– С кем вы учились? – Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), митрополит Волынский и Луцкий Нифонт (Солодуха), архиепископ Полоцкий Феодосий (Бильченко), архиепископ Марк (Петровцы), профессор-историк и доктор архимандрит Макарий (Веретенников) и еще много протоиереев и просто добрых хороших людей. Многие служат на своих приходах, а некоторые уже умерли. В большие начальники, кроме владыки Климента, из нас никто не вышел. Мы не стали какими то знаменитостями, мы не стали богословами, но в служении на приходе, в общении с людьми, наша учеба дала большие результаты. Я думаю, что учащиеся нашего поколения, нашего курса, нашего призыва, доблестно и по-настоящему продолжали традиции старой духовной академии на своих приходах. – Вы продолжаете общаться? – Наше время не способствовало общению. Советский режим этому препятствовал. В старину люди вместе служили, вместе служили Литургию на праздники храмовые и престольные, а нас специально отучали так общаться. На соборе 1991 года, патриарх Алексий II призывал нас возобновить это общение, но мы до сих пор не встречаемся и не общаемся. Тем не менее, мы помним друг о друге. Иногда созваниваемся, иногда открытку пошлем, молимся друг о друге на Литургии. – Как в Академии проходил день праздника Покрова Божией Матери? – Я, как иподиакон святейшего патриарха Пимена, на Покров всегда служил там, где служил в этот день патриарх. Если он служил в Академии, то и я вместе с ним. Но так бывало редко. Поэтому общинная жизнь студенчества Академии для меня была на втором месте, и я не очень хорошо ее чувствовал. Запомнилось впечатление, которое производила служба акафиста Покрову Божией Матери по средам в Академии. Пели три клироса: правый, левый и на хорах. На запеве, когда сначала одновременно поют правый клирос и левый, а потом наверху вступает третий хор, и все три клироса вместе поют «Радуйся!» – получался такой мощный молитвенный аккорд, духовный подъем, это производило очень сильное впечатление, наверно и сейчас производит. Очень многие приходили в академический храм специально на эти службы по средам.

http://pravoslavie.ru/56675.html

7. О научно-богословской конференции, посвященной 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 8. О посещении митр. Смоленским Кириллом Дании. 9. О двусторонней встрече между делегациями РПЦ и РКЦ. 10. Об участии митр. Смоленского Кирилла в торжествах по случаю 70-летия прихода Воскресения Христова в Рабате (Марокко). 11. Об участии делегации РПЦ в мероприятиях 27-го Немецкого Евангелического Кирхентага. 12. О Церковно-Народном Соборе Болгарской Православной Церкви. 13. Об участии митр. Волоколамского Питирима и архиеп. Берлинского Феофана в праздновании 100-летия Петропавловского храма подворья РПЦ в Карловых Варах. 14. О посещении митр. Смоленским Кириллом Литовской Республики. 15. О возведении архим. Феодосия (Бильченко), преподавателя МДА, в сан епископа с титулом “Полоцкий и Глубокский”. 16. Освободить, согласно прошения, еп. Южно-сахалинского Аркадия от управления епархией с предоставлением двухмесячного отпуска на лечение. 17. О возведении архим. Ионафана (Цветкова), настоятеля Воскресенского собора в Южно-Сахалинске, в сан епископа с титулом “Южно-Сахалинский и Курильский”. 18. Уволить на покой по состоянию здоровья еп. Петропавловского Нестора. 19. Временное управление Петропавловско-Камчатской епархией поручить епископу Магаданскому Ростиславу. – 1997, 8, 4–17. 1310. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 31 августа 1997 года: О положении дел в связи с разработкой дополнительных поправок к Закону РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях. – 1997, 11, 4. 1311. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 2 октября 1997 года: 1. О встрече Патриарха Алексия II с Константинопольским Патриархом Варфоломеем I. 2. О визите Святейшего Патриарха Алексия II в Литву. 3. О праздновании 850-летнего юбилея Г. Москвы. 4. О внутренней реорганизации ОВЦС. 5. О визите в РПЦ митр. Нью-Йоркского и Северо-Американского Филиппа (Антиохийский Патриархат). 6. О проекте типового учебного плана семинарии и проектах типовых Академического и Семинарского уставов. – 1997, 11, 4–7. 1312. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 3 октября 1997 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иоанн (Маслов), схиархим. Фотография. 80-е - нач. 90-х гг XX в. (Маслов Иван Сергеевич; 6.01.1932, дер. Потаповка, ныне Сумской обл., Украина - 29.07.1991, г. Загорск, ныне Сергиев Посад Московской обл.), схиархим., духовный писатель, церковный историк. Род. в крестьянской семье. Брат деда насельник Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иером. Гавриил (Маслов) предсказал, что в семье будет еще один монах. С детства Иван посещал Глинскую пуст. В 1950-1952 гг. служил в армии, где тяжело заболел. В 1954 г. настоятель Глинской пуст. схиархим. Серафим (Амелин) благословил Маслова проживать в обители. В 1955 г. был принят в братство; проходил послушание письмоводителя, пел на клиросе, работал в столярной мастерской, в аптеке. 8 окт. 1957 г. по благословению схиархим. Серафима пострижен в монашество с именем Иоанн в честь ап. Иоанна Богослова. По словам И., схиархим. Серафим после кончины в 1958 г. не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его. Духовным отцом И. стал старец Глинской пуст. схиархим. Андроник (Лукаш) . После закрытия обители в 1961 г. И. по благословению старца поступил в МДС. В апр. 1962 г. в московском соборе Богоявления в Елохове был рукоположен во диакона, 31 марта 1963 г.- во иерея. 1 сент. 1963 г. назначен помощником ризничего Покровского академического храма, 1 окт. того же года - ризничим Троице-Сергиевой лавры . В 1965 г. окончил МДС, в 1969 г.- МДА, защитил канд. дис. «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие». В апр. 1967 г. И. был возведен в сан игумена, в 1973 г.- в сан архимандрита. После окончания МДА оставлен профессорским стипендиатом, в 1970 г. защитил стипендиатский отчет на тему: «Христос Спаситель - основатель новозаветного пастырства». С 1969 г. преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей в МДА, с 1974 г.- литургику в МДС. В дек. 1972 г. утвержден доцентом МДА. В 1983 г. защитил магист. дис. «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». И. был духовником мн. преподавателей и студентов Московских духовных школ, а также многочисленных посетителей лавры. У И. исповедовался ректор МДАиС прот. Константин Ружицкий , его близкими духовными чадами были игум. Марк (Лозинский) , архим. Симон (Новиков ; впосл. митрополит Рязанский), Сливенский митр. Иоанникий (Неделчев) , Полоцкий архиеп. Феодосий (Бильченко) и др. Почитатели И. верят в его прозорливость.

