Властители новоассир. царства становятся непосредств. участниками библ. истории. При них А. достигает своего расцвета. Ашшурнацирапал II (884–858 гг. до Р.Х.) с неслыханной жестокостью воевал против арам. удельных князей (при нем с живых пленников сдирали кожу, сажали их на кол. и т.п.) и восстановил царство в тех размерах, какие оно имело при Тиглатпаласаре I. Он ввел четкую организацию системы гос. управления. Столица царства была воздвигнута в Кальху (библ. Калах, совр. Нимруд). Обнаруженная в 1951 г. надпись, относящаяся к 879 г. до Р.Х., гласит, что в городе насчитывалось свыше 60 тыс. жителей (ср. указание на 120 тыс. жителей прим. вдвое большей по площади Ниневии, содержащееся в Книге пр. Ионы (4:11). ⇒ Салманасар III (858–824 гг. до Р.Х.) продолжил политику отца. А. при нем стала простираться от Урарту (тер. совр. Армении) до Персидского залива и от Мидии до побережья Сирии и Киликии (Тарс). При Каркаре он дал сражение сир. коалиции (853 г. до Р.Х.), победил дамасского царя ⇒ Азаила и обложил данью израил. царя ⇒ Ииуя . После смерти Салманасара III А. управлял целый ряд слабых царей, которым приходилось вести борьбу, гл. обр., с укрепляющимся царством Урарту и подавлять восстания в собств. стране. Поэтому Иудейское и Израильское царства могли в период с 824 по 744 гг. до Р.Х. жить в условиях мира. Истинным основателем Ассир. мировой империи был узурпатор Пулу (библ. Фул; 4Цар. 15:19 ; 1Пар. 5:26 ), который в 745 г. до Р.Х. взошел на ассир. престол как ⇒ Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) и правил по 727 г. до Р.Х. После успешной борьбы с Урарту он устремился на запад. Израил. царь ⇒ Менаим покорился ему добровольно ( 4Цар 15:19 и след.). Когда позднее Тиглатпаласар III вторгся в землю Филистимскую, иуд. царь ⇒ Ахаз призвал его на помощь в борьбе против Израиля и Дамаска (Арама). Тиглатпаласар истребил в сражении огромное число израильтян и сирийцев, а оставшихся в живых увел в плен (сирийско-ефремлянская война 733 г. до Р.Х.; 4Цар. 16:5–9 ; ⇒ Ахаз , 1). Вместо Факея царем над усеченным Израильским гос-вом был поставлен Осия, а Ахаз обложен данью. Завоевав и укрепив Газу на егип. границе, Тиглатпаласар под именем Пулу (Фул) в 729 г. до Р.Х. короновался как царь Вавилона. ⇒ Салманасар V (727–722 гг. до Р.Х.) в короткий период своего правления вынужден был, главным образом, подавлять волнения в Сирии и Палестине. В течение трех лет он подвергал осаде Самарию, поскольку ассир. вассал, царь Осия, отказывался платить ему ежегодную дань ( 4Цар. 17:4 ). По-видимому, город был взят еще при Салманасаре, но эту победу приписывают его преемнику ⇒ Саргону II (722–705 гг. до Р.Х.), прославившемуся также и пленением 27 270 израильтян (см. 4Цар. 17:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Для подавления этого восстания, Салманассар в 725 году с своим войском двинулся в Палестину. К несчастью для Тира, он возбудил против себя ожесточенную вражду в других финикийских городах, которые, для отмщения своему сопернику, присоединились даже к войску ассириян. Флот, приготовленный этими изменниками своей страны для завоевателя, был однако же рассеян тирянами, и Салманассар принужден был ограничиться блокадой мужественной столицы, которая на своем острове держалась в течение пяти лет, так что Салманассар не дождался окончания этой осады. Между тем особый отряд завоевательного войска был направлен против Самарии и сразу же осадил ее. Гордая столица Израиля защищалась храбро. Тем не менее страшное бедствие рано или поздно должно было постигнуть ее. Ее царь Осия каким-то способом захвачен был в плен, и в цепях приведен в Ассирию, где он и оставался до своей смерти 256 . Как и предсказывал пророк Осия, злополучный царь израильский исчез подобно пене на воде ( Ос. 11:7 ), и погиб на заре ( Ос. 11:1 ). Но