Плотникова Н.Ю. (ГИИ, МГК им. Чайковского) Неизменяемые песнопения Всенощного бдения в памятниках партесного многоголосия конца XVII-XVIII вв. Лебедева-Емелина А.В. (ГИИ) Протестантская обедня Д. С. Бортнянского Садикова Е.Н. (ПСТГУ, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, РАМ им. Гнесиных) О вокальных особенностях церковного пения Медушевский В.В. (МГК им. Чайковского) Соловьева П.А. (ПСТГУ, ГМПИ им. Иполлитова-Иванова) О принципах организации обиходного лада в творчестве русских композиторов XIX-XX вв. СЕКЦИЯ ПЕДАГОГИКИ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 20 ЯНВАРЯ (ЧЕТВЕРГ) Начало заседания: 14.00 Место заседания: конференц-зал 1-го гуманитарного корпуса МГУ Белозерцев Е.П. (Елецкий ГУ им. И.А.Бунина.) Культурно-образовательная среда малого города России архимандрит Зиновий Корзинкин (Курск) Христианские категории этики как ценностные основы в процессе воспитания Расторгуев В.Н. (МГУ) Культурообразующая миссия Православия игумен Георгий (Шестун) (Самара) иеромонах Киприан (Ященко) (ПСТГУ) Лазарев В.Н. (МГОПУ им.М.А. Шолохова) Обзор науки в Открытом Университете им. Шолохова Захарченко М.В. (СПб) Изучение Православной культуры в системе повышения квалификации учителей в контексте преемственности поколений Шеховцова Л.Ф. (СПб, Академия повышения квалификации послевузовского образования) Развитие ума, чувства и воли. Христианский и психологический аспект Дивногорцева С.Ю. (ПСТГУ) Духовно-нравственное воспитание в контексте православной духовной традиции Склярова Т.В (ПСТГУ) Проблема воспитания воли в педагогике, психологии и святоотеческом наследии ПОДСЕКЦИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 21 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) Начало заседания: 10.00 Место заседания: 1-й гуманитарный корпус МГУ им. М.В. Ломоносова Белозерцев Е.П. (Ецкий ГУ им. И.А.Бунина) протоиерей Виктор Дорофеев О духовно-нравственном воспитании священник Валентин Васечко (ПСТГУ, Тверской ГУ) Опыт подготовки педагогических кадров для преподавания основ православной культуры Калиганов И.И. О тематическом блоке " Святые и Святыни славян Православного мира "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

      Богословско-пастырский (подготовка кандидатов в клир Русской Православной Церкви, а также преподавателей богословских наук).       Мессионерско-катехизаторский (подготовка преподавателей Закона Божия и других церковных дисциплин, миссионеров, лекторов, журналистов и др.).       Историко-филологический (подготовка преподавателей литературы и русского языка, истории, иностранных языков для средних школ и православных гимназий; на отделении восточно-христианской филологии подготовка специалистов по переводу святоотеческого наследия и произведений церковных писателей христианского Востока).       Педагогический (подготовка преподавателей Закона Божия для детей младшего и среднего школьного возраста).       Церковных художеств (подготовка специалистов в области истории христианского искусства, иконописи, реставрации, мозаики, фрески, церковного шитья, музейного дела, архитектуры).       Церковного пения (подготовка преподавателей церковно-певческого обихода, регентов, певчих, специалистов по истории и теории церковного пения).       В настоящее время в Институте работают более 160 преподавателей, в том числе выпускники и сотрудники Московской Духовной Академии, Московского Государственного Университета, Московской Государственной Консерватории и ГМПИ им. Гнесиных, ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, крупнейших художественных мастерских и музеев Москвы, известные иконописцы, реставраторы, специалисты церковного пения. С осени 1995 г. число студентов превышает 1300 человек.       I. Богословско-пастырский, миссионерско-катехизаторский и педагогический факультеты       На дневное отделение факультета принимаются лица от 17 до 35 лет.       Вступительные экзамены: Закон Божий (в объеме книги прот. С. Слободского " Закон Божий " ), история России до 1917 г., сочинение (предлагаются темы сочинений по русской литературе, а также свободные темы).       На вечернее отделение факультетов принимаются лица преимущественно с высшим образованием, в возрасте до 50 лет.       Вступительные экзамены: Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение.

