Невзирая, на сложность определения соотношения верующих Автономной и «Автокефальной» Церквей по причине отсутствия обобщающих документальных данных, многие исследователи пытались реконструировать данную картину, но результаты у них часто получались разные. Чаще всего исследователи при подобной реконструкции обращались к противоречащим друг другу свидетельствам современников тех событий: И. Власовского, Д. Бурко, Ф. К примеру, первые 2 автора пишут о количественном превосходстве автокефалистов над приверженцами Автономной Церкви. Д. Бурко указывает на 3 тыс. приходов УАПЦ (при общей численности всех православных приходов Украины в 5 тыс.). И. Власовский сообщает информацию только по отдельным областям: по Киевской области — 513 автокефальных против 410 автономных (хотя в самом Киеве автокефалисты имели только 3 церкви, тогда как автономисты — 27 и все Но по утверждениям Хейера и Алексеева, были области, где «автокефалисты» по численности приходов значительно уступали «автономистам». К примеру, в Днепропетровском округе, как сообщает Алексеев, было только 10 приходов УАПЦ при 76 принадлежавших Автономной Церкви. В то же время, Власовский приводит по этому региону совсем иные цифры: 150 «автокефальных» Хейер отмечает, что имелись районы, где практически полностью отсутствовали «автокефальные» приходы: на Черниговщине, в южных районах Запорожской, Николаевской областей и в На этом основании немецкий исследователь, заключает, что в целом по Украине «автокефалисты» имели вдвое меньше приходов, чем Автономная Однако Алексеев приводит сведения немецкой полиции безопасности о религиозной обстановке, согласно которым к Автономной Церкви относилось приблизительно 55% населения, а к УАПЦ – Таких же показателей придерживается и голландский исследователь К. Беркгоф (отдавая остающиеся 5% Близкое к этим же цифрам соотношение выводит украинский историк В. В. Гордиенко: 56% процентов «автономных» и 44% «автокефальных» Другой современный украинский исследователь Ю. Волошин, откровенно симпатизирующий УАПЦ, резюмирует: поскольку невозможно с абсолютной уверенностью установить, сколько церквей принадлежало к каждой из конфессий целесообразно считать, что распределение приходов было примерно Такой оценке противоречат данные, которые приводит известный российский специалист в области новейшей истории Русской Православной Церкви М.В. Шкаровский. На основе немецких архивных материалов он заключил, что в 10 епархиях Украины количество «автокефальных» приходов составляло не более 25% от общего числа православных Судя по представленным сведениям, Автономная Церковь в целом охватывала больший процент верующего населения Украины, чем УАПЦ.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

После присоединения осенью 1939 г. Зап. Украины к СССР вместе с Волынским и Кременецким архиеп. Алексием (Громадским ; с 1941 митрополит) перешел в юрисдикцию РПЦ. В 1940 г. был переведен настоятелем Воскресенского храма в с. Горка-Полонка Луцкого р-на Волынской обл. В том же году арестован советскими властями, находился в тюрьме г. Луцка, освобожден незадолго до начала Великой Отечественной войны. Летом 1941 г., в условиях нем. оккупации, викарный Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) вернулся в юрисдикцию ПЦП и был назначен архиепископом Луцким и Ковельским. В дек. 1941 г. Варшавский и всея Польши митр. Дионисий (Валединский) объявил архиеп. Поликарпа временным главой неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Свящ. М. Тарнавский поддержал еп. Поликарпа, был возведен в сан протоирея и назначен в состав клира кафедрального Троицкого собора в Луцке. В нач. 1942 г. архиеп. Поликарп наметил его кандидатом в «епископы» УАПЦ. В марте того же года переехал в Киев, где принял монашеский постриг с именем Мануил и был возведен в сан архимандрита; служил в киевской Андреевской ц., ставшей кафедральным собором УАПЦ. 11 мая 1942 г. неканонично рукоположенные «епископы» УАПЦ Никанор Абрамович и Игорь Губа провели в Андреевской ц. «хиротонию» М. во «епископа» Белоцерковского, викария Киево-Чигиринской епархии УАПЦ. В нач. июля того же года М. порвал с УАПЦ и через покаяние воссоединился с автономной Украинской Православной Церковью (УПЦ) во главе с митр. Алексием (Громадским), находившейся в каноническом общении с РПЦ. Был принят в УПЦ в сане архимандрита. 4 авг. (по др. данным, 22 июля) 1942 г. митр. Алексий возглавил в Почаевской лавре хиротонию М. во епископа Владимир-Волынского, викария Волынской епархии УПЦ. На Владимир-Волынской кафедре М. активно боролся с раскольничьими действиями автокефалистов, обличал их в воззваниях к духовенству и мирянам, которые рассылались по епархии (впосл. их распространение было запрещено нем. оккупационными властями). Основал при кафедральном Успенском соборе курсы по подготовке священнослужителей, организовал и возглавил комиссию по проверке кандидатов в священники. После убийства в мае 1943 г. Волынского и Житомирского митр. Алексия (Громадского) украинскими националистами в июне того же года в Ковеле состоялся Архиерейский Собор УПЦ, избравший первоиерархом епархий Волынского и Подольского церковного округа архиеп. Дамаскина (Малюту) . 6 июня Собор назначил М. епископом Владимир-Волынским и Ковельским, 2-м викарием Волынско-Житомирской епархии «с правом самостоятельного в своей области».

