«Какие печальные вещи, – говорит Минуций Феликс , – какую ложь, сколько смешного мы читаем об этих якобы богах и их слабостях! Даже их облик, насколько он жалок! Вулкан хромает; у Меркурия на ногах крылья; у Пана копыта; Сатурн закован в цепи; у Януса – два лица, как будто он ходит задом наперед… Иногда Геракл выступает в роли бродяги, Аполлон пасет коров, а Нептуна, когда он работает каменщиком у Лаомедона, обманывают, не заплатив. Мы знаем, что гром Юпитера и оружие Энея было выковано на одной наковальне (как будто небеса, гром и молния не существовали до того, как Юпитер был рожден на Крите); знаем о прелюбодеянии Марса и Венеры; о непристойном отношении Юпитера к Ганимеду, – все это было придумано о богах для того, чтобы поощрять пороки человеческие». «Какой из поэтов, – спрашивает Тертуллиан , – не хулит ваших богов? Один заставляет Аполлона пасти овец, другой подряжает Нептуна строить стену; Пиндар утверждает, что Эскулап был по заслугам наказан за жадность, когда воспользовался искусством медицины в неправедных целях; авторы и трагедий, и комедий описывают преступления и несчастья богов. И философы не отстают от них в данном отношении. Из презрения к богам они могут клясться дубом, козлом, псом. Диоген высмеивает Геракла, а римский киник Варрон пишет о трехстах безголовых Юпитерах». Из оскорблений, которые наносятся богам на сцене, саркастичный отец церкви из Африки выбирает, на основании своих собственных наблюдений, бичевание Дианы, чтение завещания Юпитера после его кончины и трех наполовину заморенных голодом Гераклов! Иустин говорит о детоубийстве Сатурна, отцеубийстве, гневе и прелюбодеянии Юпитера, пьянстве Вакха, разврате Венеры и взывает к суду лучших из язычников, стыдящихся этих скандальных историй о своих богах; например, он упоминает о Платоне, который по этой причине запрещает Гомера в своем идеальном Государстве. Те же мифы, которые чем–то похожи на ветхозаветные пророчества или евангельскую историю, Иустин считает карикатурами на истину, которые создали бесы, злоупотребляя использованием Писания. Например, история Вакха, как ему кажется, основана на Быт. 49:11 и далее; миф о рождении Персея от девы – на Ис. 7:14 ; миф о странствиях Геракла – на Пс. 18:7 ; вымысел о чудесах Эскулапа – на Ис. 35:1 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Таким образом, Климент Александрийский задолго до отцов-каппадокийцев отстаивал концепцию взаимодополнительности культуры и культа. Именно в его трудах впервые встречается принцип, согласно которому философия должна быть служанкой богословия. (Соответственно античные геометрия, астрономия и музыка должны быть «служанками» философии).  Изучением святоотеческого наследия Церкви – христианских авторов Востока и Запада – занимается такая церковно-научная дисциплина, как патристика. Эти церковные писатели обладали профессиональной филологической подготовкой, и их труды, написанные на классических языках древности – греческом и латинском, определили пути развития не только христианского богословия, но и европейской и даже мировой науки и культуры в целом. Пресвитер Ориген (ок. 185 – 253/4), другой крупнейший представитель Александрийской школы, несмотря на существующие в церковной истории прещения, признаётся церковной наукой основоположником научной библейской текстологии: «Он изучил еврейский и греческий тексты Библии, сличил различные переводы Ветхого и Нового Заветов, пользуясь шестью колонками переводов, собрал в Александрии большое количество рукописей и версий текстов всего Ветхого Завета. Ориген оставил последующим поколениям богословов много различных толкований Священного Писания. Этим он задал тон дальнейшему изучению Писания и самому характеру богословия. Основным утверждением Оригена является следующее: всё содержание Священного Писания – как Нового, так и Ветхого Завета – есть Сам Христос» . Богословский лексический аппарат и терминология Церкви изначально формируются на греческом языке, который издавна был языком культуры – и в Италии, и в Галлии, и в Африке. Многие авторы считали себя римлянами, а писали по-гречески (император Марк Аврелий, Апулей и др.). Потребность христианской литературы на латинском языке определялась увеличением числа прозелитов вне иудейских общин. Среди них было много людей, не знавших греческого языка. Так возникла христианская литература на латинском языке (Тертуллиан, Минуций Феликс, Климент Римский и др.): «Латинский язык христианского мира – это, прежде всего, язык Священного Писания и Церкви. А значит, язык Вульгаты, язык Литургии, отцов Церкви до её разделения – Августина, Иеронима; церковных писателей этого же периода – Тертуллиана, Лактанция, Орозия, Сульпиция. Сюда же относится язык схоластики первых веков христианства и богословия позднейших веков, язык отцов католической церкви, язык канонического права, язык постановлений папского престола со времён Григория Великого до Бенедикта XVI» .