http://zavet.ru/smv/pr/002/005.htm

Между тем в деревне психология, стереотипы, нормы и формы жизни могли сохраняться, несмотря ни на что. Как удачно заметил еще В.П. Безобразов, иконное дело «соответствует той области народного быта, который изменяется не быстро» (Безобразов, 1861, с. 300). «Попавши в современную мстерскую мастерскую, – писал ВЛ. Георгиевский в начале ХХ в., – вы очутитесь сразу в XVII столетии, вы увидите те же технические приемы, те же краски, разведенные на яйце в обломленных ложках, те же иконы, какие были у «изуграфов» XVII в.» (ИКП, вып. 2, 1903, с. 45). В мастерской В.П. Гурьянова работники жили своего рода «семейной общиной» (см.: Семеновский, 1939, с. 158), в которой, как можно предположить, каждодневная работа начиналась семейной молитвой, в которой участвовали все – сам мастер-хозяин, мастера, подмастерья, ученики и приказчики. Иными словами, сам характер иконописного ремесла обусловливал то, что новое неизменно существовало бок о бок с архаичным и традиционным, то есть тем, что находило свои аналогии в самом отдаленном прошлом. Особенно очевидно это вытекает на примере связи мастера с заказчиком и ритуализованных взаимоотношений мастера и ученика. В системе иконного дела отношения мастера и заказчика имели как бы две стороны. С одной – эти отношения сближало традиционное благочестие, с другой – особенности низовой ремесленной культуры, то есть характерная для последней зависимость мастера-ремесленника от воли заказчика, который во многом определял саму эстетику моленного образа. Отсюда на формальном уровне удерживалось то средневековое представление о совпадении воли заказчика и воли мастера, согласно которому деятельность их обоих понималась не иначе как служение Богу. Суздальское иконное дело сохранило немало примеров этой тесной связи мастера и заказчика, причем на самых разных социальных уровнях. По книгам заказов палехской мастерской Н.Л. Сафонова, социальный статус заказчиков самый разный, Это – священники, крестьяне, купцы, мещане, общественные организации и т.п. Однако все они в известном смысле остаются «соучастниками» создания иконы благодаря своим пожеланиям, о чем сами за себя говорят тексты заказов: «написать со старого рисунка, лицо и колера сделать как на иконе Ушакова», «на кипарисе с чеканкой греческого письма, колера потемнее», «на кипарисе без золота, писать по-старинному», «написать по прилагаемому плану и шаблонам сообразно данному Галантьевым образцу», «платье обыкновенно, а лицо написать получше, цену назначит сам священник, а как понравится, и прибавит», «на кипарисе под ризу, свет и поля краской, венец вызолотить и пробелить золотом» и т.д. (ОР ГМПИ, ф. Н.Л. Сафонов, ед. хр. 28, л. 2, 4, 9, 30–32, 64–65).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Нормированность поэтики, массовость и структурная повторяемость контрастных черт религиозного чувства в примитивной иконе и народой религиозной картинке явно обусловливают их способность удерживать важные смыслы того или иного культурно-исторического и религиозного опыта. Оговорки и описки по Фрейду – выражение бессознательного. На простонародных иконах мы часто можем видеть ошибки в надписях. Например, на холуйской иконке-«листоушке» XIX в. неумелой рукой малограмотного крестьянина написано без разделений и лигатур: «Съпреподоб Никандръ». Однако в ошибках мы найдем и доминирующие символы, как бы прорывающиеся на поверхность из глубин опыта и коллективного бессознательного. На упоминавшейся иконе «под Жако» холуйского мастера М. Блинничева «Симеон Верхотурский» над головой Христа поставлена новообрядческая титулатура «IUC ХС», однако рука Христа по привычке написана мастером с двуеперстным благословением. Хотя икона была выполнена с официальной церковной олеографии на жести фирмы Жако, опыт старообрядческого иконописания и благочестия сообщил ей один из своих важнейших знаков. (илл. 95) Здесь