Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир " сел на столе отца своего в Киеве " , а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: " И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот " . Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, которую можно в этом случае датировать 12 июля 978 г. Возможно, впрочем, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение. ... Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии " Турова божница " , было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

http://pravicon.com/info-2466

15 июля 1842 новую Десятинную церковь успения Богородицы освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Простоял он до 1936-го года. Именно тогда церковь разобрали на кирпичи. В 1938—39 научная группа Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальные исследования всех частей остатков Десятинной церкви. Во время раскопок снова были найдены фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы, остатка фундаментов и т.д. Кроме Десятинной церкви были найдены руины княжеских палат и боярских жилищ, а также мастерские ремесленников и многочисленные захоронения IX—X века. В июле 2005 года сотрудники Института археологии НАН Украины начали археологические раскопки возле фундамента Десятинной церкви. Исследователи поставили перед собой цель профессионально раскрыть фундамент старинного сооружения, который в ближайшее время планируется реставрировать. Киевский Десятинный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря Украинской Православной Церкви. По преданию, Десятинная церковь была построена на месте двора первых православных киевских мучеников — Феодора варяга и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 г., еще до Крещения великого князя Владимира Святославича. " В лето 6497 (989 г. н.э.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и послав, приведе мастеры от Грек " ( " Повесть временных лет " ). В 991-996 годах византийцы построили каменный храм, который до постройки Софийского собора был кафедральным храмом киевских архиереев. Св. Владимир определил десятую часть от имущества своего на содержание храма и духовенства, отчего церковь стала называться Десятинной. Здесь покоились мощи святых Ольги, Владимира, Феодора и Иоанна, а также глава сщмч. Климента, папы римского и чудотворная икона Божией Матери. Первый раз Десятинная церковь была разрушена в декабре 1240 г., во время штурма Киева войсками монгольского хана Батыя. Развалины церкви стояли под открытым небом в течение четырех веков.

http://sobory.ru/article/?object=14098

Три дня она провела на могиле своих дочерей, усердно молясь Господу и плача от радости. В таком состоянии мудрая София предала и дух свой Господу, отошедши к дочерям своим. Верующие с честью похоронили святую мать на оном холме с ее детьми. Святая церковь чтит и святую Софию как мученицу, потому что, если не телом, то сердцем своим она претерпела ужаснейшие истязания за Христа. Дети Небесного Града Незадолго до крещения Руси произошла последняя вспышка умирающего язычества. Поставили идолов — Перуна, Велеса и других богов — и стали им приносить человеческие жертвы, как это делалось у других языческих народов. На Руси этого раньше не было. Жребий быть принесенным в жертву пал на юного Иоанна, сына православного варяга Феодора. Феодор принял крещение в Константинополе, когда был в Византии на военной службе. Отец отказался выдать сына язычникам. Он сказал им: — Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и возьмут моего сына. Разъяренная толпа подрубила столбы их дома, и отец с сыном были убиты. Летопись называет их первыми русскими мучениками. Их мужественная смерть поразила языческого князя Владимира. Может быть, тогда свет благодати Христовой и начал озарять его сердце. На Руси занималась заря христианства. Впоследствии князь Владимир, уже христианин, на месте убиения святых мучеников Феодора и Иоанна воздвиг первую, созданную им, Десятинную церковь. В нее были перенесены святые мощи равноапостольной Ольги и, там же нашел упокоение святой князь Владимир. Во время раскопок в Киеве, у алтаря этой церкви был обнаружен нижний деревянный сруб дома варягов-мучеников, которых один из создателей Киево-Печерского Патерика, святитель Симон, назвал первыми «русскими гражданами небесного града». Святые благоверные князья Борис и Глеб Святых мучеников Бориса и Глеба справедливо называют прекрасными весенними цветами русской земли. Немногословна повесть их мученичества. После смерти отца, святого равноапостольного князя Владимира, их брат Святополк подослал к ним убийц, и они, не защищаясь, мужественно приняли смерть и венец мученичества.

