Что это заглавие есть плод недомыслия позднейших писцов, а не принадлежность оригинальной редакции ответов, видно из одной рукописи XIV века, находящейся во Флорентийской Лаврентиевой библиотеке. Ответы вышеупомянутого Никиты, митрополита Солунского, известные по печатным изданиям, начинаются в этой рукописи с того же самого неизданного ответа, как и в синодальной, и все стоят под одним общим заглавием, какое в синодальной рукописи выставлено только над первым (неизданным) ответом 90 . В этом ответе решается вопрос, на который мы не находим решения в других известных источниках византийского церковного права, именно: «можно ли в одну и ту же литургию рукополагать священника и диакона, и не запрещено ли рукоположенного сегодня в диаконы на другой или на третий день производить в священники?» Учёному канонисту нашего времени, без сомнения, будет весьма любопытно прочитать решение этого вопроса, данное канонистом – практиком XII века, – и вот причина, почему мы присоединяем это решение к ответам, принадлежащим, как думается нам, другому, старшему Никите, митрополиту Солунскому. ρωτσεις διαφρων νομμων κα κανονικν ζητημτων νενεχϑεσαι Νικτα, τ γιωττ μητροπολτ Θεσσαλονκης, κα λσεις ατν πολυϑεσαι παρ’ ατο 91 1) ρτησις· Ε χρ γυνακα διγαμσασαν ες τρτον λϑεν συνοικσιον; πκρισις· ο χρ. 2) ρτησις· Ε χρ στεφανοσϑαι τος διγαμουντας; κα ε τ ν μρος παρϑενεει, τι φειλει γνεσϑαι; πκρισις· τ μν παρϑενεον μρος ξπαντος δι τν τς παρϑενας φυλακν, ς ζιον στεφνων, κα στεφανωϑσεται· τν δ διγαμον, κα σιος Θεδωρος Στουδτης κα πρ ατο τν γλτταν χρυσος, κα πλς ρϑς λογισμς κωλει στεφανοσϑαι· κατ παραχρησιν γρ δετερος γμος κα κατ συγκατβασιν δδοται, ϑεν κα πιτιμται. 3) ρτησις· ν γυν ποχωρσ, σασα τν ατς νδρα νευ ατας τινς, λβ δ κενος τραν, χρ λαβεν κα τν γυνακα τερον νδρα, ο; ε δ δι τ μοιχεεσϑαι ατν καταλεψ τατην νρ ατς κα λβ τραν, τ χρης λαβεν κκενην νδρα, ο; πκρισις· δει τν νδρα τν ποχωρσασαν ναιτως παντοως νακαλεσϑαι· νν δ λαβν τραν κκενην παριδν, διπλ πκειται κρματι, ως ν χωρισϑ τς δευτρας κα τν προτραν νακαλσηται· ποσης γρ τς προτρας νεγκλτως κα χωρς το κατ νμον διαζυγου, δετερα ο γνησα στν, λλ μλλον κα πορνεα μοιχεα τ πργμα λογζεται.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

1336 О разных этапах редактирования текста см.: Wirbelauer Ε. Zwei Päpste in Rom: der Konflikt zwischen Laurentius und Symmachus (418−514): Studien und Texten//Quellen und Forschungen zur Antike Welt. München, 1993. Bd. 16. S. 72; 246; Aimone P.V. Gli autori delle falsificazioni simmachiane//Il papato di San Simmaco: Atti del Convegno internazionale di studi: Oristano, 19−21 nov. 1998. Cagliari, 2000. 66 ss.; Wirbelauer E. Simmaco e Lorenzo: Ragioni del conflitto negli anni 498−506//Ibid. P. 39−51 ; Canella. Gli Actus Silvestri, cit. (сн. 102). P. 15. 1337 Constitutum Silvestri can. XX 27 ed. Constant; ср.: Pohlkamp. Textfassungen, cit. (сн. 102). S. 181; Aiello. Cassiodoro e la tradizione su Costantino, cit. (сн. 103). 1994. P. 142; Fuhrmann H. Die Fälschungen im Mittelalter//Historische Zeitschrift. 1963. Vol. 197. 529 ss.; Gaudemet J. Les sources du droit de l’Église en Occident du II е au VII e siècle. Paris, 1985. 97 ss.; Vacca S. Prima sedes a nemine iudicatur: Genesi e sviluppo storico dell’ assioma fino al Decreto di Graziano. Parma, 1993; Grossi V. Il’ Decretum Gelasianum’, cit. (сн. 115). 231 ss. 1338 Phot. Bibliotheca. 88; ср.: Winkelmann F. Die Quellen der Historie ecclesiastica’ des Gelasius von Cyzicus (nach 475)//Byzantinoslavica. 