В тот день отец Иоаким причастился и сказал диакону Анастасию: - Такую радость я почувствовал впервые в жизни! Затем он пошел в свою келлию и с радостью стал ждать своего смертного часа, непрестанно повторяя на румынском языке: " Матушка моя Пресвятая Богородица, Матушка моя Пресвятая Богородица... " И как Пресвятой Богородице не быть его Матушкой, когда он, будучи еще мальчиком, в шестнадцать лет оставил свою мать по плоти и отца и пришел в Ее удел, чтобы стать монахом. С самой юности и до девяноста лет он ради любви Христовой жил на чужбине, на Святой Горе, стремясь обогатиться тем, что принадлежит вечности. В шестнадцать лет он выписался из мира и записался в Книгу Жизни. И вот, когда он непрестанно повторял: " Матушка моя Пресвятая Богородица, Матушка моя Пресвятая Богородица... " , - в пятом часу по византийскому времени его глаза сомкнулись, как у маленького ребенка, и он мирно заснул в объятиях своей Матери. В тот же самый час преподобнической смертью упокоился и отец Мефодий в возрасте приблизительно семидесяти лет. Две освященные души отошли вместе, так как имели друг к другу великую любовь. Они молились о том, чтобы не разлучаться ни в сей жизни, ни в будущей. И Благий Господь подал им просимое, чтобы и мы получили духовную пользу. Аминь.             Послушник, который не был послушен своему старцу, но спасся, потому что уповал на Бога Отец Мефодий из келлии святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата, что в Карее, рассказывал, что его старец очень пекся о духовном преуспеянии своих послушников, потому что его собственная совесть укоряла его за то, что он в свое время не проявлял достаточного послушания по отношению к своему старцу. Он так и умер с печалью на сердце. Через несколько лет отец Мефодий узрел своего старца в видении и спрашивает: - Как ты, старче, где находишься? Тот в ответ: - Мне хорошо, я спасся, - но как? С большим трудом, потому что не оказывал послушания своему старцу. Когда я умер, Ангел спросил меня со строгостью: " Есть ли у тебя какое-либо доброе дело? Что ты сделал? " И я ответил: " У меня нет ни одного доброго дела, одни только грехи из-за непослушания своему старцу. Единственное, что у меня есть, - это упование на Бога. Я готов принять все, что сотворит со мною милость Божия " . Тогда Ангел отошел спросить насчет меня и вскоре вернулся и говорит: " Так как ты смиренно признал свое плачевное состояние и возложил все свое упование на Бога, Христос повелел мне пропустить тебя вместе со спасенными " .