напрашивается постановка вопроса о сложном, но явном отражении в суздальской «расхожей» иконе как древнерусских традиций, так и старообрядческого религиозного опыта. «Почти нигде в крестьянских домах нельзя найти произведений новейшего искусства, – писал наблюдатель середины XIX в., – они все суздальской старинной работы» (ВГВ, 1843, 21). Учитывая эту степень распространенности суздальских простонародных икон, а также их роль в истории религиозного чувства, внимательнее присмотримся к их художественному языку, за которым, по сути, стояли многие из тех историко-культурных реальностей, которым были посвящены наши предыдущие главы. Строгость и одновременно скорбность выражения ликов типичная черта суздальской «краснушки». Скорбное и жалостливое выражение дано лику Христа на упоминавшийся выше «расхожей» иконе конца XVII – начала XVIII в. То же самое выражение – на бесчисленных образах Богоматери. (илл. 199) Скорбь и умиленность жертвой своего Сына мы видим на четырехчастной иконе XIX в., на «трехряднице», на «краснушке» «Богоматерь Знамение» второй половины XIX в. (ГМПИ, инв. 541). (илл. 51:52) Прием передачи этого выражения заучен суздальским мастером до автоматизма и, видимо, не составлял мя него никакого труда при необыкновенной скорости работы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Система основополагающих принципов предполагает единство в дирижерской педагогике, не исключая при этом индивидуальных различий, привносимых дирижерами-мастерами в методы обучения. Если единство педагогических принципов обусловлено общностью понимания педагогического процесса, то индивидуальные различия определяются творческой личностью дирижера-педагога, а также индивидуальными особенностями самих учащихся. Необходимое условие всякого преподавания – творческое отношение к процессу обучения. В педагогической практике нередко возникают непредвиденные ситуации, требующие самостоятельного творческого решения. Следовательно, обучение дирижированию нельзя рассматривать как нечто застывшее, напротив, это живой процесс, требующий творческого, а не предвзятого, формально-догматического подхода. Именно такими качествами отличается педагогическая деятельность замечательных музыкантов, создавших современную дирижерскую школу, – А.В. Гаука, К.С. Сараджева, Н.П. Аносова, A.M. Гинзбурга, Н.С. Рабиновича, И.А. Мусина. Очень значителен вклад дирижеров-педагогов ГМПИ им. Гнесиных, где подготовлено много дирижеров оркестра народных инструментов, работающих в профессиональных, учебных и самодеятельных коллективах, в музыкальных вузах и училищах страны. На основе богатого педагогического опыта формируется теория дирижерского искусства. На первом этапе ее становления появляются работы, исследующие вопросы техники. Наиболее значительны: «Основы техники дирижирования» Н. Малько, «Техника дирижирования» И. Мусина, «Дирижерский аппарат и его постановка» С. Казачкова, «Вопросы дирижирования» М. Канерштейна. В этих работах детально проанализированы основные приемы дирижерской техники, дано научное обоснование методов, связанных с овладением совокупностью средств, передающих творческие требования дирижера оркестру. Ценнейший материал для теоретических обобщений содержат высказывания мастеров дирижерского искусства, ибо в них на основе непосредственных наблюдений и размышлений сформулированы эстетические принципы дирижерской интерпретации, приведены многочисленные примеры решения исполнительских проблем, возникающих в процессе оркестрового исполнительства.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

