Однако знаем, что все Бог устраивает для душевной твоей пользы; уверены, что ты благодушно сие посещение приемлешь. Живите, благодаря Бога; вы хотя обе немощны, носите друг друга тяготы, также и ближних к вам приходящих; ведь за всех Христос пролил пречистую Свою кровь, и всем хощет спастись и в разум истины приити. Бог печется о вас успокаивая вас на счет содержания, – внушает брату вашему обеспечить и удостоверить вас в этом. Не должны ли вы немолчно благодарить Создателя, приведшего вас во св. обитель, и по силе своей работать Ему, исполнением св. Его воли и терпением посылаемых болезней и малых скорбей, в сравнении дел наших грешных, которыми нанесеньем очищаются грехи, и на горшее не простираемся. Глубина судеб Божиих нам непостижима! Теперь отправляется к вам E. Е. О-ая, к нам хорошо благорасположенная; ежели её Господь причалит к вам в обитель, и будет просить тебя, мать P., принять её в число единодушных, то, с благословения м. игуменьи, просим не оставить ее и, в чем нужно, вразумить, наставляющу тебя Богу. Хотя и плохо наше и ваше житье и устроенье, и боимся притчи: «слепец слепца аще водит» ( Мф.15:14 ). но все лучше, нежели сами новоначальные будут водиться своим разумом и волею. Все-таки силен Господь по вере их к их пользе просветить слепцов, указать им дорогу; о чем пишет Св. Иоанн Лествичник не в одном месте. Слава Богу, что имеют к сему расположение, познавая правость сего и нужду в оном. N. N. старайся наклонять к сознанию своих немощей и ко смирению, к перенесению того, что ей не нравится, укоряя себя; сим она может успокоиться по клиросу; а иначе, хоть на небо вселится, то там не обрящет покоя; с гордостью и самомнением и там не потерпят. Ведь мы ищем спасения, а оное не в одной только одежде и житии в стенах заключается; но в борении против страстей, со смирением. Это одно оружие сильно низложить весь тул стрел вражьих, а без оного и минуты не постоишь. Скажи им обеим наше благословение. Желаем, как им всем, так и тебе с сестрою Н. встретить благоговейно св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

графства Донегол) в Ольстере — потомки раннесредневек. династий Кенел н-Эоган и Кенел Коналл; О Конхобары (О’ Конноры) в Коннахте, О Брианы и Мак Картаги (Мак-Карти) в Мунстере, а также ряд вождей гэльских анклавов в Лейнстере. В 1241 г. Бриан О Нейл при поддержке О Домналлов, О Конхобаров и О Брианов был признан правителем Тирона и заявил о притязаниях на титул верховного правителя И. В 1260 г. в союзе с рядом др. правителей Бриан вторгся на территорию англ. колонии, однако потерпел поражение в битве близ Даунпатрика. В Коннахте кончина Ричарда де Бурго (1243) способствовала активизации местных правителей, к-рые приняли участие в походе О Нейла и под рук. Аэда О Конхобара вели длительную борьбу с войсками англ. администрации. Смерть Аэда (1274) привела к междоусобицам, в результате чего Коннахт был снова разорен, а англ. контроль существенно ослаблен. Подобным образом междоусобицы О Брианов, в к-рых принимал участие Ричард де Клэр, владетель Томонда, привели к разорению области и к восстановлению власти гэльских правителей. Дублинская администрация вела затяжную войну с вождями гэльских анклавов в Лейнстере (роды Мак Мурхада (Мак-Мурроу), О Туатал (О’ Тул) и др.), набеги к-рых разоряли центр. области колонии. Осложнилось положение в Оффали и Мите, что требовало напряжения сил колонии и средств на организацию борьбы с ирландцами. Пытаясь справиться с давлением на колонию, юстициарий Джон де Сандфорд в 80-х rr.XIII в. организовал систему марок (укрепленных районов) от Атлона до Килкенни, возложив ответственность за ее поддержание на