По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые Апостолы вместе с Матерью Божиею неразлучно пребывали на Сионе; здесь они ожидали Утешителя, как повелел им Господь, заповедавший не отлучаться от Иерусалима до получения обетованного Святого Духа ( Лк.24:49 ). Ученики Христовы бросили жребий, кому именно из них и какая именно страна дана будет для проповеди Евангелия Божия; Пресвятая Богородица сказала: – И я хочу принять участие в проповеди евангельской и желаю вместе с вами бросить свой жребий, чтобы получить страну, какую укажет Бог. По слову Божией Матери святые Апостолы с благоговением и страхом метнули жребий, и Ей выпала жребием Иверская земля 5097 . Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, – по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, – хотела идти в Иверскую страну, но ангел Божий сказал Ей: – Теперь не отлучайся от Иерусалима, но до времени пребывай здесь, – страна, выпавшая Тебе, просветится в последние дни и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог. И пребывала Пречистая Богородица в Иерусалиме довольно продолжительное время. Четверодневный Лазарь жил на острове Кипре; здесь он был рукоположен во епископа святым Апостолом Варнавою . Он сильно желал видеть Пречистую Матерь Господа нашего, Которую давно уже не видел, но не смел прийти в Иерусалим из боязни иудеев. Узнав это, Матерь Божия написала Лазарю послание: здесь Она утешала его и приказывала прислать за Нею корабль, чтобы Ей посетить его в Кипре; самому же Пресвятая Дева не велела ради Нее приходить в Иерусалим. Прочтя послание, Лазарь чрезвычайно обрадовался, удивляясь в то же время смирению Божией Матери; нимало не медля, он отправил за Нею корабль вместе с ответным посланием. Преблагословенная Богородица вошла в корабль вместе с возлюбленным учеником Христовым Иоанном и с прочими, с благоговением сопровождавшими их, и все поплыли к Кипру. Но внезапно поднявшийся противный ветер загнал корабль в гавань, находившуюся близ Афонской горы; это и был тот кратковременный труд благовестия, о котором говорил Матери Божией ангел. Вся Афонская гора 5098 была переполнена идолами: здесь было большое капище и святилище Аполлона, причем на этом месте совершались гадания, волхвования и другие бесовские действа. Все язычники очень почитали это место, как избранное богами; сюда стекались на поклонение со всей вселенной, и здесь получали ответ от гадалок на свои вопросы. И вот когда в пристань вошел корабль, на котором находилась Пресвятая Богородица, все идолы тотчас возопили:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Каноны имеют самое торжественное исполнение, как в три величайшие Господни праздника: каждый поется на 8 с ирмосами по дважды и с собственной двойной катавасией. Особую важность в каноне, как всегда, имеют ирмосы. На Успение они своеобразны. Величие праздника позволяло бы ожидать, что они будут так же прямо восхвалять событие, как рождественские, крещенские. Выражая собою связь Ветхого Завета с Новым, ирмосы могут или, так сказать, имеют право говорить о празднуемом событии лишь в той мере, в какой оно прообразовано или предсказано Ветхим Заветом и то не всем им, а только теми 8-ю ветхозаветными песнями, по образцу которых составляются ирмосы. Но такое событие, как кончина Богоматери, имело слишком отдаленное отношение к ожидаемому спасению, чтобы могли о нем говорить пророки. Вследствие этого и ирмосы Успения очень мало касаются празднуемого события и посвящены вообще тайне воплощения, служение которой было главным делом жизни поминаемой Усопшей. Из ирмосов первого канона («Преукрашенная божественною славою»), составляющих специальные ирмосы праздника, тогда как ирмосы второго канона – общие богородичные с незначительным приспособлением их к празднику, – из этих ирмосов, после первого, имеющего общий вступительный характер, 3, 4 и 5-й рассматривают воплощение с разных его сторон, с точки зрения соответствующих ветхозаветных песен: со стороны основания Церкви, этой собирательной невесты Божией и матери нашей (ирмос 3-й), ее начала – просвещения языческого мира (ирмос 4-й) и, наконец, с субстанциальной стороны искупления, его мотивов и сущности (ирмос 5-й). 6-й ирмос, уже ближе к празднуемому событию, говорит о ветхозаветном прообразе погребения; 8-й ирмос, для которого 7-й составляет лишь первую, подготовительную половину (не имея самостоятельного значения, почему и в настоящем случае, как во многих других, он совершенно не выходит из пределов Ветхого Завета), уже прямо воспевает празднуемое событие, видя его прообраз в невредимости отроков среди огня. 9-й же ирмос – это прямой гимн празднику, хотя воспевает его также в связи с воплощением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Приидите воспоем людие, Пресвятую Деву Чистую, из Неяже неизреченно пройде, воплощься Слово Отчее, зовуще и глаголюще: благословенна Ты в женах, блаженное чрево вместившее Христа. Того святым рукам душу предавши, молися, Пречистая, спастися душам нашим. Стих: Воскресни Господи в покой Твой, Ты, и Кивот святыни Твоея. Давидскую песнь днесь людие, воспоем