Я наклонился в малую пещеру, где стоял Преподобный, чтобы поцеловать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «Вот еще два великих подвижника, разные по рождению, соединенные здесь смертию: Марку Пещернику, повиновались мертвые, ибо для них трудился Преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии; а Никола Святоша, был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии весть Господь избранных своих, ибо всем хощет спастися и в познание истины приити. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем Святой лавры и после тридцатилетних подвигов преселился в вечное царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами». Подле князя-инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником, князем Ростиславом, за то, что предсказал ему поражение от половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собствевенной его келлии, а пророчество Святого сбылось над убийцею. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключенные в своих келлиях: Максим и Матфей Прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили направо, чтобы поклониться еще нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый отдыхает от многих трудов своих Святой Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев греческих, давно присланных из Царьграда Преподобными Антонием и Феодосием, чрез десять лет после их кончины, для расписания соборной церкви. Рядом с Алипием Спиридон, просфорник Печерский, угасивший мантиею своею пламя в загоревшейся храмине, которому огнь пещный напоминал всегда о вечном огне осужденных. Владыка велел игумену снять перчатку с нетленной руки, и она мне открылась, с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя Преподобный в час блаженного своего отшествия к Богу. Игумен засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине, при столь явном ее извещении. Напротив сих двух Блаженных почивают черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество, ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника, Феофил и Сисой, в своих келлиях. Дальше, опять открыто, Анастасий, известный только по имени, а в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть еще несколько отшельников Печерских: чудотворец Исайя, Авраамий Трудолюбивый, Сильвестр, Пимен Постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий Молчаливый. Нет их жвзнеописания в Патерике Печерском; но память их, местночтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ Рака с мощами прп. Евфимия в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. Рака с мощами прп. Евфимия в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), схимник. Время жизни святого неизвестно, в агиографической литературе XIX в. было принято относить его без особых оснований к XIII-XIV вв. Мощи Е., находящиеся в Дальних пещерах, впервые упоминаются в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где сообщается, что на мощах имелся «раменный крест», «которым приходящие к нему люди благословляются, а некоторые исцеляются». Ко 2-й пол. XIX в. креста в пещерах уже не было. В пояснениях к картам Дальних пещер Киево-Печерской лавры 1638, 1661, 1703 гг. предположительно 1744 г., где указано место св. мощей Е., о нем сказано как об «иеросхимонахе» и о «схимнике» (Патерик Киево-Печерский. К., 2004. Т. 1: Подвижники Киево-Печерской лавры IX-XV вв. и древние святые, причисляемые к ее чудотворцам/Под ред. В. Дятлова. С. 359-360). Биохимическое обследование св. мощей показало, что Е. скончался в возрасте 30-40 лет. Е. «молчаливый» прославляется в 3-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер, составленного в кон. XVII в. (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108; Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 137). Существуют отдельные тропарь и кондак Е. (написанные, по-видимому, в XIX в.), в последнем читается: «Яко приял еси схиму, был выну тих, молчалив, преподобне, никогда же бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничтоже глаголал еси и пищи, разве зелия сурова, никоеяже вкушал еси; тем обрет днесь пищу неиждивущую на небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися» (Минея (МП). Янв. С. 203). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; впослед. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба. Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Память Е. приходится на 20 янв., очевидно в связи с празднованием в этот день памяти прп. Евфимия Великого (дни памяти преподобных Дальних пещер установлены во 2-й пол. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/187657.html