http://bogoslov.ru/article/4600113

Объясняют название апостола не от города Каны и не от слова Кананей, т.е. житель Ханаана, а просто от еврейского «канна» – ревновать, или «каниа» – ревность, которые соответствуют греческим ζηλω (ревновать) или ζηλωτς (ревнитель). Таким образом, название апостола указывает не на жизнь его в Кане Галилейской и не на происхождение из этого города, а только на принадлежность его к партии, которая тогда только еще зародилась в Палестине, а именно, зилотов. В качестве основания, почему это имя не может быть произведено от Каны, указывают на то, что тогда апостол назывался бы не καναναος, а κανναος, примеры чего встречаются у классических писателей (жители Κναι в Эолиде, Страбон, «География», XIII, 1). Партия зилотов постепенно довела Иерусалим до падения. Они фанатически ненавидели римлян. Иосиф Флавий называет их разбойниками, но это были не простые разбойники, а мстители, расправлявшиеся при помощи войны и грабежей со своими политическими врагами. Римский прокуратор Феликс захватил главу этой партии Елеазара и вместе с его сообщниками отослал в Рим. А многочисленные другие «разбойники» были Феликсом распяты на крестах. Но так как они были врагами Рима, то пользовались большими симпатиями еврейского народа. По мнению Мейера, то, что Иуда Искариот был единственным учеником, который не происходил из Галилеи, нельзя доказать. Что касается самой формы прозвища Иуды Искариот, то пытались объяснить его разными способами, большей частью неудовлетворительными. Предполагали, например, что это слово эквивалентно еврейскому «искариот» (от «эшкар» – купля, товар), но если было бы действительно так, то удивительно, почему эта форма осталась в Евангелиях непереведенной. Мнение, что Иуда происходил из находившейся в колене Иудином деревни Кариот или Кериот, почему и назывался Искариотом, представляется до настоящего времени лучшим. Подтверждение для него находят в словах Иосифа Флавия, который называет одного человека, происходившего из Това, «Истовос», т.е. «человек из Това». Таким образом, можно думать, что и Иуда был «человек из Кариота».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

См. CCels.IV.21. Эта известная «теория заимствования» восходит еще к Филону Александрийскому, который впервые объединил в своем миросозерцании Ветхозаветное Откровение и лучшие элементы греческой философии. Ее придерживалось большинство христианских апологетов – св. Иустин Философ , Татиан , Афинагор, Феофил Антиохийский , Климент Александрийский , св. Ипполит Римский , Минуций Феликс , Тертуллиан , Арнобий, Лактанций и др. Суть этой теории состояла в том, что всякое сходство Откровения и греческой философии объяснялось заимствованием того или иного философского положения (например, о едином Боге, О Сыне-Слове Божием, о Промысле, о загробной жизни, о воскресении, о будущем Суде и наказании грешников и т.д.) из Св. Писания, которое своей древностью намного превосходит всю греческую литературу. Весьма интересно, что «теорию заимствования» разделяли и некоторые греческие философы, например, известный неопифагореец второго века по РХ Нумений Апамейский. Он был знаком с Ветхим Заветом и, пораженный удивительным сходством некоторых положений Св. Писания с платоновской философией, утверждал, что Платон это не кто иной, как «Моисей, говорящий по-аттически» (Μωυσς ττικζων). Его почти дословно повторяет Климент Александрийский , который называет Платона Афинским Моисеем или еврейским философом (Strom). Оппонент Оригена Цельс тоже развивал «теорию заимствования», но как бы с противоположной стороны: он говорил, что не эллины заимствовали мудрость у иудеев, а, наоборот, иудеи у эллинов, как у народа более древнего, хранящего все сокровища мировой мудрости (см. CCels IV.11; 21; 36;41). Кроме этой «теории заимствования» для объяснения сходства Св. Писания и греческой философии христианские апологеты приводили другую теорию, – «теорию логоса», то есть разума, которому причастен весь род человеческий, как разумный (λογικς) по природе. Разум же, то есть Слово Божие (Λγος), есть одновременно Автор и Божественного, и естественного Откровения, т.е. Св. Писания и философии как познания Творца из Его творений (ср. Рим.1:20 ). Эту теорию разделяли св. Иустин Философ (I Apol. 46), Климент Александрийский и сам Ориген (CCels II.47; IV.85).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