Христу Богу: приведутся, рече, Царю девы в след Ея, и искренняя Ея приведутся в веселии и радовании. Ибо от семене Давидова, Еяже ради мы обожихомся, в руце Своего Сына и Владыки, славно и паче слова прелагается, Юже яко Матерь Божию воспевающе, вопием и глаголем: спаси нас исповедающих Тя, Богородицу, от всякаго обстояния, и избави от бед души наша. Стих: Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея. Всечестное Твое успение, Пресвятая Дева Чистая, ангел множества на небеси, и человеческий род на земли ублажаем, яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога. Того молящи не престай о нас, молимся, иже на Тя с Богом упование положших, Богородице всепетая, и неискусобрачная. Слава, и ныне, глас тойже: Егда изшла еси, Богородице Дево, ко из Тебе Рождшемуся неизреченно, бяше Иаков брат Божий, и первый священноначальник, Петр же честнейший верховник, богословов начальник: и весь божественный апостольский лик, явленным богословием песнословяще, божественное и страшное Христа Бога смотрения таинство, и живоначальное и богоприятное Твое тело погребше, радовахуся Всепетая. Превыше же пресвятыя и старейшия ангельския силы, чудеси дивящеся, приникше друг ко другу глаголаху: возмите ваша врата, и восприимите Рождшую небесе и земли Творца. Славословленьми же воспоем, честное и святое тело, вместившее нами Невидимаго и Господа. Темже и мы память Твою празднующе, вопием Ти Препетая: христианский рог вознеси, и спаси души наша. На благословении хлебов тропарь, глас 1: В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. На Утрени

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-n...

Жюжи. Их анализ, несомненно, исходил из римо-католического догмата о телесном Вознесении Девы Марии, имеющем в своей основе Непорочное Зачатие Девы Марии с непричастностью Ее первородному греху. Следует отметить, что их выводы о богословии Успения у св. прав. Кавасилы представляют собой картину более «благоприятную» по сравнению с предыдущим догматом с точки зрения объективности их оценок. Это может быть объяснено, во-первых, тем, что после предыдущего якобы «доказательства лояльности» богословия Кавасилы догмату о Непорочном Зачатии, для римо-католических богословов являющемуся основанием и для нового римо-католического догмата о Вознесении Пресвятой Девы, не имело большого смысла далее ломать богословские копья, ведь главное для них было уже сделано. Поскольку если, по их мнению, Кавасила «поддержал» догмат о Непорочном Зачатии, то, как минимум, косвенное доказательство и связанного с ним римо-католического догмата о вознесении уже могло само собой подразумеваться. Во-вторых, это может быть обусловлено и различной историей принятия двух догматов. Само принятие догмата о Вознесении Пресвятой Девы Марии проходило как следствие из уже принятого догмата о Непорочном Зачатии, поэтому и мнение Священного Предания для заинтересованной стороны уже не было значимым. Немаловажным является и факт, что новый римо-католический мариологический догмат был принят папой Пием XII в 1950 году уже дарованным ему догматом I Ватиканского Собора 1870 года методом Infallibilità papale (Непогрешимостью римского папы), – то есть возможностью просто провозгласить новое учение ex cathedra. По документам, принятие догмата о Вознесении Пресвятой Девы произошло, опираясь на «практически единодушное согласие католического епископата и мирян и давнюю литургическую практику» 51 . Тем не менее интересно отметить, что формальной богословской основой конституции догмата «Munificentissimus Deus» стал труд того же самого проф. М. Жюжи «Успение и взятие в Небесную Славу Пресвятой Девы» 52 . Труд был написан им в 1944 году по личной просьбе папы Пия XII, что подтверждает высочайшее к нему доверие, сохранявшееся десятилетиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

51:50 Что делать, если человек болезненно обидчив и в общении с ним утрачиваешь душевный мир, так как сама становишься невольной причиной обиды, ревности? Или вовсе уклоняться от общения? Что делать, если человек болезненно обидчив и в общении с ним утрачиваешь душевный мир, так как сама становишься невольной причиной обиды, ревности? Или вовсе уклоняться от общения? 57:15 Если душевный мир часто нарушается смущением, тревогой, беспокойством, признаком какого греха, какой страсти является это свойство (или склонность) личности? 59:00 Мир душевный зависит ли от воли человека? Кажется, что часто отсутствие мира приходится просто терпеть. 01:01:28 Неумение хранить мир внутренний, невнимание к нему может довести до страшных вещей до самоубийства, например? И считающих себя христианами - как М. Цветаева? 01:03:23 О памятнике И.В.Сталину 01:08:23 Завершение. Христос Воскресе! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России есть дом для жестоких убийц: они там хвастаются делами В Новочебоксарске подростки жестоко избили шестиклассника Кем являлся нелегал Аббасов, зарезавший парня из-за парковки Пенсионный возраст в России поменяют на 5 лет: в какую сторону Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2023/08/31/uspe...

