Относительно этого правила см. толкование 6 правила II всел. собора; еще подробнее говорят об этом: 128, 129 и 130 правила настоящего собора. Примечания: 18. Прав. 7 карф. собора 390 г. Правило 9(9). Аще который епископ, или пресвитер, приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из церкви: да будет и сам повинен равному осуждению, с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа (Ап. 11, 12, 13, 32, 33; I всел. 5; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7, 8, 11; лаод. 41, 42; сердик. 13; карф. 23, 106). См. толкования 11 и 12 Ап. правил и 5 правила I всел. собора, так же как и др. параллельных правил. Примечания: 19. Прав. 7 карф. собора 390 г. Правило 10(10). Аще который пресвитер, от своего епископа осужденный, вознесшие надмением некиим и гордостью, должным быти возмнит отдельно приносити Богу святые дары, или умыслит воздвигнути иной олтарь, вопреки церковной вере и уставу: таковый да не будет оставлен без наказания. Собор рек: аще который пресвитер, противу епископа своего возгордись, сотворити раскол: да будет анафема (Ап. 31; II всел. 6; III всел.3; IV всел. 18; трул. 31, 34; гангр. 6; сердик. 14; антиох. 5; карф. 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1). Примечания: Смотри толкование к правилу 11(11) 20.Первая половина 8 прав. карф. собора 390 г. Правило 11(11). Аще который пресвитер в своем поведении осужден будет: таковый должен соседним епископам возвестити, дабы они выслушали дело, и дабы чрез них примирился он с своим епископом. Аще же сего не сотворит, но (от чего да сохранит Бог) надмеваясь гордостью, удалит сам себя от общения с своим епископом, и вместе с некоторыми производя раскол, принесет Богу святое приношение: таковый да будет признаваемо находящимся под клятвою, и да лишится своего места, впрочем с рассмотрением, не имеет ли справедливые жалобы на епископа (Ап. 31; I всел. 5; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 4, 5, 6; гангр. 6; карф. 10, 29, 107; двукр. 13, 14, 15). Относительно двух этих (10 и 11) правил см. толкования 31 Ап. правила, 6 правила гангрского и 4 правила антиохийского соборов. По поводу того, что говорится в 11 правиле этого собора, относительно того, что осужденный своим епископом пресвитер должен заявить об этом соседним епископам, чтобы с их помощью по возможности освободиться от обвинения, архимандрит Иоанн замечает, что в древнее время общим правилом было - все подобные дела до официального суда передавать обычно суду посредствующему, составленному по договору из избранных лиц, которые старались и нередко успевали примирить враждующие стороны, и только, в случае неудачи со стороны посредствующего суда, дело передавалось на формальное исследование и суд соборов областных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Иоанна толкование 87-го трул. правила (упом. соч., II,488-489). О современном судопроизводстве в брачных делах см. мое " Прав. црквено право " , стр.484-490 серб. изд., стр.668-681; ср. рус. пер., стр.634-645]. Правило 88. Никто внутрь священнаго храма да не вводит никакого животнаго; разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы: и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть (Марк. 2:27); и потому всеми средствами пещися должно о спасении и безопасности человека. Аще же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное во храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. (Ап. 73; Трул. 74, 76, 97). Цель этого, как и 76-го правила этого собора, - предохранить от профанации св. храм и все, что вокруг храма и что святым почитается; осмелившийся ввести в ограду святого храма (ο εο ο) животное подвергается извержению, если он клирик, и отлучению, если мирянин. Воспрещение это трулльские отцы, однако, обусловливают любовью к