Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что ты должен решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготернением, или чрез гнев предаться на сторону противника. Дай время своим мыслям избрать благую часть 44 Но более всего должно с искреннею молитвою обращаться к Богу, чтобы Он дал нам дух кротости и терпения и Своею благодатиею укрепил наше сердце в кротости и незлобии. Ибо эти добродетели - дары Духа Святаго, которые ниспосылаются от Бога людям достойным и способным принять их. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Что значит: наследят землю? - Значить то, что кроткие насладятся и в здешней жизни долгоденствием и многими другими благами, как кроткий и долготерпеливый Иов, Давид, или кроткий патриарх Иаков, как многие просиявшие кротостию святые в Новом Завете, а главное, - что они получать обетованныя от Бога, любящим Его, блага на земле живых, т. е. на небе. Эти блага да сподобит получить всех нас многомилостивый Господь Своею благодатию, щедротами и человеколюбием. Аминь. 32. Письма о св. Горе Афон., письмо 17 33 . Мф. 25, 40 34 . Мф. 5, 39 - 45; 35. Мф. 11, 29; 36. Мф. 12, 19. 37 . 1 Петр. 2, 28; 38. Мф. 6, 14, 15 39. Римл. 8, 9 40. Мф. 11, 29 41. Рим. 14, 17. 42. 1 Петр. 2, 23 43. Учил. Благоч. Част. III, стр. 64. 44 . Вас. Вел. в русск. пер., т. 4 стр. 168 - 169. БЕСЕДА ПЯТАЯ Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Во ДНИ поста и говения, покаяния и причащения св. Христовых Таин особенно благовременно слово об алчущих и жаждущих правды. Кто из нас праведен и кто не томится гладом духовным? Кто поэтому, кажется, не алчет и не жаждет правды, т. е. оправдания чрез веру в Иисуса Христа, кто не жаждет праведности, исправления, обновления духовнаго? Однакож, не смотря на безсчисленныя неправды наши, не смотря на нарочитое время поста и покаяния и приобщения святых, бессмертных, животворящих, страшных Таин Христа Спасителя, действительная алчба и жажда правды не во многих приметны, сколько можно судить по холодной и формальной, без сердечной теплоты, исповеди многих исповедников, и по неисполнению этого христианскаго долга многими ежегодно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2356...

Однажды Господь Иисус Христос был в доме Симона фарисея на вечери. В это время одна жена – грешница пришла и начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, целовать ноги Его и мазать миром. Видя это, фарисей подумал про себя если бы Он, т. е. Иисус Христос, был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Но оказалось, что эта женщина уже получила прощение грехов своих, так что суждение о ней Симона фарисея было неправильно ( Лк 7:36–48 ). Или вот, братие, другой пример из жизни подвижников. Однажды преп. Арсений, память которого празднуется 8 мая, тяжко разболелся. Иноки перенесли его в церковную больницу и положили на мягкую постель. Старец из другого монастыря пришел посетить больного и, увидев Арсения на мягком ложе, соблазнился и подумал, это ли отец Арсений? как можно ему так покоиться?» Но как пришлец изумился тому весьма неосторожно, то бывший тут священник отгадал мысли его и, отведя в сторону, спросил, кто таков был он, живучи в мире, и какова была жизнь его? – «Я был пастух», ничего не подозревая, отвечал инок, «и жил в чрезмерной бедности и печали». «А теперь хорошо ли живешь?», опять спросил у него священник. «Весьма спокойно», отвечал он, «и имею все, что мне нужно». «Знай же», сказал священник, «что сей старец, которого видишь, был второй отец царским детям, ему предстояли тысячи рабов; его постель была мягка и роскошна, его богатства были без числены и так, не правда ли что ты, после трудов мирских, ныне покоишься, а отец Арсений после покоя мирского ныне трудится?» Старец признался в своем заблуждении и, поклонясь в ноги священнику, просил у него прощения, что в сердце своем толь нагло оскорбил праведника (Учил благоч. 1 ч. 67 стр.). Видите ли, братие, как легко можно ошибиться в суждениях о делах и о жизни наших ближних. Вот почему и слово Божие и св. отцы запрещают нам судить о ближних, даже если бы мы видели в них и действительные пороки. «Кто ты, осуждающий чужого раба? – вопрошает св. Апостол Павел, – пред своим Господом стоит он, или падает.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

