В св. Писании Нового Завета понятие πετη’ употребляется вообще нечасто, – всего несколько раз. При этом два раза названный термин обозначает собственно Божественные совершенства, проявившиеся в особенности в искуплении и спасении людей и с особенною силою и яркостью обнаружившие Божественное величие, благость, святость, Его Божественную «славу» ( 2Петр.1:3 ; δι τς πιγνω’σεως το καλε’σαντος μς δι δο’ξης κα ρετς. Cp. 1Пет.2:9 ). Такое значение πετη’ встречается уже у LXX. См. напр., Иез. XLVIII, 12; XLIII, 21 др. (Cremer, S. 175). По отношению к людям πετη’ является одним из существенных моментов постепенного религиозно-нравственного развития христианина, осуществляемого не иначе, как путем деятельного стремления «удаляться от господствующего в мире растления похотью» и поддерживать реальное общение с Богом. В этом случае πετη’ проистекает из «веры», служит ее проявлением и выражением, своим же конечным результатом – и целью – имеет «любовь» ( 2Петр.1:4–7 ) По учению св. Ап. Павла, πετη’ имеет теснейшее и ближайшее отношение к «святости». Христиане, призванные к «святости» ( 1Сол.4:7 ), должны и помышлять только о том, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель ( ε’ τσ πετη’) и похвала ( Флп.4:8 ). В высшей степени характерна и знаменательна связь πετη’ с ε’θημα и ’παινος (loc. cit.). Указывая на то свойство «добродетели», по которому она даже невольно, своею внутреннею силою, вызывает в других людях удивление, восхищение, признание ее достоинства и ценности, данная связь понятий «добродетели» и «прославления», «славы» приводит к мысли о том, что «добродетель», «добрые дела» служат поводом и к прославлению Бога (Ср. Мф.5:16 ; 1Пет.2:12, 3:16 ; Лк.19:44 ; Рим.12:17 ; 2Кор..8:21; Флп.2:13 ; Тит.2:8 ). Если у Ап. Петра выражением и проявлением «веры» служит «добродетель» ( 2Петр.1:5 ), то у Ап. Павла таковым обнаружением являются «добрые дела» ( τ γαθα’ ’ργσ Гал.6:10 ; Кол.1:10 ; 2Сол.2:6 ; 1Тим.5:10 ; Евр.10:24  и др.). Интересно отметить, что πετη’ стало употребляться в смысле этической ценности только с легкой руки софистов; первоначальное же значение πετη’ – пригодность лица или вещи для достижения какой-либо цели (так что плодородие, напр., рассматривалось как πετη’ почвы; острое зрение, – как πετη’ глаза; красота, – как πετη’ жещины и т. под). (Cremer, S. 174–175). В святоотеческой письменности πετη’ употребляется уже довольно часто, в смысле праведности, святости, как синоним этих понятий (Suicerus, Т. I. col. 505). По учению, напр., Кирилла A., только обогатившийся верою, просветившийся всякою добродетелью может получить царство небесное (Т. LXXII, col. 840D–841A); следов. связь понятий πετη’ и «царство небесное» – самая тесная.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Какую же лексику мы находим тут у Платона? Прежде всего - это термин charis, " радость " , " удовольствие " , " красота " , " прелесть " , " благоволение " , " благодарность " , " милость " , " услуга " , " дар " . Соответственно имеется и прилагательное charieis с теми же самыми смысловыми оттенками, глагол charidzomai, наречие charientos. Менее распространенными являются chara, " радость " , или charientidzomai, " говорю приятно " , " шучу " , " острю " , или charientismos, " шутка " , " острота " . Огромным распространением отличается у Платона, как и вообще в греческом языке, глагол chairo, " радуюсь " , с указанным у нас семантическим диапазоном. Вся эта терминология Платона все еще ждет для себя подробного исследования. Мы ограничимся только приведением более или менее ярких примеров, по преимуществу имея в виду интересы эстетики. Не стоит приводить огромное количество текстов Платона, в которых есть только прозаическая или чересчур внешняя семантика. У Платона сколько угодно текстов с термином charis, где имеется в виду пока еще малодифференцированная семантика. Когда Сократ говорит у Платона, что он рассчитывает выступать на суде не ради " угождения " (Gorg. 52ld), или когда говорится о " подарках и просьбах " (Lach. 187а), или когда " приятность и удовольствие " прямо объединяются в одно целое (Soph. 222e), то все эти значения данного слова, очевидно, свидетельствуют пока еще о слишком мало дифференцированном значении термина. Более ясный оттенок содержится в тех местах, где слово " прелестный " , а соответственно, и вся приведенная выше терминология, прямо относится к неодушевленным предметам. Так, у Платона читаем о " прелестном " роднике под платаном с прохладной водой в жаркую погоду (Phaedr. 230b). В отношении животных говорится об их природной склонности (charis) к соитию (Legg. VIII 840d). Читаем о " соблазнительности " любовных дел (Phaedr. 254а). Люди с приятной наружностью (charienton) насмехаются над пожилыми гимнастами (R.P. V 452b). Философ Зенон Элейский представлен " приятным " на вид (Parm. 127b).

