Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ НОВЫЙ [Греч. Μιχαλ Νος] († между 1305 и 1324), нмч. (без дня памяти). Об этом святом нам известно благодаря Похвальному слову Феодора Метохита († 1332), сохранившемуся в сборнике произведений этого автора в рукописи Vindob. Phil. gr. 95, 1-я пол. XIV в., представленных в хронологическом порядке. Похвальное слово находится между «Этниконом» (1305) и 2 речами «Против необразованных», написанными между 1324 и 1326 гг. Вторая волна такого религ. явления, как новомученичество, относится ко времени османских завоеваний на Балканах, хотя отдельные случаи казни христиан, открыто исповедовавших свою веру, происходили за пределами тур. владений. Из Житий новомучеников, пострадавших в XIV в., сохранились Жития лишь 3: широко чтимого у славян и румын Иоанна Нового, Сочавского и малоизвестных М. Н. и Иоанна Прусского . М. Н. пострадал в правление визант. имп. Андроника II Палеолога в мамлюкском Египте. Святой род. в Смирне в кон. XIII в. в христианской семье. Ребенком он попал в плен к туркам, был обращен в ислам и продан в Египет. М. Н. был высокого роста, и его взяли на военную службу. Спустя нек-рое время М. Н. захотел вернуться в христианство. Для того чтобы покинуть Египет, он обратился к главе христианской общины. Узнав, что из Александрии в К-поль возвращается визант. посольство, он решился переодеться монахом и отплыть на этом корабле. Но предатель выдал М. Н., и новомученик был схвачен османскими властями. М. Н. смело исповедал себя христианином. Мусульмане убеждали М. Н. отречься от веры, а затем подвергли его мучениям. Но все их действия оказались тщетными. Тогда М. Н. обезглавили, при этом произошло чудо: уста его отрубленной головы произнесли: «Господи, помилуй!» Ист.: BHG, N 2273; ActaSS. 1925. Nov. T. 4. P. 670-678. Лит.: Pahlitzsch J. Eis ton neon martyra Michae  l, «On Michael the New Martyr»//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas, A. Mallett. Leiden, 2012. Vol. 4. P. 810-814. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Иоанн Новый; греч. Ιωννης, Ιωννης Νος] (2-я пол. X - нач. XI в.), прп. Фракийский (без дня памяти). Единственным источником сведений об И. является Житие, написанное Феодором Метохитом (BHG, N 2192). Оно сохранилось в последней части рукописи, содержащей небольшие риторические сочинения этого автора (Vindob. Phil. gr. 95. Fol. 364r - 373r). В тексте Жития имеется обширная лакуна (между Fol. 369v и 370r), к-рая была частично восстановлена И. Шевченко уже после публикации Жития И. Делеэ (текст глав 8a - 8c за счет неверного соединения листов приводится в рукописи на Fol. 355r-v). Из вступления следует, что Метохит приступил к работе над Житием в г. Дидимотихе во Фракии по просьбе насельников некоего неназванного мон-ря, основанного И. Это произошло во время ссылки Метохита после свержения его покровителя имп. Андроника II Палеолога (24 мая 1328). На основании косвенных данных можно заключить, что работа над Житием была завершена уже после возвращения Феодора Метохита в К-поль в 1330 г. ( Š ev encko. 1961. P. 295, N 1). Поскольку Житие было написано спустя 3 столетия после кончины святого (известно, что И. жил во времена имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025)), оно содержит мало биографических и исторических деталей. И. род. в крестьянской семье в селении близ Дидимотиха. С юных лет И. внимал словам Свящ. Писания, а затем решил оставить родителей и стать отшельником. Он принял иноческий постриг, удалился в пустынное место и выкопал небольшую пещеру, где стал подвизаться, подражая прор. Илии и св. Иоанну Предтече. В течение мн. лет он питался кореньями и травами, пил только воду, одеждой ему служил власяной хитон. Однажды некий сановник случайно обнаружил пещеру И. Узнав о жизни подвижника, сановник стал уговаривать его основать монастырь. И., не желая оставить уединение, скрылся. В поисках нового жилища он встретил некоего монаха, к-рый велел И. выполнить просьбу сановника. И. возвратился на прежнее место и основал мон-рь, в к-рый сразу стало стекаться множество подвижников. Он возложил обязанности по управлению монастырем на благочестивого иеромонаха, имевшего большой жизненный опыт, а сам вновь удалился в уединенное место. Однако после смерти 1-го игумена братия уговорила И. возглавить мон-рь. Но и в эти годы И. имел обыкновение уходить в пустынное место, оставляя обитель на попечение своих учеников. Нек-рых из них И. в старости стал брать с собой. Мон-рь разросся, и церковь не могла вмещать насельников, но у И. не было средств для постройки нового, большого храма, к тому же он боялся, что не успеет завершить строительство до своей кончины. В это время по Промыслу Божию в мон-рь прибыл некий чиновник из К-поля и пожертвовал деньги на постройку. Вскоре после завершения строительства церкви И. скончался. На могиле святого стали совершаться чудеса (изгнание нечистых духов и исцеление от тяжких недугов).