Икон Божия Матери Чухломския, или Галичския (1350), и Абалацкия (Знаменския) (1637). 21. Святаго пророка Иезекииля (VI в. до Р. X.). Преподобных Симеона, Христа ради юродиваго, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Благоверныя княгини Анны Кашинския (1649). Преподобных Онуфрия молчаливаго и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). 22. Святыя мироносицы равноапостольныя Марии Магдалины (I). Священномученика Фоки (перенесение мощей, 403– 404). 23. Иконы Божия Матери Почаевския. Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (IV). Священномученика Аполлинария, епископа Равеннийскаго (ок. 75). Иконы Божия Матери, именуемыя «Всех скорбящих Радосте» (с грошиками) (1888). 24. Святыя мученицы Христины (ок. 300). Святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святем крещении Романа и Давида (1015). Преподобнаго Поликарпа, архимандрита Печерскаго (1182). Преподобнаго Боголепа Черноярскаго, Астраханскаго (1667). На утрени прокимен (князем): Воззваша праведнии... Стих: Многи скорби праведным... 25.Успение святыя Анны, матери Пресвятыя Богородицы. Святых жен Олимпиады диаконисы (408–410) и Евпраксии девы (413). Преподобнаго Макария Желтоводскаго, Унженскаго чудотворца (1444). Память Пятаго Вселенскаго Собора (553). 26. Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Преподобнаго Моисея Угрина, Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1043). Преподобномученицы Параскевы (II). 27. Святаго великомученика и целителя Пантелеимона (305). Преподобнаго Германа Аляскинскаго (1837). Блаженнаго Николая Кочанова, Христа ради юродиваго, Новгородскаго (1392). Преподобныя Анфисы игумении и 90 сестер ея (VIII). Равноапостольных: Климента, епископа Охридскаго (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (болг.). 28. Явление иконы Божия Матери Смоленския, именуемыя «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 году). Святых апостол от 70-ти: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Святителя Питирима, епископа Тамбовскаго (1698). Преподобнаго Моисея, чудотворца Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII –XIV). Мучеников Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ОЛЬГА Семеновна Кошелева (1874 - 1939), мц. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА Александровна Масленникова (1874 - 1941), мц. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (1895 - 1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж. ОНИСИЙ (I в.?), мч. Усуровский (Исаврийский) (пам. 5 марта), в визант. и греч. источниках не упоминается ОНИСИМ (кон. I - нач. II в. по Р. Х.), апостол от 70, ученик ап. Павла, сщмч. (пам. 15 февр., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70) ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник ОНИСИМ (Анисим) († не ранее 1353), прп., Радонежский, диакон (пам. 14 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ОНИСИМ (Пылаев Михаил Владимирович; 1876-1938), еп. Тульский, сщмч. (пам. 14 февр., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Тульских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Удмуртской земли ) ОНИСИМ мч. (пам. 10 мая) - см. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14, мученики Бастийские († ок. 251) ОНИСИФОР (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник ОНУФРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый

http://pravenc.ru/rubrics/122336_73.html

Я наклонился в малую пещеру, где стоял преподобный, чтобы целовать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «вот ещё два великих подвижника, разные по рождению, соединённые здесь смертью : Марку Пещернику повиновались мёртвые, ибо для них трудился преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии; а Никола Святоша был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии знает Господь избранных своих, ибо всем хочет спастись и в познание истины прийти. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем святой Лавры и, после тридцатилетних подвигов, переселился в вечное Царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами». Подле князя инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником, князем Ростиславом, за то, что предсказал ему поражение от половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собственной его келье, а пророчество святого сбылось над убийцей. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключённые в своих кельях: Онисим и Матфей прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили направо, чтобы поклониться ещё нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый покоится после многих трудов своих, святой Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев греческих, дивно присланных из Царьграда преподобными Антонием и Феодосием, через десять лет после их кончины, для росписания соборной церкви. Рядом с Алипием, Спиридон просфорник Печерский, угасивший мантией своею пламя в загоревшейся храмине. Владыка велел блюстителю пещер снять перчатку с нетленной руки и она мне открылась, с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя преподобный, в час блаженного своего отшествия к Богу. – Блюститель пещер засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине при столь явном её извещении. Напротив сих двух блаженных почивают: черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество, ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника, Феофил и Сисой, в своих кельях. Далее, опять открыто, Анатолий, известный только по имени, и в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть ещё несколько отшельников Печерских: чудотворец Исаия, Авраамий трудолюбивый, Сильвестр, Пимен постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий молчаливый. Нет их жизнеописания в Патерике Печерском; но память их, местно чтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Я наклонился в малую пещеру, где стоял преподобный, чтобы целовать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «вот еще два великих подвижника, разные по рождению, соединенные здесь смертью: Марку Пещернику повиновались мертвые, ибо для них трудился преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии: а Никола Святоша был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии весть Господь избранных Своих, ибо всем хощет спастися и в познание истины приити. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем святой лавры и после тридцатилетних подвигов переселился в вечное царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами.» Подле князя инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником князем Ростиславом за то, что предсказал ему поражение от Половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собственной его кельи, а пророчество святого сбылось над убийцею. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключенные в своих кельях: Онисим и Матфий прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили на право, чтобы поклониться еще нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый отдыхает от многих трудов своих св. Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев Греческих, дивно присланных из Царьграда преподобными Антонием и Феодосием чрез десять лет после их кончины для расписания соборной церкви. Рядом с Алипием Спиридон просфорник Печерский, угасивший мантией своею пламя в загоревшейся храмине, которому огнь пещный напоминал всегда о вечном огне осужденных. Владыка велел игумену снять перчатку с нетленной руки, и она мне открылась с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя преподобный в час блаженного своего отшествия к Богу. – Игумен засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине при столь явном ее извещении. Напротив сих двух блаженных почивают: черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество. ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника. Феофил и Сисой, в своих кельях. Далее опять открыто Анастасий, известный только по имени; и в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть еще несколько отшельников Печерских: чудотворец Исаия, Аврамий трудолюбивый, Сильвестр, Пимен постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий молчаливый. Нет их жизнеописания в Патерике Печерском: но память их местно чтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Летопись справедливо называет блаж. Симона учительным. Превосходное послание его к Поликарпу, печерскому иноку и духовному другу, вполне оправдывает это название. Оно же показывает, каким искренним благочестием полна была душа блаж. Симона. Инока Поликарпа тревожили помыслы честолюбия, гнавшие его из обители печерской то в одно, то в другое место. Для уврачевания друга Симон изображает важность печерской обители в духовной жизни и не щадит Поликарпа в