местных магнатов. Это стимулировало магнатов вести самостоятельную политику и строить сложные отношения союзничества и соперничества с ирл. правителями, что в конечном счете вело к их отчуждению от дел колонии. Англ. завоевание и основание колонии повлияли на положение католич. Церкви в И. Со времен кор. ГehpuxaII англ. власти стремились контролировать епископат и настаивали на признании ирл. епископами тех прав в отношении Церкви, к-рыми король пользовался в Англии: утверждать избранных капитулами кандидатов на епископские кафедры (1-м ирл.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

17:21 Бир-бир грекче къолъязывларда «Амма бу жынс жинлени янгыз дуа ва ораза булан тюгюл къувалама бажарылмай» деген аят да ёлугъа. 18:11 Бир-бир грекче къолъязывларда «Неге тюгюл де, Мен, Инсанны Уланы, адашгъанланы къутгъармакъ учун гелгенмен» деген аят да ёлугъа. 21:5 Сион къызы – демек, Ерусалим. 21:9 Гьосанна – грек тилден тувра гёчюргенде, «бизин къутгъар» деген маънаны берсе де, «сююнч, къуванч, алгъыш этив» деген маъналарда къоллангъан. 23:5 Гьайкеллеге Сыйлы Язывлардан алынгъан бир-бир аятлар салына. Ягьудилер дуа этегенде, оланы я башына, яда къолуна байлайлар. 23:14 Бир-бир грекче къолъязывларда «Адаршай сизин гьалыгъызгъа, гьей дин алимлер ва фарисейлер! Экиюзлюлер! Сиз тул къатынланы уьйлерин талайсыз ва гёземелик учун узун дуалар этесиз. Шону учун дагъы да артыкъ налат алажакъсыз» деген аят да ёлугъа. 23:35 Гьабил пайхаммар Сыйлы Язывларда эсгерилеген оьлтюрювню биринчи къурбаны, Закария пайхаммар буса ахырынчыларындан бириси болуп токътайлар. 24:28 Бу айтыв «оьлю сюек бар ерде къаракъушлар болагъаны мекенли йимик, бу затлар болажагъы да мекенли» деген маънаны бере. 27:53 Сыйлы шагьар – демек, Ерусалим. 1:1 Месигь – бу сёзню маънасы «танглангъан» демекдир. Бу дюньягъа къутгъарылыв гелтирмек учун, Аллагь Иса Месигьни танглагъан. Сёзлюкге де къара. 1:21 Сонгугюн – ягьудилерде сыйлы саналагъан гюн. Мусаны Къанунуна гёре, шо гюн Аллагьгъа ибадат этмекден оьзге ишни кютмек гери урула болгъан. Сёзлюкге де къара. 1:44 Дин къуллукъчу – ягьудилерде Ерусалимдеги ибадатханада этилеген къурбанны Къанунгъа къыйышывлу кюйде юрютеген адам болгъан. 2:16 Фарисейлер – ягьудилени арасында тувулунгъан дин ва сиясат бёлюк. Сёзлюкге де къара. 3:14 Элчи (грекче «апостолос») – Аллагь сайлап йиберген адам. Огъар ихтиярланы Иса Месигь берген. Исаны башлапгъы он эки якъчысы элчилер болуп токътагъанлар. 3:18 Элинсюер – он эки элчиден бириси болгъан Симон алда «Элинсюерлер» деген дин-жамият къурумну ортакъчысы болгъан буса ярай. Шо къурум Ягьудеяны румлуланы зулмусундан савутну гючю булан къутгъармагъа къаст эте болгъан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

– Гертисин сёйлеймен сизге: бу ярлы тул къатын садагъа сандыкъгъа барындан да артыкъ акъча салды. 44 Неге тюгюл де, оланы барысы да акъчасыны кёплюгюнден салды, бу къатын буса оьзюню касиплигинден яшавлукъ учун къойгъан бары да затын салды.     13   Ахыр заманны аламатлары 1 Иса ибадатханадан чыгъагъанда, якъчыларындан бири Огъар: – Устаз! Къара чы, не тизив ташлардыр, не тизив биналардыр! – дей. 2 – Сен бу уллу биналагъа гьайранлыкъ этемисен? Мунда ташны уьстюнде таш да къалмажакъ, бары да зат дагъылажакъ! – деп жавап бере Иса. 3 Иса Зайтун тавда, ибадатхананы къаршысында олтуруп турагъанда, Петер, Якъуб, Югьан ва Андрей Огъар айрыча: 4 – Айт чы бизге, бу ишлер къачан болажакъ? Бу ишлер узакъ къалмай болажагъын биз нечик билербиз? Ону нечик аламаты болажакъ? – деп сорайлар. 5 Иса олагъа англатмагъа башлай: – Вёрегиз, сакъ болугъуз, сизин алдатмасынлар! 6 Бир кёплер: «Мен Месигьмен», – деп, Мени атым булан гелип, хыйлыланы алдатажакълар. 