Переведено из Anal, sacr, к. Питры, который, заимствуя из Корзинскаго кодекса (f. 62, in die febr. XI, 2 loco приводить следующее надписание: Ετερον κονδκιον (sic) το υτο (Θεοδρου). Но февраля 11-е число показано Питрою ошибочно: в сей день совершается память свщ. – мученика Власия; сам же Питра нисколько выше замечает: Colitur. S. Μ. VIII febr. и VIII iunii, указывая сими словами на св. великомуч.: Феодора Стратилата. Может быть Питра, как и вся Западная церковь , почитают прославляемаго в сем и следующем песнопениях Страстотерпца за одного и того же св. великомуч. Феодора Стратилата: ио с этим мнением нельзя согласиться, потому, что в повествовали Ч.-Миней о страданиях в. муч. Феодора Стратилата ни слова не говорится о сожжении храма языческой богини, как здесь в икосе 4-м; о сем именно говорится в житии и страданиях св великомученика Феодора Тирона, в похвалу которому мы и относим сие песнопение. Самое первоначальное слово надписания: τερоν – становится понятным, если обратиться к порядку чтения постной триоди XII в., где настоящее кондак и икосы, положенные в субботу 1-ю В. поста, на память св. великомуч. Феодора Тирона, занимают место после следующих за ними (по Корзинск. кодексу) кондака с икосами тому же святому, как сие можно видеть в кондакарие архимандрита Амфилохия (см. стран. 141–193). В конце повествования о житии и страданиях св. великомуч. Феодора Стратилата, св. Димитрий Ростовский ясно различает двух великомучеников с именем Феодора, из которых именуемый Феодором Туроном пострадал в 289 г. по Р. Христове, тогда как Феодор Стратилат – в 312 г., в царствование Константина Великого , от нечестивого зятя его Ликиния. В первую субботу В. поста совершается память св. великомученика Феодора Тирона, в благодарность ему за чудесное избавление Христиан от идоложертвенных снедей. Нечестивый император Июлиан, богоотступник, кипя злобою на весь род христиански, возъимел хитрое намерение осквернить христиан идоложертвенною пищею, для каковой цели повелел продавать в Константинополе съестные припасы не иначе, как предварительно смешав их с кровию жертв идольских. Св. великомученик Феодор Тирон пришел взяв к архиерею онаго града, и открыв ему себя и лукавый замысел богопротивного царя, в тоже время предложил епископу средство избавить себя и всех христиан от идоложертвенной пищи приготовлением полива, т. е. вареной пшеницы с медом. Так как злой умысл богоотступника должен был быть приведенным в исполнение к великим дням 1-й седмицы св. Великого поста, когда, в особенности в первыя времена христианства, верующие наиболее себя очищали: посему с того времени и установлено совершать память св. Феодора Тирона в 1-ю субботу В. поста, и совершается повсеместно в христианской Церкви благословение коего в пяток 1-я седмицы В; поста, в конце литургии, починоположению церковному с древнеиших времен, дабы верующие, постившиеся в течете всей оной седмицы, по причащении св. Таин, не осквернились употреблетем идоложертвенных снедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Церковь Святого великомученика Феодора Тирона (Ялта) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святого великомученика Феодора Тирона — одна из старейших церквей Ялты с удивительной историей. Она до сих пор называется греческой и упоминается в списках христианских храмов Ялты в 1778 году. Содержание История [ править править код ] В давние времена греки, жившие в Верхней Аутке, построили здесь храм. После переселения христиан в Мариуполь, он оказался заброшенным, обветшал и разрушился. В 1788 году, вернувшись на родину, греки восстановили разрушенную церковь, она была построена за казенный счет и освящена 30 ноября 1842 года во имя великомученика Феодора Тирона. К концу XIX века деревянная церковь стала мала для возросшего населения Аутки. В 1898 году старую церковь разобрали и заложили новую. Активное участие в постройке храма принимал А.П.Чехов (церковь расположена рядом с домом писателя), он лично вел переговоры с архиепископом Димитрием. Храм в византийском стиле внешне очень простой, но красивый, построенный с любовью, он привлекает внимание пропорциональностью форм. Над куполом установлен православный крест. Летом 2002 года в храме святого великомученика Тирона случилось настоящее чудо. В начале лета храм украсили цветами лилий, о которых говорил в Своих проповедях Христос: " И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них " (Матфея 6,28-29). Прошло время, и цветы высохли. Но каково же было удивление всех, когда в праздник Рождества Пресвятой Богородицы одна из сухих ветвей расцвела. Престольные праздники [ править править код ] Феодор Тирон, великомученик - 4 марта суббота 1-й седмицы Великого поста, 2 марта (17 февраля) в невисокосный год/1 марта (17 февраля) в високосный год Как добраться [ править править код ] Адрес: г. Ялта, переулок Колхозный, 1 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святог...