1966. Bd. 27.104 ss.; Ehrhardt C.T.H.R. Constantinian documents in Gelasius of Cyzicus Ecclesiastical history//Jahrbuch für Antike und Christentum. 1980. Vol. 23. 48 ss. 1339 Наиболее правдоподобная датировка – около 473 г. Ср.: Frothingham A. L’omelia di Giacomo di Sarûg sul battesimo di Costantino imperatore//Atti Accad. Lincei. Mem. Classe scienze morali. 280. 1882/83, 167−242, spec. 167 ss.; Parente. Qualche appunto sugli ‘Actus beati Sylvestri’, cit. (сн. 109). 881 ss.; Kazhdan. Constantin imaginaire, cit. (сн. 3). P. 209; Scott R. The image of Constantine in Malalas and Theophanes//New Constantine: the rhythm of Imperial renewal in Byzantium, 4 th −13 th centuries. Aldershot, 1994. P. 60. 1340 О серьёзных волнениях, воспламенивших жизнь римлян в 498−506 г. вследствие Лаврентиевой схизмы, см.: Picotti G.B.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На манастир в сирийския град Маалула беше предадено комплексно електрооборудване на базата на слънчеви панели Служба «Комуникация» на ОВЦС , 18.10.2022. На 17 октомври в патриаршеския манастир «Св. равноапостолна Текла» в Маалула (Сирия) се състоя тържествена церемония, по време на която на обителта беше предадено монтирано комплексно оборудване на базата на слънчеви панели, което ще осигурява с електроенергия сградите на храмовия комплекс, жилищните и стопанските постройки,  съобщава сайтът на Представителството на Руската Православна Църква в Дамаск. В тържествената церемония участваха специалният представител на Президента на Русия по въпросите на сирийското омиротворяване А.Л. Лаврентиев, заместник-ръководителят на секретариата на Президента на Руската Федерация В.А. Лунков, Извънредният и Пълномощен посланик на Руската Федерация в Сирия А.В. Ефимов, заместник-председателят на Комитета на Държавната Дума по делата на ОНД К.К. Тайсаев, генералният директор на президентската библиотека «Борис Елцин» Ю.С. Носов. От името на Руската Православна Църква в церемонията участваше представителят на Московския и Всерусийски Патриарх при Патриарха на Антиохия и целия Изток архимандрит Филип (Василцев). Пред портите на обителта руската делегация беше посрещната от викария на Антиохийския Патриарх епископ Лариски Моисей, архимандрита Матей (Рузук) и игуменията на манастира Пелагия (Сеяф). Откривайки тържествената церемония, заместник-ръководителят на секретариата на Президента на Руската Федерация В.А. Лунков спомена за голямата работа, извършена, за да се окаже помощ на Сирийската арабска република в сферата на хуманитарните проблеми, стоящи остро пред сирийския народ след края на активния период на военните действия и освобождението на сирийската територия от терористите. В частност, на братския сирийски народ са предадени големи обеми хуманитарна помощ, включително продоволствие, домакинско-хигиенни комплекти, спални принадлежности, училищно-писмени принадлежности, учебни помагала, играчки за деца. «Освен това, отчитайки острата потребност от осигуряване на ток за жизненоважните социални обекти, секретариатът на Президента на Руската Федерация осигури доставка, монтаж и пускане в експлоатация на дизелови електроцентрали с мощност 100 киловата в болниците на градовете Дераа и Забадани, – продължи той. – През юни тази година беше организирано посещение на манастира «Рождество Богородично» в Седная, по време на което на манастира беше подарена Седнайска икона на Божията Майка, нарисувана в художествените работилници на Даниловия манастир, и хуманитарна помощ за сираците-възпитаници на манастира. Бяха предадени повече от хиляда комплекта училищни пособия, книги, учебни помагала и играчки за деца».

