Петербургские паломники посетили монастыри Палестины и Иерусалима ноября 2022 В пятый день пребывания на Святой земле,11 ноября, паломники во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием продолжили посещать монастыри Палестины и Иерусалима. Петербуржцы побывали в скиту преподобного Харитона Исповедника - бывшей Фаранской лавре. Это древнейшая из сохранившихся в Палестине монашеских обителей и одна из трех лавр, основанных святым. Здесь он был похоронен. Гостей встретил единственный насельник скита монах Харитон. Они посетили гробницу основателя монастыря, храм преподобного Харитона Исповедника, устроенный в пещере, где он был чудесным образом спасен от разбойников, и скитскую церковь святителя Николая Чудотворца. В пещерном храме были пропеты тропарь, кондак и величание, владыка Варсонофий прочел молитву святому. Отец Харитон рассказал об истории скита. Преподобный Харитон основал Фаранскую лавру в скалах у древнего источника пророка Иеремии (Иер. 13). Это единственный каньон в Иудейской пустыне, где есть вода. Поэтому здесь была древняя дорога из Иерихона в Иерусалим. Период расцвета обители пришелся на VI век. В ней подвизалось множество святых, в том числе из лавры вышли два Патриарха. Гробница преподобного находилась в крипте храма, который в XVIII веке был разрушен. В XIX веке монастырь был заброшен, а место его расположения утрачено. По словам отца Харитона, он нашел свидетельство, что в XIX веке сюда на поиски приезжала экспедиция Санкт-Петербургской духовной академии. Когда место расположения Фаранской лавры было найдено, его купили монахи русского Афонского Крестовоздвиженского монастыря. Они основали скит преподобного Харитона с целью духовного окормления русских паломников. Афониты подвизались здесь до 30-х годов XX века, последний насельник скончался в 1958 году. Иногда священнослужители РПЦЗ служили здесь литургию. В скиту подвизался с 1965 по 1972 годы монах-пустынник Александр (Блум), автор книги воспоминаний " Цветы пустыни " . Постепенно место стало заброшенным, государство могло его забрать. Отцу Харитону благословили заниматься восстановлением скита. Он возродил его из руин. Сегодня скит принадлежит РПЦЗ.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Церковь Харитона Исповедника (?). Пещерная церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Год постройки:приблизительно 55 - 65. Адрес: Skete of Saint Chariton, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel Координаты: 31.83333, 35.30002 Проезд:На территории Фаранской лавры Вопрос модератора :уточнить посвящение. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys.     На территории Фаранской лавры      Пещерная, или Старая церковь, сегодня – Харитона Исповедника (?)     Церковь расположена в 12 метрах над нижней точкой отвесного скального утеса в рукотворной пещере, высеченной повстанцами под началом Симона Бар-Гиоры в середине I века н.э. Церковь в пещере была освящена иерусалимским епископом Макарием приблизительно в 330 г. Примерно в полутора метрах ниже уровня пола церкви большая, полуовальная в плане выемка в утесе шириной в 10-15 метров пересекается скальной полкой толщиной в 2,5 м. В этой полке пробита вертикальная шахта, в которой ныне установлена металлическая лестница, подводящая к запирающемуся люку в верхней горловине шахты. От люка к входу в церковь ведет каменная лестница в шесть ступеней. К основанию металлической лестницы, ведущей к шахте и проходящей внутри нее, снизу подводит марш еше одной каменной лестницы в полтора-два десятка супеней. Сама церковь помещается в рукотворной пещере, высеченной в верхней западной части скальной выемки. В плане церковь представляет собой почти правильный прямоугольник размерами 8,2х6,2 м. Высота потолка в среднем составляет около 2 м. Алтарная часть – прямоугольной формы без полуциркульной апсиды. В восточной стене за алтарем неглубокая полуциркульная ниша, возможно, высеченная в качестве «замены» несуществующей апсиды, к югу от нее еще одна неглубокая ниша, видимо, служившая протезисом для подготовки святых даров для обряда проскомидии перед евхаристией. В полу церкви перед алтарной нишей имеются четыре высеченные в скале паза, вероятно, служившие в древности для закрепления ножек алтаря.