http://pravenc.ru/text/2561888.html

На территории Н. и П. е. действуют общины Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и УАПЦ. УПЦ КП принадлежат Всехсвятский кафедральный собор, приходские Покровский, Николаевский и Константино-Еленинский храмы в Нежине, Рождество-Богородичный собор в Прилуках, Рождество-Богородичный храм в г. Борзна, Воскресенский и Покровский храмы в г. Батурине Бахмачского р-на, Успенский храм в г. Бобровица и ряд др. Общинам УПЦ КП переданы памятники архитектуры национального значения - Преображенский собор в Нежине и Ильинский храм в пос. Короп, реставрация к-рых осуществляется гос-вом. Нек-рые общины УПЦ КП в регионе имеют фиктивный характер. В юрисдикции Киевской епархии УАПЦ 12 нояб. 2014 г. получила регистрацию община ап. Иоанна Богослова в Нежине, глава к-рой, свящ. Владимир Арвахи, является благочинным приходов УАПЦ в Черниговской обл. Римско-католическая Церковь имеет Петропавловскую общину в Нежине и общину Св. Сердца Иисуса в Прилуках. Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) принадлежат приход святых Владимира и Ольги в Нежине и Покровская община в Прилуках. Все общины располагаются во временных помещениях, ведется строительство постоянных храмов. Существует независимая «православно-католическая община» в г. Ичня, к-рую зарегистрировал в 2014 г. бывш. игумен УПЦ Елисей (Крюков), объявивший себя «епископом греко-католического вероисповедания». Ист.: В., Кулик В. До icmopiï УАПЦ на Hiжuhщuhi (дoбipka дokyмehmib)//Hiжuhcьka старовина: Зб. periohaльhoï icmopiï та пам " яткознавства. К., 2010. Вип. 9(12). С. 163-174; 2011. Вип. 11(14). С. 120-130; Кривобок О. Документи про синодальний рух на Hiжuhщuhi у 1920-х роках//Там же. 2014. Вип. 17(20). С. 69-85. Лит.: Филарет (Гумилевский), архим. Историко-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 7: Стародубский, Мглинский, Новозыбковский, Глуховский и Нежинский уезды; Тисяча pokib Чephiribcьkoï Тези дonobiдeй: Цepk.-icm. конф. Чephirib, 1992; Пуцко В. Г. Ikohu Чephiribщuhu//Cibepяhcьkuй лimonuc. Чephirib, 1997. 4. С. 129-135; Тарасенко О., Болва Л. До icmopiï закриття Puxлibcьkoro Миколаïвського мон-ря//Там же. 2007. 1. С. 66-73; Вечерський В. В. Npabocлabhi cbяmuhi Сумщини. К., 2009; «В Ykpaïhcьkiй цepkbi велика була духовна сила…»: Становлення УАПЦ в описах caмobuдцib та yчachukib церк.-визвольного руху на Cibepщuhi та в Середньому Noдhinpob " ï, 1917-1925 pokib. Hiжuh, 2012; Тимошик М. С. Украïнське село niд бiльшobukaмu: Усталена bepciя i прихована правда: (На apxibhux мат-лах ciл Hiжuhcьkoï округи)//Cibepяhcьkuй лimonuc. 2015. 6. С. 160-174; он же. Становлення, ствердження та знищення Украïнськоï автокефальноï церкви на Чephiribщuhi у 20-30-х роках ХХ ст.: (За apxibhuмu мат-лами та пресою колишньоï Hiжuhcьkoï округи)//Там же. 2016. 6. С. 107-128; Веденеев Д. В. Атеисты в мундирах: Советские спецслужбы и религ. сфера Украины. К., 2017.