обличениях. «Брат! Так пишет святитель, сядь в безмолвии, собери ум твой и скажи: человек, не оставил ли ты мира и родителей плотских? Если ты пришел сюда для спасения, а делаешь не духовные дела: то, для чего облекся ты в иночество? Черные ризы не избавят тебя от муки. Вот видишь, тебя хвалят здесь князья, бояре и все друзья твои, – они говорят: счастлив он, что возненавидел мир и славу его, – уже не печется ни о чем земном, желая небесного. А ты живешь не по-монашески. Стыдно мне за тебя. – Что, если ублажающие нас предварят нас в царствии небесном? Они будут в покое, а мы будем, жестоко мучимые, кричать. Кто помилует тебя, когда ты сам себя погубишь? – Пробудись брат, пробудись и позаботься о душе своей; работай Господу со страхом и со всем смирением; не будь ныне кроток, а завтра – гневен и зол; ненадолго молчалив, а потом опять готовый роптать на игумена и его служителей. Не будь лжив, не оставляй церковного собрания под предлогом болезни. Как дождь растит семя, так церковь оплодотворяет духовную землю для произращения добрых дел. – Что ни делаешь в кельи, не имеет той силы, как совершаемое в церкви. Читаешь ли псалтырь или поешь 12 псалмов, – это не сравняется с одним соборным пением: Господи помилуй. Вспомни, брат, что верховный ап. Петр, сам будучи церковью Бога живого, взятый Иродом и посаженный в темницу, церковною молитвою избавлен из рук Ирода. Давид в молитве говорит: одного прошу у Господа и того ищу, чтобы жить в дому Господнем, видеть красоты Господни и посещать святую церковь Его ( Пс.26:4 ). Сам Господь говорит: где двое или трое собраны в Мое имя, там и Я посреди их (Мат.18:20).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

20 . Св. прор. Илии, прп. Авраамия Галицкого. По верованию православной Церкви, прор. Илия вместе с праотцем Енохом, взятые живыми на небо, явятся на землю пред кончиною мира, своею проповедью и чудесами обратят к вере во Христа иудеев ( Рим.11:26 ), будут обличать антихриста и убеждать людей не веровать ему за что и будут убиты им. Св. ап. Иоанн Богослов в Апокалипсисе ( Откр.11:3–12 ) особенно ясно и подробно изображает служение и судьбу их под видом двух свидетелей. В церковных песнопениях на день прор. Илии говорится, что колесница огненосная, поднявшая его (Илию) на воздух, «нетленна (его) сотвор, еже не видетя смерти, дóндеже убо проповедь всяческим кончину» (стих. на Госп. воззвах); что Илия есть «вторый предтеча пришествия Христова». В Прологе Григорий мних, описывая Илию чертами, указанными в Св. Писании, замечает, что он не только к Израилю был послан, «но и ко второму пришествию предтеча сохранен есть, за еже проповедать яко уже при дверех Владычний приход, и лукавое предсказати мечтательное и мерзкое царство антихристово»; что он вместе с Енохом придет пред пришествием Христовым «ко обличению всеконечнаго нечестия антихристова». 21 . Прпп.: Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его; прор. Иезекииля; прп. Онуфрия молчаливого Печерского. 22 . Равноап. Марии Магдалины, сщмч. Фоки. Тезоименитство Государыни Императрицы Марии Феодоровны. 23 . Мчч.: Трофима, Феофила и иже с ними; сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского. 24 . Мц. Кристины, мчч.: Бориса и Глеба, во св. крещении Романа и Давида, прп. Поликарпа архим. Печерского. 25 . Успение св. Анны, матери Пресв. Богородицы; св. жен: Олимпиады (диакониссы) и Евпраксии (девицы); прп. Макария Желтоводского, Унженского чудотв. 26 . Сщмч. Ермолая и иже с ним Ермиппа и Ермолая, мц. Параскевы, прп. Моисея Угрина (т.е. венгерца). 27 . Вкмч. и целителя Пантелеимона; прп. Анфисы игуменьи; блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого. Преподобная Анфиса, дочь некоего стратига, страдала за иконы при Копрониме и скончалась в изгнании (в VIII веке).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Около трех часов пополудни отец Иоанн направился в Лавру поклониться святым угодникам Печерским. Несмотря на утомление, вызванное предшествовавшими посещениями, отец Иоанн находился в особенном нравственном возбуждении; почти весь путь в Лавру он мысленно молился. Экипаж отца Иоанна проследовал мимо лаврской гостиницы и остановился у входа в галерею, ведущую в Ближние Пещеры. Здесь отец Иоанн был встречен наместником Лавры. Отец Иоанн был молчалив и находился в глубоком молитвенном настроении. Отец наместник предложил пройти в Ближние Пещеры не через галерею, а через сад. Из сада открывался восхитительный