Духовное руководство в старой аскетике Институт старчества есть очень древнее явление в жизни Восточной Церкви. С одной стороны, оно находится в зависимости от истории исповедальной практики, с другой – от развития монастырской жизни вообще. Старец был духовным отцом, который находился рядом с монахом в его духовной брани. Выражение «пневматикос патир» или «pater spiritualis» (духовный отец) мы встречаем впервые в аскетических писаниях общехристианских отцов, т.е. приблизительно в IV столетии. Это определение существовало одновременно почти у всех отшельников и аскетов в Египте, Палестине, Сирии, а также у латинских отцов, как, например, у Иоанна Кассиана . При этом зачастую подразумевался не священник, но просто опытный старый монах, часто не имевший священного сана, живший в монастыре или в скиту самостоятельно, так что даже игумен не вмешивался в деятельность старца, который руководил молодыми монахами на пути к совершенству и нередко был избираем самими новичками. Старец мог принимать исповедь, так что священнику оставалось только дать разрешительную молитву. В более позднее время, приблизительно с VIII или IX в., да и тогда редко, у монаха был, кроме старца, еще особый иеромонах, принимавший исповедь. Старчество есть явление, свойственное аскетической жизни. Оно выработало свои собственные христианско-аскетические взгляды, обратив особое внимание на некоторые стороны аскетизма, которые оно положило в основу пути спасения души; главным образом оно покоится на принципах послушания и молитвы. Старчество как способ духовного руководства основывается прежде всего на Священном Писании . Послушание и смирение Сына Божия присуще Самому Божественному Триединству. Наш Господь и Бог Иисус Христос говорил Своим ученикам: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня ( Ин. 6:38 ); Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня ( Ин. 7:16 ); Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня ( Ин. 7:28 ); Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви ( Ин. 15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/z...

Из Библии нам известны два принципиальных факта о начале первозданного мира (время П): (1) он был создан« из ничего» (ex nihilo) и (2) вместе ним началось время (Быт.1:1, а также Пс. 145:6, Иоан. 1:3, Кол. 1:16-17, 1 Кор. 8:6, Рим. 11:36 и др.). Учение о творении « из ничего» лежит в основании христианского мировоззрения и является догматом нашей веры. Особенно ясно оно выражено воВторой книге Маккавейской: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Мак. 7:28). Дальнейшее развитие это учение получило в богословии святых отцов и апологетов ранней Церкви [xxxiii] . По мнению святых отцов, первый стих Книги Б ытия указывает также на начало времени. Наиболее определённо выразил такое понимание Божественного Откровения блаженный Августин (354–430): «Но если священные и в высшей степени достоверные Писания говорят: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1), чтобы дать понять, что прежде Он ничего не творил, потому что если бы Он сотворил нечто прежде всего сотворенного Им, то и было бы сказано, что Он именно это нечто сотворил в начале, то нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе с временем» [xxxiv] . Время является неотъемлемой составляющей творения ( «времени бы не было, если бы не было творения» [xxxv] ) и его не существовало до момента создания «неба и земли» ( «прежде мира не было никакого времени» [xxxvi] ). Согласно с этим говорит преп. Максим Исповедник ( 580-662): «Время от создания неба и земли исчисляется» [xxxvii] . Если два времени П и Т имеют общую «точку начала» (Рисунок 3), то самое далёкое прошлое, а именно пограничный момент между небытием и бытием Вселенной, должно выглядеть для наблюдателя в падшем мире так же, как и для наблюдателя в первозданном мире. Весьма примечательно, что современная научная космология, сформировавшаяся во второй половине ХХ века, подтверждает это предположение. Действительно, учёные обнаружили те же два характерных факта о происхождении Вселенной (падший мир, Т время), какие известны из Священного Писания ( П время): Вселенная имеет начало, и она произошла из «ничего».

