Отец Павел вспоминает: «Все подобные этим события по большому счету – миг в истории. Были они каких-нибудь сорок лет назад. Но сейчас их вероятность представляется просто какой-то дикостью. Например, был однажды такой случай. Кто-то «наверху» решил провести общественный опрос среди духовенства на тему «Верите ли вы в коммунизм?». Священник должен был письменно заполнить бланк об образовании, о составе семьи, о происхождении и в конце ответить на этот вопрос. Один священник написал, что «Это научная гипотеза, которая еще ни в одной стране не была осуществлена практически». Мой отец написал прямо: «Нет, не верю». Что тут началось! В маленькое село понаехало областное начальство, уполномоченный, милиция, особисты и главный идеолог, который решил «посмотреть на этого попа» да заодно и храм закрыть. Отца отвезли в сельсовет и учинили допрос. А в это время милиция стала свозить на собрание «сознательных трудящихся» из соседних деревень, тех, что в храм отродясь не ходили. Между тем прихожане, узнав о такой беде, стали собираться около храма. «Сознательных» набралось человек пятнадцать. Начали собрание прямо у ворот церкви. Время летнее: тепло. Уполномоченный начал свою обычную тягомотину, что, мол, сейчас, когда вся страна штурмует высоты космоса и Вселенной, в вашем районе, а точнее – в вашем приходе, насаждается дикая поповщина, а сам поп даже не верит в коммунизм. Местные товарищи его не поддерживают и требуют закрытия храма. Был поставлен вопрос на голосование: 15 «сознательных» проголосовали «за», 24 – «против». – Отберите у священника ключи, – сказал самый главный уполномоченному, – и опечатайте храм. Уезжаем! – А у меня нет ключей. Храм – это народное достояние, и ключи у верующих, – заявил отец. Старостой была Александра Васильевна Еремина, маленькая женщина лет шестидесяти пяти. – Ключ у меня, – сказала она, – но я вам его не отдам. В нашей стране решается все большинством голосов. Мы здесь проголосовали, и большинство было против закрытия храма. Тем более что те, которые голосовали за закрытие, в церковь не ходят. А тебе, Василий, – обратилась она к одному из «сознательных», – я больше на выпивку никогда не дам взаймы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из Хэ Петухова Василия Малахевича я знаю. Это портной и религиозный человек. Разговоров на политические темы с ним, в особенности про соввласть, я не вел. И категорически отрицаю, что ему, Петухову, мог когда-то высказать слова, что скоро избавимся от ссылки и будем на своих местах, ведь эта власть провалится, а с ней и коммуния. Вообще я противником соввласти никогда не был. Соввласть я признаю и ее распоряжениям подчиняюсь. Повторяю, что против Соввласти никогда и ни с кем разговоров не вел, и это было бы безумием с моей стороны 1543 . М[итрополшп] П[етр] Полянский Допросил: Нач[альник] 2 отделения СО Костин Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 12–12 об. Подлинник. Бланк (типографский экз.). Рукопись. 11. Свидетельские показания секретаря Абалакского сельсовета Дмитрия Георгиевича Кривогузова 17 декабря 1930 г. Примерно в феврале м[еся]це 1927 года в Абалакский с[ель]совет был прислан для отбывания ссылки митрополит Полянский, который рекомендовал себя наместником патриарха Тихона 1544 . Первую ночь по прибытии в Абалак Полянский ночевал в с[ель]совете. Во время чаепития, часов в 10–11 вечера в присутствии меня, секретаря с[ель]совета Байда, гр[аждани]на дер. Маслянки Колганова Е. Н., и кто еще были 3 человека из местных жителей, не помню. У нас начался разговор с Полянским с вопросов, откуда он прибыл, за что его выслали, где он сидел и т. п. На эти вопросы Полянский отвечал нам, что с ним везде обращались сносно, но в Тобольске с ним обошлись грубо, посадили, как он говорил, в комнату с клопами и даже не посадили, а втолкнули. Сюда, в Абалакский монастырь, он говорил, его перевели из Тобольска по его желанию. На задаваемые мной вопросы он отвечал нам тем, что будет второе пришествие Иисуса и погибнут все антихристы-большевики. Развивая свою мысль, он продолжал: «Настоящая власть есть власть не созданная богом и угнетает народ и разрушает православную церковь . При существующей соввласти много несправедливостей. Вот надо мной издевались и издеваются только потому, что я митрополит – заместитель святейшего патриарха Тихона. Меня держали в Московской тюрьме год три м[еся]ца в одиночной камере, не давали прогулок, читать книги, газеты. журналы, а сейчас послали в ссылку. Все это делается потому, чтобы ослабить устой православной церкви, внести в нее смуту. Кроме меня еше много сидит духовенства в тюрьмах за то. что они принадлежат к числу церковников тихоновской церкви. В момент моего ареста православная церковь начала разваливаться и я не знаю, в каком положении она сейчас находится».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В том же 1730 году началось в Саровской пустыни каменное строительство: стал возводиться новый каменный храм - будущий Успенский собор. А рядом - новая колокольня, тоже каменная. Точную дату окончания постройки сейчас определить трудно - документы дают разброс от 1742 до 1750 года. Но деревянная колокольня была разобрана в 1746 году, следовательно, каменная к этому сроку уже была построена. Нижний ярус колокольни занимал небольшой храм - церковь Архангела Михаила. Когда был построен большой Успенский собор, колокольня осталась при нём, хотя и оказалась, по-видимому, несоразмерно с ним малой. При строительстве собора был разобран лишь алтарь церкви Архангела Михаила, мешавший строительству. Престол из неё был впоследствии восстановлен в приделе Успенского собора. В 1785 году были куплены новые башенные часы у мастера Ивана Иванова из Тулы за 400 рублей. На месте нынешней колокольни с западной стороны в то время Саровскую пустынь ограждала каменная стена с угловыми башенками. Решение о строительстве новой колокольни было принято в 1788 году при настоятеле Пахомии. Была разобрана стена на западной стороне монастыря и надвратная церковь. Молебен при закладке нового сооружения в отсутствие настоятеля провёл казначей Исаия, на него же после смерти Пахомия пал основной груз забот по завершению этого строительства и введению новой колокольни в строй. Как отмечено во многих книгах о монастыре, архитектором колокольни был Карл Иванович Бланк. Одновременно с колокольней строились и два двухэтажных корпуса келий по обе стороны от неё - единственный, пожалуй, пример такого согласованного строительства в Саровской пустыни, где почти каждое здание достраивалось и перестраивалось многократно. На строительство колокольни сделали большие вклады братья Александр, Африкан и Пётр Соловцовы - помещики из села Леметь, Афанасий Иванович Долгов, Никифор Никифорович Борщаговский, Анна Ивановна Аргамакова. Строительные работы на колокольне продолжались до 1799 года. В 1801 году на неё подняли колокола.

