121) Михаил , Авториан – великий сакелларий, муж знаменитый ученостью и добродетелями. Он возлагал венец на императора Феодора Ласкаря; правив 7 лет и 6 месяцев, преставился ко Господу; вместо него избран 1214 г. 122) Феодор , Иреник, иначе Копа – из диаконов и хартофилаксов; правил 6 лет и 5 месяцев. 1221 г. 123) Максим , из игуменов обители Неусыпающих; скончался после шестимесячного правления. 1221 г. 124) Мануил , Сарантен – Харитопул (сын благодати) – философ по преимуществу. Он венчал на царство Иоанна Дуку Вататца, вступившего на престол по смерти Феодора Ласкаря (1221 г.); патриаршество Мануила продолжалось 5 лет. 1226 г. 125) Герман , монах, пелопонезец из Навплии, муж знаменитейший и по уму и по добродетелям. От него остались различные сочинения, из которых особого примечания достойны: 1) Утешительное послание к православным жителям острова Кипра, потерпевшим от латинян неслыханные бедствия; 2) Послание к папе Григорию о соединении церквей. Ответствуя на сие послание, папа требовал, чтобы восточная церковь приняла нововведения церкви западной, для чего и прислал изложение исповедания веры латинян. Блаженный Герман, созвав собор православных архиереев и внимательно рассмотрев послание папы, столь мудро ответствовал ему, столь основательно защищал православие восточной Церкви, что соединение церквей, без всякого сомнения последовало бы, если бы глас истины был доступен совести римских первосвященников, если бы они действительно желали соединения, а не порабощения. Правив 13 лет и 6 месяцев, блаженный Герман преставился ко Господу. На его место рукоположен 1240 г. 126) Мефодий , из игуменов; он правил только 3 месяца. После него на патриаршество возведен 1240 г. 127) Мануил , из архипресвитеров. При нем император Иоанн Вататца опять посылал, но безуспешно, посольство из пресвитеров к папе Иннокентию по делу касательно соединения церквей (1247 г.). Мануил скончался после четырнадцатилетнего пребывания на патриаршеском престоле; вскоре после него умер и император Иоанн Вататца, оставив престол сыну своему, Феодору Ласкарю младшему. На праздный патриаршеский престол общий голос призывал мудрого Никифора Влемида, который, впрочем, патриаршеского звания не принял; почему патриархом был наречен 1254 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Ласкарь написал несколько рассуждений на философские и религиозные темы, похвальные слова и оставил вышеупомянутый большой сборник писем (больше двухсот), адресованных к различным выдающимся деятелям эпохи, особенно же к его учителям, Никифору Влеммиду и Георгию Акрополиту. В сочинениях Феодора можно отметить его обширные познания также в науках естественных и математических. Более внимательное и детальное изучение литературного наследства Феодора Ласкаря, изданного и неизданного, 638 должно дать в высшей степени интересные результаты для оценки личности автора, этого, по словам Крумбахера, “рода восточной параллели его великому современнику Фридриху II,” 639 и для более глубокого понимания культурных интересов христианского Востока в XIII веке. Ко второй половине XII века и к первому периоду Никейской и Латинской империй принадлежит деятельность двух просвещенных братьев, Иоанна и Николая Месаритов, существование которых было открыто наукой лишь в начале XX столетия благодаря А. Гейзенбергу, вот почему в знаменитой “Истории византийской литературы” Крумбахера этих имен еще нет. На основании надгробной речи Николая Месарита по случаю смерти старшего брата, мы знаем, что Иоанн, получив заботливое воспитание, пробыв некоторое время на чиновничьей службе при двух последних Комнинах и, сделавшись профессором по предмету толкования Псалтири при Ангелах, написал комментарий к псалмам, чистовой экземпляр которого был уничтожен при взятии Константинополя латинянами в 1204 году, так что, по-видимому, из этого комментария до нас ничего не дошло. Приняв деятельное участие в спорах с представителями папы в Константинополе в первые годы существования Латинской империи и твердо стоя на православной точке зрения, Иоанн умер в 1207 году. 640 Младший брат его Николай, будучи также придворным чиновником при Ангелах и придерживаясь одинаковой с братом точки зрения в отношении папских притязаний, направился после смерти брата в Никею, где занял видное положение у патриарха и впоследствии сделался епископом Эфеса. Позднее, как было уже упомянуто выше, он принимал главное участие в переговорах о церковном сближении Никеи с Римом, о чем он оставил обстоятельный рассказ. Некоторые, хотя далеко не все, произведения Николая изданы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Хотя народ отнесся к этой унии негативно и даже избрал в 1282 г. оппозиционного патриарха, Риму удалось добиться полного подчинения маронитов. Маронитская уния сохранилась до настоящего времени. 