http://pravenc.ru/text/469015.html

Последних он даже ослепил вместе с другими подвижниками благочестия. Жестокость Михаила усиливалась подозрением, что все противники унии готовы покуситься на низложение его с престола, на который он восшел чрез преступление. Но все его старания и зверства были напрасны, и он ни в чем не успел. Во время похода против Иоанна Дуки, князя Эпирского, Михаил заболел и умер (в декабре 1282 года) в лагере близ города Веррии, не присоединенный к Церкви Западной и отлученный от Церкви Восточной. Общее негодование за его жестокости и отвращение были так велики, что находившихся при нем сын его Андроник не посмел совершить над ним царского погребения, а велел ночью похоронить его в близлежащем монастыре. А вдовствующая царица Феодора принуждена была обнародовать исповедание, которое заканчивает так: „Царственность моя, по благодати Божией, еще и тогда, когда началось это дело, весьма тяготилась им и едва терпела необычайность и новость его, даже негодовала, хотя и не постигала всей опасности от него, а теперь негодует тем более, что ясно видит худой конец оного недоброго замысла... Поскольку же Церковь Божия осудила Векка (патриарха) за хульные догматы его, и с ним Мелитиниота и Метохита, как единомысленников, и ославила, и отлучила от общения с собою, то и Царственность моя, вследствии такого решения ее, достодолжно считает их отобщенными и отверженными. А так как сия же Святая Церковь Божия определила не удостоивать уставных поминовений и скончавшегося супруга моего, и владыку и царя за помянутое дело и смятение, то Царственность моя, предпочитающая всему страх Божий и покорность Святой Церкви, любит и принимает и это определение ее и никогда не понудить ее совершать поминовение души владыки моего, и царя, и супруга, или что-либо другое сверх заповеданного мне. Ибо согласоваться во всем с Церковию Божиею и следовать ей хочет Царственность моя, устрояющая таким образом спасение свое и желающая явно исповедать пред всеми веру свою, которую приняла от отцов, сохранила до настоящего времени и сохранить до конца, будучи хранима силою создавшего и воцарившего ее милосердого Бога“.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

людских страданиях, насколько реально она продвигала человека к претворению своего страдания. Раскрывающаяся здесь совместная, соборная икономия православного отношения к страданию очень важна. Можно вспомнить в этой связи, что в двадцатом столетии – не в последнюю очередь, в силу его страшных событий и катастроф – проблема страдания стала одною из центральных проблем как религиозной, так и философской мысли. Она продумывалась и решалась с очень разных позиций, но безусловно преобладающим был взгляд, для которого страдание выступало как проблема изолированного сознания и одинокого, предоставленного самому себе человека. Весьма влиятельный, глубоко разработанный пример такой трактовки страдания представил, в частности, европейский экзистенциализм. Однако описанный нами взгляд православной традиции принципиально отличен: здесь феномен человеческого страдания связуется с жизнью церковного Тела и вводится в универсум любви Христовой. Он приобретает новые, соборные измерения христианского сострадания и за счет них, с их помощью испытывает претворение. И претворенное страдание, переживаемое как участие в страданиях Христа, становится очищающей и созидательной силой в жизни христианина. ПАЛАМА, ГРИГОРИЙ Статьи для Энциклопедии философских наук ПАЛАМА, ГРИГОРИЙ (1296, Константинополь - 14.11.1359, Фессалоники) - митрополит Фессалоникийский, святой Православной Церкви (канонизирован в 1368) и крупнейший православный богослов после эпохи патристики, в трудах которого эксплицирована и обоснована, и в сути, и в методе, самостоятельная православная традиция в христианской мысли. Происходил из знатного малоазийского рода с традициями чистоты нравов и благочестия. В конце XIII в. семья Паламы переезжает в столицу, где его отец становится сенатором и приближенным императора Андроника II Палеолога. Палама получил светское образование в университете под руководством известного эрудита и гуманиста Феодора Метохита; рано потерял отца, и сам император заботился о нем, предназначая к государственной деятельности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