http://sobory.ru/article/?object=18573

– Чего желает этот брат? – Он просит позволения остаться с нами. – Поверь мне, брат, он еще не крещен. Отведи его в монастырь Евнухов, чтобы его окрестили во св. Иордане. Пораженный этими словами, я стал расспрашивать пришедшего брата, кто он и откуда. Он отвечал мне, что пришел с Запада, что родители его были язычники и он сам не знает, крещен он или нет. Тогда, огласив его, мы окрестили его в Иордане. И он остался в монастыре, благодаря Бога». К главе 138 Пустыня Рува лежала у северо-западных берегов Мертвого моря, между морем, настоящей иерусалимской дорогой и лаврой св. Саввы. Сюда часто уединялись св. Савва, св. Феодосии и другие подвижники, особенно во время поста. По преданию, это та самая пустыня, в которой Спаситель постился 40 дней. Глава 139 Предсказание аввы Сергия о Григории, игумене Фаранской обители Я видел на нем омофор, а в руках – Евангелие! Об этом же отшельнике авве Сергии ученик его авва Сергий армянин рассказывал нам: «Авва Григорий, бывший настоятелем лавры Фаранской, много докучал мне просьбами, чтобы я привел его к старцу. Однажды я решил исполнить его просьбу. Старец в то время находился в окрестностях Мертвого моря. Увидав авву Григория, старец любовно облобызал его и, принеся воды, омыл ему ноги. Весь тот день он беседовал с гостем о пользе душевной, а на другой день отпустил его. По уходе аввы Григория я говорю старцу: – Знаешь ли, отче? Я очень смутился. Сколько епископов, пресвитеров и многих других я приводил к тебе, и ты никогда никому не омывал ног, кроме одного аввы Григория. – Чадо! Кто такой авва Григорий, я не знаю, – отвечал старец. – Знаю только то, что я принимал в своей пещере патриарха. Я видел на нем омофор, а в руках св. Евангелие. Так и случилось. Спустя шесть лет Бог удостоил авву Григория сделаться патриархом в Феополе, как предвидел старец». Глава 140 Жизнь Григория, патриарха Феопольского Некоторые из старцев рассказывали об авве Григории, патриархе Феопольском, что он особенно отличался добродетелями милостыни, непамятозлобия и даром слез. У него было великое сострадание к грешникам. Все это часто мы испытываем на себе самих. К главам 139 и 140

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

    Постараемся выяснить связь между первыми насадителями монашества в восточной Палестине. Самым первым насадителем его был бесспорно преподобный Харитон исповедник. Он был урожденец города Иконии. Во время гонения на христиан он вынес жестокие мучения за Христа и по прекращении гонения удалился в пустыню Фаран и основал здесь обитель Фаранскую в 8 верстах к северо-востоку от Иерусалима. Удалившись отселе, положил начало другой обители в пределах иерихонских на 9 версте к востоку от Иерусалима, затем перешел на юг и около 12 верст от Иерусалима основал третью обитель Сукийскую при речке Суке. Пред своей кончиною он созвал настоятелей и братию всех трех лавр и, преподав им наставления, скончался в половине IV века, около 350 года. Он не оставил письменного наставления братии. Никон Черногорец, из жития его, написанного уже в VII веке, привел в.своих Пандектах статью о посте для иноков в дни постные, по которой полагалось есть только однажды в день хлеб с солью и водою (сл. 60). Но, конечно, словесное наставление его, сохраняемое по преданию, и порядки, им заведенные в обителях, не остались без влияния на других основателей монастырей в Палестине. Монастыри, основанные преп. Харитоном, были необщежительные. Монахи подвизались в отдельных кельях и каждый из них питался от своих трудов. Вторым насадителем монашества в Палестине был преподобный Евфимий, урожденец города Мелитины в Малой Армении, он еще в молодых летах сделан был пресвитером и ему поручено было управление мелитинскими монастырями; на 29 году жизни удалившись в Палестину, он поселился в келье подле Фаранской лавры. Проведши здесь 5 лет, он удалился с другом своим Феоктистом в пределы