21 июня того же года он был уже в монастыре. Его заточили в подземную келью под церковью. Но в скором времени участь его ещё ухудшилась. В момент объявления приговора следствие по его делу ещё не было закончено. 8 сентября 1725 года,с выявлением новых фактов преступления, был объявлен новый указ, по которому с Феодосия сняли сан; «чернец» Феодосий был переведён в худшую тюрьму в этом же монастыре, холодную, сырую. Сражённый всем происшедшим, Феодосий прожил недолго. 5 февраля 1726 года он скончался в своём заточении простым «чернецом Феодосом». По особому распоряжению он был погребён в Кирилло-Белозерском монастыре. Никто решительно не жалел несчастного Феодосия. Ему выпала печальная участь погибнуть без сочувствия к своему несчастью: «пожал то, что посеял». Литература: Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича . СПб., 1913, стр. 17–347, 560, 807. Морошкин И.Я. Феодосий Яновский, архиепископ Новгородский//Русская старина. 1887, июль, октябрь, ноябрь. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. Чистович И.А. Новгородский митрополит Иов, жизнь его и переписка//Странник. СПб., 1861, февраль. Прилежаев Е. Новгородские епархиальные школы: в Петровскую эпоху//Христианское чтение. СПб., 1887, 6. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 629. Рункевич С.Г. История Русской Православной Церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900, т. 1. Тихонравов Н. Московские вольнодумцы начала XVIII в. и Стефан Яворский //Русский вестник. 1870. Кн. 9 и др. Терновский Ф. Стефан Яворский //Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1864, т. 1. Есипов Г.В. Раскольнические дела XVIII столетия. СПб., 1861–1863. Есипов Г.В. Чернец Феодосий//Отечественные записки. 1862, 6. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 4, стр. 257, 277, 427, 803, 804, 806, 809, 810, 817, 863, 910, 917, 1190. Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Главным делом архимандрита Феодосия было построение церквей и снабжение их всем необходимым, а также организация церковного надзора за причтами и паствой. Кроме того, Феодосий предпринял строительство Александро-Невского монастыря, стремясь как можно крепче связать себя с Санкт-Петербургом. Строительство началось в 1710 году. В 1712 году Феодосий был назначен архимандритом будущей лавры. Теперь он уже не нуждался более в поддержке митрополита Иова и вёл себя совершенно независимо, хотя формально оставался в его подчинении, т. к. Санкт-Петербург в то время относился к Новгородской епархии. Отношения архимандрита Феодосия с митрополитом Иовом окончательно испортились, о чём свидетельствует одно резкое письмо митрополита к Феодосию, написанное, по-видимому, около 1710–1712 годов. Трудно найти более мрачные краски, чем те, какими изображал теперь преосвященный Иов своего прежнего любимца. Но архимандриту Феодосию не страшен был гнев митрополита Иова, так как он больше уже не мог повлиять на его судьбу. В начале 1721 года архимандрит Феодосий был хиротонисан во епископа Новгородского и Великолуцкого с возведением в сан архиепископа. По указу Петра I архиепископ Новгородский Феодосий стал первым вице-президентом Святейшего Синода. Архиепископ Феодосий был энергичным церковным администратором. Во вверенной ему епархии было построено много новых церквей. Он заботился о материальном благосостоянии духовенства своей епархии. Обращал особое внимание на искоренение разных недостатков в церковной жизни. Ревностно боролся против раскола в епархии, участвовал в заседаниях Тайной Канцелярии. Но, как отмечают историки, добившись высокого положения, епископ Феодосий уклонился от монашеских идеалов, повёл невоздержанную светскую жизнь и даже решил завести ассамблеи, наподобие Петровых. Всё это требовало много денег, и Феодосий стал прибегать к незаконным источникам. С приобретением власти возросла в нём и гордость, он меньше стал считаться с людьми. 27 апреля 1725 года архиепископ Феодосий за резкие высказывания в адрес императрицы Екатерины I был арестован. 