Большой интерес у участников собора вызвал зачитанный архиепископом Керченским Анатолием (Кузнецовым) текст речи отсутствовавшего митрополита Сурожского Антония. Митрополит Антоний поднял вопрос о духов-ничестве, участии Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей и экуменическом движении, отношениях православной Церкви с Церковью католической, которая, по убеждению митрополита Антония, стремится поглотить православную Церковь. Митрополит Антоний жестко критиковал папистическую тенденцию в политике Константинопольской Патриархии. Коснулся он и вопроса о канонизации императора Николая II и царской семьи, высказавшись за их прославление в лике святых и в то же время подчеркнув, что канонизация Николая II не будет обозначать канонизацию монархии как формы государственного правления.    Секретарь архиерейского Собора архиепископ Солнечногорский Сергий ознакомил соборян с содержанием многочисленных писем, присланных на Собор. В этих обращениях были выражены критическое отношение к неообновленчеству, сомнения в целесообразности участия Русской Церкви во Всемирном Совете Церквей и поддержка идеи канонизации императора Николая II и царской семьи, а также затронуты и иные темы, волнующие духовенство и церковный народ.    По докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Ювеналия архиерейский Собор принял определение из 4 пунктов: «1) Одобрить деятельность Комиссии Священного Синода по канонизации святых. 2) Причислить к лику священномучеников для общецерковного почитания патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862—1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856—1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872—1937). 3) Вопрос о канонизации царской семьи передать для решения Поместному Собору Русской Православной Церкви. 4) Поручить епархиальным преосвященным и духовным академиям до созыва Поместного Собора направлять материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи; в синодальную Комиссию по канонизации для соответствующего изучения и последующего доклада Собору». В определении Собора по докладу председателя синодальной Богословской комиссии митрополита Филарета среди прочего говорится:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Святейший Патриарх Кирилл впервые посетит Кабардино-Балкарию 13 мая 2016 г. 13:10 15 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита в Пятигорскую епархию  впервые посетит Кабардино-Балкарскую Республику. В рамках поездки Предстоятель Русской Православной Церкви совершит освящение собора святой равноапостольной Марии Магдалины в столице Кабардино-Балкарии г. Нальчике. Освящение собора святой Марии Магдалины станет одним из первых событий в ряду торжеств, посвященных 460-летию вхождения Кабарды в состав России, которое будет отмечаться в 2017 году. Собор был заложен 1 сентября 2004 года первым президентом Кабардино-Балкарской Республики Валерием Коковым и епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном . Храм активно строился до 2009 года. Затем строительство приостановилось и было возобновлено лишь два года назад. Храм посвящен святой Марии Магдалине, которая считается небесной покровительницей кабардинской княжны Марии Темрюковны — жены царя Ивана Грозного. Православные приходы Кабардино-Балкарии входят в состав Пятигорской епархии наряду с приходами Карачаево-Черкесии и нескольких районов Ставропольского края. 22 сентября 1910 года Император Николай II утвердил доклад Святейшего Правительствующего Синода об учреждении во Владикавказской епархии викариатства с наименованием его Пятигорским. Викарным епископом был назначен настоятель Бельнического Богородицкого монастыря Могилевской епархии, кандидат богословия архимандрит Арсений (Смоленец, 1873-1937). В 1916 году регион Кавказских Минеральных Вод вошел в состав преобразованной Кавказской и Ставропольской епархии (до того — Ставропольской и Екатеринодарской). В 1922 году в составе Ставропольской епархии было возобновлено Пятигорское викариатство. В ноябре 1922 года в Пятигорск назначается епископ Вольский, викарий (единоверческий) Саратовской епархии Иов (Рогожин, 1883-1933) с титулом «епископ Пятигорский и Прикумский». Викариатство просуществовало до 27 ноября 1925 года. 27 июня 1927 года была учреждена самостоятельная Пятигорская епархия, первым епископом которой был назначен архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский, 1872-1937). С марта 1933 года на кафедру был назначен епископ Мефодий (Абрамкин, 1883-1939). В 1936 году он был возведен в сан архиепископа Пятигорского и Буденновского; с октября 1937 года в заключении, расстрелян в 1939 году. С этого момента фактически прерывается существование Пятигорской епархии, приходы которой в 1943 году вошли в состав Ставропольской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4467081.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить деятельность организационного комитета по подготовке празднования 625-летия Куликовского сражения под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии. 2. Утвердить разработанный проект программы празднования 625-летия Куликовского сражения. 3. Определить период проведения праздничных мероприятий с 18 июля по 8 октября 2005 года.   ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых , о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена подвижников: от Московской епархии: протоиерея Георгия (Извекова; 1874 – 27 ноября 1937), протоиерея Николая (Сафонова; 1900 – 15 декабря 1937), иеромонаха Валентина (Лукьянова; 1875 – 1 июня 1940), священника Николая (Гаварина; 1870 – 24 апреля 1938), священника Алексия (Скворцова; 1875 – 4 июля 1938), монахини Мстиславы (Фокиной; 1895 – 10 марта 1938), Иоанна (Колесникова; 1877 – 17 апреля 1943); от Тамбовской епархии : священника Михаила (Богородицкого; 1872 – 7 декабря 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.   ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря Можайского района Московской области игумении Таисии (Исаевой) с просьбой об освобождении ее от занимаемой должности по состоянию здоровья и представлении о назначении игумении Рахили (Райш) настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря, а монахини Серафимы (Шумейко) — настоятельницей Колоцкого Успенского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/1470090.ht...