иерихонские на 13 верст от Иерусалима на северо-восток и основал здесь обитель. Передав управление ею Феоктисту, он удалился ради безмолвия в пределы Мертвого моря, но и здесь ради искавших его руководства принужден был основать монастырь в пустыне Зиф. Пе нашедши здесь желанного покоя, он поселился на горе в пещере недалеко от первой основанной им обители и управляемой преподобным Феоктистом; но и здесь около его пещеры стали селиться многие пустынники, жаждавшие его советов, таким образом явилась новая славная обитель под непосредственным руководством самого Евфимия в 4 верстах от первой; она названа верхнею в отличие от нижней Феоктистовой. Пр. Евфимий скончался в 473 году на 97 году своей жизни, проведши 67 дет в подвигах иночества в святой земле. Пятилетняя жизнь его близ обители Фаранской Харитоновой, конечно, познакомила его с порядками заведенными преподобным Харитоном и естественно отразилась на порядках установленных в его обителях. Пред смертию своею он, по откровению Божию, повелел преемнику своему Илии, бывшему эконому киновии св. Феоктиста, обратить лавру в общежитие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо я видел на нем омофор, и он держал в руке своей Евангелие”. По пророчеству старца спустя пять лет авва Григорий поставлен был патриархом града Божия Антиохии» 33 . Преподобный Косма скопец (память 3 августа) жил в VI веке и подвизался в лавре Фаранской. В этой же лавре он безмолвствовал, когда ею управлял вышеприведенный Григорий игумен. Дивным подвижником был преподобный Косма. «Пришел я однажды к авве Косме в лавру Фаранскую, – рассказывал Василий, инок, пресвитер монастыря Византийского, Иоанну Мосху и Софронию, странствовавшим по святым местам в конце VI и в первой четверти VII века, – и сказал мне старец: «Пришел мне некогда помысл, что значит изречение Господа ученикам Его: имеющий одежду, пусть продаст ее и купит нож и пр. ( Лк. 22:36–37 ). Будучи не в состоянии понять этого изречения Господня, я отправился в лавру Пирги к авве Феофилу вопросить его о смысле изречения. Это было в самый полдень. Когда я шел по пустыне и находился близ лавры Каламони, то увидел огромного змея, спускавшегося с горы в Каламони. Змей был так велик, что извивавшийся длинный хвост его представлял собою огромную комнату, и я, идя по дороге, вдруг очутился как бы в какой комнате и прошел через нее без всякого для себя вреда. Тотчас же я понял, что это диавол хотел преградить мой путь и воспрепятствовать моей благочестивой ревности, но молитвы старца помогли мне. Я пришел к авве Феофилу и вопросил его о сказанном изречении. Он сказал мне: “Два ножа означают делание и видение – деятельность и созерцание: если кто это исполнит, тот совершен”». Тот же пресвитер Василий, пробывший в Фаранской лавре десять дней, рассказывал, что авва Косма говорил о спасении души. Приведя одно место из сочинений св. Афанасия, патриарха Александрийского, он сказал: «Если ты встретишь где изречение св. Афанасия и не имеешь бумаги, напиши его на своей одежде». Такое уважение имел старец к святым отцам и учителям. Рассказывали еще об авве Косме, что он каждую ночь с вечера до утра стоял в своей келье и читал и пел, а в церкви никак не позволял себе сидеть и, когда заканчивал канон, садился и читал Евангелие, пока все братия соберутся на пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евфимий Великий, прп. - житие Евфимий Великий (род. в Армении 377г.).