http://bogoslov.ru/article/4873408

Итак, никто не должен недуговать неверием, относительно учения о Божестве, никто, да не хромает в учении о домостроительстве, но каждый, да исповедует рожденного от Девы – Христом Богом и, вместе, человеком. Посему и Святая Дева учителями благочестия называется Богородицей и человекородицей: последним (именем называется Она) – потому, что родила, естеством подобного рабу, а первым – потому, что с образом раба соединился и Образ Бога. Таким образом, мы, учением и о Божестве, и о домостроительстве, да прославим, открывшего нам сокровенную тайну и, чистотой жизни уготовив себя в храмы Богу, да соделаемся Его обителями, и, просвещаемые лучами Его, как днем, будем вести себя благочинно ( Рим. 13:13 ), ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). В «Изъяснении Символа веры », также, читаем у святителя Кирилла: По изъяснении того, что Сын единосущен Отцу, равен Ему по славе и действиям, Собор святых учителей (Никейских отцов) весьма благовременно говорит о вочеловечении Сына и изъясняет тайну домостроительства Его по плоти, справедливо постановляя, чтобы в подобном исповедании и впредь состояло совершеннейшее учение веры; ибо, верующим в Сына, не довольно верить и разуметь, что Он есть Бог, рожденный от Бога Отца, единосущный Отцу и образ Ипостаси Его; им необходимо еще знать, что сей Сын, для спасения и жизни всех, уничижил Себя, приняв образ раба, и соделался человеком, родившись по плоти от жены. Посему, отцы прибавляют в своем Символе: Который (Сын) для нас человеков и для нашего спасения нисшел, воплотился и вочеловечился. Примечай, как хорошо и в каком приличном порядке изложено это учение отцов! Они говорят: нисшел, желая тем внушить нам, что Он есть Господь, высший всего по Своему естеству и славе. Далее: нисшел для нас человеков – этим показывают, что Он добровольно принял на Себя образ наш и явился миру с плотью, ибо в Книге псалмов сказано: Бог явно придет, Бог наш, и не будет безмолвен ( Пс. 49:3 ). Нисшествие Сына всякий может понимать и иначе, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Как и привратник Христос говорит верховному апостолу Петру: «Паси овец моих». И это трижды провозгласил он из-за троекратного отвержения, показав всем начало покаяния, спасение через которое вы отвергли. И еще в другом месте говорит верховному апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного. И что свяжешь на земле, то связано будет на небесах. И что разрешишь на земле, то разрешено на небесах будет». И после того божественный апостол Петр принял власть от владыки всех Христа, и так передал своим ученикам, и епископов по городам поставил, то есть посещающих, что вплоть до нас дошло. И они дверьми вошли, и привратник Христос отворил им двери, и пасли овец Христовых каждый по силе своей. Вы же, от своеволия взявшиеся, на учительство посягнули, а дверьми не вошли, и потому ворами и разбойниками называетесь. На том и . Второе мое слово Ты именуешься христианином. Нас же Громов сын научил: «Если кто не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедшего, и этого учения не несет, не приветствуйте его. Ибо приветствующий его приобщается ко злым делам его». И по этому писанию ты не христианин, ибо Христово учение искажаешь, а учение святых апостолов и святых отцов отвергаешь. Третье мое слово Да писал ты так, будто учишь, что следует каждому христианину истинную веру иметь ко всем писаниям святым, ко всему, чему пророки и евангелисты и апостолы научили и в писаниях оставили, в чудесах великих запечатлели. А сами вы чему учите, то и разрушаете, поскольку все правила святых отцов исказили и отвергли. Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам. И вот я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Смотри же, как обещается: «и до скончания века». Где теперь апостолы? Не по божественному ли его слову – где труп божественного его воплощения с Отцом сидит, туда же и божественные орлы апостолы собрались. Или теперь Христа нет с верными? Не бывать тому, но ради этого послал и сказал «до скончания века», а не сказал «до скончания вашего «.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Господь говорит Моисею из купины, что Он Бог Авраама, Исаака и Иакова, то Он хочет показать не то, что Он тот Самый Бог, в Которого веровали отцы, но что Он – Бог, вступивший в завет с отцами и в силу этого завета избравший народ еврейский быть преимущественно Его народом. Точно также, если ветхозаветные верующие, обращаясь в своих молитвах к Богу, называют Его Богом отцов, то они делают это не с целью показать, что они молятся тому же Самому Богу, Которого призывали и их отцы, но в основании этого лежит та мысль, что они обращаются к Нему по силе завета, заключенного Им с их отцами, – указывают основание, почему они обращаются с молитвой к Иегове и надеются на Его помощь. Этот смысл наименования Бога Богом отцов ясно виден из места, параллельного приводимому Иисусом Христом ( Исх.3:6 ): Я поставил завет Мой с ними (т.