http://pravenc.ru/text/469510.html

Хочется верить, что ходатайство Всечестной Игуменьи Полоцкой коснулось и меня в день хиротонии во епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) – 10 августа (410 н. ст.) 1997 г. Произошло следующее. Город Полоцк находится на расстоянии примерно 100 километров от моей родины, где я провел детские и юношеские годы. Естественно, что мне очень хотелось воспользоваться поездкой из Москвы в Полоцк, посетить и родной край: поклониться святыням своей сельской церкви святого пророка Илии (в ней на камне находится Стопа Божией Матери), помолиться у могил родителей, брата, других близких мне почивших, встретиться и с оставшимися в живых родственниками и знакомыми. На родине я не был уже с января 1993 г. Поэтому как только все приехавшие прибыли 9 августа в Полоцкое Епархиальное Управление, где новоизбранного епископа встречал Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, я тут же испросил у митрополита благословение на поездку в родное село Комайск. Благословение было дано на понедельник, 11 августа. Так как на послеобеденное время этого дня были куплены обратные билеты в Москву, то мне сказано было вернуться в Епархиальное Управление к 14 часам. Времени на посещение было мало, и у меня явилось опасение, что, приехав в Комайск, я не смогу зайти в храм по самой простой причине, что хранитель ключей от храма может уйти на полевые работы, равно как и мои родные могут куда-нибудь отлучиться. Ожидать же, пока всех найдут, возможности не было. Оставался один выход: позвонить и попросить, предупредить. Помолившись преподобной Евфросинии, я с раннего утра в воскресенье 10 августа стал заботиться об этом. Но позвонить из гостиницы оказалось невозможно. Дежурный посоветовал мне пойти на почту. Однако и здесь встретилось препятствие – заказ на телефонный разговор у меня не приняли, потому что оплачивать его следовало лишь белорусскими деньгами, которых я не имел. Банк же, где можно было поменять российские рубли, оказался закрытым – день был выходной. Я снова вернулся на почту и стал просить у стоявших в очереди поменять мне необходимое количество российских денег на белорусские.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