2. Никейская Византия и католический унионизм Византийская империя после IV крестового похода не погибла окончательно. После падения столицы в разных частях распавшейся державы возникли правительства, считавшие себя преемниками императорского дома. В результате длительного соперничества между правителями Никеи (на востоке) и Эпира (на западе) большая часть греческого населения Балкан и Малой Азии сплотилась под главенством никейской династии Ласкаридов. Важным обстоятельством, обусловившим лидерство Никеи, было то, что здесь в 1207 г. был избран православный патриарх Константинопольский в изгнании Михаил Авториан, который и венчал на царство основателя династии Феодора I Ласкаря. He признававший его легитимности эпирский правитель Феодор Ангел Комнин Дука попытался, в свою очередь, организовать независимую церковь во главе с архиепископом Охридским Димитрием Хоматином (или Хоматианом). Охридская кафедра претендовала на преемство древней автокефальной митрополии Первой Юстинианы. В 20-х годах XIII в. Феодор Ангел был коронован Димитрием Охридским как император в освобожденной от латинян Фессалонике, что вызвало протест в Никее. В конце концов, после поражения Феодора от болгар, эпирская династия была вынуждена уступить, и с 1233 г. церковные отношения между Никеей и Охридом были полностью нормализованы. Значительную роль в регионе стали играть обретшие независимость славянские страны. В ноябре 1204 г. правитель возрожденного Болгарского царства Калоян (1197–1207) получил из рук папского легата королевскую корону (на основании чего принял титул «царя»), а архиепископ Василий Тырновский – паллий примаса Болгарии (и принял титул патриарха). При этом папа потребовал, чтобы Василий и другие болгарские архиереи были помазаны на священство в соответствии с западным обычаем (в православной традиции такого ритуала нет).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

76 Δεσπτης (владыка) с IX века имело смысл латинского: Dominus IV-VIII веков, прилагаясь собственно к лицу самодержца. Со времени Комниных, оно стало означать: лицо царствующего дома. Император мог возводить в это достоинство и отдалённых родственников, каковыми были и Ангелы-Комнины, происходившие от дочери Алексия 1 Комнина Феодоры и Константина, за красоту прозванного Ангелом, служившего во флоте. От них родились 4 сына: Михаил, Андроник, Иоанн, Константин и две дочери. От Андроника вышла императорская линия Ангелов: Исаак, Алексий с их потомством. От Иоанна, носившего почётный титул Севастократора, произошли: Михаил (побочный) и Феодор, Константин, Мануил (законные). Они-то и были родоначальниками Эпирских «Деспотов» и на некоторое время Императоров (Солунских). 77 Это был некто Константин, по прозванию: Месопотамский, которого историки описывают царедворцем и даже другом фамилии Ангелов, и ставят в пример ненасытного властолюбия и самонадеяния и, неразлучного с ними, быстрого падения. Писатель называет его «Протеем разнообразнейшим и пестрейшим». Ещё до франкократии он был соборно низложен за свою, мало духовную, жизнь. Каким образом потом опять оказался архиереем, да ещё и Солунским, неизвестно. Во всяком случае, последний поступок его показывает, что он под старость из Протея сделался Прометеем. Юпитер, которого он ослушался, подверг его также «не малым злостраданиям и заточениям», по Никифору Григора. 78 Димитрий Хоматин – по Акрополиту. Привилегию Патриаршего Престола он взял на себя потому, что считал себя «самоправным (υτνομος) и необязанным никому отчётом». Это был большой юрист своего времени. Как таковой, он известен своими ответами Сербскому кралю Стефану по вопросам о степенях родства. Те же или другие его ответы о том же предмете известны и Константину Кавасиле, Диррахийскому Митрополиту. Фамилия: Хωματηνς показывает, что этот «Архиепископ всей Болгарии», был родом грек. 79 Историк Эпира П. Аравандинос уверяет, что Солунь взят Феодором в 1218 г. Это было бы ещё при жизни Имп. Феодора Ласкаря. Но по «Византийцам» имя Феодора Деспота Эпирского огласилось уже при Имп. Иоанне Ватаци, след. после 1222 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