— «Если хочешь быть жив, — отвечал священник, — то вели принести в дом твой образ святого Георгия, поставь над твоим ложем и возжги лампаду елея, пусть она горит во всю ночь; а завтра помажь елеем руку твою и веруй, что исцелеешь». Немедленно св. икона была принесена. Сарацин поступил так, как говорил священник, и увидел, что опухоль спала и рана закрылась. В удивлении и восхищении он хотел выслушать повесть о св. великомученике, и пока священник читал его житие и страдания, сарацин, обнимая икону, сквозь слезы говорил: «О, святой Георгий, ты был юн, но премудр — а я стар, но безумен; ты млад, но Богу любезен — а я долголетен, но гнусен пред Богом: моли о мне Господа Бога, да учинит меня рабом Своим!» Потом припал к ногам священнослужителя и умолял даровать ему св. крещение. В тот же вечер варвар сделался христианином, а на другой день, безбоязненно проповедуя имя Христово, от рук прежних своих единоверцев скончался смертью мученика». (Сост. по «Учил, благоч.». Т. I. Стр. 329.)    6. Св. Афанасий, архиепископ Александрийский, повествует, что в городе Вирите, где много было евреев, в бедной хижине жил один христианин; у него в переднем углу висела икона Спасителя. Спустя некоторое время христианин этот купил себе новый дом и покинул хижину, забыв в ней, по усмотрению Божию, икону Спасителя.    В этой хижине поселился еврей; он иконы не заметил. Однажды приходит к нему в гости один друг его, еврей же. Этот, сидя за столом, заметил икону и спросил хозяина, как он, будучи еврей, держит в своем доме христианскую икону. Хотя хозяин и уверял, что он не замечал доселе иконы, но гость этим не успокоился и пошел к своему архиерею и старцам и объявил им об этом.    Поутру все евреи города собрались в хижину, где была икона Спасителя, сняли ее со стены, начали ругаться над нею, а потом, подобно отцам своим, пригвоздили ее к дереву, и один из евреев ударил копьем в ребро образа Господня; но, о чудо! Тотчас из иконы потекла кровь и вода и наполнила целый сосуд. Великий страх объял всех бывших тут евреев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

– «Всю силу имеет один только Бог, отвечал священник, Ему я поклонялся; а святого великомученика Георгия, тут изображенного, молил о том, да будет о мне ходатаем к Богу», – «Итак Георгий не бог ваш; кто же он?» опять спросил варвар. – «Он возлюбленный слуга Божий, сказал священник; был человек, нам подобострастный, но, за славу имени И. Христа претерпев мучение и смерть, получил от Него благодать чудодействовать; любя угодника Божия, мы почитаем его икону, и, взирая как бы на него самого, поклоняемся, объемлен и лобызаем св. его изображение. Дерзость твоя столь очевидно наказанная, свидетельствует, что христиане с умилением припадают не в простому дереву». – «Что ж мне посоветуешь делать? спросил поколебавшийся в неверии варвар: посмотри на мою руку; я мучусь и, без сомнения, умру». – «Если хочешь быть жив, отвечал священник, то вели принести в дом твой образ святого Георгия, поставь над твоим ложем и возжги лампаду елея, пусть она горит во всю ночь; а на завтра помаж елеем руку твою, и веруй, что исцелеешь». Немедленно св. икона была принесена. Сарацин поступал так, как говорил