http://pravenc.ru/text/2564832.html

«Украинская автокефальная Православная Церковь» попросилась в Константинопольский Патриархат 11 июля, 2016. Новостная служба Ранее непризнанная организация уже обращалась с подобной просьбой 11 июля. ПРАВМИР. Не признанная в православном мире Украинская автокефальная православная церковь обратилась в Константинопольский Патриархат с просьбой принять ее в свой состав. Обращение к Патриарху Константинопольскому Варфоломею принял Архиерейский Собор, сообщает Интерфакс со ссылкой на сайт Карпатской епархии УАПЦ. В организации считают, что это поможет преодолеть «разделение украинских православных и утверждения единой поместной Автокефальной украинской православной церкви». Украинская автокефальная Православная Церковь Ранее Верховная Рада Украины приняла обращение к Константинопольскому Патриарху с просьбой предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви. В обращении содержался призыв к Патриарху Варфоломею издать Томос (указ) об автокефалии Православной Церкви на Украине, на основе которого «она могла бы занять надлежащее место в семье поместных Православных Церквей». В обращении утверждается, что «большинство населения Украины уже не воспринимает идею церковного единения» с патриархом Московским и всея Руси Кириллом» и делается ссылка на войну с Россией. Депутаты просят «признать недействительным акт 1686 г. как принятый с нарушением священных канонов Православной Церкви» и «принять активное участие в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского Патриархата Всеукраинского объединительного Собора». Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что депутатами Верховной Рады, проголосовавшими за принятие проекта обращения к Константинопольскому Патриарху, движет не стремление уврачевать раскол, а желание продемонстрировать презрение к канонической Церкви Украины, ее мнению и законным интересам. Близкой к изложенной в обращении Рады позиции придерживаются и в УАПЦ. В конце августа 2009 года было объявлено, что непризнанная организация заявила о намерении войти в состав Вселенского Патриархата на правах автономии. В начале октября того же года в Киеве состоялась встреча митрополита Мефодия (Кудрякова) с делегацией Константинопольского Патриархата, в ходе которой стороны обсуждали возможное принятие УАПЦ в юрисдикцию Вселенского престола. 16 июля 2010 года в Киеве состоялся Архиерейский Собор УАПЦ, утвердивший обязательное поминовение за всеми богослужениями имени Константинопольского Патриарха.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-avtokefaln...

В письме от 2.10.2003 года 4749 Святейший Патриарх Алексий повторно выразил удовлетворение оценкой Святейшим Патриархом Варфоломеем неканонических действий митрополита Иринупольского Константина. Однако, в письме содержится сожаление о том, что несмотря на увещания, митрополит Константин продолжает контактировать с раскольническими группами на Украине, чему приводятся конкретные примеры. " Так, по сообщению июльского номера газеты Украинской Православной Церкви Канады " Вестник " , митрополит Константин направил приветственное послание епархиальному собранию Львовской и Галицкой епархии " Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), состоявшемуся 10 июня 2003 года. Данное собрание также приняло решение о проведении в конце 2003 года собора УАПЦ с участием представителя Константинопольского Патриархата, которым, как ожидают в УАПЦ, станет митрополит Иринупольский. Кроме того, " архиепископ Харьковский и Полтавский " УАПЦ Игорь (Исиченко) неоднократно делал утверждения о том, что назначен на должность управляющего делами УАПЦ указом " блаженнейшего " митрополита Константина и является его представителем на Украине. Текст соответствующих указов публиковался в раскольнической печати. Митрополит Константин не только не опровергает данные заявления, но продолжает поддерживать контакты с Игорем (Исиченко) и другими представителями неканонических групп " . Поскольку митрополит Константин является иерархом Константинопольского Патриархата, то, как указал Святейший Патриарх Алексий, его деятельность на Украине " создает иллюзию признания раскола со стороны Константинопольской Церкви, что подрывает авторитет Вселенского Престола в глазах верующих " . В завершение письма Святейший Патриарх Алексий выразил надежду, что Святейший Патриарх Варфоломей богомудро усмотрит способ разрешить возникшие проблемы, " да пребывают наши Церкви всегда в единстве, мире и согласии, тесно сотрудничая во благо святого Православия " . Отвечая на вышеупомянутое письмо Святейшего Патриарха Алексия, Святейший Патриарх Варфоломей, в своем 925 от 27 мая 2004 года, сообщает, что относительно упомянутых антиканонических действий в поддержке раскольнической " Автокефальной Украинской Православной Церкви " митрополиту Иринупольскому Константину " уже сделаны должные серьезные рекомендации к прекращению какого бы то ни было сотрудничества с находящимися на Украине раскольническими группировками якобы от имени Вселенской Патриархии " .

