В скором времени тот же боярин, по Божию смотрению, задумал дать евангелие в монастырь и пришел к преподобному Феодосию с евангелием, спрятанным под платьем. Когда, по молитве, хотели они петь, и боярин не открыл еще евангелия, преподобный сказал ему: " Брат Климент, вынь прежде святое евангелие, обещанное Пресвятой Богородице, находящееся под твоим платьем, и тогда сядешь " . Услыхав это, поражен был боярин прозорливостью преподобного, потому что никому еще о том не говорил; и, вынув святое евангелие, он дал его в руки преподобному, и тогда уже, сев, насладился духовной беседой, а потом возвратился домой, разглашая, как нестяжатель, уповающий на украшения от Бога, чудотворно украшается не только Богоугодными вещами, но и прозрением. Но больше всего упование свое на Бога в пополнении оскудения и недостатков доказал этот преподобный нестяжатель многими бесчисленными чудесами, из которых вспомним следующие: Поведал инок Иларион, всякий день и ночь переписывавший книги в келии преподобного отца нашего Феодосия, который в это время устами тихо пел псалтирь, а руками прял волну, или делал какое другое дело. Однажды вечером, когда они были заняты своим делом, пришел к преподобному эконом Анастасий, говоря, что на следующий день не на что купить ни припасов для трапезы братии, ни других нужных предметов. Преподобный ответил ему: " Как ты видишь, теперь вечер, а завтрашний день далек; потому иди и потерпи немного, молясь Богу - не помилует ли Он нас и попечется о нас, как Ему угодно " . После такого ответа эконом ушел. Преподобный же встал, вошел вглубь келии своей петь обычное правило свое и после молитвы вернулся и сел, продолжая свое дело. Снова вошел эконом с теми же словами; преподобный ответил ему: " Не говорил ли я тебе - молись Богу. Завтра, отправляясь в город, возьмешь в долг у продавцов все нужное для братии, а потом, по благодеянию Божию, отдадим долг. Ибо верен Бог, глаголющий: " Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем " . Бог - и не оставит нас благодатью своей " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Воскресение. О наибольшей заповеди Неделя 15-я Мф.22:35–46 2Кор.4:6–15 Однажды некий законник спросил Иисуса, искушая Его: «Какая наибольшая заповедь в законе»? А Господь Своим ответом дал ключ вообще к каждой заповеди закона. Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Задача не в том, чтобы выполнить те или иные заповеди, но – чтобы любовь была сердцевиной всякого дела. А сами дела порой могут выглядеть очень противоречиво. Сказано: «чти отца и мать». А преподобный Феодосий Печерский ушел в монастырь вопреки запрету своей матери. Сказано: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня». А Иоанн Златоуст , по просьбе матери, медлил оставлять мир, и сделал это только после ее кончины. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а преподобный Алексий Божий человек сразу после свадьбы тайно ушел и от молодой жены, и вообще из дома. Епископу предписывается не оставлять своей паствы, а святой Павлин Ноланский надолго бросил вверенных ему Богом людей и продал себя в рабство, чтобы освободить всего лишь одного человека. Апостол Павел писал: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор.10:32 ), – а преподобный Симеон Столпник так перетягивал веревкой свое тело, что оно начало гнить, и распространяло такой смрад, что его даже изгнали из монастыря. А сколько мы знаем примеров, как иные подвижники, вопреки церковному закону, при людях ели мясо в пост, чтобы лишить себя человеческой славы. Один принимает смерть, чтобы не отречься от Христа, а другой говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим.9:3 ). Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит их сердца, и Которого они возлюбили всею душою своею, и всем помышлением своим? Всегда поступающий по любви, – идет по жизни, как по острию меча: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:25—28).» В основе взаимоотношений между людьми языческих мировоззрений лежит подчинение слабых сильными. Правители и вельможи страны, где не положено во главу угла учение Христово, или если положено, то лицемерно, имеют в виду главным образом благополучие собственное и своей приближенной касты. Конечно, это не значит, что властители эти непременно грабят и мучают своих подчиненных. Но в конечном итоге вся их деятельность направлена к собственной выгоде и выгоде близких к ним. Подданные же в большинстве своем лишены особых привилегий, а иные среди них и явно гонимы... Христос Спаситель указывает другую норму взаимоотношений между людьми: не подчинение, не порабощение одних другими, а служение друг другу. Каждый будь слугой другому — вот основа христианского общежития. Эту идею служения не только низших высшим, но и сановников – простолюдину, хорошо обозначает наименование вельмож: «министр», что значит служитель. На земле только тогда мог бы быть относительный мир и покой среди людей, если бы в основе жизни лежал Христов закон взаимного служения друг другу, когда каждый не столько добивается своих преимуществ, сколько отказывается от них в пользу своего ближнего, унижаясь до состояния не только слуги, но и раба. Исполнение этого Христова завета мы вводим в православных обителях, в этом воистину христианском общежитии, где начальник обители, игумен, является не вельможею для иноков, а их слугою и трудится для них, как «купленный раб» (преподобный Феодосий Печерский, преподобный Сергий Радонежский и другие). Идея служения меньшому брату даже до рабства кажется странной гордому уму: его, напротив, манит власть над слабыми, сознание своего внешнего превосходства над ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

«Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал о истине [Вот Ты ли Тот? И Иоанн посылал. Ты ли Тот, или ждать нам другого? (см. Мф. 11:3 ). Это не сомнение Иоанна Предтечи, а сомнение его учеников. Он никак не мог. Они по слабости человеческой никак не могли преодолеть этого : как это так – от Иоанна, к которому вся страна в пустыню шла, вдруг отхлынул весь народ, отошёл, и все пошли за Иисусом? Так вот они сомневались, а не Иоанн в темнице. Вот он и посылает, чтобы развеять: Ты ли Тот, или ждать нам другого? Он им говорит: Вы посылали к Иоанну; и он засвидетельствовал о истине]. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство [Синедрион посылал вопросить Иоанна: Ты Мессия? – Нет. – Ты Христос? – Нет. – Илия? – Нет. – Так кто же ты? – Я глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу. Вот, я видел и свидетельствую, – скажет, – что это Сын Божий (см. Ин. 1:19–28 ). Вот какое его свидетельство. Дальше: Я же имею свидетельство больше Иоаннова А о нём говорит Он:] Он был светильник, горящий и светящий [горящий ревностью. И вот образно говоря, эта ревность его и сожгла-то быстро. Ревность. Действительно ревность. Такая, что у него не было и друзей. Никто по ревности не мог ему со-ревновать. Такие люди обречены в известном плане на духовное одиночество. Почему? Потому что никто не может им подражать в их ревности. Никто. Вот такая ревность была у Антония Печерского. Собралось 12-ть человек – это дружина, я не знаю, как Апостольская. И то, говорит Феодосий, избирайте себе игумена, а я отойду и буду жить один, как и обвык. Не может быть у него друзей, ему все в тягость: он и Бог. Вот и такой Предтеча. Господь говорит: Он был светильник, горящий и светящий, а не фитиль, который коптит. Фитиль. Вот масла нет, и он выжимает последнее и всё это коптит]; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова [Небо имеется в виду. Какое свидетельство? Бога. Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (см. Лк. 3:22 ). Дальше]: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня [Вот ссылается на Свои дела чудесные, и дела, которые яснее слов свидетельствуют, что Христос – Бог и послан Богом ].