Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.); Крест на синем фоне, усыпанном звездами (Архиепископская капелла в Равенне, V в.); Богоматери с Младенцем (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553, ц. Панагии Ангелоктисты в Кити (Кипр), 2-я четв.- кон. VI в., ц. Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), VI в.). Изображения Спасителя часто сопровождаются фигурами патрональных святых и донаторов, Богоматери - архангелов Михаила и Гавриила. В послеиконоборческий период изображение Богоматери с Младенцем Христом становится наиболее распространенным типом декорации алтарной апсиды (ц. Успения в Никее, после 787, собор Св. Софии в К-поле, 867), хотя могут использоваться и др. композиции, напр. Христос во славе, с символами евангелистов (Кызылшукур, Хаклы-килисе (Каппадокия), X в.), Отослание апостолов на проповедь (Тимотесубани (Грузия), XIII в.), деисус (Чарикли-килисе в Гёреме (Каппадокия), XI в., Спасский собор Мирожского мон-ря, XII в., мон-рь Паммакаристос (Фетие-джами), ок. 1315). На стенах А., как правило, изображаются святители (или апостолы, или оба чина одновременно). С XI в. декор алтарной А. подчиняется литургической программе: под конхой помещается изображение Евхаристии, ниже - святительский ряд. В XII в. фронтальные фигуры святителей сменяются композицией «Служба святых отец». В XIV в. в роспись А. включается цикл Страстей Христовых. В рус. храмах XVI-XVII вв. темы росписи алтарной А. отличаются большим разнообразием: София Премудрость Божия (Архангельский собор Московского Кремля, сер. XVI в.), Великий Вход (Успенский собор Свияжского мон-ря, сер. XVI в.), Похвала Богородице (Спасский собор в Ярославле, 1563), Покров Богоматери (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря, кон. XVI в.). Ист.: Симеон Солунский. Соч. С. 193; Герман, свт. Сказание. С. 42-43. Лит.: Delvoye Ch. Études d " architecture paléochrétienne et byzantine. 2. L " abside//Byz. 1962. T. 32. Fasc. 1. P. 291-310; Fasc. 2. P. 489-547; idem Apsis//RBK. Bd. 1. S. 246-268; Wessel K. Apsisbilder//Ibid. Bd. 1. S. 268-293; Mathews F. T. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. L., 1971. А. М. Высоцкий, А. Ю. Казарян, свящ. Стефан Ванеян, Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: КУПОЛ архитектурная конструкция сводчатого покрытия, по форме близкая к полусфере и образованная вращением кривой вокруг вертикальной оси

http://pravenc.ru/text/75794.html

Багаван [от парф. баг - идол и арм. аван - город], мон-рь св. Иоанна Крестителя (по др. версии - св. Григория), располагавшийся у сев.-вост. подножия горы Нпат в обл. Багреванд пров. Айрарат Вел. Армении; по араб. версии Жития св. Григория арм. историографа Агафангела, «царский город» арм. Аршакидов у р. Евфрат ( Агатангелос. § 810-819); после первой мировой войны на территории Турции (дер. Уч-килисе в иле Агры). Б. был культовым центром дохрист. Армении и местом погребения верховных жрецов. Здесь, в водах Евфрата, в 301 г. произошло крещение царя Трдата св. Григорием Просветителем, со временем это место было отмечено множеством крестов, высеченных в прибрежных скалах. Вблизи Б., на вершине горы Нпат, были часовни и места молений католикоса Нерсеса Великого (353-373), откуда он, по преданию, наблюдал за битвой армян с персами на поле Дзирав. Агафангел в «Истории Армении» рассказывает о том, что в IV в. св. Григорий Просветитель основал в Б. храм над мощами святых Иоанна Крестителя и Афиногена (посвящение не указано, однако в источниках он упоминается то как храм св. Иоанна Крестителя, то как храм св. Григория) и установил празднование их памяти. Лазар Парпеци (V в.) считал эту постройку мартирием (часовней) равноап. св. Григория, историограф X в. Ованнес Драсханакертци называл обителью св. Григория. Вероятно, на месте древнего храма при имп. Ираклии был возведен новый храм, основанный, согласно надписи, 15 июня 631 г. и завершенный 9 июля 639 г. «на местные средства во всем, при зодчем Исраеле Горагчеци». По мнению И. А. Орбели, надпись, стертая при ужесточении борьбы с халкидонитами, изначально содержала имя ктитора Католикоса Езры (в грецизированной форме - Езрас). С. Х. Мнацаканян считает, что в надписи упоминалось имя еп. Нерсеса Таеци до его восшествия на патриарший престол в 641 г. Во 2-й надписи указано, что в 88 г. по арм. летосчислению было закончено строительство храма. В XIX в. Б. получил тур. название Уч-килисе (3 церкви), что может как отражать трехапсидную структуру храма, так и свидетельствовать об одновременном существовании здесь 3 церквей. Б. становится епархиальным центром областей Багреванд и Аршаруник. Самыми знаменитыми епископами здесь были Езник Колбаци и Мовсес Хоренаци.

