Из русских и славянских святых в святцах отмечены следующие: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 9 – Иосиф Волоцкий ; сентября 19 и марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 и февраля 14 Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 1 – Савва Вишерский; октября 5 – митрополиты: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; октября 19 – Иоанн Рыльокий; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 – Максим юродивый Христа ради Московский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежс; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 7 – Антоний Сийский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; декабря 23 – Филипп митрополит; января 10 – Павел Комельский; января 11 – Михаил Клопский; января 17 и августа 3 – Антоний Римлянин; января 31 – Никита епископ Новгородский; февраля 4 – Кирилл Новоезерский; февраля 11 и июня 3 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 14 – Антоний, Евстафий и Иоанн «пострадаша в Литовстем граде Вилне от князя Олгерда, первое за брадобритие, та же и за прочия христианския законы»; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июня 24 –Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 и июня 3 – Димитрий царевич; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Корнилий Комельский и Иоанн князь Углицкий (в иноцех Игнатий); мая 21 – Константин, князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяславский; мая 26 – Георгий новый в Средце Болгарском, «пострадавший от безбожного царя Селима Турского» (в 1514 году); мая 27 – митрополиты: Киприан, Фотий и Иона; мая 28 – Игнатий Ростовский; мая 29 – Иоанн юродивый Христа ради Устюжский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – Сретение иконы Димитрия Прилуц; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 10 – преподобный Александр, «иже на Куште реце, Вологодский чудотворец»; июня 25 – Петр князь (в иночестве Давид) и Феврония княгиня (в иночестве Евфросиния) Муромские; июля 15 – Владимир князь; августа 2 – Василий блаженный Московский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи его под спудом и мраморная плита над ними по временам источает миро. Христ. Чтен. 1863 г. Ч. I. стр. 439.     Св. мученики 1003. Страдание их, вероятно, описано египтянином, потому и месяц выставлен египетский. Страдавшие, может, были частию из Египта или мощи некоторых из них перенесены в Египет. «Простота и краткость изложения, точность в обозначении времени страдания и свидетельство Евсевия (Ц. И. кн. гл. 6) о множестве пострадавших в Никомидии при самом начале Диоклитианова гонения указывают на древность сего сказания». Св. Дим. Ростовский стр. 159. В месяцеслове Василия и в греч: минеях ошибочно поставлено 3000 мучеников вместо 1003 (χιλιων τριν вместо χιλιων και τριν); неверно мученик Петр назван архиепископом александрийским; память сего Петра у нас 28 декабря. Сн. 2 сентября о 3618 мучениках. 8     Св. Феодор стратилат. Он замучен 8 февр. в субботу в 3 час дня. Это должно быть по вычислению в 319 году. Страдания его описаны очевидцем слугою святого Уаром писцом, которого св. Феодор просил написать день его кончины и положить мощи его в Евхаитах. Впоследствии император Иоанн Цимисхий (969—976) за помощь, оказанную ему св. Феодором, поражавшим во время войны с русскими ряды их воздвиг великолепный храм великомученику на месте устаревшего прежнего и назвал город вместо Евхаит Феодорополем. Св. Феодор издревле считался патроном воинов. Уар в некоторых рукописях и у Никодима называется Авгарь, что значит: преданный роскоши, по толкованию Исихияа. (сн. у Ассемани о смешении актов у Фабриции двух Феодоров Тирона и Стратилата. Calend. Т. VI. 118.) Паломник Антоний, бывший в 1200 г. в Царьграде, пишет: «у Вдахерны во церковных палатах ер. Феодор стратилат лежит и щит и меч его туже». Когда мощи его перенесены из Евхаит в Царьград, неизвестно.     Св. прор. Захария. У Созомена говорится об обретении мощей прор. Захарии при импер. Гонории, но не сего, а убитого царем Иоасом (кн. 9, гл. 17). В Деян. св. (Sepm. 11. 655) разбираются мнения о Захарии, убитом между церковию и алтарем (Мр. 2335), и автор склоняется в той мысли, что Спаситель здесь разумел сего Захарию пророка из 12.