К. был известен как талантливый проповедник и педагог, в 1904 г. был назначен законоучителем Ждановского народного уч-ща, а в 1908 г.- Сосновского и Григоровщинского народных уч-щ. В 1904 г. скончалась супруга К., оставив на его попечении 2-летнего сына. Личное горе побудило К. проявить особое внимание к судьбам детей-сирот, заняться устройством приютов. 29 авг. 1916 г. Виленский и Литовский архиеп. свт. Тихон (Беллавин ; впосл. патриарх Московский и всея России) посетил Старошарковщизнский приход. В том же году он назначил К. заведующим эвакуированной в Старошарковщизну Березвечской жен. 2-классной школы. К. был награжден набедренником (1908), скуфьей (1912), камилавкой (1914). С кон. 1918 г. в Старошарковщизне действовала коммунистическая ячейка, известная особенно жестоким отношением к представителям духовенства и монашествующим. Весной 1919 г. К. был арестован. Среди местных жителей начался сбор подписей с просьбой о его освобождении. К. был отправлен в Дисну, где вместе с ним содержался настоятель язненской Спасо-Преображенской ц. свящ. Михаил Синявский. Ночью 29 апр. иереев повели к месту казни. Видя нетрезвое состояние конвоиров, свящ. Михаил предложил К. бежать, однако тот ответил: «Я никому ничего плохого не сделал. Что Бог пошлет, то и буду терпеть». Свящ. Михаилу удалось скрыться и впосл. свидетельствовать о мученической кончине К. Его заставили выкопать себе могилу, после чего бросили туда живым, стали бить лопатой, перебили голени, отсекли левую стопу, оглушили ударом по голове и затем засыпали землей. 25 июня того же года тело К. было перезахоронено верующими в склепе под алтарем дисненской кладбищенской Свято-Одигитриевской ц. 20 авг. 2008 г. по благословению Полоцкого и Глубокского архиеп. Феодосия (Бильченко) мощи были извлечены из-под спуда и помещены в Воскресенском храме г. Дисны. 27 дек. 2010 г. они были доставлены в полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, где совершилось их переоблачение и освидетельствование. 3 июня 2011 г. К. был прославлен Синодом БПЦ в лике местночтимых святых Полоцкой епархии.

http://pravenc.ru/text/1842000.html

В рамках празднования 500-летия основания Успенского Жировичского монастыря в обители состоялось соборное архиерейское богослужение 26 октября 2020 г. 11:29 25 октября 2020 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, архипастыри Белорусской Православной Церкви в рамках торжественных мероприятий, посвященных 550-летию обретения Жировичской иконы Божией Матери и 500-летию основания Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря, совершили праздничную Божественную литургию в Успенском соборе обители. Богослужение возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан , наместник Жировичского монастыря архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , архиепископ Феодосий (Бильченко) , архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний , архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Мозырский и Туровский Леонид , епископ Молодечненский и Столбцовский Павел , епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , викарий Гомельской епархии епископ Светлогорский Амвросий , насельник обители архимандрит Борис (Пирог), доцент Минской духовной семинарии протоиерей Геннадий Повный, преподаватель семинарии иерей Евгений Солонков и гости в священном сане. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Участие в праздничных мероприятиях приняли представители администрации, преподаватели, сотрудники и студенты Минской духовной семинарии. За Литургией пел мужской хор Минской духовной семинарии под управлением протодиакона Андрея Скробота. За богослужением собравшиеся в храме вознесли сугубые молитвы о даровании мира и благополучия белорусскому народу. Проповедь перед причастием произнес старший помощник проректора по воспитательной работе Минской духовной семинарии иеромонах Агафангел (Будишин). По окончании Божественной литургии духовенство и молящиеся крестным ходом проследовали к колокольне монастыря, в которой был открыт паломнический центр и музей, посвященный истории Жировичской обители. Музейную экспозицию, предназначенную для посещения паломников, представил проректор по научно-богословской работе Минских духовных академии и семинарии доцент Александр Слесарев. В завершение праздничных мероприятий со словами приветствия и благодарности к Синоду Белорусской Православной Церкви и всем присутствовавшим обратился наместник монастыря архиепископ Гурий. Патриарший экзарх также обратился с архипастырским словом к собравшимся и преподал верующим благословение. В тот же день в актовом зале обители состоялось совещание архиереев Белорусской Православной Церкви, прибывших на торжества. В ходе заседания состоялось обсуждение текущих вопросов церковной жизни. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5710633.ht...