http://pravenc.ru/text/77312.html

В полуразрушенной юж. апсиде сохранились остатки росписи: нимб и крыло арх. Михаила и написание его имени по-гречески, очевидно, здесь было изображение Богоматери между 2 архангелами либо больших размеров образ арх. Михаила (предположение Н. Тьерри), как, напр., в Эльмалы-килисе или Чарыклы-килисе. Рождество Христово. Роспись церкви Цистерны. Кон. Х — 1-я четв. XI в. Рождество Христово. Роспись церкви Цистерны. Кон. Х — 1-я четв. XI в. На сводах перед апсидами - погрудные изображения преподобных жен с молитвенно воздетыми руками: Евдокии и Марины, Анны и Параскевы, Анастасии и Евпраксии. На стенах в наосе жен. фигуры представлены в рост. Большое количество образов св. жен позволяет предположить, что церковь была частью жен. мон-ря. На триумфальной арке центральной апсиды - полуфигура прп. Онуфрия Великого, а над аркой сев. апсиды - прп. Зосимы Палестинского (в позе оранта); изображение прп. Марии Египетской помещалось над аркой утраченной юж. апсиды ( Jolivet-Levy. Р. 144). В юж. части наоса расположены сцены «Путешествие в Вифлеем» и «Рождество Христово», в северной - «Распятие» и «Успение». Остальное пространство наоса занято образами святых, среди к-рых - свт. Иоанн Златоуст, прор. Даниил во рву львином, св. Иоанн Предтеча, держащий свиток с надписью: «Се агнец Божий…» (в нишах юж. стены), великомученики Георгий, Феодор, Пантелеимон, Евстратий, равноапостольные Константин и Елена (в нишах зап. стены), мч. Христофор в воинских одеждах (справа от входа на сев. стене) и др. На зап. стене - изображение Богоматери в рост между 2 архангелами. У ног Богоматери - коленопреклоненные фигурки донаторов, супругов Никандра и Эбоннеи. Церковь Цистерны расположена недалеко от с. Авджылар в долине Эль-Назар. До 1999 г. была замурована до свода и служила для сбора воды. Прямоугольная в плане церковь перекрыта большим цилиндрическим сводом, имеет выступающую апсиду, в сев. и юж. стенах вырублено по 1 высокому неглубокому аркосолию (сдвинуты к востоку); с зап. стороны аркосолиев еще по 1 маленькой нише, в юж. нише - конный образ вмч. Георгия, побивающего змея.

