Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Петр, митрополит Крутицкий июня 1862-†27 сентября/10 октября 1937 Прославлен в 1997 г. Память празднуется 27 сентября/10 октября (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года о канонизации священномучеников: Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского ; 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова ; 1856–1937) и архиепископа Фаддея (Успенского ; 1872–1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский) , Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский) . Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Николай Александрович (12.04.1851, дер. Леонтьево Угличского у. Ярославской губ., по др. сведениям, с. Новое того же у.- 2.07.1919, дер. Леонтьево), канонист, историк Церкви. Род. в семье священника. По окончании Ярославской ДС в 1872 г. поступил в МДА, стал первым магистрантом практического отделения (1876). Преподавал в Костромской ДС , где подготовил дис. «Церковный суд в первые века христианства». 29 сент. 1878 г. удостоен степени магистра богословия (утвержден 9 окт. 1878) и определен преподавателем МДА. С 10 нояб. 1878 г. доцент МДА по кафедре церковного права. 21 сент. 1883 г. удостоен золотой Уваровской медали за рецензию на соч. свящ. А. Серафимова (впосл. еп. Астраханский и Енотаевский Сергий) «Правила и практика относительно присоединения к Православию неправославных христиан» (Кострома, 1882). 3 апр. 1892 г. удостоен Макариевской премии ( Голубцов. МДА в начале XX в. 1999. С. 43). В числе учеников З. был Иван Успенский (сщмч. Фаддей ), на работу к-рого «Круг деятельности и задачи пастырского служения духовенства по каноническим памятникам домонгольского периода» (1894) З. составил положительный отзыв. В 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. З. активно публиковался в журналах «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» , «Православное обозрение» , «Душеполезное чтение» . Диссертационная работа З. «О церковной власти» (Серг. П., 1894) синодальным властям представилась слишком критичной, Совету МДА при защите было указано на некорректность применения научного анализа к современности ( Сухова. 2006. С. 7-26). Однако работа была защищена, и 7 июля 1895 г. З. получил степень доктора церковного права, после чего был избран ординарным профессором МДА по соответствующей кафедре. С 1901 г. З.- действительный член имп. Общества истории и древностей российских . С 15 дек. 1903 г. заслуженный ординарный профессор МДА. Летом 1905 г. совершил паломничество в Св. землю. С 12 авг. 1905 г. член Правления МДА. С 8 нояб. 1905 по 17 мая 1907 г. являлся председателем совета Братства прп. Сергия Радонежского при МДА. С 19 нояб. 1907 г. член Совета МДА.