ближнему и, напоминая, что в Св. Писании сказано против ревнителей субботы фарисеев, что не человек субботы ради, а суббота человека ради (Мк.2:27), допускают, что животное может быть введено в ограду храма, когда вследствие непогоды явится необходимость в этом и когда этим сохраняется жизнь человека от смерти. Правило 89. Верным дни спасительнаго страдания, в посте и молитве и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращати пост в средние часы нощи по великой субботе: поелику божественные евангелисты Матфей и Лука, первый речениями: в вечер субботный (Мф.28:1), а вторый речениями: зело рано (Лк.24:1), изображают нам глубокую нощь. (Ап. 51, 53, 66; IV Всел. 16; Трул. 13, 55; Анкир. 14; Гангр. 18, 21; Лаод. 29, 49, 51). О том, когда нужно заканчивать пост Великой (Страстной) субботы, говорит подробно Дионисий Александрийский в своем послании епископу Василиду, другими словами - в своем 1-м правиле, и это правило Дионисия вкратце повторяет здесь Трулльский Собор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

6; Никифора 36). Настоящим правилом подтверждается церковная норма доникейских времен, согласно которой во священники не может быть принят тот, кто повинен в тяжком грехе, служащем на соблазн миру. Об этом говорят также несколько соборных и отеческих правил. Специально об этом мы говорили в толковании 61-го Ап. правила. Правило 8. Дети, рожденные от наложниц, или от второбрачных, или же от троебрачных, если окажутся достойными священства, могут быть рукополагаемы. (Трул. 33). Качества кандидата священства не обусловливаются сословным происхождением данного лица, а касаются его самого, а именно: он должен быть безупречным и на его имени не должно быть и тени подозрения в чем-либо предосудительном. Трулльское 33-е правило предписывает, что при выборе кандидатов священства должно быть обращаемо внимание на их личные качества, а не на происхождение. Имея в виду это общее каноническое предписание, и настоящее (8) правило св. Никифора гласит, что ничто не мешает лицам, происшедшим от незаконного брака, стать священниками, равно тоже и лицам, происшедшим от второбрачных и троебрачных родителей, если только таковые лица достойны священства, и если удовлетворяют всем прочим условиям, которые от них требуются 10 . Правило 9. Больному, которому угрожает смерть, надлежит давать св. причастие и после вкушения им пищи. (Трул. 29; Карф. 41). Трулльский Собор в своем 29-м правиле предписывает давать св. причастие только натощак. От исполнения этого общего предписания св. Никифор, настоящим (9) своим правилом, освобождает только лиц, которым угрожает смерть, дабы таковые не лишились «последнего и нужнейшего напутствия», по выражению 13-го правила I Всел. Собора. Правило 10. По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам. (I Всел. 20; Трул. 90; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91). Правило 11. Тот не согрешит, кто принесет одну просфору за троих, или возжет одну свечу. Как видно, существовал обычай, согласно которому на жертвенник приносилось за каждое лицо, желавшее быть помянутым на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Но канонам восточно-православной церкви и церковным законам Сербской церкви различаются семь степеней наказания. Первой карательной мерой служит напоминание. Оно со- —741— стоит в разъяснении виновному его прямых обязанностей. Эта мера применяется к духовным лицам, не только, как к таковым, но и как к гражданам государства, по совершении и в предупреждение хотя бы и маловажных проступков. Этим выясняется знамение правонарушения и те нежелательные последствия, которые ожидают виновного, если он не исправится. По канонам, напоминание может повторяться два и три раза, после чего следует более тяжкая мера наказания. (Ап. пр. 31; II всел. соб. пр. 6; IV всел. соб. пр. 18; Трул. пр. 31, 34: Гангр. пр. 6; Сардик. пр. 14; Антиох. 