Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Россия, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы (ныне река Кострома отдалена от монастырских стен Горьковским водохранилищем). Он служил как бы ключом к городу. По легенде, основан татарским мурзой Четом. По дороге в Москву из Золотой Орды в 1330 году Чет заболел и на месте будущего монастыря увидел во сне Богоматерь с апостолом Филиппом и святым мучеником Ипатием Гангарским. Видение обещало исцеление. Чет выздоровел, добрался до Москвы, принял крещение (он является родоначальником Годуновых) и основал монастырь. Есть мнение, что монастырь основал в 1275 году князь Василий Квашня. Первой крупной постройкой была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.) В XIV и XV веках Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеупомянутой Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Каменные стены, согласно летописи, были возведены в 1586 году по повелению царя Федора Иоанновича. Ипатьевский монастырь – характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Дмитрий Годунов внес огромный вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Отец Александр перечисляет скудный ассортимент иконных лавок тех времен: свечи, крестики, бумажные иконки... - А книги? - Не было книг! Помню, после окончания семинарии я приехал на приход, пришел молодой человек, чуть не плачет - никакой литературы нет. А я привез Евангелие, которым нас в Лавре Святейший Патриарх Пимен благословлял (там было написано «Выпускнику Московской Духовной Академии такому-то...»),- ну и подарил ему... - А в храмовых библиотеках тоже ничего не было? - Какие храмовые библиотеки - это же считалось идеологией! Не было никаких библиотек, запрещено было. Молитвословы люди от руки переписывали. Библия новая - это такая редкость из редкостей была! - Ну, наверное, у людей какая-то литература еще со старых времен оставалась? На этот мой вопрос батюшка рассказал такую историю. По тогдашнему обыкновению, по домам ходили пионеры - собирали макулатуру. Жильцы выносили им газеты, журналы, ненужные книги... В Вольске - старом купеческом городе - в макулатуру, бывало, попадали дореволюционные издания, пылившиеся на чердаках и в сараях. Однажды в храм пришла сердитая женщина - сын в макулатуре нашел Библию. Принес домой, стал читать. Мать батюшке в сердцах говорит: «Пусть он лучше пьяницей будет, только эту книжку не читает!». Хорошо хоть не сожгла, как хотела,- в храм принесла... Мы расспрашиваем отца Александра, и я думаю о том, что когда-то сегодняшние дни тоже станут «прошлым» - и уже мы будем рассказывать о них в ответ на чье-то: «А как было раньше?», словно передавая это прошлое из рук в руки... Ну а пока - мы сидим в тихом настоятельском кабинете, и батюшка вспоминает: - В советские еще годы пришла однажды в храм женщина - старенькая совсем, лет восемьдесят. Подходит, и тихо-тихо, чтоб никто не услышал, говорит: «Батюшка, чего тебе рассказать хочу...» Оглядывается, и шепотом продолжает: «Когда я маленькая была, в Костроме, в Ипатьевский монастырь приезжали царские особы. (Свято-Троицкий мужской Ипатьевский монастырь Николай II посетил в мае 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых.- Авт. ) Нас - много девочек - поставили царя встречать. И вот идет царь Николай. Остановился - и руку мне вот так на голову положил». Наклонился я к старушке. «Тогда и ты,- говорю,- руку на меня положи...»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Отец Александр перечисляет скудный ассортимент иконных лавок тех времен: свечи, крестики, бумажные иконки… — А книги? — Не было книг! Помню, после окончания семинарии я приехал на приход, пришел молодой человек, чуть не плачет — никакой литературы нет. А я привез Евангелие, которым нас в Лавре Святейший Патриарх Пимен благословлял (там было написано «Выпускнику Московской Духовной Академии такому-то…»),— ну и подарил ему… — А в храмовых библиотеках тоже ничего не было? — Какие храмовые библиотеки — это же считалось идеологией! Не было никаких библиотек, запрещено было. Молитвословы люди от руки переписывали. Библия новая — это такая редкость из редкостей была! — Ну, наверное, у людей какая-то литература еще со старых времен оставалась? На этот мой вопрос батюшка рассказал такую историю. По тогдашнему обыкновению, по домам ходили пионеры — собирали макулатуру. Жильцы выносили им газеты, журналы, ненужные книги… В Вольске — старом купеческом городе — в макулатуру, бывало, попадали дореволюционные издания, пылившиеся на чердаках и в сараях. Однажды в храм пришла сердитая женщина — сын в макулатуре нашел Библию. Принес домой, стал читать. Мать батюшке в сердцах говорит: «Пусть он лучше пьяницей будет, только эту книжку не читает!». Хорошо хоть не сожгла, как хотела,— в храм принесла… Мы расспрашиваем отца Александра, и я думаю о том, что когда-то сегодняшние дни тоже станут «прошлым» — и уже мы будем рассказывать о них в ответ на чье-то: «А как было раньше?», словно передавая это прошлое из рук в руки… Ну а пока — мы сидим в тихом настоятельском кабинете, и батюшка вспоминает: — В советские еще годы пришла однажды в храм женщина — старенькая совсем, лет восемьдесят. Подходит, и тихо-тихо, чтоб никто не услышал, говорит: «Батюшка, чего тебе рассказать хочу…» Оглядывается, и шепотом продолжает: «Когда я маленькая была, в Костроме, в Ипатьевский монастырь приезжали царские особы. (Свято-Троицкий мужской Ипатьевский монастырь Николай II посетил в мае 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых.— Авт.) Нас — много девочек — поставили царя встречать. И вот идет царь Николай. Остановился — и руку мне вот так на голову положил». Наклонился я к старушке. «Тогда и ты,— говорю,— руку на меня положи…»