http://pravenc.ru/text/182557.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОЛОНЕЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Олонецкой епархии, которое было разрешено 30 марта 1898 г. указом Синода по ходатайству еп. Олонецкого и Петрозаводского Назария (Кириллова; впоследствии митрополит Курский), поданному 31 дек. 1897 г. До 1898 г. местные церковные материалы часто печатались на страницах «Олонецких губернских ведомостей». «О. е. в.» выходили в Петрозаводске (редакция размещалась в здании Олонецкой ДС) с 1 июля 1898 по 1 июня 1918 г.: в июле 1898 - февр. 1909 г., янв.-апр. 1917 г., июле 1917 - июне 1918 г.- 2 раза в месяц; в марте 1909-1916 г. и мае-июне 1917 г.- 3 раза в месяц. В 1917 г. вышло 26 номеров, в 1918 г.- 11 номеров. В 1900-1918 гг. журнал выходил с общей годовой пагинацией. Редакторами офиц. части были секретари и чиновники консистории Г. П. Добротин (1898-1899 1-7/8)), С. А. Малевинский (1899 12-24) - 1902 1-2)), В. Ф. Иорданский (1902 5-7, 11, 12, 15-24) - 1904 1-2)), Г. Я. Воскресенский (1904 (и. о. редактора 6-7; редактор 8-10, 14-24)), П. П. Сребрянский (1905 16-24) - 1908 1-6, 8-9)), И. С. Борзецовский (1908 (и. о. редактора 10-13; редактор 14-22, 24) - 1912 1-15), 1914 (и. о. редактора 26-27; редактор 28-36) - 1917 1-13, 15)), П. И. Квесит (1912 26-36) - 1914 1-24)), прот. Н. Е. Звероловлев (1917 17-23)), А. Степанов (1917 24-26) - 1918); отдельные номера в отсутствие редактора подписывали Звероловлев (1899 9-11), 1901-1904), В. А. Воздвиженский (1905 1-15)), Н. Н. Первенцев (1906-1907), Н. И. Вещезеров (1907-1908), П. П. Семёнов (1908, 1910 17-21), 1912 16-25), 1915; редактор 25 за 1914, 16 за 1917). Редакторами неофициальной части были ректоры и преподаватели ДС архим. Нафанаил ( Троицкий; впосл. митрополит) (1898-1902 1-4)), архим. Евгений (Мерцалов ; впосл. епископ Олонецкий) (1901 14-15) за редактора; 1902 5-12, 16-24) - 1903 1-2) редактор), архим. Фаддей (Успенский ; впосл. сщмч., архиепископ Тверской) (1903 5-21, 23, 24) - 1908 1-23)), А. А. Покровский (1908 24), 1909 1-3, 29-34), 1915 15) за редактора; 1909 4-28) - 1917 1-8) и. о. редактора), архим. Никодим (Кононов ; впосл. сщмч., епископ Белгородский) (1910 1-17, 26-35)), иером. Иоанн (Братолюбов ; впосл. архиепископ Ульяновский) (1910 36) - 1912 1-17, 24, 25) и. о. редактора), прот. Н. К. Чуков (впосл. Григорий, митр. Ленинградский) (1917 9-26) - 1918 1/2-7, 11)); отдельные номера неофициальной части в отсутствие редактора выпустили преподаватели семинарии Я. С. Елпидинский (1900, 1902, 1903), П. К. Мягков (1903), В. И. Лебедев (1904, 1905, 1907), прот. П. Д. Метелев (1918).

http://pravenc.ru/text/2578347.html

Мы собрались сегодня, братие, для духовного празднования в честь святого благоверного князя Александра Невского. Но многие ли вполне отчетливо сознают, в чем состоит смысл и значение этого празднования? Одни, например, при мысли о праздновании сем вспоминают прежде всего о том, что святой благоверный князь Александр Невский сам побеждал врагов нашего отечества, а потому, думают они, доселе к нему следует обращаться с молитвою более всего о том, чтобы он споборствовал нашему отечеству в бранях и ныне. Другие, вспоминая, что святой благоверный князь Александр занимался государственно-общественной деятельностью, склонны сосредоточивать все внимание на этой стороне его деятельности. Но многие ли знают о том, что лежало в самой основе жизни и деятельности святого благоверного князя? Если мы приведем себе на память, что более верою и молитвою, чем воинством, побеждал святой благоверный князь врагов своих, подготовляясь к победе молитвою, постом и причащением Святых Тайн, если вспомним, что, имея всю возможность и множество поводов на княжеском престоле угождать себе самому, святой благоверный князь предпочитал быть отцом для граждан своего отечества, миловать нищих, вдов и сирот, что он, скончав земной подвиг, несенный им ради блага отечества, преимущества княжеского достоинства легко сменил на схиму, то нам будет ясно, что жизнь святого благоверного князя являет в себе множество отблесков духовного образа того же самого «нового человека, который обновляется... по образу Создавшего его» ( Кол. 3, 10 ), каковой образ носили все вообще святые, в особенности же воплотили преподобные мужи, обитатели пустынь. У них научился многому святой благоверный князь Александр; у них учились и учатся, по крайней мере чрез писания их, едва ли не все общественные деятели, хранящие заповеди Христовы (например, привлекший особенную народную любовь святитель Иоанн Златоуст ). О нашем долге уяснить себе черты этого духовного лика преподобных, напечатлеть их в умах и сердцах и по мере сил наших воплотить их в своей жизни вот о чем напоминает нам ежегодное духовное празднование в честь святого благоверного князя Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