оставшись даже и без царя, Самария продолжала мужественно защищаться, так что держалась в течение трех лет. И когда Тир и Самария вели смертельную борьбу за свое существование с своим страшным врагом, Салманассар IV умер в 722 году, от придворного ли заговора, или от болезни, – неизвестно. Ему наследовал Саргон, человек уже около шестидесятилетнего возраста. Он никогда не называет себя сыном Салманассара, хотя в высокомерном стиле восточных царей и считает себя потомком «трехсот и пятидесяти царей Ассирии». Но был ли он какой-нибудь самозванец, или законный наследник престола, во всяком случае – это был человек мужественный и достойный. Славой своих великих подвигов он наполнял мир в течение 17 лет своего царствования 257 . Усилив военные операции против Тира, он наконец принудил его к сдаче. Покончив с гордым коммерческим городом, Саргон тогда все силы своего оружия направил на Самарию. И вот под стенами этого города последовала отчаянная борьба, какою отличается вообще борьба погибающих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Историческая обстановка . Пророк Осия пророчествовал на территории Северного, то есть Израильского царства. Вспомним, что же происходило в VIII веке до Р. Х. В Израильском царстве. Там шла постоянная смена династий и прогрессировало нравственное и политическое разложение. Царство Uepoboaмa II было еще достаточно сильным. Его границы раздвинулись от Мертвого моря до Емафа, то есть северную половину царства он увеличил до пределов, которые она имела во времена Соломона. Но это экономическое и политическое процветание отнюдь не сопровождалось процветанием религиозным и нравственным. Продолжалось идолопоклонство, отступление от Закона Божьего. Поэтому далее следует падение, династия обрывается, и идут одно убийство за другим. Царь Захария убит Селлумом, Селлум в свою очередь сменяется Менаимом, который 10 лет царствовал и уже был данником Ассирии, о чем есть даже и ассирийские документы. Затем сын его Факия убит через два года Факеем, который держался антиассирийской позиции. Затем правил царь Осия, при котором была разрушена Самария, когда он в очередной раз отложился от Ассирии и вошел в союз с Египтом. Каким было нравственное состояние страны? В храмах в Вефиле и в Дане Иеровоам I стал ставить священников не из числа левитов (3 Цар. 12: 31). По понятным тогда причинам в тот момент еще многие левиты на это никак не могли согласиться. Более того, мы часто видим и еще более грубые религиозные отступления. Вводятся культы Сидонских божеств. Иногда их служители истребляются как бы ради восстановления истинного богопочитания, которое тем не менее не восстанавливается. Эти изменения, очевидно, не слишком благоприятно воздействовали на религиозность населения. С другой стороны, судя по тому что говорится у пророков о священниках израильских, они были заняты двумя главными делами: первое – это поддержание величественности культов и второе – это угождение князьям и сильным мира сего, то есть обеспечение их и своего земного благополучия. Это, очевидно, тоже сказывалось на том, что они не особенно заботились о народе и его религиозной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Салманассар Салманассар (в совр. литературе – Салманасар), [ассир. Шульману-ашаред, «(Бог) Шульману – первый (т.е. наивысший)» ]. Имя ряда ассир. царей, из которых к истории Израиля имели отношение прежде всего Салманасар III и Салманасар V: 1) Салманасар III был сыном и наследником ассир. царя Ашшур-нацирапала II и правил в 858–824 гг. до Р.Х. В Библии он не упоминается, но его воен. походы на запад имели решающее значение для истории Израиля. Уже в 858 г. до Р.Х. он, разгромив хеттов, вышел к Средиземному морю. Угроза ассир. владычества вынудила сир.-палест. царства оказать совместное сопротивление захватчикам. В 853 г. до Р.