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

е. святых икон – Д. А.) ниспровержение...» Центральный мотив документа – невозможность какой бы то ни было дискуссии с иконоборцами (841В, 845А,В) за исключением самого императора (845В). Четко сказано, что «обсуждающий с ними церковные догматы навлекает на себя те же анафемы» (841В). Еретики объявляются низложенными как клятвопреступники, за то, что попрали данную ими при рукоположении клятву (840D-841B), и за то, что устраивают недозволенные сборища (841C). Предвидя гонения, патриарх заявляет всем православным: «даже если очень немногие останутся в православии и благочестии, они и суть церковь » (844D). Как было показано, эта программа была скрупулезно и бескомпромиссно воплощена в жизнь св. патриархом Никифором и его сподвижниками. К этим сподвижникам нужно, безусловно, причислить и преп. Феодора Студита . Хотя между ним и Никифором существовали реальные различия в восприятии иконоборчества как явления 305 , игумен не дал еретикам ни малейшей возможности воспользоваться ими. Вот что писал Феодор иконоборческому собору в 815 г.: «Следуя божественным законам и каноническим постановлениям в том, что не должно против воли своего епископа делать или говорить что-либо из того, что касается церковного благочиния, а тем более влечет догматическое обсуждение, по этой причине, когда ваша власть один и два раза призвала к этому нашу худость, мы не осмелились явиться и сотворить нечто незаконное, так как Божественным Духом мы находимся под священной рукой святейшего патриарха Никифора» 306 . Поскольку до 815 г, Феодор делал и говорил нечто противоположное, можно говорить о том, что в решающий момент он принял именно ту тактику в отношении иконоборцев, которую предлагал Никифор. Как будет видно из дальнейшего, игумен не изменил своей позиции до самой смерти. Кроме того, что бы он ни думал на самом деле о необходимости непререкаемой патриаршей власти в Церкви для эффективного сопротивления натиску государства, в условиях наступления ереси Феодор вынужден был много раз публично высказываться в поддержку такой власти 307 , и это впоследствии позволило сторонникам патриаршей партии ссылаться на его авторитет для обоснования своей точки зрения 308 . Результаты грамотной и последовательной политики православных лидеров в самом начале кризиса в стратегическом плане были очень весомыми. Существует масса свидетельств тому, что возобновленное иконоборчество, несмотря на то, что оно в течение 28 лет с большей или меньшей настойчивостью насаждалось государством, осталось крайне поверхностным явлением 309 и не внесло устойчивых изменений в баланс сил в византийском обществе. Так или иначе, после Феофила ни один византийский государь не решался больше повторить действия Льва V (не говоря уже о Константине Копрониме) в сколько-нибудь сопоставимом масштабе. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

νοδημα, τ (An)schwellung: θυμο MiAnchLog 285. ψυχικν HexEpit 242,14. νοικειοπρσωπος unangemessen: TzetzAr III 1076,40. νοικειοπροσπως unangemessen: TzetzAr III 972,5. νοκητος unbewohnt: Viteau 117.– LS. νοικισμς, (Wieder)aufbau: ερουσαλμ Gr. Nyss. Ep. 3,24 (Pasquali, p.26,24). JoAntII 75,17. πλεων Agath 3,2. id. PhotHom 100,12. κκλησας LGram 126,20. das Wiederaufrichten: EustOp 346,28.– LS, Tgl. νοικιστς, Neugründer: MiChon I 317,2; II 72,10; 260,25.– Soph. νοικοδεσπτητος ohne dominierenden Planeten: Miller: cod. Par. 2506,21v (s.XIV, Anon. astrol.).– LS. νοικοδμημα, τ Bau, Gebäude: ParaphLyc 834.– L. νοκοδομητος wieder aufzubauen: Bas B 1210,1. νοικοδμητος aufgebaut, erbaut: Theophyl II 940B (v.l. pro διρθωτος). εκτριον MM IV 57 (a.1233).– DGE, (L). νοκοδομζω aufbauen, erbauen: Byz 46 (1976) 323 (a.1234).– Vgl. -ω LS. νοικοκυρα, schlechte Haushaltung, schlechte Verwaltung: AChil 146,16 (a.1360).– Vgl. -κυροσνη HL, -κυρευτι Stam. νοικονομησα, schlechte Haushaltung, schlechte Verwaltung: Pach II 129,9.– Somav -ι. νοκτειρος mitleidslos: Rom 41 4. νοικτριον, τ Öffner, Schlüssel: παραδεσου θυρν TrypCant 32 ζ 9. βαπτσματος SynaxCpl 654,12. MichAttDiat 77,992. NeophDel 194,33; 195,6. StephanitP 39,4. AASS Nov III 877A (s.XIV).– AndrArch; νοικτριν Kr. νοικτ erbarmungslos: PlanBoeth 21. PsZon 226. νοκτιστος nicht bemitleidet: PselHist 50,7. Theophyl IV 840D v.l.– (LS). νοκτρια Öffnerin: Miller: cod. Marc. XI 22,157v (Greg. Ant.). νοιμωκτ ohne zu klagen: EustOp 104,67.– LS, Tgl. νομωξις, Aufseufzen: ορνιος MethEuth 613. νοινριος Suda I 250,17 (νον. v.l.). νοινα, Enthaltsamkeit von Wein: Iambl. Vita Pythag. 16,69; 31,188; 32,226 (Klein). SymSerm 90.107.– L. νοξια, Einweihungsfeier: ες τν νοξιαν τς μεγλης κκλησας Dmit I 157.– (HL -ξι). νοξια, τ Einweihungsfeier: κκλησας ThStudEp 549,45. ναο HagSoph 464,18. SynaxCpl 338,13. Balsam I 912D. II 965B. τς μεγλης κκλησας Dmit I 156.– Duc + App I.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...