1320),- единолично (погрудно) под обеими датами; в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343),- в рост, в сохранившемся цикле на июнь; в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1335-1350), и в ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391),- в рост, под 2 июня, мартовский цикл не сохранился. К циклу исторических миниатюр с образом Н. примыкает рус. Хронограф - Лицевой летописный свод (РНБ. F.IV.151, 70-е гг. XVI в.), в котором патриарх изображен на миниатюрах, иллюстрирующих эпизоды правления императоров Никифора I и Льва V Армянина. На протяжении всего цикла Н. предстает, как правило, в саккосе разных оттенков зеленого, синего и охристого цветов с орнаментом в виде кругов по подолу и рукавам, с омофором, у него средней длины клиновидная борода, с нимбом. Однако возрастная характеристика, определяемая цветом волос (седым или каштанового цвета с проседью), не отличается устойчивостью: в середине повествования старец с проседью в волосах уже представлен как убеленный сединами, затем из его каштановых волос седины исчезают и в конце он снова предстает седовласым. Цикл начинает миниатюра с изображением поставления Н. «патриархом Царяграда» после смерти патриарха Тарасия (Л. 842), далее следуют сцены: «Царь же Никифор принудил патриарха Никифора принять в причт священничества Иосифа пресвитера, венчавшего Константина царя с прелюбодейцей» (Л. 842 об.); преподобные Платон и Феодор Студийский с Иосифом Солунским отказываются «от приобщения патриархова… из-за Иосифа» (Л. 843); Н. благословляет на царство имп. Льва V Армянина и возлагает на его голову корону (Л. 861 об.); имп. Лев посылает за Н., «желая иметь его сообщником своего беснования» (Л. 863 об.),- в жесте обращенных вовне ладоней Н. читается отказ от визита; Н. с духовным собором иконопочитателей во дворце императора, призывающего к диспуту с иконоборцами (Л. 864); Н. обличает императора и вельмож, напоминая о прежних императорах-иконопочитателях: «Погибли ли ранее при Леонтии [Льве] Исаврянине и Константине святые иконы или нет?» (Л. 864 об.); продолжение разговора об иконах: «Не оскорбляйте,- сказал [патриарх],- существующий и бывший изначально их образ…» (Л. 865); император в ярости изгоняет из дворца иконопочитателей и заключает в тюрьму прп. Феодора Студита (Л. 866); император изгоняет Н. из города (Л. 866 об.); Н. в лодке приближается к берегу, где его встречает «игумен Великого Села» Феофан Исповедник (Л. 867); Н. приветствует игум. Феофана Исповедника, духовно провидя его приближение (Л. 867 об.); Н. изображен (в верхней части листа) в ссылке, но словно взирающим на поругание икон императором и патриархом Феодотом I Мелиссином (Л. 870 об.).

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) [греч] – богослов, разносторонний ученый, историк. Первоначальное образование Никифор Григора получил под руководством своего дяди, Гераклейского митрополита Иоанна, затем учился у Иоанна Глики и Феодора Метохита.   Многие десятилетия Никифор Григора был в центре богословских споров своего времени. Он был оппонентом Варлаама Калабрийского в открытом споре, организованном в Константинополе, но одновременно не принимал и исихазм. После признанания ортодоксальности позиции Григория Паламы на церковном соборе Никифор Григора подвергся опале и был заточен на несколько  лет в монастырь.   До конца жизни Никифор Григора не прекращал борьбы с паламитами. Универсализм его знаний  выразился в многообразии его сочинений. Он – автор речей и проповедей, житийных произведений. Он написал полемическое, построенное в форме диалога,  сочинение " Флорентиец " , в котором под вымышленными именами представил себя и Варлаама Калабрийского. Ему принадлежат труды по математике, музыке и астрономии; в этих последних он предлагал реформу календаря. Самый известный труд Никифор Григора – историческое сочинение " Ромейская история " , в последней части носящий характер мемуаров. Труд, который мы публикуем, называется " Антиретики " , это более поэтическое, чем научное описание Афона , прекрасные образец византийской риторики.   Перевод наш - портала Горы Афон. Мы постарались перевести это " чудо риторики " с древнегреческого на удобо-понятный язык так, чтобы вы и поняли мысль - и почувствовали и колорит слова автора. - Святая Гора Афон Гора Афон   достойна удивления и в том, что воздух здесь действительно обладает весьма великолепным естественным растворением, и что Гора украшается некой многочисленной и разнообразной зеленью, и, чтобы сказать во всей красе слова, она привлекает чувство паломников, сообщая им невероятную легкость, и кроме этого передает душе радость наслаждения этой красотой; ведь радость здесь отовсюду течет, как из сокровищниц, и включает в себя радующий дыхание восторг благоухания и восхищающий глаз цвет цветов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=20&iid=162...