П.В. Безобразов Замечания на записку армянского иерусалимского патриарха Захарии от 11 Мая 1844 г., представленные 4 Декабря того же года Вл. П. Титову 54 Главное содержание записки армянского патриарха Захарии есть жалоба его по случаю разорения армянских построек на Елеонской горе смежно с тамошним святым местом. Так как всякая жалоба предполагает право челобитчика, а право подтверждается доказательствами, то и его Высокостепенство в записке своей старался доказать, что армяне законно владели помянутым местом. Но доказательства его весьма странны и слабы. Во-первых, он пишет, что армянские монахи поселились в Иерусалиме ещё с Еленой, супругой Авгаря, царя армянского, которых обоих крестил апостол Фаддей, и что эта царица построила многие здания на святых местах, а во время голода, бывшего в Иерусалиме при кесаре Клавдии, питала почти всех жителей сего города. Наша церковь не только утверждает, что Авгарь уверовал в Иисуса Христа незадолго до крестной смерти Его и вскоре по сошествии святого Духа апостолом Фаддеем был крещён со всем домом и городом, но и чествует нерукотворный образ, посланный ему Спасителем. Впрочем, она называет его князем, правителем Едессы, а не царём армянским. По преданию её после Авгаря в Едессе княжили сын его и внуки много лет; потом правнук его отрёкся от Христа и уклонился к идолослужению еллинскому. По словам армянского патриарха, Авгарь происходил из дома Арсакидов. Я не знаю этого. Но известно, что ещё за 256 лет до Рождества Христова Арсак, знатный персиянин из Ирака-Аджеми, основал династию Арсакидов. Один из потомков его, Артабан III царствовавший во время земной жизни Спасителя до 43 года нашего летосчисления, возвёл на престол армянский сына своего Орода. Император Тиверий посылал Германика воевать с сим Ородом. Римский полководец победил его и в Армении воцарил не Авгаря, а другого князя. Итак, непонятно, каким образом Авгарь едесский мог быть царём армянским в то время, когда Иисус Христос пребывал на земле и когда в Риме царствовал Тиверий, а в Армении сперва Ород, потом любимец Германика. Авгарь был не более, как правитель города Едессы и области Месопотамской. Может статься, что он имел титул царя, но был подчинён персидскому монарху. Обращение же его в христианство не даёт армянам никаких прав на святыни иерусалимские, тем более что и родом он был персиянин, если только происходил из дома Арсакидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви (Москва, 1997 г.) 7 июня 2008 г. 20:00 Послание принято на заключительном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года. Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада нашей Святой Церкви! Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в московском Свято-Даниловом монастыре 18-23 февраля 1997 года, обращается ко всей Полноте Церкви нашей со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал. 1, 3-4). Благодаря Господа за успешное завершение работы Собора, мы, его участники, напоминаем пастырям и пастве нашей Святой Церкви слова священномученика Иринея Лионского: «Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни» (Против ересей 3, 4, 1). Вера во Христа есть живоносное наследие, полученное нами от предков, передававшееся из поколения в поколение, выстраданное подвигом тысяч и миллионов людей, которые в течение всей истории христианства — начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за Христа и Его Святую Церковь. В сонме новомучеников и исповедников Российских, прославленных нашей Церковью, воссияли ныне три новые звезды: Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский; 1862-1937), митрополит Серафим (Чичагов; 1856-1937) и архиепископ Фаддей (Успенский; 1872-1937). В лютую годину гонений они явили беспримерное мужество и до последней минуты сохранили верность Святой Русской Православной Церкви, которой они отдали всю жизнь и ради которой пошли на смерть. Молитвенное предстательство новопрославленных святых да укрепит всех нас в несении жизненного креста, да поможет и нам быть верными Матери-Церкви, давшей миру стольких великих исповедников веры.

http://patriarchia.ru/db/text/418237.htm...

