Является Владыка жизни и смерти, Который, имея в Себе Самом жизнь, даёт её и любящим Его. Является Свет и Источник самого Света, озаряющий Истиной Вселенную; Небесный Учитель, в Котором заключены все сокровища премудрости; Целитель душ, Решитель всех духовных недугов. Он исправит всё нечистое в человеческой природе, откроет пути к достижению цели земного бытия – к соединению с Миром Горним. Исполнилось то, что предсказывали пророки, что прообразовали ветхозаветные события и обряды, чего ожидала вся тварь. Явился на земле Сам Бог . И как явился? На Иордане, где совершалось крещение покаяния. Ему не в чем было каяться, потому что Он не имел греха, не сделал никакой неправды. Но Он принимает крещение от своего слуги. Для чего? Чтобы научить всех не гордиться, не превозноситься своими добродетелями, но больше видеть своё недостоинство. А мы с вами, православные христиане, не всегда так поступаем. Грехов своих мы или не видим, или не хотим видеть. Если же кто из наших ближних осмелится указать нам на них, мы, вместо того, чтобы поблагодарить его и исправиться, сердимся на него и таким образом к прежнему греху прибавляем ещё новый. Но если кто-нибудь из нас сделает что–то доброе, то не прочь этим делом похвастаться, а другой готов даже потребовать себе почёта, потому что он, мол, не таков, как прочие люди ( Лк.18:11 ). И этим он только обнаруживает свою гордость. Всякий же гордец не есть служитель Христов. Бог, – говорит Священное Писание, – гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак.4:6 ). Если Сам Господь наш Иисус Христос – воплощённая Чистота и Святость – начал Своё великое земное служение со смиренного поступка, то и нам, прежде всего, нужно стяжать смирение и поступать со смирением. «О люди! – как бы так говорит сегодня нам Сам Господь. – Не бойтесь смириться». Не превозноситесь один перед другим, не заявляйте о своем превосходстве ко взаимному досаждению. Смотрите, Я, святой и праведный Сын Божий, Которого присно воспевают серафимы, Я не только не гнушаюсь вашего общения, но готов быть признан за подобного вам искателя очищения! Идите же за Мною к проповедники покаяния, а потом придите ко Мне и научитесь от Меня, ибо кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 ) 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Последние в земной жизни Иисуса Христа уроки святости были преподаны в дни Пасхи, во время суда и распятия на Голгофе. То, что совершалось в те дни, почти непостижимо умом человека, это тайна искупления всего человечества от мук и бед, грозивших в вечности, это установление Нового Завета Бога с человеком, в котором грех каждого смывается кровью единственной на все времена жертвы — Христовой. Однако из того, как евангелисты описали последние дня Христа, можно увидеть, какие еще образы святости предложил человеку Господь. На Тайной вечере Иисус Христос показал, что любовь человека к человеку есть та же святость. И именно в любви святость человеческая достигает совершенства и полноты. Но только если это любовь жертвенная и нелицеприятная. Господь показывает, предлагая Иуде Искариоту хлеб, что миловать нужно не только тех, кто нас любит, но в гораздо большей степени тех, кто нас ненавидит. Потому что единственная сила, уничтожающая силу греха, это любовь. Отвергая покаяние, Иуда Искариот отверг любовь Христову, которая тем не менее не оскудела к нему и которой не вынес сам предатель. Урок покорности воле Божией, воле Отеческой — и вместе с тем урок стойкости, терпения и верности своим убеждениям ввиду Царствия Небесного был преподан Иисусом на суде перед Пилатом и иудейскими первосвященниками. Христос показывает, что даже самые несправедливые обвинения и скорби не бывают напрасными. Что человек в этом мире страдает не бесцельно, если он верит в Бога и верен своим убеждениям. Это образ исповедничества , которое тоже является формой святости. В самых скорбях человеку Богом подается утешение и извещение о том, что Царство Небесное существует, и что именно там находится истина. «Правду распяли, она воскресла» , — говорит народная пословица. Иисус Христос в последние дни своей земной жизни не искал избавления от страданий и смерти, хотя это было бы так естественно для человека. Он предпочитает смерть за своего Небесного Отца, с которым было нераздельно Его Божество. Урок любви преподан и на кресте, когда Господь молился за тех, кто распинал его. Искупая грехи всего человечества, Господь, конечно, искупал и грехи тех, кто распинал его, умоляя своего Небесного Отца о милости к ним .