священник, и увидел, что опухоль спала и рана закрылась. В удивлении и восхищении он хотел выслушать повесть о св. великомученике, и между тем, как священник читал его житие и страдания, сарацин, обнимая икону, сквозь слезы говорил: «о, святой Георгий, ты был юн, но премудр, – а я стар, но безумен; ты млад, Богу любезен, – а я долголетен, но гнусен пред Богом: моли о мне Господа Бога, да учинит меня рабом Своим!» Потом припал к ногам священнослужителя и умолял даровать ему св. крещение. В тот же вечер варвар сделался христианином, а на другой день безбоязненно проповедуя имя Христово, от рук прежних своих единоверцев скончался смертию мучеников». (Сост. по «Учил. благоч.» т. I, стр. 329). VIII. Св. Афанасий, архиепископ александрийский, повествует, что в городе Вирите, где много было евреев, в бедной хижине жил один христианин; у него в переднем углу висела икона Спасителя. Спустя некоторое время христианин этот купил себе новый дом и покинул хижину, забывши в ней, по усмотрению Божию, икону Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Мы раз навсегда решили служить греху, – отвечали ей пораженные гласом веры и христианского усердия соблазнительницы, – то можем ли мы возвратиться на путь истины и обрести благодать Божию?» Тогда Дорофея сказала: «Отчаиваться в милосердии Божием больший грех , чем поклониться идолам. Не отчаивайтесь, не сомневайтесь в добром Враче и Блюстителе душ ваших ( 1Петр. 2, 25 )! Он потому и Врач, что может исцелить ваши раны; потому и Спаситель называется, что спасает. Обратитесь к Нему от всей души и, без сомнения, Он простит вас». Обе сестры бросились к ногам Дорофеи и просили ее молиться о них к милосердному Богу. Через некоторое время потребованы были сестры и Дорофея к правителю. Он спросил Христину и Каллисту наедине: «Смогли ли преклонить порученную вам девицу к почитанию богов?» Но сестры воскликнули: «Мы сами заблудились и худо сделали, что, убоявшись временных мук, принесли жертву идолам. Мы просили ее, и она наставила нас на покаяние, через которое и надеемся получить от Христа Бога прощение во всех грехах наших». Изумленный тиран долго стоял безмолвен; потом, воспылав яростью, осудил их на одну смерть с Дорофеей («Учил, благоч.», стр. 240). Как узнать человека верующего Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога (в крещении), но и тем, что ему собственно принадлежит; надобно, чтобы он по всему был виден: и по походке, и по взору, и по виду, и по голосу. А теперь с которой стороны ни стараюсь распознать тебя, везде нахожу тебя в противоположном состоянии. Хочу ли заключить о тебе по месту: вижу тебя на конских ристалищах, на зрелищах; вижу, что ты проводишь дни в беззакониях, в худых сходбищах, на рынке, в сообществе с людьми развратными. Хочу заключить о тебе по виду твоего лица: вижу, что ты постоянно смеешься и рассеян, подобно развратной блуднице, у которой никогда не закрывается рот. Стану ли судить о тебе по одежде: вижу, что ты наряжен ничем не хуже комедианта. Стану ли судить о тебе по словам: слышу, что ты не произносишь ничего здравого, дельного, полезного в нашей жизни. (Из бесед св. Иоанна Златоуста .) Детская вера

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

