И.; на утрене назначаются 2 канона Октоиха и канон М., С. и И., по 3-й песни канона - седален, по 6-й - кондак М., С. и И.; на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен М., С. и И., Апостол и Евангелие рядовые ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 461). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 17 июня М., С. и И. назначается тот же отпустительный тропарь, что и в Евергетидском Типиконе; подробно богослужение не описано ( Arranz. Typicon. P. 158). В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- память М., С. и И. отмечается 17 июня; указан только отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ) (см.: Lossky. Typicon. P. 228-229). Такие же указания содержатся в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 110а). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. помимо отпустительного тропаря помещен кондак М., С. и И. 2-го гласа Τ πστ Χριστο τρωθντες (      ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 17 июня не отмечено к.-л. знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); богослужебное последование М., С. и И. описано подробно: указаны отпустительный тропарь и кондак, на вечерне святым назначаются цикл стихир-подобнов и самогласен; на утрене назначается канон 8-го гласа, седален и светилен; на литургии указан прокимен Пс 67. 36, Апостол Еф 6. 10-17, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие Лк 21. 12-19 и причастен Пс 32. 1. Такие же указания содержатся в изданиях Типикона 1633, 1641, 1682 гг. (последнее лежит в основе совр. Типикона РПЦ). Мученики Мануил, Савел и Исмаил Персидские, мученики Леонтий, Ипатий и Феодул Трипольские, мч. Леон. Роспись Успенской ц. мон-ря Грачаница. 1320 г. Мученики Мануил, Савел и Исмаил Персидские, мученики Леонтий, Ипатий и Феодул Трипольские, мч. Леон. Роспись Успенской ц. мон-ря Грачаница. 1320 г. Последование М., С. и И., содержащееся в совр. греч. Минее, включает только цикл стихир-подобнов и самогласен на вечерне, поскольку основная служба в этот день поется в честь мучеников Исавра, Василия, Иннокентия и др.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

В последующие века не оскудевала подвижническая жизнь Синая. В XIII-XIV вв. явился чудный подвижник Григорий Синаит . Пробыв около трех лет в монастыре на горе Синай, он отправился на Святой Афон, где после нескольких лет жизни основал монастырь. В XIX веке с помощью ученых была открыта для мира сокровищница монастыря – Синайская библиотека, по количеству и ценности манускриптов уступающая лишь Ватиканской 35 . Весной 1997 года Священный Синод Иерусалимской Церкви, в юрисдикции которой находится Святая Синайская Архиепископия 36 , принял решение о канонизации подвижников благочестия, на Богошественной Горе просиявших. В установленный день совершается совместное празднование всех тех, кто связал свое святое житие и богоугодное дело с Богошественной Горой Синай и священной обителью святой великомученицы Екатерины и кто от века был освящен благодатию Божией, то есть богодухновенных пророков, славных царей и равноапостольных, святых иерархов, мучеников, преподобномучеников и преподобных, и святых, уже имеющих свой праздничный день памяти. Имена их таковы: Святые славные пророки Моисей, Аарон, Ор, Иисус Навин, Илия, Мариамь, иже во святых отцы наши и святители Анастасий, Анастасий, Евфимий и Нетра, святая великомученица Екатерина, святые славные и добропобедные мученики Анастасий, Вениамин Раифский, Галактион, супруг святой Епистимии, Епистимия, супруга святого Галактиона, Евсевий Фольский, Илия Азийский, Исаия, преподобномученики Феодул, Иеремия Раифский, Исаак Салаилский, Иоанн, Иоанн Афинский, Макарий, Марк, Павел Петрейский, Павел, Прокл Витрабийский, Савва, Сергий Раифский, Силуан