При таких условиях Ватаци стал искать союза с Асенем Болгарским, хозяином Фракии. По обычаю того времени нужно было скрепить союз браком. Ватаци предложил женить своего 11-летнего наследника Феодора на 9-летней дочери Асеня и заключить союз против франков, нарушив мир между болгарами и франками. Предложение было охотно принято Асенем, влияние которого в Константинополе было утрачено с приездом Бриеня. Ватаци переправился через пролив и осадил Галлиполи, занятое венецианским гарнизоном (1234). Сюда же прибыл Асень с женой и дочерью, и помолвка состоялась; затем невеста с матерью была отвезена в Лампсак, где патриарх в присутствии царицы Ирины совершил бракосочетание. Договор между Ватаци и Асенем знаменовал союз между болгарским и греческим элементами против пришлых латинян и должен был привести к изгнанию последних. Неоднократно со времен Калоянна и Феодора Ласкаря делались шаги в этом направлении, причем инициатива принадлежала болгарскому царю, рассчитывавшему утвердиться на берегах Мраморного моря и Босфора после первоначальной попытки истребить греков Фракии. Теперь отношения были иные, и брак дочери Асеня означал уступку Константинополя греческому царю. За то Иоанн Асень добился осуществления заветного желания болгарских царей – независимости национальной Церкви, на этот раз не через папу и латинство, как сделал Калоянн, но законным путем, не изменяя веры и с согласия четырех патриархов, Константинопольского (Никейского) и трех восточных. Формою признания независимости было учреждение патриархии, хотя и не равнозначной по рангу древним апостольским. Царская и соборная грамота провозгласила Тырновского архиепископа Иоакима патриархом Болгарии (1235), и он был посвящен торжественно в Лампсаке, в присутствии многочисленного духовенства. Конечно, этим шагом наносился удар главе греческого западного духовенства, архиепископу Юстинианы Первой (Охриды) и всей Болгарии, кафедре ненавистного Никее Хоматиана. Что касается положения Тырновского «патриарха Болгарии», то позднейшая грамота Никейского патриарха Каллиста духовенству Тырнова (1355) определяет, что звание патриарха дано епископу Тырнова «из снисхождения», но он «не сопричислен» к числу святейших патриархов и не должен в сем звании значиться в святых диптихах; а патриарх Герман был того мнения, что Тырновская Церковь не получила полной автокефалии, но должна и впредь вносить пошлины и сборы Константинопольскому патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Почти бескровное подчинение Македонии поставило никейского царя во главе греческого мира. Ему столь же легко достались и Салоники. Сами горожане выдали Димитрия и предали свой город (1246). Никейские источники объясняют этот факт беспутством юного деспота; но, бесспорно, успех и деньги Ватаци сыграли свою роль. Ватаци организовал управление Македонией. С одной стороны, он подтвердил льготы городов: так, Мельнику он выдал за покорность грамоту за золотой печатью. С другой стороны, он оставил в крае объединенную военную власть в лице наместника великого доместика Андроника Палеолога. Ему были подчинены губернаторы отдельных городов. Среди них был сын наместника, выдающийся своими способностями Михаил, будущий император константинопольский; ему достались Серее и Мельник, т. е. западная часть Македонии. Независимыми от Никеи остались эпирские и фессалийские владения деспота Михаила II и небольшой славянский удел слепого Феодора с городами Воденой, Старидолом и Островом. Достаточно определилась будущая судьба и этих кусков Романии. Греческие земли должны быть собраны под одной рукою; о федерации, о союзе греков востока и запада не могло быть речи. Ватаци это знал и, удовлетворившись формальным примирением, оставил эпиротов в покое. Перед ним была высшая, постоянная цель – Константинополь. Путь к нему был открыт, и на этот раз без стеснительного и опасного участия болгар. И не успел Ватаци вернуться домой после дальнего похода, как он выступил вновь во Фракию и осадил Цурул (Чорлу), семь лет бывший в латинских руках. Начальник крепости, знатный барон Ансельм де Кайе, женатый на дочери Феодора Ласкаря, следовательно, свояк царю Ватаци, предпочел уйти в Константинополь и оставить город под защитою своей жены. Однако Ватаци особых рыцарских чувств не обнаружил и, взяв город, посадил свою родственницу на лошадь и отправил ее к мужу. Завоевав и Визу, Ватаци отрезал франков с суши, овладев ныне прославленной Чаталджинской линией. Никейский царь располагал уже такими силами, что мог успешно бороться с латинянами на двух отдаленных друг от друга театрах военных действий: во Фракии и на Родосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Их радость имела основания. Из долголетней борьбы с пришлыми насильниками греческая нация вышла не раздавленной, но