http://mospat.ru/bg/news/89727/

Второй день (т.е. опять неопределенно долгий период времени) обнимает собою, по Ж. д’Этьену, период отделения и обособления Земли от блестящей туманности, потери Землею света, образование на ней атмосферы, морей и суши и возникновение жизни в водных вместилищах Земли. Представляющиеся два возражения: 1) что в Библии о втором дне говорится, что Бог создал во время его твердь, а вовсе не обособил Землю, и 2) что сотворение растений приурочивается в Библии к третьему дню, а животных – к пятому, Ж. д’Этьен устраняет таким образом. Под твердью (râkia) нужно разуметь, говорит он, не небо, а пространство, и поэтому, на латинский язык он переводит râkia не словом firmamentum, а словом expansion. Разделение вод и устроение тверди, поэтому, и должно понимать в смысле обособления миров, соединенных прежде в одно целое. Что касается до того, что появление жизни на Земле приурочивается не ко второму, а к следующим дням, то Ж. д’Этьен говорит, что Моисей в своем повествовании о сотворении растений и животных говорит только о флоре и фауне наземных, но не касается флоры и фауны подводных, между тем, как первобытные флора и фауна были исключительно подводными. Таким образом, второй день творения обнимает, по его представлению, так называемый в геологии, первичный период (заключающий в себе лаврентиевскую, гудзоновскую и силлурийскую эпохи, представляющие самые глубокие первобытные отложения Земли, некристаллические скалы, скалы кристаллические и метафорные, первобытные граниты и гнейсы). Третий день (период) характеризуется появлением наземной флоры, он соответствует в геологии эпохам девонской и каменноугольной. Исследование растений этих эпох показывает, что Земля была тогда в совершенно иных условиях, чем теперь, именно, атмосфера ее была тогда чрезвычайно насыщена углекислотою, затем, на Земле тогда не было различия климатов и времен года. Первое доказывается обилием углерода в растениях этих эпох, второе – тем, что растения одних и тех же видов были распространены тогда по всей Земле (встречаются и у Шпицбергена, и у тропиков, и, что, при перерезывании этих растений, в стволах не оказывается тех концентрических кругов, по которым в настоящее время мы узнаем возраст растений, и существование которых обусловлено различием времен года).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

57, 160, 161); есть здесь и умовение рук (л. 57 об.). В гелатском Евангелии (л. 83): стражи вместе с первосвященниками и старейшинами приводят Иисуса Христа к Пилату, одетому в белую тунику с черной обшивкой по подолу и рукавам и в черную куртку с перекрестием на груди, напоминающим византийский лор; слуга подает ему воду из кувшина. Шаблонная сцена суда без омовения повторена также на л. 135, 213 и 269. В Евангелии университетской библ. в Афинах (л. 276): Иисус Христос свободно стоит перед Пилатом; Он не связан, как в гелатском Евангелии; за Ним один страж без оружия. В коптском Евангелии (л. 82 об.): Иисус Христос стоит вместе с Вараввой перед Пилатом, умывающим руки. Греческий подлинник: палаты; Пилат молодой, с большой бородой, в блестящей столе и золотом венце, сидит на троне. Перед ним Христос связанный, приведенный воинами; множество книжников и фарисеев указывают на Него Пилату 1933 . Миниатюры лицевых Страстей, повторяя с буквальной точностью текст, вообще скучны и однообразны: Иисус Христос стоит перед Пилатом, при чем присутствуют воины и народ; Пилат в уединенном месте беседует с Иисусом Христом о том, откуда Он и кто и за что иудеи хотят убить Его. Жена Пилата спит в постели; перед ней стоит связанный Иисус Христос; она посылает слугу к Пилату. Пилат показывает Иисуса Христа народу вместе с Вараввой; Никодим защищает Иисуса Христа перед Пилатом; Пилат умывает руки (О. Л. Д. П. CLXXVI, 91; XLVIII; CLXIII; CXXXVII, 1903; LXXIII; CCLX; С.