Х. Салманасар III при Каркаре вступил в сражение с войсками союзников, в рядах которых вместе с Ададири (царем Дамаска ⇒ Венададом) сражался и израил. царь ⇒ Ахав. Ассир. источник говорит о двенадцати царях, которых разбил Салманасар III. Но поскольку эта победа не имела последствий, то можно предположить, что исход битвы, скорее всего, остался неопредел. Последующие походы Салманасара III были направлены против коалиции сир. гос-в (849, 848 и 845 гг. до Р.Х.) и не затрагивали Израиль непосредственно. Когда в 841 г. до Р.Х. Салманасар III вновь предпринял поход на запад, в Дамаске уже пришел к власти ⇒ Азаил, а в Израиле – Ииуй. Азаил оказал ассирийцам сопротивление, а Ииуй, наряду с правителями Тира и Сидона, покорился и платил дань; 2) поход против Дамаска, предпринятый Салманасаром IV (781–772 гг. до Р.Х.) в 773 г. до Р.Х., способствовал тому, что Иеровоам II смог покорить Емаф (Хамат) и Дамаск (см. 4Цар. 14:25.28 ); 3) имя Салманасара V (727–722 гг. до Р.Х.), преемника Тиглатпаласара III, связано с падением Израильского царства. Израил. царьОсия покорился Салманасару V, вероятно, вскоре после его воцарения ( 4Цар. 17:3 ). Согл. ассир. источникам, последние три года правления Салманасара V ознаменованы воен. походами, но страна, против которой они были предприняты, не названа. Можно, однако, предположить, что речь идет о трехлетней осаде Самарии (см. 4Цар. 17:4–6 ; 4Цар. 18:9–12 ), которую ассир. царь начал в 724 г. до Р.Х., после того как Осия стал искать союза с Египтом. Город пал в 722 г. до Р.Х., как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара V. Правда, в более поздних надписях его преемник Саргон II приписывает эту победу себе. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей» ( Ос. 12:1 ), т. е. подарки. Надежда на Египет была, однакоже, как видно, напрасна. И, может быть, это обстоятельство побудило израильского царя Факею, преемника Факея, искать союза с сирийским царем Раассоном 21 , когда он имел причины быть недовольным политикой иудейского царя Ахаза. Союзники замышляли свергнуть иудейского царя с престола и воцарить на его место некоего сына Тавеилова ( Ис. 7:6 ). Ахаз обратился за помощию к ассирийскому царю Феглаффелласару, дал ему в знак своей покорности большую дань и царь ассирийский действительно смирил Сирию, а Раассона убил ( 4Цар. 16:7–9 ). Царство израильское должно было почувствовать на себе тяжелую руку Ассирии, когда преемник Факея, Осия, вынужден был Салманассаром давать ему дань. Осия ищет опять помощи в Египте, шлет туда послов ( 4Цар. 17:4 ), но, кажется, опять напрасно. Его посольство, когда становится известным Салманассару, лишь навлекает на царство израильское гнев и нашествие царя ассирийского. Салманассар осадил Самарию и умер, не доведши осады до конца. Саргон взял столицу израильского царства и, выселив его жителей в Ассирию, положил конец независимости Израиля. Так поступали с израильским царством цари ассирийские, первоначально приглашенные царем иудейским. Но и царю иудейскому ассирийский царь, по словам 2Пар. 28:21  «не бысть на помощь, но токмо к печали». Вот почему, без сомнения, сын и преемник Ахаза, Езекия, искал освободиться от обязанности платить дань ассирийскому царю и, заручившись союзом и помощию египетского фараона (ср. 4Цар. 18:21, 24 ), «отложился от царя ассирийскаго, и не стал служить ему» ( 4Цар. 18:7 ), т. е. перестал платить ему дань. Сеннахирим, понимая, что Езекия сам по себе не опасный враг, что существенная опасность в египетском фараоне, направился по берегу Средиземного моря чрез Финикию и филистимскую область прямо в Египет и пересек путь фараона к Иерусалиму. Езекия поспешил выслать дань Сеннахириму; но, одержавши победу над фараоном или, по крайней мере, ослабив его так, что он перестал быть опасным для ассирийского войска, Сеннахирим пошел и против Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