Родители дали обет посвятить его Богу. Отроком принял монашество и посвящен в сан пресвитера. Тайно в 30 лет посетил Иерусалим, потом – Фаранскую лавру. Подвизался в Кутимитской пустыне. Крестил арабов. Искал уединения, поселившись в пещере в пустыне, где в своё время скрывался царь Давид. Там основал монастырь. Умер в 97 лет. День памяти 2 февраля. В возрасте двадцати восьми лет Евфимий совершил паломничество в Иерусалим и после поклонения святыням отправился к местным отшельникам. Узнав о их добродетелях, пришёл в Фаранскую лавру преподобного Харитона, поселился в келлии за её пределами рядом с другим отшельником Феоктистом, с которым они стали духовными братьями. Спустя пять лет они вдвоём переселились в пустыню Кутила где стали жить в пещере затворниками. Вскоре сведения о подвижниках распространились и к ним стали приходить желающие присоединиться к их аскетической жизни. Евфимий, не желая лишаться своего уединения, направлял всех к Феоктисту, который стал духовным наставником общины из которой возник общежительный монастырь Феодосия (по имени первого игумена) или Нижний. Пещера где жил Евфимий стала церковью, а сам он, хотя и стал духовником братии, продолжил жить в затворе выходя из него только по субботам. Около 420 года Евфимий исцелил сына арабского филарха принявшего крещение с именем Пётр (вместе с ним крестился и его народ, для которого позже Петра рукоположили во епископы). Известие об этом привлекло в монастырь людей, искавших наставления и исцелений. Тяготясь людским вниманием, Евфимий оставил монастырь и перешёл в пустыню Зиф, близ Мертвого моря. Там протокомит одной из деревень в благодарность за изгнание Евфимием беса из его сына построил ему монастырь Капарвариха на юго-восток Хеврона (между Абарасом и селением Аристовулиадою). В нём Евфимий поселился с несколькими своими учениками. Вскоре из-за многочисленных посетителей, нарушавших его покой, Евфимий вернулся в Нижний монастырь, поселившись в одной из пещер в его окрестностях. Всех приходивших к нему он направлял к Феоктисту. Однажды к нему пришли 3 брата-каппадокийца, которых Евфимий, повинуясь божественному указанию, взял себе в ученики. Постепенно число учеников возросло до одиннадцати и, по просьбе Евфимия, филарх Пётр построил ему церковь и келии, ставшие основой лавры преподобного Евфимия. 7 мая 428 (429) года иерусалимский патриарх Ювеналий совершил освящение монастырской церкви.

http://pravicon.com/info-2264

Пётр Сладкопевцев Общий очерк подвижничества в Святой земле В III веке по Р. Х., когда в Египте святые Павел Фивейский и Антоний Великий , ревнуя о высшем нравственном совершенстве, проводили жизнь в строгом уединении, в необычайных трудах христианского самоотвержения и таким образом полагали начало иноческой жизни христианской Церкви, в горах Иудейских подвизался в пещере отшельник, коему выпал великий жребий – положить начало подвижничества в Святой Земле. Это был преподобный Харитон Исповедник. Слух о необыкновенных подвигах и высоких добродетелях отшельника распространился далеко, и скоро собрались около него ревнители благочестия и подражатели равноангельской его жизни, явилась первая, знаменитейшая в Святой Земле лавраФаранская. Почти одновременно в окрестностях Газы подвизался другой великий отшельник. Это был Иларион, ученик Антония Великого , подобно своему учителю, также заслуживший название Великого. Скоро и к преподобному Илариону стали являться люди, искавшие убежища от суеты мирской, желавшие высшего нравственного совершенства. Святой подвижник принимал всех, и окрестная пустыня населилась бесчисленным множеством ревнителей благочестия, а около места подвигов великого старца явилась благоустроенная обитель. Когда же имена Харитона Исповедника и Илариона Великого огласили христианский мир и наполнили его славою их необыкновенных подвигов и высоких совершенств, в Палестину устремились с разных сторон люди, жаждавшие спасения души; избирая места, ознаменованные какими-нибудь священными событиями или отличавшиеся пустынным положением, они любили здесь жить и подвизаться о Господе. Стремление христиан в Палестину для иноческих подвигов усилилось особенно в первой половине следующего столетия, когда, как яркое светило, воссиял в ней великий Евфимий и славою своих дивных подвигов и добродетелей озарил христианский мир. И процвело иночество в Палестине, так же как в Египте и других странах. Сион, Елеонская гора, Вифлеем, горы