Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖОН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ДОМНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖОН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2007 г. Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2007 г. (Костромской и Галичской епархии), в с. Домнине Сусанинского р-на Костромской обл. Основан при храме в честь Успения Пресв. Богородицы (XIX в.) с. Домнина первоначально как подворье (с 1991) костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря , с 2004 г. самостоятельный. Село Домнино связано с событиями Смутного времени нач. XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях И. Сусаниным . В XVI в. оно являлось центром вотчины дворян Шестовых. В кон. XVI в., когда Ксения Ивановна Шестова (см. Марфа (Романова) ) вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова (см. Филарет (Романов) , патриарх Московский), вотчина была дана ей в приданое. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. По-видимому, до восшествия на престол Домнино неоднократно посещал сын Ксении Ивановны и Федора Никитича Михаил Феодорович - 1-й царь из династии Романовых. 17-20 сент. 1619 г., уже будучи царем, Михаил Феодорович вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский мон-рь в связи с возвращением из польск. плена своего отца. Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Сусанина. После кончины инокини Марфы (1631) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому мон-рю (месту погребения Романовых), где была похоронена и инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители Домнино оставалось до реформы 1764 г., после чего жители села стали гос. крестьянами.

http://pravenc.ru/text/178889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия), расположен в с. Кэприана р-на Стрэшень Республики Молдова, в 40 км к северо-западу от Кишинёва. К. был основан в нач. XV в. при молдавском господаре Александру Добром и перестроен при господаре св. Стефане Великом (1457-1504). Первые монастырские здания были из дерева. В 1545 г. началось возведение большой каменной ц. Успения Пресв. Богородицы. После землетрясения 1820 г. монастырь был восстановлен. Основу монастырского ансамбля составляют 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. Последние 2 церкви были возведены в XIX - нач. ХХ в. В монастыре имеется также ряд др. построек. В 1689 г. буд. молдавский господарь Антиох Кантемир приписал обитель Зографскому монастырю на Св. Горе Афон. К. играл большую роль в церковной жизни Молдавии. Некоторое время здесь находилась резиденция молдавского митрополита, имелась также богатая монастырская б-ка. После присоединения Бессарабии к России в 1812 г. К. был самым крупным монастырем этого края, о чем митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони) писал обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну. По ходатайству митрополита К. м. был приписан к Кишинёвскому архиерейскому дому и в нем, как и в др. бессарабских монастырях, были введены начала общежития. В 1947 г. в монастырских строениях разместили санаторий, а в 1962 г. монастырь был официально закрыт. К. вновь стал действующим в 1989 г. За эти годы в нем были произведены значительные реставрационные работы. В монастыре похоронен митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони; 1821). Лит.: Арсений (Стадницкий), митр. А. Гавриил Банулеску-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812) и митр. Кишиневский (1813-1821). Киш., 1894; Popovschi N. Istoria bisericii din Basarabia in veacul al XIX - lea subt Rui. Chiinu, 1931; Manastiri basarabene. Chiinu, 1995; Tihonov L. Politica statului sovietic fa de cultele din R. S. S. Moldoveneasc (1944-1965). Chiinu, 2004; Пэнас М. История Правосл. Церкви Респ. Молдова. Киш., 2009; Содоль В. А. Правосл. мон-ри Молдавской ССР в 1944-1962 гг.: Взаимоотношения с гос-вом и хозяйственная деятельность: АКД. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