е) Правила церкви относительно обращения православных с еретиками. «Не дозволяется ни иметь общения о отлученными от общения, ни сходиться по домам и молиться с теми, которые не молятся вместе с церковию, и лиц, чуждающихся одной церкви, не принимать в другой. Если же окажется, что кто-либо из епископов или пресвитеров или диаконов или кто-либо из клира имеет общение с отлученными от общении, то да будет и сам вне общения, как нарушитель закона церковного». (Антиох. соб. пр., 2), «Аще кто с отлученным от общения молится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен». (Прав. св. апост. 10). ж) Дружба с еретиками есть грешное и опасное дело. Однажды еретики ариане, нечестиво учившие о Сыне Божием, распространили молву, будто всеми уважаемый подвижник и пустынник Антоний Великий вступил с ними в дружественные отношения. Удивленный их дерзкою ложью, св. Антоний воспылал праведным гневом, и немедленно пошел в Александрию. Там пред епископом и всем народом предал их проклятию, называя предтечами антихриста. Было бы ошибочно думать, чтобы Антоний чрез этот поступок нарушил добродетель христианского терпения и кротости... Не обличив дерзкую клевету, он подал бы случай другим о себе соблазняться: а что ужаснее, – невежды, которые не могут проникать намерений великого человека, могли бы предаться пагубной ереси. Молчать в этом случае было бы опасно и грешно. (Сост. по кн.: " Учил. благоч.», изд. 14, т. 1, ч. Ш, стр. 164). з) Грешно не только читать, но даже держать у себя неправославные книги, например еретические и раскольнические. Пресвитер Кириак, державший в своей каллии еретические сочинения Нестория, был вразумлен в своей виновности следующим видением: он видел стоящих около своей келлии жену, одетую в багряницу, и с нею двух мужей, в коих он узнал пресв. Богородицу и сопутствовавших ей Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В неизреченной радости благоговейный пресвитер бросился ко стопам Богоматери и просил посетить его келлию. Но Она не согласилась, не смотря на его слезные просьбы, и наконец сказала: «как же ты хочешь, чтобы Я вошла к тебе, когда ты в своей келлии держишь врага Моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

87. VIII, 2 88. Taannith III, 9(а) (3, 3); пер. Переферковича 462 89. I, 4 90. II, 10 (а) (2, 4); Переф. 456. 91. Taannith II, 10 (2, 7). Переф. 456. 92. κκληοιαοτικ οτορα I. 1, с. 21; edited by Bidez and Parmentier, London 1898. 93. Taanimh IV, 7. 94. Упомянутое выше место в V, 18. 95. Бес. 4 «о статуях». 96. К Непот. о жизни клирик. 97. На Пс. 118 бес. 8. 98. Бес. 1 о посте. 99. На Быт. бес. 4 и 6. 100. Слово 56 «о врем». 101. Слово 8 «о посте и милостыне». 102. Типикон главы 8 и 35. 103. Типикон, 24 дек. и 5 янв. 104. Минея месячная, января 5. 105. Типикон, там же 106. Типикон, глава 35. 107. De Elia et jejunio. 108. Слово 1 «о посте». 109. На кн. Быт. бес. 11. 110. Апост. прав. 64: «аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой субботы), да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен». Ср. Трул. соб. пр. 55. 111. Оглас. сл. 4. 112. Кн. 5, гл. 22. 113. Такие основания указывает D ü rand в coч.Ramionale divinorum officiorum, цитуемом у Неи n . А lt, Das Kirchenjahr, Berlun 1860, S. 20. 114. Правило 56. 115. См. выше цитату из Кирилла Иерусалимского. 116. Некоторые из этих памятников изданы проф. А. А. Дмитриевским в «Описании литургических рукописей, т. I, Киев, 1895 г». Из остальных главы о посте приведены почти полностью в брошюре его же «Триодь постная-училище благочестия. (О посте). Киев 1904». 117. Ερβινθος, горох. 118. Иначе понимает эти два места Типикона и Триоди проф. А. А. Дмитриевский в указ. брошюре- " Триодь Постная-учил. благоч.», стр. 11. 119. А. А. Дмитриевский, там же. 120. Дмитриевский А. А. Триодь постная… Стр. 24 и 32. 121. Рук. М. СИНОД. библ. 389 (337), л. 496 об. Дмитриевский А. А. указ. соч. 32. 122. Ογγον, γκον– должно быть греческая транскрипция латинского ипсиа-112 асса или римского фунта. 123. unkiewicza Piara ks. Wyklad obrzdów I religijnych zwyczajów rzymsko-katolickiego kosciola Wydannie 2. Wilno 1854, 1. 32–34. 124. Серединский Т. свящ. О богослужении западной церкви. 2 Спб. 1849, стр. 77 Тематические страницы

http://predanie.ru/book/220857-velikiy-p...

