В 1397 г. он писал Киприану, укоряя его за самовольное рукоположение туда одного епископа. «Это не хорошо», очень вежливо на этот раз заметил п. Антоний. Преосвященный Макарий полагает, что такое замечание м. Киприан получил за поставление епископа перемышльского. Догадка основывается на том, что пределы Галицкой митрополии значительно сократились с объединением под властью м. Киприана Киевской и Литовской митрополий. Соборным определением 1380 года избраннику литовских князей Киприану вместе с епархиями Литвы отданы и епархии малой России, по-тогдашнему волынские и подольские, именно те, которые были в пределах Литвы. Таким образом Киприан, объединив две митрополии вместе с великорусскими управлял литовскими – Холмской, Туровской, Полоцкой, Владимирской и Луцкой епархиями. Епископы двух последних, вероятно по старине, искали Галицкой митрополии, в чем судил их Киприан по поручению патриарха. Галицкую митрополию, следовательно, составляли только две епархии Галицкая и Перемышльская, бывшие в польских владениях 23 . При Киприане в его пользу п. Нил разрешил спорный вопрос об епархиальной зависимости великороссийских гг. Нижнего Новгорода и Городца 24 . То было накануне или в начале XV века. Но этим вводным эпизодом в истории русской митрополии не окончился тяжелый вопрос об единстве её. С началом XV в. он вступает в новую фазу, где проявилась большая самостоятельность литовских князей и слабость Константинополя, отживавшего свое славное существование. После некоторых междуусобий в династии Гедимина и волнений в самой Литве на литовский престол вступил племянник Ольгерда Витовт. С новым литовским князем (1392–1430 г.г.), вступившим в родственные связи с московским двором, для России наступили тяжелые времена разорений. Скоро (1402 г.) под оружием Витовта пало знаменитое Смоленское княжество Ростиславичей – отчина Мстислава Удалого 25 . Если со стороны Витовта не было серьезных начинаний по вопросу о самостоятельной митрополии в Литве, то только благодаря м. Киприану, умевшему ладить с Витовтом литовским и принявшим католичество Ягеллою, королем польским, хлопотавшим пред константинопольским патриархом Антонием, а чрез последнего и пред Киприаном о соединении церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К участию в чтениях приглашены священнослужители, представители законодательных и исполнительных органов власти, деятели культуры, научные работники, представители силовых структур, ученые, руководители и преподаватели учреждений образования, медицинские и социальные работники, преподаватели воскресных школ, студенты и др. Торжественное открытие VIII Белорусских Рождественских чтений состоится 25 ноября в Национальной библиотеке Беларуси. Проведению Белорусских Рождественских чтений предшествуют региональные этапы форума в епархиях Белорусского экзархата. В Гомельской епархии областные образовательные чтения прошли при организационной поддержке Главного управления образования Гомельского областного исполнительного комитета. В открытии форума, которое проходило в формате видеоконференции, приняли участие более 600 человек — представители Гомельской и Туровской епархий, руководители органов власти, отделов образования, спорта и туризма (образования), отделов идеологической работы, культуры и по делам молодежи, священнослужители, педагоги и др. Работало около 15 тематических секций, в том числе для старшеклассников, учащихся колледжей и лицеев, студентов высших учебных заведений. В Мозыре и Калинковичах епархиальные чтения проводились совместно с Мозырским педагогическим университетом имени И.П. Шамякина, органами исполнительной власти Мозырского и Калинковичского районов, и районов, на территории которых расположена Туровская епархия . Работа велась в рамках шести тематических секций. В этом году в Туровских епархиальных чтениях приняли участие педагоги и учащиеся средних школ и вузов из всех областей Беларуси, а также из Брянской области и Ханты-Мансийского автономного округа Российской Федерации. С 2022 года Туровские образовательные чтения имеют официальный республиканский статус. В Брестской епархии в рамках епархиального этапа чтений на базе Брестского государственного технического университета прошла международная научно-практическая конференция «Молодежь. Духовность. Отечество: история и вызовы современности». Организаторами конференции выступили Министерство образования Республики Беларусь, Брестский государственный технический университет, Брестская епархия. В ходе пленарного заседания и четырех тематических секций было представлено более 40 докладов преподавателей университетов, духовенства Брестской епархии и студентов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5979638...