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

Преподобный Нестор-летописец свидетельствует о Владимире, что «был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних жен и растляя девиц». У князя Владимира было пять «официальных» жен, а также множество наложниц в разных городах. Язычество древних русичей освящало блуд, насилие и всякое зло. Идолам приносились человеческие жертвы. Князь Святослав в походе на Болгарию перед сражением за Доростол приказал убить множество младенцев — чтобы сила их чистых душ передалась его воинам. После битвы Святослав умертвил всех пленников — для искупления их кровью павших в бою соплеменников. Князь Владимир вполне соответствовал идеалу языческого правителя, являвшегося обычно у древних народов и верховным жрецом. В 983 году состоялся удачный поход Владимира против литовцев-ятвягов. Князь захотел отблагодарить «богов», принеся им в жертву непорочного юношу. Выбор пал на сына варяга Феодора из Греческой земли — Иоанна. Но когда княжеские посланцы пришли к отцу, чтобы забрать у него Иоанна, тот исповедовал себя христианином и не отдал своего сына в жертву «бесам». Владимир страшно разгневался и приказал зверски умертвить Феодора и Иоанна. Странная история Неожиданно через три года после этого Владимир начинает принимать проповедников других вер: мусульманина, христианина римского обряда, иудея и грека-православного. И вот здесь князь Владимир представляется в летописи поначалу каким-то апатичным. У мусульман ему нравится многоженство, но он не принимает их воздержания от вина: «На Руси веселие пити, не может без того жити». Отвергнув учение первых трех проповедников, Владимир неожиданно слушает подробную проповедь грека Философа, а затем заявляет о своем горячем желании быть с праведными одесную на Страшном судилище. И вдруг опять как-то вяло говорит: «Подожду еще немного», аргументируя тем, что надо еще узнать о других верах (как будто только что не узнал). Но в то же время дал греку «многие дары и отпустил его с честию великою». Странная история. Как вообще князь Владимир, только что с яростью расправившийся с христианами, слушает все эти, по его представлению, сказки, оскорбляющие его языческий опыт? Как могли осмелиться приходить к нему проповедники, зная его крутой нрав?

http://pravmir.ru/zapyate-knyazya-vladim...