Феодор Стратилат и Феодор Тирон различного происхождения. Первый был родом из Евхаит, жил в Гераклее и принял мученический венец при Лицинии или Ликинии. Другой был родом из Амасии и пострадал при Максимилиане Галерии. 2176 Память св. Феодора Стратилата в Евхаитах по греческой менологии чествуется 8 февраля, а по латинской 7 февраля, что отмечено в Kalendaria ecclesiae universae (t. VI, стр. 117–119). Под 8 июня в Аста’х Sanctorum читается: Theodorus dux Euchaitae natus ac sepultus fuit. Εχατ μν γεγονς κα τ γνος κεθεν λκων, ν ρακλε δ τ κατ Πντον κειμνη τς διατριβς ποιομενος. Феодора Тирона Греки поминают 17 февраля и в первую субботу великого поста, а латиняне 9 ноября. В некоторых древних месяцесловах, по словам арх. Сергия, автора «Полного месяцеслова Востока», празднование сему святому 17 февраля не находится. В грузинском списке жития св. Феодора, действительно, не имеется указания о —328— чествовании его памяти 17 февраля и отнесено оно лишь к субботе на первой неделе великого постА.По чествованию памяти св. великомученика Феодора можно было бы заключить, что иверское житие посвящено Феодору Тирону, однако по прозвищу своему «Стратион» он напоминает Стратилата. Очевидно, произошла контаминация житий двух одноименных святых и смешение их, известное еще Фабрицию. Он сообщает: Theodori M-ris(a) vita: λλ’ ο πντιμος μν και. ρς auctor Ioannes Euchaitorum Metropolita Theodori(b) το πεζο (ejusdem cum priore) παρ’ μν δ’ον, ο σπανα τ καλ; auctor idem Theodori (c) militum praefecti, fire Theodori Tyronis, Martyris, Heracleae sub Imp. Licinio, primo Sabbato Ieijunii… По армянскому житию св. Феодор Стратилат – племянник св. Феодора Тирона, память которого воспоминается в субботу 1-й недели великого поста. Страдания Феодора Стратилата описаны его слугою Уаром. Страдания же Феодора описаны очевидцем, ибо он говорит: «видехом честную и святую его душу, аки молнию вземшуюся на небеса». Почти такими же словами оканчивается иверский список жития св. Феодора: видели мы исходящую из него душу в виде молнии. Таким образом, конец жития, равно как и чествования памяти в субботу 1-ой седьмицы великого поста, свидетельствует, что в нём речь идет о Феодоре Тироне. Однако начало жития по грузинскому переводу не соответствует известному на греческом и славянском языках изложению событий из жизни Феодора Тирона, равно как это начало жития не находит параллели в описании Деяний Феодора Стратилата. Грузинское житие открывается словами: «В то время, когда св. апостол Андрей прибыл в Амасию, рукоположил св. Федимоса в епископы и, оставив его вместо себя, отправился в Синопию, где, известно, он сотворил много чудес».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Явление святого мученика прославляется в песнопениях Триоди. В стихирах на Господи воззвах мученику Феодору говорится: Радуйся страстотерпче непобедимый, прещения мучителей на земли разоривый 17 . “От скверных жертв оскверенными брашны окушашеся осквернити: но ты онаго ухищрение мудрейшим разрушил еси умышлением, во сне предстал еси тогдашнему архиерею и глубокое разума открывая и безместное начинание являя” 18 . Канон, читаемый на молебне после Литургии Преждеосвященных Даров, имеет следующее надписание: “Творение Иоанна Дамаскина , егоже краестрочие: Божиих тя пою даров тезоимените” 19 . В нем преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 789; пам. 4 дек.) прославляет мученический подвиг святого Феодора Тирона 20 . На субботней утрени в Триоди помещены два канона. Первый имеет следующее надписание: “Канон, его же краестрочие: Тирон преславный, слава первей субботе. В первых же тропарех канона иное краегранесие. Канон творение Иоанна, митрополита Евхаитского” 21 . Второй канон имеет более краткое надписание: “Иный канон того же Евхаитского”. Таким образом, иерарх-гимнограф святитель Иоанн Евхаитский († ок. 1095) подвизался на кафедре в городе, где в начале IV века пострадал мученик Феодор 22 . В канонах прославляется значение имени мученика Феодора, его мученическое страдание, а также избавление от совета нечестивейшаго. “От вышних помощник посылается яко скорее на землю, страстотерпец Феодор, и пастыреначальнику является, разрешение научая беззаконного совета” 23 . “Коль сладкое, и великое, и радостное нынешнее торжество! Еже мучеников нам доблейший и превелий ныне вообрази, единем чудесем от нечистых чистыя люди Христовы совершив” 24 . Явление мученика Феодора при Юлиане Отступнике, несомненно, способствовало распространению его почитания 25 . Память Феодора Тирона – хронологически первая триодная память святого, и она открывала первое воскресение Великого Поста 26 . Его память определяет именование первой седмицы Великого Поста, которую на Руси в древности иногда называли Федоровой неделей. В зависимости от года минейная и триодная памяти мученика Феодора Тирона могут расходиться или сходиться, иногда совпадая.