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Да, язычники не думали о Боге истинном, дошли до потери веры всякой, работали греху и порокам. А Бог Сам благоволил открыть Себя им. Язычники нашли то, чего не искали. Дивное, чудное поле предлагалось им в обладание. Поле это есть Церковь Христова. В поле этом находятся изумительно дорогие сокровища: Христос, Истинный Бог, Глава, Домовладыка и Дух Святой, Истинный Бог, Животворящий раздаятель благ, слово Божие, живое и действенное, сила Божия во спасение верующему, закон Господень непорочный, обращаяй души, благодать спасительная всем человекам и рай, вечное блаженное жилище для праведных. Вот какие сокровища на поле, о котором услышали язычники из уст благовестников Христовой веры. Многие с радостью пожелали вступить в обладание этими сокровищами. Но как их приобрести? Нужно было оставить все, с чем сжились язычники, к чему привыкли и чем обладали в течение многих веков. И на это решались весьма многие. Они с апостолом Павлом, просветителем язычников, могли говорить: «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» ( Флп. 3:7–8 ). Конечно, вы читали, или слышали жития и страдания святых мучеников. Многие из них и славны, и знатны и богаты были в мире языческом. И что же? Все презирали они ради Господа, и жизнь полагали за Него в страшных муках. Так высоко ценили они найденное ими сокровище на поле Христовом. Уже подлинно продавали они все земное, чтобы получить небесное, Божественное, вечное, столь блаженное, какового блаженства теперь человек и представить себе не может. Благодарение Господу, святая Церковь на Руси родной воспитала для себя многих великих, славных и святых людей. Вспомните хоть некоторых из них. Из времен древних, от первых веков существования Церкви на Руси, ярким светом светятся Антоний и Феодосий Печерские . Что мирское могло отвлечь их от того сокровища, которое нашли они в Христовой Церкви? Антоний покидает родную землю, дом и родных и уходит на гору Афонскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Далее мы читаем: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5: 25–26). Блаженный Иероним пишет: «Господь и Спаситель наш, пока мы живем в этой жизни, увещевает нас к миру и согласию, соответственно чему и апостолы говорят: “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12: 18)» 19 . Иероним подсказывает, ссылаясь на апостола Павла, что мир надо иметь, «если возможно». То есть когда невозможно иметь мир, тогда надо и воевать. Но при этом надо помнить, что мир предпочтительнее войны. Но не такой мир, конечно, который делает нас врагами Богу. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). Следовательно, и здесь само слово «мир» означает именно мир с Богом, то есть не враждебное отношение к Его Святому Закону. Такого мира не знают современные политиканы. Они противопоставляют Закону Божию свои конституции, уголовные и гражданские кодексы. Узурпаторы приоритетов (власти) Бога, они последуют первому диссиденту и узурпатору диаволу. Сатана был первый, который вознамерился секуляризировать вселенную, обмирщвлять ее, отторгать ее из рук Создателя. «Живите мирно и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими» Мириться с соперником не означает заключать перемирие с диаволом и его слугами. Он, сатана, наш главный соперник! Мириться с соперником означает искать мир среди своих прежде всего и «чужих», если последнее возможно, если этот мир не ставит нас в противоречивое соотношение с волей Бога. В противном случае мы должны оставлять за собою право и на конфликт, войну со злом. Блаженный Феофилакт поясняет, что мир с диаволом совершенно невозможен, а далее он пишет: «Но ты разумей, что Господь говорит это о здешних соперниках, научая не судиться и не переставать делать дела Божии. Если тебя и обидят, – говорит, – не входи в суд, но помирись на пути, чтобы, при представлении соперником сильного оправдания, не потерпеть тебе чего-либо худшего». Преподобный Феодосий Киево-Печерский учил: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими; свой враг тебе тот будет, кто убил бы перед твоими очами твоего сына или брата; прости ему все; но Божии враги – жиды, еретики, держащие кривую веру…».