16:17. Дань. Описанные здесь действия составляют часть процесса сбора дани. «Умывальницы» для отвода воды из главного резервуара («моря») стояли на подставах, имеющих ободки и колеса. Подобные предметы, датируемые примерно временем Соломона, были найдены на Кипре. Медные волы, поддерживающие «море» (описание см. во 2Пар. 4:2–5 ), вероятно, весили более чем достаточно, чтобы выполнить квоту по меди, требуемую ассирийцами. В IX в. до н. э. ассирийский царь Ашшурнасирпал получал медных быков в качестве даннического платежа. 16:18. Меры, принятые ради царя Ассирии. Трудно сказать, были ли описанные меры предприняты с целью сбора дополнительной дани ассирийцам, или они отражают изменения, сделанные для того, чтобы подчеркнуть и подтвердить покорность Ахаза ассирийскому сюзеренитету. Архитектурные термины, упоминаемые в этом стихе, неясны. 17:1–6 Осия Израильский 17:1. Хронология. Осия воцарился в 732 г. до н. э. в результате опустошения Ассирией большей части Северного царства. Синхронизировать события, происходившие в этот период в Северном и Южном царствах весьма затруднительно. По общему мнению, одной из причин кажущейся путаницы является то, что в некоторых случаях те или иные цари правили совместно. Ассирийский царь Тиглатпаласар утверждает в своих анналах, что именно он посадил Осию на престол Израиля. Военные кампании Тиглатпаласара III на Западе в 734–732 гг. до н. э. С первых лет своего царствования (начавшегося примерно в 743 г. до н. э.) Тиглатпаласар проявлял активность в Сирии, пытаясь контролировать торговые пути через этот важный в стратегическом отношении регион. К 738 г. до н. э. он собрал дань с основных политических субъектов этого региона (включая Дамаск, портовые города и Самарию). В течение нескольких следующих лет он был занят в Урарту (на озере Ван, на севере), и к 735 г. до н. э. подчинил себе этот регион. В 734 г. до н. э. Тиглатпаласар начал так называемую вторую западную кампанию. Его первоначальной целью было совершить марш-бросок, призванный продемонстрировать военную мощь Ассирии, закрепить ее господство (особенно над торговыми путями) и собрать дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Если бы Осия время своей деятельности определил только правителями царства Иудейского, то принимая во внимание, что эта деятельность нисходит даже до времен царя иудейского Езекии, могли бы поэтому относить начало ее к последним годам 52-летнего царствования Озии, когда уже видимым образом началось падение царства Израильского, и когда погибель его окончательная могла быть предусматриваема одной просто человеческой проницательностью. Для того, чтобы предотвратить подобный взгдяд на свои пророчества, взгляд на них не как на недостижимые для ума человеческого предсказания будущего, но как на предсказания человеческой именно проницательности, пророк после царей иудейских и помещает Иеровоама II-ro, царя израильского, царствовавшего не в последние годы, а в первые 26 лет царствования Озии, царя иудейского, и приведшего царство израильское в прежнее наивозможно цветущее состояиие, – помещает затем, чтобы через это более точное определение своей деятельности показать, что его пророческие предсказания погибели царства начались тогда, когда не существовало даже и вероятного предположения, с человеческой точки зрения, такой погибели. Причина же, почему помещается один только царь израильский, а не несколько, хотя пророк пророчествовал долго спустя и после смерти Иеровоама, упоминаемого им, заключается в том значении, какое имело для десятиколенного Израиля царствование Иеровоама II-ro. Дом Иуя, к которому принадлежал этот царь, был призван Богом на царство через пророка Елисея, призван с поручением истребить в Израиле