Чтобы раскрыть саму сущность события, что обычно делается в тропаре, настоящий тропарь сопоставляет празднуемое событие – Успение Богоматери – с наиважнейшим событием в жизни Богоматери – с рождением Ею Сына Божия и находит прежде всего между ним соответствие в том, что то и другое совершенно выходили из границ природы, и первое было обусловлено вторым: став Матерью Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть в собственном смысле, а только перейти к настоящей жизни от этой призрачной и неполной; чрез это событие получает соответствующее значение и для нас: избавление молитвами Богоматери душ наших от смерти. Тропарь, глас 1 В рождествé дéвство сохранила еси, во успéнии мира не оставила еси, Богорóдице; преставилася еси к животý, Мати сýщи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смéрти дýши наша. При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила 129 мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь 130 от смерти души наши. Утреня Седальны по кафисмах Как начальные песни службы, они говорят о событии сначала, и 1-й «Всечестный лик» дает самую простую внешнюю картину его по видимой и невидимой стороне (апостолы и ангелы), а 2-й «В рождестве Твоем» изображает внутреннюю сторону события, значение его, продолжая начатое в тропаре сопоставление Успения с Рождеством Христовым: бессеменное зачатие и нетление, безмужное млекопитание и благоухающая мертвость Богоматери. Как 1-й седален заканчивается общим замечанием о верном праздновании события, так 2-й в соответствии с содержанием приглашает честнее воспеть Богородице ангельское приветствие при Благовещении (предварение полиелейной радости). По 1-й стихологии седален, глас 1. Подобен: Гроб Твой, Спасе. Всечестный лик премýдрых апóстол собрася чýдно погребсти славно тéло Твоé пречистое, Богорóдице Всепéтая, с нимиже воспéша и ангел мнóжество, преставлéние Твоé чéстно хваляще, éже вéрою празднуем. Всечтимый лик мудрых 131 апостолов чудесно собран был 132 для 133 почетного погребения Твоего пречистого тела, Богородица Превоспеваемая, а с ними воспело 134 и множество 135 ангелов, благоговейно восхваляя Твое преставление, которое мы (с) верою празднуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Люди они благочестивые и основательные. Поэтому череда праздников однажды вывела бригадира из равновесия… Он трудоголик, у него все продумано, все до минуты рассчитано, в 8 утра выезд без задержек      Если на 3 минуты задержались, он уже весь изнервничался, потому что у него мышечная память, руки в эту минуту должны уже тянуть веревку, а он стоит. А когда ему говорят про выходной по причине дня ангела — для него это нонсенс! И я понимаю его недовольство, потому что есть работа. Понимаешь, работа. Потом все-таки пришли к решению, что они в команде трудятся, договорились о праздниках. А бывают другие православные. Есть у меня один человек, вообще шикарный. У него день ангела был, а он пошел в невод и тяжело трудился, и всех угостил в свой праздник. Потом, когда уже все уехали, я его с молитвенником в кустах увидела — акафист читал своему святому! Вот это православный! Можешь молиться про себя — молись про себя, делаешь что-то — делай про себя, это ни в коем случае напоказ не должно быть. МАГАЗИН К полудню мы возвращаемся с уловом домой. Двое из команды промывают невод и снасти, развешивают сушиться, чтобы все было готово к следующему выходу. Другие тут же, на деревянном причале, раскидывают рыбу по белым пластмассовым лоткам. Когда весь улов отсортирован по виду и размеру, все вместе относят лотки наверх в большой прицеп, а уже на нем везут рыбу в холодильник. В холодильном помещении рыбу взвешивают, Михалыч фиксирует все показатели в большой тетради. В этот день улов составил без малого 200 кг.      Можешь молиться про себя — молись про себя, делаешь что-то — делай про себя. Наскоро обедаем и едем в город проверять магазин. Около него очередь. — Вот еще тебе пример работы с православными. На самом деле, работать с православными очень хорошо, можно положиться. Потому что я сама православная и понимаю, что если меня продавец просит в Успение Пресвятой Богородицы не работать, а замены ей нет, я скажу: конечно, Олечка, мы не работаем в Успение Богородицы. — И что, ты идешь сама работать?