Архиерейский Собор Общие сведения о Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом. Архиерейский Собор состоит из епархиальных и викарных архиереев, созывается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси. В обязанности Архиерейского Собора входит хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности и истолкование этого учения на основе Священного Писания и Священного Предания, при сохранении вероучительного и канонического единства с полнотой Вселенского Православия; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Также Архиерейский Собор принимает Устав Русской Православной Церкви, решает богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизирует святых, утверждает решения Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, о создании или упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления. Важные деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви: 1992 год Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918) 1997 год Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937).

http://foto.patriarchia.ru/church/arkhie...

священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской (12.11.1872–31.12.1937) Педагогика Проповеди и слова Рецензии Священное Писание Ветхого Завета священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Архиепископ Тверской (Калининский) и Кашинский. Проповедник, духовный наставник, аскет и прозорливец. Родился в 1872 году в селе Наруксово Нижегородской губернии. Его отец, Василий Фёдорович — местный благочинный, протоиерей. Мать — Лидия Андреевна. В семье было девятеро сыновей и две дочери. Окончил Нижегородскую духовную семинарию, обучался в Московской духовной академии, которую окончил в 1896 году со званием кандидата богословия. В 1896—1897 годах был профессорским стипендиатом академии. Магистр богословия (1901; диссертация: «Единство книги пророка Исайи». Сергиев Посад, 1901). Монашество и преподавательская деятельность Под влиянием ректора академии епископа Антония (Храповицкого) решает принять монашество. В августе 1897 года был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и рукоположён в сан иеродиакона. С 21 сентября 1897 года — иеромонах, преподаватель логики, философии и дидактики Смоленской духовной семинарии. 19 ноября 1898 года переведён на должность инспектора Минской духовной семинарии с исправлением обязанностей преподавателя Священного Писания. С 1900 года — преподаватель основного догматического и нравственного богословия в Уфимской духовной семинарии. 5 марта 1902 года назначен инспектором Уфимской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В этот период он издаёт «Записки по дидактике» — свой основной труд по церковной педагогике и воспитанию. С 8 января 1903 года — ректор Олонецкой духовной семинарии. Епископ Владимиро-Волынский 21 декабря 1908 года хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, второго викария Волынской епархии. Хиротонию совершили: архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), епископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков), епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский) и епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