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В таком же неудовлетворительном положении находится вопрос о грузинской агиологии. Многочисленные её памят- —325— ники или совершенно неизвестны европейским ученым, или имеются об них превратные представления. Для иллюстрации именно этого вопроса я хочу остановиться на анализе житий свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На грузинском языке существует житие того и другого Феодора. Житье св. Феодора Стратилата имеется в двух списках Тифлисского церковного музея под 382 и 388. Первый 382) писан гражданскими буквами (мхедрули) известным переписчиком XV в. Руфом. 41-ое место в этом сборнике житий занимает Мученичество св. Феодора Стратилата, приуроченное в 8 июня. Второй список 388) относится по палеографическим данным к XII–XIII в.в.; писан он на пергаменте церковными буквами (хуцури). В списке мученичество св. Феодора Стратилата занимает 4-ое место и отнесено также к 8 июня. Начало житья, приведенное в Описании рукописей тифлисского церковного музея (Тифлис, 1903), словами «Ви тарца мзе ганантлебе» 2173 … соответствует тексту на греческом и латинском языках: σπερ φανει λιος… или quo modo resplendet sol… Таким образом, Мученичество св. Феодора Стратилата на грузинском языке представляет перевод с греческого жития. Песнопения в честь св. Феодора Стратилата, по мнению г. Жордания, составленные отцом XII в. грузинской церкви Иоанном Шавтели, приводятся в списке XVI в. Житие св. Феодора Тирона имеется в Тифлисском церковном музее в списках под 272 и 518. Первый список довольно позднего времени: он относится к началу XIX в. (1817 г.), житием занимается в сборнике 37-ое место, за которым следует «Мученичество 40, замученных в Севастии». Другой список жития относится к XVIII в. (1708 г.), хотя с уверенностью сказать не можем, что в нём идет речь именно о св. Феодоре Тироне, так как в Описании рукописей не приводится начало жития и не означен месяц и число, к которому приурочено празднование памяти этого великомученика. Однако, в том же —326— Тифлисском музее хранится сборник, в котором приводится отдельно «чудо, совершенное св. великомучеником Феодором», свидетельствующее, что житие св. Феодора Тирона появилось в греческом переводе, по крайней мере, в XI в., ибо его перелагатель, известный деятель Георгий Мтацминдели подвизавшийся на Афоне, скончался в 1066 г. Почти в то же время была переведена «Похвала мученику Феодору Тирону» Григория Нисского , приведенная в списке XII–XIII в.в. 388) и начинающаяся словами: эрно кристесно…=μες το Χριστο λας…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несчастный, я не помнил, что Бог испытывает ум и слушает голос души; впал я в грех и говорил себе: «Бог сострадает, и Он поддержит меня». И, так как я не был тотчас же сокрушен, я не перестал, но еще больше презрел прощение и растратил великодушие Божье. VI. К (Евангелию) от Матфея В (Евангелии) от Матфея Господь говорит предавшему Его: " Ты поцелуем предаешь Сына Человеческого!» Мученик и Александрийский епископ Петр, толкуя это, говорит вот что и (далее) этому подобное: «Все знаки, сколько Он их подал, и (выражения) силы показывают, что Он был вочеловечившийся Бог; и то и другое показывает, что Он был Бог по природе и стал Человеком по природе». Триодная память мученика Феодора Тирона В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом, постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь «архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронского чина, Тирона именуема» 187 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, «сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом» 188 . Благодаря этому верующий народ был избавлен «невредимо от врага и преступника коварства» 189 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем» 190 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Давид же, увидя это, весьма огорчился и воззвал к Богу: – Боже, Боже мой! Что сотворил