http://pravoslavie.ru/75326.html

Пятнадцатый день. Поуч 5-ое. Успение Пресвятыя Богородицы. (Переход человека в загробную жизнь). I. Если название нынешняго праздника взять в прямом, буквальном смысле, то это будет торжественное воспоминание «тихаго, мирного сна», в котором Пресвятая Дева окончила Свое земное поприще и перешла в блаженную вечность. Итак умереть для некоторых людей значит только спокойно заснуть. Вот истинное совершенное бессмертие! А какова смерть других и большей части людей? Какими ужасами она окружается, какое зрелище представляет живым? Хотите ли вы, братия мои, вместе со мною остановить взгляд на последних минутах человека в здешней жизни? Мы видим кончину ближних, мы сами умрем; а понимаем ли, что в час смерти происходит в состоянии самого умирающаго? Чем сопровождается шаг его в вечность? II. А) Вот наступает последний час человека в этом мире. Болезнь, приблизившая его к смерти, уже прекратилась; она подорвала основы телесного организма и сделала его уже неспособным к дальнейшей деятельности в настоящем его виде, и тело уже не служит духу. Тогда жизнь души начинает отторгаться от частей и органов тела, к которым была прирождена и в которых доселе действовала. Судорожные движения и необычайные сотрясения всего организма (т.е. всего тела) показывают, как усиленно, как жестоко это отрешение души от тела, а чем крепче организм, чем сильнее была привязанность духа к телу, тем сильнее эти сотрясения, потому что тем более силы нужно духу, чтобы оторваться от тела. Как страшно уже это одно зрелище! а) Но всмотритесь ближе, вы увидите, что тут не одни телесные страдания . Трепещет душа, чувствуя свое невольное, быстрое приближение к вечности; в трепете она силится как будто остановиться на этом страшном пути; она порывается как бы уклониться от тех ужасов, какие ее ожидают, или овладеть собою и этими самыми ужасами, чтобы спокойнее и смелее пройти. Но эти порывы, подавляемые более и более приближающеюся смертию, производят только то невыразимое возбуждение и раздражение всех сил и чувств души, которые кладут еще более страшную печать на лицо и на все состояние умирающаго. Да, в час смерти овладеть собою и самим путем смертным и всеми его ужасами: какая эта неизобразимая задача! И мы не думаем, чтобы та отчаянная храбрость, которая, немного думая о жизни и смерти, а еще менее о вечности, смело несется на встречу смерти, как например в битве со врагом или в самоубийстве, верно решала эту задачу. Эта храбрость слепа и потому так отважна только до момента самой смерти; а в момент смерти душа прозревает. И скажи мне ты, смелая душа, будешь ли ты также смела пред тем, что тогда увидишь?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

    Самогласны, глас 4    Приидите воспоéм, людие, Пресвятую Дéву Чистую, из Неяже неизречéнно прóйде воплóщся Слóво Отчее, зовýще и глагóлюще: благословéнна Ты в женах, блажéнно чрéво, вместившее Христа. Тогó святым рукам дýшу предавши, молися, Пречистая, спастися душам нашим.     Придите, воспоем, люди, Пресвятую Деву Чистую, из которой неизреченно прошло воплотившееся Слово Отца, (воспоем), восклицая и говоря: благословенна Ты среди женщин; блаженно чрево, вместившее Христа. В Его святые руки предавши душу, молись, Пречистая, о спасении душ наших.    Стих: Воскресни, Гóсподи, в покóй Твой, Ты и кивóт святыни Твоéя.     Встань, Господи, на (место) покоя Твоего, Ты и кивот святыни Твоей (Пс. 131).    