Киево-Печерский патерик. Из Киево-Печерского мон-ря, возможно, происходит «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха («Како крестися Володимер, и дети своя крести, и всю землю рускую от конца до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера»). Митр. Макарий (Булгаков) атрибутировал ее иноку этого мон-ря Иакову, к-рому прп. Феодосий Печерский хотел оставить игуменство после смерти. Хотя вопрос об авторстве остается спорным, связь этого памятника с Киево-Печерским мон-рем представляется весьма вероятной. Во всяком случае киевское происхождение текста практически не вызывает сомнений, еще А. А. Шахматовым была установлена его связь с летописанием, предшествовавшим «Начальному своду» ( Шахматов А. А. Память и похвала Владимиру мниха Иакова// Он же . Разыскания о рус. летописях. М., 2001. С. 18-28). Среди исследователей не сложилось единого мнения относительно композиционного единства «Памяти и похвалы...» и единовременности ее создания. В зависимости от решения этой проблемы решается и вопрос об объеме корпуса древнейших агиографических текстов, а именно о существовании Похвалы равноап. кнг. Ольге (или ее Жития) и древнейшего Жития равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича. Развитие ранней рус. Ж. л. во многом связано с бытованием Пролога на Руси (о редакциях и об эволюции этого сборника см. подробнее в ст. Пролог ). В домонг. период в состав Пролога вошли Жития кнг. Ольги, кн. Владимира, варяжских мучеников ( Феодора Варяга и его сына Иоанна ), Бориса и Глеба, прп. Феодосия Печерского и, по всей видимости, блгв. кн. Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, свт. Аркадия, еп. Новгородского, свт. Леонтия, еп. Ростовского; во 2-й пол. XIII в.- Жития свт. Кирилла, еп. Туровского, блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора, прп. Варлаама Хутынского ( Лосева. 2009). Попытка поставить формирование блока текстов из проложных Житий кн. Владимира, варяжских мучеников, кнг. Ольги (и, возможно, Бориса и Глеба) в зависимость от гипотетического «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси», предложенного Д.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Военные действия русов против Херсонеса опирались на соглашение 987 года, которое отражало сущность одной из статей договора Игоря с Византией 944 года, ставящей условием, что если Херсонес попытается отделиться от Византийского государства, то русский князь может пойти на него войной и при этом рассчитывать на поддержку со стороны Византии. В «Корсунской легенде» есть эпизод, когда один из осаждённых посылает в стан осаждающих стрелу с запиской, в которой рассказано, как можно заставить город сдаться, перекрыв водопровод. «И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Вероятно, пославший стрелу был противником мятежников и сторонником императора Василия и своим поступкам оказал помощь русским воинам, выступавшим в данной ситуации как воины-наёмники законного императора. Стоит заметить, что процесс христинанизации восточных славян начался задолго до князя Владимира. В 866 году в своей окружной грамоте, разосланной восточным епископам, патриарх Фотий писал: «Россы, славные жестокостью, победители народов соседних, в гордости дерзнувшие воевать с Римской империей, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к христианскому богослужению». В это время Россия числится 60-м архиепископством среди епархий константинопольского патриархата. В последующие 100 с лишним лет христианская община на Руси медленно, но верно росла и крепла, большинство же населения Руси продолжала пребывать в язычестве. В договоре князя Игоря с Византией 944 г. часть русской дружины клянётся Перуном, другая часть – храмом святого Илии, т.е. часть воинов руссов уже были христианами; в 957 г. в Константинополе была крещена княгиня Ольга. В 983 году в Киеве жребий быть принесенным в жертву языческим идолам пал на юного Иоанна, сына православного варяга Феодора. Отец отказался выдать его язычникам, сказав: «Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и попробуют взять сына у меня!” Разъяренная толпа умертвила Феодора и Иоанна в собственном доме, на месте которого впоследствии крестившийся Владимир воздвиг первую созданную им церковь – во имя Успения Пресвятой Богородицы. (Она получила название Десятинной, так как князь Владимир давал на ее содержание десятую часть своих доходов). По мнению Л.Н. Гумилёва именно христианская община Киева стояла за убийством Святослава печенегами, поскольку опасалась, что за свой неудачный поход на Дунай он подвергнет репрессиям киевских христиан, подобно тому, как были перебиты воины-христиане из его дружины вскоре после ухода с Дуная.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/22/po...

Таким образом, к 980 году Владимир с помощью варяжской дружины и злодейского братоубийства овладел Киевским государством. Отправив буйных варягов, требовавших слишком многого, в Византию, .князь одновременно уведомил императора письмом, что оставлять их на службе в столице опасно, а надо разослать малыми отрядами по дальним городам и ни в коем случае не допускать обратно в Россию. Император, не желая портить отношений с воинственным соседом, прислушался к совету. Таким образом, Владимир окончательно утвердил в Киеве свою власть. Далее, говоря словами Карамзина, он " изъявил отменное усердие к богам языческим " . Отвоевав в 981 году Червенские города (Перемышль и другие), ранее захваченные Польшей, совершив успешные походы против вятичей (981-982), ятвягов (983), радимичей (984) и камских болгар (985), князь возжелал воздать почести благосклонным " богам " , покровительствовавшим его дружине в деле объединения страны. " И постави кумиры на холме вне двора теремного, - говорит летописец, - Перуна деревяна, а главу его серебряну, а ус злат, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь. И приносил им жертвы, называя их богами. И привождали сынов своих и дщерей и служили бесам и оскверняли землю требами своими " . Земля осквернялась не только животной жертвенной кровью. " Боги " требовали и человеческих жертв. В 983 году жребий быть принесенным в жертву идолам пал на юного Иоанна, сына православного варяга Феодора. Отец отказался выдать его язычникам, сказав: " Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и попробуют взять сына у меня! " Разъяренная толпа умертвила Феодора и Иоанна в собственном доме, на месте которого впоследствии обратившийся Владимир воздвиг первую созданную им церковь - во имя Успения Пресвятой Богородицы. (Она получила название Десятинной, так как благочестивый князь давал на ее содержание десятую часть своих доходов). Личное обращение Владимира как бы прообразует изменения, ожидавшие по крещению и соборную душу народа. Обращение - всегда тайна. Невидимо, неуловимо, неощутимо касается Господь человеческой души, сокрушая узы греховного ослепления. Никто, даже сам прозревший, не в силах понять н рассказать, как наступило прозрение. Всемогущий Бог, милосердствуя о своем погибающем творении, властно действует в человеке, врачуя и вразумляя, воссоздавая Свой оскверненный образ столь же непостижимым действием, как и самое действие создания его. Лишь очень приблизительно может проследить за обращением внешний наблюдатель.