сплоченной. Под руководством православной Церкви население от Салоник до Магнисии и Атталии сознавало себя единым телом; выросло сознание национальности, эллинская идея не только книжная, но и народная; и самая Церковь , вынесшая на своих плечах борьбу, стала еще более дорогой, родной, греческой. Часть книжных людей могла еще трактовать об унии с точек зрения отвлеченного догмата; политики, как увидим, могли еще скрепя сердце желать мира с курией, но простой народ был утрачен для «латинской веры» навсегда. Торжествовала Церковь и православное просвещение, в тяжелой борьбе оно выучилось ценить врага; западное богословие начинают изучать серьезно; появляются переводы, заимствования из западной схоластической литературы. Эллинская идея, нашедшая себе такой красноречивый и искренний отклик в творениях Феодора II Ласкаря, должна была повести к оживлению, к возрождению литературной и художественной деятельности при Палеологах. Не замедлили надвинуться и черные тучи. Радость родоначальника новой династии была омрачена. Расправа с сыном царя Феодора угрожала неприятными последствиями со стороны патриарха и простого народа. Руки Палеолога были связаны внутри и соучастниками и врагами; ему приходилось действовать крайне осторожно. Еще опаснее стало международное положение. Отношения с Европой обострились больше, чем при Ангелах и Комнинах. За падением Латинской империи на Золотом Роге ожидалась утрата последних обломков латинской Романии, «Новой Франции». Гибло дело всей Европы. Французский трубадур Рютбеф выразил это мнение в своей «Жалобной песне о Константинополе»: Никто не глуп настолько, чтоб не видеть: Когда утрачен будет наш Константинополь, То предстоит и княжеству Морее Подвергнуться столь сильному удару, Который поразит святую нашу Церковь , Что тело не просуществует долго, Раз у него разбита голова. Ближе других были затронуты интересы папской курии и венецианцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Г. А. Острогорский VII. Латинское господство и восстановление Византийской империи (1204–1282) Источники Первые годы латинского господства описывает упомянутое выше историческое сочинение Никиты Хониата , доведенное до 1206 г. 965 Собственно историописателем Византийской империи в Никее является Георгий Акрополит (с 1217 до 1282 г.), который был известен и как ученый, и как государственный деятель. Он был старшим соучеником, а затем учителем наследника престола Феодора II Ласкаря, в 1246 г. стал логофетом геникона, а позднее – великим логофетом. На Лионском Соборе он присутствовал в качестве представителя императора и руководителя византийской делегации. Из-под пера этого хорошо информированного современника вышло историческое сочинение ( χρονικ συγγραφ), которое ясно и искусно излагает события от нападения латинян на Константинополь до отвоевания императорской столицы византийцами (1203–1261) 966 . Из прочих сочинений Георгия Акрополита особую историческую ценность имеет надгробная речь императору Иоанну III Ватацу 967 . Компилятивным произведением является доходящая до 1282 г. хроника Феодора Скутариота из Кизика, повествование которой идет от сотворения мира до отвоевания Константинополя в 1261 г. Период до Комнинов рассматривается в нем весьма кратко, а основная часть представляет собой выдержки из Никиты Хониата и Акрополита; тем не менее в части, основывающейся на Акрополите, присутствует ряд добавлений, в которых, собственно, и заключается немалая ценность этого произведения как источника 968 . Как продолжение Акрополита построено весьма значительное историческое сочинение Георгия Пахимера (1242 – ок. 1310), которого Крумбахер назвал крупнейшим византийским полигистором XIII в. Сочинение охватывает время с 1255 по 1308 г. и содержит наиболее подробное историческое повествование современника богатого событиями царствования Михаила VIII Палеолога. Для Пахимера является характерной подчеркнуто греко-православная точка зрения и решительное неприятие унии с Римом, а также склонность к пространному изложению догматики, которое остается признаком позднейшего византийского историописания палеологовской эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и. Феодора I Ласкаря. Т. о., борьба за сохранение единства Церкви и правосл. мира, стремление к возрождению империи, несмотря на завоевателей, стали главными целями создания Н. и., основным пунктом программы ее правящего класса, как светского, так и духовного. Присутствие в Н. и. К-польского Патриаршего престола, права к-рого на Востоке не оспаривались никем, кроме латинян, стало важнейшим фактором