Нынешний год для Учебного комитета Русской Православной Церкви юбилейный: этому синодальному учреждению исполняется ровно полтора века. Первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал, почему иногда духовные школы просят проинспектировать их вне очереди, когда новоиспеченные регенты превратятся в бакалавров и в каких семинариях можно претендовать на диплом государственного образца (интервью опубликовано в сентябрьском номере).      Бакалаврам — новые стандарты — Ваше Высокопреподобие, 150 лет для любой общецерковной структуры — срок солидный. На его протяжении в различные исторические эпохи деятельность комитета наверняка складывалась по-разному. Обозначьте, пожалуйста, основные вехи развития вашего комитета за полтора века. — Действительно, создание Учебного комитета связано с александровскими реформами, отчасти коснувшимися и Церкви — прежде всего ее административного управления. Первый, дореволюционный, период оказался для комитета очень важным. Именно в ту эпоху впервые сложилось единое образовательное поле Русской Православной Церкви, а уровень образования в духовных академиях достиг университетского, по крайней мере в профильных дисциплинах. Выпускник любой семинарии с полным правом мог претендовать на обучение в академиях. Если же он не имел склонности к принятию священного сана, то с легкостью становился преподавателем семинарии, учительствовал в системе народного образования или поступал на другую службу в светские учреждения. В Московской, Санкт-Петербургской, Казанской и Киевской академиях, в свою очередь, трудились многие видные ученые того времени (особенно это касается библеистики, патрологии, церковной истории). Именно в это время сформирован корпус переводов святоотеческого наследия на русский язык, в чем главная заслуга принадлежит именно академической профессуре. В то же время объективности ради следует признать: напрямую, через собственные распорядительные документы, сам Учебный комитет какой-то выдающейся роли в развитии церковного образования за предшествовавшие революции полвека не сыграл. Его управительские функции по отношению к семинариям и к духовным училищам ограничивались рамками внутриведомственных компетенций. Академии оставались достаточно автономными, с собственными уставами, в содержание которых Учебный комитет вмешивался минимально. Как финансирование, так и администрирование духовных школ шло через Синод, и Учебный комитет не стал полноценным общецерковным «министерством образования». Возможно, это и к лучшему: как мы все хорошо знаем, наивысшего образовательного уровня высшая школа достигает там, где ее лицо определяют университеты, а не ведомственная чиновничья бюрократия.

http://pravoslavie.ru/106789.html

7. Ваше Высокопреосвященство! В последнее время довольно актуальной стала тема применения мультимедиа и дистанционных технологий в духовном образовании. В частности, организация дистанционных курсов в семинариях, создание электронных учебных комплектов для студентов (послднее тоже, на мой взгляд, замечательное и нужное начинание). Каково Ваше отношение к этой проблеме и что можно сказать об этом? Какие шаги предпринимаются для развития этого направления и что планируется? Вопрос небезинтересен, поскольку сама имею небольшой, но очен! ь положительный опыт обучения и совсем малый - преподавания в этих системах, чему очень рада. Хотелось бы узнать, над чем нам бы стоило работать и на что обратить внимание прежде всего. Заранее большое спасибо! Юля из г. Москва Уважаемая Юлия! В настоящее время и Учебный комитет, и духовные учебные заведения, и профильные синодальные отделы работают над созданием системы дистанционного обучения по различным направлениям подготовки. Мы находимся сейчас еще в начале пути, однако четко представляем, что хотим получить. Важно понимать, что в первую очередь следует обращать внимание на создание дистанционных курсов, наиболее востребованных современной церковной жизнью. И именно на этом мы концентрируем наши усилия. 8. Планирует ли Учебный комитет в рамках реформирования системы духовного образования создание курсов повышения квалификации для священнослужителей по типу 2-х недельных курсов в государственных учреждениях. Возможные направления: практическая психология, социальная психология, экономические аспекты управления на приходе, катехизация и др. Насущных вопросов много. Как представляется, пользы бы было не мало от таких курсов. иерей Александр Топчий, г. Калининград Действительно, такие курсы могли бы значительно помочь в повышении образовательного уровня клириков и мирян. И они создаются, некоторые уже успешно действуют. Более того, у нас накоплен значительный потенциал сотрудничества со светскими учебными заведениями, в государственных и негосударственных вузах открыты кафедры и факультеты теологии.  Однако Учебный комитет несет ответственность за качество образования, и предстоит еще немало работы, чтобы использовать весь этот потенциал для решения общецерковных задач.