Иудейские, гора Искушения, Кармил, пустыни Фаранская, Зиф, Иерихонская, долины Иосафатова и Иорданская увидели подвижников Креста Христова и огласились их священными песнопениями и славословиями Богу. В диких пещерах, в непроходимых дебрях и ущельях, которыми наполнены особенно горы Иудейские и гора Искушения, подвизались отшельники, служа Богу день и ночь постом и молитвою, никому не ведомые, беседуя только с единым Господом. Сделались знаменитыми самые пустынные и неизвестные места: Рува, Каламон, Хузива, Пентокль, как места необыкновенных подвигов славных отшельников. Возникли в разных местах благоустроенные лавры и киновии, в которых находилось все необходимое для удовлетворения духовных потребностей избранников подвижничества, которое и по видам, и по совершенству своему явилось и здесь на такой же высокой степени развития, на какой оно стояло в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Часовня (Πορτατισσα) " Вратарница " иконы Божией Матери. /// Епархия неизвестна Часовня. Действует.   Освящена в честь: Иверской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 2000 - 2006. Архитектор:Иеромонах о. Харитон (?) Адрес: Skete of Saint Chariton, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel Координаты: 31.83333, 35.30002 Проезд:На территории Фаранской лавры Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты     На территории Фаранской лавры     Часовня построена или восстановлена после возобновления обители в 1997 г. о. Харитоном. К 2006 г. часовня уже существовала в своем современном виде. Представляет собой врезанное в скальное основание прямоугольное в плане пространство размерами примерно 3х5 м. Поскольку склон здесь заметно повышается к западу, западная стена часовни – это часть скалы. С севера и юга на высоту примерно в 2,5 м выведены стены. Восточной стены нет, поскольку восточная сторона во всю её ширину являет собой вход в часовню, фланкированный двумя изящными «витыми» колоннами с резными основаниями и капителями. Часовня перекрыта двускатной кровлей на деревянных балках. Икона Божией Матери «Вратарница» расположена у западной стены в своего рода кивоте, также фланкированном четырьмя «витыми» колонками, распоженными в два яруса. Таким образом ориентировка всего здания противоположна традиционной: икона стоит у западной стены и обращена ликом на восток, как и сама часовня, открывающаяся на восток – на ворота скита. За период 2006-2011 гг. о. Харитон и его помощники успели заменить мощеную тропу, шедшую пообок от часовни с юга, на лестницу с широкими низкими ступенями, выполненными из камня другого цвета (ср. фотографии 2006 и 2011 г.).     Вопрос о том, идет ли речь о возведении о. Харитоном новой часовни или о восстановлении старой, построенной в начале ХХ века, остается открытым. В пользу второго говорят два соображения. Во-первых, вскользь сделанное в 1961 г. еп. Мефодием (Кульманом) замечание: «Первыми близ входа видны развалины бывшей церкви, судя по остаткам колонн». Колонны же сегодня существуют в лавре лишь при входе в часовню, хотя, кажется, один обломок древней колонны наблюдается и в стародавней Новой церкви в трех десятках метров к западу от часовни. Во-вторых, следует обратить внимание на саму икону и посвящение часовни. Икона Божией Матери «Вратарница» есть икона Афонская, а в 1903 г. обитель возрождали именно афонские монахи. Возможно, они привезли с собой список древней иконы, который и установили в часовне, сооруженной ими у самых ворот скита.     Источники см. здесь. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18571