7 Сиз гележекде давланы да, оланы гьакъындагъы хабарланы да эшитгенде, къоркъмагъыз! Олар болмагъа герекли затлар. Амма шо заманда да ахыр заман гелип битмегендир. 8 Бир миллет башгъа миллетге, бир пачалыкъ башгъа пачалыкъгъа къаршы гётерилежек. Хыйлы ерлерде ачлыкъ ва ер тербенивлер болажакъ. Шолар барысы да, къатынгиши яш табагъанда азап чегегенде йимик, азапгъа тарывугъузну биринчи белгилери болуп токътажакъ. 9 Амма сиз гьазир болуп туругъуз! Мени атымны макътап юрюгенигиз саялы, сизин тутуп дуванханалагъа бережеклер, синагогларда тюежеклер, гьакимлени, пачаланы алдында токътатажакълар. Шо заман Мени гьакъымда шагьатлыкъ этежексиз. 10 Амма ахыр къопгъунча, башлап бары да халкълар Сююнч Хабарны эшитмеге герек. 11 Сизин тутуп дуванханагъа алып баргъанда, не айтайыкъ деп алданокъ инжинмегиз, шо заман Аллагь сизин эсигизге не салса, шону сёйлегиз, неге тюгюл сёйлейген сиз болмажакъсыз, Аллагьны Ругьу болажакъ. 12 Агъасы инисин, иниси агъасын, атасы авлетлерин оьлюмге бережек, авлетлери ата-анасына къаршы чыгъажакълар, оланы оьлтюртежеклер. 13 Мени атымны макътап юрюгенигиз саялы, бары да халкълар сизин гёрюп ярамайгъан болажакълар. Амма ахыргъа ерли чыдагъан къутгъарылажакъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

– Табита, тур! – дей. О да гёзлерин ача ва Петерни гёргенде, туруп, олтура. 41 Къолун узатып, Петер ону эретургъуза. Сонг Аллагьны халкъын ва тул къатынланы ичине чакъырып, олагъа Табитаны сав экенин гёрсете. 42 Бу иш бютюн Яффагъа белгили бола. Бир кёплер Раббибизге иман салалар. 43 Петер Яффада сакътиян ишлейген Симон деген бир адамны уьюнде дагъы да бир хыйлы гюнлер къала.     10   Петер ва Корнилий 1 Къайсарияда италиялы деп айтылагъан асгер бёлюгюнде юз асгерни башчысы болуп къуллукъ этеген Корнилий деген бирев болгъан. 2 Савлай агьлюсю йимик, о да динагьлю ва Аллагьдан къоркъагъан гиши болгъан. О халкъгъа кёп садагъа бере болгъан ва Аллагьгъа кёп дуа эте болгъан. 3 Бир керен гюндюз сагьат уьчлеге ювукъ вакътиде, ону гёзюне Аллагь йиберген малайик гёрюнюп, огъар: – Корнилий! – дей. 4 Бек къоркъма да къоркъуп, огъар багъып гёзлерин гётерип, Корнилий: – Не бар, я бийим? – деп сорай. Малайик огъар булай дей: – Аллагь сени дуаларынгны эшитди ва берген садагъаларынгны къабул этди. 5 Гьали Яффагъа адамлар йиберип, оьзюне Петер деп де айтылагъан Симон деген адамны мунда гелтир. 6 О Симон деген сакътиян устаны уьюнде токътагъан. Ону уью буса денгиз ягъада. 7 Оьзю булан сёйлеген малайик гетгенде, Корнилий къуллукъчуларындан экевюн ва инг ювукъ бир динагьлю асгерин чакъыра. 8 Эки де къуллукъчусуна ва бир асгерине бары да затны айтып, оланы Яффагъа йибере.   Петерге гёрюнген гьайран гёрюнюш 9 Артындагъы гюн олар шагьаргъа ювукълашып гелегенде, тюш вакътиде дуа этмек учун, Петер къалкъыгъа чыгъа. 10 О бек ач болуп, ашамагъа сюе. Аш гьазирленип турагъан вакътини ичинде Аллагь огъар гьайран гёрюнюш гёрсете. 11 О кёклер ярылып эки ачылгъанны ва дёрт де мююшюнден тутулуп ерге тюшюп гелеген бир уллу кетен шаршавгъа ошайгъан затны гёре. 12 Шону уьстюнде ерде яшайгъан гьар тюрлю дёрт аякълы гьайванлар, сюйкелип юрюйген жанлар ва кёкден учагъан къушлар бола. 13 Сонг огъар: – Петер, тур, буланы союп аша, – деген бир сес эшитиле. 14 – Болмас, Раббим! Мен бир заманда да мурдар яда гьарам затланы ашамагъанман, – деп жавап бере Петер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