http://sinfo-mp.ru/zadajte-vopros-arxiep...

Учебный комитет провел дистанционный семинар, посвященный обновленному рейтингу духовных учебных заведений 1 февраля 2018 г. 12:42 29 января 2018 года Учебный комитет Русской Православной Церкви провел дистанционный семинар на тему «Обновленный рейтинг и группы оценочных параметров». Мероприятие возглавил председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений . Семинар прошел в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Для представителей духовных учебных заведений из других городов была предусмотрена возможность дистанционного участия. Открывая семинар, архиепископ Верейский Евгений приветствовал участников форума, рассказал о рейтинге духовных учебных заведений и огласил повестку дня. Первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов напомнил собравшимся, что работа по созданию рейтинга началась в 2012 году, когда идея его формирования была одобрена Священноначалием на одном из заседаний Высшего Церковного Совета . Тогда же началась работа по формированию системы анализа ситуации в семинариях, критерии оценки были составлены совместно с экспертами, инспектирующими светские вузы. Отец Максим подвел итоги завершившегося цикла инспекций и поблагодарил правящих архиереев, ректоров, администрацию и преподавателей семинарий за сотрудничество с инспекционными комиссиями. Выступавший также отметил, что система духовного образования развивается динамично, в ведении Учебного комитета находятся все 39 семинарий Русской Православной Церкви, которые работают в соответствии с едиными стандартами и составляют единую систему духовного образования. «Идет живой процесс формирования единого образовательного поля в Русской Православной Церкви, и это, фактически, прецедент», — сказал первый заместитель председателя Учебного комитета. По мнению докладчика, развитие семинарий требует изменения в подходах к оценке их деятельности, в связи с чем меняются и критерии, по которым будет формироваться следующий рейтинг.

http://patriarchia.ru/db/text/5139998.ht...

Д. Равным образом и члены-ревизоры Учебного Комитета, усмотревшие при ревизии духовно-учебных заведений такие неисправности по службе или преступные деяния должностных лиц, которые потребуют перемещения или увольнения сих лиц от духовно-учебной службы, предлагают виновному лицу дать письменное объяснение по содержанию предъявляемых к нему ревизором обвинений, каковое объяснение и прилагается к отчету о ревизии. Е. В изменение установленного циркулярным указом Святейшего Синода, от 8 апреля 1904 г. за порядка освобождения от обязательной службы по духовному ведомству академических воспитанников, пользовавшихся синодальными стипендиями во время обучения в академии или семинарии, устанавливается, согласно докладу Учебного Комитета от 28 июля 1910 года, следующий порядок: Те из окончивших курс в духовных академиях и пользовавшихся во время обучения в академии или семинарии синодальными стипендиями, кои за недостатком вакансий по духовно-учебному ведомству пожелают служить по гражданскому ведомству, подают о том прошения, оплаченные гербовым сбором, в Учебный Комитет, который по рассмотрении дела представляет Святейшему Синоду, в каждом отдельном случае, журнал об освобождении просителя от обязательной службы по духовному —65— ведомству под условием уплаты им долга духовному ведомству за содержание в духовной академии и семинарии посредством 10%-ных вычетов из содержания, какое он будет получать по службе вне духовного ведомства. Ж. Что же касается тех из окончивших курс духовных академий, которые желают пройти курс учения в других высших учебных заведениях, но не отказываются от духовно-учебной службы, по окончании курса в сих заведениях, то в случае поступления от них заявления о том в Учебный Комитет, они получают, с разрешения Святейшего Синода, в каждом отдельном случае, отсрочку назначения на духовно-учебную службу до окончания ими курса учения в светских учебных заведениях, с тем, чтобы документы сих кандидатов, по окончании курса в светских учебных заведениях или по выходе из них до окончания курса, возвращались в Учебный Комитет. Об изложенном, для исполнения по духовно-учебному ведомству, напечатать в журнале «Церковные Ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом году в Контроле была восстановлена должность помощника управляющего и добавлены новые должности 2 старших контролеров, 2 младших контролеров, одна должность счетного чиновника, и одна должность