468-471 ДОБРОВЭЦ с. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. 471-472 ДОБРОДЕТЕЛЬ фундаментальная философско-богословская категория, обозначающая ценностно-значимый аспект духовно-нравственного совершенства человека 472-486 486-487 487-488 488-489 ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболгарского извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги 489-490 490-491 491-512 ДОБРУН муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Дабро-Босанской епархии Сербской Православной Церкви 512-513 ДОБРУШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Добружский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Кишинёвской епархии РПЦ) 513-514 514-516 ДОБРЯНСКИЙ-САЧУРОВ Адольф Иванович (1817 - 1901), политик, публицист, деятель русинского движения в Закарпатье 516-517 517-518 ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ (1704 или 1710(?) - 1772), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме 518-519 ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) 519-527 ДОВОЛЯ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Милешевской епархии Сербской Православной Церкви 527-532 532-534 534-542 ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов 542-548 ДОГМАЭЛ [Догваэл] (VI в.), прп. (пам. зап. 31 окт., 14 июня), основатель церкви и, возможно, мон-ря в Лландидохе (совр. сел. Сент-Догмелс, близ г. Кардиган, Уэльс) 548-549 549-551 551-553 553-554 554-555 ДОЙЛИДЫ р-н г. Белостока (Польша), где находится жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Белостокско-Гданьской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога 555-573 573-575 ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Источник информации: сайт www.pravenc.ru Село Умиленье. На его месте был Заозерский Авраамиев монастырь. Авраамий — современник Дмитрия Донского — был монахом в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. По указанию игумена монастыря Сергия Радонежского Авраамий ушел в галичский край проповедовать христианство. Он основал за озером под Галичем монастырь, который назвали Заозерским. Затем Авраамий ушел под Чухлому и основал там тоже монастырь. Позже Заозерский монастырь, как и другие монастыри, сделался крупным вотчинником. У монастыря в 1764 г. было шестьсот пятьдесят три крепостных. Указом Екатерины II в 1764 г. монастырь был упразднен, и церкви его превращены в приходские. Каменная двухэтажная Успенская церковь в селе построена в 1764 г. Источник Во время княжения князей: в Москве - Димитрия Иоанновича Донского, а в Галиче - Димитрия Федоровича, из обители преподобного Сергия Радонежского прибыл на место сие инок Авраамий, родом из Городца, для пустынного безмолвия, обрел икону Божией Матери, ему явившуюся на дереве, устроил здесь монастырь и пожив немало времени, ища уединения, удалился в пределы Чухломы, где снова построил монастырь и почил в оном. Каменные церкви построены здесь в бытность мужского монастыря, который упразднен, а церкви обращены в приходские. Местная икона Божией Матери, явленная преподобному Авраамию и чудотворная, шестилистовая, именуемая " Умиление " , в серебряной позолоченной ризе с венцом. Из двух деревянных часовен одна находится при Галичском озере, как месте первого пребывания преподобного Авраамия, и другая на месте упраздненной приходской Знаменской церкви в 1763 году. Расстояние от Костромы 120 в., от Галича 6 в. через озеро. Ближайшие церкви: Рождества Божией Матери села Сынкова и Богоотцовская, села Туровского в 5 в., Васильевская в Рыбной Слободе г. Галича в 6 в. через озеро.  В XVII в. монастырь входил в состав Галичского уезда. В 1656 г. упоминается как новоприбылая " церковь Успения Пречистыя Богородицы преподобнаго Аврамия Городецкаго над Галицким озером в Волежской волости " . В августе 1652 г. " запечатана благословенная грамота по челобитью из Галича Успения Пресв. Богородицы Новозаозерскаго монастыря строителя старца Аврамия с братиею на два престола во имя Успения Пресв. Богородицы да Николы чудотворца " .

