Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН в ряде древнерус. текстов имя одного из первых Ростовских епископов. В Житии сщмч. Леонтия Ростовского (первоначальная редакция, дошедшая в списке 2-й пол. XIV в. ГИМ. Син. 246, была составлена, вероятно, в кон. XII - нач. XIII в.) И. наряду с 1-м (по Житию) Ростовским еп. Феодором упоминается как один из предшественников сщмч. Леонтия (управлял епархией ок. 70-х гг. XI в.), оставивший епархию: «Зане преже бывшии ту епископи Феодор и Ларион и збегоше, не терпяще неверьствия и многодосажения людии» ( Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 250, ср.: С. 251). Однако из Киево-Печерского патерика (послание Владимирского еп. св. Симона мон. Поликарпу , не позднее 1226) следует, что 1-м Ростовским архиереем был сщмч. Леонтий («се бысть первопрестолник» - Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21). Указание Лаврентьевской летописи под 1231 г. в связи с хиротонией Ростовского еп. св. Кирилла II подтверждает это сообщение (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 458; ср.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 46). Упоминая о предшественниках сщмч. Леонтия, агиограф, с одной стороны, подчеркивал особую роль этого архиерея в христианизации Ростовского края, с другой - акцентировал внимание на древности Ростовской кафедры. В Никоновском летописном своде 20-х гг. XVI в. приводится уникальное сообщение о том, что сгоревший в 1162 г. (по ранним летописям, в 1160) деревянный Успенский собор в Ростове был построен при И. (ПСРЛ. Т. 9. С. 230). Имя И. встречается в синодике ростовского Успенского собора 2-й четв. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 6/1083, 80-е гг. XV в.) и в перечнях Ростовских архиереев в летописях XV-XVI вв., где он указан 4-м епископом, после Феодора, Феогноста и Феодора II, а сщмч. Леонтий - 7-м (см., напр.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 18. С. 22; Т. 42. С. 165). В некоторых ростовских синодиках 2-й пол. XVII в., в большинстве синодиков XVIII в. и в «Летописи Ростовских архиереев», составленной Ростовским митр. св. Димитрием (Савичем (Туптало)) , И. назван 2-м Ростовским архиереем, перед сщмч. Леонтием. В синодике ростовского Успенского собора 2-й пол. XVII в., в синодиках Борисоглебского на Устье (посл. четв. XVII в.) и Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1700-1701) мон-рей перечень Ростовских архиереев начинается со сщмч. Леонтия (см.: Мельник А. Г. Св. Леонтий Ростовский: Равноапостольный или мученик?//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 86-90).

http://pravenc.ru/text/389161.html

преподобный Аммон, епископ Антинойский (30-е гг. IV – нач. V в.) Нравственно-аскетические труды преподобный Аммон, епископ Антинойский Христианский подвижник, автор уникального памятника древнемонашеской письменности «Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора». Биография Предварительные сведения Преподобный Аммон Антинойский почитается Церковью как один из виднейших христианских подвижников, живших в период с тридцатых годов четвертого по начало пятого столетия. Несмотря на значительность его аскетических подвигов, на его очевидную святость в очах Вседержителя память верующих донесла до нас лишь немногие сведения о его жизни и деятельности. Нам неведомы ни обстоятельства его плотского происхождения (рождения), ни история опыта его общения с Богом. Даже о руководстве им Антинойской епископской кафедрой говорится не иначе как в предположительном ключе. Прежде всего он известен христианам как автор памятника о монашеской жизни святых Пахомия и Феодора. Стиль этого литературного произведения, метод изложения материала, дают повод видеть в нём человека внимательного, начитанного и образованного. Кроме того послание свидетельствует об Аммоне как о ревностном христианине, послушном Церкви, смиренном, кротком, зрелом в духовном и нравственном отношении. Наряду с личностной характеристикой памятник предоставляет нам ряд ценных сведений о биографических фактах Аммона Антинойского. На пути к монашеству Малой родиной Аммона была Александрия. Здесь он родился, рос и воспитывался в языческой семье. В семнадцатилетнем возрасте он принял Святое Крещение. Посещая храм Божий, стал свидетелем проповеди святителя Афанасия Александрийского , пламенного христианина, ортодоксального мыслителя, стойкого и ревностного архиерея. Возвышенная речь Афанасия о блаженной жизни монахов и девственниц, отстранившихся от мирских благ, оставивших всё и последовавших за Небесным Учителем, о Вышнем Граде, ожидающем праведников, так вдохновила его, что вскоре, не без помощи Божьей, он уже не представлял для себя иной жизни, кроме монашеской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/