89 I, 4 90 II, 10 (а) (2, 4); Переф. 456. 91 Taannith II, 10 (2, 7). Переф. 456. 92 I. 1, с. 21; edited by Bidez and Parmentier, London 1898. 93 Taanimh IV, 7. 94 Упомянутое выше место в V, 18. 95 Бес. 4 „о статуях». 96 К Непот. о жизни клирик. 97 На Пс. 118 бес. 8. 98 Бес. 1 о посте. 99 На Быт. бес. 4 и 6. 100 Слово 56 „о врем». 101 Слово 8 „о посте и милостыне». 102 Типикон главы 8 и 35. 103 Типикон, 24 дек. и 5 янв. 104 Минея месячная, января 5. 105 Типикон, там же 106 Типикон, глава 35. 107 De Elia et jejunio. 108 Слово 1 „о посте». 109 На кн. Быт. бес. 11. 110 Апост. прав. 64: „аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой субботы), да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен». Ср. Трул. соб. пр. 55. 111 Оглас. сл. 4. 112 Кн. 5, гл. 22. 113 Такие основания указывает D ü rand в coч.Ramionale divinorum officiorum, цитуемом у Неи n . А lt , Das Kirchenjahr, Berlun 1860, S. 20. 114 Правило 56. 115 См. выше цитату из Кирилла Иерусалимского. 116 Некоторые из этих памятников изданы проф. А. А. Дмитриевским в „Описании литургических рукописей, т. I, Киев, 1895 г». Из остальных главы о посте приведены почти полностью в брошюре его же „Триодь постная-училище благочестия. (О посте). Киев 1904». 117 , горох. 118 Иначе понимает эти два места Типикона и Триоди проф. А. А. Дмитриевский в указ. брошюре-„Триодь Постная-учил. благоч.», стр. 11. 119 А. А. Дмитриевский, там же. 120 Дмитриевский А. А. Триодь постная… Стр. 24 и 32. 121 Рук. М. СИНОД. библ. 389 (337), л. 496 об. Дмитриевский А. А. указ. соч. 32. 122 , — должно быть греческая транскрипция латинского ипсиа-1 12 асса или римского фунта. 123 unkiewicza Piara ks. Wyklad obrzdów I religijnych zwyczajów rzymsko-katolickiego kosciola Wydannie 2. Wilno 1854, 1. 32—34. 124 Серединский Т. свящ. О богослужении западной церкви. 2 Спб. 1849, стр. 77 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

Итак, братия, с верой в великие и беспредельные заслуги пострадавшего и умершего за нас Господа сколь можно чаще поминайте молитвенно сами и просите служителей алтаряпоминать перед престолом Божиим во время принесения бескровной жертвы ваших усопших братии. Благотворная сила сей жертвы простирается, как видите, и за пределы сего мира и, конечно, дает и душам тех, кого вы поминать будете, ослабу и покой («Пролог в поуч.», стр. 205). Братия христиане! Молитесь об умерших ваших родственниках, молитесь и о каждом умершем христианине, потому что от этого души их получают великое утешение. Вот вам и пример, что так бывает. 2) Один юноша с острова Кипр был взят в плен, уведен в Персию и там посажен в темницу. Родители сначала не знали, где находится их сын; услышав, что он умер, стали по душе его делать поминовения в Рождество Христово, Пасху и в день Святой Троицы. Спустя четыре года юноша убежал из плена и пришел к родителям. Обрадованные родители после первых объятий и слез сказали: «Мы слышали, что ты умер, и молились об упокоении твоей души». «В какой месяц и день вы это делали?» – спросил юноша и, когда узнал от них время молитв, очень удивился и сказал: «Ах, любезные родители! Вы и не знали, сколько добра своей молитвой мне сделали, потому что в каждый из этих дней ко мне в темницу приходил некто в