б) Непосредственное попечение о духовных школах первоначально было возложено (по дух. реглам.) на епархиальных архиереев, под высшим наблюдением синода. Централизация духовно-учебного дела начинается только с XIX стол., с того времени, как заведывание духовными школами было поручено комиссии духовных училищ (1808 г.). Эта комиссия действовала, как самостоятельное учреждение, независимо от синода; однако деятельность ее в 1887 году была признана неудовлетворительною; почему в 1839 году, вместо комиссии духовных училищ, учреждено при святейшем синоде духовно-учебное управление 272 . По составу и устройству своему духовно-учебное управление напоминало собою министерский департамент. В нем были директор, вице-директор, общее присутствие и канцелярия. Это духовно-учебное управление было главным исполнительным местом по обучению духовного юношества и предназначенным для того средствам, т. е духовно-учебному управлению были вверены дела как по духовно-учебной, так и по хозяйственной части. С преобразованием духовно-учебных школ в 1868 году, вместо духовно-учебного управления, при св. синоде учреждена духовно-учебный комитет. Хозяйственная часть по духовпо-учебному ведомству передана в хозяйственное управление синода. Комитет же собственнно был учрежден для обсуждения вопросов учебных и воспитательных и для наблюдения посредством ревизии за состоянием обучения и воспитания в духовно-учебных школах. В частности – духовно-учебный комитет обсуждает вопросы о точном применении нового духовно-учебного устава духовных училищ, рассматривает и утверждает программы преподавания, составляет и рассматривает учебники, пишет годовые отчеты о духовных училищах и семинариях и вообще обсуждает все дела, относящиеся до духовно-учебного устройства и управления в русской церкви. Духовно-учебный комитет состоит из председателя и членов духовных и светских. Духовные члены назначаются непосредственно синодом; светские же – обер-прокурором. Одни из членов постоянно присутствуют в комитете, а другие посылаются на ревизию в семинарии и духовные училища. При комитете состоит правитель дел с канцеляриею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

«С образованием в 1946 году Учебного Комитета при Священном Синоде для руководства духовно-учебными заведениями, были выработаны типовые программы учебных предметов, указаны учебные руководства (б. ч. из прежних учебных курсов) и даны установки для нормального хода внутренней жизни школ. На местах приискивались кадры преподавателей (б[ольшей] ч[астию] из бывших воспитанников прежних академий), вырабатывались правила и инструкции соответственно местных условий, устраивались общежития, и строилась хозяйственная жизнь школ с большой личной инициативой тех или иных непосредственных руководителей школ и епархий. В этот строительный период постановки дела оно налаживалось постепенно, по мере выявления тех или иных требований и обстоятельств жизни. И действительно, появилось некоторое разнообразие в постановке дела в отдельных семинариях» [xx] . В связи с указаниями опыта, накопленного в первые годы восстановления системы духовного образования, учебные планы изменялись. В течение 1948 – 1949 годов в ходе совместной работы и совещаний представителей корпораций обеих Академий, а также после согласования с правящими архиереями епархий, где были семинарии, Учебным комитетом под руководством митрополита Григория был разработан типовой учебный план и типовые программы для семинарий. С открытием Духовных школ в них было начато преподавание таких новых, по сравнению с программами прежних Духовных школ, предметов, как история философии, психология, история русской религиозной мысли, педагогика и логика. Однако постановлением Учебного комитета с 1949/50 учебного года эти предметы были исключены из учебных планов, но отдельные их разделы были введены в программы таких предметов, как апологетика, пастырское богословие и история Русской Православной Церкви. В публикуемых ниже материалах архива митрополита 1948–1949 гг. сохранилось записи того, почему и как это происходило. 31 августа 1948 г. митрополит писал в дневнике: «Надо поручить Парийскому составить отчет о работе Уч[ебного] Комитета за истекший уч[ебный] год на основании отчетов семинарий и Академий. По приезде в Л[енингра]д надо рассмотреть внимательно программу занятий по философии (в сем[инарии] и Акад[емии]) ввиду всяких разговоров о занятиях марксизмом-ленинизмом. Как впрочем рассмотреть и все программы.