• Замена номинально действующего устава на Константинопольский или Студийский волевым решением церковной власти, конечно же, и неуместна, и невозможна. Однако надо признать, что сосуществование отдельных норм того и другого уставов в жизни различных церковных общин, уже имевшее место в русской церковной истории, нисколько не угрожало бы церковному единству – конечно, при условии соответствующей разъяснительной работы. • Дальнейшие попытки посильного осуществления не только духа, но и буквы существующего устава в образцовых монастырях, а иногда и в духовных учебных заведениях помогли бы создать своего рода заповедники уставной культуры, позволяющие оценить гармоническую красоту и стройность уставного богослужения. Любовь к последнему является необходимой предпосылкой всякого современного литургического творчества. 698 Кравецкий. Проблема языка. 74–78; Кравецкий. Проблемы Типикона. 58–90; Из материалов Отдела. 290–344 (последняя публикация отличается наибольшей полнотой). 712 Пальмов. 209–210. Николай Николаевич Пальмов (1872–1920), канд. богосл. КДА (1897), препод. Киевской ДС (1910), и.д. доцента КДА по кафедре церковной археологии (1912), магистр богосл. КДА (1914). 716 К.П. 1–3. Ср. рецензию на эту работу: Соловьев. Рецензия (1906). 542, а также: Соловьев. Современные вопросы. 98–100; Самарин. 36–37. 717 Извлечение (Пермь). 638–639. Ср.: Иванов П. (1). 380. Однако на других собраниях настойчиво выдвигалось требование издать особый богослужебный устав для приходов. См.: Сухов. 108 (миссионерский съезд в Самаре, 1905); Постановление (Череповец). 141; Епархиальное собрание. 1239; Доклад Добровольского. 40–41 (Аксайское и Елисаветовское пастырские собрания); Резолюции Донского съезда; Журналы (Владимир, 1917). 218; Протокол Калужского съезда. 18–20; Журнал (Курск, 1917). 308–310. 721 Фаддей (Успенский , 1872–1937) окончил МДА (1896), иеромонах (1897), преподаватель Смоленской ДС, инспектор Минской ДС, Уфимской ДС, архимандрит (1900), ректор Уфимской, Олонецкой ДС; магистр богословия (1902), еп. Владимиро-Волынский (1908), Житомирский, Астраханский (1922), член Священного Синода, архиеп. Астраханский, Пятигорский, Саратовский, Тверской (1928–1934). Под арестом (1921–1922), вновь арестован и сослан (1922–1923), вновь сослан (1926–1928), арестован и расстрелян (1937). Прославлен в лике святых Архиерейским Собором 1997 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После доклада Редакционной комиссии и подробного обсуждения Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующие документы: Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви; О причислении к лику священномучеников Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937); о том, чтобы вопрос о канонизации Царской Семьи был передан для решения Поместному Собору Русской Православной Церкви - по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых; Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви; Об отношениях с государством и светским обществом; О диалогах с инославными церквами, сотрудничестве с международными христианскими организациями и ходе богословского диалога между Православной и Восточными Православными Церквами - по докладу Синодальной Богословской комиссии; Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко); Акт об отлучении от Церкви Глеба Павловича Якунина; О лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева); Письмо Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г. Н. Селезневу и депутатам Государственной Думы. В тот же день, 21 февраля, в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялась пресс-конференция по итогам Собора. 22 февраля, в субботу, члены Архиерейского Собора совершили паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где молились у мощей преподобного Сергия Радонежского. Затем они посетили Московские Духовные академию и семинарию, а также Художественно-производственное предприятие «Софрино». Вечером Преосвященные архиереи молились за всенощным бдением в Свято-Данилове монастыре в Москве. Архиерейский Собор завершился 23 февраля 1997 года Божественной литургией в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/429313/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Архиерейского Собора БОГОЛЮБИВЫМ ПАСТЫРЯМ, ЧЕСТНОМУ ИНОЧЕСТВУ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада нашей Святой Церкви! Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в московском Свято-Даниловом монастыре 18-23 февраля 1997 года, обращается ко всей Полноте Церкви нашей со словами апостольского приветствия: " Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века " (Гал. 1, 3-4). Благодаря Господа за успешное завершение работы Собора, мы, его участники, напоминаем пастырям и пастве нашей Святой Церкви слова священномученика Иринея Лионского: " Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни " (Против ересей 3, 4, 1). Вера во Христа есть живоносное наследие, полученное нами от предков, передававшееся из поколения в поколение, выстраданное подвигом тысяч и миллионов людей, которые в течение всей истории христианства - начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней - отдавали свою жизнь за Христа и Его Святую Церковь. В сонме новомучеников и исповедников Российских, прославленных нашей Церковью, воссияли ныне три новые звезды: Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский; 1862-1937), митрополит Серафим (Чичагов; 1856-1937) и архиепископ Фаддей (Успенский; 1872-1937). В лютую годину гонений они явили беспримерное мужество и до последней минуты сохранили верность Святой Русской Православной Церкви, которой они отдали всю жизнь и ради которой пошли на смерть. Молитвенное предстательство новопрославленных святых да укрепит всех нас в несении жизненного креста, да поможет и нам быть верными Матери-Церкви, давшей миру стольких великих исповедников веры.