Архив Пн Гимны Богу, соединяющие века (окончание) 2 сентября 2019 г. 16:43 В июльском номере «Журнала Московской Патриархии» был начат рассказ об акафистах, одном из самых востребованных среди верующих жанре церковных песнопений. Общее число акафистов уже превысило две тысячи оригинальных текстов, в настоящее время они пишутся на 14 языках. Каждую неделю в мире появляется два-три новых гимна. Кто составил самый первый сборник акафистов на Руси? Есть ли канонические нарушения в столь любимом у нас акафисте «Слава Богу за все»? Что делается для создания «золотого фонда» акафистов? На эти и другие вопросы отвечает участник рабочей группы по кодификации акафистов Издательского Совета Русской Православной Церкви, клирик Саратовской епархии священник Максим Плякин. Интервью опубликовано в 8, 2019 (окончание, начало см. 7 ) ( PDF-bepcuя ). — Ваше Преподобие, с какими проблемами сталкивается ваша рабочая группа? — Во-первых, это ситуации, когда у нас есть определение высшей церковной власти, что гимн одобрен, а самого гимна нет. Например, в 1952 году от архиепископа Минского Питирима (Свиридова) в Синод поступила просьба одобрить акафист всем Туровским святым: Кириллу, Мартину и Лаврентию (автор акафиста — протоиерей Косма Раина). Синод постановил тогда одобрить его к употреблению в границах Белоруссии. Поскольку одна из задач нашей рабочей группы — отыскивать и кодифицировать акафисты, уже одобренные церковной властью, мы, разумеется, занимаемся и текстами 1950-х годов. И когда мы взялись за этот акафист, выяснилось, что в тех российских архивах, которые были нам доступны, его нет. Обратились в Белорусский экзархат , но акафиста не было ни у них в архиве, ни в Туровской епархии . Поэтому пока остается надеяться, что где-то однажды эта машинопись 1950-х годов найдется. Вторая проблема: акафист был одобрен, но официально вовремя не опубликован. Так случилось, например, с акафистом в честь святителя Тихона , Патриарха Московского. Есть постановление Синода 1992 года и одобренный им машинописный экзмепляр. Есть первое издание этого акафиста, которое уже отличается от архивной машинописи. Видно, что его отредактировали, действительно сделали лучше, но уже после синодального одобрения. Есть многочисленные перепечатки этого акафиста, но все они — где-то чуть-чуть, а где-то и серьезно — отличаются друг от друга. И когда несколько лет назад Издательство Московской Патриархии решило переиздать этот акафист, то пришлось от этой идеи временно отказаться. Ведь непонятно, какой именно текст брать за основу! Это один и тот же акафист, но с разночтениями, которые не позволяют сейчас ставить вопрос о его переиздании. Надеюсь, Священноначалие эту ситуацию урегулирует. Кроме того, в отредактированном варианте текста очень много лексических русизмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5494017.ht...