http://bogoslov.ru/article/4888315

2. Доклад и.о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения о возможности преобразования Воронежского духовного училища в Семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Воронежское духовное училище в Воронежскую духовную семинарию. 2. Назначить ректором Воронежской духовной семинарии протоиерея Василия Попова. СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия об открытии в г. Казани духовного училища. 2. Доклад и.о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения, посетившего г. Казань в июне с.г. с целью изучения на месте возможности открытия Казанского духовного училища. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Казанского духовного училища со сроком обучения 2 года. 2. Назначить Ректором Казанского духовного училища Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия. СЛУШАЛИ: Доклад и.о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения о возможности преобразования богословского факультета при Кишиневском государственном университете в Духовную академию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать богословский факультет при Кишиневском государственном университете в Кишиневскую духовную академию при условии приведения порядка приема абитуриентов в соответствии с правилами, существующими в академиях Русской Православной Церкви. 2. Назначить и.о. Ректора Кишиневской духовной академии Преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира. СЛУШАЛИ: 1. Рапорт Преосвященного епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона с ходатайством об увеличении продолжительности обучения в Екатеринбургском духовном училище до 4-х лет. 2. Доклад и.о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения о целесообразности увеличения продолжительности обучения в Екатеринбургском духовном училище. ПОСТАНОВИЛИ: Увеличить продолжительность обучения в Екатеринбургском духовном училище до 4-х лет по Семинарской программе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971883...

—242— в другое и увольняются от службы Святейшим Синодом». § 56. «Преподаватели семинарий определяются на должности, в течение всего учебного года, Обер-Прокурором Святейшего Синода, по докладам Учебного Комитета, из них лица, имеющие священный сан, определяются на сии должности, перемещаются из одного духовно-учебного заведения в другое и увольняются от службы Святейшим Синодом». Уст. дух. учил. § 61. «Учители духовных училищ определяются (за исключением учителей русского языка I класса) в течении всего учебного года, Обер-Прокурором Святейшего Синода, по докладам Учебного Комитета, из них лица, имеющие священный сан, определяются на сии должности, перемещаются из одного духовно-учебного заведения в другое и увольняются от службы Святейшим Синодом». Справка: Определением Святейшего Синода от 3-го марта – 11-го апреля сего года за 590 между прочим постановлено: По воспоследовании изъясненного Высочайшего соизволения: 1) вменить в обязанность Правлениям духовных семинарий и училищ, чтобы сведения о всех открывшихся в течение всего года в духовных семинариях и училищах вакансиях, за исключением тех, которые, на основании существующих узаконений замещаются студентами семинарий, сообщали в Учебный Комитет при Святейшем Синоде, обозначая при сем время выбытия или смерти учителей, предмет преподавания и самые классы, в которых предмет преподается, а в донесениях о вакансиях помощников инспектора в семинариях, в которых по действующим ныне штатам, положено по два и более помощников инспектора, и указание, сообразно определению Святейшего Синода 20 марта – 26 июня 1886 года, на то, признается ли более удобным, по особым обстоятельствам (например, по недостатку помещения в семинарии) поручить исполнение обязанностей помощника инспектора кому-либо из наличных преподавателей, или такая вакансия должна быть замещена особым лицом; 2) предписать Советам Академий, чтобы они не позже 15 июля доставляли в Святейший Синод сведения об окончивших курс воспитанниках, имеющих священный сан, а в Ученый Комитет сообщали списки о всех прочих воспитанниках как казённокоштных, так и тех из своекоштных, которые изъявят желание служить по духовно-учебному ведомству с обозначением в том и другом случае: а) места их про-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Arhiva Întroducerea Planului unic de studii în colile de teologie ale Bisericii Ortodoxe Ruse. Interviu