Богословская комиссия также предлагает провести специальное всеправославное обсуждение Баламандского документа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Считать необходимым проведение специального всеправославного обсуждения Баламандского документа (1993 год). 3. Рекомендовать представленный Синодальной богословской комиссией комментарий к тексту Баламандского документа к публикации в церковной печати. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусской Православной Церкви от 8 июля 1997 года (журнал 42). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Рассмотреть кандидатуру архимандрита Феодосия (Бильченко) на вакантную Полоцкую кафедру. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О работе Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи. Справка: На заседании Священного Синода 6 октября 1995 года был заслушан доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, члена Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи, в котором был изложен ход работы и результаты Комиссии. По данной теме выступили и 8 представителей Комиссии, приглашенных на данное заседание. По имевшем суждении было принято следующее постановление: 1. Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия принять к сведению. 2. С благодарностью отметить вклад высоких приглашенных гостей в дискуссию по обсуждаемой теме. 3. Признать, что в полученной информации была представлена картина огромной работы, проделанной Государственной Комиссией под председательством Заместителя Председателя Совета Министров Правительства Российской Федерации Ю.Ф. Ярова. 4. После углубленного обсуждения полученной информации, которое состоялось среди членов Священного Синода, у них сложилось единодушное мнение, что работу Государственной Комиссии необходимо продолжить для исследования и изучения тех вопросов, которые на сегодняшний день могут считаться незавершенными. 5. Для разрешения каких-либо сомнений, касающихся результатов экспертизы и проделанной Комиссией работы, Священный Синод считал бы целесообразным создание международной экспертной комиссии с включением в ее состав независимых специалистов в области судебной медицины, антропологии и криминалистики. 6. В этой связи считать полезным и углубление сотрудничества между Государственной Комиссией, возглавляемой Ю.Ф.Яровым и Российской Зарубежной Экспертной Комиссией, возглавляемой П.Н. Колтыпиным-Валловским. 7. Священный Синод заверяет церковную и международную общественность в своей приверженности поискам истины в изучаемом вопросе о найденных под Екатеринбургом останках и всецелую готовность способствовать продвижению к завершению этих трудов, о чем усердно молимся, да поможет в этом нам Всемогущий Бог.

http://patriarchia.ru/db/text/4971881.ht...