Палеолог, Метохит, Филантропин. У Евгеньевых ворот (тур. Ялык-киоск-капусси, на месте вокзала Сиркеджи) защищали критские моряки. От башни у этих ворот до башни на Галатском берегу, существовавшей еще в XVII в., Золотой Рог был загражден с начала осады толстой железной цепью, плававшей на бревнах, а за нею были расставлены шесть латинских и четыре греческих корабля (из них три с Крита). Далее в районе Акрополя приморские стены выходят уже на Мраморное море и защищались опять латинянами, или во главе обороны стояли латиняне: от дворца Вуколеона (у «дома Юстиниана») до гавани Кондоскалия (нын. Кум-капу) стояла каталонская колония с консулом Гулиано во главе, далее в Псамматии охрана была вверена венецианцу Контарини; сами Золотые ворота с участком до Мраморной башни на берегу – т. е. второй важнейший угол укреплений, где сухопутные стены связаны с приморскими, – защищались 200 генуэзскими стрелками с капитаном Мануилом, но Студиев монастырь защищали сами монахи-калугеры рядом с турками Орхана. По сухопутной стене до ворот Живоносного Источника опять стоял смешанный отряд из итальянцев и греков под начальством сицилийца. Далее следовал участок с центром у Силиврийских ворот, защищавшийся одними греками с Феофилом Палеологом во главе, по Франзи 74 . Центральную часть сухопутных укреплений с воротами св. Романа (тур. Топ-капу) защищали опять латиняне, именно 400 генуэзцев и других итальянцев с Архипелага, под начальством Лонга Джусти-ниани, бывшего губернатора генуэзской Кафы, приехавшего с Исидором. Далее до Адрианопольских ворот, примыкавших к кварталу монастырей Хоры и Старой Петры, защищали генуэзские начальники, три брата Боккиардо. Последний участок до Влахернского дворца, доверенного латинянам, защищал смешанный отряд под начальством Феодора, грека из венецианской Эллады, и немецкого инженера Гранта. Из перечня начальников выносим странное впечатление: как будто дело шло о защите не византийской столицы, но какого-то латино-греческого города вроде Кандии или Патр, как будто Византии к 1453 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Григора обнаруживает внушительную скрупулёзность, но стиль его помпезен и тенденциозен. Пристальное внимание уделено религиозным вопросам и догматическим спорам. Данный труд и труд Иоанна Кантакузина дополняют и уточняют друг друга. Прочие сочинения Григоры, которые (за редким исключением) до сих пор не изданы, доказывают его потрясающую разносторонность. Среди них, помимо истории его спора с Паламой и обширной переписки, – биографии его дяди и воспитателя Иоанна, митрополита Ираклеи, а также мученика Кондратия Антиохийского, речи на смерть Феодора Метохита и двух императоров Андроников (II и III), комментарии к странствиям Одиссея и трактату Синезия о снах, трактаты по орфографии и о словах с неясным значением, философский диалог «Флорентиец, или О мудрости», астрономические труды по вычислению пасхалии и подготовке астролябии. 336 Иоанн Кантакузин . «Беседа с папским легатом»; «Диалог с иудеем» и другие сочинения/Предисл., пер., комм. Г.М. Прохорова. СПб., 1997. Кантакузин, уже в монашестве (поздней осенью 1354 г., после неудачной попытки защитить собственный престол в борьбе с Иоанном Палеологом, он добровольно постригся с именем Иоасафа), написал свою «Историю» в откровенной полемике с Григорой. Его сочинение охватывает период от 1320 до 1356 г. (изредка затрагивая более поздние события). «История» Кантакузина – одна из наиболее пристрастных книг в византийской историографии: все изложение сосредоточено вокруг личности Кантакузина, причем автор часто приукрашивает собственную роль в истории. Однако книга Кантакузина основана на документах (некоторые из них приводятся в тексте) и написана человеком, стоявшим в центре событий, в чем и состоит ее важность как исторического источника. 340 Παπαδπουλος–Βρετς. Νεοελληνικ φιλολογα, τοι Κατλογος τν π πτσεως τς Βυζαντινς Ατοκρατορας μχρι γκαθιδρσεως τς ν λλδι βασιλεας τυπωθντων βιβλων παρ’ λλνων ες τν μιλουμνην ες τν ρχααν λληνικν γλσσαν. Τ.Α’. θναι, 1854; T.B’. θναι, 1857. 