http://sobory.ru/article/?object=37254

По указанию графа срочно возводится дворец-павильон в готическом стиле и разбивается парк. Ровно через два месяца после заключения первой купчей, 28 октября 1775 года фельдмаршал Румянцев-Задунайский принимает в Троицком императрицу. Специально к визиту Екатерины II в имении выстроили дворец, внешне напоминающий турецкую крепость. Фельдмаршал не ударил в грязь лицом: пир был на весь мир - с гуляньем и фейерверками. Камер-фурьер Герасим Журавлёв оставил в 1775 году в специальном придворном журнале следующую запись: " В среду, по утру, в половине 11-го часа, Ея Императорское Величество изволила предпринять шествие с нижеследующими персонами в подмосковное село Канарджи (кое до сего называлось Троицкое), принадлежащее Его Сиятельству Графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому... В означенное село Канарджи изволила прибыть по полудни в начале второго часа, где и встретили Ея Императорское Величество Его Сиятельство Граф Пётр Александрович и Граф Михайло Петрович Румянцевы... По прибытии в покои, по продолжении разговоров, Ея Императорское Величество изволила кушать со всеми вышеперечисленными персонами за приготовленным от Его Сиятельства о 20 кувертах столом. Стол кончился по полудни в 4-м часу, и по откушании кофе, при отъезде, Ея императорское Величество, засвидетельствовав Его Сиятельству Высочайшее Свое удовольствие за его угощение, изволила из села его отбыть обратно в Москву... " . Собираясь обратно в Москву, Екатерина пожелала " месту сему в честь одержанных побед дать название Кайнарджи " . Три пустоши вокруг усадьбы были названы Румянцевская, Кагульская, Задунайская, а одна из ферм - Кагул (город на территории Молдавии). Впоследствии " искуснейший " архитектор Карл Бланк в 1776-1787 (в проект внёс свои коррективы и новый хозяин Троицкого П. А. Румянцев) перестроил в стиле французского классицизма (с двумя колокольнями) Троицкую церковь - единственное строение усадьбы, дошедшее до наших дней с XVIII века. При выезде из усадьбы Троицкое-Кайнарджи (слева по ходу) сохранились остатки ланшафтного парка XVIII века. Главная аллея парка повторяла изгибы реки Дунай, которую форсировала армия под командованием П. А. Румянцева в ходе Русско-турецкой войны. На территории парка до сих пор расположены три действующих источника с ключевой водой. Кроме парка, были построены каскад прудов и оранжереи, высажен плодовый сад. Умер знаменитый русский полководец в одиночестве в 1796 году в своём имении в Малороссии. Был похоронен в Киево-Печёрской Лавре, в соборе Успения Пресвятой Богородицы, взорванном фашистами во время оккупации Киева.