5; Карф. пр. 10; I–II соб. пр. 13, 15 и далее). В 1890 году новым церковным законом у нас впервые введено напоминание, как мера наказания, которая заносится в штрафной журнал и сопровождается уплатой штрафа по таксе. Второй степенью наказания является внушение, которое встречается в древнейших церковно-правовых источниках. В первые века христианства внушение неисправимым делалось епископами и соборами. Когда давал внушение собор, то на это смотрели как на кару более значительную сравнительно с обычным – или епископским. Нередко внушение делалось публично. Позже, на основании церковно-канонических установлений, внушения делаются подлежащей властью всем тем, кто не хотел или не умел воспользоваться для исправления более мягкой карой – напоминанием. Внушения не повторяются. А к упорным и неисправимым применяются последующие меры, необходимые для их исправления (IV всел. соб. пр. 19; Трул. пр. 8; Антиох. пр. 25; Сардик. пр. 13). Третья мера наказания – епитимья или вернее, удаление от места служения на некоторое определенное время. В первые времена виновные, подвергнутые этой каре, проводили срок наказания в месте жительства епископа под его личным надзором. Позже, нашли более удобным таких виновных отправлять в монастыри. Их ссылали туда, чтобы выдержать приговор под непосредственным надзором монастырского начальства, где определяемый жил, строго соблюдая монастырский уставь, проводя большую часть времени в молитве, поклонах и богослужении (Ап. пр. 12, 13, 16, 32; IV всел. соб. пр. 5; Карф. пр. 11, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечания 6. Аф. Синт., III,112. 7. Аф. Синт., III,112-113. 8. Упом. изд., стр.241, ср. изд. 1901, стр.156. 9. Упом.изд. 1787, I,59. Правило 17. Аще которая жена, ради мнимого подвижничества, острижет власы, которые дал ей Бог в напоминание подчиненности: таковая, яко нарушающая заповедь подчиненности, да будет под клятвою. (Гангр. 1, 13, 14). Правило говорит, что жены не должны стричь своих волос, являющихся знаком их подчиненности ( υο). Так учит и апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам (11:3 и сл.). Так как евстафиане учили, что жена не должна жить с мужем, потому что брак грешен, и тем самым уничтожали подчиненность жены мужу, то отсюда следовало, что женщины могут свободно стричь волосы, как и мужчины, считая себя им равными. Против этого и издано данное правило. Правило 18. Аще кто, ради мнимаго подвижничества, постится в день воскресный: да будет под клятвою. (Ап. 66; IV всел. 16; трул. 55; анкир. 14; лаод. 29, 49, 51). По учению евстафиан следовало поститься в воскресный день, который, по их мнению, являлся печальным напоминанием об освобождении материи, ставшей, вследствие этого освобождения, еще более грешной. Как учит об этом церковь, мы видели в толковании 66 Ап. правила, подтверждением которого и является данное правило гангрского собора. Правило 19. Аще кто из подвижников, без телесные нужды, возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые церковью, пребывая притом в полном разуме: да будет под клятвою. (Ап. 69; трул. 29, 56, 89; лаод. 49, 50, 51, 52; Дионисия алекс. 1; Петра алекс. 15; Тимофея алекс. 8, 10). Евстафиане думали, что они уже достигли совершенства в жизни и в подвижничестве и потому не должны поститься в те дни, когда церковь заповедала поститься ради покаяния и прощения грехов. Осуждая такое учение евстафиан, данное правило подтверждает определение 69 Ап. правила. Правило 20. Аще кто, пришедши в надменное расположение, гнушаясь осуждает собрания в честь мучеников, и совершаемые в оных служения и памяти их: да будет под клятвою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1318...