http://isihazm.ru/1/?id=789

Ваше слово, Ваш взор, Ваше желание, Ваша мысль – для него правило. – Среди множества ваших занятий не отрекитесь осчастливливать его Вашим бесценным для него вниманием. Все то признаю я для него и полезным, и нужным, и священным, что Вы ему назначите, что Вы от него потребуете. Вот чем ограничиваю мою всепокорнейшую до Вас просьбу. Не более бы осмелился я и желать от Вас и беспокоить Вас при личном моем с Вами свидании». 92 Характеристичное для отношений В. С-ча к сыну, письмо это важно как документ, устанавливавший будущие отношения студента Горского к знаменитому профессору. Феодор Александрович, к чести его заметить, в продолжении всего академического курса был настолько добр к А. В-чу, что постоянно помогал ему в работах и советом и наставлением, а иногда – и самым делом, 93 принял его у себя в доме и доставил потом еще другие знакомства. 94 Родители А. В-ча видели это расположение Феодора Александровича к их сыну. Василий Сергеевич не раз в письмах глубоко благодарил его за такое внимание, а Ольга Косминична присылала его супруге, в благодарность за её ласки, даже гостинцы, прося каждый раз принять их «для любезнейшей малюточки её». 95 При благотворном влиянии и содействии Феодора Александровича А. В-ч шел в числе первых студентов в Академии. (Продолжение следует). С. Попов [=Смирнов А.П.] Сроки скорби и памяти об умершем: [Памяти Императора Александра III]//Богословский вестник 1896. Т. 1. 1. С. 73–84 (2-я пагин.). —73— Над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастью, начни плачь… Горький да будет плачь и рыдание теплое, и продолжи сетование о нём, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, – и тогда утешься от печали… С упокоением умершего успокой и память о нём, и утешься о нём по исходе души его ( Сир. 38:16–23 ). Ветхозаветный мудрец, давший такой практический совет относительно сроков выражения печали и памяти об умершем, приводит даже и основания для такого совета. Не предавай, говорит он, сердца своего печали; отдаляй её от себя… и ему (умершему) ты не принесешь пользы, а себе повредишь (20–21).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воздушные мытарства. Мытарство восемнадцатое: «Не вноси… платы пса в дом Господа» Цикл «Путь всей земли». Беседа 20-я Протоиерей Олег Стеняев «После этого мы достигли мытарства содомского , где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловесными животными, и кровосмешения, и другие тайные грехи этого рода, о которых стыдно и вспомнить. Князь этого мытарства, сквернейший из всех бесов, его окружавших, был весь покрыт смердящим гноем; безобразие его трудно описать. Все они пылали яростью; поспешно выбежали нам навстречу и обступили нас. Но, по благодати Божией, ни в чем грешной они меня не нашли и потому со стыдом убежали назад; мы же, радуясь, вышли из этого мытарства. После этого святые Ангелы сказали мне: “Ты видела, Феодора, страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что редкая душа проходит ими без задержания, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверн и все люди сластолюбивы и склонны к блуду. Человек уже с ранней юности расположен к этим делам, и едва ли сохранит себя от нечистоты; немного умерщвляющих свои плотские похоти и потому свободно проходящих через эти мытарства; большинство же здесь погибает; лютые истязатели похищают души блудников и, ужасно мучая их, отводят в ад. Ты же, Феодора, благодари Бога, что по молитвам святого Василия миновала эти блудные мытарства, и больше уже ты не встретишь задержки”». Мытарство 18-е, содомских грехов И не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве (2 Кор. 12, 21). – Непотребство и есть противоестественная похоть и противоестественный грех (кровосмешение, скотоложство и мужеложство) . Почему люди впадают в подобные соблазны и грехи, которые противоречат самой человеческой природе? Апостол Павел пишет: Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим.

http://pravoslavie.ru/108270.html

Другие фрагменты [толкования] на книгу Бытия Из катены Никифора монаха. Лейпциг, 1772 (in folio) . Стих 14. Феодора. Сказал: «Да будут светила на небе», не закрепляя [их], но как бы для того, чтобы они по нему совершали свой путь. Равно как и об Адаме сказано: «Поместил его в раю» (Быт. 2:8, — прим. пер. ). Поместил не прикованным крепко к земле, но ходящим по ней. Таким же образом Он повелел и светилам быть на тверди небесной. Верно присоединил и слова: «Чтобы светить на землю», чтобы они как бы служили земле. Потому они и расположены на небе. Глава 2 Стих 2. «И совершил Бог в шестой день дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый и т. д. Этими словами говорится, что Бог совершил всё в шестой день и более не добавлял ничего нового, потому что счел, что больше [сотворенное] ни в чем не нуждается. На седьмой же день Он перестал делать. Этот день, не заполненный никаким делом и свободный от всякого творения, Он добавил для того, чтобы показать полное совершенство всего [сотворённого]. Ибо в первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой день возникало то новое, чего недоставало творению, а в седьмой день Бог воздержался от всякого дела, чтобы тем, что Он почил, показать завершение творения. И потому Он в семи днях описал весь круг дней [недели], хотя мог бы его ограничить и шестью, в которые привел к совершенству творение. [Он сделал это], чтобы шесть были указанием на все то, что сотворено, а седьмой — что все завершено и не имеет ни в чем недостатка. Очевидно, что после шести дней уже не создано ничего нового, хотя и ежедневно рождаются растения, семена и животные. Ведь они всякий день растут не как новые [творения], а по образу уже созданных в начале, и по тому же самому закону — возвещённому Богом благословению. Стих 7. Животные получили жизнь, когда их одушевило вдыхание духа, разлитого в воздухе; а человек получил жизнь от самой бессмертной и превосходящей [все иное Жизни]. «И вдунул Бог в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Одним [Он] повелевает служить и подчиняться, другому — господствовать и царствовать.

