Древний учитель Церкви говорит: «Пост есть воздержание от пищи, согласно смыслу слова; однако пища не делает нас ни более праведными, ни более неправедными. В таинственном же смысле слово «пост» означает, что как для всех и каждого от пищи происходит жизнь, а от неядения — смерть, так и нам надлежит воздерживаться от всего мирского, чтобы умереть для мира, а затем, приобщившись божественной пищи, начать жить для Правила соблюдения поста, содержащиеся в богослужебном уставе (Типиконе), являются монастырскими; особого устава для мирян не существует. Тем не менее на практике некоторые миряне следуют монастырскому уставу. Другие соблюдают менее строгий пост, например, допуская вкушение морепродуктов в дни Великого и Успенского постов. Обычной практикой мирян является вкушение рыбы по средам и пятницам в течение всего года, а также вкушение рыбы в Рождественский и Петров посты. Практика, касающаяся правил воздержания от пищи для мирян в постные дни, в Русской Православной Церкви основывается на индивидуальном подходе, учитывающем возраст, семейное положение и состояние здоровья каждого православного христианина. Меру поста желательно согласовывать с духовником. При этом для всех православных христиан пост является временем сугубого духовного бодрствования, борьбы со страстями, воздержания от развлечений и от употребления чрезмерного количества пищи. Для состоящих в браке ночь накануне постного дня является также временем воздержания от супружеского общения. Нормы, касающиеся воздержания во время поста, должны применяться к каждому человеку с учетом его индивидуальных особенностей. Пост бывает строгий, предполагающий полное воздержание от мясных, молочных и рыбных продуктов, а в особых случаях также и елея (растительного масла), и менее строгий — когда разрешается вкушение рыбы, вина и елея. Все люди различаются по возрасту, состоянию здоровью, роду занятий, а также условиям жизни (в том числе стране проживания), а потому для каждого человека мера воздержания во время поста может быть различна.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Православная стенгазета 33 (295) В номере: Преображение Господне, Евангельское чтение. Проповедь митрополита Антония Сурожского, Успенский пост: Да не будут яблоки плодом раздора, Катюша Ремизова. О раке, смирении и прощении. Часть 1. 15 августа, 2015 В номере: Преображение Господне, Евангельское чтение. Проповедь митрополита Антония Сурожского, Успенский пост: Да не будут яблоки плодом раздора, Катюша Ремизова. О раке, смирении и прощении. Часть 1. В номере: — Преображение Господне — Евангельское чтение. Проповедь митрополита Антония Сурожского — Успенский пост: Да не будут яблоки плодом раздора — Катюша Ремизова. О раке, смирении и прощении. Часть 1 Выпуск от 14 августа 2015 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Мономах отделяет себя от аскетов, т. е. от монашествующих лиц, пребывающих в сакральном пространстве. Их правила — не для него. Заметим, что пост он простодушно называет «голодом»! Вторая часть написана князем Владимиром, воином и охотником, гораздо больше похожим на его прапрадеда Святослава, чем на самого себя, «Василия Мономаха». Достаточно прочесть о том, как он сек и метал в воду половецких князей и витязей, дабы убедиться, что в княжом ремесле, в мирском поведении Десятословие и Нагорная проповедь им нимало не учитывались. У язычников нет представления об истинной вере, которую должен исповедовать весь мир. Множеству племен и наречий соответствует множество религий, в принципе равноправных. Их иерархия зависит от могущества того или иного народа. С этой точки зрения Христианство, которое стремительно распространялось в Европе в IX–XI вв., доказало не истинность свою, но силу. Поэтому Русь и примкнула к общеевропейскому процессу. Но крещение не было отречением. Русь создала свой вариант Православия, терпимый и открытый, создала сложную и «равновесную» культуру. Эта одушевленная оптимизмом культура породила выдающиеся памятники искусства, создала непреходящие ценности. Введение христианства… Введение христианства у пародов Центральной и Восточной Европы: Крещение Руси: Сб. тезисов. М., 1987. Голубинский. Голубинский Е. История русской Церкви. М., 1880. Т. 1. Ч. 1. Еремин. Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики. М.; Л., 1966. Лихачев. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVIII веков: Эпохи и стили. Л., 1973. Лотман, Успенский, 1973. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси//Вопросы литературы. 1977. Молдован. Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984. Назаренко. Назаренко А. В. Проблема христианизации Руси и русско–германские отношения второй половины X в.//Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы: Крещение Руси. М, 1987. Новосельцев. Новосельцев А. Н. Взаимоотношения Древней Руси со странами Востока и принятие Русью христианства//Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы: Крещение Руси. М., 1987. ПЛДР, XI–XII. Памятники литературы Древней Руси: XI–haчaлo XII века. М., 1978. ПЛДР, XII. Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. Россия и Запад. Россия и Запад. Пг., 1923. Т. 1. Соколов. Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913. Успенский, 1979. Успенский Б. А. Вопрос о сирийском языке в славянской письменности: Почему дьявол может говорить по–сирийски?//Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Истинное приготовление к Божественному причастию Приготовление легкое и трудное Многие верующие ограничивают свое приготовление к Божественному причастию одним лишь постом. С помощью благословленного Церковью средства, каким является пост, диаволу удается обольстить православных христиан: одних – чтобы воспрепятствовать их частому причащению, других – чтобы причастие для них было «в суд или осуждение», «зане недостойне им причащатися». Такие не только диаволом обольщаемы, но и сами себя обольщают. Думая, что после того, как выдержали какой-то пост, не обязательно имеющий отношение к посту, установленному Церковью, то уже и подготовились ко причастию. У них возникает ложное ощущение, что они причащаются достойно. Из свидетельств Священного Писания, канонов и святых отцов ясно, что обязательного поста перед Божественным причастием нет. Для тех, кто имеет сильное желание и подвизается, чтобы часто причащаться, не требуется никакого другого поста, кроме, естественно, установленных и освященных Церковью (среда, пятница, Великий, Рождественский и Успенский посты и прочие постные дни года). Пост соблюдают не с той целью, чтобы приступать к чаше жизни, как, к сожалению, полагают некоторые верующие и высказываются отдельные клирики, совершенно богословски не аргументируя свои утверждения. Если бы так было на самом деле, то мы должны были бы причащаться только после многодневных постов, то есть прийти к бесовской мысли о том, что христиане должны причащаться лишь четыре раза в году, а те, кто имеет препятствия, не постились бы совсем. Итак, повторим истину, подтвержденную и Священным Писанием, и Преданием Церкви: пост – это одно, а Божественное причастие – другое. Мы постимся не для того, чтобы причаститься, а причащаемся не потому, что постились. Конечно, имеется в виду, что верующие приступают к чаше жизни с приготовлением. Но то, что для них необязателен не имеющий оснований ни в Священном Писании, ни в Предании Церкви трехдневный строгий пост без масла, не означает, что они могут приступать к Божественному причащению «как получится». Горе тем, кто подходит к чаше без подготовки. Должно подготовиться, и притом основательно.

