Из Евангелия мы знаем, что и сводные братья (дети праведного Иосифа от первого брака) долго не признавали мессианства Иисуса, считали Его безумным, «вышедшим из себя», и, опасаясь гнева начальников иудейских, хотели даже прервать Его проповедь и схватить Христа (Мк.3:21). После случая в назаретской синагоге Христос поселился в Капернауме. Капернаум в то время был культурным центром, на перекрестке торговых путей. Здесь стоял римский гарнизон. Командовавший этим гарнизоном сотник благосклонно относился к евреям и даже построил им синагогу. Этот город стал основным местом пребывания Спасителя; ни в одном другом палестинском городе Иисус Христос так много не проповедовал и не совершил столько чудес, как в Капернауме. Последнее свидетельство Предтечи о Христе. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (Мф.14:1–13) Ученики св. Иоанна Крестителя переживали, что слава Христа умаляет авторитет их учителя в народе и считали, что крещение Иоанново выше крещения. Которое совершают ученики Христа. После одного спора об этом с иудеями, считавшими иначе, они обратились к своему учителю с недоумением: « Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему » (Ин.3:26). Видя зависть в учениках, Креститель сказал: « Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. м » (Ин.3:27–28). Это означало, что препятствуя Христу и не желая признать Его служение, они враждуют против Самого Бога, Который послал Его. Так как Христос уже явил Себя миру, служение того, кто только предшествовал Ему, подходит к концу: « Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась » (Ин.3:28–29). Предтеча использует бытовой образ: по традиции еврейского народа друг жениха организовывает свадьбу и является ключевой фигурой на этом празднике – до момента, когда приходит жених. С приходом жениха роль друга умаляется. Это было последнее свидетельство св. Иоанна Крестителя об Иисусе как Мессии перед народом и своего рода предсмертное завещание Предтечи своим ученикам – что они должны были уверовать во Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

После этого с клятвой обещал дать ей то, что она попросит. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей» . О горькое празднество и пир, полный убийства! Такую почесть ты для себя сохранил, такую радость ты принес своим родственникам! Такое себе приготовил пиршество! Так смешал трапезу для гостей с потоками крови! Так ты почтил тысяченачальников и приветствовал друзей? И не устыдился ты Давида, облеченного Нафаном , устранившего грех покаянием, а не безумием! Не усрамился Саула , который великим Самуилом был обличен перед всем израильским собранием! Устыдись же пророка, ничего большего не совершившего! Ты забыл себя, несчастный, превысил беззаконие Ахава против Навуфея, который, уступив пристрастию к бездушной земле и винограднику, был обличен пророком. Ты же, из-за блудодеяния женщины и вожделения супружеского ложа брата, совершил то, что хуже всех зол – убийство пророка и Крестителя, да еще в день торжественного празднования твоего рождения. О, если бы ты не родился, если бы не появился на этот земной свет! О если бы погибло то семя, с которого ты произрос, и утроба, с которой ты произошел! Ибо, скажи, за что ты убил пророка, возвестившего тебе истинное и обличившего тебя в том, чего не должно было делать? Тебе следовало бы память, поглощенную злом, отвратить от беззакония, и ум, исправленный дерзновением обличений, облечь мудрым помыслом Всемогущего, но, впав в сети супротивного и приложив зло к злу, ты отверг не то, что следовало отвергнуть, и, не перенеся обличений, впал в столь тяжкое состояние. Все это говорит о твоей явной необузданности.

