В тот же день в Успенской Киево-Печерской лавре Его Святейшество совершил молебен перед чудотворной Серафимо-Дивеевской иконой Божией Матери «Умиление», доставленной в Киев из Патриаршей рабочей резиденции в Москве по случаю торжеств. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном акте, посвященном юбиляру. В ходе мероприятия Предстоятель Русской Православной Церкви наградил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира орденом Славы и Чести (I степени). 23 ноября 2010 года, в день празднования 75-летия Блаженнейшего митрополита Владимира, Святейший Патриарх Кирилл, Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении сонма архиереев Русской Православной Церкви из Украины, России, Беларуси, Молдовы, других стран, а также представителей Поместных Православных Церквей совершили Божественную литургию в трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Успенской Киево-Печерской лавры. На богослужении, которое проходило при большом стечении народа, присутствовали Президент Украины В.Ф. Янукович, глава Администрации Президента Украины С.В. Левочкин, руководитель Администрации Президента России С.Е. Нарышкин, послы иностранных государств, многочисленные представители государственных учреждений, общественных организаций. В тот же день состоялась встреча Его Святейшества с Главой Украинского государства В.Ф. Януковичем. Также 23 ноября в Киеве в честь Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира был дан торжественный прием, на котором присутствовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, иерархи Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственные и общественные деятели Украины, России и других стран, послы иностранных государств. Вечером Предстоятель Русской Православной Церкви и сопровождающие его лица отбыли в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1368310...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Живите полной, настоящей христианской жизнью... Епископ Феодор Епископ Феодор (в миру Димитрий Васильевич Текучёв) родился 14 мая 1908 года в слободе Маньково-Калитвенской, в Области войска Донского (ныне Ростовской). При крещении он был наречен в честь Угличского и Московского Царевича Димитрия (память 15/28 мая). Отец, Василий Иванович, – донской казак Верхне- Курмоярской станицы 2-го Донского округа, состоявший на государственной службе в чине титулярного советника. Мать – Феодосия Павловна, урожденная Болховитина. Учиться Димитрий начал в 1915 году в городе Александро-Грушевске, но из-за переезда родителей продолжил начальное образование в 4-й церковно-приходской школе Новочеркасска, а затем в 1918 году поступил на учебу в Донской Императора Александра III кадетский корпус. Однако поскольку в связи с захватом власти в России большевиками корпус был 20 декабря 1919 года эвакуирован из Новочеркасска, то дальнейшее кадетское обучение Димитрия проходило уже за границей, в эмиграции (Египет, г. Измаилия). В 1922 году корпус расформировали, и юноша завершил учёбу уже в Турции, в 1925 году, – в Британской школе для русских мальчиков в Эренкей близ Константинополя, помещавшейся в здании дачи Русского посольства в пригороде Буюк-Дэрэ. Как указал впоследствии владыка в своем биографическом «Формуляре», он «в том же году подал прошение на имя Высокопреосвященнейшего Евлогия, митрополита Западно-Европейских Православных Русских Церквей, и был зачислен на подготовительные курсы [при Сергиевском Богословском институте в Париже], но прибыл... в институт... только в 1926 году, ибо отбывал рабочий контракт во Франции в течение одного года. Богословский институт окончил по первому разряду в 1930 году» (Архив Псково-Печерского монастыря). Кандидатское сочинение будущий епископ писал по патрологии, под руководством профессора, известного богослова и историка (в последующем и уважаемого протоиерея) Г.В.Флоровского, на тему «Догматическое обоснование иконопочитания по святым отцам и учителям Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Елена Емченко: " Мнение о том, что женские монастыри населены вдовами и неудачницами - несостоятельно " Свешникова Мария, Страна.ru, 19.12.2001 Первым известным женским монастырем в Киевской Руси был Николаевский (в честь Святителя Николая, память которого празднуется 19 декабря) женский монастырь в Киеве, на могиле Аскольда. О нем сохранилось только одно упоминание: в житии Феодосия Печерского - одного из основателей Киево-Печерского монастыря - говорится, что его мать постриглась в монастыре при церкви святого Николая. Первое летописное упоминание о женском монастыре относится к 1089 году и связано с Андреевским