http://bogoslov.ru/article/6023939

Другий, глас 5. Господина Феодора Студита. Подобен: Преподобне отче: Господина Феодора Студита, глас 5 Приидите усердно,/твердое оружие поста имуще яко щит,/всякую кознь прелести вражия отвратим вернии./Не опалимся сладостьми страстей,/ни огня искушений убоимся,/имиже Христос Человеколюбец/почестьми терпения венчает нас./Темже со дерзновением молящеся,/припадаем зовуще,/просяще мира, и душам нашим велия милости. Придите усердно,/крепкое оружие поста имея как щит,/всякий коварный обман врага отразим, верные./Не обольстимся услаждениями страстей,/и огня искушений не убоимся,/чрез это Христос Человеколюбец/наградами за терпение увенчает нас./Потому со дерзновением молясь,/мы припадаем и восклицаем, прося мира,/и душам нашим великой милости. И в Минеи, 3. Слава, и ныне,  Богородичен. Свете тихий: И из Минеи три. Слава, и ныне, Богородичен. Свет отрадный: Таже прокимен, псалом 3, глас 6: Прокимен, глас 6 Господне есть спасение,/и на людех Твоих благословение Твое.  Стих: Господи, что ся умножиша стужающии ми? От Господа спасение/и к народу Твоему – благословение Твоё.  Стих: Господи, почему умножились теснящие меня?    Пс 3:9, 2 Бытия чтение. [Глава 1, ст. 1 – 13.] 1. Бытия чтение В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет. И бысть свет. И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тьмою. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: “Да будет свет”. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и разделил Бог между светом и тьмою. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один. И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь, небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

И все опустошил огнем и мечом, в год от сотворения мира 6748, воплощения же Бога Слова – 1240. Тогда преславный и превеликий великого княжения российского престольный город был разорен рукою христоне-навистных язычников вконец: и пали сильные от меча агарянских людей 72 , одни были перебиты, другие в плен отведены. Прекрасные Божий церкви осквернены и сожжены. Исполнились слова Давида: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили святой храм Твой, трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела праведных Твоих зверям земным; пролили кровь их, словно воду, и не было того, кто похоронил бы их» 73 . О том, что это сбывается в земле Российской, князь Михаил в странствованиях своих слышал, рыдая неутешно о единоверных своих братьях и об опустении земли своей. Также стало ему известно, что оставшимся в городах людям, а их немного уцелело от меча и плена, повелел нечестивый царь безбоязненно жить, обложив их данью. И многие российские князья, бежавшие в далекие страны и в чужие земли, услышав об этом, возвращались в Россию и, поклонившись царю нечестивому, принимали свои княжения и дани ему давали, проживая в разоренных своих городах. Услышал же благочестивый князь Михаил, что многие из князей российских, прельстившись славою мира сего, поклонились идолам, весьма сожалел и возревновал о Господе Боге Своем. И замыслил идти к царю неправедному и лукавнейшему более прежде бывших и дерзновенно перед ним исповедать Христа и кровь свою за Господа пролить. Замыслив это и духом возгоревшись, призвал верного своего советника, боярина Феодора, и рассказал ему о замысле. Он же, будучи благоразумным и верным, похвалил намерение господина своего и обещал ему не отступать от него до кончины, но вместе с ним положить душу свою за Христа. И посовещавшись, утвердились в намерении идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. Восстав же, пошли к отцу своему духовному Иоанну, желая ему рассказать о решении своем. И придя к нему, сказал князь: «Хочу, отче, идти к царю, как и все князья российские» Духовник же, услышав это тяжкое слово и глубоко вздохнув, сказал: «Многие туда пошли и души свои погубили, сотворив волю цареву и поклонившись огню и солнцу и прочим идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. О правильной вере Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в Неделю Торжества Православия, мы слышали апостольское чтение из Послания святого апостола Павла к евреям. Какое отношение это чтение имеет к событию, которое мы празднуем сегодня? Что это за событие? Мы вспоминаем тот день, когда в 843 году от Рождества Христова святая царица Феодора после смерти своего супруга, императора-иконоборца Феофила, восстановила иконопочитание. До этого в Византийской империи почти целое столетие с большей или меньшей силой свирепствовала иконоборческая ересь. Православные, в особенности монашествующие, были гонимы, подобно древним святым, о которых говорит апостол Павел, терпели страшные преследования, покидали пределы Византийской империи или переселялись на ее окраины, где царская власть не имела такого влияния. Многие были убиты или подверглись пыткам, как, например, братья Феодор и Феофан, прозванные Начертанными, потому что на их лицах по приказанию императора Феофила были варварски вырезаны стихи, хулящие их. Многое вынесла в то время Православная Церковь в лице своих исповедников и мучеников. Император Феофил, по утверждению Феодоры, в самые последние минуты жизни раскаялся в своем заблуждении и, приложившись к святым иконам, отошел в иной мир. Она, желая восстановить иконопочитание и беспокоясь об участи своего супруга-еретика, просила, чтобы святые отцы молились о его прощении. (Надо сказать, что царица Ирина, по инициативе которой был созван Седьмой Вселенский Собор, осудивший иконоборцев, предала анафеме своего умершего мужа как еретика.) Царица же Феодора, то ли из любви и привязанности к мужу, то ли в надежде на его спасение (ведь он перед смертью изменил свое отношение к почитанию святых икон), с дерзновением предприняла следующее.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