http://bogoslov.ru/article/4763356

То есть, братия и сестры, жизнь по совести, начнись она даже в жизни грешника, остановит любое злословие в его адрес. И, напротив, жизнь не по совести приводит человека к нравственному и религиозному кризису. Сказано: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). Жизнь без совести, бессовестная жизнь – это такое состояние души, когда притупляется ощущение греха. Когда человек не видит, точнее, не осознает греховных проблем. Когда человеку кажется, что его грехи – это его личное дело и никто не имеет права вмешиваться в его личную жизнь. Так, наверное, думал и царь Ирод Антипа. Ему могло казаться, что его взаимоотношения с любовницей – его личное дело, и никто не может вмешиваться в его личную жизнь и копаться в его белье. Для него поведение Иоанна Крестителя могло выглядеть именно как вмешательство в его (Ирода) личную жизнь. Это раздражало, оскорбляло его самолюбие и заставляло его плести интриги против Божьего пророка Иоанна Крестителя. Ирод не понимал, что грех царя имеет ужасные последствия для всего народа. Впрочем, братия и сестры, грех любого человека имеет социальное значение, касается всех людей, которые с ним общаются, в той или иной степени. Суицидальность греха несет в себе семена осквернения и всем людям, которые склоняются к поведению грешника, заражаются его греховностью и его, нераскаянного грешника, нечувствием греха. Через грех одного проклятие Божие может касаться многих. Грех родителей прямо оборачивается проклятием для их детей, как и сказано: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» ( Исх.20:5 ). То есть, грех никогда и нигде не является частным делом человека. В Пятикнижии Моисея рассказывается о том, что, когда евреи находились в Ситтиме, то там народ начал блудодействовать с дочерями Моава, и Бог навел мор на народ – на всех! На тех, которые блудодействовали, и на тех, которые не блудодействовали. Мор продолжался до тех пор, пока праведный Финеес ударом копья не остановил блуд. Сказано: «Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых» ( Чис.25:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Что мы скажем пред этою укоряющею речью? В чем будет наше оправдание? Самое существование святых, их подвиги, самое наше празднество в честь них, наше прославление их – все это будет судить нас пред Божьей правдою. Наш долг – им подражать. Наш долг – следовать их жизни. Наш долг – молитвою просить их помощи. Как бы ни тяжело было это подражание, будем помнить уроки нынешнего Евангелия. Апостолы спросили Господа: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Господь им ответил: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на Престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф.19:27–29 ). Братие, не весте ли, яко святии мирови имут судити? ( 1Кор.6:2 ) Аминь. Свидетели верные Слово в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа 1908 г. 73 Вспоминаем и чествуем сегодня верного свидетеля Господня, за истину пострадавшего с радостью, святого Пророка, Предтечу Христова и Крестителя Иоанна 74 . Верным рабом Божиим и свидетелем явился он, когда получил повеление Господа проповедовать людям скорое пришествие Спасителя и крестить людей крещением покаяния; верным свидетелем явился он, когда, по откровению пославшего его крестить в воде, указал он народу Сына Божия, имеющего крестить Духом Святым (см.: Ин.1:33–34 ); верным свидетелем явился он, когда возгремел глас его и в пустыне, и при водах Иордана, когда приходили к нему люди всех званий и состояний – мытари, фарисеи, саддукеи, воины, и когда каждому сердцу он поведал его печальную историю, указал грехи, обличил неправды, давал наставления; верным свидетелем истины Божией явился он, когда в лицо обличил царя нечестивого, нарушившего закон и соблазнявшего народ тем, что взял себе жену брата своего, отняв ее у живого мужа. Свет неприятен больному глазу, истина неприятна испорченному сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Братья и сестры, когда вы в великой скорби, обратитесь к этому первому апостолу Христову, и он поможет вам во всех ваших тяготах. И если случится какая-либо напасть, то обратитесь к этому первому евангелисту. Какой бы горечью ни была исполнена твоя душа, он ее усладит Христовой благодатью, которую таинственно ниспошлет из горнего мира в твою измученную душу. И когда вы в искушениях и ужасах этой земной жизни, то прибегните к нему святому исповеднику, скажите ему, что на сердце вашем, излейте скорби и нужды душевные и будьте уверены, он таинственным, божественным образом сойдет в душу твою и спасет тебя, и избавит от всех искушений и бед. Но если вам нужно пострадать за Господа Иисуса Христа в этом мире: на тебя нападают люди со всех сторон, безбожники и христоборцы, хотят тебя поглотить, уничтожить за то, что ты Христов, хотят, чтобы умолкли уста твои, говорящие о Христе, ты тогда вспомни о нем, первом мученике, возопий к Нему: О, святый мучениче, первый евангельский мучениче Христов, поспеши мне на помощь! Дай мне, чтобы и я умер за Господа Иисуса Христа, оставил тело, как временную одежду, и двинулся царство Христово святым мученическим путем! И он умолит Господа, чтобы и ты вошел в лик Святителей. Так сегодняшняя малая Великая Пятница превращается для нас в великую воскресную радость. Пятница малая, а воскресение великое - воскресение для всех христиан всех веков. И для нас сегодня: и для меня, и для тебя, и для каждого нынешнего христианина сегодняшняя Великая Пятница в то же время и воскресение, ибо мы славим вечно живого на небесах святого Иоанна Крестителя Господня, как он победил смерть, причиненную ему Иродом, как возлетел он в небесный мир, чтобы быть первым, после Богоматери, рядом с Господом Иисусом Христом. Вы видели икону, называемую «Деисус», т. е. Моление: Господь сидит на престоле славы, как Царь Небесный, с правой стороны Его - Пресвятая Богоматерь, а с левой - святой Предтеча. Они молятся Ему за род человеческий. О, пусть бы его святые молитвы вознеслись и сегодня, и завтра, и всегда, и возносились бы за нас христиан-сербов, и за всех людей мира сего, чтобы всех Господь привел к покаянию, всех помиловал, всех спас, чтобы все люди, предводимые славным Предтечей, вечно прославляли Единого Истинного Бога на небе и на земле, Господа Иисуса Христа, Которому подобает честь и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://sedmitza.ru/text/1219590.html