http://ruskline.ru/analitika/2014/08/01/...

28 ноября – память прмч. и исповедника Стефана Нового и многих других, пострадавших за свв. иконы при Константине Копрониме в 767 году. Неустрашимым защитником иконопочитания был прп. исповедник Феодор Студит (11 ноября). При императоре Льве Армянине (813–820) прп. Феодор после страшных пыток около 7 лет находился в заточении, где его избивали и томили голодом. Императоры Лев Армянин, а затем Феофил (829–842) много лет преследовали ревностных защитников иконопочитания свв. братьев прпп. Феодора и Феофана (известного творца канонов, в конце жизни ставшего митрополитом Никейским). По приказу Феофила на лицах братьев были вырезаны оскорбительные стихи, поэтому св. исповедники известны как Феодор и Феофан Начертанные (память 11 ноября и 27 декабря). В общей сложности они были гонимы иконоборцами более 20 лет (817–842). Сведения о них см. в приложении к теме. В правление имп. Феофила пострадали исповедники прп. Лазарь писе ц (17 ноября) и Георгий с женою Ириною и чадами (13 мая). Мученический подвиг на Руси в Х-Х1У веках В X веке появились мученики и в нашем отечестве. Еще до Крещения Руси в 983 г. от рук язычников приняли мученическую смерть варяги Феодор и его юный сын Иоанн (память 12 июля). Их кончина поразила будущего крестителя Руси, Киевского князя Владимира, тогда еще язычника. Возможно, это событие явилось одной из причин его обращения. Впоследствии, уже став христианином, на месте гибели св. Феодора и варяга Иоанна он воздвиг Десятинную церковь . Сыновья св. кн. Владимира свв. Борис и Глеб (†1015, память 24 июля) канонизированы как страстотерпцы. Святые князья не были мучениками за веру в прямом смысле слова, они приняли мученическую кончину от рук брата по политическим причинам. Но Церковь не делает различия между смертью за Христа и смертью в последовании Христу. Господь «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). «Яко Бог, Он всем правил, – пишет святитель Феофан Затворник , – и жизни Своей течение мог направлять Сам, но Он отрекся от Своей власти и смиренно принимал все случившееся и подчинялся тому... И тому даже не противился, когда подошла смерть, и притом такая униженная... Смерть подходила обычным сплетением замыслов и волей человеческих. Он это видел..., но ничему не воспротивился и добровольно принял смерть... Послушлив же во всем Он был не злобе людской, а определениям Бога, в Троице поклоняемого, выражаемым волею Отца Небесного» 278 . В этих словах, пожалуй, как нельзя более точно выражена суть подвига страстотерпцев: подобно Христу, они со смирением принимали смерть, приходящую к ним от «замыслов и волей человеческих» как выражение «воли Отца Небесного» и послушно покорялись этой воле. К страстотерпцам домонгольского периода причисляют также вел. кн. Игоря Киевского (†1147, память 5 июня и 19 сентября) и св. вел. кн. Андрея Боголюбского (†1174, 4 июля). См. Приложение к теме 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3-го августа – житие св. Антония Римлянина составлено по рукописи, полученной из обители Преподобного, о чем свидетельствует сам Святитель в конце жития, прибавляя, что он изложил эту рукопись сокращенно, «удобнейшего ради прочтения» 301 . По рукописям составлены также сказания о Донской (19 августа) и Толгской (3 августа) иконах Божией Матери, потому что в ВЧМ и в других известных нам источниках этих сказаний нет 302 . Вероятно, главным образом, по рукописям составлял свят. Димитрий и те жития святых, которые имеют связь с русскими летописями. К таким житиям относятся: 20 сентября – Михаила князя Черниговского и боярина Феодора; 2-го мая – сказание о убиении свв. братьев Бориса и Глеба, источник ни в Четии-Минее, ни в рукописях не указан; 5-го июня – сказание о убиении св. князя Игоря Ольговича и повесть дивна и ужасна о смерти блаженного Константина, митрополита Киевского, – «от летописца Печерского»; 11-го июля – житие св. благоверной княгини Ольги, «от рукописных древних Четей и летописов различных», в Прологе: «житие ее в летописцу», во втором месяцеслове: «в Несторовой летописи при концу, л. 11 -й»; 12-го – житие свв.