В иконах нашли отражение многочисленные русские святые, русские костюмы и даже исторические события, но отнюдь не новые богословские идеи. Изобретение иконостаса потребовало нового распределения классических иконографических типов. Стенная роспись должна была уступить место деревянной иконе; мозаика в течение монгольского периода полностью исчезла, вероятно, изза упадка технического мастерства. И величественная апсида, ставшая невидимой для всех, кроме служащего духовенства, прячется за стеной из икон. Первый ряд икон (так называемый «местный чин»), большего размера, чем остальные, является самым важным. По обе стороны от царских врат мы видим Иисуса Христа (справа от зрителя) и Богородицу (слева). Обе фигуры изображаются по пояс. Спаситель держит в одной руке Евангелие, а другой рукой благословляет. Выражение Его лица могло быть мягким, любящим и, наоборот, суровым – использовались оба варианта. Второй вариант назывался «Спас Ярое Око». То же самое можно сказать и о Богородице. Из Византии к нам пришло два типа Ее изображения: «Одигитрия» и «Умиление». В обоих случаях Богородица держит Младенца Христа, но в разных положениях и с разным выражением лица. В типе «Одигитрия» головы Матери и Младенца изображены параллельно друг другу, безо всякой связи между собой. Младенец смотрит прямо перед собой всеведущими, недетскими глазами. Богоматерь с таким же выражением лица – идеальный образ Небесной Царицы. В отличие от Греции, Русь предпочла другой тип – «Умиление». Младенец прижимает Свою щеку к щеке Матери, лицо которой выражает, скорее, нежность, чем величие. В Новгороде почитали еще и третий тип иконы Богородицы, который также был заимствован у греков. В Византии этот тип изображения назывался «Эммануил». Мария изображалась молящейся (Oranta) с воздетыми кверху руками, с медальоном на груди, внутри которого Божественный Младенец до Своего рождения. На Руси эта икона называлась «Знамение», в память о выдающемся политическом событии 1169 года. Считалось, что победа республиканской новгородской армии над коалицией князей под руководством Андрея Боголюбского была достигнута благодаря заступничеству этой иконы Богородицы, которая стала, таким образом, Покровительницей города.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В 1865-1872 гг. к северу от Свято-Духовского собора был сооружен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя И., в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В Боровичском мон-ре память явления мощей И. праздновалась во вторник Светлой седмицы, 23 окт. совершался крестный ход из городского собора в мон-рь. На месте первоначального погребения святого на берегу Мсты существовал колодец с целебной водой, над которым была устроена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1806 г. церковь сгорела. В 1832 г. над колодцем возвели деревянную часовню, перестроенную в камне в 1871 г. 10 лет спустя на месте часовни воздвигли ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление», в храме хранилась часть гробовой колоды И. Чудотворения, связанные с И., продолжались на Новгородской земле и в XIX в. Автор «Описания боровичского Свято-Духова монастыря с его окрестностями» (СПб., 1865) записал 2 чуда, связанные с обнаружением кладов по молитвам к И. В нояб. 1863 г. боровичскому крестьянину явился «светловидный юноша» и указал на зарытый в земле клад - бочку с серебром и золотом, которую крестьянин привез затем в Боровичскую обитель. В том же году бедняк Тимофей Семёнов из дер. Новоселицы обнаружил кувшин со старинными серебряными монетами и слитками, что спасло его от разорения. В 1919 г. Иверский монастырь был преобразован в трудовую артель, в 1927 г. закрыт. 1 февр. (или 30 марта) 1919 г. мощи И. были вскрыты (обнаружены «кости, соединенные высохшими связками» - см.: Семеновский. Данные науки о мумификации трупов//Революция и церковь. 1919/1920. 9/12. C. 42; Отчет VIII (ликвидационного) отдела народного комиссариата юстиции VIII Всероссийскому съезду советов (Сводка вскрытий «мощей», произведенных по почину трудящихся в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.)//Там же. С. 78). В 1947 г. была отклонена просьба Московской Патриархии о возвращении Церкви в числе др. святынь мощей И. В «Деле о мощах Иакова» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. 608) записано, что 10 июля 1947 г.