журналиста (П. С. 3., 23496; Ц. Вед. 50–1903 г.). Таким образом, в настоящее время в Контроле при Св. Синоде состоять 25 штатных чиновников. Контроль при Св. Синоде имеет целью ревизию расходов по специальным средствам Св. Синода, а также ревизию отчетов о переходящих суммах по Синодальным Конторам, Духовным Консисториям и епархиальным канцеляриям и, наконец, ревизию отчетов по содержанию духовных академий. Ревизия же отчетов остальных духовно-учебных заведений, а также попечительств о бедных духовного звания, епархиальных свечных заводов с свечными складами и отчетов строительных по суммам, отпускаемым из средств Св. Синода, производится местными епархиальными ревизионными комитетами, коим по Высочайшему повелению 1 Апр. 1911 г. (П. С. 3., 35004; ук. Св. 6) Учебный Комитет при Св. Синоде учрежден в 1867 году (14 Мая) «для обсуждения подлежащих разрешению главного духовного управления вопросов по учебно-педагогической части и для наблюдения, посредством ревизии, за состоянием сей части в духовно-учебных заведениях». Первоначально для этой цели учреждена была в 1808 году (П. С. 3., 23122) Комиссия духовных училищ, упраздненная 1 Март. 1839 г. и замененная «Духовно-учебным Управлением» (П. С. 3., 12070), которое, в свою очередь, сменил с 14 Мая 1867 г. «Духовно-учебный Комитет» (П.С. 3., 44570). В последнем, под председательством лица духовного сана, состоят постоянными членами как духовные лица, избираемыя по непосредственному усмотрению Св. Синода, так и светские лица, утверждаемые Св. Синодом по предложению Обер-Прокурора Св. Синода; из числа последних некоторые члены посылаются, с разрешения Св. Синода, на ревизии духовно-учебных заведений. Учебный Комитет обсуждает: 1) вопросы по приведению в действие новых уставов духовных училищ и семинарий; 2) предположения к усовершению этих заведений по учебно-педагогической части; 3) программы преподавания предметов в духовных училищах и семинариях; 4) учебные руководства для означенных заведений; 5) книги, сочинения и периодические издания, предполагаемые для распространения в тех заведениях; 6) годовые отчеты о состоянии этих заведший в учебно-педагогическом отношении; 7) отчеты по ревизиям духовно-учебных заведений; 8) меры, какие могут оказаться нужными по содержанию тех и других отчетов; 9) вопросы и предположения по устройству учебных заведений для девиц духовного звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Но и Учебный комитет не мог не заметить в этом учебнике его громадных недостатков и старался несколько исправить его и дополнить в важных местах. Отсутствие исторического развития христианского богослужения было поставлено в числе важных недостатков разбираемого нами учебника 286 . В «объяснительной записке», приложенной к программе по литургике, мы читаем следующее: «Учебным руководством по преподаванию литургики в семинариях служит одобренная св. синодом книга протоиерея Смолодовича; но это руководство, при своем сравнительно лучшем против других существующих учебников достоинстве, нуждается в некоторых дополнениях и изменениях. Признавая вообще удовлетворительным изложение и изъяснение общих принадлежностей и разных видов церковного богослужения в книге пр[отоиерея] Смолодовича, Учебный комитет находит недостаточным изложение в ней теоретической части литургики. Сообщаемые в ней сведения о начале, сущности, свойствах и внутреннем составе богослужения слишком кратки и общи; исторического развития христианского богослужения после Иисуса Христа и апостолов вовсе не представлено; о цели богослужения также не упомянуто. Такая неудовлетворительность теоретической части литургики составляет важный недостаток в книге, предназначающейся для учебного руководства духовных воспитанников, которые готовятся быть со временем разумными совершителями богослужения и которым недостаточно знать только состав церковных служб и значение частных богослужебных действий, а надобно еще ясно понимать и дух богослужения, отношение к нему и взаимную связь различных его частей. но такое понимание может быть достигнуто, – прибавляет объяснительная записка, – только надлежащим изучением общих основ, свойств, цели и исторического развития богослужения» (стр. 17). В той же самой записке и указывается, что необходимо сделать, чтобы избежать недостатков, присущих, по мнению Учебного комитета, учебнику о. Смолодовича. Изменения и дополнения, рекомендуемые здесь, касаются почти всей литургики, но главным образом падают на первую общую часть этой науки. Что