Пустынь эта находится в Темниковском уезде, в 3 верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Он назван Сеноксарским по окружающим монастырь сенокосам. Санаксарским же зовется в просторечии. Под стенами его лежит Санаксарское озеро. Санаксар о. Феодор застал в полном упадке. В нем была одна лишь деревянная старая церковь. Деревянная ограда и такие же кельи почти разваливались. О. Феодор все это возобновил и починил, причем деньгами ему помогали лица, чтившие его в Петербурге. Своими хлопотами он также привел в известность и закрепил за обителью актами принадлежавшие ей угодья, сенные покосы и рыбные ловли. 13 декабря 1762 г. о. Феодор, по желанию местного епископа, несмотря на свои отговоры и отказы, был рукоположен в иеромонахи с назначением настоятелем Санаксарским. Облеченный саном священника, о. Феодор с невыразимым благоговением совершал служение в церкви. Во время литургии он весь сиял какой-то необычайной красотой и весь тот день находился в глубокой радости, ярко выражавшейся на его лице. Настоятелем он был твердым и строгим, «в наставлениях нарочитое имел искусство, в рассуждениях был остр и пространен». В церкви о. Феодор требовал раздельного неспешного чтения, — так, чтоб и простым людям было понятно. В общем на богослужения посвящалось в пустыни в сутки часов девять, а в воскресные и полиелейные дни — десять и более того; при всенощном же бдении — до двенадцати. Но при внятном чтении молящиеся чувствовали особую в себе силу и усердие и не скучали долготой службы. О необходимости хорошего чтения настоятель говорил так: «Если, по слову апостола, в воинских полках труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? ( 1Кор. 14:8 ). Так и мы скорочтением будем только воздух церковный наполнять, а силы внутреннего смысла читаемого не поймем. Души наши останутся голодными духовно, без назидания. Не чтение слова Божия, а внутренняя сила и дух оного, понимаемые нами, служат нам ко спасению». Вот слова, которые и теперь заслуживают по мудрости и выразительности своей самого широкого распространения!

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Санаксырь. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения в колокольне монастыря. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Колокольня над святыми вратами, открываемыми только при торжественных случаях, состоит их четырех ярусов с главою и крестом вызолоченными. Во втором ярусе ее устроена малая, холодная церковь с крестом в честь Преображения Господня, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Колокольный звон достаточно сильный и благозвучный, главный колокол в 237 пудов. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». - Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г., стр. 801 В 1776 году были освящены: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; а над святыми вратами под колокольнею - церковь во имя Преображения Господня. В том же 1776 году окончена кладкой колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трех саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. http://drevo-info.ru/articles/13851.html Силуэт надвратной колокольни Санаксарского монастыря неуловимо напоминает силуэты питерских колоколен. Схожа она и с башнями ограды Александро-Невской Лавры. Это, как правило, отмечают паломники из Санкт-Петербурга. Символично, что в Александро-Невской Лавре (тогда она ещё имела статус монастыря) подвизался некоторое время преподобный Феодор Санаксарский. Строительство санаксарской колокольни было начато при самом преподобном, а окончено ( " кладкою приведено в окончание " ) уже в 1776 году, при новом настоятеле, иеромонахе Иоиле. Тогда же в ней устроили и освятили церковь в честь Преображения Господня. Над украшением её тогда трудился всё тот же иеродиакон Филарет (Былинин Ф. И.). Здесь также прослеживаются стили как барокко, так и классицизм. Звонница Санаксарского монастыря состояла в XIX веке из 12 колоколов, из коих один, отлитый в 1788 году на средства благодетелей, весил 237 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=37762