http://mospat.ru/archive/86408-03-10-200...

числилось 197 религиозных общин и 160 священнослужителей. В Киеве на 1991 г. были зарегистрированы 17 общин РПЦ, 47 священнослужителей. В Киевской ДС в 1991 г. насчитывалось 159 студентов (ЦДАВО. Оп. 7. Д. 607. Л. 80-87). Однако на Киевщине возобновилась деятельность раскольнических движений. 16 февр. 1989 г. в Киеве при активном участии движения «Рух» был создан «Инициативный комитет по возрождению Украинской автокефальной православной церкви». Возглавил самочинный комитет свящ. Богдан Михайличенко, клирик Рижской епархии, объявивший о разрыве с РПЦ. Комитет декларировал свое преемство от «самосвятской» УАПЦ 1921 г. и призвал приходы выходить из юрисдикции РПЦ и поминать за богослужением К-польского патриарха. В сент. 1989 г. автокефалисты начали в Киеве издание газ. «Наша bipa - Православ " я» (позднее «Наша bipa»). На «соборе» во Львове 20 окт. было провозглашено возрождение УАПЦ, 30 окт. 1989 г. ее первоиерархом был объявлен живший в США Мстислав (Скрыпник). 5-6 июня 1990 г. раскольники провели в Киеве «Всеукраинский собор УАПЦ», к-рый утвердил устав УАПЦ и избрал заочно «патриархом Киевским» Мстислава (Скрыпника). 7 июня Совет по делам религий при Совете министров УССР зарегистрировал Устав УАПЦ. 17-18 нояб. 1990 г. в киевском Софийском соборе автокефалисты совершили интронизацию 90-летнего Мстислава как «патриарха Киевского и всея Руси-Украины». 9 июля 1990 г. укр. православные епископы на совещании в Киеве составили «Обращение Украинской Православной Церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении», что предполагало расширение автономии УПЦ. Предстоятелем УПЦ епископы избрали Киевского митр. Филарета (Денисенко). 10 июля 1990 г. Свящ. Синод Украинской Церкви принял постановление о мерах по расширению автономии Украинского Экзархата. Согласно постановлению, Синод Украинской Православной Церкви имел право избирать и поставлять правящих и викарных архиереев, открывать новые епархии в границах Украины; Предстоятель Украинской Православной Церкви должен был избираться укр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

не пошли на воссоединение с Русской Православной Церковью и формально сохраняли принадлежность к польской церковной юрисдикции . Пользуясь поддержкой митрополита Дионисия, они приступили к формированию альтернативной украинской церковной структуры. Важное значение в этом процессе имел т. н. Церковный Собор, проведенный архиепископами Поликарпом и Александром в феврале 1942 г. в г. Пинске. Предварительно совершив рукоположение трех архиереев, названные иерархи инициировали принятие «соборного» постановления о возрождении Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) . Другим примечательным «соборным» решением стало определение о возможности принятия в УАПЦ клириков самосвятского («липковского») поставления . Под последними подразумеваются лица, принявшие неканоничные рукоположения от иерархов УАПЦ генерации 1920–1930-х гг. Преемство рукоположений автокефального епископата этого периода восходит к протоиерею Василию Липковскому, в октябре 1921 г. поставленному «митрополитом Киевским и всея Украины» посредством возложения рук пресвитеров . Следовательно, решения Пинского Собора, легитимируя недействительные раскольнические хиротонии, очевидным образом выводили формируемую иерархами польской юрисдикции УАПЦ за пределы канонического поля. Появление УАПЦ вызвало одобрительную реакцию со стороны руководства и сторонников украинских национальных организаций. Одновременно с этим началось давление на епископат и духовенство автономной Украинской Православной Церкви, от которых требовалось объединение с автокефалистами. Результатом этого давления стало состоявшееся 8 октября 1942 г. подписание «Акта объединения» между двумя украинскими церковными структурами. Данный документ констатировал существование фактически автокефальной Украинской Православной Церкви, признавал митрополита Дионисия (Валединского) Местоблюстителем Киевского Митрополичьего Престола и формировал органы высшего церковного управления объединенной структуры . Однако данное решение не нашло поддержки со стороны большинства епископата и духовенства каноничной УПЦ, что фактически аннулировало его значимость.