http://pravenc.ru/text/200241.html

По поводу изображения Богоматери надо сказать, что верующие могли Ее сразу узнавать не только на этих иконах, но и на других, потому что у Нее были некие знаки опознавания. В частности, на омофоре Богородицы, – который, как правило, красного цвета, потому что Она тоже приносит жертву: отдает Своего Сына в этом мире на убиение – присутствуют три звезды. В старой иудейской традиции эти звезды на платье носили только Девы, замужние женщины их уже не носили. Эти звезды несут идею о том, что зачатие Богоматери было непорочное, и, родив Спасителя, Она по-прежнему остается Девой (в западной традиции Ее как раз чаще называют Девой Марией). А в той новгородской иконе, где совмещаются образы «Одигитрии» и «Умиления», есть еще одна странная деталь. Видимо, новгородский иконописец полагал, что Богоматерь все же Богоматерь, поэтому кроме плата с тремя звездами, он одел на Нее еще один более темный плат, на котором звезд нет, и который должна была носить замужняя женщина. Кроме «Одигитрии» и «Умиления», есть поясные иконы «Знамения», когда Богородица изображена по пояс, а на груди у нее медальон, в котором изображен Иисус Христос, и как бы напоминается обо всей той истории, которая произойдет в дальнейшем.   Татьяна Черникова , доктор исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Одним из излюбленных типов икон для иконописцев и для верующих является изображение Богоматери. Вообще на Руси почитание Самой Богоматери и Ее икон, наверное, стоит вровень с поклонением Самому Иисусу Христу и почитанием Его икон. Поэтому это очень важная часть духовной жизни христиан. Среди икон Богоматери есть такой тип, где Она одна и изображена в полный рост. Причем эти иконы, как правило, очень большие по размеру, и в домонгольской Руси играли в храме ту же роль, что в византийском храме обычно играли мозаики и фрески. Но в деревянном храме, а таких было на Руси большинство, невозможно было ни написать фреску, ни тем более сделать мозаику. В связи со сложной технологией мозаика вообще не прижилась на Руси, поэтому большие ростовые иконы имели большое значение в монументальной религиозной живописи.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-ikon...

Самым знаменитым образом Богоматери Умиление является, естественно, икона Владимирской Богоматери, константинопольская икона конца XI – XII веков, привезенная на Русь где-то в 1130-х годах и после 1154 года вместе с Андреем Боголюбским прибывшая из южнорусского городка Вышгорода во Владимир. Надо сказать о ней еще одну важную вещь: это односторонняя икона, но у нее есть изображение и на другой стороне. Молящиеся ее не видят, но специалисты об этом знают. В XV веке икона была перевезена из Владимира в Москву, где и осталась окончательно. Сейчас она находится в специальной церкви при Третьяковской галерее, где ее могут посмотреть и верующие люди, и приходящие полюбоваться на нее как на произведение живописного искусства. На обратной стороне иконы, которая не видна зрителям, находится изображение Престола Грядущего. Это трон Вседержителя, который пока пуст, но на который Вседержитель сядет, когда будет производить Страшный Суд над человечеством. На этом Престоле, как правило, изображена подушечка и крест, как символ жертвы, на которую пошел Бог, воплотившись в образе человека и принеся себя в жертву для искупления грехов человечества и открытия пути к их спасению. Другое, тоже достаточно известное изображение Богородицы – это «Богородица Одигитрия», в переводе «Путеводительница». Здесь Иисус сидит на руках у Матери, а Она показывает на Него рукой, как бы демонстрируя путь, по которому должны следовать верующие. В таком типе «Богородицы Одигитрии» представлен целый ряд икон, известных под названием «Смоленская Богоматерь». Это икона 1482 года, в частности одна из знаменитых таких икон, написанная величайшим, наверное, последним великим иконописцем этой поры – Дионисием. Кстати, в одной из домонгольских новгородских икон есть совмещение образов «Умиление» и «Одигитрии». Это очень редкий образ, конечно, явное нарушение правил и уже утвердившейся к XII веку типологии икон. Сделал это, конечно, не византийский художник, а какой-то русский его ученик, но в итоге получилось очень оригинальное, необычное и редко встречаемое изображение. С одной стороны Иисус Богомладенец и Богоматерь тянутся друг к другу щеками, а, с другой стороны, Иисус в правой руке держит свиток, а левой благословляет людей – и получается совершенно новый тип иконы.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-ikon...