монастырем, основанным сыном Ярослава Мудрого Всеволодом для его дочери Анны. Как были устроены женские монастыри, рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Емченко . - Верно ли утверждение, что до Синодального периода женских монастырей было значительно меньше, чем мужских? - Несмотря на явный количественный рост женских монастырей в Синодальный период, даже в 1914 году их было все равно несколько меньше: мужских - 550, женских - 475. В средневековой Руси и в XVIII веке численность женских монастырей колебалась от 13% (от общей численности монастырей) до 23%. В XVIII веке женских было 23% от всех монастырей. - Чем это было обусловлено? - Трудно сказать. Возможно тем, что женские монастыри в этот период основывались, в основном, и в городах, которых было не так много, в отличие от XIX века, когда женские обители стали основываться повсюду. Стоит отметить, что женские монастыри всегда были более многонаселенными, чем мужские, в результате чего, несмотря на видимую диспропорцию, монахинь оказывалось ненамного меньше, чем монахов. Можно также утверждать, что мужские монастыри в большей степени поддерживались государством. Хотелось бы еще отметить такой факт: широко распространено мнение, будто мужчина уходит в монастырь, когда у него духовные искания. Если же в монастырь собирается женщина, так это потому что ей некуда деваться или у нее трагическая любовь, и будто женские монастыри населены в основном несчастными вдовами и неудачницами. Но, если посмотреть на те объемы строительства, которые были в женских монастырях: многочисленные храмы, каменные кельи, ограды, хозяйственные постройки, удивляет, как эти " убогие " несчастные женщины, проводящие много часов за молитвой и работой, обеспечивающей их содержание, могли таким образом экономически организовать жизнь в монастыре, чтобы развернуть подобные строительства.

http://zavet.ru/news/news011216.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Куда пойдёт Украина? Размышления паломницы 08.10.2018 1560 Время на чтение 6 минут Туда, куда указывает ей Господь. И очевидно, что если сбиться с праведного Божьего пути, то последующее блуждание в потёмках обернётся большими трагедиями, как общественными, так и личными... Преподобный Лаврентий Черниговский (+1950) настойчиво и строго предупреждал: «Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае... В Киеве никогда не было патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии». Наместник Киево-Печерской Лавры о. Кронид возразил Батюшке, что самосвяты и униаты на Украине уже исчезли. Батюшка ответил грустно и печально: «Бес в них войдёт, и они с сатанинской злобой ополчатся против православной веры и церкви, но их будет позорный конец, а их последователи понесут кару от Господа Царя Сил». Все эти и многочисленные иные пророчества хорошо известны. И многие догадываются, что и саму Россию, и Церковь, и общественность обрабатывают те же негативные силы, через попавших под их влияние людей, что и Украину. Господь попускает эту борьбу, по-видимому, затем, что в этой борьбе проявляется наша духовная сущность. Ради этого, возможно, мы и оказались на этой земле, и именно в такое время. Разные пророчества говорят о том, что только России под силу предотвратить, отодвинуть во времени общий Армагеддон. Недавно в интернете я увидела многочисленный Крестный ход. Людское море паломников поднималось по горе в Почаевскую Лавру. А впереди над всем этим людским потоком плыла икона Спасителя в белых одеяниях во весь рост. Впечатляющие были кадры. И я вспомнила, как этот образ Спасителя пришёл ко мне. И как он очень помог в трудную минуту. Было это 29 июля 2005 года. Только что закончился грандиозный крестный ход Москва -Минск-Киев, посвящённый 60-летию победы над фашизмом. Много было разных впечатлений. Встречали нас на Украине очень радушно. Особенно запомнился Васильков - родина преподобного Феодосия Печерского, ближайшего сподвижника и единомышленника преподобного Антония Печерского, которые стали основателями Киево-Печерской лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/08/ku...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в Киево-Печерской Лавре 28.07.2008 756 Время на чтение 3 минуты Ваши Блаженства, Ваши Преосвященства, возлюбленные о Господе собратья архиереи, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и 1020-летием Крещения Руси. Всеми нами, прибывшими в древний Киев, матерь городов русских, на празднование годовщины этого судьбоносного события, движет чувство благодарности святому крестителю Руси. Как восклицает в молитве к нему Святая Церковь, не может язык наш изобразить величие и высоту благодеяний его, ибо он - первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. Через него мы познали спасительную веру Христову, восприняли благодать усыновления Богу и надежду наследования Небесного блаженства. Говоря словами святого апостола Павла, мы были некогда тьма, а теперь свет в Господе (Еф. 5. 