Палестинский, Ипатий Гетский, Псой Раифский, преподобные и богоносные отцы наши Авраамий Лесной, Аммун Раифский, Анастасий Раифский, Анастасий, автор “Повествований”, Андрей Чудотворец, Георгий Арселетский, Георгий, брат святого Иоанна Лествичника , Георгий Византиец, Георгий Фаранит, Георгий Гадимит, Григорий Синаит , Даниил Фаранит, Дула Предстоящий, Дула, первый игумен Синайской обители, Елисей Армянин, Епифаний Затворник, Захария, Зенон Газский, Исихий Хоривит, Исихий, игумен Ватского монастыря, Феодул, сын преподобного Нила, Игнатий Критский, Иоанн Лествичник , Иоанн Киликийский, Иоанн Саввейский, Иосиф Раифский, Лонгин Исавр, Марк Калиграф, Мартирий – старец святого Иоанна Лествичника, Матфей Пелопонесский, Матфий Арандулит, Матой Раифский, Мегефий Смиренный, Михаил Ивирит, Моисей Фаранит, Нил Мудрый, Никандр Мироточивый, Никон Синаит, Петр Пионит, Савва Фессалоникиец, Серапион Духовник, Сергий Отшельник, Стефан Киприот, Стефан Византиец, Стефан Хоривит, Стефан Малохас, Стратегий Затворник, Симеон Пятиязычник, Филофей Трезвенник, Христофор Римлянин, святые жены Елена, мать святого Константина, Марина Раифская и отцы числом 17 безымянные, поскольку имен их не удалось установить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Общий демографический подъем в XIX в. привел к нек-рому увеличению числа христ. общин Н. В нач. XX в. в Н. проживало 26 тыс. чел., из них 6359 греков и 3890 армян. С начала первой мировой войны на христиан снова обрушилась волна систематических преследований и погромов. Остатки греч. населения в 1923 г. были перевезены в Грецию. От визант. эпохи в совр. Никсаре сохранились стены цитадели, которая неоднократно перестраивалась в сельджукскую эпоху. Внутри нее обследованы остатки неск. сводчатых построек, назначение к-рых не определено. Возможно, одна из них была ц. св. Василия; в развалинах здания найден небольшой фрагмент фрески. По письменным источникам разного времени известно, что наиболее почитаемым храмом в Н. была ц. св. Григория Чудотворца, которая располагалась за пределами укрепленного города; ее местонахождение не установлено. Известные епископы и митрополиты Н. Свт. Григорий Чудотворец (ок. 245 - 270/5); Лонгин (314-325), Феодул (342/3), Мусоний († ок. 368), Атарвий (между 368 и 381), неизвестный (70-е гг. IV в.), Дорофей (448-451), Евипп (458), Воспорий (536-553), Иоанн (VII-VIII вв.), Григорий II (787), Леонтий (IX-X вв.), Константин (IX-X вв.), мч. Фома (812), Стилиан Маппа (870-899), Василий (X в.), Захарий (X в.), Никифор (921-923), Николай (1000), Авраамий (XI-XII вв.), Феофилакт (1027), Феофан (1028), Феодул (1039), Михаил (1072), Григорий III (1079-1084), Никифор (1144), Константин (1157), Василий (1166-1177), Моноконстантин (3-я четв. XIII в.), неизвестный (между 1283 и 1289), Васой (1294), неизвестный (1399), Григорий (1672), Мефодий (1721), Исаия (1798-1800), Мелетий (1814). Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 499-508, 1437-1440; Cuinet V. La Turquie d " Asie. P., 1892. Vol. 1. P. 733-735; Studia Pontica. P., 1903. Vol. 2: Cumont F., Cumont E. Voyage d " exploration archéologique dans le Pont et la petite Arménie. P. 259-273; Harnack A., von. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz., 19244. Bd. 2. S. 757-762; Magie D. Roman Rule in Asia Minor. Princeton, 1950. 2 vol.; Vryonis Sp. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamisation from the XIth through XVth Cent. L., 1971; Darrouz è s. Notitiae; ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 401-403; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. P. 107-110; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 68-69; ODB. Vol. 2. P. 1453-1454.

http://pravenc.ru/text/2564922.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010