Здесь опять упоминается про великую роскошь ее, от которой разбогатели «купцы земные» (ст. 3). Купец – это посредник между производителем и потребителем. Духовный купец – это посредник между Богом и христианином – совершитель Таинств, низводящих на христианина Божию благодать, то есть священнослужитель. Купцы из Откровения обвиняются в пристрастии к земному богатству, которое ненавистно Богу. Против пристрастия к богатству предостерегают все страницы Евангелия: «Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ); «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», – говорит Господь ( Мф.19:24 ). «Горе вам, пресыщенные ныне» ( Лк.6:25 ). Господь говорил также: «Продавайте имения ваши» ( Лк.12:33 ), – и рисовал в притче о Лазаре горькую участь богатого, который «пиршествовал блистательно» ( Лк.16:19 ). Не хотели помнить и понимать это многие христиане и позволили себе жить в роскоши, пресыщении, при всяком избытке материальных благ, с холодными и чёрствыми сердцами по отношению к меньшим братьям Христовым – голодным, нищим и сиротам. И это богатство, ненавистное Господу, сосредотачивалось не только в руках отдельных христиан, но и целых христианских организаций. И недаром истинные христиане и святые всегда так боялись богатства и бежали его. Лучшие обители и монастыри всегда были самыми бедными (православные обители преподобных Антония и Феодосия Печерских , Нила Сорского и Сергия Радонежского в первые свои годы, западные ордена францисканцев, кармелитов и так далее). Замечательно, что преподобный Сергий отклонил от себя честь стать митрополитом Московским из боязни сделаться «златоносцем». Итак, Господу противна и та «слава», которой «славилась» блудница, и вся ее «роскошь». Он повелевает: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» ( Откр.18:4–6 ). Это повеление Откровения говорит, что в составе всех официально христианских организаций великого Вавилона есть и избранные рабы Божии: праведники и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

И вот посреди церкви, во всеуслышание, сказал он: «Брат наш Кукша нынче на рассвете убит». И сказавши это, умер в одно время с теми двумя святыми. К Поликарпу. Не стану я много говорить о святых. Если не довольно тебе моей беседы, того, что ты слышал из уст моих, то и мое писание не убедит тебя; если этому не веруешь, то и тому, что человек из мертвых воскрес, – не поверишь. О СВЯТОМ АФАНАСИИ ЗАТВОРНИКЕ, КОТОРЫЙ УМЕР, А НА ДРУГОЙ ДЕНЬ СНОВА ОЖИЛ И ПРОЖИЛ ПОТОМ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ. СЛОВО 19 Вот что еще случилось в том святом монастыре. Брат один, именем Афанасий, проводивший жизнь святую и богоугодную, после долгой болезни умер. Два брата омыли тело мертвое и ушли, спеленав его, как подобает покойника. Случайно пришли к нему другие иноки и, увидя, что он умер, также ушли. И оставался покойник весь день без погребения: был он очень беден, и никаких сбережений не имел, и потому был в небрежении; богатым-то всякий старается послужить как в жизни, так и при смерти, чтобы получить что-нибудь в наследство. Ночью же явился некто игумену, говоря: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Узнавши об этом, игумен утром со всею братнею пришел к умершему, и увидели его сидящим и плачущим. И ужаснулись они, видя, что он ожил, и стали спрашивать его, говоря: «Как ты ожил и что видел?» Он же не отвечал ничего, только: «Спасайтесь!» Они же умоляли его рассказать о случившемся, говоря, что и им это будет на пользу. Он же сказал им: «Если я вам расскажу, не поверите мне». Братия же поклялась ему: «Соблюдем все, что бы ты ни сказал нам». Тогда он сказал им: «Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, и пречистой его Матери, и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере, со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем, и молю вас простить меня». После этого ушел он в пещеру, заложил за собой двери и пробыл в ней, никогда и ни с кем не говоря, двенадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И милоть пророка Илии, оставленная им Елисею при вознесении на небо, разделила прикосновением своим воды Иордана, чтобы Елисею можно было пройти через него (4 Цар. 2:14). И Моисей посредством