Ты! Тот дракон положился на меня с упованием, а Ты огнем истребил его. На эти горестные слова Святого Ангел Божий отвечал: – Что ты так беспокоишься, отче, об одном червяке? Разве ты не знаешь, что, если бы он вошел в реку, то отсюда пошел бы в море и там истребил бы множество кораблей? Не скорби о погибели его, ибо так изволил Бог. Иди в свою пещеру, где твой ученик лежит подобно мертвому, укрепи и утешь его. Лучше тебе заботиться о духовных детях твоих. Давид, сойдя с горы, нашел Лукиана, лежащего в обмороке, и, поднимая его, сказал: – Что же ты так испугался из-за какого-то червяка, который по повелению Божию был мгновенно сожжен небесным огнем ! Теперь ободрись и не бойся, ибо сила Христова споспешествует нам во всем, она сохранила нас ныне от страшной брани. Лукиан, ободрившись и утешившись этими словами, благодарил Бога, творящего великие чудеса и знамения, давшего рабу Своему Давиду власть над зверями» 9.3. Поединки Святых с драконами Некоторые жития Святых содержат описания поединков угодников Божиих со змеями. Великомучник Феодор Тирон (17 февраля) «Святой Феодор Тирон был известен как победитель дракона . Согласно тексту греческой рукописи 890 г., огромное чудовище , поселившееся недалеко от большой дороги, препятствовало Икона «Чудо великомученика Феодора Тирона». Новгород. в. ГРМ жителям проходить по ней. Святой, прибывший на это место, осенив себя крестным знамением, вступил в битву с драконом и отрубил ему голову. В рукописи более позднего времени рассказывается о том, что дракон проглотил св. Марину во время ее молитвы. Тогда явившийся Федор Тирон вспорол дракону живот, и Марина вышла невредимой... «Чудо великомученика Феодора Тирона». Фрагмент иконы. Строгановская школа. XVII в. ГРМ Согласно апокрифическому тексту жития св. Феодора Тирона, получившему распространение на Руси, Феодор Тирон убил дракона, спасая свою мать. Огромный дракон, живший в подземелье около колодца, вынуждал жителей близлежащего города приносить ему дань. Оставшись без приношений, чудовище лишило город воды. Затем дракон похитил мать св. Феодора Тирона. Воин, спустившись в подземелье, одолел его и освободил свою мать. Этот сюжет впервые на славянском языке описан в древнейшем списке Пролога XII-XIII вв.» [XV, с. 115].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Какое богослужение назначено на субботы Великого поста? Первая из них посвящена мч. Федору Тирону. Наша приходская жизнь сейчас так устроена, что во многих храмах утреня совершается вечером, а вечерня – утром. Как же творится память мученика Феодора Тирона? На первой седмице Великого поста в пятницу утром (в четверг вечером совершалось великое повечерие и читался канон прп. Андрея Критского ) мы, придя в храм, застаем такое богослужение, которое никаким Уставом в таком соединении не предусмотрено. Конечно, никогда не бывает столько служб подряд, должен быть обязательно расход по кельям. Но поскольку наши кельи очень далеко от храма, мы вынуждены все совершать подряд: сначала утреня, третий, шестой и девятый часы, чин изобразительных, потом совершается вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. И, вот, уже на вечерне, которая совершается в пятницу первой недели Великого поста, начинается празднование памяти мученика Феодора Тирона. Как мы помним, богослужебный день начинается с вечера. И хотя вечерня у нас перенесена на утро, но все равно она относится к субботе. Поэтому уже на этой вечерне поются стихиры святого мученика Феодора Тирона. После же этой вечерни положено особенное молебное пение. Еще не кончена Божественная литургия, еще не было отпуста, а священнослужители выходят из алтаря и на середине храма или на солее совершают молебное пение мученику Феодору. Затем – чин освящения колива, в воспоминание того события, о котором мы говорили. А если мы придем в храм в пятницу вечером, то застанем утреню. И эта утреня – особенная среди тех богослужений, которые совершаются в другие субботы Великого поста. На этой утрени поется Бог Господь, и вся служба совершается по Триоди, празднуется память св. мч. Феодора Тирона. Литургия в первую субботу Великого поста служится по чину свт. Иоанна Златоуста . 2, 3 и 4 субботы Великого поста могут быть объединены, потому, что они относятся все к одному типу богослужений. Суббота – особенный богослужебный день, она не похожа на другие будние дни седмицы. Мы помним также, что субботний день имеет две литургические темы: память всех святых и поминовение усопших; богослужение Октоиха содержит в себе тексты на ту и на другую тему. Для богослужения субботы предусмотрено два типа совершения службы. Один тип совершения службы: «Аще поется Бог Господь», тогда служба совершается по Октоиху и Минее (вне Великого поста). Второй тип службы, когда на утрени поется не Бог Господь, а Аллилуйя.