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Среди его предшественников первое место занимает равноапостольный просветитель ростовского края, святитель Леонтий († 1077), претерпевший мученичество от язычников, миссионер и чудотворец. Затем, подобный ему миссионер из печерских иноков – святитель Исаия († 1090). Далее архимандрит Авраамий († 1117), св. Игнатий († 1288), сразу же после кончины причисленный к лику святых. Кроме того были святитель Иаков, преп. Феодор, блаженный Иоанн и преп. Исидор Ростовский – древнему Иову подобный по терпению страданий. В XIV веке здесь в Григорьевском монастыре учился греческому языку преп. Стефан Пермский, совместно с Епифанием Премудрым , учеником и биографом преп. Сергия Радонежского. Далее, здесь архиепископствовал и скончался Феодор, племяник преп. Сергия. После Феодора правил архиеп. Дионисий Святогорец († 1425), принесший с собою с Афона учение исихазма, воспринятое его учеником и постриженником Дионисием Глушицким, родоначальником семи монастырей, давших в течение двух веков многих преподобных. В Смутное время здесь прославился преп. Иринарх жестокостью своей аскезы, заковавший себя в тяжелые железные це пи († 1616). Он благословлял вождей народных и вдохновлял их на спасение отечества. От древнего Ростова и его церквей ко времени свят. Димитрия не осталось ровно ничего. Теперь здесь красовались дивные храмы и палаты, сооруженные уже в XVI и XVII столетиях. Память о знаменитом храмоздателе митрополите Ростовском Ионе Сысоевиче была еще совсем свежа. Он ушел на покой всего лишь за 12 лет перед прибытием Димитрия, и созданный Ионой «Ростовский ватикан» еще должен был блистать полным великолепием и яркими красками своих росписей. Особенной красотой отличалась в Ростове церковь Спаса на сенях (1675) «жемчужина Ростовского кремля», одна из лучших русских церквей второй половины XVII столетия. Внутри храма стены покрыты фресками, гармония красок достигала художественного совершенства. «Картина общего не может быть передана словами и нужно видеть храм, чтобы оценить его красоты, меняющияся в зависимости от освещения, придающия особые оттенки мистическому обаянию этой церкви» (Горностаев). Вообще по словам Игоря Грабаря русская стенная живопись того времени поднялась на такую высоту, до которой она уже позже не доходила. По огромности декоративных замыслов и их блестящему решению, роспись этих храмов сравнивают с совершеннейшими итальянскими фресками раннего возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

617. Сборник богослужебный , в восьмушку, 185 лл., беглым полууставом двух почерков XVII в.. в поврежденном дощатом переплете (нет нижней доски); 1–29 листы порваны с ущербом для текста; листы без текста, но с помарками: 87 а, 87 б. Состав: 1) служба в неделю Пасхи (1 –23); каноны: 2) Ангелу хранителю (24–31); 3) Иисусу Христу – творение Феоктиста, инока Студийския обители (31–46 об.); 4) Ангелу хранителю (47–66 об.), отличный от предыдущаго; 5) несколько светилен, одно апостольское и два евангельских чтения (66 об.–75); службы общия: 6) пророку единому (75–87 об.); 7) безплотным силам (89–102); 8) великомученику Димитрию (102 об.–138); 9) Николаю чудотворцу – 6-го декабря (138–167 об.); 10) ему же – мая 9 (168– 185). 618. Сборник богослужебный , в восьмушку, 175 лл., полууставом XVII в., в кожаном переплете, разбит; некоторые листы порваны с ущербом для текста. Состав: 1) святцы (1–36 об.), неполные: нет листов, заключающих в себе памяти святых на 6–30 числа сентября, на все числа октября, ноября и на 1–27 декабря, на 27 и 28 февраля, на 1–6 марта. Из русских и славянских святых в месяцеслове отмечены следующие: сентября 7 – Иоанн, архиепископ Новгородский; сентября 19 – Феодор, князь Ярославокий и Смоленский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; января 10 – Павел Еомельский; января 12 – Савва Сербский ; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; марта 15 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский, мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита столпник Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 25 – Петр князь и Феврония княгиня Муромские; июля 8 – Прокопий юродивый Христа ради Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 2 – Василий блаженный Московский; августа 3 – Антоний Римлянин; августа 4 и 24 – Петр митрополит; августа 21 – Аврамий Смоленский; августа 30 – Александр Свирский .