http://pravoslavie.ru/3974.html

Поэтому и мы сегодня выносим Крест, который дает человеку силу, который дает человеку желание нести свой жизненный крест и достичь тихой пристани Царства Небесного. – Две недели Успенского поста – это небольшое время, но время очень полезное для души каждого христианина. Время, когда мы делаем паузы, передышки, и заботимся о духовном. Но как поститься людям, которые больны, которые подвержены каким-то и душевным, и телесным болезням. Как им проводить эти дни, дни Успенского поста? – Я хочу отметить для дорогих читателей, что материалы нашего сайта направлены не на удовлетворение каких-либо амбиций человека, он направлен на спасение души, жизнь по Евангелию, на открытие истин Евангелия в жизни человека, каждого из нас. И тот человек, который действительно болеет, как Вы говорите, он тем более старается поститься, потому что знает, что пост есть одно из двух крыльев спасения – поста и молитвы, которые помогают человеку исцелиться. Именно благодаря посту происходят множество исцелений. Многие верующие люди, в особенности пожилого возраста – как я и старше (я вижу по своей маме, и по другим женщинам моего родного села), когда они постятся, то постятся без послаблений. Они падают, даже теряют сознание, но для них нарушить пост равносильно предательству, лучше принять какие-то муки и страдания. Поэтому кто может поститься, он должен поститься, пост такому человеку принесет исцеление плоти. Да, есть исключения. Для беременных женщин, кормящ их грудью матерей есть такое понятие как икономия в Церкви, то есть дается послабление человеку. Но можно подходить избирательно: например, вкушать рыбу и не вкушать мяса и молока. Сегодня достаточно витаминов, которые укрепляют силу человека. Но пост не может быть только с одним крылом. Птица с отрубленным крылом не способна подняться ввысь. Только не вкушая скоромное без молитвы невозможно говорить о настоящем соблюдении поста. У молитвы нет пределов, нет границ. Нет времени, нет безвременья, мы непрестанно должны молиться. Постоянно: на кровати, сидя, лежа, в дороге. Господь дает возможность творить всегда самую сладкую молитву: «Господи, помилуй!» Можно читать молитвы, псалмы, выученные наизусть, или Иисусову молитву. Это будет человека воодушевлять.