Впрочем, диавол доставил ему удобный случай оправдать себя перед народом тем, что убил Иоанна по причине данной клятвы» . То есть, страх человеческий хотя и сдерживает грешника от преступления и грехов, но он не может остановить злодея. И при первом возможном случае грешник реализует свои греховные фантазии в греховные поступки и преступления. Здесь мы касаемся вопроса о сдерживающем факторе. Это очень важный вопрос – как остановить рост преступлений, какой сдерживающий преступление фактор нужен современному человечеству? Без сомнения, братия и сестры, фактор человеческого наказания может останавливать человека от совершения им преступлений. Сказано: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим.13:3–5 ). Этот библейский отрывок указывает и на некий другой сдерживающий фактор, который может принести нашему обществу нравственное и моральное выздоровление: это голос совести, который звучит в душе каждого человека. Совесть – это данное человеку Богом второе «я», по-гречески – «сюне дейсис», совесть, сознание, которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против заповеди Создателя. Совесть человека впервые проявилась только после грехопадения, после того, как впервые был нарушен установленный Богом порядок. Совесть – это некий внутренний индикатор, который подсказывает человеку его реальное положение в глазах Бога. Когда Господь Бог ищет для человека покаяния, Он подсказывает человеку обратиться, прислушаться к голосу собственной совести. Как и было в случае с Адамом  – первым согрешившим человеком, к которому, после его (Адама) грехопадения Господь обратился со словами: «И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» ( Быт.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее», тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему [у Израиля]»; и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого» (Втор.25:5–10). Обычай ужичества, получивший у евреев начало ранее времени патриарха Иакова, существовал и у моавитян; он был известен также и другим восточным народам, как например персам и др. Происхождение его объясняют различно; но скорее всего объяснения его следует искать в сильном желании восточных народов иметь детей с целью увековечения своего рода и своего имени в потомстве. областей. Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна этом слове святой Иоанн Златоуст строго обличает так называемых «злых женщин», т. е. женщин, дошедших в жизни до крайней степени зла и преступления. Особенно горячо восстает святой Иоанн Златоуст против тех женщин, по вине которых пострадали праведные и благочестивые люди. Но, как замечает и сам Иоанн Златоуст (в сем слове), кроме «злых», порочных женщин есть и добродетельные женщины; которых можно только восхвалять (что он и делает в конце слова). Таким образом святой Иоанн Златоуст восстает не против природы женской вообще, а против дурных проявлений в жизни этой природы. ( < < back) жена израильского царя Ахава, отличавшаяся крайним нечестием и распутною жизнью. Слепо подчиняясь ее влиянию, Ахав превзошел нечестием всех своих предшественников и предался самому постыдному идолопоклонству. Он построил в Самарии храм Ваалу, насадил священные рощи, позволил Иезавели воздвигнуть алтари божествам Тирским и Сидонским (3 Цар.16:31–33). Иезавель содержала четыреста ложных пророков, которые питались от ее стола (3 Цар.18:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И вот настал день рождения Ирода, и дочь Иродиады плясала перед Иродом и всеми гостями. Нетрудно понять, какого рода была эта пляска, если Ирод так обезумел, что клялся дать все, что девица попросит, даже полцарства. Она спрашивает у матери, чего просить, та говорит ей — и на блюде приносят голову Иоанна Крестителя. Говорят, при этом голова прошептала: УНе должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоегоФ. Тогда Иродиада с усмешкой проткнула язык пророка иглой. Когда Ирод сам себя вынудил казнить Иоанна Предтечу, он опечалился, и даже услышав о том, какие творит чудеса Христос, он испугался, думая, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Но эта печаль была недолгой. Ирод не изменился, то есть не покаялся, и об этом свидетельствует его встреча с Христом. Когда иудеи осудили Христа и привели Его на суд к Пилату, тот, узнав, что Христос пришел в Иерусалим из Галилеи, где наместником римского императора был именно Ирод, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Тем самым Пилат предложил Ироду самому совершить над Ним суд. В Евангелии от Луки сказано, что Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и желал видеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Тогда Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату (Лк. 23,7-11). О чем мог спрашивать Ирод Спасителя? Вероятно, о Царствии Божием. Но так как за этим стояло желание развлечься и поглазеть на чудо, Христос, зная и видя его лицемерие, не ответил ему. Отослав Христа к Пилату в светлых одеждах, Ирод в издевательской форме засвидетельствовал Его праведность. Таким образом, он осудил сам себя в том, что не оправдал Христа, когда ему была дана такая возможность. Ирод сам обрек себя на вечные муки, но много ли он приобрел в этой жизни? Вскоре после Воскресения Христова царь аравийский Арефа — отец первой жены Ирода, которую тот отверг, решил отомстить за честь дочери и пошел войной против Ирода. Сам Ирод сумел спастись, но потерял немалую часть войска. Но царство-то вместе с войском было римское, а не его, и римляне больше всего не терпели, когда в их провинциях нарушался порядок. Разобравшись, они, наконец, поняли, что за скандальная личность управляет четвертью Иудеи, и что Ирод не может управить ни сам собой, ни тем, что ему вверено. После этого Ирод был лишен своей власти и отправлен в ссылку куда-то в Европу вместе с семьей.