http://pravoslavie.ru/94858.html

Другой же путь к Богу есть ближайший, и это святой ангельский иноческий чин. На него показал Христос ученикам Своим, говоря: «Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ). Через кого же в земле Русской узнали мы об этом ближайшем к Богу пути, и кто тот, кто показал нам, как подъять бремя легкое и последовать тем путем Христу? Кто, как не преп. отец наш Феодосий, наставленный учителем своим, преп. Антонием? И прежде него были люди, уходившие от мира, чтобы идти узким путем; но через него передан всем русским монастырям чин и устав. И никто другой не показал прежде в таком совершенстве умерщвление земного человека, как он с учителем своим преп. Антонием, ибо он исполнил притчу Господа, сказавшего: «Если зерно пшеничное, падши в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 ). Он умер для мира и был в пещере, как зерно в земле ожил же во Христе и принес много плодов иноков, порожденных им духом и упасенных в благочестии и правде. Он умножил талант, данный ему от Бога, и слышит слова: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен; над многими тебя поставлю» ( Мф.25:21 ). Об этом воистину сказал Господь: «Многие последние будут первыми» ( Мф.19:30 ). И хотя он жил в последние времена, но крепостью и любовью Божией, сиявшими в нем, он превзошел многих, живших прежде него. Еще в юности своей он отвращался от всего земного и думал о небесном; от чрева матери был чистым сосудом Святому Духу, не возлюбил славу мира этого и принял вольную нищету, подражая Господу своему; ни во что вменил сокровища мимотекущие, желая одного только того, чтобы стать перед лицом Божиим и в уединенной молитве беседовать с Ним Единым. Много тяжких ран принял он от матери, наваждением злого нашего врага, который хотел отвратить его от добрых помыслов, зная, что им он будет побежден. Но благодать Божия вела святого отрока, и, как солнце на тверди небесной, он делами и учением своим просветил весь мир, изо дня в день становясь все лучшим, по Апостолу: «забывая прошедшее, и простираясь вперед» ( Флп.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другой инок, именем Никон, был также взят в плен и держался в оковах. Некто из Киева пришёл выкупить его; но он не радел о том. А был он из великих людей в городе. И выкупивши многих других пленных, христолюбец тот возвратился домой. Услышали об этом родственники блаженного и со многим имением пошли выкупать его. Инок же сказал им: «не тратьте напрасно имения вашего: если бы Господь хотел иметь меня свободным, то не предал бы Он меня в руки этих людей, самых беззаконных и самых коварных во всей земле. Он сказал: «Я предаю в плен и священников. Благое мы приняли от руки Господней, уже ли не стерпим зла»? Родственники же укоряли его и ушли, унося с собой своё большое богатство. Видя, что не сделалась по их желанию, половцы начали мучить инока без всякой милости. Три года каждый день с бранью вязали его, бросали на огонь, резали ножами, заковывали руки и ноги, ставили жечься на солнце, голодом и жаждой морили; так что он иногда день, иногда два и три оставался без всякой пищи. И за всё это благодарил он Бога и молился Ему. Зимой же на снег и на мороз выбрасывали его. Все это делали окаянные половцы, что бы он дал за себя хороший выкуп. Он же сказал им: «Христос даром избавит меня от рук ваших; я уже получил извещенье об этом: являлся мне брат мой Евстратий, которого вы продали жидам на распятье. Осудятся они со сказавшими: возьми, возьми, возьми, распни Его 36 : Кровь Его на нас и на детях наших 37 Вы же окаянные, вечно будете мучиться с Иудою, как предатели, нечестивые беззаконники. И вот что сказал мне святой Евстратий: на третий день ты будешь в монастыре, ради молитв святых Антония и Феодосия и других черноризцев, спасшихся с ними». Половчанин подумал, что бежать хочет блаженный, и обрезал ему икры, что бы он не мог скоро ходить. И крепко стерегли его. В третий же день все с оружием в руках окружали его, вдруг, в 6-м часу, он сделался невидим, и всем слышен был голос: «хвалите Господа с небес»! Так преподобный перенесён был невидимо в Печерскую церковь Пресвятой Богородицы в то время, когда начали петь причастен. И стеклась к нему вся братия, и все спрашивали его: «как пришёл ты сюда»? Он сперва хотел утаить преславное то чудо; но братия, видя на нем железа тяжкие и раны неисцелимые, видя, что все тело его гноилось от ран, и сам он