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вручение ордена епископу Феодору состоялось в Псково-Печерском монастыре 11 июня 1980 года. В ответ на выраженные ему тогда поздравления и добрые пожелания владыка сказал в ответном слове: «Блаженной памяти митрополит Евлогий имел обычай давать постригавшимся студентам имена учеников преподобного Сергия Радонежского. Мне было дано имя племянника преподобного – святителя Феодора, архиепископа Ростовского. Сегодня я награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского. Хочется верить, что преподобный Сергий будет помогать мне в дальнейшем служении Богу и Церкви и доведет меня до Небесного Царствия Божия». И в пожилые уже годы, несмотря на болезни и немощи, владыка Феодор все же порой совершал богослужения в храме, всегда старательно исполнял келейное правило, духом был бодр и спокоен. Те, кто общались с ним, неизменно отмечали его искреннее радушие, добродушие и евангельскую простоту. В 1985 году здоровье владыки резко ухудшилось. Он стал готовиться к переходу в жизнь вечную. В канун празднования Похвалы Пресвятой Богородицы, 29 марта, над ним было совершено Таинство елеосвящения, и в самый день праздника он причастился Святых Христовых Таин. Утром 3 апреля, в среду 6-й седмицы Великого поста, владыка Феодор мирно почил о Господе. По обычаю, накануне погребения был совершен парастас по почившему, а 5 апреля, в Страстную пятницу, митрополит Псковский и Порховский Иоанн, в сослужении монастырской братии и клириков как Псковской, так и других епархий, при множестве пришедших мирян, совершил отпевание владыки Феодора. Под традиционный погребальный звон всех монастырских колоколов, под пение ирмосов Великого канона гроб с телом почившего епископа был обнесен вокруг монастырской площади, примыкающей к пещерному Успенскому собору, и поставлен в «Богом зданных» пещерах Псково-Печерской обители, рядом с могилами архиепископа Андрея (Сухенко; 1972] и епископа Иоанникия (Сперанского; 1969). После совершения заупокойной литии тело владыки было предано земле. «Неужели мы, все русские, не можем собраться под единый спасительный кров нашей Матери-Церкви?» – так взывал к своей зарубежной пастве в одной из проповедей владыка Феодор. И эти слова для него особенно естественны, поскольку постоянной его скорбью был именно тот недуг разделения, что поразил в XX столетии его любимую Родину, соблазненную мифом безбожного коммунизма; тот отход от Христа и Его Церкви как единого Дома Божия, а отсюда – и духовный раскол нации. Причем особенно тягостным для владыки (тем более – как «эмигрантского» архиерея!) было то, что раскол этот проявлялся не только в самой России, но и повсеместно за границей, в собственно эмигрантской среде, – как в общественной жизни, так и в непосредственно религиозной сфере, когда русские люди в итоге всех своих разделений и противостояний оказались рассеянными к тому же и по разным церковным юрисдикциям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Приими, Богомати, сего возлюбленного сына моего, которого родила я по Твоей благодати. Тебе поручаю его; буди ему Матерью и покровительницей. Помолившись Пресвятой Богородице, Анна возвратилась домой. Преподобный Стефан впоследствии известен был как глубоко праведный муж. Ревность свою по вере он засвидетельствовал во время господства нечестивой иконоборческой ереси. Отстаивая почитание святых икон, он возбудил ненависть к себе во влиятельных лицах императорского иконоборческого дома. Враги не пощадили его, и Стефан в 767 году приял мученическую кончину, удостоившись нетленной и блаженной небесной жизни. Явление Богоматери св. Феодору Ростовскому В 1388 г. ученик и племянник прп. Сергия Радонежского Феодор, бывший еще в это время простым иноком в Сергиевой обители, удостоен был во время молитвы таинственного видения. Он услышал внезапно чудный и неземной голос, обращенный к нему и изрекший: — Феодор, иди в пустыню; ты устроишь обитель, соберешь в ней многих подвижников и получишь великую награду на небесах. Никому не поведал о своем видении блаженный Феодор. Но прозорливый Сергий, спустя уже значительное время, сказал своему ученику: — Я, чадо, надеялся, что ты предашь мое тело погребению и станешь после меня игуменом на сем месте; но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица. Святой Феодор, видя в сказанном ему преподобным непреложное соизволение Божие, не стал медлить с исполнением небесного повеления и скоро же двинулся в путь из Сергиева монастыря. Он пришел в Ростов и здесь основал обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В тропаре св. Феодору говорится, что он «извещением Святого Духа превеликую обитель воздвиже Пресвятой Богородице в похвалу Рождества Ея». В память бывшего ему видения он написал икону и поставил ее в новосозданном монастырском храме. На этой древней иконе изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, Который благословляет предстоящих прпп. Антония и Феодосия Печерских, свмч. Стефана Нового, свтт. Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского; внизу сделана надпись: «Сие изображение Пресвятыя Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святому Феодору, архиепископу Ростовскому, коим основана богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы».