11 мая 1725 года ему был вынесен приговор, по которому он был сослан в далёкий Николо-Корельский монастырь Архангельской епархии в заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также о первом новгородском архиерее Феодора (XI век); первом епископе города Владимир-на-Клязьме Феодоре, сподвижнике князя Андрея Боголюбского; волоколамском архиепископе Феодоре (Поздеевском), ректоре  Московской духовной академии , расстрелянном в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правил в 1676-1682 гг.), старшем брате Петра Великого, активно способствовавшем развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правил в 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается, в частности, об истории его почитания как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет ознакомиться со статьями о митрополите всея Руси Феодосии (1461-1464 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также про первого новгородского архиерея Феодора (11 век); первого епископа города Владимир-на-Клязьме Феодора, сподвижника князя Андрея Боголюбского; волоколамского архиепископа Феодора (Поздеевского), ректора МДА, расстрелянного в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правление 1676-82), старшем братом Петра Великого, активно способствовавшим развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правление 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается в частности об истории его почитания, как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и особенно первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет прочитать статьи о митрополите всея Руси Феодосии (1461-64 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://pravenc.ru/shop/2778960/

Без копеек не обошлось и на этот раз. Однако Петр к «петропольскому» предложению патриарха Досифея оказался более глух, чем к «азовскому», хотя патриарх свои просьбы и предложения предварительно сообщил «господину Стефану, наместнику патриаршего престола». 127 Петру было не до введения митрополичьих округов и даже «копеечного» содержания епископов, когда на юге и северо-западе гремели пушки, а царь всем твердил: «денег, денег нужно для войны», когда из существовавших уже архиерейских домов брали последние деньги на войну, когда царь издал приказание даже серебряные вещи казенного приказа (архиерейские), патриаршие и монастырские и в прочих местах, кроме самых старых и диковинных, переделывать в монеты и не давать этих денег на расходы без особого указа. 128 Вместе с переливкой церковного серебра на деньги, церковные колокола переливались на пушки. При таких обстоятельствах на всем огромном пространстве завоеванных прибалтийских областей, разделенных на три губернии, долго не было учреждено ни одной самостоятельной епархии. Весь край с православными храмами по церковному управлению расписан по соседним епархиям, но больше всего вошел в территорию Новгородской епархии, состоявшей в ведении старейшего митрополита Иова. 129 Впрочем православное духовенство и немногие православные церкви древнерусских областей Корелии и Ингрии, уступленных Швеции по Столбовскому договору (1617 г.), с согласия самих шведов, никогда не выходили из ведение новгородских владык по духовным делам, хотя принадлежность их к Новогородской епархии с 1617 г. можно назвать неполной и случайной. 130 Как видно, ни наместник патриаршего престола м. Стефан, ни м. Иов, которому несомненно было известно предложение патр. Досифея, не поддержали последнего перед Петром. Епархиальное управление в Петербургском крае (Ингерманландии), приписанном к Новгородской епархии, ограничилось случайными распоряжениями, относительно её м. Иова. Ближайшим пособником в управлении быстро разросшейся епархией у м. Иова сделался архимандрит Хутыня монастыря – Феодосий (Яновский), человек, к которому старец-иерарх на первых порах был как-то особенно привязан, перенося часто оскорбления от «освоеволившегося» монаха, освобожденного из оков и произведенного в духовное начальство самим м. Иовом. Но Феодосий был очень полезен м. Иову. Скоро его заметил сам Петр. 131