http://pravoslavie.ru/96195.html

     В глубоком влиянии поста на душу заключается смысл говения перед Причащением . Тут же кроется и цель установления Церковью нескольких многодневных постов. Как известно, мы имеем четыре многодневных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Издревле известен лишь один из них – Великий. Остальные посты добавлялись в ходе развития церковной практики. Что сейчас для нас значат две-три недели поста? Это намек на то, что нужно как-то вырваться из привычного суетливого круга мирских обязанностей, освободить время для Бога. И первым символом этого освобождения от обязанностей и установлений века сего является отказ от пищи. Как и сейчас в знак протеста люди устраивают голодовки, так и наш пост – знак протеста против владычества сатаны над нашим телом. Желудок – тот орган, желания которого невозможно игнорировать. Невозможно жить без еды. И когда мы отказываемся от еды, то удостоверяем, что «не хлебом единым жив человек» (Втор. 8: 3) и что «наша жизнь на небесах» (Флп. 3: 20) , а не в желудке. Именно в дни поста ярче всего осознаешь свое христианское жительство. Поэтому для многих постные дни – оазисы чистоты и правды. Всем, наверное, знакомо чувство облегчения, с которым входишь в пост. Да, это где-то неудобства, где-то тяжесть, а где-то и вовсе подвиг. Но именно в дни поста ярче всего осознаешь свое христианское жительство. Поэтому для многих постные дни – оазисы чистоты и правды. Сейчас появляется много предложений о церковной реформе, и если некоторые из них звучат еще более-менее разумно, то иные поддерживать никак нельзя. Например, можно согласиться с мыслью, что для людей, часто причащающихся, допустимо сокращать подготовительный пост перед Причащением. Скажем, если человек не постится никогда и причащается раз в год, то нормальная подготовка для него – поститься весь Великий пост . Если же человек постится во все посты и причащается каждый месяц – срок говения перед Причастием сжимается до трех дней. Если же человек причащается каждый день – то постится только в установленные Церковью посты. Эти тезисы были озвучены, например, комиссией Межсоборного присутствия в проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению».