Последнее известие подтверждается грамотами Епископов и Витовта 252 . Так Собором Русских Епископов утверждено было разделение Русской Митрополии. В состав Литовско-Русской Митрополии вошли восемь Епархий: Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимирская, Пере- мышльская, Смоленская, Холмская и Туровская 253 . На предварительных соборных совещаниях были еще Епископы Червенский и Галицкий, но подписей их нет под грамотой и следовательно их епархии не вошли в состав новой Митрополии потому вероятно, что эти епархии были под властью Польши и Польский Сейм боялся, чтобы, относясь по делам церковным к Митрополиту Литовскому, они не подчинились Витовту. В Татищевом сборнике находится известие, что к разделению Митрополии Витовта побуждали Латинские Епископы и сам он при этом руководствовался желанием уничтожить Православное исповедание в своих областях 254 . Но это несправедливо. Ревностным Католиком, а тем более распространителем Католичества Витовт никогда не был; он даже изгонял из своих областей слишком ревностных проповедников Католичества 255 и показывая удивительную в то время веротерпимость к Татарам и жидам, не мог допустить мысли уничтожить Православие, столь сильно укоренившееся в 9 / 10 частях его подданных 256 . Кроме того, это уничтожение Православия было несообразно с главной целью всей его жизни. Витовт постоянно стремился к тому, чтобы разорвать связь Литвы с Польшей и образовать из первой отдельное государство. Ввести Католичество, если бы даже это было легко, значило-бы подчинить Литву по церковному управлению Архиепископу Краковскому и след. еще более скрепить связь её с Польшей. И так Витовту нужно было, чтобы существовало резкое различие между Литвой и Польшей. С другой стороны, тесная связь Литвы с Польшей, утвержденная еще в 1401 г. на сейме Виленском, не позволяла Витовту действовать совершенно отдельно от политики Ягайлы – ревностного католика, и он должен был уступать политике Рима, в котором он пока еще нуждался. Принужденный помогать распространению Католичества в своих владениях, чтобы сохранить дружественные отношения с Польшей, Римом и Рыцарями, в то же время по началам благоразумия и рыцарского благородства, которым он всегда отличался, побуждаемый охранять веру Православную, Витовт должен был стараться выйти из этого положения; а самый естественный выход представляла Уния, о которой так много поговаривали тогда и на Востоке, и на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

В этих случаях вражда соуправителей, точнее совладетелей, не ограничивалась письменными жалобами и просьбами к королю, но обращалась в настоящую войну, сопровождаясь штурмом епископских замков и соборных церквей 914 . Впрочем, можно было торговать епархиями, как собственностью, пожалованной королем 915 или королевой. Дело в том, что и королева получила право подаванья. Бонна в 1552 году называла своим подаванием Пинское и Туровское владычество и отдала его «за ласки» лещинскому архимандриту Макарию 916 . Понятно, что при таком порядке на архиерейских кафедрах могли являться не святители, а сквернители. Не достоинство избираемого, но деньги, военные и гражданския заслуги, подкупы стояли на первом месте при замещении свободной кафедры. И епископы – герои, вместо того чтобы управлять своей паствой, воевали. Высшая иерархия, переполненная шляхтичами иногда знатных фамилий, не забывала старых привычек к разгульной и буйной жизни. Кирилл Терлецкий, епископ луцкий, нападал на соседей с вооруженными слугами. Королевским поставленникам не страшна была власть митрополита, равно их власть не страшна была подчиненным священникам. Народ, забытый и забитый своими пастырями, не имел поддержки в своих верованиях и нравственной жизни. Владыки, враждовавшие между собой и разорявшие монастыри, могли только отталкивать православных от православия. Не призванные святители или сквернители выпрашивая себе «духовный хлеб», т. е. епархию, хлопотали больше о материальном хлебе, и православная паства в их епархиях переживала тяжелые времена. Епархиальное управление разрушалось в конец. Когда особенно нужны были радетели православия, западнорусские епархии находились в руках недостойных людей. Владимирской епархией тогда владел пресловутый Феодосий Лозовский, Луцкой епархией – знаменитый Иона Борзобогатый-Красенский, которому наследовал Кирилл Терлецкий, Пинская