Давидскую песнь днесь, людие, воспоéм Христý Бóгу: приведýтся, речé, Царю дéвы в след Ея и искренняя Ея приведýтся в весéлии и радовании. Ибо от сéмене Давидова Еяже ради мы обожихомся в рýце Своегó Сына и Владыки славно и паче слóва прелагается, Юже яко Матерь Бóжию воспевающе, вопиéм и глагóлем: спаси нас, исповéдающих Тя Богорóдицу, от всякаго обстояния, и избави от бед дýши наша.     Давидову песнь сегодня воспоем, люди, Христу Богу: «приведутся, сказал он, Царю девы вслед за Ней и Ее близкие приведутся в веселии и радости». Ибо Та, которая от семени Давидова, Та, чрез которую мы обожены, преставляется славно и выше слова в руки Своего Сына и Владыки. Воспевая Ее, как Матерь Божию, мы восклицаем и говорим: спаси нас, исповедающих Тебя как Богородицу, от всякой опасности, и избавь от бед души наши.    Стих: Клятся Госпóдь Давиду истиною и не отвéржется ея.     Клялся Господь Давиду истиною и не отречется от нее (Пс. 131:11).    Всечестнóе Твоé успéние, Пресвятая Дéво Чистая, ангел мнóжество на небеси и человéческий род на земли ублажаем, яко Мати была еси Творца всех, Христа Бóга. Тогó молящи не престай о нас, мóлимся, иже на Тя с Бóгом упование полóжших, Богорóдице Всепéтая и Неискусобрачная.     Всесвященное успение Твое, Пресвятая Дева Чистая ­ 1-я стихира., множество ангелов на небе и человеческий род на земле ублажаем, так как Ты стала Матерью Творца всего, Христа Бога. Его не перестань, просим, умолять за нас, возложивших надежду с Богом на Тебя, Богородица всевоспеваемая и не испытавшая брака.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В преставлéнии Твоéм, Мати Бóжия, пространнейшее тéло Твоé и богоприятное ангельская вóинства свящéнными крилы трéпетом и радостию покрываху. При преставлении Твоем, Матерь Божия, ангельские воинства с трепетом 245 и радостью покрывали 246 священными 247 крыльями пространнейшее 248 , вместившее Бога, тело Твое. Песнь 5-я 1-го канона Успение и просвещение Ирмос Бóжию и неизречéнную добротý добродéтелей Твоих, Христé, исповéм: от Присносýщныя бо Славы, Соприсносýщное и Ипостасное возсиявый Сияние, из дéвственныя утрóбы сýщим во тьме и сéни воплóщься возсиял еси Сóлнце. Божию 249 и неизреченную красоту 250 совершенств 251 Твоих. Христе, поведаю; ибо Ты, воссиявший от Вечной Славы, (как) Совечное и Ипостасное Сияние, воплотившись 252 от девственного чрева, воссиял как солнце находящимся во тьме и тени 253 . Тропари Яко на óблаце, Дéво, апóстольский лик носимь, к Сиóну от конéц служити Тебé, Облаку лéгкому, собирашеся, от Неяже Вышний Бог сýщим во тьме и сéни праведное возсия Сóлнце. Лик апостолов 254 , носимый как бы на облаке, от пределов (земли) собираем был к Сиону послужить Тебе, легкому облаку 255 , Дева, из Которой Всевышний Бог воссиял, (как) Солнце правды, находящимся во тьме и тени. Труб богоприятнии языцы богослóвных мужéй богогласнейше Богорóдице вопияху, исхóдную возглашающе песнь Дýхом: радуйся, нетлéнный Истóчник, Бóжия живоначальнаго и спасительнаго всем воплощéния. Звучнее 256 труб богообъятые языки богословствующих мужей 257 восклицали Богородице, возглашая надгробную песнь: радуйся, нетленный Источник начальножизненного и спасительного для всех воплощения. Песнь 5-я 2-го канона Преставление Ирмос Ужасóшася всяческая о честнéм успéнии Твоéм, Ты бо, неискусобрачная Дéво, от земли преставилася еси к вéчным обителем и к безконéчней жизни, всем воспевающим Тя спасéние подавающая. Изумилось все при священном успении Твоем; ибо Ты, неиспытавшая брака Дева, преставилась от земли к вечным обителям и к бесконечной 258 жизни, подавая спасение всем воспевающим Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010