Проводы из Сербии в Россию тела полковника Николая Раевского//ЦВ. 1876. 37, сент. Протоиерей и жена его – добровольцы//ЦВ. 1876. 36, сент. Путешествие греческого министра по европейским столицам//ЦВ. 1878. 34, сент. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Т. 4. М., 1949. Рамушевский. Цели и стремления турков. Деревенские письма//ЦВ. 1877. 27, июль. Распоряжения епархиальных начальств о пожертвованиях на славян//ЦВ. 1876; 40, окт. Рассказ бессарабского священника о страданиях под турецким игом православных болгар//ЦВ. 1875. 46, нояб. Результаты войн России с Турцией//ЦВ. 1878. 28, июль. Религиозная сторона восточного вопроса//ЦВ. 1876. 44, нояб. Религиозность и крепкая вера – основание боевых доблестей нашего солдата//ЦВ. 1877. 48, дек. Религиозность русского воина//ЦВ. 1877. 37, сент. Речь Московского митрополита в Троицкой Лавре//ЦВ. 1877. 18, май. Речь полковника Е. В. Богдановича//ЦВ. 1876. 36, сент. Россия, Греция и Западная Европа во время Крымской войны//ЦВ. 1876. 45, нояб. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Московская Патриархия, 1943. Русские и сербы//ЦВ. 1877. 4, янв. Русский солдат после боя//ЦВ. 1878. 2, янв. Савинский С., проф. Пятнадцать дней в Югославии//ЖМП. 1945. 6. Сергий, митрополит Московский и Коломенский, Патриарший Местоблюститель. Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 22 июня 1941 г.//Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. Скорбная летопись христианского востока//ЦВ. 1877. 15, апр. Слова генерала Гурко гвардейцам//ЦВ. 44, нояб. Слово архиеп. Донского Платона//ЦВ. 1875. 44, нояб. Слово митрополита Вениамина, Экзарха Московской Патриархии в Америке//Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. Слово преосвященного Феодосия, еп. Екатерннославского и Таганрогского//ПО. 1876, сент. Советская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 1962. Стойкость русских солдат (из газеты «Морнинг Пост»)//ЦВ. 1877. 28, июль. Стоянов 3. Записки о болгарских восстаниях. Пер. с болгарского.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

