347 Св. Григорий Турский, открывающий жизнеописанием Романа и Лупицина свои «Жития отцов», в повествовании о кончине Лупицина замечает, что тот приумножил данный ему Господом талант (см.: Мф. 25:16—17), оставив после себя многие общины монахов. Vita Patrum, μ 171. 348 Л. П. Карсавин, говоря о том, что раннее западное монашество было «определено в своем происхождении и природе двумя моментами: идеалами восточного христианства… и крайним напряжением индивидуальной религиозности в морально-мистической сфере», замечает: «и для понимания энергии движения, может быть, не лишним будет указание на сравнительную слабость италийского монашества вплоть до VI в. и на силу рано погибшего галльского и, особенно, британского». Карсавин Л. П. Культура Средних веков. Киев, 1995, с. 40. Распространение монашества в других западных областях М. Скабалланович (Указ. соч., с. 4950) описывает так: «В Германии насадителями монашества явились: Северин в Норике и Фридолин (V в.), ирландец, который пришел паломником в Пуатье к гробу св. Илария и, найдя его монастырь и церковь в развалинах, восстановил его, а потом основал ряд монастырей в честь Илария в Германии (на Рейне, Мозеле, в Страсбурге). В Кёльне в VI в. был женский монастырь. В Ирландии, прозванной «островом святых», Патрикий, подвизавшийся ранее в Мармутье, ученик Мартина Турского, основал такое множество монастырей, что, по его словам, не исчислить в них монахов, и царские дочери стали монахинями; но в V в. здесь все же имеет перевес белое духовенство. В Британии в V в. в Гластонбэри был монастырь неусыпающих; но самым значительным здесь был монастырь в Бангоре, где братия питалась ручным своим трудом, делясь на отделы по 30 монахов; в 613 г. монастырь был разрушен норманским королем, причем убито было 1200 монахов за молитвы о победе британцев». 349 Достаточно подробный очерк аскетических воззрений блаж. Августина и его взглядов на монашество представлен в кн.: Герье В. Блаженный Августин. М., 1910, с. 75—176. На нее мы во многом ориентируемся, при ссылках и цитатах указывая только номера страниц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

181 Аввакум прельщал православных чад и отторгал от Церкви такого рода внушениями: «Лепо села ныне от Никонианския богомерзския службы бегати и уклонятся, и неиавидеть, и гнушатися, еретических книг не прочитати, и учения, и чтения, и пения их не слушати, и к сборищам их не ходити (Сказание свящ. прот. Аввакума). Если кого нужею в церковь Никонианскую затащат, таг должен молитву Иисусову, воздыхая, говорить, а пения их не слушать, и молебны Никонианские в Москву реку сажать (Книга всем нашим горемыкам) и после искать прощения от верных немощи своея ради (Послание к рабам Христовым). Если Никонианский поп с водою приидет в дом, и в дому быв, водою намочит; надобно после него вымести метлою, стараться всячески не быть окропленным водою, и хотя омочит водою того, беды ист – душа бы не хотела (Книга всем нашим горемыкам). ...не поведатися искусному простолюдину паче, нежели невеже попу (там же). Исповедатися почто идти к Никонианину. Аще нужда и повлечет кого, он с Никонианином должен в церкви сказки сказывать, как лисица у крестьянина куры крала (там же) (Описание соч. писанных раскольниками в пользу раскола. Записки А.Б. Ч. II, стр. 5354). 182 В соч. Аввакума (Сказание свящ. прот. Аввакума) написана такая хула: «До Никона отступника в старых книгах непорочных в символе веры было и в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго». Глаголящих «яко истинный принос есть, сатана льстивый научил лгати» (там же, стр. 49). 