http://sobory.ru/article/?object=23834

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архитектура КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) ЛАТКОВ Александр Афанасиевич (1859 или 1863 - 1949), архит., реставратор; работал в Москве и Подмосковье ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция) ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери ЛЫХНЫ архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии ЛЬВОВ Николай Александрович (1753-1803), рус. архитектор, поэт, деятель художественной, муз. культуры и лит-ры эпохи классицизма МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/123090_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСЭУЦКИЙ (КОСОУЦКИЙ) В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии), находится близ с. Косэуць (Косоуцы) р-на Сорока (Сорокского) Республики Молдова. Основан предположительно иеросхимонахами Павлом и Гавриилом как скит, по-видимому, Каларашовского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря на землях имения, полученного Хушской епархией Молдо-Влахийской митрополии в 1729-1730 гг. Скит был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Название происходит от владения Косоуцы, на землях к-рого была устроена обитель. Скит также именовали Йоржницким, поскольку он находился на берегу одноименного ручья. Первое письменное упоминание о К. м. относится к февр. 1757 г., когда скитоначальником был иером. Михаил. В 1801-1806 гг. начальником скита был иером. Виссарион. В 1809 г. в К. м. жили иеромонах и 11 монахов. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. В 1812-1813 гг. по решению митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) скит был преобразован в мон-рь. В 1814-1821 гг., при настоятеле иером. Онисифоре, К. м. часто использовался епархиальным руководством как место исправления «бродяжных и неисправляющихся людей духовного звания» с запрещением священнослужения и «употреблением в свободное от церковных молитв время в монастырския послушания». С 1819 г., когда в К. м. проживали 8 насельников (настоятель, 2 иеромонаха и 5 монахов), иером. Онисифор являлся также и настоятелем Каларашовского мон-ря. В ряде источников ошибочно упоминается о закрытии К. м. в 1821 г. С 1823 г. К. м. возглавлял игум. Никандр, а с 1827 г.- иером. Арсений из Рудянского во имя Святой Троицы монастыря , неоднократно просивший о своем переводе в К. м. Последним настоятелем К. м. стал игум. Лазарь ( март 1833). В кон. 20-х гг. XIX в. в К. м. имелось 5 ветхих деревянных зданий, крытых камышом: ц.

http://pravenc.ru/text/2458885.html

24 марта 1947 г. Мукачевский василианский мон-рь был ликвидирован, все 33 монаха переселены в Имстичевский мон-рь. 1947-2017 гг. Настоятельница мон-ря игум. Параскева (Прокоп). Фотография. До 1967 г. Настоятельница мон-ря игум. Параскева (Прокоп). Фотография. До 1967 г. В апр. 1947 г. постройки М. Н. м. перешли в ведение РПЦ, обитель возрождена как женская, в ней поселились монахини православного Липчанского Вознесенского жен. мон-ря. Первой настоятельницей в апр. 1947 г. была назначена игум. Параскева (Прокоп; 1896-1967). Когда в кон. 60-х гг. XX в. планировалось закрытие более десятка мон-рей в СССР, в т. ч. М. Н. м. и Вознесения Господня монастыря в с. Чумалеве Закарпатской обл., тяжелобольной патриарх Московский и всея Руси Алексий I прибыл в Кремль и убедил власти не упразднять часть обителей. Из закрытых монастырей на территории Закарпатья монахинь переводили именно в М. Н. м. и Чумалевский жен. мон-рь. Патриарх, зная о тяжелом положении М. Н. м., направлял в мон-рь материальную помощь для ремонта зданий и технику для обработки земли, дарил богослужебные книги. В 60-70-х гг. XX в. в мон-ре были проведены водопровод, газопровод, построена котельная, установлено паровое отопление, восстановлены хозяйственные помещения. По каталогу 1951 г. б-ка обители насчитывала 5400 книг на 17 языках. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 2004 г. Фотография. 2016 г. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 2004 г. Фотография. 2016 г. При настоятельнице (1967-1984) игум. Афанасии (Багуряк) Николаевский храм был реставрирован, проведен капитальный ремонт монастырских зданий. В 1985-1993 гг. М. Н. м. управляла игум. Феофания (Бобёр; 1919-2002). В 2004 г. был построен храм (часовня) в честь Успения Пресв. Богородицы. Третьим монастырским храмом является домовая ц. во имя Всех святых с жилым корпусом (1766-1772). Сохранились ограда с башнями XVII в. и древняя винокурня. В М. Н. м. работает швейная мастерская, имеется большое хозяйство: сады, поля, виноградники, пчельники. Среди почитаемых святынь - икона Божией Матери «Скоропослушница», список Иверской иконы Божией Матери, привезенный с Афона, крест с частицей Животворящего Креста Господня, икона с частицей мощей свт. Николая Чудотворца, ковчег с частицами мощей преподобных Моисея Угрина, схиархим. Алексия (Кабалюка), Гавриила (Зырянова) и др. Сохранилось архивное собрание документов М. Н. м., включая грамоты XV-XVI вв. (ГА Закарпатской обл. Ф. 64, 131).