Шестой день. Поучение 2-е. Преподобный Иларион Новый. (Соответствует ли наша жизнь тем именам, которые мы носим?) I. Преподобный Иларион Далматский, память коего ныне, родился в 775 г. и называется «Новым» в отличие от Илариона великого, подвизавшегося ранее его (в IV веке). На двадцатом году жизни он оставил дом родительский и удалился в Далматскую обитель, где пробыл десять лет в послушниках, работая в монастырском саду. При этом занятии он не оставлял и иноческих подвигов; «часто читая житие Илариона Великого, он старался подражать этому подвижнику в посте и молитве». Игумен обители посвятил Илариона в священники, хотя он по своему смирению и не желал этого сана. Иноческие подвиги Илариона обратили на себя внимание всей братии, так что, когда умер игумен, на его место решили избрать Илариона. Преподобный сначала отказывался и только по увещаниям Константинопольского патриарха Никифора принял игуменство и в продолжение восьми лет управлял обителью. Когда возникла ересь иконоборческая, преп. Иларион выступил ревностным защитником православия и почитания св. икон; за это много принял истязаний и был приговорен к заточению на один из островов Мраморного моря, где он и жил все время, пока господствовала ересь. Императрица Феодора, восстановив иконопочитание, возвратила из ссылки и преподобного Илариона. Он вернулся в Далматскую обитель и скончался в 845 году, 70 лет от роду. II. Вот на что обратим внимание, братие! Препод. Иларион новый, как вы слышали, весьма часто читал житие св. Илариона Великого и старался подражать сему подвижнику, имя которого носил он, в посте и молитве. А наша жизнь, соответствует ли тем именам, которые носит каждый из нас? Все мы, слушатели, называемся христианами; затем у каждого из нас есть собственнное имя, данное нам в св. крещении. Посмотрим же, соответствует ли жизнь наша этим высоким названиям и не напрасно ли некоторые из нас носят эти имена? а) Мы называемся христианами и потому в нас должны быть те же чувства, которые во Иисусе Христе ( Филип. 2, 5 ). А Иисус Христос не имел в сердце ни гордости, ни любостяжания, ни зложелательства. Он смирил Себя до того, что потерпел самую позорную смерть крестную за спасение нас грешных. Будучи владыкой неба и земли, Он не имел на земле пристанища. Любовь Его, даже ко врагам, простиралась до того, что Он молился на кресте за них. Есть ли в нас, слушатели, хоть какое-нибудь подобие этих высоких добродетелей? Величаться собою, хвалиться своими поступками, презирать людей себе подобных, – не безумство ли человеческое? Собирать достояние и прямыми и ложными путями, собирать без нужды с обидою ближняго – свойственно ли христианину? Можно ли в человеке узнать христианина, когда он питает вражду и злобу к своему ближнему? Соответствуют ли имени христианина все подобные поступки? Пусть совесть каждого решит этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

19-е Св. муч. Андрея Стратилата Андрей с юных лет чтил имя Христово, и хотя Ине был крещен, но отвращался всего небогоугодного и вел жизнь воздержную, молясь Богу и храня заповеди евангельские. В 301 году из трибуна (тысяченачальника) сделан был стратилатом, то есть начальником легиона (из шести трибуний состоящего) и отличился в происходившей тогда войне с персами, во время которой обратил ко Христу и многих из своего отряда. Завистливые сотоварищи донесли на него, что оп христианин. Антиох, правитель Сирии, допросил его и донес обо всем императору Максимиану. Максимиан приказал освободить славного воина и единоверцев его, чтобы не произвести смуты в войске, а после подыскать другую вину и избить их. Освобожденные пошли в Тарс и приняли св. крещение. Тогда, под видом погони за оставившими свои знамена, приказано было правителю Киликии идти и схватить их. Дружина из Тарса направилась к пределам Армении, но в ущельях горы Тавра настигнута и избита без всякого сопротивления (в 302 или 303 году). Празднование Донской иконы Богородицы Донская икона принесена донскими казаками, при бывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому, утвержденная на древке как хоругвь, когда он имел брань с Мамаем, и оставалась во все продолжение войны при русском войске. В день славной Куликовской битвы, бывшей в 1380 году, между реками Доном и Непрядвою, она носима была среди прав. воинов для ободрения и помощи им противу рати татарской, литовской и рязанской. После поражения неприятелей, заступлением Богоматери, икона принесена казаками в дар великому князю, который перенес ее с берегов Дона в свою столицу Москву и поставил сначала в Успенском соборе, а по сооружении собора Благовещенского, перенес сюда, и в память победы, одержанной помощию ее над татарами на берегах Дона, она наименована Донскою. Ее же помощию совершилось чудесное избавление Москвы от крымских татар, во время царствования благочестивого Государя Феодора Иоанновича, в 1591 году. В этом году крымский царевич Нурадын, с братом своим Мурат-Гиреем и с многочисленным ополчением, вторгнулся в пределы России, подступил к Москве и расположился близь нее на Воробьевых горах. При внезапном нашествии его, царь Феодор Иоаннович, не надеясь отразить врагов своими силами, обратился с молением о помощи к небесной Заступнице правоверных – Божией Матери. Он повелел с иконою Донской Богоматери и с другими иконами совершить вокруг города крестный ход и Донскую икону поставить в походной своей церкви среди воинских рядов. Целую ночь благочестивый царь посвятил непрестанной и усердной молитве к Богоматери, прося ее непобедимой помощи на одоление врагов, и получил от нее извещение, что силою Христа и ее предстательства он одержит славную победу над врагами. Наступил день; татары с ожесточением устремились на ополчение русских и целые сутки бились с ними; но, вдруг устрашенные невидимою силою, обратились в бегство, оставив на поле сражения множество убитых, раненых и весь свой стан.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