http://sedmitza.ru/lib/text/429319/

Службы в церкви продолжались до 1937 г. В 1937 г. на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель Покровского храма и благочинный Подольского округа протоиерей священномученик Николай Агафонников. В помещении закрытого храма размещались клуб, кузница, ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники, столярная мастерская, принесшие храму значительные разрушения. В 1993 г. здание передали Русской Православной Церкви, начаты восстановительные работы. Возобновлена литургическая жизнь. В 2005 году установлен центральный иконостас. Существующий храм Покрова Пресвятой Богородицы в с.Покров имеет длинную строительную историю. Село Покров, в древности именуемое " Дрозница " в 1627 г. было вотчиной московского Данилова монастыря. В 1627 г. имелась Покровская церковь " древяна клецки " . По челобитью игумена Данилова монастыря Герасима в 1730-1731 гг. была построена белокаменная церковь, просуществовавшая до 1845 г. С 1764 г. село стало экономическим (государственным). Небезинтересно отметить тот факт, что храм в с.Покров входил с состав Успенского собора Московского Кремля и ему уделялось особое внимание. Поэтому, когда в 1842 г. священником церкви о.Александром Успенским было подано на имя Высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского и Коломенского, подано прошение о дозволении построить новую камменную церковь по представленному плану, оно получило одобрение. полученное 18 июля 1845 г.  Проект храма был составлен в 1844 г. архитектором Горским. Тогда же место для строительства освидетельствовано губернским архитектором Д.Ф.Борисовым. В 1846 г. закончили возведение трапезной. В начале 1849 г. освятили южный придел свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского и свмч.Власия, епископа Севастийского, достроили колокольню. В 1852 г. был заказан иконостас для северного придела во имя праведных Симеония и Анны Пророчицы, освященного в 1857 г. В 1860г. главный храмоздатель о.Александр Успенский преставился и был похоронен у храма. С 1862 г. над работами надзирал архитектор Д.А.Гущин. Окончательно храм был достроен в 1872 г. и освяшен. отличался богатством внутренней отделки и росписями палехских мастеров. В 1937 г. церковь была закрыта и разорена. В 1992 г. храм возвращен верующим и возрождается. Архитектура храма - образец художественной эклектики, его проект использовался и в других культовых зданиях той эпохи (с.Сокольниково Домодедовского района).

http://sobory.ru/article/?object=03716

Священномученик Фаддей (Успенский): «Для нас настало настоящее христианское время» Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) на снимках, сохранивших его облик, выглядит не совсем привычно для правящего архиерея. 31 декабря, 2010 Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) на снимках, сохранивших его облик, выглядит не совсем привычно для правящего архиерея. 12.11.1872 г. — 31. 12. 1937 г. Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) на снимках, сохранивших его облик, выглядит не совсем привычно для правящего архиерея. Что-то детское есть в простом лице, больших серьезных глазах…А, между тем, это мученик, каких найдется, может быть, не так много, достигший святости терпением и будто олицетворяющий слова православного публициста XIX в. А.С. Стурдзы о сути этой добродетели: «это сила, не имеющая ничего общего со слабостью, это мужество, не желающее ничего разрушать». Мир Христов Тесная камера владимирской тюрьмы была заполнена до предела. Свободных коек не было, и новоприбывшим – митрополиту Кириллу (Смирнову) и архиепископу Фаддею (Успенскому) пришлось устраиваться на полу. Владыка Кирилл был человеком не из слабых, много повидавшим на своем веку, но даже на него обстановка среди уголовных преступников оказала угнетающее действие. Видя, что архиепископ Фаддей сохраняет спокойствие, а в ночные часы молится, он также попытался использовать ночное время для молитвы. Но отчаяние подступало с такой силой, что внимание рассеивалось, и владыка Кирилл неподвижно сидел в тишине, казавшейся нереальной после дневных впечатлений. И вдруг несколько слов, произнесенных его товарищем в узах, изменили все: «Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами». Спокойно и радостно стало на душе, и митрополит благодарил Бога за этот дар утешения. Благословение Когда епископ Антоний (Храповицкий) возводил иеромонаха Фаддея в сан архимандрита, он произнес примерно следующее: «Искренне могу сказать, что на тебя сегодня я возложил поистине венец терновы й».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-fa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010