8). Святой равноапостольный князь Владимир стоял у колыбели нашей Поместной Церкви, которая на протяжении всей своей 1020-летней истории являла миру несчетное множество угодников Божиих: святителей и мучеников, преподобных и праведных, благочестивых правителей и страстотерпцев. Кто бы они ни были - русские, украинц ы, белорусы - в древнем Киеве лежит начало их духовной жизни, начало церковного и национального самосознания. Здесь, в Киеве, не только наша общая купель. Здесь - начало нашего просвещения, летописания. Здесь, в пещерах, где ранее подвизался первый русский митрополит Иларион, преподобные Антоний и Феодосий положили начало иноческому подвигу, утвердив устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Множество скорбей и бед пришлось претерпеть Русской Православной Церкви. Среди этих бед были угрозы и искушения потери церковного и духовного единства. Но молитвами святых угодников, первыми из которых были киевские подвижники, всегда удавалось сохранить или восстановить то единство, что не смогли разрушить никакие внешние силы. Ни границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над великой и непреодолимой силой - духовным, молитвенным единством святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую Церковь Христову. И мы свято верим, что не с теми или иными проектами мироустройства нам следует связывать поиск духовного благополучия наших народов, а с верностью тому духовному наследию, которое оставили нам наши великие предки. Находясь в молитвенном единении с подвижниками Киевской Руси, мы будем под защитой и других русских угодников Божиих, прямых наследников древних киевлян, где бы они ни подвизались, - в Троице-Сергиевой лавре или Почаевской лавре, на Валааме или в Оптиной пустыни, в Святогорской лавре или на Соловках, в Жировицком или Псково-Печерском монастырях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть Победа или смерть Русской Церкви и России О церковно-политической ситуации в бУССР Кирилл Фролов   16:25 27.02.2024 390 Время на чтение 5 минут На Буковине зверски избит знаменитый митрополит Банченский Лонгин (Жар), усыновивший в созданный им монастырский приют более 400 детей. СБУ завела против митрополита Лонгина уголовное дело, а теперь неизвестные не просто ворвались ночью в его келию и избили владыку, но и распространили в СМИ дезинформацию о том, будто он сам упал, потеряв сознание от таблеток. Митрополит Лонгин опроверг эту дезинформацию и не побоялся в проповеди обличить режим Зеленского и встать на защиту старого календаря и русских святых, запрещенных ПЦУ. Эта проповедь является и ответом наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу, который для ослабления режима своего домашнего ареста продемонстрировал решимость отречься от православия: после посещения ЛГБТ-активистом (ЛГБТ запрещено в России) Драбинко из ПЦУ и запрещенным в служении священником УПЦ Андреем Пинчуком, требующим объединения с раскольническими ПЦУ и Константинопольским патриархатом, добился снятия запрета с Пинчука. В ответ СБУ разрешила митрополиту Павлу ездить в больницу. Дальнейшие послабления будут зависеть от следующих шагов УПЦ по полному и окончательному отречению от православия. С этой же целью 22 января апелляционный суд Винницкой области постановил проверить обвинения против митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, за которые он получил пять лет. Пока митрополит Ионафан не сделал никаких шагов по отречению от православия в обмен на послабление срока, как и Черкасский митрополит Феодосий, с которого сняли домашний арест, не закрыв при этом само уголовное дело, как бы жирно намекнув этим на необходимость ответных шагов навстречу СБУ. Отречение от православия – это цена послаблений от укрорейха, который не собирается отменять свой план уничтожения православия в колыбели Крещения Руси. С целью ускорения этого процесса в Киеве побывал глава англиканской конфессии Кентерберийский архиепископ Уэлби, «венчающий» гомосексуальные пары. Сразу после его предыдущего посещения Киева началось изгнание УПЦ из Киево-Печерской лавры. И на этот раз первым делом Уэлби встретился с Думенко, на встрече он заявил о том что гонения на УПЦ – это фейки. И тут же Зеленский приказал форсировать принятие закона о запрете УПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/27/po...