За двадцать верст от Устюга, в урочище Котовальском, тучи разразились градом раскаленных камней. Каменный град поломал вековой лес, но не принес вреда ни людям, ни скоту. Миро, истекшее от иконы, было так обильно, что им наполнили церковные сосуды, и помазывавшиеся им получали исцеления от разных болезней. Доселе каменный град лежит в Ковальском урочище. При царе Иване Васильевиче, около 1567 года, Устюжская икона Благовещения была принесена в Москву и поставлена в левой стороне иконостаса Большого Успенского собора. В 1747 году в Устюге был поставлен список с чудотворного образа. Есть старинные гравюры Устюжской иконы с предстоящим блаженным Прокопием, которому ангел указывает на Богоматерь. Французы в 1812 году в числе других кремлевских святынь ограбили и драгоценный оклад с Устюжской иконы. В 1817 году устюжане сделали новый оклад. Отличаясь громадными размерами, эта икона производит сильное впечатление, когда ее носят в московских крестных ходах. Фрагменты темного письма, видные из-под оклада этой семивековой иконы, кажутся покрытыми чем-то блестящим. В Смоленском соборе Московского Новодевичьего монастыря есть список с древней чудотворной иконы Благовещения, хранящейся в Московском Успенском соборе. Икона «Умиление» в Новгороде Икона Божией Матери, известная под таким наименованием, находится в Новгороде, в Троицкой церкви, что в Земской слободе. Прославление ее совершилось 8 июля 1337 года. В этот день церковный сторож Троицкой церкви услышал вдруг необычайный шум внутри нее. Желая узнать причину этого странного явления, он вошел в церковь и остолбенел от изумления и ужаса: икона Божией Матери, находившаяся во втором ярусе иконостаса над северными дверями, невидимой силой была поставлена на воздухе, и из очей Богоматери истекали слезы. «О, велие чудо! — восклицает по этому поводу летописец, — како из суха древа слезам быти? Но се ведомо есть, яко Бог прославляет Свою Матерь и молитву Ея приемлет, и град спасает». Об этом чуде немедленно был уведомлен архиепископ Новгородский Алексий, который с крестным ходом и в сопровождении множества народа прибыл в Троицкий храм, на место чудесного явления. Он принял икону на свои руки и поставил ее в особо устроенном киоте. Тогда же в память этого чуда постановлено было ежегодно праздновать иконе «Умиление» 8 июля. Рукописная церковная летопись упоминает о многих чудесных знамениях, бывших от этой иконы.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Николая Чудотворца из собрания А. В. Морозова (XVI в., ГТГ). София Премудрость Божия Двустороняя икона. Сер. XV в., под записью XIX в. (ГММК) София Премудрость Божия Двустороняя икона. Сер. XV в., под записью XIX в. (ГММК) Распятие с предстоящими Двустороняя икона. Сер. XV в., под записью XIX в. (ГММК) Как правило, запрестольная И. в храме была лишь одна. Исключение в позднем средневековье составляли крупнейшие соборы, напр. Московского Кремля. В Успенском соборе было 3 2-сторонние запрестольные иконы: «Богоматерь Одигитрия. Нерукотворный образ Спасителя»; «Богоматерь «Умиление». Спаситель»; «Богоматерь «Умиление». Успение Пресв. Богородицы»; все они имели оклады с образами святых на полях по обеим сторонам, драгоценные венцы и приклады, а также неск. пелен (Описи моск. Успенского собора. Стб. 335-336). В Благовещенском соборе, очевидно, не ранее сер.- 2-й пол. XVI в. также было 3 запрестольные иконы: «Пименовская икона Божией Матери. Благовещение» (3-я четв. XIV в. (ок. 1381), оборот - XVIII в., ГТГ), «Богоматерь Одигитрия. Нерукотворный образ Спасителя», «София, Премудрость Божия. Распятие» (Тверь?, сер. XV в., оборот под записью XIX в., ГММК); только 1-я имела покровы, убрусцы, золотые звезды-репьи, при ней находился также ковчег-дароносица ( Щенникова Л. А. Святые иконы придворной ц. Благовещения в XV - 1-й четв. XVIII в.//Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. С. 54, 73, 87. Кат. 3, 4). Предположение о том, что запрестольные И. участвовали в литиях, не всегда подтверждается при обращении к письменным источникам. Так, в Чиновниках XVI-XVII вв. Софийского собора в Новгороде и Успенского собора в Москве указано, что на литии выносили не запрестольные И., а почитаемые Богородичные образы, И. или шитые надгробные покровы с изображениями местночтимых святых, покровителей города, таких как святители Петр и Иона Московские или Никита и Иоанн Новгородские (см.: Саенкова. 2004. С. 13). Вероятно, лишь с распространением запрестольных И. доски для них стали изготовлять вместе с ручкой. Такие цельные доски с прямоугольными основаниями, ручкой или 3-частной «вилкой», переходящей в ручку, имеют сохранившиеся памятники, напр. икона с композицией «Рождество Богородицы» на обороте из ц. свт. Василия Великого дер. Васильевское в окрестностях Старицы (2-я четв. XV в., ЦМиАР) или запрестольная икона «Богородица «Знамение». Свт. Николай Чудотворец» из ц. Белая Троица в Твери (кон. XVI в., ТОКГ). Другие типы и формы почитания И.