http://pravmir.ru/bessmertie-pravdy-usek...

И мы возвращаемся к Евангельскому повествованию. Об убиении Иоанна Крестителя далее сказано: Мф.14:6–7 . «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит». Блаженный Иероним истолковал этот стих следующим образом: «Мы не знаем (то есть из Священного Писания) , чтобы кто-либо другой праздновал день рождения своего, кроме Ирода и фараона, так что одинаковые по своему нечестию, одинаково совершают празднества» . У православных, братия и сестры, не принято отмечать день собственного рождения, так как до конца не ясно, чем увенчается наше появление на белый свет. Если жизнь человека не увенчается добрым успехом, то он сам может проклясть день собственного рождения, как и случилось в жизни Иова Многострадального, когда Бог испытывал его праведность. Сказано, что в сокрушении своем он (Иов) восклицал: «погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя!» ( Иов 3, 3–5 ). В случае с Иовом испытания принесли ему пользу, но уверены ли мы, что наша жизнь окончится так же удачно? Так что не только свидетели Иеговы настороженно относятся к своему дню рождения. Лично про себя я могу сказать, что в этот день я более вспоминаю страдания и боль своей матери, которая в муках рождала меня. И в этот день я с большим усердием молюсь об ее упокоении. Мать Маккавейских мучеников укрепляла сына в мучении его напоминанием: «сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя» ( 2Мак.7:27 ). Отмечается и празднуется православным христианином день его Ангела – день, в который он крестился, так как Ангел-хранитель дается в святом Крещении, и день именин – то есть день празднования святого, имя которого мы носим. Это делается в строгом соответствии с учением Нового Завета, где сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Традиция же отмечать день собственного «рождества» является следствием той западной секуляризации, которая после Петровских реформ проникла на территорию нашей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин. 1: 33–34 ). В Евангелии служение Крестителя раскрыто образами, указывающими на зависимость славы Его служения от славы Христа: он лишь «глас вопиющего в пустыне», он не Жених, но лишь «друг Жениха» – тот, кто приготовил все торжество, но уходит, как только появляется Жених, он «не был Свет», но был послан, чтобы о Нем свидетельствовать ( Ин. 1: 8 ). Святой Иоанн прекрасно знал о подготовительном характере своего служения, на что и указывал своим ученикам: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин. 3: 30 ). Ученики Крестителя, слыша свидетельства его об Иисусе, уходили от него и становились учениками Христа ( Ин. 1: 27 125 ). Правда, у некоторых последователей Предтечи умаление славы учителя вызывало огорчение и непонимание: «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3: 25–26 ). Желая убедить учеников в мессианском достоинстве Иисуса, находящийся в темнице Предтеча посылает их увидеть Его и Его дела: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» ( Мф. 11: 5 ), и говорит им, что сомнение в божественном и мессианском достоинстве Иисуса Христа, опасно: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3: 36 ). Почему Крестителю верили? В силу авторитета святости. Народ воспринимал его как пророка Божия. Иоанн появляется, когда все думали, что времена пророков прошли, и вот из пустыни выходит настоящий пророк, знающий волю Божию, аскет, обличающий, призывающий к покаянию и возвещающий скорое явление Мессии: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Ин. 1: 26–27 ). За святым Иоанном издревле закрепилось наименование Предтечи, что означает «бегущий впереди». Предание Церкви не только в служении, но и в жизни видит предшествие Иоанна Иисусу Христу: он до Христа выходит с проповедью покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» ( Мф. 3: 2 ), претерпевает страдальческую кончину ( Мф. 14: 1–12 ), сходит во ад (тексты служб Собора св. Иоанна Крестителя (20 января) и Усекновения его честной главы (7 сентября), говорят, что он и в аду проповедовал грядущее пришествие Мессии). «В темной утробе ада был великий Иоанн, больший из всех Пророков, который всем находившимся в аде предвозвещал Христа; чем самым и соделался вдвойне Предтечею – проповедником для живых и мертвых; он из узилища Иродова был послан во всемирное узилище адское, где от века пребывали скончавшиеся праведники и неправедные» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010