45. Должно заглаждать грехи добрыми делами (Из жизни св. муч.Феодора. Пат. ч. 2, стр. 172–173 и из жизни св. муч. Иоанна Болгарина. Пат. ч. 2, стр. 175–176). Как на обыкновенном должнике лежит прямая обязанность уплатить долг, так и на грешнике, духовном должнике пред Богом, лежит также непременная обязанность отдавать долг свой Богу, т.е заглаждать грехи свои добрыми делами. Но, к сожалению, мы как то мало или даже, в большинстве случаев, и вовсе не обращаем внимания на обязанность эту. Грешить любим, а заглаждать грехи–это будто бы совсем не наше дело и нас не касается. Так поступать не достойно христианина и для нашей души гибельно. Согрешая и не исправляя свою жизнь, а прилагая лишь грехи ко грехам, мы, тем самым собираем себе только гнев в день гнева и праведного Суда Божия. Об этом и в Писании сказано: по жестокости твоей, говорит Апостол Павел, и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ). В виду этого, на будущее время, и не будем так поступать, но, согрешивши, скорее к Богу с слезным раскаянием прибегнем и грех поспешим загладить доброделанием. Для того же, чтобы навыкнуть сему, будем чаще брать примеры святых и будем чаще учиться у них тому, как в сем случае поступать должно. Для назидания приведем два подобных примера в слове настоящем. Первый, прекрасный пример этого представляет нам блаженный Феодор из Митилина, память коего совершается 30-го января. В молодости он чем-то разгневанный, отрекся от Христа и принял магометанство; но потом, пришедши в себя и раскаявшись, пришел на Св. гору, исповедал свой грех, выполнил назначенную ему епитимию и стал подвизаться в святых трудах . Но душа его, не имея полного покоя, не была довольна этими подвигами и всегда стремилась к другому, высшему подвигу, как бы требуя, чтобы омыто было кровью преступное отречение его от Христа. И вот Феодор идет к туркам, проклинает пред ними публично свое отречение и их веру, и за сие сначала заключается в темницу, а за тем приемлет и самый венец мученический (Афон. Пат. ч. 2, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

7-е Св. муч. Иерона и дружины его – св. тридцати двух мучеников: Исихия, Никандра, Афанасия, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Феодула, Евгения, Епифания, Феодота, Аникиты, Илариона, и проч. Иерон, сын христианки, уроженец г. Тианы в Каппадокии, достигнув совершеннолетия, был потребован на службу; ему предстояло поступить в числе способнейших юношей в дополнительный отряд того войска, которое предназначалось между прочим для действий против христиан, значительно распространенных в Армении и Каппадокии в царствование Диоклитиана, и которые упорно противились повелению императора – чтить богов и соблюдать языческие постановления. Не пожелал христианин служит с язычниками, не мог он также решиться оставить свою слепую и престарелую мать, и потому, воспротивясь посланным за ним воинам, которые хотели взять его насильно, Иерон с дружиною своею скрылся в пещере, где и продолжал успешно сопротивляться, когда воины снова приступали к пещере, с тем чтобы его захватить. Он однакоже уступил настояниям друга своего Кириака, посланного к нему местным правителем с поручением убедить его пойти в войско. Дойдя с воинами до г. Мелитины, Иерон был заключен в темницу вместе с другими тридцатью двумя христианами. Спокойно приняв свою участь, он и в других возбуждал и поддерживал бодрость для предстоящего подвига. – Поэтому, когда Иерон и дружина его были призваны к допросу, то с непоколебимою твердостию исповедали имя Христово и никакими угрозами, никакими лестными обещаниями нельзя было их заставить отречься от Христа. Тогда все они были приговорены к смертной казни. Прежде совершения ее над ними все они были подвергнуты истязаниям; у Иерона, как более всех виновного в сопротивлении воинам, была отсечена правая рука. После истязаний протомились мученики еще несколько дней в темнице; затем, снова вызванные на суд и снова отказавшиеся отречься от Христа – все они были обезглавлены в 298 г. Тела их тайно были взяты и погребены христианами. Они были обретены нетленными (как свидетельствует Прокопий), когда строился храм св. Ирины, по приказанию Иустиниана 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

     Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем. Мф 5, 19. Почему свят и наречен равноапостольным великий князь Владимир? Он обратился от языческой тьмы к свету Христову, крестился сам, крестил киевлян и послал крестить в другие города и области своего княжества. Он первый из всероссийских правителей стал христианином и положил начало христианскому устроению Русского государства. С него Русская держава начинает быть православной и христианство проникает во все области народной и государственной жизни. Действовал ли он при том только как правитель, являлись ли его действия, направленные к тому, только государственными деяниями? Нет, он сам в себе проявил истинного христианина и проповедовал Христа не столько словом, сколько личным своим примером. Воспитанный в язычестве, князь Владимир, хотя и слышал в самом раннем детстве о Христе от своей бабушки, блаженной княгини Ольги, был сначала ревностным язычником. Он усердно исполнял языческие обряды, старался угодить языческим богам, приносил им благодарения за успехи, потому что был убежден, что служит истине. Когда же произошло убийство толпой киевлян св. варяга Феодора и сына его Иоанна, на которого пал жребий быть принесенным в жертву Перуну в благодарность за одержанную победу, Владимир понял, что он ошибался. Он почувствовал разлад между законом нравственным и требованиями язычества и чуткой душой ощутил его неправоту. Искание истины и правды привело его к Православию, и, преодолев все внутренние и внешние препятствия, стоявшие на пути к нему, он принял святое крещение. Теперь, ставши христианином, он стал служить Христу еще ревностнее, чем раньше служил богам языческим. Ныне он уже всем существом приносил себя самого и все, чем обладал, в жертву Истине, ибо учение христианское открывает Божественные истины и выражает высочайший нравственный внутренний закон. Владимир стал иным после крещения. Он сохранил в себе все лучшие качества, которые имел прежде, отвергнув от себя все свои порочные наклонности и привычки. Из жестокого, не пожалевшего даже родного брата, убитого во время междоусобной войны с ним, он сделался настолько мягкосердечным, что не хотел казнить и преступников, делая то в исключительных случаях, чтобы пресечь злодеяния.

http://pravoslavie.ru/47781.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Краткая характеристика постов в православии Все посты, существующие в православии, делятся на две группы: многодневные и однодневные. К числу многодневных принадлежат следующие посты. Святые четыредесятницы, или Великие четыредесятницы, или Великий пост . Этот пост представляет собой предварительную подготовку христианина к надлежащей встрече праздника Пасхи – главного праздника христианства. Этот пост был установлен в честь сорокадневного пощения Иисуса Христа в пустыне. Начало Великого поста припадает на понедельник в просторечии называемый «чистым». Помимо Вербного воскресенья в Великую четыредесятницу входит пять воскресных дней, каждый из которых связан с особым воспоминанием. В этот пост входит семь недель, каждая из которых называется по порядку. Например, первая, вторая, и т.д. седмица Великого поста. Богослужение этого поста имеет свою специфику и отличительные черты, характеризующиеся тем, что на протяжении всей Великой четыредесятницы по понедельникам, вторникам и четвергам не совершается литургии в том случае, если в эти дни не отмечаются праздники, а читаются и поются Часы. Во время Великого поста и по средам и пятницам производят литургию преждеосвященных даров. В воскресенье осуществляют литургию Василия Великого . А по субботам совершают обычную литургию Иоанна Златоуста . Особенной службой во время Великого поста отличаются следующие дни. Пятница первой недели поста. В этот день отмечается память Феодора Тирона и благословение Калива. Четверг первой недели поста. В этот день читается житие Марии Египетской, а также поют Великий канон. Суббота пятой недели поста. Этот день получил название «Акафистной» субботы. В этот день для похвалы Богородицы осуществляют так называемое «акафистное пение». Среда четвертой крестопоклонной недели. Этот день называют «преполовением» а в просторечии называют «средокрестье». В католичестве четыредесятницу начинают отмечать с середины первой недели Великого поста. Эта неделя называется «пепельной», потому что папа Римский, Григорий Великий , ввел обычай во время этого богослужения посыпать пеплом голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