18 . Лазовский А. Записки дирижера. М.,1966. 19 . Рождественский Г. Дирижерская аппликатура. Л., 1974. 20 . Рождественский Г. Мысли о музыке. М., 1975. 21 . Сараджев К. Статьи. Воспоминания. М.,1962. 22 . Светланов Е. В защиту профессии (О книге А. Пазовского «Записки дирижера»). Светланов Е. Музыка сегодня. М., 1967. 23 . Трубачев С. О педагогическом мастерстве А.В. Гаука. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. ГМПИ им. Гнесиных. Труды. М., 1976. Вып. 24. С. 206224. 24 . Шерхен Г. Учебник дирижирования. Комментарий Лео Гинзбурга. Дирижерское исполнительство. М., 1975. 25 . Юон К. Каталог выставки. М., 1968. О выразительности дирижерского жеста Глава 1. Дирижирование как творческий процесс 1 . Дирижирование особый, своеобразный вид исполнительского искусства, обладающий такими чертами, такими признаками, которые отличают его от всех других проявлений музыкального исполнительства. Две существенные особенности выражают природу дирижерского искусства. Первая особенность связана с раскрытием образного содержания музыки специфическими средствами дирижерского мастерства через систему дирижерских движений, жестов. Вторая – состоит в активном волевом воздействии дирижера на исполнителей, в действенной передаче исполнительских намерений коллективу – хору или оркестру. Обе особенности взаимосвязаны и в процессе дирижирования – неразделимы. Мастерство дирижера определяется как умением талантливо раскрыть содержание исполняемой музыки в жестах, так и способностью убежденно воздействовать на оркестровый коллектив, вызывать необходимую исполнительскую реакцию. Вместе с тем дирижерскому искусству присуще и то общее, что определяет и роднит самые различные проявления музыкального исполнительства. Это общее – в творческой сущности всякого исполнительского искусства. Создание музыкального произведения композитором – только первая стадия творческого процесса. Завершающая стадия – живое исполнение. «Создание произведения и умение передать его содержание слушателям – две разные ступени музыкального искусства», – пишет С.Е. Фейнберг.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

дис. Л., 1987; H annick Ch. Die byzantinischen liturgischen Handschriften//Kaiserin Theophanu: Begegnung des Ostens und Westens um die Wende des ersten Jahrtausends: Gedenkschrift des Kölner Schnütgen-Museums zum 1000. Todesjahr der Kaiserin/Hrsg. A. v. Euw, P. Schreiner. Köln, 1991. Bd. 2. S. 33-40; Герцман Е. В. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1; Хачаянц А. Г. Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII-XVIII вв. (на мат-ле собр. Зональной науч. б-ки СГУ им. Н. Г. Чернышевского). М., 2001; Заболотная Н. В. Древнерус. церковнопевч. книжность XI-XIV вв. в ист.-функциональном аспекте: АДД/ГМПИ. М., 2002; Захарьина Н. Б. История изучения рус. певч. книг// Она же. Русские богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003. С. 8-45; Пено В. Ненотированные певч. книги - источники для изучения серб. церк. пения//Гимнология. М., 2011. Вып. 6. С. 109-120; Шеховцова И. П. Греческие певч. рукописи РГБ: Опыт каталогизации//Музыковедение. 2012. 4. С. 8-20; Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие кон. XVII - сер. XVIII в.: Источниковедение, история, теория. М., 2015. И. В. Старикова На Западе На Западе под литургическими П. к. исследователи (М. Югло , Б. Штебляйн, Д. Хайли и др.) понимают, как правило, сборники литургической монодии с текстом на лат. языке. Основной массив зап. рукописных и печатных П. к. относится к самой распространенной традиции - григорианскому пению . Различаются соборно-приходские и книги различных монашеских орденов (бенедиктинцев, францисканцев, доминиканцев, цистерцианцев). Сохранились П. к. других, неримских традиций - амвросианского пения , испано-мосарабского пения , беневентанского обряда , сарумского обряда и др. В более широком смысле к П. к. относятся любые сборники богослужебного пения - как одноголосного, так и многоголосного (напр., «Большая книга органума», составленная в XII-XIII вв. в парижской Нотр-Дам школе ). Помимо собственно песнопений П. к. содержат схематически нотированные формулы (в рамках данной традиции) речитационных тонов, псалмовых тонов, тонов библейских песен и т.