белых ризах, снимал с меня оковы и выпускал из темницы, так что этого никто видеть не мог; а на другой день я опять был в темнице и в оковах» («Учил, благоч.», 1820 г., ч. 2, стр. 109). О том, что за умерших надо подавать милостыню Известно, что многие, умирая, просят живущих, чтобы молились о душах их, подавали за них милостыню; но живые, схоронив умершего, даже родного, часто забывают просьбы его. Кто забывает это делать, тот здесь претерпевает мучения от совести, а на том свете даст ответ Богу; а умершие, за которых не подана нами здесь милостыня, не получают прощения в грехах. Откуда, спросите, я знаю это? Из книги житий святых. В Прологе, под 24 августа, блаженный Кир-Лука рассказывает как очевидец об этом так: «Когда я был еще молод, в стране моей умер князь и погребен был во гробе. Раз я иду в училище, вдруг вижу в одном гробе стоящего человека, всего опаленного, подобно головне, и призывающего меня сими словами: «Я оставил в духовном завещании своем запись, чтобы подавали по душе моей милостыню и тем избавили бы ее от мучения; но ничего не подано родными. Скажи им, чтобы дали за меня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Вознеся пламенную молитву к Богу, отец и мать девицы сели и ждали, чем небесный Промысл решит судьбу любезнейшей их дочери... Вдруг входит тот юноша, о котором мы ранее сказали. Подозвав его к себе, они спросили: кто он и откуда? и услышав, что он сын такого-то в Бозе усопшего щедролюбца, возблагодарили Бога и сказали ему: «Христос Спаситель усыновил нам тебя; прими от нас руку нашей дочери, а с ней и богатство наше! – Все это дает тебе сам Бог». Благочестивый юноша служит примером, что Бог никогда не оставляет в нищете того, кто единственно из любви к Нему расточает свои сокровища. (Сокращ. из «Учил. Благоч.») 3. Коль славен Господь Коль славен наш Господь в Сионе 196 , Не может изъяснить язык: Велик Он в небесах на троне, В былинках 197 на земле велик. Везде, Господь, везде Ты славен! В ночи, во дни сияньем равен! О, Боже, в Твое селенье Да внидут наши голоса, Да взыдет наше умиленье К Тебе, как утрення роса. Тебе в сердцах алтарь поставим. Тебя, Господь, поем и славим! (Жуковский). 4. Единое благо Печальный кипарис, холодный мох забвенья, В земле сокрытый гроб, и в гробе этом тленье: Вот каждого удел за жизненной тропой! Прах внидет снова в прах; пловец к стране родной Причалит, и душа в отчизну возвратится, И в двери райские к ночлегу постучится... Блажен, кого тогда небесный серафим Приосенит крылом приветливо своим, И двери отопрет, и тот пришлец усталый Блеснет в ряду лучей зари от века алой! (А. Майков). 5. Могу ли я увидеть Бога? «Ах, маменька, могу ли я Когда-нибудь увидеть Бога вод, Среди небесного чертога?» – Но, разве ты, душа моя, дивной? Его не видишь беспрерывно Во всем, что вкруг тебя живет: В полете птички, в блеске В цветке, во всей природе Когда вставая, иль ложась, Сложивши руки, ты читаешь Свою молитву, всякий раз Тогда у Бога ты бываешь, Ты видишь Господа... – «Но я Желал бы, маменька, глазами Его увидать там, над нами, Где рай, где бабушка моя. Там, няня говорит, в сиянии, В великолепном одеянии, В венце, на троне золотом, Непостижимый восседает:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010