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

По взятии Коростена и усмирении Древлян, Ольга, сопровождаемая сыном и дружиной великокняжеской, объехала всю землю Древлянскую, «уставляющи уставы и уроки», а затем возвратилась в Киев, откуда, в следующем 947 г., уже одна, без сына, отправилась на север Руси, в землю новгородскую, учреждать дани и погосты, или волости, по рекам Луге и Мсте. Оставленный матерью в Киеве, Святослав, под руководством Асмуда, привыкал к делам правления, уделяя, по обычаю того времени, добрую часть своего досуга охотничьим развлечениям, тем более удобным, что в тогдашнем Киеве, обстроенном только по Старо-Киевский горе, мимо нынешнего Софийского собора, с окружающими зданиями, тянулось загородное поле 29 , а дальше «бяше около града лес и бор велик и бяху ловяща зверь» 30 . Путешествие Ольги на север русских владений продолжалось до 948 г., в котором она, все «изрядивши, возратися к сыну своему Киеву и пребываше с ним в любви 31 . «Пребывание» это, не отмечаемое у летописца никакими фактами до самого 955 г,, о котором будем говорить ниже, дает, однакоже, Карамзину повод утверждать, что «здесь (в Киеве) оканчиваются дела ее (Ольги) государственного правления» 32 . Стало быть, в промежуток времени от 948 до 955, но в котором именно году – неизвестно, Святослав начал лично державствовать над всею Русью, – событие, важное само по себе и особенно любопытное для нас, потому что оно, подтверждая домысл наш о рождении Святослава около 933, а не другого года, не противоречит и тем известиям, которые указывают, что старшие сыновья Святослава родились: Ярополк – около 952, Олег – около 954 г. 33 Вопросы же: кто была мать этих сыновей Святославовых, именуемая в некоторых сказаниях Преславою, и к которому году должно отнести брак ее с Святославом – вероятно, останутся вопросами. Не следует, однако, забывать, что Святослав был и оставался язычником; а «тогда, вне закона, всякая жена, по единому токмо общему соизволению и действительному между ими сообязательству, супруга сущая была» 34 . И так, не видя в промежутке времени от 948 до 955 г. никаких летописно-исторических фактов жизни Святослава, мы должны принять, что жизнь эта сосредоточивалась почти исключительно в Киеве, из которого молодой государь, по тогдашнему обычаю, выезжал, с отборной дружиной, только осенью, на полюдье, вероятно, не обходившееся без попутной охоты. Впрочем, киевская жизнь того времени долженствовала вполне удовлетворять вкусам Святослава, которые никаким образом не могли быть развиты по-нынешнему. Начать с того, что самый Киев уже тогда выглядел местом, сравнительно с другими подобными, достойным резиденции великокняжеской. Основываясь на отрывочных указаниях наших летописей и других известиях, Киев описываемого времени позволительно вообразить себе так:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Известно, что на небе есть благие, или добрые Ангелы, как и на земле есть добрые люди. Поэтому, когда Господь говорит, что никто не благ, как только Один Бог, то это нужно понимать так, что никто не добр так, как благ или добр Бог, что только Один Бог совершенно добр. Но доброму противоположно злое. Добро и зло относятся друг к другу, как свет и тьма. Чистый свет не может быть темным; равным образом и тьма не может быть светлою: они находятся в отношении противоположности друг к другу, взаимно исключают себя. Отсюда и в том, кто совершенно добр, не может быть ничего злого, равно как и в том, кто в существе своем зол, не может быть ничего доброго. Какое заключение вытекает отсюда по отношению к Богу, это понятно. Если именно Один только Бог совершенно добр, то ясно, что в существе Его не может находиться ничего злого. Далее представим себе доброго отца. Будет ли такой отец радоваться дурным и злым детям? Очевидно, нет. Добрый отец будет желать также, чтобы и дети его были добры. Выше мы упоминали уже о великом отце Церкви, блаженном Августине . Он имел отца язычника и мать христианку, по имени Моника. В