жезла разделил воды Чермного моря и низверг из скалы воду. И платки и полотенца святого Апостола Павла, возлагающиеся на недужных и одержимых бесами, в отсутствие его исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов (Деян. 19:12). " Когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои " (4 Цар. 13:21). " И вот женщина двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его " (Мф. 9:20). Конечно, женщина исцелилась прежде всего по вере (Мк. 5:28), но исцелилась она через хитон, то есть через вещественное начало. " И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли... просили Его, чтобы прикоснуться хотя бы к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись " (Мф. 14:36. Мк. 6:56). " Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них " (Деян. 5:15). В слове о святой мученице Иулите рассказывается, что когда ее мощи были принесены на одно безводное место, тотчас же вышел из земли источник сладкой воды, так что вся обитель того места назвала святую Иулиту кормилицей. Когда из Иерусалима в Царьград переносили мощи первомученика и архидиакона Стефана, то над мощами его в воздухе слышен был глас ангелов, певших славословие Богу, и исходило великое благоухание от раки. Слышны были также бесовские голоса, взывавшие издали: " Горе нам! Стефан идет бить нас! " Ночью же являлся свет над мощами святого (Четьи Минеи, август 2). При гробе св. Петра, митрополита Московского, сама собою возжигалась свеча на виду у всех молившихся. При обретении мощей Феодосия Печерского в полночь видна была заря над пещерою и множество горящих свечей (Четьи Минеи, февраль 12. Печерский патерик).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

И не могли ему ни рук протянуть, ни рта закрыть, как будто он давно умер. Больной же тотчас встал, как бы никогда и болен не был. И ужаснулись старцы внезапной смерти одного и скорому исцелению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и остались открыты, а руки растянуты. Тогда спросили Тита: «Что все это значит?» И он так стал говорить: «Видел я Ангелов, отступивших от меня и плачущих о душе моей, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел Ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его, и тот пал мертвый. Мне же Ангел подал руку и поднял меня». Услышавши это, старцы убоялись Бога, сказавшего: «Прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6:37 ). Господь сказал: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф. 5:22 ). Преподобный же Ефрем говорит: «Если кому случится умереть во вражде, тот подвергнется неумолимому Суду». И если этот Евагрий не получит отрады, ради святых Антония и Феодосия, – горе лютое ему, побежденному такою страстью! Берегись от нее и ты, брат мой, и не дай места бесу гнева: кто раз послушается его, тот и поработится ему; но скорее поди и поклонись враждующему с тобой, чтобы не быть преданным Ангелу немилостивому. Да сохранит тебя Господь от всякого гнева! Он (чрез Апостола Своего) сказал: «солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4:26 ). Слава Ему с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки! (Из Киево-Печерского «Патерика») Признак истинного смирения Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя, – ибо кто не стерпит поношения от себя самого? – но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Из «Лестницы» Иоанна Лествичника ) 7. Что нужно для спасения? Прежде всего должны мы, братие, хранить сию заповедь: веровать во Единого Бога, в Троице славимого, как научили Апостолы и утвердили святые Отцы: «Верую во Единого Бога» и проч. Веруйте Воскресению, жизни вечной, вечной муке грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И попросил Симон: «Прибавь к этому, отче, чтобы отпустились грехи родителям моим и ближним моим». Феодосии же, воздев руки к небу, сказал: «Да благословит тебя Господь от Сиона, и да узрите вы благодать Иерусалима во все дни жизни вашей и до последнего в роду вашем!» Симон же принял молитву и благословение от святого как некую драгоценность и дар великий. Тот, кто прежде был варягом, теперь же благодатью Христовой стал христианином, просвещенный святым отцом нашим Феодосием, оставил он латинское заблуждение и истинно уверовал