И Господь, посылая святых апостолов во всю вселенную, как овец в средину волков, сказал им: мир оставляю вам, мир Мой даю вам. Из слов Феодора: Совершенные, имея мир по причине имени Божия, не имеют в себе преткновения: ибо иметь преткновение свойственно малым, а не великим, как говорит Спаситель: берегитесь положить преткновение кому-либо из малых сих. Безименного: Имеющие мир с Богом не подвергаются и преткновению по причине чего-либо, случающегося с другими: ибо взирая на закон Божий, что праведников Он увенчает, а грешников во время будущего суда накажет, они ни в каких временных приключениях не встречают преткновения. 166. Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих. 167. Сохрани душа мол свидения Твоя, и возлюби я зело. Я, говорит, возлюбил заповеди Твои, Господи, дабы чрез любовь сию достигнуть истинного и вечного спасения, ожидаемого от Тебя. И не только душа моя сохранила заповеди Твои, но и возлюбила их, и не только просто возлюбила, но и чрезмерно. Оригена: Счастлив кто чает спасения Божия и любит заповеди Его. Таковой в совершенной жизни достигнет крайнего блаженства, которое наследовали сами апостолы, которым Он говорил: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего. Феодора: А если ожидает и Спасителя, о Котором сказано: и узрит всякая плоть спасение Божие, то без сомнения должен любить и заповеди Того Бога, от Которого ожидает спасения, чтоб и в действии быть чистым и в ожидании уиозрительным. 168. Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко ecu путие мои пред Тобою, Господи. Выше Давид сказал отдельно, что он сохранил свидетельства Божии; а теперь соединил оные с заповедями, чтобы показать, что и те и другие значат одно и то же. Далее, по словам Феодорита, открывает, что было причиною хранения заповедей, именно то, что все, говорит, пути жизни моей и всякой деятельности моей совершаются пред Тобою, Господи; и я провождаю жизнь мою так, как бы Ты был свидетелем и зрителем ее, как говорит о сем и в другом месгб: я зрел Господа предо мною всегда (Псал.15, 8); почему боясь Тебя, как видящего все мои действия, я храню заповеди и свидетельства Твои.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