юности своей он был очень дурным сыном и когда предавался порокам, то язычник-отец его радовался и с хвастовством рассказывал об этом другим язычникам. Благочестивая же Моника, напротив, глубоко скорбела о грехах сына, со слезами умоляла его исправиться и с горестью рассказывала о своем несчастии другим благочестивым христианам. Так из отношения отца и матери блаженного Августина к грехам своего сына открывалось качество их собственных душ. То именно, что отец одобрял грехи своего сына, ясно показывало, что он сам имел грехолюбивую душу. Душа Моники, напротив, была благочестива, так как Моника не только не одобряла грехов сына, но глубоко возмущалась ими. Несомненно, следовательно, то, что по расположениям человека к тому или иному можно распознавать внутреннее качество его души. Расположен человек к доброму и благородному, – и душа у него добра и благородна, расположен человек к худому и неблагородному, – и душа у него худа и неблагородна. Обращаясь теперь к Священному Писанию , мы находим, что оно говорит о Боге: «ибо Ты Бог, не любящий беззакония. У Тебя не водворится злой». Изречение это научает нас, что Бог не благоволит ко злу. Даже самое незначительное зло ненавистно Ему и благоволение Свое Он оказывает только одному добру. Но если Бог так поступает, то ясно, что Он делает это в силу Своей святости. Таким образом, святость Божию должно объяснять двояко: во-первых, по Своей святости Бог есть совершеннейшее добро в существе Своем; во-вторых, по Своей святости Он любит одно только добро и ненавидит всякое зло. Поэтому называя Бога всесвятым, мы тем выражаем, что Он в существе Своем есть совершеннейшее добро, и потому любит только одно добро и ненавидит зло. К чему же побуждает нас святость нашего небесного отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

6–8 апреля 1994 г. в Москве состоялось первое официальное собрание российской общественности, специально посвященное трагедии евреев в годы Второй мировой войны, – международный симпозиум «Уроки Холокоста и современная Россия», в рамках которого 7 апреля прошел круглый стол, где несколько участников выступили с докладами, посвященными теме «Христианство после Освенцима». В частности, сообщение с таким названием прочитал старший научный сотрудник Института восточных культур Российского государственного гуманитарного университета Сергей Лезов. Он попытался сформулировать ответ на вопрос: как могло бы выглядеть после Холокоста «христианство, извлеченное в чистом виде», и пришел к выводу, что это было бы христианство , выработавшее собственную политическую культуру, не зависящую от форм государственности, характера политических режимов и т.п.; христианство, отказавшееся от всякой опоры на национальные ценности и традиции; и, наконец, христианство, релятивировавшее собственное притязание на причастность к абсолютной истине и изменившее вытекающие из этого притязания миссионерские установки. В связи с этим утверждением С. Лезов стремился показать, что связанное с размышлениями над «теологией после Освенцима» «понятие веры, отрицающей собственные универсальные притязания, и, соответствующее такому понятию веры понятие о Боге, более “благочестиво”, чем абсолютистское и “не плюралистическое” понятие веры» 14 . Ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук Светлана Неретина в своем докладе «Холокост – Против Человека» обратила внимание на то, что после Холокоста, в результате появления ощущения ответственности за жизнь каждого из оставшихся в живых, представление о святости Бога Израиля стало замещаться представлением о святости народа, о святости человека. По ее мнению, акцент на человека был сделан неслучайно и не от незнания богословских тонкостей: идея истории и человека как исторического, изначально прецедентного, является тем основанием, которое позволяет перенести на него святость. Это же основание позволяет считать и его книгу (Ветхий Завет) имеющей самостоятельное значение вне зависимости от Холокоста и усиленное Холокостом: она давалась