же касается истории христианского богослужения, то, вследствие отсутствия у нас на русском языке пособий в этом роде, Учебный комитет ограничился простой рекомендацией немецкой литургики Люфта 1847 г 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Справка : Означенные в пп. д, е и ж рукописи, журналы и книги, немедленно по получении, сданы были, для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. з) Правления Архангельской духовной семинарии, от 17 июня за 274: «На отношение от 25 мая 1910 г. за 217 Правление Семинарии честь имеет сообщить, что рукопись за 306 в настоящее время не может быть выслана, так как все книги и рукописи фундаментальной библиотеки, по случаю постройки нового здания для семинарии, упакованы в ящики, вплотную сложенные в подысканном для этого помещении ». Определили : Принять к сведению. ΧΙ V. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 23 июня за 1833: «Вследствие отношения, от 23 февраля с. г. 73, Учебный Комитет имеет честь препроводить при сем в Совет Московской духовной Академии аттестат на звание действительного студента за 561, выданный оным Советом окончившему курс Академии, ныне кандидату богословия Григорию Рождественскому». Определили : Аттестат приложить к делу об утверждении действительного студента Григория Рождественского в степени кандидата богословия. —321— XV. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 23 августа за 2396: «Действительный студент Московской духовной Академии Александр Яхонтов возбудил ходатайство об отсрочке назначения его на духовно-учебную службу в виду поступления его в Императорский С.-Петербургский университет. Вследствие этого Св. Синод определением, от 14 Августа сего года за 6264, постановил: отсрочить Яхонтову назначение его на духовно-учебную службу до окончания курса в Императорском С.-Петербургском университете, и препроводить документы его ректору С.-Петербургского университета с просьбою сделать распоряжение о возвращении документов Яхонтова в Учебный Комитет, по окончании им курса в университете или по выходе из университета до окончания курса. Уведомляя о сем, Учебный Комитет покорнейше просит Совет Московской духовной Академии препроводить документы Яхонтова ректору С.-Петербургского университета с прописанием изложенного Синодального определения и о последующем сообщить Учебному Комитету».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Учебный комитет провел онлайн-семинар «Обмен опытом в области организации научной работы студентов» 28 ноября 2022 г. 16:48 25 ноября 2022 года Учебный комитет Русской Православной Церкви провел онлайн-семинар «Обмен опытом в области организации научной работы студентов». Мероприятие было предназначено прежде всего для высших духовных учебных заведений, реализующих магистерские программы, но принять участие в нем могли все духовные школы Российской Федерации. Открыл вебинар протоиерей Максим Козлов , председатель Учебного комитета, ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Он отметил, что совершенствование организации научно-исследовательской работы студентов духовных учебных заведений сегодня является одной из приоритетных задач развития высшего духовного образования. Чтобы выполнить поставленную перед преподавательским корпусом духовных школ Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом задачу — «обеспечить преемственность живого Предания Церкви, преемственность текстов, смысл которых проясняется Духом, и преемственность Духа, поддерживаемого живыми текстами» — сегодня необходимо не просто обучить будущих священнослужителей (то есть дать им некую сумму знаний и умений), но и привить культуру (навыки) самостоятельного научно-богословского мышления. Без данных навыков сегодня совершенно невозможно не только заниматься научной или преподавательской работой в высшей школе, но и просто ориентироваться в условиях стремительно меняющегося мира, в том числе формулировать адекватные ответы на вызовы современности, к чему призваны все пастыри. Председатель Учебного комитета также отметил, что другой немаловажной задачей, стоящей перед духовными учебными заведениями, особенно реализующими магистерские программы и программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, является подготовка высококвалифицированных кадров для ответственных церковных послушаний, включая преподавание в духовных учебных заведениях. Ведущую роль в этих процессах также играет организация научно-исследовательской работы студентов духовных школ.