http://pravenc.ru/text/389040.html

Над изображением надпись: «Мария, Мати Царя Христа, Назорея, а на краю верхней одежды с правой стороны; «Покров и стена необоримая» с левой стороны изображения на поле. Лета 7151 (1643 г.) бысть явление новгородцам на море Димитрию да Василию Войскобойниковым, как их носило по морю шесть недель, и явися им Пресвятая Богородица во сне, повеле им образ сей из неверных вывесть на Русь, аще преслушаете заповедь мою, то умрете злою смертью; и вынесло их на Березай остров, и они вышли на берег и пришли к латинскому попу в светлицу, и увидели сей образ у чулана дверми сотворен. Они образ ея выменяли, а промену дали 15 ефимков Любских; они взяли ее на судно и ея помощью Бог дал путь скор до великого Новгорода и по Ея велению отнесли в монастырь Воскресения Христова, на поле. Места, где были прибиты две петли и пробой, доселе ясно видны на иконе и служат подтверждением того, что она действительно была дверью у чулана. Эта икона находится в Воскресенской, что на Красном поле, кладбищенской церкви, известной более под именем Тихвинской, вероятно, от таковой же иконы. Воскресенская или Тихвинская церковь состоит на торговой стороне к востоку, при оконечности Плотенского конца, близ бывшего Христо-Рождественного монастыря, что у скудельни, а еще ближе в монастырской упраздненной Спасской церкви. Место, где церковь , поскольку находилось за земляным валом, называлось полем, а но красивому своему положению издавна именуется Красным полем. Воскресенская церковь , как перестроенная вновь в 1810 году, не принадлежит к числу древних храмов; она двухэтажная; в нижнем этаже её придел преподобных Отцов Зосимы и Савватия Соловецких. 21. Чудотворная, древняя, икона Умиления Божьей Матери. По изображению икона сия более всего походит на Казанскую чудотворную икону, различие состоит только в том, что на Казанской иконе Спаситель представлен совершенно прямо, а на иконе Умиления несколько в профиль. По сказанию Софийского временника от сей иконы в 1337 году было следующее чудо: в полдень 8-го июля того года церковный сторож услышал шум во внутренности церкви и тотчас же поспешил осведомиться о происходящем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Нынешняя Пятницкая церковь построена после пожара в 1340 году, чрез пять лет на месте прежней разрушившейся. Об этом в Новгородской I летописи записано: «В лето 6853 (1345) заложи владыка Василий святую Пятницу (каменную), что порушилася в великий пожар (1340), повелением раба Божия Андрея (Борисова) сына тысяцкого и Павла Петриловича (Петровича)» 685 . Но и эта церковь подвержена была пожарам, бывшим в 1388 686 , 1494 10 апреля) 687 , 1596 (9 декабря), 1700 (19 декабря) и в 1709 (20 мая) годах. Она была поправлена даже в текущем столетии. К ней пристроен когда-то с южной стороны придел преп. Михаила Клопского, а бывшая при ней деревянная колокольня сломана в конце прошлого столетия. Приписною к Дворищскому собору она сделалась с 1724 года, когда была она ружною. Впрочем до 1810 года при ней был особый причт. По летописям, в XVI веке Пятницкая церковь кроме чудотворений от храмовой иконы, была ознаменована двумя событиями. О первом событии под 1524 годом в летописи сказано: «Начаша понавливати (в апреле) храм святую Пятницу на торговой стороне, в начале московский гость Дмитрий Иванов сын Сырков и с ним христолюбивии людии, иже в Велицем ряду сидят, имена их единому Богу сведущу. Негда начаша в левом криле церковном починивати, понеже прежде были голбцы в крилех, и начаше голбцы раздрушати, якобы церкве пространство имети и начаша помост взрывати, и ту обретоша сокровище от много лет сокровенно, а не могущу никому сего ведати, отколе се бысть; а сокровенно сребра древних рублев новгородских литых сто семьдесят, а полтин литых же сорок и четыре. И поведаша сия наместником в. Новаграда и вельможам; они же приехавше и видевше сие и повелеша вложити в сосуд и запечаташа» 688 . Другое событие относится к 1530 году, когда по желанию новг. архиепископа Макария принесена была в Новгород из Пусторжевского Спасского монастыря чудотворная икона Божией Матери Умиление, которая и находилась несколько дней в церкви. Отсюда чудотворная икона перенесена и несколько времени находилась в Софийском соборе, а потом уже опять возвращена в свой монастырь. В это время от иконы было много чудес над недужными 689 . После сего с 1536 года в Пятницкой церкви начали отправлять вседневное богослужение по желанию московских и новгородских гостей, обещавшихся давать за сие по три рубля в год 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