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Согласно афонской общежительной традиции, Н. м. возглавлялся игуменом, к-рого избирали из числа братии Пантелеимонова мон-ря или Н. м. и к-рый затем управлял обителью пожизненно. Монашеская жизнь основывалась на послушании и старческом духовном руководстве. Все необходимое иноки получали от обители, и им запрещалось иметь что-либо из личной собственности. Мн. насельники Н. м. известны благочестием и монашескими подвигами, в т. ч. духовно-просветительными и лит. трудами, среди них схиархим. Иерон, архим. Иларион, иеросхим. Митрофан (Гвоздев (по нек-рым док-там, Яковлев); в мантии Мелетий), иеросхим. Пантелеимон (Котельников), схимонахи Иннокентий (Чернояров), Иларий (Кожевников) и др. Скит и подворья В марте 1885 г. мон-рю был передан древний храм Успения Пресв. Богородицы в Пицунде (реставрировался в 60-х гг. XIX в.) «с принадлежащими ему постройками и наделами»; учрежден как Пицундский скит. Храм отремонтирован новоафонской братией, снабжен церковной утварью и 3 сент. 1885 г. торжественно освящен архиепископом Карталинским и Кахетинским Павлом (Лебедевым), экзархом Грузии, в присутствии главноначальствующего на Кавказе. В 1896 г. в Пицундском скиту находилось 65 чел. братии; в 10-х гг. XX в. в нем имелись большой келейный корпус, трапезная и необходимые службы. Пицундский скит закрыт после 1917 г. Успенский собор сохранился; в 1975 г. он был переоборудован в концертный зал. Церковь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде. X в. (?). Фотография. 2011 г. Церковь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде. X в. (?). Фотография. 2011 г. Мон-рь имел подворье в С.-Петербурге (архит. Никонов). Главный престол его храма, в честь Иверской иконы Божией Матери, освящен в 1888 г. митрополитом Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским) и епископом Ладожским Митрофаном (Невским) в сослужении игум. Иерона и духовенства. В 1912 г. на подворье проживали до 50 иноков из братии Пантелеимонова мон-ря и Н. м. Среди святынь особенно почитались чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и «Избавительница». В 1919 г. храм подворья стал приходским, остававшиеся там монахи в 1923 г. выселены из келий, нек-рые подверглись репрессиям. Храм закрыт в 1930 г.; впосл. архитектурный комплекс подворья был значительно перестроен, часть его снесена.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Остальные деревянные церкви той же вотчины, построенные на мирские средства («мирского строения»), принадлежали к двум главным типам, обычным на нашем севере. Одни были устроены «клетцки», т. е. имели продолговатый или равносторонний четырехъстенный прямоугольник в окладе (ср. сообщение В. Е. Румянцева на VII археологическом съезде, Труды седьмого археол. съезда, М. 1892, Протоколы, стр. 91–92) и состояли из одного придела каждая. Некоторые были с трапезою, другие – без нее. В 1616 году к церквам этого типа принадлежали: в Кивуе – теплая церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы и церковь св. Николая чюдотворца (Рукоп. Кир. библ. 76–1315, л. 8); в Мегре – церковь Успения Пресв. Богородицы (там же, л. 37); в Куности (Заозерского стану)–церковь Покрова Пресв. Богородицы (там же, л. 43 об.); в погосте Карголомской волости Надпорожского стану – церковь Благовещенская и церковь во имя св. Николая (последняя – с трапезою; см. там же, л. 46 и об.); на Лозском озере, на острову – церковь Рождества Пресв. Богородицы и церковь (с трапезою) св. архангела Михаила (там же, л. 49); в Вашкие – церковь (теплая) Рождества Преч. Богородицы (там же, л. 2); в Елизарове Раменье – церковь св. Димитрия Солунского (там же, л. 58); в Романове Слободке, на реке Кономе, в селе Васильевском – церковь св. мученика Георгия, с трапезою (там же, л. 75 об.); в Романове же Слободке, на речке Челмосоре, в погосте – церковь Рождества Христова и церковь св. мученик Фрола и Лавра, с трапезою (там же, л. 77 об.); в Яргомже, в погосте – церковь Благовещения, с трапезою (там же, л. 92); на Ерге, в селе Воскресенском – церковь Воскресения Христова и церковь св. Николая чюдотворца с трапезою (там же, л. 98); в селе Ильинском Большом Дворе, на Суходоле, в Чаромском ключе – церковь св. Илии и церковь св. Андрея Первозванного, с трапезою (там же, л. 109); в Запогостье, на речке Чюровке – церковь Рождества Богородицы и церковь Рождества Христова с трапезою (там же, л. 117); на погосте в Коленце, по Шексне – церковь св. Кирилла чюдотворца (там же, л. 119 об.