http://sobory.ru/article/?object=01145

В 1835 епископ Антоний (Рафальский), возглавивший новоучрежденную Варшавскую и Ново-Георгиевскую епархии, посетил монастырь и увидел, что его деревянные строения обветшали и не подлежат ремонту. В следующем году в Яблочно приехал известный польский архитектор Анджей Голонский, который составил план и смету в 24 748 руб. на возведение новой каменной церкви, дома и ограды. В 1838 началось строительство собора и келий. 6 декабря 1840 архиепископ Антоний освятил новый собор во имя прп. Онуфрия Великого. Северный придел был посвящен Сретению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы. Ризницу и утварь привезли из Москвы, иконы в иконостас на холсте написал Бланк, профессор бывшего Варшавского университета. Небольшое здание в стиле позднего ампира имеет в плане греческий крест и увенчано главой с полусферическим куполом на широком барабане. С запада его украшает четырехколонный портик с треугольным фронтоном, в котором изображены Спаситель, Божия Матерь и прп. Онуфрий. Чудотворный образ преподобного помещен у правого клироса. В 1837–1840 в обители возвели надвратную колокольню, ограду и братский корпус, где позднее была освящена церковь св. Иоанна Богослова. В 1863 обитель дважды подвергалась нападениям мятежных поляков, которые, ворвавшись в нее, схватили архим. Анастасия (Голдаревского), стали искать деньги даже под престолом и жертвенником, забрали серебряные вещи, часы, лошадей и белье. Не найдя денег (казну увезли в Брест-Литовскую крепость), бунтовщики решили повесить настоятеля на груше, и его в последний момент буквально вынули из петли. После подавления бунта у левого клироса храма поставили Казанскую икону Божией Матери с надписью «В память избавления от смерти настоятеля и братии Яблочинского монастыря от польских жандармов-вешателей». В 1875 холмские униаты были воссоединены с Православной Церковью, и в монастыре возросло число паломников и жертвователей. В 1878–1880 выстроен новый двухэтажный келейный корпус. При архим. Наркисе («Маркизе», как называли его крестьяне) около 1884 было изменено русло Буга, и монастырь, оказавшись после этого не на острове, а на левом берегу реки, больше не затапливался, хотя при весенних паводках к нему по-прежнему добраться можно было только на лодке.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Существовавшая на этом месте Троицкая церковь упоминается в летописях в конце XVI в. В конце XVII века она уже числится каменной. Новая была заложена в 1765 г. и освящена в 1768 г. (архитектор К.И. Бланк). На торжестве освящения присутствовала императрица Екатерина II, и в храме сохранялось специально устроенное по этому случаю «Царское место», разобранное в 1840 г. В 1873 г. храм передали под подворье Сербской Церкви и отреставрировали. И хоть главный престол переосвятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в народе храм продолжали называть Киро-Иоанновским. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Сербское подворье, как и подворья других Православных Церквей, было закрыто, и храм стал опять приходским. В начале 1930-х годов его передали тресту «Радиострой». К концу 1932 г. начался снос церковных глав и колокольни, а затем церковное здание было уничтожено. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Существовавшая ранее церковь Кира и Иоанна, что на Кулишках. Здесь было три церкви. В 1620 г. показана церковь Параскевы Пятницы, упоминание о которой есть в летописи под 1547 г. В 1657 г. Пятницкая церковь показана каменной, существовала и в 1722 г. Церковь Кира и Иоанна обозначена в 1625 г. как придел Пятницкой. В переписной книге 1638 г. для церковного владения нет названия Кировского, оно почему-то названо «церковь Марии Египетской». В 1657 г. Кировская церковь была каменной. В 1652-58 гг. построена церковь Живоначальной Троицы, показанная в 1796 г. как старая церковь при новой Кировской. Троицкая церковь была разобрана после 1812 г., Пятницкая одновременно со старой Кировской – в 1765 г. Нынешняя Кировская, приделов не имеющая, строилась с 1765 г. по проекту К. Бланка, освящена 19 апреля 1768 г. После 1812 г., когда решено было из 237 приходов г. Москвы сделать 137, Кировский приход соединен со Всехсвятским. В 1874 г. церковь отдана для подворья Сербского митрополита. Впоследствии пристроена часовня. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