183 В сочинениях Аввакума находятся следующие хулы на нерстосложение православных: «Во всех святых книгах напечатано три перста сложити, вместо – палец и два последних; потом два совокупив и един пригнув, тако креститися и благословляти. А нынешния Греческия и Русский патриархи ссылаются на некоего подиакона Дамаскина и Студита, и тому окаянному врагу Божию веруют, яко в Бога, в своего злодея (Сказание свящ. прот. Аввакума). Еже креститсся тремя персты есть Формоса, папы римскаго мудрование со диаволом, предание вора безымянного иподиакона (Дамаскина) (соч. Аввакума о сложении перстов). Три перста – печать Антихристова (соч. Аввакума о Мелхиседеке); аще кто перекрестится тремя персты глумяся, таковой плачася кается пред Богом и верными человеки – греха своего ради (Послание к рабам Христовым). Всяк крестивыйся тремя персты изумлен бывает. Тяжела просынка пившему чашу ту (волну мерзости чашу Апокалипсической блудницы), триперстную бл... (Послание Аввакума к Симеону); а перстосложение именословное – предание врага и адова уза, Малаксы протопопа (Сочинение о сложении перстов). Развращенная Малакса печать антихристова (О Мельхиседека послание; Паки и паки), тому Малакса поп на чело наложит, тот не проснется до суднаго дня (Послание к Симеону)» (там же, стр. 4950).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1,1 «Спросил некто» у Господа, «молвя: “Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?”» Господь ответил ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» 4940 . Неужели Господь не был благим, не был добрым? Но Он ответил [так] спросившему Его, потому что тот считал Его человеком, учителем, подобным всем [людям]. Господь не поставил Себя наравне с родом Адама, сказав: «Никто не благ, как только один Бог», то есть: Я не благ так, как ты считаешь, но благ, как ты не знаешь. Ведь от рода Адамова никто не благ – ибо все оказались под [властью] греха, – но один Бог безгрешен. Он искупил род Адамов от удерживающей его диавольской «власти тьмы» 4941 . 1,2 Но [евангельская фраза] имеет и другой смысл. «Никто не благ, как только один Бог», то есть один Иисус благ, ибо один Он был рожден без греха и без общения с мужем. Один Он пришел в свободным и непадшим, дабы искупить [его] от греха. 2,1 Ибо Сей был «Словом» «в начале», «и Слово было у Бога, и Слово было Бог» 4942 . «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть[.] 4943 В Нем была жизнь» 4944 , то есть всё, «что начало быть в Нем» 4945 , живет и движется 4946 , потому что Он Бог всех, и всё живет Богом, и каждое [существо] имеет от Бога собственную жизнь согласно своей мере и количеству: так, птицы имеют свою жизнь, звери, пресмыкающиеся, рыбы – каждое существо живет, имея жизнь от Бога. Но и [видимые] творения, небо и земля, растения, семена, и невидимые [существа] (имею в виду ангелов, начала, власти) живут Богом. Ибо Бог есть жизнь всех. 2,2 Бог есть «свет человеков» 4947 , и люди, рожденные свыше от Бога 4948 и будучи чадами Божиими 4949 , живут в бессмертном свете. Ведь этот свет отныне сияет и освещает души чад света 4950 , рожденных от Духа 4951 . Сей свет для них – упокоение 4952 , жизнь 4953 ; пища, питие 4954 ; одеяния 4955 ; оружие 4956 ; победа 4957 ; венец, радость 4958 . Сей «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» 4959 то есть грех не узнал и неузрел его 4960 , или люди, пребывающие под покровом, не могут узнать или увидеть «свет истинный» 4961 , каковым является Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Память пророка Малахии совершается 3 января. Из книг Маккавейских Сотница 1 . Александр Македонянин поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, прошел до пределов земли. 2 . После смерти его умножилось зло и корень греха – Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который пошел против Израиля и вступил во Иерусалим ( 1Мак.1:10, 20 ). 3 . Царь Антиох ввел идолослужение и запретил всесожжения и жертвоприношения во святилище, и празднование субботы и праздников, и запретил закон Божий ( 1Мак.1:4146 ). 4 . Но многие во Израиле остались в вере твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, и избрали лучше смерть, и не хотеша преступити закона Божия святаго: и заклани быша ( 1Мак.1:6263 ). 