cu protoiereul Maxim Kozlov 12 mai 2015 20:05 Введение Единого учебного плана — одна из новинок, которая была принята в 2014/2015 учебном году в системе духовного образования Русской Православной Церкви. В будущем учебном году духовные семинарии ожидает введение обязательного дистанционного контроля за проведениям выпускных экзаменов и защит квалификационных работ. Также идет работа по составлению новых учебных пособий и методических документов. В интервью порталу Учебного комитета первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов рассказал о нововведениях. — Отец Максим, с чем связано введение Единого учебного плана и почему в целом Учебный комитет взял курс на стандартизацию духовного образования в Русской Православной Церкви? — Прежде всего, напомню, что решение о создании Единого учебного плана — это решение не Учебного комитета, а Высшего Церковного Совета. Главная цель, которая с ним связана — это никоим образом не ограничение возможностей могущих сделать больше, а подтягивание до обязательного минимумам тех, кто пока собственную готовность и способность этого минимума держаться стабильно не засвидетельствовал. Для иллюстрации приведу пример из области светского образования. Мы понимаем, что существуют Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский государственный университет, а есть, скажем, педагогический университет где-нибудь в глубинке. Их уровни несопоставимы. Но чтобы получить статус вуза, этот университет должен реализовывать некий гуманитарный, естественнонаучный или технический образовательный стандарт, иначе то, что он предоставляет — это не высшее образование, а что-то другое, даже если он и будет называться университетом. Есть же в Москве кафе «Академия», которое, как мы понимаем, к системе высшего образования не относится. Вот и мы должны добиться, чтобы выпускник любой российской семинарии, как бы далеко от центра она ни располагалась, знал, что, окончив ее, он обладает теми необходимыми знаниями, которые в той же мере готовят его к будущему пастырскому служению или церковной работе, как и те, которые имеют выпускника наших лучших семинарий. Конечно, уровень и глубина этих знаний будут отличаться, но так или иначе все семинарии будут давать знания не ниже определенного, и далеко не низкого уровня.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4077387...

В непосредственные отношения с духовно-учебными заведениями Комитет вступает в лице своих членов-ревизоров. Но, во-первых, таких ревизоров очень мало в сравнении с значительным количеством духовно-учебных заведений, почему многие из них ревизуются раз в десять лет; во-вторых, – ревизоры слишком поверхностно знакомятся и могут ознакомиться с жизнью ревизуемого заведения. Имея необходимость в течении недели-двух обревизовать пять-шесть семинарий и училищ известной епархии, ревизор невольно опирается на отзывы —67— епархиального архиерея, ректора и смотрителя и из этих ненадежных рук черпает данные для своего отчета. Ведь для того, чтобы дать обстоятельный и вместе правдивый отчет о состоянии учебного заведения, необходимо внимательно изучить книгу журналов Правления за несколько лет, несколько годичных отчетов, журналы преподавателей, кондуитные записи, побывать несколько раз на уроке каждого учителя, побеседовать с ним по вопросам школьного дела, просидеть несколько вечеров в занятных общежития, походить по квартирам, изучить экономическую часть и т. п. А на это нужно время и время; его-то и нет у ревизоров. Мы уже не говорим о том, что истинный ревизор должен быть основательно знаком с постановкой дела в духовно-учебных заведениях вообще, а для этого должен много лет послужить предварительно в них. Весьма важная функция Учебного Комитета – назначение на места и перемещение из одного учебного заведения в другое – точно также поставлена крайне ненормально. Все кандидаты академий для Учебного Комитета – tabula Из академических документов Комитет лишь усматривает, что кандидат имеет такие-то отметки по предметам поведению, но какую, в действительности, умственную и нравственную силу он представляет, какие склонности имеет, чего желает – все это Учебному Комитету, лично не знающему кандидата, совершенно неизвестно. И вот Учебный комитет распределяет кандидатов по учительским местам, руководясь отчасти протекцией, отчасти дипломом, а чаше всего – вдохновением свыше. Архангелец родом летит на Кавказ, а южанин – в тундры; с