Протоиерей Александр Куликов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 — †29.04.2009) 29 апреля 2009 года отошёл ко Господу один из старейших московских священников, настоятель храма святителя Николая в Клённиках, наследник традиций святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых — протоиерей Александр Куликов. Вся жизнь отца Александра неразрывно связана с Русской Православной Церковью второй половины ХХ — начала XXI века, которой он ревностно служил до последнего часа. О начальных этапах его жизни мы многое узнаём из воспоминаний самого отца Александра. Родился он 1 декабря 1933 года в деревне Александрово Рамешковского района Калининской (Тверской) области в верующей семье. Отец Александр всегда с большой теплотой вспоминал мать — Анну Васильевну, которая наполняла верой быт крестьянской жизни, приучала к труду с молитвой. Однажды Саша упал и сильно ушиб себе бок. Образовалась опухоль. Врачи предлагали операцию, но перед этим мама повезла сына в Тверь. Промыслительно они оказались в соборе, где в тот день служил архиепископ Калининский и Кашинский Фаддей (Успенский, ныне прославлен в лике святых). Владыка велел причастить мальчика, а больное место помазать маслом от чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Вскоре Саша выздоровел. Анна Васильевна, а впоследствии и повзрослевший Александр верили, что совершилось чудо по молитвам владыки Фаддея. В 1943 году на фронтах Великой Отечественной войны погибли отец семьи Куликовых Сергей Васильевич и старший брат Александра Пётр. Благодаря материнской заботе и воспитанию жизни по вере большая семья прошла сквозь тяжёлые военные и послевоенные годы. В 1948 году умирает Анна Васильевна. Александр с сёстрами переезжает в Тверь, где оканчивает среднюю школу и ещё школьником прислуживает в соборе Белая Троица у возглавлявшего Калининскую и Великолукскую епархию епископа Арсения (Крылова), которого будущий отец Александр глубоко чтил как воспитателя, заменившего ему отца. В 1950 году Владыку переводят в Уфу с назначением епископом Уфимским и Башкирским, и он приглашает юношу к себе на должность иподиакона.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-k...

Разделы портала «Азбука веры» священномученик Фаддей (Успенский) Слово в неделю мясопустную (о Страшном Суде) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 5  голосов:  4.6 из  5) Если в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Если и во сне человек увидит пламя страшного пожара, то не проснется ли от ужаса? Церковь  же живописует в уме людей Страшный Суд и пламя геенны всеми чертами, способными возбудить от духовного сна, но люди никакими описаниями не трогаются и беспечно продолжают оставаться в духовном сне часто до самого конца жизни. Почему же так человек нерадит о гибнущей душе своей? Очевидно, оттого что не верит всему, что святая Церковь устами Самого Христа и апостолов возвещает о Страшном Суде и геенне. Человеку думается, что будет как-нибудь иначе и ужасы геенские минуют его: ведь живут все так, как и он, и не проникнуты особыми страхами. Подлинно, ничем в данном своем рассуждении не отличается человек от глупой овцы стада, которая следует за всем стадом, идет туда, куда все, и почувствует ужас, когда сама увидит воочию приблизившуюся гибель. Человеку кажется, что ужасы геенны как-нибудь минуют его. Почему же? Не укажет ли он только на бессмысленное «авось», которым всегда и в житейских делах хочет оправдать свою беспечность, нерадение и леность? Беспечность — плод неверия в вечные муки. Если бы жива была вера в муки вечные, если бы человек знал, что муки неизбежны, как неизбежно сгореть человеку, не отходящему от близкого огня, то неужели не стал бы он остерегаться? «Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь»  — на нем сбывались бы эти слова Премудрого.

http://azbyka.ru/apokalipsis/slovo-v-ned...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Мученик Иоанн Попов мирянин 1938   Оборот фотографии с факсимиле подписи узников Соловецкий концлагерь. 1925 год. В первом ряду (в центре) архиепископ Приамурский и Благовещенский Евгений (Зернов) и епископы, участвовавшие в составлении «соловецкой декларации»; во втором ряду (3-й слева) Иван Васильевич Попов Иван Васильевич Попов. Москва, тюрьма НКВД. 1935 год 03.04.2024 5 апреля в 20:00 гостями программы «Светлый вечер» на радио «Вера» будут архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», и протоиерей Максим Максимов, главный редактор книжной серии «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников. Разговор пойдет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о почитании новомучеников, их духовном наследии и проекте «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках. 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru . 05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа. 27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию.

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Мученица Аполлинария Тупицына мирянка 1937   Мученица Аполлинария (Тупицына) Мученица Аполлинария (Тупицына). Иконописная Мастерская Екатерины Ильинской (www.icon-art.ru) Мученица Аполлинария (Тупицына). Иконописная мастерская г.Подольска " Чтимый список " (www.4spisok.ru) 03.04.2024 5 апреля в 20:00 гостями программы «Светлый вечер» на радио «Вера» будут архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», и протоиерей Максим Максимов, главный редактор книжной серии «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников. Разговор пойдет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о почитании новомучеников, их духовном наследии и проекте «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках. 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru . 05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа. 27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию. 05.02.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/person_p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010