http://pravenc.ru/text/164937.html

Инициатива создания росписей Чарыклы-килисе, по мнению Тьерри, принадлежит представителям самой старой из владетельных анатолийских семей - Мелисенов. Церковь была построена как реликварий, возможно, для частицы Креста Господня, т. к. в иконографическую программу росписи помещены 3 композиции, связанные с темой поклонения Кресту: на зап. стене изображены 3 донатора, поклоняющиеся Кресту в руках седовласого старца, в надписи Крест назван драгоценным; на юж. стене - Крест несет тот же персонаж, идущий к донаторам Феогносту, Леону и Михаилу; на юго-вост. стене, примыкающей к юж. апсиде, под композицией «Сошествие во ад», расположенной в люнете,- фигура того же седовласого старца с Крестом, на коне. Рядом с изображениями Креста - фрагменты молитв донаторов на греч. языке. Самая многочисленная группа донаторов - 7 портретов - сохранилась в Каранлык-килисе: в апсиде, в композиции Деисус, у ног Христа - свящ. Никифор и Вассиан; на юж. стене наоса, по сторонам от арх. Михаила представлены 2 донатора, каждый со свечой в руке; напротив, на сев. стене, рядом с арх. Гавриилом - фрагменты изображения головы молодого человека; в нартексе образы энталматика Иоанна и Генетлия включены в композицию «Отослание апостолов на проповедь». Во фресках 4-колонных храмов получило отражение стилистическое направление в визант. живописи, последовавшее за искусством 2-й четв. XI в.: исчезла монументальность образов, прежде суровый облик святых приобрел более мягкие черты и был наделен повышенной эмоциональностью. Перемены в образной структуре изменили художественный язык: пропорции стали более естественными, конечности - соразмерными, лики - комниновского типа, с характерно изогнутыми носами, разнообразится палитра,- все это отличает росписи 4-колонных храмов от памятников предшествующего периода и ставит их в ряд произведений раннекомниновского искусства. Лит.: Jerphanion G. , de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelle province de l " art byzantine. P., 1925-1942. P. 177-253, 393-430, 455-473; Restle M.