берегов Немана на берега Амура; историк по склонностям – на гомилетику, Литургику и практическое руководство; филолог по специальности – на философскую кафедру и т. д. и т. д. Отсюда – крайнее недовольство очень многих из учителей и местом, и предметом, ими занимаемыми. Не лучше происходит и с перемещениями из одного учебного заведения в другое... Семейные связи, воспитание детей, склонности к известной науке побуждают учителя искать перевода в другой город, но эти искания сплошь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—161— ный Комитет при Святейшем Синоде, где они и хранятся впредь до определения воспитанников на службу; о всякой перемене своего местожительства означенные воспитанники немедленно доносят Учебному Комитету“. – 2) Из оканчивающих ныне курс академических воспитанников, обучавшихся в Академии и Семинарии на своём содержании или пользовавшихся частными стипендиями, – не заявили желания служить по духовно-учебному ведомству: Максимович Владан, серб, австро-венгерский подданный, и Недригайлов Иван. Определили: 1) По утверждении окончивших курс в текущем году студентов Академии в степени кандидата богословия и звании действительного студента Академии доставить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде список означенных студентов, по установленной форме, с обозначением: а) места их происхождения; б) отметок об их успехах и поведении за четыре года академического курса и в) требуемых определениями Святейшего Синода от 25–27 апреля 1884 года и 27 января – 17 февраля 1888 года сведений о том, кто из них на какую учительскую кафедру или должность признаётся более способным, а относительно тех, которые не имеют полного балла по поведению, сведений, на основании инспекторских записей, о качестве совершенных ими во время пребывания в Академии проступков. – 2) По изготовлении дипломов на степень кандидата богословия и аттестатов на звание действительного студента препроводить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде все документы казённокоштных воспитанников, а равно и тех из своекоштных, которые изъявили желание служить по духовно-учебному ведомству, с приложением списка оставленных студентами при выбытии из Академии адресов их будущего местожительства. – 3) Студентам: Максимовичу Владану и Недригайлову Ивану, не изъявившим желания служить по духовно-учебному ведомству, – выдать кандидатские дипломы и прочие документы на руки под собственноручные расписки. V. Рассуждали о назначении на 1904–1905 учебный год стипендий студентам Академии. Справка: 1) В настоящее время, за окончанием пол-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ходе посещения Троице-Сергиевой лавры и МДА делегация Управления по делам религий Турецкой Республики встретилась с председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви 10 апреля 2014 г. 12:35 9 апреля 2014 года делегация Управления по делам религий Турецкой Республики, посещающая Россию для участия во втором заседании совместной с Русской Православной Церковью рабочей группы, посетила Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Московские духовные школы . Гостей сопровождали заведующий Сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей священник Димитрий Сафонов и сотрудник Сектора протокола ОВЦС священник Михаил Боданов. Делегация ознакомилась с архитектурным ансамблем и главными святынями обители. Затем состоялась встреча с ректором Московских духовных школ, председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви  архиепископом Верейским Евгением , который рассказал гостям об истории и современной жизни академии и семинарии, различных аспектах учебного процесса и жизни студентов. Возглавляющий делегацию руководитель Департамента внешних связей Управления по делам религии Турции профессор Мехмет Пачаджи выразил заинтересованность в развитии контактов богословских учебных заведений Турции с Московской духовной академией  и поблагодарил владыку за возможность встречи. Архиепископ Евгений вручил гостям памятные подарки — альбомы по истории Лавры. Гости посетили Церковно-археологический кабинет МДА, где для них была организована экскурсия. После этого состоялась встреча членов делегации со студентами Отделения истории церковного искусства Московской духовной академии, в ходе которой учащиеся рассказали о своей недавней поездке в Турцию с целью изучения христианских памятников. На встрече выступила заведующая отделением церковного искусства МДА Н.