вид на горы, на Лаврские храмы и пещеры, на Днепр и Заднепровье. Отец Иоанн в величайшем нервном напряжении спросил: «Где же, где же пещеры?» Ему указали. Мгновенно все его существо озарилось огнем благоговения. Он остановился и, обратившись в сторону пещер, громко воскликнул: «Отцы святые, мира отвергшиеся и Христа возлюбившие! Христос Воскресе!» Он обращался к угодникам Печерским, как к живым людям, и это чувство близости и единения с ними не оставляло отца Иоанна все время, пока он находился в стенах Лавры. Спустившись в Пещеры, отец Иоанн все время громко молился. Молитва его носила характер пламенных импровизаций, в которых выражалось удивление, благоговение и мольба к небожителям. Эти небожители когда-то были обыкновенными людьми и подвизались здесь, они ископали эти пещеры своими руками и оставили в них следы своей жизни, своих трудов, своего благочестия. Они – угодники Божии – представляют собою образцы тех добродетелей, того нравственного самоусовершенствования, которое составляло и составляет цель и задачу его собственной жизни. Теперь, на 63-м году своей жизни, он впервые присутствует на месте их подвигов, где всюду находятся следы их жизни и деятельности. Такими словами можно передать настроение отца Иоанна. Он пламенно молился. «О, други Божии, други Божии», – часто повторял он. «Святый Павле, чадо послушания, научи нас послушанию», – молился он у мощей Павла Послушливого. «Святый Иоанне, страсти сожегший, научи нас гореть пламенем любви», – молился он у мощей Иоанна Многострадального. Повсюду молитва его носила характер необычайной простоты и силы. По временам он умолкал, и из груди его вырывались лишь мимолетные тихие вздохи, столь характерные для отца Иоанна и свидетельствующие о глубоком душевном умилении, не требующем слов. Посетив келью и церковь Антония и феодосия, он был особенно растроган. У выхода из Ближних Пещер отец Иоанн обернулся и произнес: «О, мудрецы, о, философы! О, философы, о, богословы, мир удивившие!» В Великой церкви, поклонившись мощам Михаила, первого митрополита Киевского, отец Иоанн отступил и громко воскликнул, обращаясь к мощам, как к живому человеку: «Первоначальниче веры, святителю Божий, воззри, колико чада твои – вся Русь православная!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Летопись справедливо называет блаж. Симона учительным. Превосходное послание его к Поликарпу, Печерскому иноку и духовному другу, вполне оправдывает это название. Оно же показывает, каким искренним благочестием полна была душа блаж. Симона. Инока Поликарпа тревожили помыслы честолюбия, гнавшие его из обители Печерской то в одно, то в другое место. Для уврачевания друга Симон изображает важность Печерской обители в духовной жизни и не щадит Поликарпа в обличениях. «Брат!» так пишет святитель, «сядь в безмолвии, собери ум твой и скажи: человек, не оставил ли ты мира и родителей плотских? Если ты пришёл сюда для спасения, а делаешь не духовные дела, то для чего облёкся ты в иночество? Чёрные ризы не избавят тебя от муки. Вот видишь, тебя хвалят здесь князья, бояре и все друзья твои; они говорят: счастлив он, что возненавидел мир и славу его, – уже не печётся ни о чём земном, желая небесного. А ты живёшь не по-монашески. Стыдно мне за тебя. Что, если ублажающие нас предварят нас в Царствии Небесном? Они будут в покое, а мы будем, жестоко мучимые, кричать. Кто помилует тебя, когда ты сам себя погубишь? Пробудись, брат, пробудись и позаботься о душе своей; работай Господу со страхом и со всем смирением; не будь ныне кроток, а завтра – гневен и зол; ненадолго молчалив, а потом опять готовый роптать на игумена и его служителей. Не будь лжив, не оставляй церковного собрания под предлогом болезни. Как дождь растит семя, так Церковь оплодотворяет духовную землю для произращения добрых дел. Что ни делаешь в келье, не имеет той силы, как совершаемое в церкви. Читаешь ли псалтирь, или поёшь 12 псалмов, – это не сравняется с одним соборным пением: Господи, помилуй. Вспомни, брат, что верховный Апостол Пётр, сам будучи церковью Бога живаго, взятый Иродом и посаженный в темницу, церковной молитвой избавлен из рук Ирода. Давид в молитве говорит: одного прошу у Господа и того ищу, чтобы жить в доме Господнем, видеть красоты Господни и посещать святую церковь Его ( Пс.26:4 ). Сам Господь говорит: где двое или трое собраны в Моё имя, там и Я посреди их ( Мф.18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010