В самом устроении богослужения субботы заложена возможность совершать заупокойную службу, и тогда на утрени должно петься Аллилуйя. В этом случае из Октоиха уже выбираются те тексты, которые посвящены молитве за усопших или тексты, которые посвящены таинству смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мощи Стефана Нового. Мощи святого Прокопия. Мощи святого мученика Агафонника. Мощи Михаила Синадского, обложен серебром. Мощи святого Меркурия. Мощи святой Марины. Мощи великомученика Пантелеимона. Мощи святого Филиппа. (л. 124) Ставик, а в нем мощи, обложены серебром, избиенных от аравит. Мощи Иакова Перского. Мощи святого Феодора Тирона, часть шубы и клобука Кирилла Белозерского чудотворца. Ставик, а в нем мощи мученика Прокопия. Мощи Иакова Пермского. Мощи Варвары мученицы, обложены серебром. Песок реки Иорданской, где Христос крестился. Ставик, а в нем мощи Иоанна Златоустог о. Мощи святого мученика Сергия. Мощи великомученицы Парасковьи. Мощи Лазаря Праведного. Мощи обложены серебром, а которого святого, того неведомо. Мощи апостола Прохора. Ставик, а в нем миро Василия Кесарийского. Мощи Павла исповедника. Мощи святого Артемия. Часть клобука Пафнутия Боровского. Мощи святого Анфима. Мощи великомученика Евстратия. Мощи Стефана Нового. Мощи великомученика Максима. Мощи Игнатия Богоносца . (л. 125) Ставик точеный, а в нем мощи Димитрия Солунского. Ставик точеный, а в нем мощи мученика Артемия. Часть камня небеса, что от воздуха. Коробочка круглая деревянная, а в ней мощи. Святых мученик две тме, иж в Никомидии сожженных. В коробочке деревянной красной кровь великомученика Георгия. В коробочке в деревянной красной мощи великомученика Пантелеимона. В коробочке ж деревянной красной мощи великомученика Пантелеимона. Коробочка деревянная, а в ней мощи святого Стефана, кость мощей в серебре, подписи нет. Мощи святого мученика Арефы. (л. 126) Коробочка деревянная велика, а в ней древо раки чудотворца Сергия да часть мантии чудотворца ж Сергия, мощи святого Кирика, обложены серебром, мощи святого Агапия, мощи святого мученика Артемия, мощи святого праведного Евдокима, обложены серебром, мощи святого Пантелеимона, часть от дуба Мамврийского, мощи Феодора Тирона, обложены серебром, мощи святого Мамонта, крест древян, резной, что прислал из Молдавской земли черный священник и учитель Гаврило. Мощи Иоанна Предтечи обложены серебром, мощи Игнатия Богоносца , мощи святой и прехвальной Феклы, мощи Феодора Тирона, мощи Феклы прехвальной, мощи Андрея Стратилата, мощи святого Пантелеимона, мощи святого Варнавы, мощи святого мученика Прова. Вощанка, а в ней была вода Иорданской реки, мощи Феодора Тирона, мощи обложены серебром, подпись греческого письма, мощи избиенных от Ирода, древо клады Пречистой Богородицы, кость мощей святой мученицы Христины, мощи Феодоры царицы, мощи Игнатия Богоносца , мощи святого великомученика Климента, в серебре золоченом, мощи Георгия Хозевита, ливан и смирна в ковчежце серебряном, мощи святого священномученика Поликарпа Епископа Смирнского, 2 камня простые, печать гроба Господня, хлеб Пресвятой Богородицы, мощи святого Леонтия, обложены серебром, мощи святого Меркурия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Скачать epub pdf 30 ноября 2012 г. В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь “архи­ерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема” 1 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, “сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом” 2 . Благодаря этому верующий народ был избавлен “невредимо от врага и преступника коварства” 3 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. “Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем” 4 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему. Мученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине, служа воином в г. Амасии в Малой Азии. Он воспротивился повелению вкусить идоложертвенную пищу, за что принял мученическую кончину 17 февраля 306 года и был погребен в Евхаитах Амасийских. Его именование тирон в отличие, например, от стратилата, означает ‘молодой воин’ 5 , то есть новобранец. Будучи новобранцем как солдат, он явил себя адамантом Христовой веры. Прошло немного времени после его мученической кончины – и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство – Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010