священника Петра Косменкова (1887-1937) священника Петра Озерецковского (1889-1937) священника Петра Орленкова (1876-1937) священника Сергия Бажанова (1883-1937) священника Сергия Розанова (1905-1937) священника Сергия Соловьева (1883-1938) священника Сергия Фелицына (1883-1937) священника Симеона Кульгавца (1880-1938) священника Созонта Решетилова (1894-1937) священника Тихона Архангельского (1875-1937) священника Феодора Бобкова (1874-1938) священника Феодора Гусева (1875-1937) священника Феодора Дорофеева (1885-1937) священника Феодора Недосекина (1889-1942) священника Феодора Ремезова († 1918) священника Христофора Надеждина (1871-1922) иеромонаха Герасима (Мочалова; 1870-1937) иеромонаха Данакта (Калашникова; 1882-1937) иеромонаха Илариона (Писарец; 1871-1937) иеромонаха Иоасафа (Боева; 1878-1937) иеромонаха Иоасафа (Шахова; 1870-1938) иеромонаха Макария (Телегина; 1876-1922) иеромонаха Мефодия (Иванова; 1899-1937) иеромонаха Николая (Салтыкова; 1884-1937) иеромонаха Нила (Тютюкина; 1871-1938) иеромонаха Петра (Мамонтова; 1880-1937) иеромонаха Феодора (Богоявленского; 1905-1943) протодиакона Николая Горюнова (1880-1938) диакона Алексия Сенкевича (1875-1937) диакона Елисея Штольдера (1883-1937) диакона Иоанна Хренова (1888-1937) диакона Симеона Кречкова (1876-1937) монахини Марии (Грошевой; 1876-1938) монахини Матроны (Грошевой; 1882-1938) монахини Татианы (Бесфамильной; 1866-1937) инокини Анны (Макандиной; 1891-1938) инокини Евдокии (Бучиневой; 1885-1931) послушницы Татианы Фомичевой (1897 -?) Евдокии Сафроновой (1878-1938) Иакова Блатова (1880-1937) Иоанна Шувалова (1884-1938) Ирины Смирновой (1891-1938) Марии Волнухиной (1876-1937) Михаила Новоселова (1864-1938) Алексия Серебренникова (1882-1937) Алексия Скоробогатова (1889-1938) Анны Зерцаловой (1870-1937) Гавриила Безфамильного (1880-1937) Надежда Ажгеревич (1877-1937) Надежды Аббакумовой (1880-1938) Николая Варжанского (1881-1918) Николая Рейн (1892-1937) Павла Соколова (1892-1938) Петра Троицкого (1889-1938)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении блаженных Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; +1915) и Марии (Фединой, +1931). ЖУРНАЛ 39 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора Новомучеников и Исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и Исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: – от Московской епархии: протоиерея Сергия (Руфицкого; 1884 - 27 ноября 1937), священника Петра (Юркова; 1880 - 23 сентября 1937), священника Николая (Померанцева; 1881 - 16 августа 1938), священника Леонида (Муравьева; 1868 - 11 ноября 1941), священника Иоанна (Васильева; 1886 - 17 мая 1942), священника Петра (Остроумова; 1875 - 10 июля 1939), священника Павла (Понятского; 1867 - 15 декабря 1937), священника Михаила (Маркова; 1881 - 16 июня 1938), священника Павла (Иванова; 1875 - 27 июня 1938), иеромонаха Ксенофонта (Бондаренко; 1886 - 10 декабря 1937), диакона Леонтия (Строцюка; 1878 - 3 января 1941), послушницы Ирины (Фроловой; 1899 - 30 сентября 1931), послушницы Марии (Мамонтовой-Шашиной; 1890 - 2 октября 1938), послушницы Александры (Дьячковой; 1893 - 14 марта 1938), Симеона (Туркина; 1870 - 23 сентября 1937), Иоанна (Артемова; 1887 - 14 октября 1937), Елизаветы (Тимохиной; 1881 - 7 марта 1938);

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

117 Варвара Федоровна Комаровская, урожденная Самарина (1886–1942) – сестра М. Ф. Жена В. А. Комаровского. С начала 30-х гг. постепенно началась ее неизлечимая болезнь, приведшая к потере движения. Скончалась от внутреннего кровоизлияния 11 января 1942 года в Дмитрове. Похоронена на Дмитровском старом кладбище. 118 Игумения Евгения (Озерова, 1774–1837). Основательница Аносиной женской пустыни. Ошибка автора. Основательницей Аносиной пустыни была игумения Евгения (Мещерская, 1774–1837). Игумения Евгения (Озерова, 1815–1875) была её внучкой. 120 Супруги Андрей Андреевич и Александра Федоровна Григорьевы с любовью принимали у себя странников, монахов и монахинь, выброшенных из закрывавшихся тогда монастырей, оказывали им посильную помощь и давали приют. Занимали при этом тесную квартиру в 3-м Троицком пер., вблизи от Троицкого подворья, где жил в те годы св. Патриарх Тихон. 121 Пути Господни неисповедимы. Через 50 лет, в 1976 году, одна из девочек Григорьевых, Люба – теперь уже Любовь Андреевна – пригласила к себе в Москву М. Ф. пожить зимой. М. Ф. приехала, и через несколько дней в этом исполненном любви доме завершился ее земной путь. 122 Т.е. арест В. А. Комаровского в начале 1925 года и летом того же года – высылка в Ишим, Тобольской обл., на три года. 124 Протоиерей Константин Ровинский (1862–1943) – принял сан по благословению св. Патриарха Тихона. Служил в храме свт. Николая в Кленниках. Настоятель храма Иверской иконы Божией Матери при общине сестер милосердия. Был неоднократно арестован. Умер в ссылке. – Ред. 125 В книге об Аносиной пустыни («Женская Оптина». М„ 1997. с. 453) неправильно приведены дата хиротонии, место ее и епископ, рукоположивший о. Сергия. – Ред. 126 Епископ Бийский Иннокентий (Соколов, 1846–1937). В 1873 г. рукоположен во иерея, назначен миссионером Алтайской Духовной миссии. Пострижен в 1902 г. Епископ – с 1905 г. В 20-х гг. Был неоднократно арестован, затем проживал на покое в Николо-Угрешском монастыре вместе с митрополитом Макарием Невским (Парвицким). После кончины митрополита Макария в 1926 г. жил под Москвой. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