http://bogoslov.ru/article/6175530

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОБРИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Полесской и Пинской епархии, названо по г. Кобрину (ныне Брестской обл., Белоруссия), существовало с 15 мая по кон. июля 1944 г. По решению Пинского собора раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) 8 февр. 1942 г. архим. Георгий (Коренистов) был поставлен во «епископа Брестского и Кобринского, викария Полесско-Пинской епархии», местопребывание было определено в Кобрине. (В лит-ре часто повторяется ошибочное утверждение митр. Мануила (Лемешевского) о том, что Георгий (Коренистов) был хиротонисан во епископа Белостокского, викария Полесской епархии ( Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 302; см., напр.: Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Георгий (Коренистов)//ПЭ. 2006. Т. 11. С. 34). Это неверно, поскольку Белосток никогда не входил в Пинско-Полесскую епархию.) 12 мая 1944 г. «митрополит Полесский и Пинский» Александр (Иноземцев) , заместитель первоиерарха УАПЦ, обратился к Собору белорус. епископов с просьбой о приеме его в Белорусскую Православную Церковь (что было обусловлено переходом Полесья из генерал-комиссариата Волыни и Подолья в генерал-комиссариат Белоруссии). Собор белорус. епископов в тот же день постановил принять Александра (Иноземцева) и «епископа» Георгия (Коренистова) в юрисдикцию митр. Пантелеимона (Рожновского) , при условии устранения канонических нарушений и прекращения молитвенного общения с «епископами» УАПЦ. Александр (Иноземцев) на это не согласился, его викарий условия принял. Собор белорус. епископов 15 мая принял через покаяние Георгия (Коренистова) как епископа Кобринского, викария Полесско-Пинской епархии. 20 июля 1944 г. Кобрин был освобожден советскими войсками. Еп. Георгий переехал в Варшаву, в 1944-1946 гг. жил здесь на покое, с 31 дек. 1946 г. был временно управляющим православными приходами на «возвращенных землях» Польши (территория, переданная Польше по условиям Ялтинской и Потсдамской конференций в 1945 и в результате двусторонних договоров Польши с СССР в 1945-1956). Епископский сан Георгия ставился под сомнение как полученный в раскольнической УАПЦ. 31 дек. 1947 г. сан признали, на что повлияло, очевидно, принятие еп. Георгия в Белорусскую Православную Церковь, каноничность хиротоний в которой в отличие от «хиротоний» в УАПЦ не ставилась под сомнение. С кон. 1947 г. Георгий служил как епископ Лодзинский, викарий Варшавской епархии. Ист.: Дублянський А., прот. До дbaдцяmuлimmя Nihcьkoro собору//Piдha Церква. Нов. Ульм, 1962. 49. С. 6-8; Mapmupoлoriя украïнських церков/Упоряд. О. Зihkebuч. Торонто, 1987. Т. 1. Лит.: Касяк I. З ricmopыi Царквы беларускага народу. Н.-Й., 1959; Власовський I. Ф. Нарис icmopiï Украïнськоï Православноï Церкви. Нью-Йорк; Бавнд Брук, 1966. Т. 4. Ч. 1; Mironowicz A. Koscio prawosawny na ziemiach polskich w XIX i XX w. Biaystok, 2005. S. 242-248. В. Г. Пидгайко Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841596.html