В День ВМФ России в Морском соборе Кронштадта молились перед принесенными из Санаксарского монастыря мощами праведного воина Феодора Ушакова 30 июля 2018 г. 12:11 29 июля 2018 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Николаевском Морском соборе Кронштадта. В последнее воскресенье июля также отмечается День Военно-Морского флота Российской Федерации. Главе Санкт-Петербургской митрополии сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, председатель отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, настоятель Николаевского Морского собора архимандрит Алексий ( Ганьжин), архимандрит Иероним ( Тестин), духовенство Санкт-Петербургской митрополии. В алтаре молился епископ Краснослободский и Темниковский Климент . Среди молящихся за Литургией были спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров, военнослужащие 907-го учебного батальона. За богослужением пел хор Исаакиевского собора. К Дню ВМФ из Санаксарского монастыря в собор были принесены мощи праведного воина Феодора Ушакова. У ковчега было пропето величание небесному покровителю моряков. Митрополит Варсонофий поздравил молящихся с воскресные днем, гражданским праздником и произнес проповедь. «Мы пропели величание прославленному флотоводцу — святому Феодору Ушакову, мощи которого прибыли сюда стараниями владыки Климента, священноархимандрита Санаксарской обители, — сказал глава Санкт-Петербургской митрополии. — К празднику моряков вы, владыка, привезли сюда мощи праведного воина, который благословляет военнослужащих на службу Отечеству. Желаю вам помощи Божией, процветания Краснослободской епархии и Санаксарскому монастырю». «В этот день мы чествуем моряков, желаем им помощи Божией в служении. Святая Церковь всегда окружала воинов молитвой, вниманием, заботой, понимая, какое важное послушание они несут для Отечества. Желаем, чтобы вы никогда не столкнулись с настоящей войной, но если случится, смогли бы пожертвовать собой ради Родины, ради народа. Чтобы совершить подвиг, надо быть нравственно сильным. Порочные люди подвигов не совершают, наоборот, всячески избегают опасности. А люди высокой нравственной жизни всегда к нему готовы, как святой воин Феодор Ушаков, который совершал подвиги вдали от Родины, но во славу ее. Пусть Господь молитвами праведного воина Феодора, адмирала Российского флота, укрепляет каждого из вас, кто сегодня стоит здесь, у его мощей», — добавил митрополит Варсонофий.

http://patriarchia.ru/db/text/5245380.ht...

Управляющий делами Московской Патриархии возглавил торжества по случаю 15-летия прославления святого Феодора Ушакова в Санаксарском монастыре 5 августа 2016 г. 16:52 5 августа 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре торжества по случаю 15-летия прославления праведного воина Феодора Ушакова. За Божественной литургией в главном соборе обители Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископы Нарвский и Причудский Лазарь, Краснослободский и Темниковский Климент, Павлодарский и Экибастузский Варнава, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Алатырский и Порецкий Феодор, в также духовенство Мордовской митрополии. В храме молились многочисленные паломники. В торжествах приняли участие председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, научный руководитель Российского федерального ядерного центра — ВНИИ экспериментальной физики Радий Илькаев, представители республиканской власти, флотских общественных организаций. На память о праздновании владыка Варсонофий преподнес в дар обители Корсунскую икону Пресвятой Богородицы. В нижнем храме перед ракой с мощами праведного воина Феодора Ушакова был отслужен праздничный молебен. В архипастырском слове митрополит Варсонофий, поздравил участников празднования и передал им благословение Святейшего Патриарха Кирилла. «Пятнадцать лет назад Его Святейшество, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, возглавил в этой святой обители торжества канонизации праведного воина Федора Ушакова, — сказал архипастырь. — Впервые после революционных лет в лике святых был прославлен военачальник. Из истории России мы знаем, как часто нашим предкам приходилось защищать наши большие и прекрасные земли, поля, леса, недра, поскольку иноземные захватчики каждый век стремились поживиться этими богатствами и поработить наш народ. На конец восемнадцатого — начало девятнадцатого веков пришлась деятельность Феодора Ушакова, который блестяще знал воинское ремесло и прекрасно командовал флотом на южных рубежах Отечества. Его подвиги оставили в глазах современников немеркнущую славу. В перерыве между боями он всегда был храме, благодарил Бога и все свои победы приписывал Ему одному».

http://patriarchia.ru/db/text/4581578.ht...