5 . Слуги царя принуждали Маттафию к отступничеству и богохульству, но он говорил: Если и все народы отступят от веры и служения Богу отцов своих, то я и сыновья мои и братья мои повинуемся закону Божию отец наших: милостив нам буди, Боже, помилуй нас Боже, чтобы оставить закон и оправдания ( 1Мак.2:1921 ). 6 . И возревнова о законе Божием, и возопи во граде Иерусалиме: всяк ревнуяй о законе и стояй в завете да изыдет вслед мене ( 1Мак.2:2627 ). 7 . И убежали преданные правде в пустыню, и царские войска по субботам, в день покоя, губили праведников, а те, храня субботы, умирали и не брались за оружие ( 1Мак.2:2938 ). 8 . И сказали Маттафия и друзья его: Кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, чтобы нам не умереть, как умерли братья наши ( 1Мак.2:4041 ). 9 . Так защищали они закон Божий от язычников и царя и не дали восторжествовать грешнику ( 1Мак.2:48 ). 10 . Приблизившись к смерти, Маттафия сказал: Дети, возревнуйте о законе и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших ( 1Мак.2:4950 ). 11 . И восстал вместо Маттафии сын его Иуда Маккавей, крепкий силою, начальник войска, и прошел по городам Иудеи, и истребил в ней нечестивых, и говорил: Лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни. И якоже воля будет на небеси, тако сотворит ( 1Мак.3:1, 8, 59, 60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

«Узрите небо отверсто»... И Иудеи Его распяли за то, что Он «Себе Сына Божия сотвори!»... Так вот кто Иисус, запечатлевший истину Своего Божества Своею победоносною смертью. 7 Нояб. 4947 Какое трогательно приветствие пишет Апостол Христов к Солунянам ( 1Сол.3 ): «при всей скорби и нужде нашей мы утешились вами, братья, ради вашей веры. Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе. Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим!»... (7–9 ст.). Очевидно, сила посланий Апостольских создавалась не только его авторитетностью, как посланника Христова, а и живою личною любовью Его к тем, которые были у него всегда на уме и сердце и которых он покоил, как доилица греет свои чада... 8 Нояб. 4948 «Кто нам упование или радость?.. ( 1Сол.2:19, 20 )». «Вы – слава наша и радость!»... Опять какое могучее звено, соединявшее сердца писателя и читателей. Это были не обыкновенные читатели, часто совершенно не знающие ничего, хотя и о любимом авторе, а дети, внимавшие Отеческому гласу: «вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое царство и славу» (ст. 11–12)... 9 Нояб. 4949 «По вся дни умираю: тако ми ваша похвала»... По все дни Апостол был близок к смерти, то от гонений, то переутомлений, то от трудностей путешествия и всевозможных опасностей; то от непосильного «попечения всех церквей», заботливости, безпокойства за них, наконец, от всей силы самопожертвования, готовности распяться каждую минуту за чад любви Своей (Молилбыхся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей»... Рим.9:3 ). 10 Нояб. 4950 От друзей, хвалящих нас, мы узнаем только о добродетелях и о достоинствах наших и лишь от врагов услышим о недостатках, и это послужит к исправлению их. Итак, приникай слухом своим более к речам врагов, нежели друзей, да не вознесешься мыслью и не падешь искушением. 11 Нояб. 4951 Некий святитель сообщил мне, как его звала одна знакомая болевшая старушка на свои похороны непременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

63 Dave Hunt and T. A. MacMahon, The Seduction of Christianity (Eugene, Ore.: Harvest House, 1985), 150154; Dave Hunt, Beyond Seduction (Eugene, Ore.: Harvest House, 1987), 5166. 65 Daniel R. McConnell, «The Kenyon Connection: A Theological and Historical Analysis of the Cultic Origins of the Faith Movement» (магистерская диссертация, Университет Орала Робертса, 1982). 67 Curtis I. Crenshaw, Man as God: The Word of Faith Movement (Memphis: Footstool Publications, 1994), 11. 70 MacArthur, Charismatic Chaos; проповедники Веры упоминаются на страницах 10:1416:2426:2831:4950:5657:83, 12122:15261:197198– помимо центральной главы, посвящённой здоровью и преуспеванию (264290). 