в Господа нашего Иисуса Христа со всем домом своим, около трех тысяч душ, и со всеми священниками своими, ради чудес святых Антония и Феодосия. Этот Симон был первым погребен в той церкви. С тех пор сын его Георгий великую любовь имел к святому тому месту. Этого Георгия послал Владимир Мономах в Суздальскую землю и поручил ему сына своего Георгия. Спустя много лет сел Георгий Владимирович в Киеве, тысяцкому же своему Георгию, как отцу родному, поручил землю Суздальскую. О ПРИХОДЕ МАСТЕРОВ ЦЕРКОВНЫХ ИЗ ЦАРЬГРАДА К АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ. СЛОВО 2 И это вам, братья, расскажу другое дивное и преславное чудо о той богоизбранной церкви Богородичной. Пришли из Царьграда четыре мастера церковных, люди очень богатые, в пещеру к великому Антонию и Феодосию, говоря: «Где хотите ставить церковь ?» Те же им ответили: «Там, где Господь место обозначит». Пришедшие же сказали: «Как же так, – свою собственную смерть предвидя, – места еще не назначили, столько золота вручив нам?» Тогда Антоний и Феодосии, призвав всю братию, стали расспрашивать греков, говоря: «Скажите истину: как это было?» Мастера же эти рассказали: «Однажды, когда мы еще спали в домах своих, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные скопцы, говоря: “Зовет вас царица во Влахерну”. Когда же мы пошли, взяв с собою друзей и ближних своих, то пришли все в одно время к царице и рассудили, что одно и то же повеление царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланцы были у нас. И вот увидели мы царицу и множество воинов при ней, мы поклонились ей, и она сказала нам: “Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам, возьмите золота себе на три года”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И согласились люди на эту работу, чтобы сделаться независимыми от Бога, внимая Невроду, внуку Хама. Но Господь не дал совершить задуманного, Он смешал «язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:7 ), и строители не смогли закончить здание. Однако строившаяся сорок лет, хоть и незавершённая башня стояла ещё долгое время в Вавилоне как памятник человеческому безумию противостояния Богу. Надежда на личное хозяйство в деревне или на мешок риса и бочонок масла в городской квартире в какой-то степени сродни надежде на вавилонскую башню. И так же нелепа. В Евангелии есть притча о богатом человеке, собравшем необычайно хороший урожай. Он сказал себе: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:18-19 ). Казалось бы, разумное решение: построить большие хранилища и спокойно, беспечно жить. Однако Спаситель называет такого человека безумным. «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ( Лк. 12:20-21 ). Разве не безумие надеяться на себя, на своё. На свой разум, своё здоровье, своё богатство, своё хозяйство, свой замок, бронежилет, талант, покровителей?.. Все это может отняться у нас в любую минуту. Говорят, смерть причину сыщет, и беда лазеечку найдёт. И ещё говорят: не нива кормит, а Господь. А у Псалмопевца читаем: «Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век» ( Пс. 124:1 ). Во всём и всегда наша надежда — Господь. Вспомним, как пятью хлебами и двумя рыбами Он накормил пять тысяч человек. «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» ( Мф. 14:20 ). Однажды перед Пасхою в Киево-Печерском монастыре кончился хлеб, так что не из чего было даже испечь просфор. Монахи пришли в крайнее уныние, но преподобный Феодосий, с полной надеждою на Господа, велел накрывать к Пасхе стол. И что же? Перед заходом солнца какой-то благотворитель привёз в монастырь несколько возов хлеба. Подобный случай описан в житии Преподобного Сергия Радонежского. Как-то некоторые из братии Троицкой обители возроптали на игумена: «Слушаясь тебя, мы умираем с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить из монастыря». Но Преподобный с кротостью увещевал братию терпеливо переносить посланное испытание. Ещё не окончил Преподобный Сергий своей беседы, как привратник объявил, что в монастырь привезли много хлебов и иной пищи. Помолившись Господу, все сели за трапезу. Хлебы были мягки и даже теплы.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