одному. Новое определение человека, непременно включающее в себя возможность само-, то есть полного, убийства, и работа с такими определениями, по мнению С. Неретиной, является «великой интеллектуальной задачей, несущей возможность конца антисемитизма». Из этого она делала вывод, что с антисемитизмом и соответственно с сочувствием к иудейскому историзму мы будем иметь дело всегда, пока данная интеллектуальная задача не будет выполнена, и корни антисемитизма стоит искать в идее истории. Завершила свой доклад С. Неретина утверждением, что «всякая попытка преодоления Еврея, всякая попытка Холокоста – это борьба против самого человека, чреватая для его бытия человеком» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О школе Бога Христос не просто вмешивается в нашу жизнь, а учит нас и дает уроки святости. Это понятно, но как-то нам лениво и трудно учиться. 25 мая, 2014 Христос не просто вмешивается в нашу жизнь, а учит нас и дает уроки святости. Это понятно, но как-то нам лениво и трудно учиться. В неделю о слепом священник Константин Камышанов — о настоящем смирении, исповедании веры и уроках от Бога, которые нам так часто лень «учить». Есть люди, которым Бог доверяет больше, чем другим. Есть люди, которые доверяют Богу больше, чем другие. Господь может положиться на них, а они полагаются на Него. Таким человеком был слепорожденный нищий. Что-то дано было этому страдальцу от Бога при рождении, а нечто он прибрел в страдании — смирение. Смирение не как понимание собственного бессилия, не как абсолютная неспособность что-то изменить, а как полное доверие Богу. Смирение — от слова «мир». То есть имение мира, прежде всего с Богом.. Это не то же самое, что быть просто покорным, раздавленным, бессильным и при этом улыбающимся. Это некоторая ступень веры, когда человек уступает свое будущее Богу. Почему мы можем думать, что слепой приобрел смирение? Слепой получил от некого человека предложение — поверив голосу сердца, пойти к купальне Силоам и испытать судьбу еще раз. Причем не просто пойти, а осознанно пойти за чудом. Можно было бы принять за розыгрыш предложение некого бродячего учителя пойти с замазанными глазами на источник и прозреть. Ведь больной все знал о своей болезни и особенно то, что не было того никогда, чтобы слепорожденный прозрел. Пойти, как пошел слепой — это поступок огромного доверия Богу. Это и есть нахождение на ступени веры, на которой человек уступает свое будущее Богу. Так может поступить только человек, живущий в мире с Богом. Слепота, наверное, самая страшная потеря в нашем здоровье. Поэтому прозрение — самое грандиозное приобретение. Увидеть мир, которого ты никогда не видел. Такие странные лица людей и удивительные глаза, устремленные на тебя, неожиданно высокое и голубое небо. И зрение, кроме радости, на контрасте, принесло больному новое потрясение — испытание веры

http://pravmir.ru/o-shkole-boga/

Здесь, прежде продолжения, относящегося к Бажанову, мы должны несколько остановиться на судьбах сейчас упомянутого прежнего законоучителя Императорских детей. Уроки Павского наследнику престола напечатаны были в двух маленьких книжках, в числе 30 или 40 экземпляров, под заглавием: 1) «Христианское учение в краткой системе, по предварительном понятии о религии, откровении и Библии» и 2) «Начертание церковной истории». Говорят, что графиня Анна Алексеевна Орлова, случайно достав один экземпляр этих книжек, передала его митрополиту Серафиму, а Серафим – митрополиту московскому Филарету. К этому прибавляют, будто графиня Орлова и другие лица еще задолго перед тем сообщали Серафиму свои опасения 143 на счет православного образа мыслей Павского, что и побудило митрополита изыскивать способы получить в руки его уроки и рассмотреть их. По уверению же других, сам покойный Государь подарил один экземпляр сказанных книжек князю Сергею Михайловичу Голицыну, который, хвалясь подарком, дал их почитать митрополиту Филарету. Как бы то ни было, только Филарет нашел в уроках Павского многие