40 Олар Гамалиелни маслагьатына рази болуп, элчилени чакъырталар. Оланы къамучу булан тюйдюрюп ва Исаны гьакъында дагъы сёйлемесин деп буварып, чыгъарып йиберелер. 41 Исаны аты учун хорланмакълыкъгъа лайыкълы болгъанына сююнюп, элчилер оьр мажлисден чыгъып гетелер. 42 Гьар гюн ибадатханада оьзюнде ва уьйден уьйге барып, олар Иса Месигь экенни гьакъындагъы Сююнч Хабарны билдирегенин токътатмайлар.     6   Етти кёмекчи белгилене 1 Исаны якъчыларыны санаву артып тура. Оланы арасындан гелгинчи ягьудилер ерли ягьудилени уьстюнден арз этмеге башлайлар. Неге тюгюл де, оланы тул къатынлары гьар гюн пайланып берилеген ашарлыкъдан магьрюм этиле болгъан. 2 Шо заман он эки де элчи, бары да Исаны якъчыларын да чакъырып, булай дей: – Бизге Аллагьны каламын билдирмекни къоюп, ашарлыкъны пайлавну гьайын этип айланмагъа яхшы тюгюл. 3 Гьали, гьей иман къардашлар, оьз арагъыздан яхшылыкъгъа айтылгъан, Аллагьны Ругьундан толгъан ва гьакъыллы етти адамны айырыгъыз. Олагъа шо къуллукъну тапшурайыкъ. 4 Биз буса дуа этивню ва Аллагьны каламын билдиривню гьайын этейик. 5 Бу таклифге барысы да рази болуп, олар Аллагьны Ругьундан толгъан ва имангъа къайтгъан Стефанны ва шолай да Филипни, Прогьорну, Никанорну, Тимонну, Парменни ва ягьуди динге айлангъан антиокиялы Николайны айыралар. 6 О адамланы элчилени алдына гелтирелер. Элчилер, оланы башларына къолларын салып, дуа этелер. 7 Шолайлыкъда, Аллагьны гьакъындагъы хабар бек яйыла. Ерусалимде Исаны якъчыларыны санаву баргъан сайын артып тербей, дин къуллукъчуланы кёплери де Исагъа иман салалар.   Стефанны туснакъ этиливю 8 Аллагь оьзюне савгъат этип къудратын берген Стефан буса халкъны арасында уллу муъжизатлар ва аламатлар гёрсете. 9 Азатланы синагогундан деп айтылагъан киринейлилерден ва искендериялылардан, киликиялылардан ва асиялылардан бирлери, Стефангъа къаршы чыгъып, ону булан эришмеге башлайлар. 10 Амма ону сёзюндеги гьакъылгъа ва Аллагьны Ругьу булан сёйлегенине оланы къаршы гючю болмай. 11 Шо заман олар, бир-бир адамланы тюпден таба сатып алып:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Сочинение писали 68 студентов русских семинарий, 1 Иеруса- —315— лимской (на франц. языке) 2 кончивших курс гимназии, 1 – Константиновского Межевого Института и 1 иеромонах, – всего 73. (В числе писавших было 9 вольнослушателей: 6 студентов семинарии, 1 – иерусалимской, гимназист и иеромонах). Баллом 5 – отмечено три сочинения, 4 ½ четыре, 4+ шесть, 4 четыре, 4 – девять, 3 ½ четыре, 3+ шесть, 3 семь, 3 – один­надцать, 2 ½ восемь, 2+ три, 2 четыре и четыре сочинения бал­лом 2-. Общее впечатление от чтения сочинений получается не особенно выгодное для авторов их. Заметно почти у всех неуменье, а может быть и нежеланье, выражаться языком богословским, как бы то требовалось темой по библейской истории. Привожу собственные речи писавших. На разные лады, в разных со­четаниях выступает «прогресс (прямолинейный) и регресс». Ставится вопрос: смена состояний в мире внешнем и человеке идет ли в прогресс, или в регресс?» так как иногда ка­жется, будто «человечество идет не по пути прогресса, а в регресс». Конечно это неверно, ибо «прогресс постулируется» тем-то и тем-то (Тульской сем.). «Человек, по самому сво­ему творению, был Богом предназначен к прогрессу. Все данные к прогрессу были в его собственных руках: со сто­роны человека – совершенство его духовной природы, со стороны Бога постоянная помощь и одобрение» (Смолен.). Но «в судьбе человека случилось роковое событие», т. е. гре­хопадение. Возможна ли «характеризация этого события словом «регресс»? Нет, ибо «прогресс и регресс суть понятия дис­паратные». В падении «был только скачек. Человек из бла­женного состояния впал сразу в состояние противоположное». Даже более, – это был «первобытный скачек от состояния блаженного к звероподобному». «Скачек только, – не более» (Тул.). Человечество однако ж всегда будет «прогрессироваться». «У падшего человека не оказалось энергии самому подняться от своего падения»; но «все таки претерпевая массу неудач чело­вечество верило, что явится когда либо помощь от Бога и по­даст силы к прогрессу» (Смол.). Это случилось с пришествием на землю Спасителя. «Человечество успехами внешнего граждан­ского быта обязано Христу» (Ценз.). Поэтому «репро-ретро» – спективный взгляде и пр. (следует тема в тоне положения).