И тогда возвращусь восвояси». Старец же отвечал ей: «Если хочешь повидаться с ним, то сейчас иди домой, а я пойду и уговорю его, ибо он не хочет никого видеть. Ты же завтра придешь и повидаешься с ним». Послушалась она и ушла, надеясь, что на следующий день увидит сына. Преподобный Антоний, вернувшись в пещеру, рассказал обо всем блаженному Феодосию, а тот, услышав обо всем, очень опечалился, что не смог скрыться от матери. На другой день женщина снова пришла, и старец долго уговаривал блаженного выйти и повидаться с матерью. Он же не захотел. Тогда вышел старец и сказал ей: «Долго я упрашивал его выйти к тебе, но не хочет». Она же теперь обратилась к старцу уже без прежнего смирения, в гневе крича и обвиняя его, что силою захватил ее сына и скрыл в пещере и не хочет его показать. «Выведи ко мне, старче, сына моего, чтобы я смогла повидаться с ним. Не смогу я жить, если не увижу его! Покажи мне сына моего, а не то умру страшной смертью, сама себя погублю перед дверьми вашей пещеры, если только не покажешь мне сына!» Тогда Антоний опечалился и, войдя в пещеру, стал упрашивать блаженного выйти к матери. Не посмел тот ослушаться старца и вышел к ней. Она же, увидев, каким изможденным стал сын ее, ибо и лицо его изменилось от непрестанного труда и воздержания, обняла его и горько заплакала. И, насилу успокоившись немного, села и стала уговаривать слугу Христова, причитая: «Вернись, чадо, в дом свой и все, что нужно тебе или на спасение души — то и делай у себя дома как тебе угодно, только не покидай меня. А когда умру, ты погребешь тело мое и тогда, если захочешь, вернешься в эту пещеру. Но не могу я жить, не видя тебя». Блаженный же отвечал ей: «Если хочешь видеть меня постоянно, то оставайся в нашем городе и постригись в одном из женских монастырей. И тогда будешь приходить сюда и видеться со мной. Притом и душу свою спасешь. Если же не сделаешь так, то — правду тебе говорю — не увидишь больше лица моего». И так, и другие доводы приводя, всякий день уговаривал он свою мать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Изгнать из храма кощунствующих, отнять яд от самоубийцы, толкнуть вооруженную руку убийцы, напасть на злодеев, истязающих ребенка, – все это не насилие, но служение закону Бога. Итак – право силы тому, кто верен Богу и любить Его «всею крипостию» своей . " Научитесь делать добро; ищите правду; спасайте угнетеннаго; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда прийдите и разсудим, говорить Господь« ( Uc. I, 17, 18 ). Последния слова этого изречения поясняют, что тот, кто оказывает вызванное необходимостью сопротивление злу силою, сам неизбежно подлежит суду Божию, для оправдания применения силы. 262. На кого-же возложено обязательное и постоянное применение справедливой силы для пресечения и предупреждения злых деяний? На тех, кто поставлены правителями, начальниками или судьями в христианскм обществе. Их должныя действия Божиих слуг, пресекающих непотребство злых, указаны Иисусом Христом в Его притчах (напр. Матф. ХХП, 13; XXIV, 48–51 и др.); " ... ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носить меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Puм. XIII, 4 ). 263. Миротворчество связано, по духу Христову, с прощением обид. Как заповедано в Евангелии прощать? Иисус Христос заповедал прощать – «не до семи раз, но до седмижды семидесяти раз», т.е. будет так много случаев прощения, что станет обычаем жизни – прощать постоянно. Однако это повеление Господа касается только случаев личной обиды, что указывает самый вопрос апостола: " Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?« ( Mф. XVIII, 21, 22 ). Право прощать врагам Бога, как и принимать их покаяние, Господь пред оставил только апостолам в порядке управления Церковью, а затем это право передано апостольским преемникам ( Иоан. ХХ, 23 ). " Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами; однако только со своими врагами, но не с врагами Божьими» (пр. Феодосий Печерский , житие).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, начало мудрости не в книгах человеческих, не в книгах философских и научных, а в страхе Божием, как говорит премудрый Соломон (см. Притч. 1:7, 9:10 ). Нет мудрости и нет разума вопреки Господу ( Притч. 