-Петерб. Дух. Акад. А 1 / 23 ). Гораздо реже встречаются изображения Суда Анны, Каиафы и Ирода: впервые эти изображения появились, по-видимому, в полных лицевых Евангелиях и составлены по шаблону. Примеры: Евангелие 74, л. 55, 97 об., 160, 160 об.; лаврентиевское Евангелие, л. 56; давидгареджийская минея, л. 21; гелатское Евангелие, л. 80, 134, 214, 268. В лицевых Страстях и русских гравюрах XVIII-XIX вв. оно повторяется довольно часто. Судья, раздирающий свои одежды, – признак суда Каиафы 1934 . Моменты суда возможно отличать также по картинам поругания Иисуса Христа: о них речь ниже; а теперь необходимо еще бросить взгляд на картину суда в русских гравюрах, имеющую темное апокрифическое происхождение: это «Собор и суда изречение от неверных иудей на Иисуса Назареа, Искупителя мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Еще ниже блудный сын стоит перед богачом, сидящим перед палатами на возвышенном троне с жезлом в руке; направо он пасет свиней, далее Иисус Христос держит его в своих объятиях; а вверху на правой стороне развязка притчи: раб закалывает тучного тельца, Иисус Христос повелевает ангелам дать блудному сыну одежду и сапоги, которые он тут же и надевает на себя; голова его украшена нимбом. Роскошные палаты и в них обширный стол с яствами; за столом множество праведников в золотых нимбах. Это рай. Направо Иисус Христос беседует со старшим сыном притчи, представленным в золотом нимбе, в типе ап. Петра. Все эти эпизоды притчи имеют вид отдельных изображений, расположенных среди обширного ландшафта. Фигуры иконописные, но правильные, отделка деталей весьма тщательная 1491 . Притча о богатом и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ). В кодексе Гр. Богослова 510 притча эта изображена перед словом « Περ φιλοπτωχας» (л. 149): богач в роскошных одеждах едет на богато убранном коне; впереди на пути лежит обнаженный и покрытый струпьями Лазарь – праведный, в нимбе; пес лижет струпья его. Направо и налево смерть Лазаря и богача: первый спеленутый, в нимбе, лежит одиноко, второй в роскошном гробе; женщина оплакивает его. Внизу богач в огне, показывает рукой на свой засохший язык; а Лазарь сидит на лоне Авраама, и ангелы служат ему. В Евангелии 74 (л. 145 об.) отмечен один последний момент притчи: рай с деревьями, в середине этимасия; Авраам держит Лазаря на лоне; направо богач сидит в огне и указывает рукой на свой язык (елисаветгр. Евангелие, рис. 96). 96. Миниатюра елисаветградского Евангелия. То же в афоноиверском Евангелии 1 (л. 309 об.), с опущением этимасии; и в гелатском (л. 197) 1492 ; а в лаврентиевском Евангелии (л. 144) прибавлено изображение Спасителя, поучающего народ в притчах. В греческом подлиннике: палаты и в них стол с различными яствами. Человек в блестящих и богатых одеждах, с кубком в руке, сидит за этим столом; множество рабов служат ему, принося различные яства. Вблизи он лежит на одре, и демоны исторгают душу его. Вокруг него плачущие женщины и дети. Внизу у дверей палат лежит на земле обнаженный и покрытый язвами человек; псы лижут язвы его, а над ним Давид с арфой и чины ангельские, принимают душу его при звуках труб и органов. Далее ад, а в нем богач среди пламени, говорит: «отче Аврааме помилуй мя»; напротив него рай и в нем Авраам с Лазарем в недрах. Авраам отвечает богачу: «чадо, помяни, яко восприял ecu благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая» 1493 .