http://patriarchia.ru/db/text/5981310.ht...

В 2017/2018 учебном году по новым учебным программам обучались 4176 студентов, то есть 74% от общего числа студентов бакалавриата российских семинарий. Завершение переходного этапа планируется к следующему 2018/2019 учебном году. Кроме того, продолжает развиваться обучение по двухгодичным магистерским программам, о которых я подробно сообщал на прошлогоднем Соборе. После завершения перехода на единую бакалаврскую программу необходимо будет провести аналогичную работу по определению общего знаменателя магистерских программ с сохранением научной специфики того или иного профиля в конкретном высшем учебном заведении. На 1 сентября текущего учебного года в 10 учебных заведениях были открыты магистратуры, предлагающих в общей сложности 25 профилей обучения. Таким образом постепенно складывается система комплексной подготовки квалифицированных специалистов различных направлений. Кроме того, в этом году Священный Синод утвердил учебный план и церковный стандарт подготовки регентов . После апробации этих документов в ряде семинарий, их опыт будет распространен повсеместно. В разных странах нашей канонической ответственности действуют в общей сложности 56 духовных академий и семинарий. В этих учебных заведениях, а также в действующих при них регентских и иконописных отделениях по очной и заочной форме обучаются почти четырнадцать тысяч студентов. Несмотря на различия в государственных законах важно поддерживать единство образовательного пространства во всей Русской Православной Церкви, в том числе через единообразие учебных программ. В начале сентября Учебный комитет провел при участии представителей духовных учебных заведений России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии и Узбекистана вебинар " Предпосылки формирования единого образовательного пространства для духовных учебных заведений на территории стран канонической ответственности Русской Православной Церкви " . Этот первый опыт должен получить дальнейшее развитие. Учебный комитет принял меры для практического применения утвержденного в 2011 году " Положения об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования Русской Православной Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Высшие духовные учебные заведения Русской Православной Церкви переходят на дистанционное обучение в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции 16 марта 2020 г. 21:34 Учебный комитет Русской Православной Церкви направил ректорам высших духовных учебных заведений  циркулярное письмо  в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. В документе отмечается, что 14 марта 2020 г. министром науки и высшего образования В.Н. Фальковым подписаны приказы 397 и 398 относительно осуществления образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.  Учебный комитет сообщает, что с учетом специфики функционирования духовных учебных заведений с 18 марта 2020 года благословляется перейти на осуществление учебного процесса исключительно с использованием дистанционных технологий, направив студентов со стационара по местам проживания. В отношении оставшихся в расположении духовных школ студентов предписывается свести до минимума возможность покидать расположение учебного заведения. Учебный процесс в духовных школах будет организован в соответствии с вышеупомянутыми приказами Министра науки и высшего образования с сохранением существующей оплаты труда согласно штатному расписанию. В вопросах организации богослужения следует руководствоваться заявлением Священного Синода от 11 марта 2020 г. и последующими решениями Священноначалия по этому вопросу. В документе Учебного комитета предлагается ограничить по возможности проведение очных совещаний и исключить проведение мероприятий с участием студентов и преподавателей, а также свести к минимуму направление в служебные командировки.   Проведение сессий отделения заочного обучения, курсов повышения квалификации и т.д. откладывается до улучшения эпидемиологической обстановки. Меры, предписанные данным циркуляром, действуют до новых распоряжений. Контроль за исполнением данных мер возлагается на ректоров высших духовных учебных заведений. Информацию о принятых мерах следует направить в срок до 23 марта с.г. в адрес Учебного комитета. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5608267.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010