е. отцами), чтобы дать им землю Ханаанскую... и Я услышал стенание сынов израилевых... и вспомнил завет Мой ( Исх.6:4–5 ), – очевидно, завет, заключенный с отцами. Таким образом, в наименовании Бога Богом Авраама, Исаака и Иакова, – Сам ли Он называет так Себя, или Его называет так человек, – заключается указание не на отношение отцев к Богу, но Бога к ним, и в этом лежит возможность выводить отсюда необходимость восстановления телесной природы праотцев. Если оно указывает, что Господь и после смерти патриархов не перестал быть их Богом, или еще более, не стыдится их, называя себя их Богом, то отсюда вытекает не только то, что праотцы живы, но также, – что они и после своей смерти составляют предмет попечений всемогущего Бога, так что утверждать, что они вечно будут пребывать в смерти, было бы решительным непониманием «силы Божией» ( Мф.22:29 ; Мк.12:24 ) 280 . Согласно ветхозаветному представлению, существование души за гробом в мрачном шеоле представляет так мало утешительного, что если его не рассматривать, как состояние переходное, имеющее окончиться в восстановлении тела, то оно является совершенно необъяснимым в отношении людей завета 281 . Непонимание саддукеями глубокого смысла в том, что Господь называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, когда они уже умерли, а также изумление народа, слышавшего беседу Иисуса Христа с саддукеями, ясно указывает, что учение о воскресении мертвых, хотя и могло быть выведено из Пятокнижия Моисея, но не было выражено в нем в прямой форме. Если бы здесь можно было найти прямое указание на будущее восстановление тела, то, без сомнения, и саддукеи, принимавшие книги Моисеевы, не могли бы отвергать воскресения, и Иисус Христос в беседе с ними сослался бы на место или выражение, более непосредственно относящееся к учению о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Многие в наши дни полагают, что слова отцов, монахов не относятся к нам, живущим в миру, а не в обители, что всё это не нужно тем, кто не приносил обета отречения от мира. Но вот как начинает апостол Иаков своё послание: С великою радостью принимайте, братии мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение ( Иак. 1:2–3 ). Вы, наверное, помните, что говорит Иоанн Лествичник о трёх образах перенесения испытаний: 1) с печалью, 2) без печали, 3) с радостью. Вот оно, учение об испытании, а отсюда и учение о терпении, которое вы знаете у святых отцов, которое восходит и к Евангелию, ибо Господь говорит: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ). А вот что мы находим у апостола Иакова: Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждёт драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается ( Иак. 5:7–8 ). Испытание вашей веры, – говорит он в другом месте, – производит терпение ( Иак. 1:3 ). И это из послания Иерусалимского епископа, относительно которого даже отрицательная критика соглашается признать, что написано оно не позже II века. Оно даёт нам то же, что и святые отцы. Святые отцы говорят, что для совершенствования нам нужно не только трудиться и переносить испытания, но и иметь молитву; вот и апостол Иаков пишет: Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы ( Иак. 5:13 ), а псалмы – также молитва, молитва великого Псалмопевца. Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Иак. 5:16 ). Итак, молитва есть то основное делание, которое помогает нам и в терпении, и в искушениях, и в злострадании. Обратимся теперь к учению о страстях. Святые отцы говорят, что грех есть тление и смерть души. Апостол Иаков говорит: Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак. 1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

На основании проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы. 1 .Нельзя сказать, что слово α νιος само по себе применяется в Священном Писании только для обозначения бесконечности, но оно иногда означает достаточно продолжительное время. В этом отношении учение о всеобщем спасении имеет некоторое основание. 2 . Тем не менее, все святые отцы, изъяснявшие это место Евангелия от Матфея ( Мф. 25, 46 ) (насколько возможно было собрать все святоотеческие толкования этого текста), однозначно указывают здесь на бесконечность мучений грешников. 2 .2. Слово διος В Новом Завете для обозначения вечности, кроме слова α νιος, используется также слово διος. Переводится оно как постоянный, вечный; διον навеки 33 . Это слово уже более точно отражает понятие «бесконечность», так как постоянный означает не прекращающийся, неизменный и одинаковый во все время 34 . Применяется оно в Священном Писании всего два раза. Один раз в послании к Римлянам: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). В этом случае нет никаких сомнений, что оно означает бесконечность. Еще раз в послании Иуды: и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями... ( Иуд. 1:6 ). Чтобы не было сомнений в том, что это слово однозначно означает бесконечность, нужно привести мнение святых отцов об этом месте Писания. Блаженный Феофилакт Болгарский , толкуя что место, пишет; «Тех же, которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостью небесный образ жизни, Бог сокрыл в наказание на суд, то есть на осуждение, великого дня; ибо что значит слово соблюдает. Почему и Господь говорит; идите в огонь, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ). В пример того, что их обнимет неугасающий огонь, приводятся и жители Содома» 35 . Здесь блаженный Феофилакт кроме того, что говорит о неугасающем огне, который обнимет падших ангелов и жителей Содома, ссылается на место Евангелия от Матфея ( Мф. 25:41 ), которое он комментирует в смысле бесконечных мучений грешников (см. выше), и там же называет учение о том, что мучения грешников закончатся и в конце концов все спасутся, басней и пустословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