В миру – Перевалов Феодор Иванович. Родился в 1875 г. в Вятской губернии в крестьянской семье. После пострижения в монашество направлен на Дальний Восток в Православную духовную миссию в Корее. Во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. – корабельный священник на одном из броненосцев. После войны вновь вернулся в миссию, которую возглавил в 1917 г. В 1931 г. по вызову архиепископа Сергия (Тихомирова) выехал в Японию, где включился в работу Японской Православной Церкви. Издал православный энциклопедический словарь. Скончался 23.01.1933 г. в Токио. Похоронен в Харбине. Схиигумен Игнатий В миру – Мелехин. Родился в 1865 г. В юности тяжело заболел и дал обет, если выздоровеет – пойдет в монастырь. Возможно, насельник Никольско-Уссурийского монастыря на Дальнем Востоке. В 1922 г. прибыл в Харбин с частями Белой Армии. Подвизался в Казанско-Богородичном мужском монастыре в Харбине с 1922 г. До принятия схимы – иеромонах. Старец. В 19040-х гг.был уже слеп, только исповедовал. К нему шел народ. Имел от Бога дар прозорливости, исцеления и утешения. Скончался в 1943–1944 гг. По другим данным, скончался 03.08.1958 г. Схиигумен Серафим В миру – Жигулин Иван Васильевич. Родом из Нижегородской губернии. В России был женат. Во время Гражданской войны, оставив семью, включился в Белое Движение. После поражения Белой Армии эвакуировался в Харбин. Сторож и алтарник в Свято-Николаевском соборе. Свидетель обновления здесь икон в 1920-х гг. Усыновлял детей-сирот и воспитывал их, давал образование. Принял монашеский постриг с именем Антоний. Иеромонах с начала 1950-х гг. Подвизался в Харбинском Казанском мужском монастыре. В 1957 г. в его келье обновилась икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Принял схиму. Скончался в Харбине через несколько лет от тяжелой болезни. Игумен Агафангел В миру – Морев Алексей Виссарионович. Родился в 1875 г. Сын священника Нижне-Увельской станицы Троицкого уезда Оренбургской губернии. Окончил Оренбургскую духовную семинарию. Диакон – с 1896 г., священник – с 1898 г. Служил в селе Иковск, около г. Кургана. В конце Гражданской войны переселился в Маньчжурию. Овдовел. Служил в сане протоиерея на приходах гг. Маньчжурия, Хайлар, на станции Вейшахэ Восточной линии КВЖД (1935–1940 гг.). Принял монашеский постриг 26.06.1942 г. Служил в Благовещенской церкви Харбина. В 1956 г. с детьми и внуками переселился в Австралию, где жил в г. Воллонгонг. Скончался 17.07.1961 г. Игумен Герман