http://pravenc.ru/text/164937.html

in ipsa via; вероятно, имеется в виду Меса). На основе всех имеющихся данных Жанен сделал вывод, что церковь располагалась на склоне крутого холма над портом Юлиана, недалеко от Форума и Месы; вероятно, постройка просуществовала до XIII в. Фенари-Иса-джами (22) - см. ст. Липса монастырь , в Константинополе. Церковь св. Феодора в Сфоракионе (98) (ν τος Σφωρακου) ( Janin. 1969. P. 152-153), самая древняя из церквей К., посвященных вмч. Феодору Тирону, имела небольшие размеры и существовала уже в 1-й пол. V в.: краеведы относят ее появление ко времени правления имп. Аркадия (395-408) и его сына Феодосия II (408-450) (PG. 157. Col. 557). Церковь построил патрикий Сфоракий (консул в 452), о чем свидетельствуют 2 сохранившиеся эпиграммы (Anthologie palatine/Ed. F. Dübner. P., 1864. Vol. 1. P. 1-2. N 6, 7), новеллы имп. Юстиниана и энкомий Хрисиппа, пресв. Иерусалимского (ок. 460 г.; ActaSS. Nov. T. 4. P. 70-71). В храме прислуживал клир из собора Св. Софии и собора Св. Ирины, что говорит о его большом значении в К. Согласно Феофану Исповеднику, в 513 г. здесь впервые в К. по распоряжению имп. Анастасия было сделано теопасхитское добавление к «Трисвятому» ( Theoph. Chron. P. 159). Церковь, за исключением скевофилакиона, пострадала при пожаре во время восстания «Ника» в 532 г. и почти сразу была восстановлена. Она снова частично сгорела при имп. Маврикии (582-602), к-рый восстановил здание в его первозданном великолепии. В XII в. при храме существовала школа. Ок. 1350 г. эту церковь видел рус. паломник Стефан Новгородец. Память вмч. Феодора Тирона совершалась здесь 1 дек. и в субботу 1-й недели Великого поста; 5 нояб. отмечался день освящения храма (SynCP. Col. 197, 272, 469). Церковь располагалась на Месе или в непосредственной близости от нее. Церковь св. Феодора (Килисе-джами?) (99) - см. ст. Феодора святого храм в Константинополе (Килисе-джами). Монастырь св. Феодосии в Дексиократианах (100) - см. Феодосии святой монастырь , в Константинополе (Гюль-джами). Фетхие-джами (24) - см. Паммакаристос монастырь , в Константинополе. Церковь св. Филиппа в квартале Мельтиада (101) (ν τος Μελτιδου) ( Janin. 1969. P. 493-494; Иванов. 2011. С. 411), освящена во имя ап. Филиппа , синаксис к-рому здесь совершался 14 нояб. Основана, согласно Псевдо-Кодину, имп. Анастасием I; упоминается в связи с волнениями в К. в нач. VI в. Храм был отреставрирован при имп. Василии I Македонянине. Последнее упоминание относится к 944 г. Церковь отождествляется с одноименным храмом близ цистерны Мокия.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В области дворцового строительства при Комнинах произошел важный разрыв с традицией использования Большого дворца как главной имп. резиденции. Имп. Никифор III Вотаниат (1078-1081) еще жил в Большом дворце ( Magdalino. 1993. P. 79). Имп. Исаак I Комнин (1057-1059) построил храм св. Феклы во Влахернах, где в XI в., возможно, находился частный дворец Комнинов. С этого времени Влахернский дворец постепенно стал основной имп. резиденцией отчасти из-за того, что оттуда легко было покинуть город в случае мятежа. До 1094 г. имп. Алексей I построил во Влахернском дворце Парадный зал, а имп. Мануил I между 1143 и 1153 гг. добавил к нему еще один. Вокруг дворца поселились представители знатнейших семей ( Magdalino. 1993. P. 76-77). С Влахернским дворцом связан и единственный в этот период пример фортификационного строительства. В 1146-1147 гг. была построена новая сухопутная стена от Текфур-сарая до Золотого Рога ( Freely, Ç akmak. 2004. P. 231-232). В 1162 г. она была частично разрушена землетрясением и вскоре после этого восстановлена ( Asutay-Effenberger. 2007. P. 118-127). Лист из Нюрнбергской хроники с изображением Константинополя. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 249r (РГБ) Лист из Нюрнбергской хроники с изображением Константинополя. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 249r (РГБ) Имп. Иоанн II Комнин (1118-1143) и его жена Ирина построили большой мон-рь Христа Пантократора (ныне Зейрек-килисе-джами), к-рый с 30-х гг. XII в. стал новой имп. усыпальницей. Тем самым была окончательно прервана древняя традиция погребения визант. василевсов в соборе св. Апостолов. Эпоха Комнинов становится временем основания многих ктиторских мон-рей в К. До наст. времени сохранились типиконы 5 городских мон-рей XI-XII вв.: Пресв. Богородицы Евергетиды, Паниктирмон, Пресв. Богородицы Кехаритомени, Христа Пантократора и Маманта святого . Сохранились храмы этой эпохи, находившиеся в мон-рях Пантократора, Килисе-джами (визант. посвящение спорно), Феодосии святой (Гюль-джами), Иоанна в Трулле (ныне Хырами-Ахмет-Паша-месджиди), Календерхане-джами (вероятно, мон-рь Пресв. Богородицы Кириотиссы), а также остатки неизвестного храма близ ворот Аякапы ( M ü ller-Wiener. 1977. S. 97). Адриан Комнин, брат имп. Алексея I, построил монастырь Пресв. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), а его сын Исаак перестроил собор мон-ря Хора (Кахрие-джами). К комниновскому времени относится, вероятно, храм Эски-Имарет-джами (вероятно, мон-рь Христа Пантепопта, основанный матерью имп. Алексея I Анной Далассиной). Сохранился также неизвестный храм близ ворот Аякапы. Неск. мон-рей было основано представителями знати ( Magdalino. 1993. P. 78). В этот период, особенно к сер. XII в., в храмовом зодчестве К. вырабатывается новый стиль декорации (при сохранении прежних плановых решений): ниши на фасадах становятся высокими и узкими, число закомар и апсидиолей увеличивается, распространяется кладка «с утопленным рядом».