в оковах, и кровь ещё каплет от перерезанных икр, не поверили ему, и он наконец поведал им истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дух злобы начал тогда внушать ему: нет тебе пользы от того, что истратил ты имение на церковь ; лучше было бы, если бы употребил ты на нищих. Не рассудив о таких помыслах, он пришел в уныние и стал жить нерадиво. Щедрый и милостивый Бог за его добродетель спас его. Он навел на него тяжкую болезнь. В этой болезни Эразм лежал без языка, с закрытыми глазами, семь дней, едва дыша. В восьмой день пришли к нему братия и, видя его тяжкое дыхание, говорили: горе, горе душе сего брата, в лености прожившего! Она видит что-то и мятется, не выходя из тела. И вот Эразм внезапно встал, как здоровый и сказал: отцы и братия! точно я грешник, и грешник не каявшийся, как говорили вы; но вот ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали: мы молились за тебя, и Господь дал тебе время для покаяния. Потом видел я и пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и она сказала мне: Эразм! поскольку ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстве Сына Моего: встань, покайся, облекись на ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего. Сказав это, Эразм начал исповедовать грехи свои пред всеми без стыда. Потом пошел в церковь и был пострижен в схиму; а на третий день умер». «Все это слышал я от святых свидетелей и очевидцев», говорит блаженный Симон, и затем, обращаясь к Поликарпу, пишет: «зная это, не думай, брат, что ты напрасно истратил, что имел. Все изочтено у Бога до медницы. Ожидай от Бога милости за труд твой. Ты устроил двое дверей в великой печерской церкви пресв. Богородицы, и тебе отверзет Бог двери милости Своей. Ибо иереи взывают в той церкви: «освяти, Господи, любящие благолепие дому твоего!». Вспомни о Патрикие, который велел сковать крест из чистого золота; поревновавший ему юноша и прибавивший немного своего золота, сталь наследником всего. И ты, если истратишь то, что есть у тебя, во славу Божью и Пречистой Матери Его, не останешься без награды. Скажи с Давидом: приложу на всяку похвалу Твою ( Пс.70:14 ), дабы и тебе сказал Господь: прославляющие Мя – прославлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Замечательный пример смирения Преподобный Феодосий Печерский 157 был любим и уважаем великим князем Изяславом. Раз великий князь пригласил его к себе в Киев и долго задержал его у себя. Нужно было преподобному отправляться в обитель ночью. Великий князь приказал отвезти его в тележке. Кучер, видя инока в худой одежде, сказал ему: ты, чернец, целый день сидишь без дела, а я живу в хлопотах и труде; садись на козлы и поправь, а я лягу на твоем месте и сосну. Преподобный, не сказав ни слова, тотчас же обменялся местами с кучером. С наступлением утра, вельможи ехавшие к князю, при встрече с Феодосием, слезали с коней и кланялись ему. Слуга оробел; но преподобный только предложил ему сесть опять на прежнее место. Пред вратами обители иноки встретили игумена с честью, и слуга, увидев это, совсем растерялся. Святой старец успокоил его и приказал угостить его как можно лучше. Наказание Божие за тщеславие Бог благословил царство Давида, и оно возрастало, народонаселение в нем увеличивалось. Среди мира и могущества пришло ему тщеславное намерение узнать, сколько у него подданных во всем царстве. Он поручил это дело своему военачальнику Иоаву. Иоав отклонял его от суетного предприятия. Но Давид настоял на своем и перепись была совершена. Господь послал к нему пророка Гада и повелел объявить ему: «вот что говорит Господь: Я хочу (за эту перепись) навести не тебя одно из трех наказаний; итак выбери себе: или три года голода будет в земле твоей, или три месяца опустошительной войны, или три дня моровой язвы по всему твоему царству». Давид отвечал: «пусть лучше я впаду в руки Господа.» И началась опустошительная язва, которая от утра до полудня истребила 70,000 человек. На третий день ангел Божий, поражавший смертью, простер уже руку свою на Иерусалим: но Давид, увидев его, пал на лицо свое, и сказал Господу: «это я согрешил, я, пастырь, сделал великое зло: а эти овцы, чем они виноваты? Пусть отяготеет рука Твоя надо мною, а не над этим народом, чтобы погубить его.» Тогда Господь сказал ангелу: «теперь довольно! удержи руку свою». Язва прекратилась. Пагубные следствия нетерпеливости

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010