кафедра отдана женатому Леонтию Зиновьевич-Пельчицкому за «добрые, верные и цнотливые заслуги королю». Перемышльскую епархию взял в свою власть пан староста и распоряжался её церковными имениями, как угодно, отдав владычество негодному нареченному епископу тиуну Стефану Брылинскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Список обывателей Луцкого повета как присягавших, так и не явившихся к присяге, при сем прилагается. В этом списке упоминается и дворянин «Ян Бокий Зарецкий з Зареча» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 9). Ещё оно – под именем села Зарецка, как имение пана Станислава Куберского – упоминается в акте от 1664 года 12 февраля в жалобе панов Юстина и Константина Гавсовичей-Шостаковских на этого пана Куберского о том, что когда у них пропал хлеб, и след привёл к имению Куберского, – в село Зарецк, то последний отказал в приказании своим крестьянам либо отвести след дальше, либо вознаградить за пропажу (Архив, ч. 6, т. 1, прил. стр. 55). 35 Село Караевичи – как имение дворянина Богуша – упоминается в акте от 1747 года 18 июня в допросах, отобранных польскою военною комиссией от десяти гайдамаков, арестованных польскими властями в различных местах; в числе этих гайдамаков упоминается Кирилл Савоньюченко с Караевич, что под Ровном, села пана Богуша (Архив, ч. 3, т. 3, стр. 376). 36 См. А. Сендульского – «М. Клевань Ровенского уезда» в Волынн. Еп. Вед. за 1880 г. 13–14, стр. 628–629. 37 Некоторые (Зубрицкий, а за ним и Сендульский А) полагают, что этот князь Василий был сыном не Коригайлы, а одного из князей Пинских или Туровских (быть может, Ростислава), древних владельцев Чарторыйска, ведших свой род от св. Владимира, великого князя Русского, и потому утверждают, что князья Чарторыйские, родоначальником коих был этот князь Василий, происходят не от Литовского князя Гедимина, а от Русских князей из дома св. Владимира. (Волын. Еп. Ведом за 1878 г., 19, стр. 724–727; «М. Чаргорыйск Луцк. у.» – ст. А. Сендульского). Мнение это заслуживает полного внимания и должно стать предметом самого всестороннего исторического исследования. 38 Он, находясь в Виленском иезуитском училище, напитался там духом папизма и скоро сделался самым ревностным католиком. Мать его, будучи вдовою, прежде чем отправить его в Виленскую школу, писала об этом своём намерении к князю Андрею Курбскому, известному тогда поборнику привославия и русской народности на Волыни, прося у него совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Киевская Древняя Киево-Литовская митрополия основана в 1315 г. Митрополия (первоначально в нее входили Полоцкая и Туровская епархии). Первоначальное местопребывание кафедры – в г. Новогрудок (под Вильно), затем – в Борисоглебском соборе г. Вильно. С 1414 г. г. Вильно считался стольным городом митрополии, но титуловавшиеся Киевскими митрополиты проживали обычно в Новогрудке, лишь изредка покидая столицу. «...После монгольского погрома центр духовного единства Руси, ее церковная митрополия перенесена была из Киева сначала во Владимир на Клязьме, а потом в Москву. Так как этим обстоятельством и на самом деле сразу возвышалось политическое значение северо-восточной Руси сравнительно с западной и южной, и здешние, т. е. Галицко-Волынские и Литовские великие князья почти одновременно приходят к мысли об учреждении у себя особых митрополий...» (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии. M., 1894. С. 3). После 1240 г. Киев, переживший страшное опустошение, лежал в руинах. Митрополит Кирилл II! даже не смог найти себе там достойного местопребывания, а потому подолгу пребывал вне Киева. Особенно он полюбил Северо-Восточную Русь, где и скончался. Следующий митрополит Максим уже был вынужден перенести свою кафедру в Северо-Восточную Русь. Государственная власть в Киеве также была разрушена. Возле города хозяйничали шайки монголо-татар, процветал разбой, воровство. Князья Северо-Восточной Руси были заняты проблемами устройства своих земель, защиты их от монголо-татар и западных захватчиков. Князь Галицкой Руси не имел достаточно сил для захвата и удержания Киева, т. к. был занят борьбой с внутренней боярской оппозицией и утверждением своего княжения у хана. После нескольких десятков лет безвластья Киев был захвачен молодым и сильным Литовским государством, а вместе с Киевом и значительная часть южнорусских