ваалово идолослужение, за исполнение которого Иуй получил обетование, что его дети будут сидеть на престоле до четвертого рода ( 4Цар.10:30 ). Иеровоам был царь из четвертого именно рода, следовательно, последний, через которого Господь, согласно со своим обетованием, помогал еще десятиколенному Израилю. По смерти Иеровоама наступила уже анархия и сын Иеровоама Захария мог полгода только держаться на престоле. Следующие правители быстро погибали один за другим, делаясь жертвами заговоров, так что со смертью Иоровоама прекратилось непрерывное и правильное наследование престола в царстве Израильском и из 6-ти управителей, управлявших после этого царя престолом, ни один не был призван к этому званию Богом через пророка, и только двое из них были в состоянии удержаться на престоле довольно долгое время, а именно Менагем – 10 лет, и Пеках – 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Для объяснения же того, почему поименован y пророка Осии один только Иеровоам царь израильский, нужно взять во внимание следующее. Дом Ииуя, к которому принадлежал Иеровоам 2-й, призван был Богом чрез пророка Елисея, для искоренения служения Ваалу в царстве израильском. За исполнение этого божественного поручения, Ииуй получил обещание, что потомство его будет на престоле до четвертого рода ( 4Цар.10:30 ). Иеровоам же, правнук Ииуя, был последним царем, чреза которого Господь оказывал милость царству израильскому ( 4Цар.14:27 ). При нем десять колен процветали более, чем когда-либо; после его смерти наступило продолжительное безначалие, и сын его Захария только полгода мог удержать за собою престол. Следующие цари один за другим погибли от заговоров, так что с смертию Иеровоама 2-го прекратилось законное престолонаследие и из шести царей, которые после него восходили на израильский престол, ни один не был призван Богом чрез пророка и только два из них, Манаим и Факей царствовали довольно продолжительное время, именно первый 10 лет, а второй 20 лет. – Из того же обстоятельства, что пророк Осия в своих пророчествах не раз обращает внимание на иудейское царство, также нисколько нельзя заключать, что он принадлежал к царству иудейскому. Если бы пророк Осия подобно пророку, о котором повествуется в 3Цар.13 гл. или подобно Амосу, из Иудеи посылаем был в царство израильское, то об этом было бы упомянуто, по крайней мере в надписании, и как y пророка Амоса, названо было бы его отечество. Вообще случаи этого рода принадлежат к крайне редким исключениям, так как пророков в царстве израильском было гораздо еще больше, чем в царстве иудейском. При Иеровоме 2-м в царстве израильском жил и действовал пророк Иона ( 4Цар.14:25 ), и только за несколько лет пред тем, при Иоасе, отце Иеровоама, скончался пр. Елисей, образовавший для служения Господу великое множество учеников пророческих в устроенных им пророческих школах в Галгалах, Вефиле и Иерихоне. Судя по надписи в книге пророка Осии о времени служения его, нужно полагать, что он проходил свое служение около 60 или 65 лет (27–30 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

4:11. Вино и напитки. Речь идет о разной степени ферментации вина. В угаритском эпосе об Акхате (VÏ7,8) оба термина используются как синонимы, однако текст сохранился лишь фрагментарно, поэтому требуется дополнительная информация. Смысл этой фразы в том, чтобы показать одурманивающее действие алкоголя на разум. Разум этих людей затуманен ложными религиями точно так же, как пьяницы одурманены своим вином (см. коммент. к Ис. 28:7 ). 4:12. Деревянные идолы. Хотя не исключено, что Осия имеет в виду практику жезло-гадания (определение воли богов с помощью магического жезла или прута; см. коммент. к Иез. 21о разнообразных формах гадания), более вероятно, что речь идет о священных рощах или столбах богини Ашеры (см.: Исх. 34:13 ). Истуканы часто вырезались из дерева (см.: Иер. 10:3–5 ), и это было настолько обычным делом в Месопотамии, что в шумерских текстах о некоторых видах древесины говорили как о «плоти богов». 