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОВИЙ (Дроздов Николай Петрович; 14.07.1875, с. Холм Галичского у. Костромской губ.- 9.09. 1942, пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск Свердловской обл.), архиеп. Тамбовский и Козловский. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел. В 1899 г. поступил в СПбДА, 2 года учился на 1-м курсе. В 1903 г. пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1904 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 14 авг. 1904 г. командирован священником на госпитальное судно «Орел» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З. П. Рожественского. Участвовал в походе эскадры из Балтийского м. на Дальн. Восток во время русско-япон. войны. Во время плавания вел дневник, впосл. изданный. В Цусимском сражении в мае 1905 г. судно «Орел» было захвачено япон. крейсером и отведено в Шанхай. После возвращения в Россию был назначен 23 сент. 1905 г. преподавателем Вятской ДС. С 28 сент. 1906 г. смотритель Кутаисского ДУ. С 14 июля 1907 г. правитель канцелярии Грузинского Экзархата. 12 сент. возведен в сан архимандрита. В период обострения ситуации в Экзархате из-за активизации сторонников автокефалии принял сторону экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского) . После убийства архиеп. Никона назначен 13 июля 1908 г. смотрителем Екатеринбургского ДУ. С 22 янв. 1909 г. ректор Кишинёвской ДС. 11 дек. 1911 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге во епископа Измаильского. Стал викарием Кишинёвской епархии. 17 янв. 1913 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После назначения 1 апр. 1918 г. Тамбовского и Шацкого архиеп. сщмч. Кирилла (Смирнова ; впосл. митрополит) на Тифлисскую кафедру З. вступил во временное управление Тамбовской епархией. 22 мая 1918 г. был избран епархиальным собранием священнослужителей и мирян епископом Тамбовским и Шацким. Избрание было утверждено Патриархом Московским и всея России св. Тихоном 4 июня того же года. В июле-сент. 1918 г. участвовал в работе 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был членом соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. В выступлении на заседании отдела говорил о том, что в случае проведения церковной реформы может возникнуть опасность «потери векового наследия красоты богослужебного языка». Предложил для лучшего управления епархией образовать полусамостоятельные Шацкое и Липецкое вик-ства, что было утверждено Патриархом Тихоном 28 нояб. 1918 г. После этого З. стал именоваться епископом Тамбовским и Козловским.