    Филагрий (любящий дикое место, деревню, греч.) священномуч., еп. Кипрский, 9 февр.     Филадельф (братолюбец, греч.), муч. италийский, 10 мая.     Филарет (любитель добродетели, греч.) милостивый, 1 дек.     Филетер (любитель друзей, греч.), муч. никомид. 30 дек.     Филикитата (осчастливленная, греч.), муч. африканская, 1 февр.     Филикс (вернее Феликс, см. выше), муч. аполлониадский, 6 июля.     Филикс, муч. варкинонский, в Испании, 22 авг.     Филимон (любимый, целуемый, греч.), из 70 апп., 19 февр. и 22 ноября.     Филимон, 14 дек.     Филимон, муч. кизический, 29 апр.     Филиппия (любящая коней, греч.), мученнца, 21 апр.     Филипп (любящий коней. греч.), из 12 апп. 14 ноября.     Филипп, отец Евгении. 24 дек.     Филипп диакон. из 70 апп., 11 окт.     Филипп, муч. римский. из 7 сынов Филицаты, 25 янв.     Филипп, муч. никомидийский. 17 авг.     Филипп, муч. апамейский, 22 февр.     Филипп, мптрополит московский, 9 янв. и 3 июля.     Филит (φιλιτο_σ любимый, греч.) синклитик, 23 марта.     Филицата (счастие, лат.) и 7 сынов ее, 25 янв.     Филогоний (любящий детей своих, греч.), еписк. антиохийский, 20 дек.     Филоктимон (любостяжательный, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Филолог (любитель слова, наук, греч.), из 70 апп., 5 ноября.     Филонилла, мученица 11 окт.     Философ (любомудр друг мудрости, греч.), муч. египетский, 31 мая.     Филофей, муч. самосатский, 29 янв.     Филофей, пресвитер и чудотворец, 15 сент.     Филумен (любимый, греч.), муч. анкирский 29 ноября.     Фил (друг, греч.), из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Финеес (медной рот, евр.), св. 12 марта.     Фирмин (крепкий, лат.) и Фирмос, мучч. 24 июня.     Флавиан (Флавиев) исповедник, патриарх цареградский, 18 февр.     Флавий (желтый, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Флегонт (горящий, сожигающий, греч.), из 70 апп., еп. марафонский, 8 апр.     Флорентий (цветущий, лат.), муч., солунянин, 13 окт.     Флорентий, преп. нурсийский, 23 авг.     Флорентий, 30 дек.     Флор (цветущий, лат.) и Лавр, мучч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Император Веспасиан издал эдикт, по которому женщина, вступающая в связь с рабом, сама становилась рабыней, — но даже эта угроза не помогала. Чуть ли не каждая состоятельная римлянка официально разводилась по крайней мере однажды, а чаще — два или три раза. В моде были бездетные браки, позволяющие богатым супругам «жить в свое удовольствие», проводя время в роскоши и безделье. Римский писатель Апулей в книге «Метаморфозы» как о чем-то обычном рассказывал о женщине, которая «с утра предавалась пьянству и постоянным блудом оскверняла свое тело». В этом развращенном мире христиане жили совершенно по другим, своим законам — как будто на отдельной планете. И окружающим такая чистая жизнь была непонятна и даже казалась подозрительной. Не случайно одним из главных обвинений в адрес христиан был тайный разврат. Писатель-апологет II века Марк Минуций Феликс описал в своем сочинении «Октавий», как в народе представляли христианские тайные вечери: «В день солнца они собираются для общей вечери со всеми детьми, сестрами, матерями, без различия пола и возраста. Когда после различных яств пир разгорится, а вино воспламенит в них пыл любострастия, то собаке, привязанной к подсвечнику, бросают кусок мяса на расстоянии большем, чем длина веревки, которой она привязана: собака, рванувшись и сделав прыжок, роняет и гасит светильник...» Апологет Афинагор Афинянин возмущался от лица всех христиан: «Итак, о тех, которые считают сладострастный взгляд за прелюбодеяние и которые ожидают суда даже за мысли; о тех ли можно говорить, что они ведут развратную жизнь? У нас есть закон, который повелевает соблюдать величайшую непорочность между нами самими и ближними». Ему вторит и Феофил Антиохийский: «Да будет далека от христиан мысль такого рода: у них находится целомудрие, выполняется воздержание, соблюдается единобрачие, сохраняется чистота» (Книга 3). Нормой христианской жизни были верность, скромность, благочестие, забота о детях и семье. В еще большей чести были безбрачие, девственность и целомудрие — но это уже для избранных, кто горел всепоглощающей любовью ко Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Gratia par cunctis, sanctus labor omnibus unus; Dissona verba quidem sed tarnen una fides. Почтенная когорта святых восседает длинным рядом, Мистическим изречениям Закона божественного обучая. Есть среди них