79 Унитарианство – еретическое течение в христианстве, сформировавшееся в XIX веке. Унитарии отрицают учения о Троице и божественности Христа, настаивают на безличности Бога и придерживаются неортодоксальных представлений о грехопадении, искуплении и вечном воздаянии. В 1829–1832 годах проповедником в унитарианской церкви в г. Бостон был Ральф Уолдо Эмерсон. (Прим. пер.) 80 Трансцендентализм – идеалистическое течение в философии, основанное Р. У. Эмерсоном и получившее распространение в США во второй половине XIX века. (Прим. пер.) 81 Там же (1992 ed.), 203. В издании 1996 года этот отрывок перефразирован, но косвенно подчёркивает ту же мысль (214). 85 E. W. Kenyon, The Wonderful Name of Jesus (reprint, Lynnwood, Wash.: Kenyon’s Gospel Publishing Society, 1964), 6970. 86 McConnell, «Kenyon Connection», 90; первое и последнее предложения процитированы в Different Gospel, 30. 88 Kenyon, The Hidden Man: The New Self. An Unveiling of the Subconscious Mind, ed. Ruth A. Kenyon (Lynnwood, Wash.: Kenyon’s Gospel Publishing Society, 1970), 35, цит. по McConnell, «Kenyon Connection», 103. 90 E. W. Kenyon, The Two Kinds of Life (reprint, Lynnwood, Wash.: Kenyon’s Gospel Publishing Society, 1971), 143. Цит. по McConnell, Different Gospel, 15. 91 J. Stillson Judah, The History and Philosophy of the Metaphysical Movements in America (Philadelphia: Westminster Press, 1967), 1219; Martin A. Larson, New Thought Religion: A Philosophy for Health, Happiness, and Prosperity (New York: Philosophical Library, 1987), 129131; Charles S. Braden, Spirits in Rebellion, 911:1418. Джуда рассматривает ситуацию с точки зрения историка, стремящегося к объективности; Ларсон предлагает взгляд изнутри; а Брэйден пишет как критик. Каждый из этих трёх авторов приводит список учений «Нового мышления», и все три списка в значительной мере совпадают.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Но при всем том содержание учеников пищею и одеждою и в последний год стоит 12 руб. 75 коп. сер. менее против штата, и именно по 62 р. 25 к., а в 1849 году стоило 52 рубля 77 коп. 13) Общий итог невозвратных расходов, за исключением вещей остаточных к следующему году, на содержание Семинарии был в 1850 году 4757 р. 18¾ к., в 1852 – 4950 р. 76¼ к., а в 1852 г. – 6215 р. 74¼ к.; в том числе выданных в награду служащим 750 р., а за исключением оных – 5465 р. 74¼ коп. Долг имея уведомить о сем Ваше Сиятельство, при сем честь имею препроводить восемь разных ведомостей, в прилагаемом при сем реестре означенных. 23 Мая 1853 г. Новоархангельск. 303 10 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Из сведений и донесений, полученных мною ныне из Новоархангельска, видно, что тамошняя Семинария находится в следующем состоянии: а) По части нравственной. 1) Надзор за учениками был по прежнему чрез Инспектора, его помощника и старших. Как казенные ученики, так и вольноприходящие рекомендуются по поведению весьма хорошо, выключая одного старшого ученика Надеждина (о коем я имел честь уведомлять Ваше Сиятельство и в прошедшем году), оставшегося от первого курса, который при всех возможных со стороны начальства мерах решительно не подаст надежды на исправление и в духовном звании быть не может; а между тем способностей он очень хороших, а главное то, что он весьма достаточно знает колошенский язык, служит при миссионере переводчиком и кроме того трудится над переводом Евангелия на Колошенский язык и уже перевел 19 глав от Матфея, которые находятся у меня. В похвалу его можно сказать еще то, что, по отзыву миссионера, Колоши не только не жалуются на него, но напротив любят и даже уважают его; но при всем том предполагается держать его в Семинарии до тех пор, пока нужно и можно, а потом отправить его в Камчатку на службу по Духовному Правлению, где быть может он исправится, или по крайней мере долее может быть в духовном ведомстве. б) По части учебной. 