И так как я прежде тебя была взята ими, прежде тебя была мучима и судима, то ты и кончину должен уступить мне; сам же ты, так как я теперь добровольно явилась сюда, можешь быть свободным и идти куда тебе угодно. Довольно будет с тебя и той награды от Господа, которую ты получишь за то, что охранил мое девство; но я не хочу, чтобы ты принял смерть из-за меня и предвосхитил венец мой. Нет, я сама прежде тебя умру и из загробной жизни долг мой уплачу тебе. Я имею главу, и пусть усечена она будет за Христа; я имею кровь, и пусть она прольется за моего Господа. Я защищала свое девство, но страдания принять всегда желала и желаю. Зачем же отнимаешь у меня венец, который я прежде тебя плести стала? Ты соревнуешь, как видно, мне о мученичестве; но и я соревную тебе. Поэтому позволь мне прежде тебя идти под меч; сам же, если хочешь, можешь идти и после. Ты чистою соблюл меня в мире сем, чистою предпошли и ко Христу». На эти слова Дидим отвечал Феодоре: «Возлюбленная сестра, Господь, однажды соблюдший твое девство, может сохранить тебя чистою и всегда; ты же не возбраняй мне умереть за Христа и кровью омыть грехи мои». «И, тако, – говорит сказание, – любезно им препирающимся, повелено бысть посещи обоих; и даде под меч главу свою первее святая мученица Феодора, таже и святый мученик Дидим. И тако прияша победныя венцы от Христа Господа нашего». Итак, подлинно, в добром соревновании можно дойти даже и до того, что и самой жизни не пожалеть в оном, что сейчас св. мученики собою и доказали нам. Но должно еще заметить, что то, что показали в своем соревновании Дидим и Феодора, то в их время не представляло ничего удивительного. В то время одного из христиан ведут на посечение мечом, а другие многие тут же поют псалмы Давидовы; одних ведут на кресты и костры, а другие тут же воссылают немолчное славословие Богу, хотя знают, что их тотчас же могут постигнуть муки, которые только крайняя человеческая злоба изобрести может. Что же побуждало древних христиан к такому соревнованию? Не что иное, как только любовь к Богу, о которой и говорит апостол: «Кто отлучит нас от любви Божией; скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Из всего эпистолярного наследия прп. Феодора наиболее употребительны следующие цитаты: ( 2Тим.2:3 ) – «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» – 23 раза 218 ; ( Мф.5:10 ) – «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» – 20 раз 219 ; и по 17 раз: ( Евр.11:38 ) – «...те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» 220 и ( 1Тим.3:15 ) – «…чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» 221 . Первые три фразы отражают горячее стремление преподобного к царству Солнца Правды, путем исполнения Слова Божия («правды»), через отречение от мира («скитания») и страдания, подражанием и служением (в соработничестве – «воин Христов») Христу. Это указывает на то, что в отстаивании своих убеждений преподобный исходил из Евангельского призыва к совершенной Любви ( Мф.19:21 ; Ин.17:23 ). Четвертая фраза 222 служит указанием на пристальное внимание преподобного к евхаристическому собранию, как источнику опытного познания Истины. Исходя из вышеприведенных примеров, можно заключить о глубоком сопереживании Божественного Откровения святым игуменом. При этом прп. Феодор очевидно строго придерживается рамок святоотеческой традиции. Из святых отцов более часто прп. Феодор цитирует: Василия Великого – 123 ссылок 223 . Григория Богослова – 40 ссылок 224 . Деонисия Ареопагита – 34 ссылок 225 . Иоанна Златоуста – 14 ссылок 226 . Частое упоминание именно этих отцов указывает на необходимость укоренить свою богословскую позицию в той части святоотеческого Предания, которое было более авторитетно и которое более оспаривалось (иконоборцы из тех же отцов предлагали аналогичные цитаты и свои комментарии к ним) 227 . Когда речь шла об интерпретации высказываний святых отцов, прп. Феодор предлагал всегда учитывать исторический и богословский контекст. Например, разбирая спорное место из творений Златоуста, Студийский игумен пишет: «Изречение Златоуста...надобно принимать не просто, но узнав, с кем беседуя он сказал это; ибо в беседах должно обращать внимание и на время, и на лице, и на образ речи: время (χρνον), потому что не одно и то же заповедано и древним и находящимся под благодатию; лице (πρσωπον), потому что иное свойственно еретику, а иное православному; образ речи (τρπον), потому что не одно и то же – говорить догматически (δογματικς διαλγεσθαι) и предлагать простейшую речь (πλοκτερον τν λγον)» 228 , – из этих слов видно, что святоотеческое наследие не было для прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010