Агапит, священник законный, Им для кодексов чудных красивое построено место. Равная у всех благодать, труд святой их всех единяет, Хоть у каждого различны слова, вера однако, едина. Термин sacerdos (священник), использованный в этих стихах по отношению к Агапиту, в то время применялся не собственно к сану священника (sacerdotium), для которого использовался термин – presbyter, но именно к епископу, и, преимущественно, к епископу Рима. Во время понтификата св. Агапита в Риме существовал интеллектуальный кружок, объединявший образованных людей, почитателей классической культуры Античности, в который, по-видимому, входили последний римский ритор Феликс, комментировавший Марцианна Капеллу, и консуляр Маворций, влюбленный в стихи Горация и Пруденция. Папа также был дружен со знаменитым Кассиодором. Объединенные мечтой о соединении классического образования с религиозной жизнью, они хотели организовать в Риме христианский «университет» по подобию существовавших в Александрии и Низибии. Но мечты их так и остались мечтами: начавшееся вскоре завоевание Италии Юстинианом и связанное с этим полное разорение страны, погасило лампаду интеллектуальной жизни в Риме. Кассиодор писал: «Я прилагал все усилия вместе с блаженным Агапитом, Папой города Рима, чтобы сделать так, как это в свое время было учреждено в Александрии, а сейчас, говорят, в Низибии, городе сирийском, где усердно читают лекции евреям, чтобы собираемые в Риме средства получали бы учителя и профессора христианской школы, благодаря бы этому и души бы получали вечное спасение и язык бы верных совершенствовался в чистой и правильной речи. Но из-за ожесточенной войны, опустошившей Италийское королевство, я не смог исполнить свое желание». (Cassiodorus. De institutiones litterarum divinarum et secularum. I, praef.: PL. – T. 70. – Col. 1105 – 1106 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Римляне победили. Ливий рассказывает (7. 6), что в 362 г. до Р.Х. на римском Форуме образовался огромный провал, который никак не могли засыпать. Оракулом было сказано, что надо отдать то, что составляет мощь Рима. Курций, юноша, прославленный воинскими подвигами, решил, что сила Рима в доблести: верхом на лошади и в полном вооружении он кинулся в пропасть, которая тотчас же закрылась. 23 Аллия –- приток Тибра в 11 милях к северу от Рима. В 390 г. до Р.Х. галлы нанесли на этой реке страшное поражение римскому войску и овладели Римом. «Зловещее имя» – слова Вергилия (Энеида 7, 717). Клавдий Пульхр, консул (249 г. до Р.Х.), в Первую Пуническую войну был отправлен во главе флота против карфагенян и в первом же бою потерпел жестокое поражение. В Риме считали, что Клавдий наказан за свое нечестье: когда куры, выпущенные из клетки, отказались клевать корм (см. примеч. 1), он велел бросить их в море со словами: «Не хотят есть, пусть попьют». Его коллега Юний Пулл был вынужден под натиском карфагенян отступить в очень опасное для судов место; разразившаяся буря уничтожила римский флот. Юния тоже обвинили в пренебрежении к ауспициям (гаданиям). Фламиний был консулом в самом начале войны с Ганнибалом (217 г. до Р.Х.). Плебей, ненавидимый аристократией, стремившейся аннулировать его выборы с помощью ложных ауспиций, он, не дожидаясь их, отправился к своему войску. В сражении у Тразименского озера он был убит, и Ганнибал нанес тяжкое поражение римскому войску. Красс (член первого триумвиоата: Цезарь, Помпей, Красс) решил начать войну с парфянами, угрожавшими Сирии. Когда он уже собирался сесть на корабль, он услышал предупреждение из уст разносчика фруктов, выкликавшего свои кавнейские фиги (Кави – город в Малой Азии): «Cauneas. caunes=cave ne eas» – «Смотри, не езди». В начатой им войне римляне потерпели полное поражение: Красс был убит, а знамена римских легионов захвачены парфянами. 24 «Многое понимают гаруспики (жрецы, гадающие по внутренностям), многое предвидят авгуры; многое объявлено предсказаниями оракулов, сновидениями, знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