341 Λαδς Γ., Χατζηδμος Α. λληνικ βιβλιογραφα τν τν 1791–1795. θναι, 1970; λληνικ βιβλιογραφα τν τν 1796–1799. θναι, 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В основном пространстве храма, к сожалению, сохранилось не очень много мозаик, они почти все были сбиты в то время, когда храм стал мечетью. Там осталось только три композиции Христа и Богородицы с надписямипо сторонам от алтаря и на западной стене идеально сохранившаяся композиция «Успения Богоматери». Можно представить, как прекрасны были остальные варварски уничтоженные мозаики. Изображение византийской принцессы, жившей при монгольском дворе Среди мозаик — уникальный деисус, где всего две фигуры — стоящего Христа и обращающейся к Нему с молением Богоматери. Это тоже ктиторская композиция: у ног Христа и Богоматери показаны исторические ктиторы храма, которые поддерживали его до того, как Феодор Метохит начал реконструкцию храма и его украшение. Там изображен член императорской семьи Исаак Комнин, перестраивавший храм в 12 веке и Мария Деспина Монгольская (XIII век) — византийская принцесса, которая оказалась при монгольском дворе в качестве жены одного из ханов, а потом вернулась в Константинополь, стала монахиней, видным деятелем византийского православия своей эпохи. Первые шаги Девы Марии В храме сохранился подробнейший мозаичный цикл с изображением детства Христа и Богородицы. Среди композиций: Первые шаги Девы Марии, Рождество Христа, Бегство в Египет, Прощание Иосифа с Марией (когда он хотел отпустить Ее), Сон Иосифа. В том числе и редчайшая сцена, изображающая налоговую перепись при Ироде, о которой упоминают Евангелия. В ожидании Второго Пришествия Из уникальных иконографических особенностей важны полностью сохранившиеся росписи южного придела (параклессиона), который был предназначен для погребения ктиторов монастыря, в том числе Феодора Метохита. Программа росписи связана с темой Воскресения, Второго Пришествия, отсюда — знаменитая фреска «Сошествие во ад» в алтаре — как образ грядущего воскресения; детальная композиция Страшного суда, а также изображение великих православных гимнографов — Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и других, которые, как евангелисты, изображены в парусах одного из куполов Параклесиона: они боговдохновенно создавали свои гимны, прославляющие Христа и Богоматерь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Βεντια, 1876. Σ. 571-578). Этот демон, известный в греческом фольклоре с древних времен, всячески вредит беременным женщинам и новорожденным младенцам, М. выступает как защитник от демонов. В греческих сборниках встречаются также и отдельные тексты о чудесах М., напр. «Чудо о паралитике» (BHG, N 1288i), вероятно, об исцелении расслабленного в купели Вифезда, «Чудо о подагрике» (BHG, N 1288m). Особый интерес представляет «Рассказ о похищении ангельского одеяния» (BHG, N 1288n; греч. текст - Vat. gr. 1190a. 1542. Fol. 882-887; опубл. c рус. переводом, см.: Афиногенова О. Н. Греч. вариант апокрифа о борьбе арх. Михаила и Сатанаила//Scripta and E-Scripta. София, 2005/2006. 3/4. С. 329-348). Это греч. перевод богомильского апокрифа о борьбе М. с Сатанаилом; не является переводом ни одной из 2 слав. редакций, опубликованных А. Милтеновой (см. в изд.: Старобългарска литература. 1981. Кн. 9. С. 98-113). Однако явно богомильская основа сюжета позволяет с большой вероятностью предположить, что источником греческого варианта послужил слав. текст, возможно, несохранившийся. Сюжет апокрифа был широко известен на Балканах, о чем свидетельствует изображение в ц. арх. Михаила в Леснове (ок. 1346), представляющее собой непосредственную иллюстрацию к апокрифу ( C. Buзahmujcku и nocmbuзahmujcku циклуси XI-XVIII в. Београд, 2004. Ил. 102). Сюжет апокрифа вкратце таков: Сатанаил во время своего отпадения похищает ангельское одеяние, дающее силу. Бог сначала посылает арх. Гавриила, чтобы вернуть украденное, но тот отказывается, опасаясь Сатанаила. Тогда призывается М., и он соглашается пойти только после того, как ему разрешается обмануть Сатанаила. М. притворяется, что готов примкнуть к темным силам, и Сатанаил ведет его к озеру, воды к-рого предохраняют от всех напастей. Положившись на М., Сатанаил снимает ангельское одеяние и ныряет в озеро, М. забирает одеяние и возвращается на небеса. Известны также энкомии, посвященные М.: прп. Неофита Затворника (XII в.) (BHG, N 1290), Слово Феодора Метохита (XIII-XIV вв.) (BHG, N 1290c), анонимные (BHG, N 1290d; издан: Anecdota graeca theologica/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010