ошибки, неверности и неправославные мысли, о чем и представил Серафиму в «Примечаниях». «Отец Панский – писал, между прочим, Филарет в этих «Примечаниях» – говорит, что человека, одушевленного чувствами веры, надежды и любви, и показывающего стремление к святости, верно ли, неверно ли понимаемой, называем набожным, богобоязненным, благочестивыми, религиозным, и что религия в основании своем у всех одна. Но когда люди стали выражать внутренние таинственные чувства религии делами, словами и знаками, тогда она явилась в бесконечном разнообразии, что зависело от времени, места, качества лиц». На первое определение Филарет замечал, что «оно неверно и ведет к ложным заключениям. По сему определению надобно назвать благочестивыми, напр., раскольников, которые, по стремлению к святости, неверно понимаемой, сжигали себя. По сему определению и суеверие есть благочестие; смешение сих понятий и неправильно, и вредно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наши победы 14.12.2004 302 Время на чтение 7 минут В последнее время заметно активизировалось русское движение: стали появляться новые организации, возвращающие нас к русским традициям. Среди них две привлекли особое внимание. Первая - оргкомитет всенародного движения " Наши победы " по празднованию 1040-летия разгрома великим князем Святославом Хазарского каганата, 500-летия разгрома ереси жидовствующих, 60-летия Победы над фашизмом и других знаменательных дат 2004-2005 года. Вторая - координационный совет по созыву учредительного съезда Союза Русского Народа. Обе организации возглавил известный русский общественный деятель скульптор В. М. Клыков, который дал интервью о задачах обеих организаций. - Вячеслав Михайлович, почему среди юбилейных дат особое внимание уделяется именно 1040-летию победы великого князя Киевского Святослава? - Возьмите биографию отдельного человека. Для правильного понимания важно знать, когда он родился. Есть и промежуточные даты, но эта дата - главная. Победа Святослава означала зарождение российского государства - Киевской, Новгородской, Московской Руси и Российской Империи! Современная ситуация и политическая обстановка в России призывают нас безотлагательно изучить уроки прошлого, понять, почему в течение двадцати веков несмотря на почти ежегодные войны, большие и малые, Российская Империя крепла и приумножалась в своих границах и к 1913 году вышла на одно из ведущих мест в мире. Понятно, почему для нас сейчас столь важна память об эпохе Святослава Храброго. Сын святой равноапостольной княгини Ольги, первой православной правительницы России, великий полководец, храбрый воин, великий князь Святослав прекрасно понимал в то время, что нужно для расширения великой России. Он уже тогда мог видеть, что Византия дряхлеет, теряет многие свои достоинства. Святослав понимал, что для будущего России надо освободить среднюю Волгу, низовье и устье Волги от самого заклятого врага Киевской Руси - Хазарского каганата, этого кланового паразитического государства, которое невероятно разбогатело на работорговле, захватнических войнах, жесточайшем контроле основных торговых путей России. Великий князь Святослав был человеком действия. Он не стал ждать, когда это разжиревшее государство - прообраз нынешних США, что можно сказать с полным основанием, - прихлопнет Киевскую Русь как досадное соседство, ибо воинские подвиги Святослава были известны в то время и в Хазарском каганате. И вот сейчас сила примера великого князя Святослава должна дать нам веру, энергию, волю и надежду на избавление от современного сионо-масонского плена.