земель. Окончательный переход южнорусских земель под власть Литвы относится ко времени после битвы на Синих Водах в 1363 г. Но уже до этого часть земель попала под власть Литвы, еще при князе Гедимине. Это привело к тому, что Православное население составило большинство населения Литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно с объединением северо-западной Руси и Волыни вследствие подчинения их литовским князьям, после долгих смут в конце XIII и нач. XIV в. единовластие утвердилось и в Польше. Сравнительное спокойствие помогло сыну и преемнику Владислава Локетка, умиротворителя Польши (1319), Казимиру Великому присоединить к своему королевству королевство Галицкое. Галиция после Юрия II досталась его негодному племяннику по сестре Болеславу Мазовецкому. Болеслав, обременяя подданных тяжелыми податями, насиловал их жен и дочерей. Этого мало, он завел дружбу с поляками, чехами и немцами, раздавал им должности, обходя галичан, старался даже ввести латинство. Галичане отравили ненавистного князя. После долгих споров за волыно-галицкое наследство Галиция закрепилась за Польшей 7 . С утверждением литовско-польской власти в исконно русских областях начинается печальная история юго-западной Руси, оторванной от северо-восточной с её новым центром в Москве и уцелевшей династией св. Владимира. Политическия неурядицы при потере национальной власти в юго-западн. России осложнились настойчивым стремлением чужих князей к церковной обособленности утверждением особой митрополии. В единстве русской митрополии они справедливо видели для Москвы могущественное средство к соединению разрозненных частей русского запада с северо-востоком. К несчастию самих русских среди юго-западных иерархов нашлись такие, которые не прочь были воспользоваться угнетенным состоянием края, чтобы переменить титул епископа на митрополита и стать во главе епархий областей, отнятых у русских. Состояние Византии, откуда продолжали распоряжаться русской церковью, вполне благоприятствовало этому. Там по смерти имп. Андроника (1341 г.) открылись политические неурядицы и война, шли бесполезные споры варламитов с паламитами о фаворском свете. Спорами увлеклись все, начиная с императора и патриарха. Собирались соборы (1341–1345 г.) в защиту то одной, то другой стороны 8 . В увлечении блюстители порядка и вселенской правды не обращали внимания на то, что творилось в терзаемой и разрываемой на части России, и внесли свою долю участия, чтобы ухудшить положение вещей на русском юго-западе. Во время русских политических нестроений и византийских словопрений к довершению русской розни открыта особая митрополия в Галиче. Митрополитом назначили искавшего чести и власти галицкого епискова (вероятно Феодора) с подчинением ему волынских и малороссийских епархий – Владимирской, Холмской, Перемышльской, Луцкой и Туровской 9 . Властолюбивого Феодора мог подставить хитрый, умный, проницательный, вместе с тем по летописцу удивительно коварный, Ольгерд со своим братом волынским князем Димитрием Любартом, чтобы ослабить влияние своей соперницы Москвы в русских областях Литовского княжества. Коварная политика братьев по отношению к Москве не подлежит сомнению. При удобном случае оба готовы были наделать ей вреда 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Непопулярность Шагин-Гирея привела к тому, что крымская знать избрала ханом ставленника Османской империи Бахадур-Гирея II. В 1783 г. Шагин-Гирей был возвращен на крымский престол при помощи российских войск, однако это не привело к желаемой стабилизации обстановки в К. В результате 8 апр. 1783 г. имп. Екатерина II издала манифест о присоединении К., Таманского п-ова и земель до р. Кубань к России. И. А. Завадская, В. В. Майков, Е. А. Зинько, В. Г. Пидгайко, Э. П. Г. Христианская культура античного и средневек. К. по архитектурно-археологическим памятникам и предметам материальной культуры Ранние памятники Херсонской епархии (IV-VI вв.) Первые археологические раскопки в Херсонесе были проведены в 1827 г. на агоре морским инженером подпоручиком К. Крузе. Раскопки проводились в разных районах в кон. XIX-XX в., стали постоянными с 50-х гг. XX в. Наиболее ранние бесспорно христ. памятники датируются в основном 2-й пол. IV-V в. Среди них - группа каменных надгробий, в т. ч. в виде крестов, с эпитафиями ( Якобсон. 1959. С. 258-259; Мещеряков. 