Иоанн, святитель, митрополит Тобольский и всея Сибири (Максимович Иван Максимович) († 1715; память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в городе Нежине. Происходил из знатного дворянского рода от благочестивых и преданных Церкви родителей. Благодаря этому он еще в детстве смог получить воспитание, отвечавшее его природным душевным склонностям и направившее его впоследствии на путь служения Господу Богу в святительском сане. Обладая особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению, он был отправлен для обучения в Киево-Могилянскую коллегию (в 1701 году преобразована в Киевскую духовную академию), где обогатился добрыми познаниями в религиозной области, а также воспитал в себе горячую любовь к Церкви и родине. В 1668 году он закончил коллегию и как наиболее способный и умный питомец был оставлен при ней наставником и преподавателем латинского языка. Иоанн находился в этом звании около восьми лет (с 1668 по 1676 годы) и, несмотря на пользу своей деятельности, он жаждал более высоких подвигов. Часто посещая Печерскую лавру, Иоанн пленился высокими иноческими подвигами и сам пожелал оставить мир и вступить на путь иночества. Священноархимандрит лавры Иннокентий (Гизель, † 1684) принял его под свое духовное попечение и в 1680 году приобщил к сонму иноков. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович, † 1693) посвятил его в сан иеромонаха. Обладая выдающимся проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала иеромонаха Иоанна на ответственную должность эконома Киево-Печерской лавры. В 1684 году иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ города Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской лавры. После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважение руководимых им иноков. Архиепископ Черниговский Феодосий (Углицкий, † 1696) незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 году назначил управляющим Черниговским Елецким Успенским монастырем с возведением его в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

История русской церкви со стороны ее источников По своему научному идеалу, история есть, возможно, удовлетворительное воспроизведение прошлой исторической жизни людей, такое воспроизведение, чтобы эта историческая жизнь вставала перед нами, как настоящая, во всей своей жизненной живости и во всей целостной полноте. Это идеал, к которому существуют различные степени приближения. Русская церковная история есть одна из числа тех историй, которые имеют возможность воспроизводить прошлую историческую жизнь далеко не в сколько-нибудь желаемой степени. А причины к тому в состоянии источников, из коих можно было бы почерпать сведения! Источники истории разделяются на три класса: письменные, вещественные и представляемые живой жизнью. а) Источники письменные, в свою очередь, подразделяются: на сказания нарочито повествовательные, каковы суть: летописи общие и частные, исторические монографии об отдельных лицах и событиях; на сочинения быто- и нравоописательные, каковы суть сочинения юридического и публицистического содержания; на памятники деятельности правительственной: законодательной и административной – сюда отнесем акты, указы, грамоты; с другой стороны – памятники умственно-нравственной жизни – сюда включим литературу, в самом широком смысле ее значения. б) Источники вещественные – это сохранившееся вещественные памятники: здания, принадлежности быта, произведения ремесел и искусств. в) Наконец, живая жизнь представляет собою источник истории в языке, в быте, в эпической народной поэзии, в поверьях и пр. Русская церковная история обладает всеми указанными источниками. Однако, качество источников не всегда дает возможность, руководясь ими, достаточно полно представлять себе прошедшую жизнь. Возьмем наши летописи. У самого первого летописца нашего, если исключить довольно подробные рассказы об основании Печерского монастыря преп. Феодосием, и о начальном жительстве в монастыре, что объясняется тем случайным обстоятельством, что автор сам был монах Печерского монастыря, все церковно-исторические известия состоят: в краткой записи о поставлении одного митрополита, в отметке года прибытия на Русь 2 митрополитов, в отметке года смерти одного митрополита, в случайных упоминаниях еще о двух митрополитах и только.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