4:13. Поклонение на высотах. Возвышенности и горные вершины издавна связывались с поклонением богам (см. коммент. к 1Цар. 9:12 ). Так, например, целый ряд наиболее важных событий в истории израильского народа связан с горами (Моисей на горе Синай; Илия на горе Кармил). Аналогичным образом, гора Цафон считалась местом пребывания хананейских богов Ваала и Эла в угаритском эпосе. Поскольку у израильтян наблюдалась тенденция смешивать поклонение Яхве с культом других богов, Осия осуждает практику принесения жертв на этих открытых местах (как это запрещается и во Втор. 12:2,3 ), усматривая в этом почву для укоренения извращенных религиозных представлений в умах последующих поколений. 4:13. Священные деревья. С древнейших времен деревья служили ориентирами на местности, объектами, привлекающими внимание, а в общественном мнении они связывались с отправлением правосудия и пророческой деятельностью (см. коммент. к Быт. 35:4 ). Среди прославленных деревьев можно упомянуть пальму Деворы в Суд. 4и дерево, под которым угаритский царь Даниэл разбирал жалобы народа и вершил суд. Отдельно стоящие деревья и священные дубравы связывались также с культом богини Ашеры (см. коммент. к Втор. 12:3 ), а потому были западней для израильтян. Ашера в израильской иконографии изображалась в виде стилизованного дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10 Закон Божий ясно повелевал, чтобы богослужение совершалось на одном, определенном самим Богом месте; и потому всякое приношение жертв в каком-нибудь месте, избранном людьми ( Bmop. XII ), носило клеймо идолопоклонства по учению Моисееву. В самом деле, впоследствии ясно высказывалось, что богослужение, совершаемое на высотах и холмах, все более и более удалилось от левитского богослужения, совершаемого в храме, и отличалось от него все более и более резким образом, вполне сохраняя наружность и имя израильской религии; потому что говорится о «жрецах высот» не только в царстве Ефремовом ( 3Цар.13:33 ; 4Цар.17:32 ), но и в царстве Иудином ( 4Цар.23:9:20 ). На этих высотах находились храмы или часовни, и, по Иез.16:16 священные палатки, сделанные, вероятно, по образцу скинии. В этой пророческой книге Иезекииля идет речь о «разноцветных высотах». Выражение о «высотах» должно понимать здесь, как это часто бывает, в обширном смысле о высоких местах и всем том, что происходило на них, и пестрота цветов должна относиться к тем палаткам или скиниям, которые воздвигались для этих частных богослужений. 12 Этот царь имеет два имени – Осии и Азарии, и это объясняется тем, что значения обоих этих имен имеют много соотношений. Азария указывает на помощь, а Осия на силу Господа. 13 Так как почитание Бога под образом тельца, заимствованное вероятно в Египте, было введено Иеровоамом, основателем царства Ефремова, то Писание обыкновенно называет это почитание грехом Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиль. 14 14 Пророки Амос и Осия, о которых мы будем говорить ниже, восставали против этой внутренней гибели, которая указывала на внешние опасности. 15 Священные книги, правда, не упоминают ясно об этом междуцарствии; но сближение чисел, представляемых ими, побудило хронологистов поместить между Иеровоамом и Захарией переход анархии, который очень хорошо согласуется с тогдашним раздробленным состоянием царства. 16 Именно, со времени падения израильских царств до 536 года, когда, после разрушения вавилонской империи, Кир восстановил Израиль: а это составляет 205 лет от смерти Иофама или начала царствования Ахаза и 235 лет после царствования Менаима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010