В 406 году святой Евфимий тайно оставил Мелитину и отправился в Иерусалим. Поклонившись святым местам и посетив многих пустынников, живших около Иерусалима, он поселился в отшельнической келье близ Фаранской Лавры (около 10 километров к востоку от Иерусалима, по пути в Иерихон). Чтобы обеспечить себе средства к пропитанию, святой Евфимий научился плести корзины и этим трудом не только кормил себя, но и помогал нуждавшимся. Недалеко от преподобного Евфимия жил преподобный Феоктист (†467, память 3 сентября). Оба подвижника ежегодно после Богоявления уходили в Кутиллийскую пустыню (к северо-востоку от Иерусалима) и пребывали там в молитвенном общении с Богом до праздника Ваий. В то время преподобный Евфимий освободил себя от всякого земного попечения и достиг полного бесстрастия. Через 5 лет он вместе с преподобным Феоктистом поселился в Кутиллийской пустыне в труднодоступной пещере на обрыве утеса. Питались святые только травами. Однажды пастухи из селения Лазария привели стада к потоку, находившемуся недалеко от пещеры. На краю утеса они увидели святых мужей, и таким образом место подвигов святых отшельников стало известно. К ним начали приходить за наставлениями жители Лазарии и иноки Фаранской Лавры. За короткое время слава о святых распространилась в окрестностях и привлекла в пустыню стремившихся подражать их подвигам. Первыми здесь поселились Марин и Лука, впоследствии известные подвижники и наставники преподобного Феодосия Великого (†529, память 11 января). Так возникла киновия (общежительный монастырь), где преподобный Евфимий был духовником братии, а преподобный Феоктист – игуменом. Наставляя иноков, преподобный Евфимий учил их прежде всего отрекаться от своей воли и воспитывать в себе смиренномудрие и послушание. Он призывал их бодрствовать, всегда помнить о смертном часе и при внутреннем Богомыслии трудиться телесно, чтобы трудом поработить свою плоть духу. Святой Евфимий строго запретил разговаривать во время Богослужения и трапезы, но наставлял внимать себе и блюсти сердце от страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вторая церковь лавры была выстроена в V-VI веках из отесанных камней и располагась на склоне в 20-25 метрах ниже пещерной Старой церкви. По мнению Хиршфельда, остатки древней лавры были в значительной мере уничтожены при строительстве сооружений русского монастыря в 1903 г. (впоследствии оставленного насельниками). От этой второй церкви лавры сохранились фрагменты юго-западного угла здания и южной части апсиды. К западу от этой церкви находится небольшая пещерная крипта с остатками сводчатого перекрытия, по традиции – крипта-усыпальница прп. Харитона Исповедника. В 10 м западнее крипты - остатки значительного по размерам здания (видимо, служебной постройки древней лавры) с однотонной белой напольной мозаикой, над сохранившемя фрагментом которой сегодня выстроена беседка из металлических конструкций, завершенная небольшой главкой, увенчанной крестом. К западу от этой служебной постройки, у отвесной скальной стены оборудована большая водяная цистерна. Другая водяная цистерна находится в нескольких метрах к юго-востоку от развалин апсиды второй древней церкви лавры. Судя по всему, древняя система водосбора, обеспечивавшая наполнение цистерн в период зимних дождей, разрушена и не функционирует. По словам, о. Харитона, раз в несколько месяцев он выбрасывает ночью длинный рукав в источник Эйн-Прат и за пару часов с помощью небольшого насоса наполняет водой древнюю цистерну (восточную).    Изучение лавры    Судя по всему, первым из европейцев в новейшее время лавру посетил в 1863 г. французский исследователь М.-В. Герен (Victor Guérin, 1821-1891) – посетил, но не «открыл», подобно тому, как вышло у Колумба с Америкой. Предшественником Герена в поисках был Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874), почти дошедший до лавры с востока в 1849 г. Между Муравьевым и Гереном была забавная разница: первый искал Фаранскую лавру, но так и не дошел до неё; второй не искал, но нашел, однако не опознал, причем, по-видимому, мысль о возможности существования в древности Фаранской лавры в обнаруженном им урочище вообще не приходила ему в голову.

http://sobory.ru/article/?object=18570

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010