в дальнейшем росте влияния Н. и. в правосл. мире и ее превращения в главную силу сопротивления византийцев крестоносной экспансии. Взаимоотношения гос-ва и Церкви в Н. и. не претерпели радикальных перемен по сравнению с предшествующей, визант. эпохой Комнинов и Ангелов. Вместе с тем наметились новые тенденции. В период медленного подъема Н. и., в 10-40-х гг. XIII в., исследователи видят реализацию теснейшего союза императоров и патриаршего Синода. Нависшие над визант. обществом угрозы заставляли и светскую и духовную власть искать взаимной поддержки и действовать осторожно, во всем считаясь с интересами друг друга. Синод К-польской Церкви в Н. и. более откровенно, чем ранее, готов был признавать главенствующую роль императора во мн. делах, касавшихся защиты веры, прежде всего в кадровой политике. Так, в 1216 г., после смерти патриарха Феодора II Ириника , Синод в Никее во главе с митр. Николаем Месаритом предоставил имп. Феодору I Ласкарю право избрать нового патриарха самостоятельно, без соборных процедур ( Курц. 1905). Церковь активно поддерживала имп. власть в стремлении ограничивать влияние клановой борьбы и интересов местных светских феодалов на политические процессы. В 1223 г. сведения, вовремя полученные имп. Иоанном Ватацем от патриарха Германа II, позволили ему подавить заговор знати. XIII век отмечен резким обострением отношений между православным миром и Римско-католической Церковью. Если ранее богословские споры и противоречия не выходили за рамки интеллектуальных, идеологических и политических сфер, то теперь в противостояние оказались вовлечены широкие круги населения бывш.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

Захваченные греч. земли были включены в состав католич. Церкви (параллельная правосл. иерархия была сохранена только на Кипре). На Латеранском Соборе (1215) папа был провозглашен главой всех вост. (лат.) патриархатов. Подавляющее большинство греч. иерархов отвергли латинизацию и, оставив кафедры, бежали в области, не захваченные крестоносцами. Для них, как и для большинства населения, латинизация означала отказ от своей правосл. доктринальной и обрядовой традиции и от своей визант. культурной основы, от своей этнической почвы и от первенства в восточнохрист. мире. В эпоху лат. господства Церковь приняла на себя миссию этнической консолидации греч. населения бывшей В. и., став основой для восстановления единой государственности. Епископат сплотился вокруг 2 центров антилат. сопротивления - Никейского и Эпирского гос-в. На Никейском Соборе была восстановлена преемственность К-польских Патриархов, что дало возможность реставрировать визант. имперскую традицию: новоизбранный Патриарх Михаил IV Авториан возложил имп. венец на никейского деспота Феодора Ласкаря (1208); в церемонию было включено помазание на царство - первый известный случай в визант. истории. Позже церковно-гос. союз на почве идеи возрождения империи утвердился и в Эпире: в 1224 г. Димитрий II Хоматиан , архиеп. Охридский, короновал императором деспота Феодора Ангела. Существование 2 очагов имперского возрождения породило противостояние между Никеей и Эпиром и привело к временному расколу: Артский Собор (1225) фактически вывел Эпирский диоцез из-под юрисдикции Патриарха, находившегося в Никее. Однако по сути дела этот конфликт был лишь частью соперничества за к-польское наследие. Неудачи эпирско-фессалоникийских правителей в борьбе с болгарами и Никейской империей привели к подчинению Эпирской Церкви никейским Предстоятелям: в 1233 г. Христофор Анкирский, назначенный экзархом Запада, утвердил власть Патриарха над Охридской архиепископией. Это еще более усилило консолидацию сил антилат. сопротивления вокруг Никеи. Внешняя опасность, угрожавшая как самому существованию визант. государственности, так и сохранению самостоятельности и самобытности Византийской (Греко-православной) Церкви, обусловила тесное сотрудничество политической и церковной власти. Иерархия и монашество приняли идею верховенства императора над Церковью и признали его право и обязанность блюсти духовное и моральное состояние своих подданных (Димитрий Хоматиан, Никифор Влеммид ). В целях создания широкой антилат. коалиции на Балканах никейские иерархи пожертвовали своей юрисдикцией над Сербией и Болгарией: в 1219 г. Патриарх Мануил I признал автокефалию Сербской Церкви (архиеп-ство Жичское), а в 30-х гг. его преемник Герман II даровал автокефалию Болгарской Церкви, возведя митрополита Тырновского в сан Патриарха.

http://pravenc.ru/text/372674.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010