К.Н. Бестужев-Рюмин Что заключается в повести Откуда произошел Русский народ. – Про предков наших – Славян. – Кто у них враги были. – Как наши предки жили. – Про веру языческую. Какие боги водились у Славян, и как они назывались. – Кому платили подать наши предки и зачем они призвали первых князей. – Про Киев. – Про первоучителей славянских. – Первые князья русские. – Про Олега вещего. Про Игоря. Про воеводу Свенельда. Про Св. Ольгу – Премудрую. Ее крещение во св. веру. Про Святослава и битвы его. Свидание его с Цимисхием. Смерть Святослава. Битвы между сыновьями его. – Про князя Владимира – красное солнышко. – Про Рогнеду. – Про первых русских мучеников за святую веру. – Владимир вознамерился принять святую веру. Его беседы с послами от разных вер. Собирает совет. Посылает послов. Вера греческая пленяет князя. – О том, как крестился Владимир, и как крестил он народ русский в реке Днепре. – Бунты народа русского против новой веры. – Про волхвов на Волге, в Новгороде. – Как распространялась вера Христова в Ростовской земле, в Муромской земле, у Вятичей. – Про церковь Св. Богородицы в Киеве. – Про Печенегов и про битвы с ними. – Смерть Владимира Святого и Равноапостольного. – Святополк Окаянный. Убиение св. князей Бориса и Глеба. – Ярослав мстит за смерть братьев. – Про Мстислава Удалого. – Ярослав издает первые русские законы. Ставит первого митрополита русского. Заводит первые училища. Перед смертью пишет завещание детям. – Св. преподобный Антоний Печерский. – Св. преподобный Феодосий Печерский . Житие его. – Про святые пещеры киевские и про святых подвижников их. – Св. Варлаам. – Св. Никон. – Св. Ефрем. – Про Печерскую обитель и строгость общежития. О крещении Руси, о Владимире святом, сыновьях его и монастыре Печерском 15-го июля празднуем мы память святого равноапостольного князя Владимира, а равноапостольным он назван за то, что крестил русскую землю и стали с той поры русские люди христиане, а прежде были идолопоклонниками: идолам поклонялись, а в истинного Бога не веровали. Как же жили люди русские до крещения, как крестил их Владимир, и как вера православная принялась в русской земле – обо всем этом мы и поговорим теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Дамиан Печерский, Целебник, прп. - житие Житие Преподобных Дамиана, пресвитера и целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских. Преподобный Дамиан подвизался в Киево-Печерской обители во время игуменства преподобного Феодосия (память 3/16 мая). О преподобном Дамиане св. Нестор в житии преподобного Феодосия пишет, что он во всем подражал равноангельскому житию наставника своего и ревностно подвизался во всяких добродетелях. Многие свидетельствовали о добром его житии, смирении и послушании. Дамиан отличался покорностью; удивлял всех своей кротостью. Его подвижническая жизнь, бодрствование по ночам, прилежное занятие чтением святых книг и частое восстание на молитву — все это было хорошо известно братии и вызывало благоговение ко св. Дамиану. Многие говорили о нем, что он был великий постник и подвижник и до самого дня смерти своей не вкушал ничего, хроме хлеба и воды. За свою благочестивую жизнь он удостоился получить от Господа дар чудотворения, особенно же благодать исцеления болящих, подобно святому бессребренику и чудотворцу Дамиану, имя которого носил. Приносил ли кто к преподобному больного ребенка или приводил к нему взрослого человека, страдавшего каким-либо недугом, Феодосий повелевал блаженному Дамиану творить молитву над болящим. Со смирением и безропотной покорностью, считая себя недостойным дара исцеления, творил тогда Дамиан над болящими молитвы и помазывал их святым елеем, и, Божией благодатью, все получали исцеление и уходили здоровыми. В богоугодных делах прошла вся жизнь святого. Перед кончиной он заболел и, лежа на смертном одре, со слезами молился: «Господи мой, Иисусе Христе, сподоби меня быть сообщником славы святых Твоих, и с ними причастником Царствия Твоего; не отлучи меня, Владыко, от отца моего и наставника преподобного Феодосия, но вместе с ним всели меня во свете Твоем, который приготовил Ты праведникам». Когда он так молился, вдруг у одра его предстал Ангел в образе прп.

http://pravicon.com/info-2141

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010