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Еп. Аарон участвовал в погребении митр. Иова в февр. 1716 г., затем в течение 5 лет осуществлял управление Новгородской епархией. При этом права Корельского и Ладожского епископа были ограниченны: он мог давать ставленые грамоты только клирикам, поставляемым в непосредственно подведомые ему города: Кексгольм, Нов. Ладога и их уезды, а остальным духовным лицам - указы об их определении и посвящении; то же происходило и при построении новых церквей. «Благословением преосвященного Аарона, епископа Корельского и Ладожского» в 1719 г. были освящены первые деревянные храмы в возобновленных Спасо-Преображенском Валаамском и Коневском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рях. 2 февр. 1719 г. еп. Аарон возвел в сан архимандрита иером. Варлаама (Вонатовича) , назначенного настоятелем тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В Новгороде заботами еп. Аарона продолжали развиваться школы и благотворительные заведения, основанные митр. Иовом. Еп. Аарон неоднократно бывал в С.-Петербурге. 28 июля 1716 г. он отпевал скончавшегося там Иринарха, игум. Ниловой Столобенской в честь Богоявления пуст. , в 1718 г. участвовал в суде над царевичем Алексеем Петровичем , в 1720 г. присутствовал при утверждении «Духовного регламента» . Много внимания епископ уделял строительству в столице Новгородского подворья (каменные палаты «о дву аппартаментах» были заложены на 19-й линии Васильевского о-ва в 1719). Подворье получило название «Семибратское» - его сооружали при участии Новгородского архиерейского дома вместе с 7 главными мон-рями Новгорода и его окрестностей. 25 авг.- 1 сент. 1719 г. еп. Аарон находился в Нов. Ладоге, оттуда направился в Зеленецкий во имя Св. Троицы муж. мон-рь , затем в Тихвинский мон-рь, вернулся в Новгород 2 окт. В янв. 1721 г. на Новгородскую кафедру был поставлен Феодосий (Яновский) , к-рый стал управлять епархией из С.-Петербурга. В 1723 г. архиеп. Феодосий прислал еп. Аарону руководящую «инструкцию», но тот подал прошение о почислении на покой.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

Еще в 1705 году иерусалимский патриарх Досифей предлагал Петру I поставить двух архиереев – одного в Петрополь, другого в Нарву. Серьезное предложение восточного иерарха было забыто. Шли десятилетия, между тем, не только Нарва, но даже Петербург, превратившийся в столицу (1713 г.), оставался без своего епархиального архиерея. Старая столица – Москва разделяла в этом отношении судьбу Петербурга, оставаясь также без своего архиерея. Любопытно, но вместе с тем и странно, что обе столицы в продолжение сорока лет не входили в титул ни одного русского архиерея. Как известно, Петрополь с новозавоеванными городами, отданный в управление архимандриту Феодосию (Яновскому), представлял собой не епархию, а скорее архимандрию, управление которой сосредоточивалось в конторе Александро-Невского монастыря. Зависимость Петербургской архимандрии от Новгородской кафедры, оставалась неопределенной. По крайней мере это нужно сказать о времени до назначения Феодосия на Новгородскую кафедру (1721 г. 1 января). Возведенный в сан новгородского архиепископа, Феодосий удержал за собой звание архимандрита Александро-Невского монастыря. С таким званием он объединил управление Новгородской епархией и Петербургской архимандрией, но ненадолго. С учреждением Св. Синода (1721 г.) в управлении Петербургской церковной областью произошла большая перемена. Архиеписк. Феодосий, по-прежнему, удержал за собой звание архимандрита Невского монастыря, но не удержал церковного управления Петербургом с новыми городами. Вся Петербургская область, окончательно отделенная от Новгородской епархии, поступили в непосредственное ведение Св. Синода. Оставшись без своего архиерея, она называлась то С.-Петербургской епархией Св. Синода, то просто Синодальной областью, Св. Синод, в его целом, сделался коллективным епископом своей новой области. Дела, касавшиеся ее, на первых порах, подписывались почти всеми синодальными членами. Принятие в ведение Св. Синода новой, довольно обширной области потребовало для управления ей новых учреждений, сменявших одно другое. 17-го апреля 1721 г. было учреждено Тиунское духовное правление, в непосредственное ведение которого поступили церкви и духовенство Петербургской области, а также раскольнические дела и сборы с церквей. Во главе правления встал сарский архимандрит Трифилий с особой инструкцией. Трифилия сменил целый ряд новых тиунов из петербургских протопопов и вызванных архимандритов. В 1726 году при разделении Св. Синода на два апартамента Тиунская контора переименована была в Тиунскую избу, а в 1727 г. 13 декабря совсем прикрыта. Св. Синод взял в свое непосредственное ведение надзор за церковным благочинием и церковными делами в Петербургской области, а старое и новое делопроизводство перенес в Синодальную канцелярию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Еще в 1711 г., давая м. Стефану Яворскому разрешение выбрать архиерея в Ростов на место святопочившаго Димитрия Ростовскаго , государь писал: только быть епископу, а не митрополиту. 