2) Учение в прошедшем годе продолжалось по всем предметам и кроме того с Октября открыт для желающих класс иконописи, как я имел честь уведомлять Ваше Сиятельство прошедшего года, и под руководством воспитанника нашего училища Григория Петухова начали обучаться иконописи 5 учеников желающих. Но к крайнему сожалению должно сказать, что в прошедшем году, и особенно в начале нынешнего года, много было больных (это было вообще в Ситхе), так что не редко никого не было в тех классах, где немного учеников. Но при всем том пройдено в течение года очень не мало, а что именно пройдено, Ваше Сиятельство изволите усмотреть из прилагаемых при сем обозрений уроков, кроме обозрения по предмету медицины, которого не получено, вероятно потому, что его забыли вложить в пакет.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Внешняя политика Советского Союза ничего общего не имеет с пацифизмом, со стремлением к достижению мира во что бы то ни стало. Еще в 1915 году Ленин предвидел возможность наступательной политики после утверждения социализма в одной стране. Он писал: «... возможна победа социализма первоначально в немногих, или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Победивший пролетариат этой страны, экспроприировав капиталистов и организовав у себя социалистическое производство, встал бы против остального, капиталистического мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран, поднимая в них восстание против капиталистов, выступая в случае необходимости даже с военной силой против эксплуататорских классов и их государств» (T. XVIII, стр. 233). Мирное строительство, передышку от военных столкновений, Ленин расценивал, как средство накопления сил для последнего боя. Еще в 1920 году он писал: «... но как только мы будем сильны настолько, чтобы сразить капитализм, мы немедленно схватим его за шиворот» (т. XXV, стр. 500). Далее мы имеем следующее указание Ленина: «Говорить нам, что мы должны вести войну только оборонительную, когда над нами до сих пор занесен нож ...говорить это нам – значит повторять старые, давно потерявшие смысл фразы мелкобуржуазного пацифизма. Если бы мы перед такими постоянно активно-враждебными нам силами должны были дать зарок...что мы никогда не приступим к известным действиям, которые в военно-стратегическом отношении могут оказаться наступательными, то мы были бы не только глупцами, но и преступниками». (T. XXVI, стр.4950). Итак, ленинизм учит, что страна социализма, используя благоприятно сложившуюся международную обстановку, должна и обязана будет взять на себя инициативу наступательных военных действий против капиталистического окружения с целью расширения фронта социализма. До поры до времени СССР не мог приступить к таким действиям ввиду военной слабости. Но теперь эта военная слабость отошла в прошлое. Опираясь на свое военное могущество, используя благоприятную обстановку, СССР освободил Западную Украину и Западную Белоруссию, вернул Бессарабию, помог трудящимся Литвы, Латвии и Эстонии организовать советскую власть. Таким образом, капитализму пришлось потесниться, а фронт социализма расширился.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Он так пророчил, желая во что бы то ни стало умертвить Христа: «...вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин.11:4950 ). Приведенный текст из Евангелия Феофилакт Болгарский в Благовестнике так толкует: «Со инеми убо всеми и архиерейства сан от иудей истлися. Отнележе бо по мзде быша власти, ктому не вся лета живота, но на всяко лето архиерействоваше кождо. Но убо и тако растленну святительства чину, обаче и еще прихождаше Дух Святыи в помазанных действуя. А понеже руки взяша на Христа, тогда до конца благодать остави я и прейде на апостолы. Сия же убо той и не о себе рече, но благодать Духа Святаго усты оного глагола, к хотящему быти пророчеству, аще и сквернаго егова сердца не прикоснуся. Смотри