В. Квливидзе. Глава делегации Мехмет Пачаджи ответил на вопросы учащихся. Он рассказал об охране памятников архитектуры и культуры, в том числе мерах по сохранению в них следов христианского наследия, отметив необходимость грамотного подхода к их изучению. На встрече присутствовали студенты магистратуры Московской духовной академии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3622014.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ ПРИ СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Учебный комитет при Святейшем Синоде - третье в преемственном порядке после Комиссии духовных училищ (1808-1839 гг.) и Духовно-Учебного Управления (1839-1867 гг.) центральное учреждение для высшего заведования духовно-учебными заведениями в России. В 1866 г. граф Д.А. Толстой ходатайствовал об отпуске из Государственного Казначейства ежегодного пособия в 1,5 миллиона руб. на улучшение духовно-учебных заведений. Граф Толстой предложил Святейшему Синоду образовать особый Комитет для выработки учебных уставов. Этот комитет, состоящий под представительством митрополита Киевского Арсения , но большей частью руководимый епископом Нижегородским Нектарием , пересмотрел многочисленные подготовительные материалы, между прочим, труды особого комитета 1860-1862 гг. по тем же вопросам реформы и в конце 1866 г. представил Св. Синоду проекты новых уставов духовных семинарий и училищ. Эти уставы были представлены графом Толстым на Высочайшее утверждение, которое получили 14 мая 1867 г. Толстой также испрашивал Высочайшего соизволения упразднить Духовно-Учебное Управление и вместо него открыть при Св. Синоде Учебный комитет на основании особого о нем положения, которое и было утверждено 14 мая 1867 г. Учебный комитет был устроен на коллегиальных началах. В состав его входили председатель (лицо духовного сана), 9 членов - частью из духовных, частью из светских лиц, из них 6 - постоянно присутствующих в комитете и 3 - посылаемые на ревизии духовно-учебных заведений, а также правитель дел для делопроизводства. Все дела должны решаться общим голосом членов, а при несогласии - большинством голосов. Решения комитета нигде не имели самостоятельной силы. Учебный комитет все свои мнения и заключения должен был представлять через обер-прокурора на утверждение Св. Синода.

http://drevo-info.ru/articles/15970.html

Учебный комитет провел дистанционный семинар, посвященный обновленному рейтингу духовных учебных заведений 1 февраля 2018 г. 12:42 29 января 2018 года Учебный комитет Русской Православной Церкви провел дистанционный семинар на тему «Обновленный рейтинг и группы оценочных параметров». Мероприятие возглавил председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений . Семинар прошел в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Для представителей духовных учебных заведений из других городов была предусмотрена возможность дистанционного участия. Открывая семинар, архиепископ Верейский Евгений приветствовал участников форума, рассказал о рейтинге духовных учебных заведений и огласил повестку дня. Первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов напомнил собравшимся, что работа по созданию рейтинга началась в 2012 году, когда идея его формирования была одобрена Священноначалием на одном из заседаний Высшего Церковного Совета . Тогда же началась работа по формированию системы анализа ситуации в семинариях, критерии оценки были составлены совместно с экспертами, инспектирующими светские вузы. Отец Максим подвел итоги завершившегося цикла инспекций и поблагодарил правящих архиереев, ректоров, администрацию и преподавателей семинарий за сотрудничество с инспекционными комиссиями. Выступавший также отметил, что система духовного образования развивается динамично, в ведении Учебного комитета находятся все 39 семинарий Русской Православной Церкви, которые работают в соответствии с едиными стандартами и составляют единую систему духовного образования. «Идет живой процесс формирования единого образовательного поля в Русской Православной Церкви, и это, фактически, прецедент», — сказал первый заместитель председателя Учебного комитета. По мнению докладчика, развитие семинарий требует изменения в подходах к оценке их деятельности, в связи с чем меняются и критерии, по которым будет формироваться следующий рейтинг.

http://patriarchia.ru/db/text/5139998.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010