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он не ждал врага: бодрый Воейков шел день и ночь, кинув обоз; имел лазутчиков, хватал неприятельских, и 20 Августа пред восходом солнца напал на укрепленный стан Ханский. Целый день продолжалась битва, уже последняя для Кучюма: его брат и сын, Илитен и Кан, Царевичи, 6 Князей, 10 Мурз, 150 лучших воинов пали от стрельбы наших, которые около вечера вытеснили Татар из укрепления, прижали к реке, утопили их более ста и взяли 50 пленников; немногие спаслися на судах в темноте ночи. Так Воейков отмстил Кучюму за гибель Ермака неосторожного! Восемь жен, пять сыновей и восемь дочерей Ханских, пять Князей и немало богатства остались в руках победителя. Не зная о судьбе Кучюма и думая, что он, подобно Ермаку, утонул во глубине реки, Воейков не рассудил за благо идти далее: сжег, чего не мог взять с собою, и с знатными своими пленниками возвратился в Тару донести Борису, что в Сибири уже нет иного Царя, кроме Российского. Но Кучюм еще жил, двумя усердными слугами во время битвы увезенный на лодке вниз по Оби в землю Чатскую. Еще Воеводы наши снова предлагали ему ехать в Москву, соединиться с его семейством и мирно дожить век благодеяниями Государя великодушного. Сеит, именем Тул-Мегмет, посланный Воейковым, нашел Кучюма в лесу близ того места, где лежали тела убитых Россиянами Татар, на берегу Оби: слепой старец, неодолимый бедствиями, сидел под деревом, окруженный тремя сыновьями и тридцатью верными слугами; выслушал речь Сеитову о милости Царя Московского и спокойно ответствовал: «Я не поехал к нему и в лучшее время доброю волею, целый и богатый: теперь поеду ли за смертию? Я слеп и глух, беден и сир. Жалею не о богатстве, но только о милом сыне Асманаке, взятом Россиянами: с ним одним, без Царства и богатства, без жен и других сыновей, я мог бы еще жить на свете. Теперь посылаю остальных детей в Бухарию, а сам еду к Ногаям». Он не имел ни теплой одежды, ни коней и просил их из милости у своих бывших подданных, жителей Чатской волости, которые уже обещались быть данниками России: они прислали ему одного коня и шубу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

К числу городов Крутицкой епархии в XVII в. прибавляют еще несколько. Иеромон. Леонид говорит, что к концу XVII в. из нынешних калужских городов ей не принадлежали только Калуга, Таруса, Боровск и Мосальск. Тут небольшая неточность. Ей не принадлежал Малоярославец. Он принадлежал патриаршей области, куда поступил в 1668 г. из Суздальской епархии, не принадлежал и весь Малоярославецкий уезд (Арх. М. Юст. Патр. К. Прик. кн. 71, л.л. 613–618. Истор. ц. в Калужск. губ. и епарх. 52. 237). О городе Медыни (старинный город Мезецк – П. Семенов. Географ. Словарь, III, 204) определенно ничего сказать нельзя; часть его уезда принадлежала Суздальской епархии (Патр. Каз. пр. кн. 71 л.л. 634–635). Вслед за Сахаровым иер. Леонид причисляет к Крутицкой епархии Епифань. Но г. Епифань в XVII в. сначала был в Рязанской епархии, отсюда поступил в Коломенскую, а из Коломенской обратно в Рязанскую (Афремов. Ист. обозр. Тул. губ стр. 47, 63. Современник. 