http://pravenc.ru/text/199817.html

К К., см. Косинский Кабанес Огюстен (1862 – 5 мая 1928), соавтор книги «Революционный невроз» (1906) Каверин Вениамин Александрович (наст. фам. Зильбер; 1902 – 2 мая 1989), писатель Каиафа, первосвященник Иудеи, в правление которого был распят Иисус Христос Калинин Михаил Иванович (1875 – 3 июня 1946), советский государственный и партийный деятель Калинина Екатерина Иоанновна (урожд. Лорберг; 1882–1960), жена М. И. Калинина Калитина Лиза, литературный персонаж Кальнишевский Петр Иванович (1691–1803), святой, последний кошевой атаман Запорожской Сечи. В 1776 г. сослан на Соловки, где и скончался в возрасте 112 лет Кант Иммануил (1724–1804), немецкий философ Каплин, заключенный социал-демократ Карсавин Лев Платонович (1882 – 20 июля 1952), философ. Погиб в лагере Карстаньен Фридрих (1864–1925), немецкий историк искусства Катаев Валентин Петрович (1897 – 12 апреля 1986), писатель Катаньян Рубен Павлович (1881 – 6 июня 1966), организатор московской ЧК, глава внешней разведки РСФСР, помощник прокурора Верховного суда СССР П. А. Красикова, один из членов комиссии, посетившей Соловки в 1924 г. Кашталинский Николай Александрович (1849 – 17 апреля 1917), генерал Киприан (Комаровский Константин Станиславович; 1876 – 11 декабря 1937), архиепископ Вятский. Арестован в сане епископа, приговорен к двум (трем?) годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Кирилл (Смирнов Константин Иларионович; 1863 – 20 ноября 1937), священномученик, митрополит Казанский и Свияжский. Расстрелян Кирилл Белоезерский (22 июня 1427), преподобный Кириллин Василий Антонович, заключенный сотрудник лагерной администрации Кириллов, литературный персонаж Кирьянов Николай Борисович (1902 – 22 сентября 1988), келейник священномученика Илариона (Троицкого) . Арестован в декабре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Киселев Николай Николаевич (1901–1942), иподиакон. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 января 1875 г. состоялось освящение архиепископом Херсонским и Одесским Леонтием (Лебединским) главного придела нижнего единоверческого храма во имя святителя и чудотворца Николая, а 30 января – второго придела во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Впоследствии жителями г. Москвы были пожертвованы на нижний храм Одесской Свято-Успенской церкви иконы и богослужебная  утварь. Особенно важно вспомнить сегодня, во время расколов и разделений, об этом добром примере неразрывного единства молитвы и духовного общения между Первопрестольной столицей Русского Православия и Южной Пальмирой. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что в 1902 г. в верхнем храме Свято-Успенской церкви был освящен великолепной художественной работы пятиярусный фарфоровый иконостас, подобный тому, что есть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Это прекрасное произведение церковного искусства было уничтожено при закрытии храма богоборцами. Духовная жизнь Свято-Успенского храма ознаменовалась служением в нем святого праведного Ионы Одесского, еще при жизни почитавшегося дивным молитвенником и чудотворцем. Это служение проходило незадолго до так называемой «революции», в чем можно увидеть ясный знак того, что Милосердный Господь укреплял веру одесситов, прихожан храма перед предстоящими тяжелейшими испытаниями. После Октябрьского переворота Свято-Успенский храм г. Одессы долго оставался важным центром Православия на Одесщине. В годы безбожных гонений большевиками уничтожается знаменитый Одесский Спасо-Преображенский собор, а Свято-Успенский храм, вместе с тысячами других храмов взойдя на Русскую Голгофу XX века, был закрыт и превращен в архив богоборческим режимом. Но там, где есть Голгофа, обязательно должно быть Воскресение. Молитвенная жизнь в Свято-Успенском соборе возродилась спустя десять лет после его закрытия – в 1942 г., когда во время румынско-немецкой оккупации были возобновлены богослужения в нижнем, Свято-Никольском храме собора, в который была перенесена чудотворная Касперовская икона Богородицы. Накануне освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков, 9 апреля 1944 г., перед комендантским часом, в Свято-Никольском храме собора был отслужен общегородской молебен перед чудотворным Касперовским образом Божией Матери о спасении жителей города Одессы. Православные одесситы верят, что именно предстательством Пречистой Богородицы их город был спасен от разрушения, несмотря на ожесточенные бои за его освобождение от гитлеровских оккупантов.

http://pravmir.ru/k-vizitu-svyatejshego-...