«Если же знакомство с произведением происходит не в зале, а дома, — говорит Дмитрий, — то я бы приостанавливал музыку между номерами, во время естественных пауз, и предлагал ребенку выразить словами, лицом, рисунком то настроение, которое он уловил в музыке. И не надо заниматься слушанием музыки по часам, это все-таки не спорт. Душе ведь тоже требуется время, чтобы переварить целый новый мир, вместить в себя. Пережили с музыкой некий сюжет — и сменяйте деятельность». Первая музыка Советы от музыканта Дмитрия Низяева Для первого знакомства детей с музыкой лучше всего подходят композиторы, принадлежащие к школе романтизма. Легче воспринимать музыку танцевальную и песенную. Вот некоторые имена, интересные для детского слуха:— Франц Шуберт (песенные циклы «Прекрасная мельничиха»),— Феликс Мендельсон-Бартольди (фортепианные миниатюры, цикл «Песни без слов»),— Шарль-Камиль Сен — Санс (оркестровая сюита «Карнавал животных»), — Фридерик Шопен (фортепианный концерт, фортепианные миниатюры), — Эдвард Григ (фортепианный концерт, сюита «Пер Гюнт» по сказочным сюжетам Скандинавии), — Алябьев (песни, романсы), — Римский-Корсаков (почти все оперы — очень красивые, сказочные), — Петр Чайковский (фортепианные миниатюры, балеты, ранние симфонии), — Александр Глазунов и Модест Мусоргский (оркестровые миниатюры и сюиты). Сегодня под словом «классическая» многие подразумевают вообще любую музыку, не относящуюся к популярно-эстрадной. Если быть точными, слово «классическая» в применении к музыке означает «музыка периода классицизма», то есть европейская светская музыка, относящаяся в основном к XVIII веку. Это достаточно узкий круг музыки, хотя его значение огромно. А к серьезной музыке (в противовес развлекательной), кроме собственно классической, относится еще музыка десятка различных школ. Например, романтическая, барокко, музыка Возрождения, импрессионистическая и т. д. ). Владимир, врач: в музыке тоже есть законы! — Для меня классическая музыка стала интересна после того, как однажды мой знакомый дал мне послушать записи трех одинаковых произведений, исполненных разными музыкантами. Я был потрясен, как одно и то же произведение может по-разному звучать и вызывать совершенно разные ощущения: одно скуку, а другое — радость. Я понял, что музыка — это живая материя, которая зависит от исполнения, и мне стало ужасно интересно разбираться в этом дальше, узнавать законы, по которым она существует, — это было как ключик, который открыл мне классическую музыку.

http://pravmir.ru/klassiki-nachinayut-i-...

Налицо определенный парадокс. С одной стороны, действительно, внимание раннехристианских мыслителей сосредоточено на будущем Царствии, а не на преходящем земном граде 571 . «Мы живем надеждою будущего блаженства», «счастливым созерцанием будущего», – свидетельствовал Минуций Феликс , описывая жизнь христиан того времени 572 . Естественно звучит в этом контексте и призыв Татиана Сирийца: «Умри для мира, отвернув его безумие»’. О необходимости «оставить жительство этого мира» говорил также святой Климент Римский и многие другие раннехристианские мыслители 573 . Именно в это время формируется идеальный образ христианина как «странника», который живет в мире, но – не от мира. О том, что христиане заключены в мире «как бы в темнице», обитают в нем «как пришельцы, ожидая нетления на небесах», свидетельствовал автор «Послания к Диогнету» 574 . Для странника же не свойственно «обустраиваться» в этом мире, особенно если он наполнен эсхатологическими ожиданиями. С другой стороны, первые века христианства отмечены жаркими спорами о культуре и цивилизации. В них решалось, принять или отринуть историю, войти в нее, начав созидание христианской культуры, или уйти во внутреннюю религиозную жизнь, игнорировать происходящее вокруг. Вся история первых веков свидетельствует о том, как непросто давался выбор правильного пути. Достаточно вспомнить о том, как еще в век апостольский принималось решение: превратиться ли в иудейскую секту, отгородившись от мира, или крестить язычников, оставив им право сохранять свою культуру. В эпоху мужей апостольских и апологетов круг вопросов расширился. Необходимо было определить отношение христианства к эллинизму, к культурному наследию различных языческих народов; выделить духовно-нравственную основу зарождающейся христианской культуры; понять истоки творчества и разумной способности человека, технического овладения миром, решить вопросы о соотношении веры, рационального знания и культуры, а также многие другие. Сосредоточимся на двух взаимосвязанных вопросах. Первый связан с отношением раннехристианских мыслителей к культуре, второй – с отношением к техническому овладению миром, как исключительно важному, хотя далеко не единственному, компоненту цивилизационного развития. Отношение к культуре

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010