http://pravoslavie.ru/73120.html

Дня прибыло на куриную ступню (на полчаса) . Коли в кутью небо звездисто – богатый приплод скота и много ягод. Какова богата опока на деревьях, таков цвет будет на хлебе. Ясные дни в рождественский пост к хорошему урожаю. Спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал. Коли в кутью тропинки черны – урожай на гречу (западн.) . Какова длинна в кутью былинка из-под скатерти, таков лен будет (гадание) . Не кормят кур, чтобы огородов не копали. В свят вечер тугие клубки пряжи мотать, чтоб кочни капусты туги были. Ткать грешно; несчастье угодит в праздник. Под рождество и под крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались (курск.) . 25. Святки: славят Христа, ходят с вертепами, со звездой, гадают и пр. О святках гнутой работы не работают (обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет. Лапти плести – родится кривой; шить на рождество – уродится слепой. Темные святки – молочные коровы; светлые святки – ноские куры. На рождество Христово метель – пчелы хорошо роиться будут. На рождество опока (иней) - урожай на хлеб; небо звездисто – урожай на горох. Если на рождество путь хорош – к урожаю гречи. На святой рубаха хоть члохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова. На рождество не надевай чистой рубахи, разве обновишь суровую, а то жди неурожая. Если на рождество Христово шьют, то в доме слепыш родится. Морозы: введенские, никольские, рождественские, крещенские (водосвятские, водокрещи), афанасьевские, сретенские, власьевские, благовещенские. Пять раз в году солнце играет: на рождество, богоявленье, благовещение, светлое воскресение, Иоанново рождение. Пост холодный (рождественский), пост голодный (петровский), пост великий да пост лакомка (успенский) . Я маленький хлопчик, принес Богу снопчик, Христа величаю, а вас с праздником поздравляю (южное колядованье) . Кишку да ножку, подайте в верхнее окошко (колядов.) . 26. Бабьи каши. 29. Онисьи желудочницы. 30. На Онисью желудочницу варят свиную требуху. Гадают о зиме по печени и селезенке. 31. Щедрый вечер. Васильев вечер. Авсень. Таусень. Гаданья.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Фото: Sputnik/Сергей Пятаков «Чем же нам наполнить пост?» О творчестве и рисе с квашеной капустой Как перестать недоумевать о смыслах, рассказывает игумен Нектарий (Морозов) 29 ноября, 2020 Как перестать недоумевать о смыслах, рассказывает игумен Нектарий (Морозов) Фото: Sputnik/Сергей Пятаков Пост требует от нас особого подхода — творческого, впрочем, как и вся жизнь христианина. Чтобы это время не становилось привычным, чтобы мы действительно трудились душой, нужно от чего-то отказаться, совершив хотя бы небольшой, но подвиг. А еще важнее — разобраться: кто мы, где мы, что с нами происходит и что происходит в нас. О том, как прожить Рождественский пост, рассуждает игумен Нектарий (Морозов). Игумен Нектарий (Морозов) Наверное, каждый церковный человек в какой-то момент сталкивается с этим: наступает очередной пост, и ты вдруг понимаешь, что он… мало что меняет в твоей жизни. Поститься в плане гастрономическом ты в принципе привык — с годами привыкаешь ко всему, а человек — это вообще существо, в высшей степени зависящее от своих навыков. Да и сколько всего могут предложить современные супермаркеты тому, кто временно воздерживается от пищи животного происхождения, — каких только альтернатив ей не появилось за последние годы или даже десятилетия! С Великим постом все же проще — Покаянный канон в первые четыре дня помогает нам настроиться на соответствующий лад. Да и все служит той же задаче: характер богослужений, тональность песнопений, даже цвет облачений и традиционно иной запах ладана. Но Петровский, Успенский, Рождественский… Что делать, чтобы не просто «отбыть» их, не свести к уже необременительной диете, которой необходимо придерживаться в течение более или менее длительного времени? Что — не в физическом плане, разумеется, а в плане духовном — должно уверять нас в том, что мы действительно постимся, то есть трудимся душой? Мои первые посты в конце 80-х Я помню очень хорошо — как если бы это было вчера — свои первые посты, в конце 80-х и самом начале 90-х. Помню, как нелегко они мне тогда давались. Тогда не было кокосового или соевого молока, хумуса или авокадо, с которым многие православные люди приноровились делать вкусные бутерброды.

http://pravmir.ru/chem-zhe-nam-napolnit-...