14. Преподобнаго Венедикта (543). Святителя Феогноста, митрополита Киевскаго и всея Руси (1353). Благовернаго князя Ростислава-Михаила (1167). Святителя Евсхимона исповедника, епископа Лампсакийскаго (IX). Иконы Божия Матери Феодоровския. 15. Святаго мученика Агапия и с ним 7-ми мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303). Священномученика Александра, иерея в Сиде (270–275). Мученика Никандра (ок. 302). 16. Святых мучеников Савина (287) и Папы (305–311). Святителя Серапиона, архиепископа Новгородскаго (1516). Апостола Аристовула, епископа Вританийскаго (Британскаго) (I). Священномученика Александра, папы Римскаго (119). Мученика Иулиана Аназаврскаго (III). Священномучеников Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300). 17. Преподобнаго Алексия, человека Божия (411). Преподобнаго Макария, игумена Калязинскаго, чудотворца (1483). Мученика Марина. 18. Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимскаго (386). Мучеников Трофима и Евкарпия (ок. 300). Преподобнаго Анина монаха. 19. Святых мучеников Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мучеников Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Преподобнаго Иннокентия Комельскаго, Вологодскаго (1521). Мученика Панхария (ок. 302). Иконы Божия Матери, именуемыя «Умиление», Смоленский (1103). 20. Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, в обители святаго Саввы убиенных (796). Преподобнаго Евфросина Синозерскаго, Новгородскаго (1612). Мученицы Фотины (Светланы), самаряныни, ея сыновей мучеников Виктора, нареченнаго Фотином, и Иосии; мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мученика Севастиана (ок. 66). Мучениц Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Святителя Никиты исповедника, архиепископа Аполлониадскаго (IX). 21. Преподобнаго Иакова, епископа, исповедника (VIII–IX). Преподобнаго Пахомия Нерехтскаго, Костромскаго (1384). Святителя Кирилла, епископа Катанскаго (I–II). Святителя Фомы, патриарха Константинопольскаго (1610).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Иов Новгородский не мог не нравиться Петру своей выдающейся просветительной и благотворительной деятельностью. В отличие от архиереев бездеятельных, Иов Новгородский своей предприимчивостью доказывал Петру, что земельные и экономические имущества церкви не есть «втуне гиблемые богатства». При своей кафедре он построил десять странноприимниц, пятнадцать больниц, один дом для подкидышей и высоко поднял организацию своей богословской школы, использовав ученые силы братьев Лихудов, устраненных из Москвы. Из остатков своих экономических сумм митр. Иов делал добровольные и значительные взносы в государеву казну, точно так же, как и св. Митрофан жертвовал деньги Воронежской кафедры на флот и на войну с турками.    Но большая часть великорусских архиереев и церковных сановников, как игумены и архимандриты больших многоземельных монастырей, воспринимали новый контроль Монастырского Приказа над их хозяйством с решительной оппозицией и примыкали даже в оценке всего царствования Петра к раскольничьим теориям о наступлении времен антихриста и даже об отожествлении самой личности Петра с антихристом. В 1700 г. Тамбовский епископ Игнатий привлечен был к суду и лишен сана за открытое сочувствие и поощрение подпольных писаний какого-то фанатика Григория Талицкого о том, что Петр антихрист. Игнатий, слушая из уст автора эти писания, от умиления проливал слезы. В 1707 году Нижегородский митрополит Исаия был также снят с кафедры и сослан на покой в Кирилло-Белозерский монастырь за открытый неплатеж налогов Монастырскому Приказу.    Стефан Яворский, как пришелец из другой страны, не сливался в этих эмоциях с великорусами. Официально был панегиристом дел Петра и наивно ждал, что своими похвалами он ускорит получение патриаршей чести. Но вскоре отношения царя и местоблюстителя взаимно выяснились, как некоторое недоразумение. Стефан не подавал Петру ни малейших надежд на усердие к церковным реформам. И Петр все более убеждался, что Стефан сочувственник ненавистного ему латинского духа. Московская среда, угадав в Стефане консерватора, отложила в сторону личную вражду к нему и признала его полезным орудием в борьбе с радикализмом Петра.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010