1978. С. 131; Виноградов. 2010. С. 123-141). Выделяется памятник мц. Анастасии, к-рая, возможно, почиталась как местная святая, а также надгробие в виде креста пресвитеров - 2 Стефанов и Христофора ( Виноградов. 2010. С. 130-131, 140-141; Яшаева и др. 2011. 25). Ранними христ. эпитафиями являются также списки имен, прочерченных по штукатурке в 2 склепах: 1431 (7 жен. имен с крестами) и 2006 г. (9 имен с христограммой и изображениями кораблей) ( Виноградов. 2010. С. 123-129). К наиболее ранним христианским надгробиям относят также стелы, в верхней части к-рых высечена 4-лепестковая розетка в круге ( Созник, Туровский, Иванов. 1997). Аналогичные надгробия известны в Партените, на Бакле, на Бельбекском поселении, на Тепсене. Христ. символику имеют херсонесские светильники 2-й пол. IV-V в. с клеймами XPY на щитке и 8-лучевой «звездой» на донце, воспроизводившими христ. формулу «Свет Христов сияет для всех» ( Залесская. 1988. С. 236). В Херсонесе найдены импортные светильники V в. с рельефными изображениями агнца, прор. Ионы, креста и хризмы ( Яшаева и др. 2011. 360-364). С кон. V в. в Херсонес из М. Азии и Сев. Африки привозили краснолаковые блюда со штампами в виде крестов, животных и птиц. Наиболее известно блюдо с изображением Иисуса Христа, окруженного 3 голубями ( Голофаст. 1996; 2002; Яшаева и др. 2011. 409).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Городенское княжество оставалось за потомками Всеволодка в течение XII в. и, очевидно, позднее; в него входили также, как можно думать, Волковыск и Новогородок (совр. Новогрудок). В Турове, считавшемся частью киевского княжения, с сер. XII в. прочно осел кн. Георгий Ярославич , внук киевского кн. Святополка Изяславича. И в дальнейшем Туров, Пинск и низовья Горыни (Дубровицкая волость) были владениями его потомства. В течение 2-й пол. XII в. Турово-Пинское и Городенское княжества были под верховной властью киевских князей, но в 1-й трети XIII в. вслед за Берестейской волостью, изначально связанной с Туровом, они оказались втянуты в орбиту Волыни. В церковном отношении турово-пинские и городенские земли входили в состав учрежденной скорее всего при Ярославе Мудром (возможно, ок. 1088) Туровской епархии (см. Туровская и Мозырская епархия ). Сходным было положение Переяславского княжества, располагавшегося на левом берегу Днепра, к югу от Остра (левого притока Десны), с тем, однако, отличием, что здесь во 2-й пол. XII в. не смогла образоваться собственная княжеская династия. Глеб Юрьевич после ухода в Киев передал в 1169 г. Переяславль своему сыну Владимиру, к-рый удерживал его (с кратким перерывом) до смерти в 1187 г. В дальнейшем переяславский стол замещался то киевскими князьями, то ближайшими родственниками или сыновьями Всеволода Большое Гнездо. Данные за 1-ю треть XIII в. отрывочны; похоже, что после 1213 г. до сер. 50-х гг. XIII в. Переяславль пребывал под верховной властью вел. князя Владимирского. Переяславское княжество играло ключевую роль в обороне юж. рубежей Руси от половцев. Черниговская земля была одной из важнейших частей Д. Р. Территориальную основу ее составляли земли, полученные в 1054 г. сыном Ярослава Мудрого Святославом. Они простирались на восток от Днепра, включая все Подесенье, вплоть до Ср. Поочья с Муромом. Лишенные, как видно, на Любечском съезде 1097 г. права участвовать в наследовании киевского стола, черниговские Святославичи (Давид, Олег и Ярослав), видимо, именно тогда получили в качестве компенсации Курское Посемье (отделенное от Переяславля), а также уступленные Киевом дреговичские земли к северу от Припяти с городами Клеческ, Случеск и Рогачёв. Эти области были утрачены Черниговом в 1127 г.- цена невмешательства киевского кн. Мстислава Великого в конфликт между захватившим черниговский стол Всеволодом Ольговичем и его дядей Ярославом Святославичем; но вскоре и Курск (в 1136), и упомянутые дреговичские волости (в сер. XII в.) вновь вошли в состав Черниговской земли. Несмотря на то что после захвата Всеволодом Ольговичем Киева в 1139 г. черниговские князья не раз успешно вмешивались в борьбу за него, они, как правило, не стремились к получению столов вне Черниговской земли, что говорит об известной замкнутости их династического сознания, сформировавшегося в 1-м поколении Святославичей.

http://pravenc.ru/text/180439.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010