мм. Феодора варяга и сына его Иоанна, «от преп. Нестора, летописца Печерского» и 15-го июля – житие св. равноапостольного князя Владимира, – «из летописца русского, преподобного Нестора Печерского и от иных книг русских и прочих». Для большей части этих житий свят. Димитрий источником указывает Печерский летописец, который называет «русским, преподобного Нестора». Если под Печерским летописцем разуметь «Повесть временных лет», какою она сохранилась в Лаврентьевской летописи, то придется сказать, что Святитель во многом дополнил ее новыми сведениями, которые заимствовал из других источников, или что тот Летописец, на который ссылается Святитель, был полнее Повести временных лет и не соответствовал летописцу преп. Нестора. Чтобы выяснить это, проанализируем некоторые из этих житий, сравнив их с Повестью временных лет 303 . Возьмем страдания новоявленных мучеников Михаила, князя Черниговского и боярина его Феодора (20 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как повествует летопись, обновив кумиры, Владимир повелел приносить обильные жертвоприношения, причем стали совершаться кровавые человеческие жертвы, чего прежде в Киеве не было. Возможно, с помощью этих средств великий князь рассчитывал сделать столичный культ более внушительным и значительным для остальной языческой Руси. Не последнее место при этом имело желание оживить традиционную народную религию, сделать веру язычников фанатичной. Религиозные реформы князя Владимира в этот языческий период его жизни, равно как последующий «выбор» новой веры и Крещение Руси, с точки зрения секулярной историографии были осуществлением вполне корыстных политических расчетов. Церковная история смотрит на эти исторические факты по иному. Ее внимание обращено на духовный облик князя Владимира и нравственную эволюцию его личности, которые запечатлелись в свидетельствах исторических источниках не менее рельефно, чем приоритеты его внутренней и внешней политики. Если для большинства окружения Владимира, включая, вероятно, и волхвов-кудесников, языческие обряды были привычной частью быта, но молодой князь стремился обрести через ревностное их исполнение то, чего жадно требовала его глубоко восприимчивая натура – духовного опыта, открывающего высший смысл бытия человека и мира. Однако, его душа этого ответа не получила – языческие боги были глухи и немы... Решающий перелом в отношении князя Владимира к языческой религии произошел в день, когда он стал свидетелем мученического исповедания веры христиан, перед лицом которого языческая вера обнажила свое бессилие и ничтожество. После удачного похода в 983 году в сопредельные его державе северо-западные области, в результате которого князь Владимир одержал победу над племенами ятвягов и принудил их платить дань, было решено принести языческим богам человеческую жертву. Волхвы, ненавидевшие христиан, сказали князю, что богам угодно, чтобы на заклание был отдан юноша Иоанн, сын одного из воинов княжеской дружины, варяга Феодора, который был христианином. По велению князя Феодору сообщили, что он должен отдать своего сына, чтобы тот был принесен в жертву идолам на Перуновом холме. На это христианин твердо ответил: «Ваши боги – дерево, имея глаза – не видят, имея уши – не слышат, имея ноги – не пойдут... Если они действительно суть боги, то пусть сами придут и возьмут сына из рук моих»... Толпа разъяренных язычников набросилась на Феодора и Иоанна и растерзала их. На русскую землю пролилась первая мученическая кровь – свидетельство веры во Христа, а в ушах князя Владимира продолжали звучать слова: «Ваши боги – дерево»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010