По учению Церкви, все люди, жившие до «пришествия Христа, даже праведники, были подвержены смерти и тлению, и неизбежно оказывались в аду. «Смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, которое есть образ будущего» – говорит Апостол Павел ( Рим.5:24 ). Все люди были «по природе чадами гнева» Божия ( Ефес.2:3 ), и все должны были нести наказание за эту испорченность своего естества. У ветхозаветных людей было живое чувство своей врожденной виновности перед Богом: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Они боялись Бога, ибо знали, что Он есть «Бог- ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх.20:5 ). Конечно, они понимали, что Бог наказывал не невинных детей, но тех, чья собственная греховность коренилась в виновности их предков. С рационалистической точки зрения наказание детей за вину отцов, также как наказание всего человечества за грех Адама, является несправедливостью. Поэтому уже в первые века христианства появились учения, отрицающие первородный грех, например пелагианская ересь. В последующие века против учения о первородном грехе восстал Лютер, а также все другие реформаторы, пытавшиеся создать «религию в пределах только разума». Отвергнув это учение, они извратили догмат Искупления, а затем пришли к отрицанию Церкви и таинств, низведя христианство на степень голого морализма. Глубина христианского вероучения не может быть исчерпана человеческим разумом. Каждый догмат – это тайна, которая раскрывается только при помощи Откровения и в свете общецерковного понимания. Учение о первородном грехе осмысливается в связи с догматом об Искуплении человечества Христом – Новым Адамом: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются многие праведными» ( Рим.5:18–19 ). О том же говорит и преподобный Симеон Новый Богослов : «Ибо для чего пришел (Христос) и ради чего вкусил смерть, если не ради того, чтобы разрешить осуждение греха, и освободить род наш от рабства диаволу..? Для того Бог, сойдя, воплотился и стал человеком, подобный нам во всем, кроме греха, уничтожил грех... и разрешил все проклятие Адама» (Cat. 8, 401–429). Скорби и болезни тела

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святые Отцы учили нас тому, что прохождение христианского пути сопровождается искушениями, испытаниями, которые укрепляют в нас веру и развивают терпение, помогающее нам в борьбе с грехом за очищение души. Многие в наши дни думают, что все это не нужно, что это выдумка Отцов, монахов. «Зачем это нам, которые не думают уходить в обители, которые не принесли обета отречения от мира?» Но вот как начинает Апостол Иаков свое послание: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иаков 1, 2). Вы, наверное, помните что говорит Иоанн Лествичник о трех образах перенесения испытаний: 1) с печалью, 2) без печали и 3) с радостью. Вот оно, учение об испытании, а отсюда учение о терпении, которое вы знаете у Св. Отцов, которое восходит к Евангелию, ибо Господь говорит: «В терпении вашем стяжите души ваши». А вот что мы находим у Апостола Иакова: «Итак, братие, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господа приближается (Иаков 5, 7, 8), «и испытание веры вашей, — говорит он в другом месте, — производит терпение». Это все говорит нам послание Иерусалимского епископа, относительно которого, даже отрицательная критика соглашается признать, что оно написано не позже начала второго века. Оно дает нам то же, что и Св. Отцы. Мы видели, что Св. Отцы говорят нам, что для совершенствования нам нужно не только трудиться и переносить испытания, но надо иметь и молитву; вот и Апостол Иаков пишет: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится, весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иаков 5, 13), а псалмы — это также молитва великого псалмопевца. О чем нам еще постоянно говорят Св. Отцы? «Признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может молитва праведного». Итак, молитва есть то основное делание, которое помогает нам в терпении, и в искушениях, и в злострадании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Смертный грех – это такой грех, который даже при однократном его совершении имеет своим последствием вечную смерть души человека, если он не принесет в нем должного покаяния. О том, что нежелание изучать Евангелие и жить по нему является таковым, говорит нам Сам Господь: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4). По толкованию святых отцов, слова «пребудьте во Мне» означают пребывание в евангельских заповедях и жизнь по ним. То есть, Господь не может пребывать в том человеке, который не живет по Евангелию. А тот человек, в котором нет Бога, является пленником и добычей сатаны и вечной смерти. « Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:6). И в другой евангельской заповеди Господь предупреждает нас: « Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном » (Мф. 5:19). По согласному толкованию этой заповеди святыми отцами, «малейшим наречется» – означает, что не войдет в это Царство, погибнет вне его в геенне огненной. А святитель Игнатий (Брянчанинов) называет еретиками тех христиан, которые не живут по евангельским заповедям. Он пишет: «К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым, и дозволяет христианам жительство языческое. Это учение, которое по наружности кажется как бы не враждебным христианству, в сущности вполне враждебно ему: оно – отречение от Христа. Сам Господь сказал: Исповем им – признающим устами Господа, а делами противоречащим Его воле – яко николиже знах вас, отыдите от Мене, делающии беззаконие (Мф. 7:21,23)». Вот так, братья и сестры! Как же нелегко нам, формально крещеным православным христианам, вроде бы, верующим (по-своему) в Бога, регулярно посещающим храмы и делающим некоторые внешние дела христианской веры, тем не менее признать себя еретиками. А ведь нужно это сделать, по словам святых отцов. И причина этого – незнание Евангелия и нежелание его изучать.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/za...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010