http://pravenc.ru/text/2579888.html

103 . Господь Вседержитель. Палехская учебно-иконописная мастерская. А.В. Хохлов. 1911. ГМПИ. 104 . Икона-образец «Апостолы Петр и Павел». Учебно-иконописная мастерская в Холуе. Ф. Грязнов. 1915. 35х28. ГМИР. 105 . Икона-образец «Святой Пантелеймон». Учебно-иконописная мастерская в Холуе. П.В. Пурецкий. 1915. 31х26. MXI. 106 . Иконный штамп Холуйской учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи. С иконы-образца «Положение во гроб» (цв. табл. 59). 107 . Групповой портрет иконописцев и преподавателей учебно-иконописной мастерской в Холуе. Фотография 1908 года. Архив MXI, инв. (31). 108 . Икона-образец и подготовительный рисунок «Спас Великий Архиерей» (Царь царем или «Предста царица»). Палехская учебно-иконописная мастерская. И.М. Баканов. 1912. 31х26.5. Архив Л. Баканова, Палех. 109 . Икона-образец «Богоматерь Владимирская и Иоанн Богослов». Палехская учебно-иконописная мастерская. И. А. Варварин. 1 903. ГМПИ 110 . Архангел Михаил, Икона-образец ярославской школы XVII века. Палехская учебно-иконописная мастерская. И.М. Баканов. 1912. ГМПИ. 111 .. Икона-образец «Покров». Палехская учебно-иконописная мастерская. И.М. Баканов. 1912. ГМПИ. 112 .. Иоанн Богослов. Палех. В. Хохлов. 1901. 31,4х27. ГМПИ. 113 . Христос и Фома. Ч. Конельяно. Фотография-образец из иконописной мастерской ГА. Сафонова в Палехе. Архив Л. Баканова, Палех. 114 . Покров св. Вероники. Ф. Иттенбах. Фотография-образец из той же мастерской. Архив Л. Баканова, Палех. 115 . Преображение. П. М. Соколов . 1900. Фотография из архива Белоусовской мастерской в Палехе. Архив автора, Москва. 116 . Ш. Пульцоне. Богоматерь «Иммакулата», ангелы, святые и донатор. Последняя четверть XVI века. Из книги: Дзери, 1 957, илл. 14. 117 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радости». Москва. Иван Михайлов. 1801. 90х73. ГМИР (цв. табл. 18). 118 . Тайная вечеря. Палех. XIX век. 40х56. ГМПИ. 119 . Снятие с креста. Палех. XIX век. ГМПИ. 120 . Вознесение Илии. 1860. Гравюра из книги: Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Изд. «Свет на Востоке». 1991, с. 124.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

185 . Воскресение и Сошествие во ад, с Минеей и страстями. Палех. М.И. Зиновьев, В.А. Маркичев. 1890-е годы. 52,8х44,1. ГМПИ. 186 . Распятие с праздниками, избранными святыми и богородичными образами. Петр Шитников, 1873. 76х61,5. Частное собрание, Москва. 187 . Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. Из Успенского собора в Ярославле. 198х143. ГТГ. 188 . Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 31х29. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 189 . Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 31х26. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 190 . Отечество. XIX век. 32х28. ГММК. 191 . Фрагмент иконы «Вход в Иерусалим». Вторая половина XIX – начало ХХ века. ГМЗК (цв. табл. 43). 192 . «Четырехчастная» (Вход в Иерусалим, Троица Ветхозаветная, Воздвижение Креста и Сретение иконы Владимирской Богоматери), со святыми на полях. Палех. Вторая половина XVIII века. 36х31. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 193 . Николай Чудотворец. Палех. В.А. Хохлов. Начало ХХ века. 44,5х37. ГМПИ. 194 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радосм». Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 106х87. ГМПИ. 195 . Спас. Перевод. Палех. 1840. Архив Л. Бажанова, Палех. 196 . Господь Вседержитель. Палех. XIX век. ГМПИ 197 . Богоматерь «Дево, радуйся...». Литография. Типография И.А. Голышева в Мстере. 1887. Отдел ИЗО РГБ. 198 . Иллюстрация греческого Менология. Типография Прохорова. Вторая половина XIX века. Архив Л. Баканова, Палех. 199 . Фрагмент иконы «Господь Вседержитель». «Суздальские» письма. Конец XVII – начало XVIII века. Частное собрание, Москва (илл. 30). 200 . Огненное восхождение пророка Илии. Захарий Цанов. 1854. Фрагмент болгарской иконы «Огненное восхождение пророка Илии и святые воины Георгий, Феодор, Евстафий и Димитрий, побивающие силы зла». Из книги: Божков, 1984, илл. 225. 201 . Богоматерь Страстная. Холуй или Мстера. XIX век. Из каталога: VI, 1989, Илл. на с. 74. 202 . Н. Гончарова. Богоматерь. 1905–1907. Из книги: Грэй. 1962, илл. 62. 203 . Мужичок-плясунок. Народная картинка. XIX век. Театральный музей им. А. Бахрутина, Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

121 . Вороны кормят Илию. Гравюра из той же Библии, с. 129. 122 . Огненное восхождение пророка Илии. Палех. В.А. Хохлов. Начало ХХ века. Собрание семьи Хохловых, Палех. 123 . Великие князья Владимирские чудотворцы Глеб, Георгий, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мученик Авраамий. Холуй. И. Афанасьев. 1814. 34 х 27. ГРМ. 124 . Спас. Москва. Середина XVI века. 32,5х26. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 125 . Спас Нерукотворный. Школа Симона Ушакова. Последняя четверть XVШШ века. 52,5х42,5. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 126 . Иоанн Богослов в молчании. Палех. И.П. Сафонов, М. И. Нефедов. Начало ХХ века. 31х26,8. ГМПИ 127 . Св. Евдокия. Фрагмент иконы конца XVIII века. ГМЗК (илл. 135). 128 . Прокопий Устюжский. Фрагмент иконы XVIII века. ГМЗК (илл. 133:176). 129 . Тихон Луховской. Палех. Начало ХХ века. 31х25. ГМПИ. 130 . Вход в Иерусалим. Тверская школа. Конец XV века. 35,5х30,5. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 131 . «Богоматерь Боголюбская» с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими и сценами их жития. Середина XVII века. 210х167. ГМЗК. 132 . Псково-Печерская обитель. Конец XVII века. 42х35. ГМЗК. 133 . Фрагмент иконы «Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый». XVIII век. ГМЗК (илл. 128:176). 134 . Фрагмент иконы «Богоматерь Черниговская-Ильинская». 1696. ГМИР (илл. 158). 135 . Фрагмент иконы «Св. Евдокия». Конец XVIII века. ГМЗК (илл. 127), 136 . Фрагмент иконы «Чудо от иконы «Знамение » («Вид древнего Новгорода»). XIX век. 57х93. ГМЗК. 137 . Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. Вторая половина XVIII века. 31 х 27. ГМПИ. 138 . Иоанн Богослов на Патмосе. Палех. Вторая половина XVIII века. 45х37. ГМПИ. 139 . Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. А.Л. Хохлов. Начало ХХ века. 36х31. Собрание семьи Хохловых, Палех. 140 . Ты еси иерей. Вторая половина XIX века. 54,7 х43. Частное собрание, Москва. 141 . Воскресение Христово. Переяславль-Залесский. Алексей Логинов. 1721. 43х34. ГМИР (илл. 142:143). 142 . Фрагмент той же иконы (илл. 141). 143 . Фрагмент той же иконы (илл. 141:142). 144 . Фрагмент иконы «Лабиринт». XVIII век. ГМИР (цв. табл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001   002     003    004