http://sobory.ru/article/?object=34395

4.1.3. Выход из прихода по желанию прихожанина совершается на основании его письменного заявления на имя Настоятеля. Исключение из Прихода производится Приходским Собранием по представлению Настоятеля или членов Причта прихода. Отлучение от церковного общения осуществляется в соответствии с каноническими правилами Православной Церкви. 4.1.4. Приход является юридическим лицом и имеет свой Устав, соответствующий типовому Уставу прихода и утвержденный в установленном порядке. 4.1.5. Приход имеет свое официальное наименование, включающее названия храма и города (селения). 4.1.6. Приход использует свой бланк и печать со своим наименованием. 4.1.7. Приход в своей религиозной и административно-финансовой деятельности подотчетен епархиальному архиерею. 4.1.8. Приход может учреждать для религиозного образования детей и взрослых общеобразовательные, воскресные и катехизические школы, а также проводить обучение в иных формах. 4.1.9. Возглавляет приход Настоятель. Органами приходского управления являются: Приходское Собрание, Приходской Совет. 4.1.10. Прекращение прихода производится по решению Приходского Собрания, которое вступает в силу только по утверждении Предстоятелем ЭПЦ МП и Синодом. Имущество прихода после его прекращения переходит в собственность Епархии, на канонической территории которой он находился, если Епархия наделена правами юридического лица, а при отсутствии такового — в собственность ЭПЦ МП. 4.1.11. Приход в обязательном порядке отчисляет Епархии, на канонической территории которой он находится, средства на обще-епархиальные нужды в размере и порядке, установленном Епархиальным Советом. 4.2. Настоятель 4.2.1. Настоятель осуществляет духовное руководство и управление причтом и приходом, как Председатель Совета назначает и увольняет (заключая при необходимости и расторгая соответствующие договора) лиц, участвующих в совершении богослужений и в иной религиозной или хозяйственной деятельности. Он ответственен за решение канонических, богослужебных, катехизаторских и благотворительных вопросов. По хозяйственным вопросам учитывается мнение Приходского Совета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5193387...

Выполненные Баженовым рисунки для вдовы фельдмаршала Чернышева не единственный факт его причастности к ярополецкому храму. В августе 1787 г. графиня через ярополецкого управителя шлет князю Голицыну «пункты» со своими вопросами о строящейся церкви. Ее интересует мнение князя по оформлению интерьеров. «Всю церковь, - пишет она, - расписать и один Муханов способен, да и Василья Ивановича Баженова есть живописец и у князя Одуевского (Одоевского – А.Ч.), то ежелиб оных нанять». «А для всего расположения» росписей по мнению владелицы в Яропольце необходимо было присутствие все троих – Голицына, Бланка и Баженова Голицын из Москвы отвечал, что оба архитектора для поездки в усадьбу недоступны – Баженова нет в Москве, а Бланк серьезно болен. Для выполнения живописных работ он рекомендовал еще одного мастера – «немца, которой прошлого году расписывал большую церковь Донского монастыря». Это был известный в Москве живописец и декоратор А. Клаудо. Признавая высокий уровень мастеров, Голицын все же считал, «что должно над ними кому либо руководствовать и задавать и определять им рисунки, без чего нельзя надеяться, что все дело сделано хорошо и со вкусом. Чего ради и потребно руководство г-на Баженова…». Далее снова - «о потолке большой церкви… заочно никак определить не можно. Чего ради и потребно, чтоб в Ерополец съездил г-н Баженов…». В отличие от графини Чернышевой Голицын объективно оценивал ситуацию. Всякий раз после упоминания имени Баженова он выражал сомнение в вероятности его поездки в Ярополец. По его мнению, архитектор «хотяб и находился в Москве, но чаятельно нельзя от него ожидать, чтоб он в Ерополец ездил для надзирания над тамошними работами». Вместо знаменитого, но практически недоступного мастера Голицын рекомендовал нанять для надзора за отделкой храма «молодова архитектора Родиона Родионова сына Казакова». К сожалению, дошедшие архивные свидетельства фрагментарны и оставляют простор для интерпретаций. Велик соблазн на основании всего изложенного считать Баженова автором ярополецкой церкви. Полвека назад публикация этих писем неизбежно породила бы такую атрибуцию, и круг баженовского наследия пополнился бы еще одним достойным памятником. Сейчас, в свете нынешних изменившихся представлений о характере усадебного строительства, все выглядит не столь однозначно.