Один из сыновей ее возвратился в отставку. Что значило возвратиться в отставку в то время, это нам теперь трудно понять. Возвращался человек после 25-летней или, вернее, 32-летней службы – изуродованным, дряхлым, почти никуда негодным инвалидом. Дмитрию, так звали этого сына, было лет под 50; служба его не вытерла, не вышлифовала, а только вытянула из него все жизненные соки. Поступив в военное звание без всякого образования, даже не умея ни читать, ни писать, он так и остался безграмотным. Он совершил все походы 1812, 13 и 14 годов, был в Париже; но вернулся домой, не получив никакой привилегии военной, простым солдатом, забитым, запуганным и ничего не знающим. Бабушка не узнала сына, да ей и не хотелось узнавать его: не хотелось расставаться с теми сладкими мечтами, которые она имела в сердце о своих детях. Если он подходил к ней, она быстро отворачивалась от него; если мы кричали ей: «Бабушка, это твой сын – Дмитрий!» – она молчит и видимо сердится; а когда мы надоедим ей, она крикнет на нас: «Убирайтесь! Какой он сын мне!» Так до самой смерти своей она не узнала его. И он, по-видимому, не питал к ней никаких сыновних чувств. Служил он в Корчеве, сторожем в каком-то присутственном месте, получал самую ничтожную плату и никогда ни одной копейки не прислал, да и не мог прислать матери своей; умер в самой крайней бедности. Замечательно, что бабушку с большим трудом можно было уговорить причаститься св. Тайн. Матушка наша была женщина весьма религиозная; в Успенский пост или в Великий она станет уговаривать старушку причаститься – куда! И слышать не хочет. Это происходило, без сомнения, от того, что у ней перепутывалось и время, и самое понятие о св. Тайнах. Ей скажет матушка: «теперь Успенский или Великий пост », а она твердит свое: «Какой пост! Вон мои разбойники-то жрут мясище». Ей скажет матушка: «Ведь ты старушка; вон теперь все говеют».«Говей сама, коль охоча», – ответит она и отвернется. Бывало, уж сам батюшка строго скажет ей, что он придет приобщить ее, и она послушается: и перекрестится, и причастится. Батюшки она побаивалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

В вопроснике Ж- Соф. 875 находим ещё одну статью: «Детя сосила на третье говение?» 1027 Считалось, что младенцы соблюдают пост через постящуюся мать или кормилицу. Так, в «Вопрошании Кирика» разрешается кормить младенца перед причащением, но мать или кормилица должна соблюдать положенный пост, – таким образом, младенец постится через постящуюся мать: «Пакы прашах сего: коли крестять детя, егда же есть не раздрешено, даже не принесут его ни на вечерню, ни на заутреню, ли роботою, или убожьствомь, или како хотяци, и дома ничтоже не пели ему, дати ли ему причащение на литургии? – И повеле дати: даи, рече. То кто, рече, кормить детя, или родная мати, или кормилица, да не ясть до обеда; аще ли ясть, то не дай детяти причащения. А на обеде не ясти еи мяса, ни молока до осмаго дни, ни единои». 1028 Согласно «Вопрошанию Кирика», здорового ребенка полагалось кормить грудью только на протяжении первого поста; затем младенец считался достаточно большим, чтобы соблюдать пост и не вкушать молока. Однако и в этом случае составители сохраняют гуманность и учитывают самые разные обстоятельства, не считая главным соблюдение буквы правила. Так, в «Вопрошании Кирика» разрешается кормить больного ребёнка не только на второй пост, но даже пять лет подряд: «Достоит ли, рече, другое говение молоду детяти обаче молоко ести, аже будет болно? – Ци луче уморити? Аще ли матерь одину, то хотяче 3 лета, или 4, или 5, аже не будет другаго детяти по нем». 1029 Заметим, что в XII в., когда правило было зафиксировано в «Вопрошании Кирика», в русской православной церкви было три больших поста: Великий, Петров (Апостольский) и Филиппов (Рождественский). Учитывая относительно равномерное распределение постов в течение года, младенца, самое раннее, переставали кормить грудным молоком в возрасте четырёх месяцев (если ребёнок рождался в ноябре, перед Филипповым постом, то отнимать его надо было к марту, перед Великим постом) Однако с XIV в. на Руси начинает соблюдаться Успенский пост, 1030 и ситуация меняется. Теперь если ребёнок рождался в июне, то, согласно прежним правилам, его следовало полностью переводить на постную пищу уже к августу. Однако одновременно меняются и церковные правила относительно поста для младенцев. Исповедные вопросники свидетельствуют о том, что в XVII в. общепринято было переводить младенцев на постную пищу не со второго, а с третьего поста. С уверенностью можно сказать, что такой обычай был принят намного раньше XVII в. Таким образом, младенцев стали переводить на постную пищу в шесть-восемь месяцев. 2. Пищевые запреты и излишества

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010