21:30 ). Во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол. 2:3 ). Мы ищем премудрость только в Этом Сокровище, и больше нигде. Неложны слова Соломоновы о том, что уста праведника источают мудрость ( Притч. 10:31 ). Чьи уста источали большую премудрость, чем уста святителей и учителей Церкви: Василия Великого , Григория Богослова и целого сонма других святителей? Чьи уста источали большую премудрость, чем уста преподобных Серафима Саровского , Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских ? Неложны слова Соломоновы о том, что со смиренными мудрость ( Притч. 11:2 ). Настоящая мудрость с теми, кто сам себя никогда не считает мудрым, кто почитает себя ниже других, кто ни перед кем не превозносится. О такой мудрости говорил апостол Иаков: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак. 3:17 ), а также апостол Павел: Немудрое Божие мудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков ( 1Кор. 1:25 ). Немощь смиренных, кротких и чистых сердцем гораздо сильнее всей силы человеческой. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира, избрал Бог , чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее ( 1Кор. 1:26–28 ). Господь знает, в чьих сердцах истинная мудрость. Он видит тех мудрых, которых люди не замечают. Есть мудрецы Божии среди простых людей и среди нищих, ничего не значащих в глазах мира. Они всем сердцем возлюбили Крест Христов, страданиями на котором Спаситель наш примирил с Богом все небесное и земное (см. Кол. 1:20 ). Но не все, именующие себя христианами, это понимают. Разве чтут Крест еретики, называющие себя евангельскими христианами? Разве чтут его баптисты, молокане, жидовствующие? Они все враги Креста Христова, споткнувшиеся о камень преткновения и только мнящие себя носителями истины Христовой. К ним относятся слова ап. Павла: Слово о Кресте для погибающих юродство ( 1Кор. 1:21 ). Они считают наше почитание Креста безумием, в безмерной дерзости поносят его, говоря, что к нему следует относиться с отвращением и презрением, сравнивая его с виселицей и смеясь над тем, что мы орудие казни почитаем всем сердцем и превозносим над миром. Да не будет у нас никакого общения с этими хулителями Креста Господня!

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Как естественный возраст наш определяется не одними годами, но и пережитыми в эти годы страданиями и заботами, так и мера исполнения возраста Христова достигается духовными подвигами и усвоением добродетелей, умерщвлением плотских, земных пожеланий и покорности тела духу, который, основываясь на правой вере, признает цель временного земного существования в вечной и небесной жизни. Возможная на земле, достижимая людьми во свете Христова учения, праведность является единственным средством для избежания нами опасности обличения за свои грехи духами зла. Станьте, научает нас святой апостол Павел, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности… а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6: 14, 16–17). Тогда-то, во всеоружии Божией правды, мы скажем, удаляясь необличенными с мытарств: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8: 31). Древность и подлинность учения о мытарствах свидетельствуется тем, что еще святой апостол Павел писал христианам Церкви Ефесской: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 11–12). Указание на существование мытарств можно проследить по письменным памятникам христианской древности, начиная со II века (с Тертуллиана). Но ясно и определенно, с распределением мытарств по различным родам грехов, это учение начинает выражаться с IV века, со святых Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Макария Египетского, Макария Александрийского, Иоанна Златоуста. С особенной силой выражается оно у святителя Кирилла Александрийского, а затем, в последующее время, вошло оно в религиозное сознание православных христиан в непререкаемой форме из подробного рассказа преподобной Феодоры, ниже приводимого нами, уже в X веке. С тех пор это учение не потерпело никаких изменений и в свое время исповедовалось нашими русскими святыми: Феодосием Печерским, Кириллом Туровским, Димитрием Ростовским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010