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

Теперь мы постараемся показать, как же шла эта работа у Святителя, как достигал он точного установления личности святого, воспоминаемого Прологом. Вопрос этот имеет не только важное значение для нашей работы, но и глубокий биографический интерес. Он проливает свет на характер научных занятий свят. Димитрия, дает нам видеть, как они проходили. Поэтому, мы выпишем из Пролога по возможности все относящиеся сюда замечания. 3-го сентября – память преп. Феоктиста, синаксаря ему нет. Святитель на поле Пролога отмечает: «сего Феоктиста ианнуария 4-го зри», а 4-го января, где тоже память преп. Феоктиста и где ему синаксарь, пишет: «сего-ж святого септ. 3-го». Но потом, внимательно познакомившись с обеими памятями и прочитав службу в Минее, Святитель под первою своею надписью 3-го сентября отмечает: «поп iste, sed alius ibi» (т. е. 4 января), а в январе пишет: «не сей сегодня Феоктист, сей септ. 3-го, а сегодня преп. Феоктиста игумена, иже в Кукуне Сикелийскем. Тако зри в новых Минеях» 36 . Здесь Минеи помогли Святителю различить соименных святых и открыть ошибку Пролога, поместившего 4 января синаксарь не тому святому. Как результат этих поисков 4-го января в Четиих-Минеях мы имеем заметку, указывающую на ошибку Пролога 37 . 12-го сентября в Прологе память свв. мм. Феодора Александрийского и Иулиания. На поле заметка: «сей святый Феодор мнится быти тойжде, иже утро. Сей святый Иулиан мнится быти тойжде, иже утро». 13-го сентября, когда также есть память свв. Феодота и Иулиана, Святитель на поле отмечает: «сей св. Иулиан мнится быти тойжде, иже вчера», а против имени Феодота – «декабря 3-го и вчера». Итак, Святитель как будто решил, что Иулиан 12 и 13 сентября, а Феодор 12-го и Феод от 13-го сентября и 3-го декабря одни и те же личности. Но к такому выводу пришел он нескоро. В первом издании Четиих-Миней за месяц сентябрь Феодор 12-го и Феодот 13-го числа разумеются как различные лица, и 12-го в месяцеслов вносится память св. Феодора, а 13-го дается даже житие мученика Феодота. Только во втором издании Святитель сознал свою ошибку и 12-го совсем опустил память Феодора, а 13-го Феодота оставил, но заметил, что «тойжде сей есть, иже и Феодор, архиепископ Александрийский, декабря в 3 день поминаемый» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

е. месяцеслов (322– 388 об.); 23) Пасхалия зрячая и Лунное течение (389–427). Из памятей русских святых, отмеченных в современном нам Церковном Уставе, в святцах нашей рукописи не значатся следующия: сентября 30 – Михаил, первый митрополит Киевский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; июня 5 – Феодор Ярославич, великий князь; июня 15 – Иона митрополит; июля 10 – Антоний Печерский. Кроме отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых, в святцах нашей рукописи показаны следующия: сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 27 – Борис Александрович, великий князь Тверской и Феодор Ольгович, великий князь Рязанский; октября 5 – святители Московские: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; ноября 27 – Всеволод князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепискол Ростовский; декабря 23 – Филипигь митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марха 16 – Оерапион архиепископ Новгородский; марта 26 – Варсанофий епископ Тверской; марта 30 – Иона митрополигь; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля .30 – Никита епископ Новгородский; мая 4 – Борис и Глеб; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Иоанн, «благоверный князь Углецкий, нареченный во иноцех Итатий, Вологодский чудотворец»; мая 26 – Макарий Кадязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий царевич; июня 3 – Сретение иконы Димитрия Прилуц; июня 8 – Василий и Константин, князья Ярославские; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андроник Московский; июня 29 – Петр «преподобный и благоверный царевич Ордынский»; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 4 – Петр митрополит; августа 13 – Максим, юродивый Христа ради Московский, августа 14 – Феодосий Печерский ; августа 18 – Зосима и Савватий Соловецкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Студенческая жизнь продолжалась. Александр усиленно работает над собой, много читает. Постепенно ясно обозначается круг его богословских интересов, всё глубже он входит в изучение вопросов аскетики, духовной жизни, христианского и монашеского делания. Вопросы эти не потеряют для него своего значения многие годы, до конца дней; он всегда будет считать их первостепенными для человека, особенно для пастыря. Темой сочинения, подаваемого на соискание учёной степени кандидата богословия, Александр избирает «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана в связи с воззрениями святых Амвросия и Августина»; пишет эту работу на кафедре Патрологии, под руководством доцента Л.