В 2020 году турецкие власти превратили храм Святой Софии Константинопольской в мечеть и скрыли знаменитые на весь мир византийские мозаики. В это время протоиерей Феодор Гигнадзе, настоятель Крестовоздвиженского храма в Тбилиси, заказал точную копию самой известной византийской мозаики – образ Господа Вседержителя – и установил ее в апсиде тбилисского храма. Ниже – рассказ об этом событии. Копия Пантократора из Святой Софии Константинопольской была торжественно открыта в храме Крестовоздвижения в Тбилиси в неделю Торжества Православия 2021 года – празднества, установленного в честь победы над ересью иконоборчества. «Поскольку Господь пришел в образе Человека, поскольку я Его увидел, мне естественно иметь желание лицезреть Его постоянно», – указывает отец Феодор на естественность иконопочитания для верующего христианина. По решению отца Феодора, при создании копии учитывались все особенности: элементы той мозаики, которые были утрачены с течением времени, отсутствуют и в этой ее копии. Отсутствие части изображения отец Феодор связывает с нашими грехами: «Сколько камушков не хватает в том образе, столько и в этом не хватает. А не хватает их из-за наших грехов. Сколько камушков не хватает в том образе, столько и в этом не хватает. А не хватает их из-за наших грехов Некогда была создана огромная Византийская империя. Мы не знаем, откуда появилась та искра, которая создала эту тысячелетнюю поразительную христианскую культуру. Но пришло время, и тот великолепнейший, величественнейший храм (Святой Софии, Премудрости Божией. – Д.Т. ), который подобен небу и своим внешним видом, уже не является нашим, христианским, по нашим грехам. Случилось так, что у нас отняли и то, что было. Мы знаем, что красивейшие мозаики этого собора были закрыты, и, соответственно, у нас сегодня уже нет возможности их созерцать. Но в то же время Божественная благодать, образ воплощенного Бога есть та вода, которая, если ей перекрыть один выход, обязательно найдет другой. Здесь, наверху (в храме над алтарем. – Д.Т. ), находится то, что было сокрыто там и будет открыто здесь» .

http://pravoslavie.ru/139003.html

Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот. Константин Островский Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов? На эти и другие вопросы наших читателей о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский. Великий пост: без гарантий (+ Видео) Каким должен быть подход к Великому посту, чтобы в конце его не испытывать лишь усталость и разочарование? Надо ли поститься, если пост не в радость? В основе всякого поста — признание человеком, что он потерял Бога, потерял ближних, да и самого себя потерял, потому что человек узнает себя только в общении. Пост для христианина — путь к встрече с милующим Богом. Но чтобы встреча состоялась, необходим диалог с Ним. Постная еда с Анной Людковской: горох нут Одно из моих недавних открытий — теплый хумус. Поверьте, это очень, очень вкусно. Признаться, я сама, увидев рецепт, была настроена скептически и приготовила из чистого любопытства. За тем ужином пиала с теплым хумусом опустела первой. О каноне Андрея Критского, инопланетянах и марках холодильников Человека спрашивают о смысле жизни, а в ответ он слышит предложение выбрать сникерс или чупа-чупс, ту или иную марку холодильника, какие-то виды иногда весьма грязных желаний, действий, поступков... Пост: все ли средства хороши? В предпостовые недели, особенно на масленую, узнаешь массу новых особенностей и фактов из личной жизни прихожан собственного прихода. Прежде всего, это касается их болезней, немощей, пенсионного обеспечения, количества любимых детей, внуков и правнуков, требующих постоянной заботы, внимания и материальных издержек. Прожить Великий Пост вместе с детьми Делая календарь, мы выделяли постные праздники. Когда дети знают об этих датах, они ждут не 'когда же закончится пост', а приближения каждого следующего события. Первый праздник с интересным действом – это кутья в первую субботу Великого поста, в день великомученика Феодора Тирона. Пост: как не навредить себе духовно и физически

http://pravmir.ru/tag/post/page/19/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010