же ми зде, колика есть Духа сила... Смотри же убо и архиерейскаго сана силу, како полно Духа благодати. Аще и тии носящии суть не достойни чести архиерейства, но обаче достойни сущаго в них дара, аще и произволение их зло бяше. Не токмо бо уже Каиафа пророчествует, но и ини мнози не достойнии хотящая быти» 71 . Если Каиафа, омывший руки в Крови Христовой со своими родными – тестем и шуревьями, эта змея порождения ехидны, по сану первосвященства является с силою благодати и с даром пророчества, хотя невольного и бессознательного, то несомненно и неоспоримо должно быть благодатным все остальное ветхозаветное священство, как не узнавшее, к примеру, в Лице Христа Мессии и не веровавшее Ему, как Такому, так и то, без сомнения, которое верило во Христа как Мессию. О благодатности не сочувствующего преследованию и смерти Христа священства никакого, конечно, не должно быть сомнения. Христос нашел верующих в Него и последователей Себе даже из членов синедриона, каковыми были Никодим и Иосиф Аримафейский. Иосиф Аримафейский не участвовал в совете и деле синедриона против Христа, о чем ясно говорит евангелист Лука ( Лк.23:5051 ). Что касается Никодима, то он также или не был в синедрионе, что могли сделать и другие благомыслящие члены его, или если и приходил, то непременно восставал против обвинения на смерть Христа, о чем есть церковное предание 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

По мере того как расширялась география реформы, внимание местного духовенства все более и более сосредоточивалось на обеспечении своекоштных учащихся, т. е. сверхштатных. Ведь устав однозначно требовал, чтобы условия их содержания были полностью адекватны условиям содержания казеннокоштных 1194 . Поэтому, в дополнение к ежегодным отпускам, съезды занимались изысканием дополнительных средств. Они шли, главным образом, на увеличение числа учащихся и устройство общежитий для своекоштных, т. е. на те нужды, удовлетворение которых полностью ложилось на епархии. Так например, в 1869 г. съезд духовенства Тверской епархии, помимо регулярного взноса в 7741 руб., нашел возможным выделить 4950 руб. из кошельковых сумм и личных средств на открытие параллельного класса в низшем отделении семинарии 1195 , январский 1874 г. съезд духовенства Тамбовской епархии – 30 000 руб. на общежитие для 200 своекоштных 1196 . Даже в бедных западных епархиях духовенство нашло возможным в складчину решать общие вопросы. В Подольской епархии 1300 причтов собрали 21 367 руб. на строительство общежития, предварительно оценив выгоды совместного содержания детей 1197 . Со своей стороны, церковные власти всех рангов оказывали на духовенство давление для скорейшего решения вопроса об общежитиях, поскольку те являлись одним из важнейших элементов системы нравственного воспитания учащихся, организуемой новым уставом. Устройство общежитий сулило родителям много плюсов: ребенок оказывался под присмотром; регулярно питался; жил в относительно хорошем помещении, где в положенные сроки менялось постельное белье, производилась уборка; он приобретал навыки личной гигиены; общался с детьми своего круга, имел возможность тут же воспользоваться библиотекой. И все это – практически за те же деньги, которые тратились ранее на наем квартиры. Что конкретно представляло собой такое общежитие (по крайней мере, внешне), видно на примере Подольской семинарии. Содержание одного ученика обходилось в 70 руб. в год, из которых 45 руб. 60 коп. шло на питание, а 20 руб. 40 коп. – на содержание дома и другие расходы: отопление, освещение стеариновыми свечами 15 жилых комнат и керосиновыми лампами коридоров, на побелку, стирку белья, починку медной посуды, чистку дымоходов; на содержание столовой, эконома, священника семинарской церкви и пары лошадей. Рацион состоял из утреннего чая с полуфунтовой булкой, обеда из трех блюд (в праздники – 4) и ужина 1198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004