И.Писарева 36 . Всё более определенно размышляет он о монашестве, уже применительно к себе. За разрешением вопросов своей духовной жизни часто обращается к старцу Гавриилу. Чтобы ещё раз испытать желание иночества, уже прочно утвердившееся в Александре, старец благословляет его вместе с Феодором Успенским съездить во время летних каникул на Валаам. Здесь друзья проходят послушание наравне с братией обители, познавая на деле монашескую жизнь 37 . Вскоре по возвращении из Валаамского монастыря, 15 июня 1900 года, Александр принимает монашеский постриг с именем Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского (память 8 февраля, 8 июня ст.ст.). В Академии чин пострижения совершал обычно сам Ректор, за всенощным бдением, после Великого славословия. Вот как описывает это событие очевидец: «Особенно величественно происходило шествие с постригаемым, когда впереди шёл всеми уважаемый, благолепный старец, схиархимандрит Гавриил, благоговейно осеняющий крестом путь приходящего к пострижению... По окончании службы наш Преосвященный Ректор всегда говорил назидательное слово новопостриженному. Затем вся братия провожала его в келию, где Ректор благословлял его иконою» 38 . Прошло несколько дней после пострига, и 22 июня монах Феодор стал кандидатом богословия. 24 июля его рукоположили во иеромонаха, и в академическом храме в честь Святителя Димитрия Ростовского им были совершены первые службы... Незаметно прошёл «сорокоуст» непрерывного служения. 15 августа, по окончании Казанской Духовной Академии, иеромонах Феодор, «как один из самых даровитых студентов курса, был оставлен на год в Академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре Патрологии» 39 . 2. Служение в Калужской и Казанской семинариях (1901–1904)

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

По совершении погребального чина в Спасо-Преображенском монастыре (построен Константином Всеволодовичем) вблизи его, под сводами Входоиерусалимской церкви, и положено было тело почившего князя-инока и схимника 26 . Достойным преемником князя Феодора был старший сын его Давид, который вместе с престолом своего отца наследовал и добродетели его. Он был много озабочен делами правления по своему уделу, вступил в благословенное супружество, от которого родился сын и наследник Василий, прозванный «Грозные очи», ибо был мужественного вида, строгого взора, твердого характера и страшен был врагам своими победами. Родился у них и другой сын Михаил, который получил в удел город Мологу с принадлежащими ему землями. Между детьми своими Давид 27 пред смертью разделил свою отчину, вручивши скипетр княжения старшему Василию (умер [в] 1345 году), и в мире преставился в 1321 году – после двадцатидвухлетнего княжения, в продолжение которого города и веси Ярославского княжества наслаждались правдой и милостью, миром и благоденствием. О младшем брате Константине в летописях сохранилось краткое известие, что он, не будучи правителем, был для всех высоким образцом благопокорности и совершеннейшей любви христианской. До конца жизни благочестивый Константин пребыл девственником и с миром почил о Господе. Оба брата при жизни своей выражали желание быть положенными по смерти там же, где покоился блаженный их отец Феодор, именно в монастыре Спасо-Преображенском. Здесь же Господу благоугодно было прославить тела этих праведников еще на земле. Открыто это прославление совершилось в 1463 году при архиепископе Ростовском Трифоне во времена последнего князя ярославского Александра Феодоровича (умер [в] 1471 году), о котором биограф говорит: «Блаженному Феодору бе правнук» 28 . Обстоятельства прославления угодников Божиих были таковы 29 . Честные тела блаженного Феодора и детей его Давида и Константина оставались более столетия в склепе под церковью Входа Господня в Иерусалим, не быв преданы земле. Летопись под 1463 годом говорит: «В Ярославле в монастыре святого Спаса лежали поверх земли три князя: князь Феодор Ростиславич Смоленский и Ярославский, сыновья его Давид и Константин; князь Феодор – человек большого роста, и те у него под мышками».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010