6; Никифора 36). Настоящим правилом подтверждается церковная норма доникейских времен, согласно которой во священники не может быть принят тот, кто повинен в тяжком грехе, служащем на соблазн миру. Об этом говорят также несколько соборных и отеческих правил. Специально об этом мы говорили в толковании 61-го Ап. правила.  Правило 8. Дети, рожденныя от наложниц, или от второбрачных, или же от троебрачных, если окажутся достойными священства, могут быть рукополагаемы. (Трул. 33). Качества кандидата священства не обусловливаются сословным происхождением данного лица, а касаются его самого, а именно: он должен быть безупречным и на его имени не должно быть и тени подозрения в чем-либо предосудительном. Трулльское 33-е правило предписывает, что при выборе кандидатов священства должно быть обращаемо внимание на их личные качества, а не на происхождение. Имея в виду это общее каноническое предписание, и настоящее (8) правило св. Никифора гласит, что ничто не мешает лицам, происшедшим от незаконного брака, стать священниками, равно тоже и лицам, происшедшим от второбрачных и троебрачных родителей, если только таковые лица достойны священства, и если удовлетворяют всем прочим условиям, которые от них требуются Примечания 18. См. по этому вопросу 62 канонический ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку в Аф. Синт., IIV,494, а также статью А.С. Павлова: " Могут ли незаконнорожденные быть поставлены на священнослужительские места? " (Церк. Ведомости, 1889, стр.226 и сл).  Правило 9. Больному, которому угрожает смерть, надлежит давать св. причастие и после вкушения им пищи. (Трул. 29; Карф. 41). Трулльский Собор в своем 29-м правиле предписывает давать св. причастие только натощак. От исполнения этого общего предписания св. Никифор, настоящим (9) своим правилом, освобождает только лиц, которым угрожает смерть, дабы таковые не лишились " последнего и нужнейшего напутствия " , по выражению 13-го правила I Всел. Собора.  Правило 10. По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(1 всел.5; 2 всел.6; 4 всел.29; сердик. 14; антиох. 4, 12, 15; карф.29, 65; Василия Вел.88). Правило это налагает наивысшее церковное наказание на такого священнослужителя, который, совершив какое – либо преступление, доказанное судом, и будучи за то законно извержен из священного сана, вновь осмелится совершать ту священную службу, которая ему была прежде вверена, такового правило предписывает совершенно исключить из общения с Церковью . Правило это предполагает правильный судебный процесс в отношении духовного лица, совершившего какое-либо преступление, а именно: для епископов – перед судом собора (Ап. прав.74, 75), для пресвитера и диакона – перед судом епископским (Ап. прав. 12, 13, 31). Аппеллировать на суд высшей инстанции против судебного приговора низшей (первой) инстанции имеет право каждый, считающий, что он имеет на то основание. Если какое-либо осужденное духовное лицо не пожелало бы после решения первого законного суда аппеллировать в высший суд в течение законом определенного времени, то решение первого суда становилось для него неизменным, и если таковое лицо не пожелает покориться этому приговору и не пожелает просить о расследовании его вины пред высшим судом, продолжая самовольно, несмотря на решение суда, и дальше занимать службу, исполняемую им до этого решения, то таковое лицо, как говорит Зонара, совсем справедливо исключается из Церкви за свое ослепление. Правило 42 Епископ, или пресвитер или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. (Ап.43, 54; трул.9. 50; VII всел.22; лаод.24, 55; карф.40, 60). Правило 43 Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне. (Ап.42, 54; трул.9, 50; VIIbceл.22;лaoд.24, 55; карф.40, 60). Относительно мирян пьяниц ап. Павел говорит, что таковые Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 10 ; Гал. 5, 21 ); у духовных же лиц пьянство является не только пороком, но преступлением святыни, оскорбляющим Божие величие, оскорбляющим и унижающим самую священническую службу, которая у пьяного священника или склонного к пьянству перестает быть разумной службой, как называет ее ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Последнее видно также и изданного карфагенского правила, в котором упоминаются только церковные земли, т.