http://sobory.ru/article/?object=01065

Карл Бланк возвел новый храм в красивом барочном стиле. Это было высокое, одноглавое здание гражданской архитектуры, с пилястрами коринфского ордена и с украшенными лепниной окнами, расположенными на наружных стенах. При церкви была выстроена трехъярусная квадратного сечения часовня, украшенная ионическими пилястрами. На освящении храма в январе 1768 года присутствовала сама Екатерина, в честь которой и для её посещения в церкви устроили особое царское место. Императрица после проведения обряда освящения храма в этот же день отбыла в Санкт-Петербург, а царское место сохранялось в церкви до самой революции как памятная достопримечательность. Храм сильно пострадал и был разорён французскими солдатами во время захвата Наполеоном Москвы в 1812 году. С 1860 года церковь святых чудотворцев и бессеребренников Кира и Иоанна использовалась в качестве склада для утвари перестраиваемого в то время Ивановского монастыря. А весной 1873 года император Александр II издал Указ, согласно которого при храме учреждалось Сербское подворье, представляющее из себя посольство Сербской православной церкви. Церковь с приделами Спаса Нерукотворного Образа, Николая чудотворца и Александра Невского была отремонтирована и вновь освящена во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в ноябре 1874 года. В 1892 году здесь была выстроена небольшая шатровая часовня в псевдорусском стиле по проекту архитектора М.С. Шуцмана. Часовня была освящена в честь имени святого Саввы Сербского. В церкви на Сербском подворье, которое просуществовало до 1918 года, молились о даровании славянам победы над турецкими завоевателями. Храм закрыли в 1932 году, арестовав перед праздником Благовещения последних двух его священников. В 1934 году храм и часовню окончательно разрушили, а на этом месте построили невзрачное одноэтажное здание, в котором открыли кулинарию. Единственное напоминание о разрушенной церкви – это чудесным образом сохранившийся между домами столб ограды. Кира и Иоанна, святых бессребреников, на Солянке церковь

http://sobory.ru/article/?object=34395

Об этом также распорядился экзарх в завещании. Собираясь впредь до дальнейших указаний согласиться с этим урегулированием, я прошу о согласии. 3. После смерти экзарха стала обсуждаться возможность отделения от Московского Патриархата и объединения всех Русских Православных Церквей на территории германского господства во главе с представителем русской национальности. Шеф [экзаршей] канцелярии Гримм, напротив, рекомендовал руководителем Церкви в Остланде и на Украине архиепископа Пантелеймона, чтобы Русская Православная Церковь на занятой немцами территории составляла более сильный противовес Московскому Патриарху, тем более что архиепископ Ковенский Даниил полностью аполитичен. Это обсуждение здесь еще не привело к принятию решения. Ландесдиректор Трампедах ВА, R6/179. BI. 42. Телеграфный бланк. Ответная телеграмма начальника руководящей группы культурной политики РМО Милве-Шрёдена в рейхскомиссариат Остланд Берлин, 19 мая 1944 г. У меня нет возражений против утверждения Ковенского архиепископа заместителем экзарха и временным руководителем Литовского епископства. Я разделяю Ваше мнение о сохранении экзархата. Объединение Православных Церквей Остланда и Украины было бы возможно только под русским знаком и поэтому невыполнимо. В настоящее время здесь ведутся переговоры относительно будущего осуществления православной церковной политики, о результатах которых я буду держать Вас в курсе. Я приглашу Вас участвовать в окончательном принятии решения. Восточное министерство фон дер Милве Шрёден ВА, R6/179. В1. 95. Подлинник. 188 Эта рукопись не сохранилась. В архиве содержится лишь 20-страничный «Меморандум относительно положении Православной Церкви в Остланде», написанный экзархом для германских ведомств 12 ноября 1941 г, (ВА, R90/128. В], 7592–7612). 191 Неоднократно упоминавшийся архиеп. Серафим (Ляпе) возглавлял Германскую епархию РШДЗ, негативное отношение к которой у СД и РМО совпадало. 194 Пропагандистский успех приказа оказался очень небольшим, и особые указы на этот счет не последовали. 195 Псково-Печерский монастырь почти весь период германской оккупации входил в состав экзархата и распоряжению эстонского самоуправления не подчинился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010