–120); в Троицком погосте, на Суходоле – церковь св. Троицы (там же, л. 131); в Колкаче, на меньшой Сиземке, в Старом Селе – церковь св. апостолов Петра и Павла (там же, л. 133 и об.); в погосте на Милобудовском озерке (в Городском стану, на Словинском Волоку) – церковь Покрова Пресвятой Богородицы и церковь св. Николая чюдотворца (там же, л. 140); в погосте на «Усть-Порозобицы», на Словинском Волоку – церковь Благовещения (там же, л. 161 об.); в погосте на устье реки Словенки – церковь Вознесения (там же, л. 176 об–177); на погосте, что на усть-реки Копытовки (на Словинском Волоку) – церковь с трапезою св. Димитрия Солунского (там же, л. 179 об.); итого 28 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Сведения о монастырских служителях, проживавших в Подмонастырской слободе, известны с XVII в. В Смутное время слобода была разорена и восстановлена только в 20-х гг. XVII в. По писцовой книге 1626-1629 гг., в ней находилось 10 дворов стрельцов и 6 дворов монастырских служек. По первой ревизии (1719), значится 208 чел. муж. пола, по второй (1744) - 179 служителей и бобылей. Офицерская опись монастыря 1764 г. сообщает, что «жительство оные служители и бобыли имеют работою своею, а некоторые от своего рукоделия и от торговых разных промыслов». Храмы и другие постройки Первый храм, построенный прп. Сергием по благословению митр. Алексия, был освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы, возможно 25 марта 1376 г. Согласно Житию, «сребро довольно» на его возведение пожертвовали вкладчики, князья и бояре. Описания зданий церкви XIV-XV вв. не сохранились; очевидно, они были «клецкие», деревянные. Первые документальные сведения о Благовещенском соборе в писцовых книгах 1562-1563 и 1592-1593 гг. лаконичны: упоминается каменная «церковь Благовещение Пречистые Богородицы да придел царя Костянтина» (РГАДА. Ф. 281. 203/8927; ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 841). Возможно, придел храма устроен в 1526 г. в связи с браком вел. кн. Василия III Иоанновича и княжны Елены Васильевны Глинской. Аналогичный текст приведен и в писцовой книге 1627-1629 гг. В 1608 г. храм неоднократно разоряли: «от воинских людей» «престол порушен и осквернен, и сосуды церковные поломаны». Ростовский митр. Филарет (Романов) распорядился выдать новый антиминс и благословил «тот храм освящати» (АИ. Т. 2. 106. С. 136; РИБ. Т. 2. 171. С. 693-694). Церкви в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1-я треть XVI в. и во имя Всемилостивого Спаса. 1656 г. Фотография. Нач. XX в. Церкви в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1-я треть XVI в. и во имя Всемилостивого Спаса. 1656 г. Фотография. Нач. XX в. Архитектурные особенности 2-этажного каменного Благовещенского собора, построенного, вероятно, в 1-й трети XVI в., стали известны в ходе реставрационных работ 1963-1964 гг. Здание кубической формы, одноглавое, 4-столпное, поставлено на подклете, завершение позакомарное. Арки, несущие барабан главы, ступенчато повышены, благодаря этому глава поднята кверху, а в ее основании находился украшенный кокошниками восьмерик. Фасады собора делились пилястрами и полуколонками на 3 части, внутри церкви соответствующих этому делению лопаток не было. С 3 сторон - северной, южной и западной - храм окружала галерея-гульбище. Архитектурные и конструктивные особенности здания сближают его с соборами суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/1840171.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010