416. Поучения к подсудимым, осуждённым и ссыльным. В 2–х частях. СПб., 1868. – (396 с.). 417. Поучения по руководству Афонского Патерика. М., 1869. – 152 с. 418. Поучения православного священника к своим прихожанам по руководству Пространного Христианского Катихизиса. Вологда, 1860. – 286 с. 419. Поучительные слова, сочинённые и произнесённые студентами Московской Духовной Академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 1816 и 1817 годов. М., 1817. – 195 с. 420. Предтеченский М., протоиерей. Печальным утешение. (Беседы на дни празднования в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», произнесённые в СПБ Вознесенской церкви в 1860–1881 годах). СПб., 1881. – 126 с. 421. Преображенский А., протоиерей. На память моим воспитанникам: Поучения, сказанные воспитанницам Нижегородского Епархиального Женского училища бывшим законоучителем – инспектором классов. Н.-Новгород, 1889. – 163 с. 422. Проповеди на весь круг церковного года. МДА, 1982. – 708 с. Машинопись. (Составитель: игумен Феодосий Бильченко). 423. Проповеди, произнесённые учащимися Московской Духовной Академии и Семинарии в Академическом храме в 1956–1994 учебные годы. Многотомн. МДА. – (Ок. 30 000 с. Машинопись). 424. Проповеди профессоров и преподавателей Московской Духовной Академии и Московской Духовной Семинарии. Сборник Б.м. и б.г. – 171 с. Машинопись. 425. Путятин Р. , протоиерей. Катихизические беседы. Рыбинск, – 122 с. 426. Путятин Р. , протоиерей. Полное собрание поучений. СПб., – 610 с. 427. Пушное А., священник. Слова на некоторые праздничные, торжественные и воскресные дни. Киев, 1834. – 397 с. 428. Раевский Н., протоиерей. Избранные слова и речи. СПб., – 196 с. 429. Разумов А., священник. Беседы. Ярославль, 1973. – 124 с. 430. Ресницкий А. Слова. СПб., 1838. – 94 с. 431. Рождественский И., священник. Речи, говоренные при выпуске в офицеры дворянского полка с 1840 по 1850 гг. СПб., 1750. – 151 с. 432 . Рождество Христово по изображению знаменитых наших святителей – Иннокентия и Димитрия, архиеп. Херсонских» и еп. Феофана Вышенского . М., 1903. – 224 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы перестали быть сиротами Об избрании Святейшего Патриарха Кирилла и кампании против " Русской линии " 28.01.2009 450 Время на чтение 6 минут Итак, свершилось. Вчера вечером Русская Православная Церковь обрела Предстоятеля. Подавляющим большинством голосов участников Поместного Собора 16-м Патриархом Московским и всея Руси избран Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) . Самая страшная опасность преодолена. Накануне Собора была определенная тревога, что соборяне будут вовлечены в выборные баталии, мнения разделятся, не удастся договориться, и в результате мы останемся без законного Предстоятеля. Такая угроза, безусловно, была, и, надо возблагодарить Бога, что опасения не оправдались. Выборы прошли мирно и спокойно. Журналист, стоявший рядом со мной на хорах Храма Христа Спасителя, куда загнали с глаз долой пишущую братию, глядя на открытие Собора обронил: «Как похоже на съезды КПСС». Досаду его и многих других можно понять: не за что зацепиться, нет скандала. А мне так было радостно. Если переиначить известную поговорку: что православному хорошо, то атеисту - скучно. И Церковь наша получит теперь после интронизации законного Предстоятеля. С чем, мы, верные чада Русской Православной Церкви, можем поздравить друг друга. Мы перестали быть сиротами. Теперь у нас есть законный глава и отец, за которого мы будем молиться и который будет молиться за нас. Поместный Собор решил избирать Патриарха тайным голосованием. Мне, да и не только мне, по немощи хотелось, чтобы Предстоятеля избирали жребием. За это высказалось большинство экспертов - участников опроса РЛ . На специальной странице «Русской линии», посвященной Поместному Собору , было опубликовано немало материалов по этому вопросу. Как стало вчера известно, на самом Соборе голосование посредством жребия предложил использовать Преосвященнейший Феодосий (Бильченко), епископ Полоцкий и Глубокский . Однако участники Собора не поддержали это предложение. Что ж, соборяне имели на это полное право. В конце концов, их, а не нас, избрали делегатами на Поместный Собор, им, а не нам, придется отвечать перед Богом за это решение.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Мониторинг СМИ Кирилл – Патриарх. Что дальше? Поместный Собор можно больше не созывать 04.02.2009 15:58 Поместный собор, которого в Русской Православной Церкви ждали почти два десятилетия, прошел 27–28 января. Скажем сразу о главном – митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл избран Патриархом Московским и всея Руси. Фактически его победа была предрешена. Вопрос был только в том, с каким преимуществом победит избранник... Обратимся к деталям. На Архиерейском Соборе, который предшествовал Поместному и был проведен 25 января за считанные часы, митрополит Кирилл набрал 97 голосов из 198. Уже эта победа выглядела столь внушительной, что на следующий день заседания Архиерейского Собора были просто отменены. На этом собрании епископов другие его участники получили следующее число голосов: митрополит Калужский и Боровский Климент – 32, Минский и Слуцкий Филарет – 16, Крутицкий и Коломенский Ювеналий – 13, Киевский и всея Украины Владимир – 10, Черновицкий и Буковинский Онуфрий – 10, Воронежский и Борисоглебский Сергий – 7, Кишиневский и всея Молдовы Владимир – 4, Одесский и Измаильский Агафангел – 3, еще пять архиереев набрали по одному голосу. Первый вывод, который можно было сделать из этого расклада, – оппозиция митрополиту Кириллу, как об этом писали аналитики, просто не успела сформироваться. Три десятка сторонников митрополита Климента никакой серьезной конкуренции консолидированному большинству, поддержавшему местоблюстителя, составить не смогли. Второй вывод – украинские делегаты не смогли выдвинуть единственного кандидата от Украины, а голосовали вразнобой. Очевидно, что такая ситуация была предопределена позицией киевского митрополита Владимира (на Поместном Соборе он поддержал кандидатуру митрополита Кирилла). «Малороссийский десант» не смог создать свой плацдарм в Москве. Таким образом, на рассмотрение Поместного Собора 27 января было вынесено три кандидатуры – Кирилла, Климента и Филарета. Однако последний отказался от выдвижения и призвал своих сторонников голосовать за митрополита Кирилла. Поместный Собор мог дополнить список претендентов, но не стал этого делать. Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко) предложил выбрать достойнейшего кандидата жребием, однако его предложение не было принято. В итоге делегаты выбирали из двух кандидатур – Кирилла и Климента.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010