25 июня 1992 г. в Киев для участия в соборе УАПЦ прибыли ее раскольнические «архиереи», за исключением «епископов» Тернопольского Василия Боднарчука и Львовского Петра Петруся . На собор также явились экстремистски настроенные депутаты Верховной Рады, которые в ультимативной форме потребовали от «епископов» УАПЦ объединиться с Филаретом, угрожая в противном случае расправой. Тем не менее 3 «епископа» УАПЦ: Андрей Абрамчук, Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) - покинули собрание, отказавшись от объединения с Филаретом. Позже Абрамчук все-таки вошел в состав УПЦ КП, а Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) принесли покаяние и после получения законной хиротонии стали каноническими епископами в УПЦ. Впосл. к ним также присоединился Пантелеимон (Романовский) . На мероприятии, которое его организаторы назвали «Всеукраинский православный собор», было постановлено «объединить Украинскую Православную Церковь и Украинскую Автокефальную Православную Церковь в единую Украинскую Православную Церковь - Киевский Патриархат». УПЦ КП была объявлена правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех их средств, имущества, включая храмы, мон-ри, учебные заведения и банковские счета. Главой УПЦ КП номинально был объявлен «патриарх» Мстислав Скрыпник. Одновременно было решено «в связи с крайней необходимостью укрепления руководства Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, учитывая пребывание Патриарха Мстислава за рубежами Украины, а также его возраст (94 года), что усложняет руководство Церковью, ввести должность Заместителя Патриарха Киевского Патриаршего Престола» и «утвердить Заместителем Патриарха Блаженнейшего Филарета, Митрополита Киевского и всея Украины». Управляющим делами УПЦ КП стал Антоний (Масендич). Помимо «Синода» была также образована «Высшая церковная рада» УПЦ КП, в состав к-рой помимо 4 наиболее влиятельных раскольнических «протоиереев» вошли народные депутаты Червоный, О. Шевченко и Поровский, известные своими экстремистскими убеждениями. 26 июня 1992 г. была совершена торжественная служба по случаю образования УПЦ КП. Бывший митрополит вместе с «иерархами» УАПЦ совместно отслужили молебен и литургию в Софийском соборе. Акция раскольников завершилась снятием анафемы с гетмана Ивана Мазепы .

http://pravenc.ru/text/171683.html

Наиболее известным и длительным (до 1946 г.) стал печально известный «обновленческий» раскол, всецело поддержанный властями. Обновленческая («Живая») Церковь, возникшая в 1922 г. в результате раскола РПЦ и при активном содействии органов госбезопасности, выступала за возврат к «апостольскому христианству», активное участие верующих в церковной жизни, против безбрачия епископата и «засилья монашествующих», упрощение богослужения, его ведение на национальных языках, ликвидацию монастырей и «социальное христианство». Созданный в мае 1925 г. Синод обновленцев в Украине ежемесячно получал от ГПУ 400 Один из циркуляров спецслужбы цинично наставлял стравливать между собой «разные направления, течения, секты, церкви, верования», добиваться взаимной борьбы и дискредитации в стане православия, «чтобы враги топили друг друга». Уже 23 июля 1921 г. в Обращении к верующим Украины Патриарх Тихон отмечал: «Враги векового единения православных украинцев со всей Русской Православной Церковью произвели рознь и вражду… сказавшуюся в нарушении церковной дисциплины и самовольном насильственном введении в некоторых храмах богослужения на украинском языке». Украина (где, несмотря на гонения, к 1925 г. оставалось 6453 канонических православных приходов с почти 5 млн стала настоящим «полигоном» для подрыва единства православия путем насаждения расколов. Среди инспирированных властью расколов: Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), оформившаяся в октябре 1921 г. на Первом Всеукраинском Православном Соборе УАПЦ. Представляла собой проявление ереси филетеизма (осужденной в 1871 году), ставившей в церковной жизни политические, национальные и иные мирские мотивы выше канонической жизни Церкви по апостольской традиции. Брала начало от Всеукраинской Православной Церковной Рады (ВПЦР) 1917–1919 гг. протоиерея Василия Липковского. Епископат УАПЦ, рукоположенный из белого духовенства, и рукоположенные ими безблагодатные иереи получили в народе название «самосвятов». Деятели автокефалии публично (и лицемерно) всячески подчеркивали свое «революционное родство» с советской властью, прямо призывая к расправе с канонической церковью. После отстранения (по указания ГПУ) В. Липковского и его сторонников от руководства УАПЦ на ее Всеукраинском Церковном Соборе в октябре 1927 г. верхушка автокефалов стала полностью подконтрольна чекистам. 29-30 января 1930 г. 40 «епископов» на Чрезвычайном съезде объявили о роспуске УАПЦ за «контрреволюционную деятельность», объявив заодно Липковского «иудохристопродавцем» (27 ноября 1937 г. расстрелян).

http://ruskline.ru/opp/2020/11/05/nasazh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010