1837 г. VII, 3, 317. Арх. М. Ю. Каз. П. Пр. кн. 42 (1658 г.) л. 318. Акт. Арх. Эксп. IV 204). Равным образом к половине XVII в. не состояли в Крутицкой епархии города: Карачев, Орел и Кромы, хотя первый только у иеромонаха Леонида, а два последних еще в проекте 1681–1682 г. об открытии новых епархий вместе с Болховым отнесены к ней. Но это города по проекту 1681–1682 г. входили в состав проектируемой Волховской епархии, как «открестные». Так и названы они в соборных делах. (Акт. Ист. V, 75). В то время, как Болхов по документам крутицкого казенного приказа (с 1650–1695 г.) значится в Крутицкой епархии, три тамошних церкви с тремя приделами в 1656 г. состояли в патриаршей области (Арх. М. Ю. К. Пат. Пр. кн. 39 л. 866) и относились к Карачевской десятине. Знак, что у патриарха с крутицким митрополитом были совместные владения и их епархиальные территории перепутывались. То же нужно сказать о перемышльских церквах и др. Очень спутанна епархиальная зависимость г. Вязьмы. Это обстоятельство мешает точно указать, что принадлежало одной епархии и что другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Поиде же скоро ко Орд своей, бояше бо ся сзади нашего войска за собою. И прихаша т вс съ стратилатами и с воями здравии ко царю нашему. Царь же нашъ, егда о поражению своихъ не вдяше, скоро шелъ и со великим потщаниемъ сопротив царю перекопскому, ибо егда пришел от Москвы ко Ок-рец, не стоялъ тамо, идже обычай бывал издавна застоновлятися християнскому войску против царей татарских, но превезшеся за великую Оку-рку, пошел оттуду к мсту Тул: хотяше с ним битву великую свести. Егде же аки половину отъиде от Оки до Тулы, прииде ему всть, иже пораженно войско християнское от царя перекопскаго, потомъ, аки по године, раненые наши воины нцыи усртошася. Цареви жъ нашему и многимъ совтником его абие мысль отмениша. И начаша иноко, совтоваша ему, сирчь, да идешъ паки за Оку, а оттуды к Москв; нцыи мужественнйшии укрепляюще его и глаголюще, да не дастъ хрепта врагу своему и да не посрамитъ прежние славы своея добрые и лицо всхъ храбрыхъ своих, и да грядетъ мужественн супротивъ врага креста Христова. И рече: «Аще онъ и выигралъ за грехи християнские битву, но обаче уже утруженно войско иметъ, тако же множество раненых и побитыхъ: бо бранъ крпкая с нашими пребывала два дни». Ибо сице ему добрый и ползный совтъ подающе, понеже еще того не вдуще, иже царь пошел уже к Орде, не чающе его что час пришествия. Царь же нашъ абие совта храбрых послушав, а совтъ страшливых отвергъ: иде к Туле-мсту, хотящи сразитися съ бусурманы за православное християнство. Се таков нашъ царь былъ, поки любилъ окола себя добрых и правду совтующих, а не презлых ласкателей, над нихже губителнейшаго и горшаго во царств ничтоже может быти! Егда же прихал на Тулу, тогда сьхашася к нему немало разогнаннаго войска, и оные предреченные прихаша со своими стротилаты, яже от царя отбишася, аки 2000 ихъ, и повдаша: уже аки третий день царь поиде ко Орд. Потом паки, аки бы в покаяние вниде, и немало лтъ царствовал добр, ужаснулся бо о наказании оных от Бога, ово перекопским царем, ово казанским возмущением о нихже мало пред тмъ рекох. Понеже такъ уже, глаголютъ, было от тхъ казанцов изнемогло воинство християнское и в нищету пришло, иже уже у множайших нас и послдних стяжаней не стало. Ктому болезни различные и моры частые бывали тамо, яко многим уже совтовати со вопиянием, да покинет мсто Казанские и град, и вонство християнское сведет оттуду. А рада 796 то была богатых и лнивых мнихов и мирских, яко глаголютъ пословицу: «Добре бывает: кому родити, тому и кормити младенца», или попечение о нем имти, сирчь: хто тружался зло и болзновал о сем, тому достойно и совтовати о таковых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010