В так называемом «славнике» блаженный отец Феодор уподобляется доброй земле, о которой говорится в евангельской притче о сеятеле (сравн. Мф. 13, 3–4, 8 и 23 380 ; Мк. 4, 2–3, 8, 14 и 20 381 ; Лк. 8, 5, 8, 11 и 15 382 ), так как он, услышав слово Божие, сохранил его в своем благом сердце, в терпении принес стократный плод и получил от Христа Господа дар разумения тайн Царства Божия. В богородичной стихире продолжается тема Божественной Лозы. Используется перефраз известного тропаря 3–го часа: «Богородице, Ты еси Лоза истинная...». Мы молимся Владычице, возрастившей нам Плод Жизни – Христа Спасителя, чтобы Она умолила Господа уподобить нас верным Его рабам, даровать прощение согрешений, освободить телесного озлобления, помиловать и спасти наши души. В первой стиховной стихире, написанной на подобен «Доме Ефрафов», восхваляется богомудрость святого Феодора, который ради спасения души бежал от прелестного, преходящего и причастного тлению мира. Во второй стихире в развитие стиха «Честна пред Господем смерть преподобных Его» вспоминаются злострадания, поругание и изгнание, которые перенес преподобный Феодор за свое старческое служение, а также указывается то, что он, по милости Божией, возвратился из девятилетнего Соловецкого тюремного заключения в свою Санаксарскую обитель и в ней упокоился. В третьей стиховной стихире после стиха «Блажен муж, боящийся Господа...» блаженный Феодор ублажается за то, что он положил началом своей премудрости память смертную, из которой рождается святой и благодатный страх Божий (сравн. Сир. 1, 15 383 ). В стихире на «Слава, и ныне» мы приветствуем Пречистую Деву словами обрадования по поводу того, что в Богородицкой Санаксарской обители преподобного аввы Феодора, непрестанно славится Ее чудесное Рождество. В тропаре четвертого гласа Феодор Санаксарский призывается, как богомудрый старец, который еще в своей юности сыновне возлюбил Христа, и, предпочтя всякой иной службе службу Господу, избрал благую часть (сравн. Лк. 10, 38–42 384 ), которая даже смертью не похищается, взыскал у Подателя Жизни единое на потребу и сподобился от Него бесценных даров Божественного учительства и духовного рассуждения, окормляя посредством их всех прибегающих к нему и ищущих спасения души, с усиленной просьбой молиться за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодор Санаксарский, прп. - житие Феодор (Ушаков), Санаксарский (1718 - 1791), иеромонах, преподобный. Память 19 февраля, 21 апреля (обрет. мощей). В миру Иван Игнатьевич Ушаков, родился в 1718 г. и принадлежал к потомственному дворянскому роду Ушаковых. В молодости Иван Игнатьевич служил в Преображенском полку в Петербурге, но один случай заставил молодого сержанта сменить гвардейский мундир на убогую монашескую рясу. Однажды, когда Иоанн находился в веселой компании, один из товарищей неожиданно упал на пол и тотчас умер. Смерть юноши так сильно повлияла на Иоанна, что он тайно бежал из Петербурга. Три года он прожил на берегах Двины, потом, когда перешел в Площанскую пустынь Орловской губернии, был найден сыскной командой. В Петербурге на вопрос императрицы Елизаветы Петровны о причинах своего побега Иван Игнатьевич откровенно ответил, что спасение души предпочитает всем сокровищам мира сего. По его просьбе, он был уволен в монашеское звание. После трехлетнего пребывания в Александро-Невской Лавре, в 1747 г. был пострижен с именем Феодор. В Лавре Феодор подвизался около десяти лет, был отмечен как истинный монах будущим Императором Петром III. Нашлось, однако, много завистников его славе, и в 1757 г. Феодор отправился давно желанную Санаксарскую пустынь Темниковского уезда Тамбовской губернии. В то время Санаксарская обитель была бедной и полупустой. Феодор энергично взялся за благоустройство монастыря. В 1762 г. Тамбовский епископ Пахомий (Симанский), зная о. Феодора, призвал его к себе, убеждая принять священство и стать настоятелем. По своему смирению старец долго отказывался, но все же был убежден епископом и рукоположен в иеромонахи с поручением нести обязанности настоятеля Санаксарской пустыни. По уставу, положенному Феодором, богослужения в обители совершались по 10-12 часов. Каждый брат был обязан немедленно исповедовать любой помысел своему духовнику. На общей трапезе присутствовали все монахи, за исключением тяжело больных. Пища была простой и умеренной, без пирогов и белого хлеба, который не полагалось вкушать даже на Пасху. В кельях не полагалось иметь никаких запоров. Каждому брату для назидания выдавались из библиотеки одна-две книги. На общие монастырские труды - на покосы, ловлю рыбы - обязаны были ходить все. С братией выходил на работы и сам настоятель.