В том же духе изображена притча и в стенописях афонских соборов Каракалльского и Филофеевского. В памятниках русских эта притча известна по гравюрам XVIII в., рисунки которых составлены под влиянием иностранных образцов 1494 ; нередко можно встретить ее и в гравюрах новейших. Из западных миниатюр упомянем об ахенском Евангелии 1495  и рукописи нац. библ. 9561 (л. 155–156): в последней богач, пирующий за столом и мучимый в огне, представлен в короне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В следующие три года Половцы опять стали тревожить Русские владения и доходили даже до Переяславля; встревоженные этим, Русские князья, свободные от междоусобий, общими силами предприняли новый поход на Половцев, разбили их под Лубном и гнали до Хороля; потом заключили с ними мир, причем Владимир женил своего сына на дочери Полоцкого князя, Аэпы, сына Осенева, а Олег Святославичь женился на дочери другого Аэпы, сына Гиргенева. Движение Половцев было, кажется, подстроено Ростиславичами, которые, конечно, опасались, чтобы старшие князья, рано или поздно, не потребовали исполнения Уветичевского договора относительно Теребовля; на эту мысль наводит то обстоятельство, что настоящие движения Половцев, преимущественно были ведены Боняком, давнишним союзником Ростиславичей, и были направлены на владения Святополка и Мономаха, главных виновников Уветичевских мирных статей. В 1109 году Мономахов воевода, Дмитр Иворовичь, ходил в Половецкие степи до Дону и возвратился с богатою добычею. А на другой год, весною, Святополк, Мономах и Давыд сами было собрались на Половцев, но, дошед до Воиня, возвратились. Вслед за тем Нестор описывает явление, бывшее над Печерским монастырем, 11-го Февраля, 1110 года. Это, кажется, было последнее известие сообщенное Нестором потомству; здесь остановилось перо Печерского отшельника, застигнутое смертию, или каким либо иноческим послушанием. Вот последние слова нашего летописца: „Тако и се явленье некоторое показываше, ему же бе быти, еже и бысть: на второе лето не се ли Ангел вожь бысть на иноплеменникы и супостаты, яко же рече: Ангел, пред тобою предидет, и пакы Ангел твой буди с тобою.« Этими словами оканчивает свой список летописи и Игумен Сильвестр, древнейший переписчик Нестора, писавший свою рукопись в 6624 году. Продолжение трактата о том же явлении, помещенное в Ипатиевском и Хлебниковском списках, с слов: „Якоже пророк Давыд глаголет,«.... до слов: „исходящие сему лету 18,« явно есть вставка, сделанная после, что обличают натяжки в доказательствах, повторения сказанного прежде и, наконец, бесполезное многословие, чего не терпел Нестор. Что касается до дальнейшего продолжения летописи, то его решительно нет возможности приписать Нестору. Во первых, это доказывают большие разногласия в списках, Лаврентиевском, Радзивиловском и Ипатиевском, в чем никак нельзя обвинять переписчиков, которые до 1110 года, не допускали же таких разногласий; во 2-х, повторение некоторых обстоятельств и форм изложения помещенных прежде, напр., Ипатиевской список под 1111 годом повторяет, со всеми, подробностями княжеский съезд на Долобьске, описанный у Нестора под 1103 годом; даже самая речь Мономаха одна и таже, только в Ипатиевском списке подновлена и бестолково распространена против помещенной у Нестора; или под 1113 [годом].