е. недвижимые имущества, которые епископ не должен продавать без ведома соборов или своих пресвитеров, тогда как совершенно не упоминается о движимом имуществе, которое может быть испорченным и непригодным для употребления церкви, но, будучи проданным, могло бы принести некоторый доход, имея цену, как сухой материал; такая собственность церкви может быть свободно продана лично епископом, но, конечно, только в пользу церкви и ради церковных нужд. Правило 34(48). О том, яко ничто из положенного на иппонском соборе не требует исправления. Епигоний епископ рек: в сем сокращении, извлеченном из деяний иппонского собора, ничего не признаю требующим исправления или дополнения, разве токмо, чтобы день святыя пасхи предвозвещаем был во время собора (Ап. 7, 64, 70, 71; II всел.7; трул. 11; лаод. 7, 37, 38; карф. 51, 73, 106). В силу постановления I вселенского собора, александрийский епископ должен был ежегодно в определенное время объявлять всем церквам о дне, в который надлежало в тот год праздновать Воскресение Христово. Относительно Африканской церкви иппонским собором 393 г. было установлено, что все областные церкви должны заботиться о том, чтобы получить от карфагенской церкви уведомление о дне празднования Пасхи Последнее было подтверждено карфагенским собором 397 года и собором 419 года. Обычно общий собор Африканской церкви созывался в Карфагене во второй половине августа (прав. 73), следовательно, за много времени вперед можно было знать, когда в следующем году надлежит праздновать Пасху. Примечания: 78. Выше приведенные пять правил (29-33) были изданы карфагенским собором 419 г. на его заседании 25 мая. Находятся в Книге правил под а в Пидалионе под Данное (34) правило составляет начало 5 правила карф. собора 397 г.; в Пидалионе его нет, а в Книге правил оно находится под 79. О том, какие это были церкви, см. m.I,203-4, а также толкование 18 правила данного собора. Правило 35(44). Епископы и клирики да не позволяют детям своим отходити на свою волю, чрез отделение их от себя, аще не совершенно полагаются на их нравы и возраст: дабы в последствии грехи их не пали на самих родителей (Ап. 5, 17, 26, 51; I всел. 3; IV всел. 14; трул. 5, 6, 12, 13, 30; VII всел. 18; анкир. 19; неокес. 1, 8; гангр. 4, 15; карф. 3, 4, 25, 70; Василия Вел. 12, 27, 88; Тимофея алекс. 5, 13). Это правило важно тем, что показывает, как неосновательно утверждение латинской церкви о том, что карфагенский собор своими 3, 4, 25 и 70 правилами установил целибат духовенства. Если карфагенский собор установил в действительности целибат, то спрашивается: откуда у епископов и у остальных членов клира дети?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

1853 Ап. кан. 29, Трул. соб. кан. 22, VII Всел. 4 и толкование архим. Иоаана 29 Ап. канона (И, 171). 1858 «Если который епископ за деньги совершит рукоположение у непродаемую благодать обратят в продажу и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного кого из числящихся в клире, или произведет за деньги во экономы, или экдика, или парамонария, или вообще в какую либо церковную должность, ради гнусного прибытка своего: таковый, быв обличен, что на это покусился, да будет подвержен лишению собственной степени: и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством: но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги. Если же явится кто и посредствующим в столь гнусном и беззаконном мздоприятии: то и этот, если из клира, да будет низвержен со своей степени; если же мирянин, или монашествующий, да будет предан анафеме». IV Всел. соб. кан. 2. – Ап. кан. 29 определяет священнослужителю за симонию извержение и отлучение от церкви, следовательно два наказания, и Зонара, опираясь на сказанное в 25 Ап. каноне, что