http://pravicon.com/info-3538

Но всего через полтора года настоятельства отца Феодора едва восстановленная обитель чуть не исчезла: сменившая благоговейную императрицу Елизавету Петровну Екатерина II стала проводить секуляризацию церковных земель (говоря яснее – государственную политику по уничтожению большинства русских обителей; немецкой принцессе Софии Фредерике Августе никак не понять было, зачем оно вообще нужно, это монашество…); в 1764 году императрица издала указ о закрытии небольших, «заштатных» монастырей, не попавших в небольшое число штата. Подлежала закрытию и Санаксарская пустынь; но преподобный Феодор, желая во что бы то ни стало сохранить обитель, написал своим старым сослуживцам по гвардии, ставшим к тому времени… всесильными Алексеем и Григорием Орловыми, фаворитами императрицы, одними из значительнейших людей в государстве. И те, по старой дружбе, помогли: маленькая Санаксарская обитель по именному указу императрицы была оставлена, а в следующем году даже переименована в Санаксарский монастырь. После этого почти 20 лет настоятельствовал преподобный Феодор в Санаксаре, строго и внимательно ведя любимых учеников своих ко Христу; приходили к нему новые, и он принимал их так же сердечно, как и старых учеников своих, к каждому он был внимателен. Из Санаксарской братии отца Феодора вышли впоследствии многие замечательные настоятели «великорусских монастырей, дотоле управлявшихся очень неудачно (в смысле нравственного руководства братией) учеными малороссиянами из Киевской академии» . Руководил преподобный Феодор и Алексеевской женской общиной в Арзамасе, где жили его ученицы; это руководство одного человека двумя монастырями, да к тому же и мужским, и женским, смущало некоторых, и они ходили даже к известному в то время подвижнику схимнику Досифею в Киев с этим вопросом. Но тот разрешил их недоумение, сказав: «Умная голова может не только два стада, и десять может пасти!» Из Петербурга пришло распоряжение: лишить старца Феодора священного сана и сослать простым монахом на Соловки Но в последние полтора десятилетия своей жизни пришлось старцу перенести очень тяжкие и безвинные страдания.

http://pravoslavie.ru/158979.html

Такое успешное восстановление обители привлекло внимание Тамбовского владыки, епископа Пахомия; он призвал к себе отца Феодора и предложил ему принять священство и возглавить Санаксарскую обитель. Преподобный, считая себя недостойным такого сана, смиренно стал отказываться, но Преосвященный был настойчив, и отец Феодор согласился. И 13 декабря 1762 года, на сорок пятом году жизни, преподобный был рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Санаксарской Сретенской пустыни. Служил литургию он всегда с особенным благоговением. Чтения, как и отец Ефрем Саровский, требовал раздельного и неспешного, объясняя, что «не чтение бо Писания, но сила оного, нами понимаемая, во спасение управляет нас» , и служили в обители долго, около девяти часов в сутки. Настоятелем отец Феодор был строгим, но очень внимательным и отечески любящим. Он говорил: «Как невозможно плавать кораблю без кормчего и обучающемуся какому-либо художеству обойтись без мастера и учителя, так тем более невозможно вступающему в монашество без опытного наставника спасти душу» . Он ввел в обители «личное духовное руководительство братии и полное и чистосердечное с их стороны откровение помыслов» , для чего каждый брат мог в любое время дня и ночи прийти к отцу Феодору, и тот беседовал с ним, наставляя и успокаивая ученика, пока помысел или искушение не отступало, и брат уходил, ощутив мир душевный и радость. Старец старался, чтобы монашество в его обители было настоящим, и требовал от братии истинного самоотречения, смирения во всем, даже в еде и одежде, которую, даже и при наличии в пустыни некоторых средств, все имели крайне простую; это даже огорчало некоторых из братий, и они тихонько начинали роптать, что даже в таком малом, в одежде и обуви, нет утешения; но старец вразумлял их словами: «Зачем вы пришли в монастырь? Есть ли в вас разум, что занимаетесь тряпками? Надобно заниматься тем, чтобы душу свою очистить, чтобы ни к чему временному не пристраститься» . Трудились много, причем сам отец Феодор наравне со всеми исполнял разные работы. Он никого не удерживал в обители нарочно, наоборот, повторял иногда, что двери всегда открыты для желающих уйти. Но желающих не находилось: насельники обители чувствовали, что обретают через эту сильную, но разумную строгость и отечески любящее внимание – то самое главное, ради чего они и ушли из мира. Наоборот, число братии понемногу увеличивалось, и вскоре набралось в Санаксарской пустыни до двадцати человек насельников.