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Редкий христианин признает, что бывает неправ Общего ответа на все вопросы не существует. Вот почему в Церкви никто никого не копирует 5 марта, 2015 Общего ответа на все вопросы не существует. Вот почему в Церкви никто никого не копирует Порой нам кажется, что мы точно знаем, что нужно другому человеку, уверенно оцениваем его поступки и советуем, как поступать. При этом мы находим евангельские цитаты, ссылаемся на святых отцов, приводим в пример личный опыт. Но всегда ли мы бываем правы? Размышляет архимандрит Андрей (Конанос). Верь. Вера – великое дело. Она есть живое доверие к Богу, Его силе и Премудрому Промыслу о нас, Его Любви к нам – ко мне, к тебе. Господь любит тебя очень сильно. Архимандрит Андрей (Конанос) Я говорю тебе это, хоть и недостоин произносить такие слова. Если бы кто-нибудь другой сказал тебе об этом, наверное, звучало бы более убедительно. Потому что эту великую Истину не должны произносить грешные уста. Хотя даже и в таком случае Истина не перестает быть Истиной. Бог любит тебя очень сильно. Он думает о тебе днем и ночью. Он знает все твои желания, вопросы, сокровенные мысли, знает все о твоих страданиях и муках. Почувствуй себя в руках Божиих. Он заботится о тебе. Ничего случайного не происходит в твоей жизни, все – к добру. Бог всегда доводит дело до конца, и ты поймешь это, еще даже не дойдя до этого конца. Поймешь в процессе. Мудрый план реализуется в твоей жизни шаг за шагом, приводя тебя к вере, мудрости, святости и красоте, делая твою душу зрелой, сильной и одновременно мягкой. Многое из того, что с тобой случается, является ответом на твои молитвы. Например, ты ведь стремишься к святости? Хорошо, а как стать святым человеком? Просто так? Нет. И Господь дает нам уроки святости, как бы спрашивая: « Хочешь стать святым? Тогда потерпи ». Потерпи коллегу, который завтра будет посмеиваться над тобой на работе. Потерпи уборщицу в доме, которая позавчера наговорила тебе массу безумных вещей. Потерпи и прости соседку, которую раздражает отсутствие нормальной звукоизоляции в доме и потому она постоянно говорит тебе: «Тише, тише! Я больше не могу вас слушать!» (хотя время – одиннадцать утра, и ты имеешь право разговаривать как угодно).

http://pravmir.ru/redkiy-hristianin-priz...

Мы должны воодушевляться той же перспективой и укрепляться в вере на примере Претерпевшего… над Собой поругание от грешников, чтобы не ослабеть душами. Этот опыт верующих прошлых эпох, вероятно, мог произвести особое впечатление на первых читателей (ср.: 10:32–34), хотя они еще не до крови сражались. 5–8 Но почему народ Божий вообще должен испытывать страдания, преследования? Не могли ли эти опыты заставить их усомниться в любви Божьей и ослабить их души? Автор ожидает таких вопросов, когда упрекает читателей в том, что они забыли записанное в Прит. 3:11 – 12 . Они забыли утешение, которое предлагалось им, как сынам Божьим (ср.: 2:10–13). Оно же показывает им, что принадлежность к Богу (сыновство, усыновление) и страдания идут бок о бок, потому что Господь, кого любит, того наказывает. Христиан призывают терпеть наказания, тем самым демонстрируя свою приверженность Богу, свои особые отношения с Ним (Бог поступает с вами, как с сынами). Наказание (греч. paideia) иногда включает и обличение, и дисциплинарные меры. Но, кроме того, в нем есть наставление и обучение опыту жизни, уроки, которые любящие родители могут дать своим детям в самых разных обстоятельствах в процессе достижения ими зрелости. И в самом деле, и в обычном человеческом опыте, и в отношениях с Богом те, кто не проходит через наказания, незаконные дети, а не сыны. 9–11 Наказание со стороны плотских родителей вызывает уважение (в синодальном переводе Библии – «боязнь»). Сколь же большим должно быть послушание тех, кто получил урок от своего духовного Отца (покориться Отцу духов), чтобы жить! Наказание родителей ограничено нашими детскими годами (в течение немногих дней), и уроки эти не всегда бывают «для пользы», но Бог в Своей бесконечной любви и мудрости в течение всей нашей жизни постоянно учит нас, чтобы нам иметь участие в святости Его. Святость Бога проявляется в Его жизни и характере. Он разделит это окончательно и со всеми, кого Он приведет в Свое царство. Вместе с тем Он проводит их через различные испытания веры, чтобы таким путем создать мирный плод праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010