http://pravenc.ru/text/2057122.html

О некоторых типах христианских построек этого периода в К. есть сведения в творениях каппадокийских отцов Церкви IV в. Можно отметить существование мартириев, видимо, октогональной формы (мартирий в Ниссе), описанных святителями Григорием Нисским и Григорием Богословом. К кон. IV в. в Кесарии упоминается 6 мартириев. При свт. Василии Великом там же была возведена базилика. Тем не менее до нач. V в. в К. христианская архитектура развивалась сравнительно медленно. Близ Шахинефенди (греч. Совес) была раскопана рим. вилла, вероятно, кон. IV в. с мозаичными полами вокруг центрального внутреннего двора. Небольшая часовня была пристроена ко двору позже, возможно в VI в. За пределами виллы обнаружены христ. захоронения и комплекс терм также, видимо, IV в. Аркада в ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. V в. Аркада в ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. V в. В основном IV век представлен сохранившимися некрополями. Высеченные в скалах гробницы были изучены в Мазыкёй, Гёреме , на дороге между Джемилем и Соганлы, в Озюгюзель. Указаний на то, что они оставлены христианами, нет, хотя некоторые из некрополей позднее использовались для захоронений христиан. Хорошо сохранившийся римский мавзолей IV в. в Шаре (греч. Комана) позволяет судить о развитии более поздних христианских конструкций. Кызыл-килисе в Сиврихисаре. Сер. VI в. (?) Кызыл-килисе в Сиврихисаре. Сер. VI в. (?) К V в. можно отнести ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. Это аккуратно высеченная скальная базилика. Ее центральный неф отделен от боковых приделов аркадами, аркада украшала и фасад нартекса. В интерьере подковообразной в плане апсиды - высеченные в скальном массиве престол, синтрон и одноступенчатая скамья. В центре, практически под алтарем, находится крестообразная крипта, врезанная в скальный пол. Эти особенности, а также небольшой размер базилики сближают ее со Студийской базиликой в К-поле (сер. V в.). Однако в Чавушине сев. придел, вероятно, был отделен от нефа перилами и завершался алтарем, а юж. придел, гораздо более широкий, открывался в подсобные помещения, расположенные к востоку.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Визант. влияние проявилось в полосатой каменно-кирпичной строительной технике двухъярусной церкви-усыпальницы и внутренней кладке собора мон-ря Дорт-килисе, в наличии круглых или многогранных подкупольных столпов и куполов над угловыми компартиментами храма типа вписанного креста (Ошкванк). Традиц. для Армении структура фасадной аркатуры на узких полуколонках наложена на типичные для визант. построек лопатки и арки (Ошкванк). На фасадах храмов Тайка заметно выделяются рельефы, составляющие ктиторские и геральдические композиции, библейские сцены, отдельные фигуры святых и ангелов. В соборе в Ошке ктиторы, включенные в композицию «Деисус», облачены в богато орнаментированные одежды, все фигуры выдержаны в одном масштабе (визант. схема имеет ближайшую аналогию в храме Мрена в Армении, 639 г.). С образцами монументальной пластики Ани и Ахтамара можно сравнить геральдические и фантастические изображения животных в Ошке, Хахуле и Пархале. В юж. галерее собора в Ошке сохранилась колонна, сплошь покрытая орнаментами и сюжетными рельефами. Отдельные элементы на фасадах, арки, обрамления окон храмов покрыты аниконической росписью, нек-рые резные орнаменты также раскрашены. Внутренние росписи тайкских храмов сохранились фрагментарно, но позволяют судить об их ориентации на визант. образцы и связь с росписями церквей в Грузии того же времени. Точно датированы лишь фрески Ошка - 1036 г. Вероятно, сразу после строительства, в посл. трети X в., расписан собор в Дорт-килисе. В его апсиде были представлены композиции «Благовещение», «Встреча Елизаветы и Марии», «Моисей, получающий скрижали Завета», фигуры святителей и др. На арке алтарного окна сохранился образ ктитора (Ж. Тьерри) или коронованной Богородицы (З. Схиртладзе) с моделью базилики и груз. надписью «Сион». Анализ памятников Тайка выявляет их тесные связи с зодчеством Армении (Ширак) и Грузии (Кларджети, Шавшети и др.). В результате присоединения части этой области к Грузинскому царству усилился процесс влияния груз. искусства. Ярким примером этого является перестроенный в 1027 и 1032 гг. собор в Ишхани.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Св. Анастасия изображалась в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в ее левой руке - маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом. По мнению нек-рых исследователей (Д. Войводич), сосуд в руках присущ образу А. У., почитавшейся как целительница. Иногда св. Анастасия представлена в богатых одеяниях рим. патриции: в Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520 г.; с венцом на голове: в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г. Изображения св. Анастасии присутствуют в росписях каппадокийских церквей: Трех крестов 3) в Гюлю-Дере, кон. IX в.; св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере, между 913 и 920 гг.; св. Апостолов в Синасосе, 1-я четв. X в.; в Баллы-килисе в Соганлы, 1-я пол. X в.; Мазыкёй, ок. Ургюпа, сер. X в.; в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.; св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.; Киличлер-Кюшлюк в Гёреме, 1-я пол. XI в.; а также в мозаиках нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; на фреске собора Св. Софии в Киеве , после 1037 г.; в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в., в ц. Панагии Мутулла (Кипр), ок. 1280 г.; на фреске в сев. апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия), ок. 1285 г. С сосудом в руке А. У. представлена в церквах: Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310-1113 гг.; Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (Югославия, Косово и Метохия), между 1330-1337 гг.; Панагии Форвиотиссы в Асину (Кипр), 2-я пол. XIV в.; вмч. Георгия в Речани, 1360-1370 гг.; Богоматери в Нова-Павлица, 1381-1388 гг.; на фреске парекклисиона ц. святых Константина и Елены в Охриде (Македония), ок. 1400 г.; на единоличной иконе святой, нач. XV в. (ГЭ). Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерус. искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в. (НГОМЗ). Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV-XVII вв., особенно на новгородских и сев.