  Мученик Димитрий (Власенков ) – 5 мая. – С.50-51; Дмитрий Власенков, крестьянин, бывший унтер-офицер царской армии, вернувшийся после службы к земледелию, встал во главе христианской общины, когда храм в его родном местечке Россасна Могилевской губернии был закрыт, а священник арестован. Он проводил те церковные службы, поминальные обряды, которые можно совершать мирянам, постоянно обращался к властям с просьбами открыть храм, организовывал сбор денег на нужды общины. В ответ по ложным обвинениям и сфабрикованным свидетельствам был арестован, осужден и, несмотря на слабое здоровье, отправлен в Карагандинский лагерь. В 1942 году умер в лагерной больнице.   Мученица Нина (Кузнецова) – 14 мая. С.51. После ареста (в 1932г.) и смерти престарелых родителей, будучи тяжело больной (от пережитого ее разбил паралич, и с тех пор до конца жизни она передвигалась с большим трудом и практически не могла пользоваться правой рукой), Нина Алексеевна Кузнецова посвятила свою жизнь оказанию помощи и разрешению проблем и бед других людей. В своем доме она приютила родственников репрессированных священников и мирян, а позже участвовала в создании тайного монастыря в своем родном Лальске Архангельской области, организовывала борьбу с властями, пытавшимися закрыть церковь в Лальске, собирала подписи, проводила собрания верующих, защищала преследуемых властью священнослужителей. В конце 30-х была арестована и осуждена практически на смерть, так как по состоянию здоровья не могла выжить в условиях концлагеря.   Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Почаще вспоминай о правде . Памяти священноисповедника Виктора (Островидова)) – 2 мая. Фото из архива автора//Фома. - – май 2008. – С.52. – (рубрика « Числа »). Епископ Виктор (Островидов), род. в 1875 г., окончил Казанскую духовную академию. После монашеского пострига и рукоположения в священный сан в 1905 году был направлен в Иерусалим старшим иеромонахом Иерусалимской миссии. В 1910 году назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии, в 1918 году стал наместником Александра Невской Лавры в Петрограде, а через год – хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии, с которой впоследствии была связана вся его недолгая жизнь. В 1927 году за призыв к исповедничеству епископ Виктор приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь, потом отправлен в ссылку, снова арестован и сослан в небольшое село Нерица Усть-Цильмского района Коми области, где скончался 2 мая 1934 года. 1 июля 1997 года были обретены мощи епископа Виктора, которые находятся ныне в Преображенском женском монастыре города Вятка.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-61-m...

XVIII в.— 1761 г. Фотография. 2005 г. В 10-30-х гг. XVIII в. появились немногочисленные каменные сооружения: Троицкий собор (1721, в 80-х гг. XVIII в. заменен новым храмом), Преображенская ц. на подворье Дивногорского мон-ря (1721, разобрана к нач. XIX в.) в Острогожске и ц. Иоанна Предтечи Азовско-Донецкого мон-ря под Богучаром (30-40-е гг. XVIII в.) редкого для местной архитектуры типа «восьмерик на четверике» с шатровой колокольней (не сохр.). Наиболее выдающееся сооружение 1-й пол. XVIII в.- Благовещенский кафедральный собор в Воронеже (1718-1736), возведенный при митр. Пахомии (Шпаковском), епископах Иосифе, Льве (Юрлове) и Иоакиме (Струкове) на месте обветшавшего храма (перестроен и расширен в 1868-1875, пострадал в 1942-1943, снесен в 50-х гг. XX в.), по мнению В. А. Митина, укр. мастером каменных дел А. Клюкой. Это центрический 4-столпный и 3-апсидный храм укр. типа (апсиды-певницы на концах юж., сев. и зап. рукавов креста), с пониженными угловыми объемами, пятиглавием, ориентированным по сторонам света. Его архитектура близка архитектуре рус. храмов 1-й пол. XVIII в., выстроенных укр. мастерами или в укр. формах (церкви Троицкого мон-ря в Тюмени, Покровский собор в Тобольске, в сопредельных В. е. Черкасске - Воскресенский собор и Белгороде - Троицкий) благодаря связям либо происхождению архиереев. Нек-рые черты (круглая, а не граненая форма апсид и барабанов, луковичные главы) характерны для московских сооружений рубежа XVII-XVIII вв., построенных по укр. типу, напр. Большой собор Донского мон-ря (1684-1698). Одновременно рядом с собором были возведены новая колокольня и каменный архиерейский дом с крестовой церковью. В 30-50-х гг. XVIII в. началась замена деревянных храмов каменными. Так, в Воронеже это коснулось церквей Богоявления (1733-1752, достроена к 1763, перестроена в 50-х гг. XIX в.) и Покрова Пресв. Богородицы (1736-1748, сохр. 8-столпная трапезная, перестроенная в 20-30-х гг. XIX в.). В регионе складывалась собственная архитектурная традиция, восходившая к посадскому зодчеству кон.

http://pravenc.ru/text/155254.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010