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Краснохолмский-Антониев, I, 16. Красноярский-Введ., Енис. г., II, 703. Кременский-Вознесен.-Донской, I, 124. Крестиморовская или Крестомаровск.– Воздвиж., Нижег. г., II, 890. Крестиморовский, Арх. г., II, 1041. Крестный-Кийостров., Арх. г., II, 891. Крестовоздвиж.-Бизюков, Смол. г., I, 27. Крестовоздвиж.-Бежецкий, II, 892. Крестовоздвиж.-Белевский, I, 263. Крестовоздвиж.-Верхочепецкий, Вятск. г., I, 111. Крестовоздвиж.-Дубенский, Волын. г., I, 266. Крестовоздвиж.-Кизлярский, II, 894. Крестовоздвиж.-Костромский, I, 12. Крестовоздвиж.-Костромский, I, 260. Крестовоздвиж.-Луховский, II, 895. Крестовоздвиж.-Московский, I, 268. Крестовоздвиж.-Нижегородский, I, 396. Крестовоздвиж.-Полтавский, II, 896. Крестовоздвиж.-Ржевский, II, 893. Крестовоздвиж.-Саратовский, I, 262. Крестовоздвиж.-Слободской, I, 265. Кресторогская-Тихонова, Волог. г., II, 1220. Кресторосская-Тихонова, Волог. г., II, 1120. Кривецкий, Арх. г., II, 897. Кривоезерск.-Троиц., Костр. г., II, 898. Кронский-Троиц., Вилен. г., II, 899. Крохинский-Устьшехонский, II, 1332. Крупицкий-Никол.-Батуринский, Черн., г., II, 900. Крутецкий-Николаев., Новг. г., II, 901. Крыпецкий-Иоанно-Богосл., Псков. г., II, 837. Ксенофонтов-Троиц.-Робейский, Новг. г., II, 902. Кузнецкий-Рождеств., II, 1119. Кукарский-Покров., Вят. г., II, 1069. Кукарский-Успен., Вят. г., II, 1288. Кукоцкий-Покров., Влад. г., II, 1070. Кукоцкий-Спасов, Влад. г., II, 1156. на Кулижках-Ивановский-Московский, I, 208. Кулюбацкий, Пск. г., II, 1319. Курмышский-Рожд.-Богор., II, 1131. Курмышский-Троиц., II, 1250. Курский-Знам.-Богород., I, 201. Курский-Троиц., II, 1243. на Курцове-Успен.-Холмогор., I, 546. Куряжский- Старохарьковский -Преобр., I, 270. Кутеенский-Богоявл.-Оршанский, I, 271. Кутеенский-Успен.-Оршанский, I, 272. на Куште-Александров-Успен., Волог. г., II, 605. Л Лавра-Большая- Александровский – Суздальский, II, 604. Лаврентиев-Возн., Калуж. г., I, 274. Ладинский-Покров., Полт. г., II, 1071. Лазарев-Новгородский, II, 903. Лальский-Архангельский, I, 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

О включении сведений об И. в предание о св. Лаврентии не позднее кон. IV в. свидетельствуют неск. иконографических памятников. На рельефе мраморного саркофага кон. IV в. в г. Апт (Франция) изображен Христос с И. и Сикстом II. Позолоченные изображения мучеников Сикста, Лаврентия и И. сохранились на стеклянных дисках, к-рые в IV-V вв. изготавливались в Риме для нужд паломников. Наиболее ранний сохранившийся лит. памятник лаврентиевского цикла на лат. языке - Мученичество святых Сикста, Лаврентия и Ипполита (Passio Vetus - BHL, N 7811-7812). Оно было составлено, по мнению Дж. Веррандо и Э. Фольери, в 1-й пол. V в. Согласно Мученичеству, в начале гонения имп. Деция (249-251) Римский еп. Сикст передал церковную казну архидиак. Лаврентию. После казни Сикста Деций приказал Лаврентию выдать сокровища. Тот попросил отсрочки в 2 дня и был передан под стражу И., начальнику воинов (dux). Увидев, что Лаврентий намеревается раздать деньги нищим, И. попытался воспрепятствовать этому, однако Лаврентий предложил ему более ценное сокровище - веру во Христа и в подтверждение своих слов исцелил слепых нищих. После этого И. стал христианином. На следующий день он сообщил Децию, что Лаврентий пришел ко дворцу с толпой нищих и просил впустить его, чтобы отдать церковную казну. Представ перед императором, Лаврентий указал на нищих и назвал их непреходящим сокровищем Церкви. Разгневанный император