http://pravenc.ru/text/114938.html

В рукописях сохранились и др. песнопения в честь Е. П.: анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Θλαγγα τετρριθμον μν μαρτρων (Отряд четверочисленный пою мучеников), ирмос: Αρματηλτην φαρα βθισε (      ), нач.: Θς πατρικν, θεαρχικν, προτλειον πρχων, Λγε Θεο (Свет отеческий, богоначальный, предшествующий началам, Слове Божий) (AHG. T. 1. P. 280-293); канон, составленный гимнографом Иосифом, 4-го гласа, с акростихом Θεοις θλητας τοσδε τος μνους πλκω. Ιωσφ (Божественным мученикам эти гимны плету. Иосиф), ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Θεοπρεπς θροισθντες ν τ σεπτ σμερον (Боголепно собравшись в честном сегодня), канон имеет 2-ю песнь (Ταμεον. Σ. 47); дополнительные икосы к кондаку Е. П. 2-го гласа (AHG. T. 1. P. 287-289). А. А. Лукашевич Иконография Житие Е. П., широко известное в регионах Византии, на христ. Востоке и Западе, повлияло на создание большого числа изображений великомученика в храмовых декорациях, мелкой пластике, рукописях. В визант. время получили распространение 3 основных сюжета с изображением святого: Е. П.- полководец-христианин, видение Е. П. распятого Христа между оленьими рогами, мученическая кончина Е. П. с женой и сыновьями. Вмч. Евстафий Плакида. Фрагмент створ-ки авория «Сорок мучеников Севастий-ских». Х в. (ГЭ) Вмч. Евстафий Плакида. Фрагмент створ-ки авория «Сорок мучеников Севастий-ских». Х в. (ГЭ) С раннего времени единоличное изображение Е. П. включалось в ряд наиболее прославленных св. воинов. Традиционно он представлен с темными вьющимися волосами, небольшими усами и короткой раздвоенной бородой. В воинском облачении Е. П. изображен на рельефе слоновой кости с образами 40 мучеников Севастийских (X в., ГЭ); на триптихе из Палаццо Венеция, Рим (сер. X в.); на Арбавильском триптихе (сер. XI в., Лувр, Париж); в церквах Каппадокии: в ц. Карабулут-килисе близ Авджылара в Гёреме (1-я четв. XI в.), в базилике Константина в Еникёе (XI в.), в церкви в Орене близ Нара (XI в.); иногда верхом на коне (в нартексе ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XII в.). С XIII в. Е. П. обычно изображали в кирасе, в застегнутом на груди плаще, со щитом и с мечом или копьем: в башне св. Георгия мон-ря Хиландар на Афоне (сер. XIII в.); в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в ц. Спасителя монастыря Жича, Сербия (нач. XIV в.); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320). Известны изображения Е. П. в хитоне и гиматии: на триптихе с Деисусом и святыми (X-XI вв., Музеи Ватикана); на фресках в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.), в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе в Гёреме, Каппадокия, XI в.- в позе оранта.

http://pravenc.ru/text/187479.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010