не следует налагать два наказания за одно деяние, замечает, что в этом случае, т. е. за симонию, каноны налагают двойное наказание δια τν τς κακας περβολν, κα τν τν μαρτημτων βαρτητα (по величайшему злу тяжести греховной. Аф. Синт., II, 37). См. νταλμα πρς χειροτονομενον μητροπολτην κα ρχιεπσκοπον (Аф. Синт., V, 547), а также окружные послания Константинопольского синода 11 июля 1853 г. и сентября 1854 г. об обязанностях епископов ( Χρστοπολου Συλλογ, σελ. 161 и 179). Ср. и пункт нынешней архиерейской присяги. Предписания греко-римского законодательства относительно симонии см. в номокан. I, 24 (Аф. Синт., I, 61–63). 1859 Ап. кан. 62, Карфаг. соб. кан. 46 и толков. архим. Иоанна на 62 ан. кан. (I, 216–217). Ср. 4 прим. 59 § и 60 § этой книги. 1861 Ап. кан. 35, I Всел. соб. кан. 15, II Всел. 2, III Всел. 8, UV Всел. 5, Анкир. 13. Антиох. 13 и 22, Сардик. 3, Карф. 48. Ср. 264 стр. этой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

14) «Того же к подчинённым ему епископам». Правило 90; 15) «Святого Василия из 27-й главы книги о Св. Духе к блаженному Амфилохию». Правило 91; 16) «Того же из 29 главы того же сочинения». Правило 92; 17) «Каноническое послание святого Григория епископа Нисского, к Литонию, епископу Мелитинскому», 8 правил; 18) «Святого Григория Богослова о том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета», в оглавлении «Книги правил» это произведение св. Григория названо стихами, ибо в подлинном тексте это ямбические стихи, но славяно-русский перевод – прозаический. Следовало бы св. Синоду перевести с сохранением стихотворной формы; 19) «Святого Амфилохия епископа к Селевку о том, какие книги приемлются», в оглавлении также названо стихами, но переведено прозой. 20) «Канонические ответы святейшего Тимофея, епископа Александрийского, единого от ста пятидесяти отцов, бывших на Константинопольском соборе», 18 вопросов и столько же ответов; 21) «Правила Феофила, архиепископа Александрийского. Провозглашение, при наступлении святых Богоявлений в неделю». Правило 1; 22) «Его же наставление, данное Аммуну». Правила 2–11 (счёт правил св. Феофила непрерывный, как и правил Василия Великого ); 23) «Его же к Афингию епископу о так именуемых Чистых». Правило 12; 24) «Его же Агафону епископу». Правило 13; 25) «Его же Мине епископу». Правило 14; 26) «Правила иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского. Каноническое послание к Домну, патриарху Антиохийскому», Правила 1–3 (счёт правил св. Кирилла непрерывный, как и правил Василия В. и св. Феофила); 27) «Его же к епископам, сущим в Ливии и Пентаполе». Правила 4–5; 28) «Окружное послание Геннадия, патриарха Константинопольского , и с ним святого собора ко всем Преосвященнейшим Митрополитам и к Папе Римскому»; 29) «Послание Тарасия, святейшего патриарха Константинополя, нового Рима, к Адриану, папе древнего Рима». За правилами помещён «Алфавит», т. е. алфавитный указатель имён и вещей [index nominum et rerum], упоминаемых в правилах, с ссылками на сами правила. В самом конце Книги напечатано «изъяснение сокращённых знаков, употреблённых в сем Алфавите». Указания опечаток не имеется. Должно полагать, что св. Синод считает себя непогрешимым или уж очень уверен в превосходстве своего издания. Толкования и примечания (не считая ссылок на св. Писание и иногда на параллельные места в других правилах, например, апостольских) присоединены св. Синодом к следующим правилам: апост. 5, 19, 29, 37, 46, 64, и 85; I Всел. 3, 7, 8; II Всел. 5; Халкидон. 2; Трул. 5, 7, 12, 29, 59, 61, 62 и 71; Анкир. 6, 10, 17; Антиох. 8, 20; Лаодик. 15, 18, 35, 45, 49 и 57; Сардин. 3; Карфаген. 1 (заметка о деяниях сего собора), 4, 32, 33, 34, 37, 43, 46, 50, 68, 81, 93, 103, 108, 109, 110, 113, 121, 122, 137 и 139, примечание перед правилами двукратного собора, Петра Александр. 13, Григория Неокесар. 1, посл. Афанасия Александр, к Руфиниану, его же из 39-го послания о праздниках, Василия Великого 1, 13, 15, 23 и 92.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010