http://pravoslavie.ru/158979.html

В полном убеждении об истинности и достоверности чудес по предстательству старца Феодора, мы определили причислить к сонму угодников Божиих этого подвижника для местного почитания, дабы преумножилась радость чад церковных и явилась им через этого святого сила и слава Божия. Для многих поколений уходящего века имя старца Феодора было неизвестно, так как наша страна отрекалась от своих лучших людей, которые творили ей славу, лишь только потому, что это были глубоко верующие люди и жили в дореволюционное, время. Восемь лет назад Санаксарский монастырь был возвращен епархии, а вместе с ним и имя старца Феодора появилось у многих на устах, к нему стали обращаться в своих бедах и нуждах десятки и сотни людей. Издревле христиане спешили к гробам святых, несли сюда свои скорби и печали, проливали горячие молитвы, изрекали свои обеты и в награду за веру нередко были свидетелями спасительных чудес. Господь делает самые могилы святых местами духовного веселья верующих, гробы – источниками чудотворений страждущих. Для нашего пробуждения от греховного сна, явил нам Господь нового святого в этом благодатном уголке нашего Отечества, недалеко от того места, где Православная Русь склоняется над мощами преподобного Серафима Саровского . Как показывает нам жизнь преподобного Феодора, чтобы стать святым, вовсе не нужно воскрешать мертвых, быть про­роком, нужно только сохранить до последнего дня своей жизни настроение горячей веры и любви к Спасителю. Преподобный Феодор жил небесной красотой, шел узким путем нравственного подвига, искал, алкал, жаждал только небесной правды, полноты любви к Богу и ближним. Прославляя сегодня нового святого, Церковь хочет, чтобы мы, верующие люди, подражали его вере и благочестивой жизни и его святости. Святость – это задача и конечная цель каждого из нас, каждого христианина, святостью венчается цело-жизненное сотрудничество человека с Богом. Спасение наше зависит, прежде всего, от благодати Божией, и преподобный Феодор может сказать о себе с апостолом Павлом: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» ( 1Кор. 15, 10 ). Господь подает каждому благодать Свою, но спасение созидается еще и усердным трудом каждого человека. От нас зависит, употребим мы этот Божественный дар на дело исправления, обновления и спасения или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

В 1906 году архимандрит Никодим (Кононов) включил заимствованные у Поселянина сведения и портрет святого в февральский том публикуемого им «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков», и озаглавил статью о нем «Старец иеромонах Феодор». Он упоминает о Санаксарском старце и в мартовском томе 1907 года в статье «Пустынники в Рославльских лесах» (память 10 марта), где говорит: «Известно только, что в соседних с Рославльскими Брянских лесах в это время жили пустынники – инок Серапион (1717–1721 г.), Феодор Санаксарский (около 1747 г.), иеромонах Площанский Иоасаф (ок. 1730–х годов) и другие» 361 . Часто встречаются упоминания о преподобном Феодоре и в публикуемых архимандритом Никодимом жизнеописаниях его учеников, учениц и сподвижников. Тома эти выходили в разные годы. В 1913 году вышли в свет «Старческие советы некоторых подвижников благочестия 18–19 веков», изданные Русским Афонским Свято–Пантелеимоновым монастырем, в которых помимо «Кратких поучений старца Феодора Санаксарскаго », выбранных из рукописи Алексеевской общины «Кратких собеседований о. Феодора с послушницами Алексевской общины», «Чина церковнаго и устава монастыря», «Наставлений старца иеромонаха Феодора», взятых из книги «Жизнеописание старца иеромонаха Феодора (Ушакова), возстановителя и настоятеля Санаксарскаго монастыря» публикуются его портрет, а также наставления и подвижнические записки архимандрита Феофана Новоезерскаго с подробным изложением отдельных историй из жизни старца Феодора и его ближайших учеников, и наставления схимонаха Зосимы с упоминанием слышанного им в Санаксаре об отце Феодоре. Это самый полный сборник поучений святого, раскрывающий перед внимательными читателями его истинное духовное величие и самобытность. В 1909 году 362 над могилами преподобного старца Феодора и его племянника святого праведного воина Феодора была воздвигнута пятиглавая увенчанная крестами часовня. Часовня, стоявшая с 1909 до 1932 года над могилами старца Феодора и праведного адмирала Феодора Ушакова. Фото 1916 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010