передал мученика префекту Рима Валериану для пыток и казни. И. похоронил останки Лаврентия и на 3-й день явился во дворец. Он исповедал веру во Христа, за что был немедленно подвергнут пыткам. По приказу императора его вывели за город и казнили, привязав за ноги к диким коням. Христиане похитили останки И. и 13 авг. похоронили «в усыпальнице, что рядом с преторианским полем». В греч. агиографической традиции также существуют произведения о мучениках Лаврентии, Сиксте и И. (BHG, N 976-978b), к-рые в основном остаются неопубликованными. В Императорском Минологии («Царской Минее») 1034-1041 гг., изданном В. В. Латышевым, под 10 авг. содержится Мученичество этих святых (BHG, N 977e; Latyšev. Menol. T. 2. P. 263-266), отличающееся от латинского нек-рыми деталями: И. назван трибуном, о префекте Валериане не упоминается. В кратком сказании о мучениках, которое содержится в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), сообщается о трибуне Каллинике, уверовавшем во Христа после того, как Лаврентий исцелил больных в темнице. Об И., который не назван ни трибуном, ни воином, рассказывается только, что он похоронил тело Лаврентия и претерпел мученическую кончину (SynCP. Col. 881-882).

http://pravenc.ru/text/673789.html

Судя по этим названиям, должно бы было полагать, что жизнь явилась впервые на границе азоической и палеозоической эр, но оказывается, что жизнь была уже и в азоическую эру – несложная и неразнообразная, но уже такая, которая, согласно несомненным научным положениям, должна была иметь для себя причину в подобной же жизни. Азоическую эру делят на две эпохи: древнейшую – лаврентиевскую (первобытного гнейса) и позднейшую – гуронскую (первобытного сланца); обе вместе они составляют пласт толщиной в 100.000 футов и повидимому образуют замкнутую оболочку вокруг всего земного шара. Под этими пластами находится гранит, и затем далее в глубь лежат более тяжелые неорганические породы; над этими пластами лежат осадочные породы последующих времен, в которых заключены останки всей последующей органической жизни. Несомненно, что жизнь возникла в эту эру, ниже находятся лишь кристаллические породы, выше в первую из эпох палеозоической эры – силлурийскую в верхних ее слоях (кембрийских) уже находится от двухсот до пятисот животных видов; из этих видов большая часть принадлежит уже не к простейшим. Нахождение углеводородистых соединений, так называемых битюмозных веществ 10 , а также мощных пластов известняка и графита с большой вероятностью указывает на существование организмов уже в азоическую эру. Доселе неизвестно ни одного процесса, при котором образуется углерод, кроме жизненных процессов в организмах, главным образом, в растениях, и в настоящее время должно считаться почти несомненным, что графит составляет конечный продукт процесса обугливания; органическое происхождение приходится приписывать и извести, особенно там, где она залегает большими массами (известковые породы: известняк, мел, травертино, мрамор, доломит, гипс и его ангидрит); на первый взгляд это представляется странным, однако это предполагается даже относительно мрамора. Мел образуется из известковых отложений корненожек и кокколитов. В самых верхних слоях архейской группы находятся даже немногочисленные следы организмов, это – отдельные членики стеблей иглокожих (криноидей), остатки бурых водорослей (fucaceae) и следы кольчатых червей (аннелид). Некоторые геологи относят, впрочем, эти находки к слоям палеозоической эры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010