3 В последние годы царствования Петра было два случая низведения митрополитов с их степеней. Так митрополит Сарский и Подонский Игнатий Смола 1721 г. сент. 8 назначен епископом Иркутским; митрополит Тверской и Кашинский Сильвестр Холмский в 1723 г. был переведен в Рязанскую епархию в звании епископа 4 . Конечно для архиереев, понижаемых таким образом, это было не особенно приятно. Митр. Игнатий Смола не принял нового назначения и 1721 г. окт. 1 отошол на обещание в Нилову пустынь. Митр. Сильвестръ Холмский, хотя и переместился в Рязань в звании епископа, но горько сетовал на свое унижение и на тех, кого считал виновником оного. На тетради, писанной на подобие истории о белом клобуке Сильвестр написал: «только-де произникший новый Францишко Федось (т.е. Феодосий Яновский) с правого пути совратился и от оного богоотступника вышереченное преданное и утвержденное св. отцы церковное благолепие т.е. клобук белый ругательно низринуша (Феодосий с Овсянннковым, обер-секретарем св. Синода) и оное древнее чрез ангелы Богом данное исполнение чина нагло исказиша, и прочии пакости они развращении безстрашно твориша и церковь св. напрасно ослезиша. И в том он, отпадший яко гнилый уд, непрощенно согрешил, и св. церкви восточней никто же тако согрубил» 5 . «Каково приятно будет, – писал ещё Сильвестр, – как сожалуют кого из генералов в полковники, а в духовном чине из попов во диаконы, а из офицера в солдаты? А кольми паче всякому терпеть напрасныя обиды весьма горько» 6 . Если прежние митрополиты были низводимы с их степеней, то тем паче достоинство митрополичье вновь никому не было даваемо. В начале 1722 г. признано нужным заместить киевскую кафедру, оставшуюся праздною со смерти митр. Иосафа Кроковского, скончавшегося 1 июля 1718 г. Было представлепо четыре кандидата: 1) Варлаам Ванатович, архимандрит Тихвинского монастыря (родом из Ярославля Польского, мещанский сын, учился в Киевских школах 8 лет, до философии), 2) Леонид, архимандрит Петровского монастыря, советник синодальный (родом из г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Одной из основных целей создания А.-Н. м. по замыслу Петра I была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников др. обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 г. архим. Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на к-рое царь ответил указом, утвердившим это положение. В первые годы существования мон-ря братия была непостоянной и малочисленной (в 1714 - 1 иеромонах, в 1715 - 4 иеромонаха и 2 иеродиакона), но уже в 1716 г. насельник обители иером. Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иером. Павел - во епископа Вологодского. В дальнейшем значительная часть епископата РПЦ вышла из стен А.-Н. л. В 1720 г., когда настоятель архим. Феодосий (Яновский) был хиротонисан во епископа Новгородского, А.-Н. м. стал резиденцией Новгородских архиереев. После образования С.-Петербургской епархии, с 1742 г., архимандритами А.-Н. м. являются С.-Петербургские архиереи. До учреждения в 1721 г. Святейшего Синода А.-Н. м. был церковно-адм. центром столицы. В 1797 г. именным указом имп. Павла I Петровича мон-рь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных. К сер. XVIII в. А.-Н. м. стал центром духовного просвещения епархии. 31 дек. 1724 г. вышел указ Петра I «Объявление о монашестве», в к-ром император требовал от монашества социально активного и «полезного» для об-ва служения. Одной из реализаций этого указа стало создание в А.-Н. м. духовного учебного заведения для формирования «ученого братства» - рус. ученого монашества. Особым послушанием ученых монахов в обители было произнесение проповедей, перевод и составление собственных богословских сочинений. 25 окт. 1721 г. распоряжением архим. Феодосия в А.-Н. м. была основана Славянская школа, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 г.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010