http://pravmir.ru/vremena-ne-vybirayut/

Михаила Малеина. Это небольшой одноглавый храм, перекрытый сомкнутым сводом с 8-скатной кровлей. Юж. галереи и придел не имели настенной росписи; стены и своды придела и вост. помещения юж. галереи впервые расписаны в 2010 г. иконописцами из Палеха. Наружный архитектурный декор галерей состоит из украшенных ширинками межоконных лопаток и пояса ширинок под окнами. Несмотря на то, что за образец Троицкого собора был взят собор в Ярославле, он не соответствует ему по типологии. Собор И. м. имеет 4 столба вместо 6 и 3 апсиды вместо 4, есть подклет, обходные галереи и объем придела, к-рых в Ярославле не было. Сходство только в использовании аркатурно-колончатого пояса на четверике, причем в Костроме он присутствует на одном (сев.) фасаде, что необычно. В целом собор И. м., по мнению М. В. Вдовиченко, примыкает к группе соборных построек начала царствования Алексея Михайловича ( Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009. С. 89). Мн. черты И. м. имеют параллели в современной ему ярославской посадской архитектуре (Там же. С. 169-170). Иконостас Троицкого собора Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона местного ряда иконостаса Троицкого собора. 1757 г. Иконописец Василий Никитин Вощин Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона местного ряда иконостаса Троицкого собора. 1757 г. Иконописец Василий Никитин Вощин Работа над иконами для нового иконостаса могла начаться в 1650-1651 гг.; артель иконописцев возглавил Василий Ильин Запокровский ( Брюсова. Ипатьевский мон-рь. 1982. С. 55; Каткова С. С. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского мон-ря сер. XVII в.// Она же. Века и судьбы: Сб. ст. Кострома, 2001. С. 90). Иконостас был тябловым, 5-ярусным, местный ряд состоял из 14 икон в основном «годуновского данья» (т. е. из первого каменного собора), над ним располагался ряд из 38 пядничных икон, в деисусный ряд входило 19 икон, в праздничный, пророческий и праотеческий - по 21 (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 34). «Меж образов столпцы веревчатые и по столпцам репьи писаны сусальным золотом, а столпцы серебром.

http://pravenc.ru/text/673737.html

м. стала высшей ступенью его творчества. Особую ценность фрескам собора придает их почти полная сохранность. Впервые оценка творчества артели костромских изографов была дана Н. В. Покровским : «В соборе Ипатьевском сохранились, с некоторыми новейшими исправлениями, настенные живописи, которые могут быть названы одним из лучших произведений московской стенописи 2-й пол. XVII в.» ( Покровский. 1909. С. 2). Ученый определил высокое место Гурия Никитина в истории рус. церковного искусства, считая его величайшим мастером XVII в. Высокую оценку стенописи Троицкого собора дал И. Э. Грабарь . Он называл этот фресковый цикл одним из лучших за всю историю рус. средневек. искусства, сравнивая его колорит с колоритом произведений мастеров венецианской школы XVII в. ( Грабарь И. Э. Стенные росписи в рус. храмах XVII в.//История рус. искусства. М., Т. 6. С. 484-528). Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Спасителю. Роспись диаконника Троицкого собора. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина В иконографической программе стенописи Троицкого собора изложены основные положения учения Церкви. В алтарной части собора помещены литургические и гимнографические сюжеты, раскрывающие христ. учение о Воплощении и об искупительной Жертве Спасителя, в т. ч. изображения Богоматери «Воплощение» и Иисуса Христа Великого Архиерея, а также композиции «Се Агнец Божий», «София Премудрость Божия», «Отрыгну сердце мое», «Прор. Даниил во рву львином», «Спас Недреманное Око» и др. Тема росписи алтарной части - единство Церкви земной и Церкви небесной - отражена в изображениях в нижних ярусах стен апсид. В жертвеннике и диаконнике представлены диаконы, святители и рус. монахи-подвижники, а в центральной апсиде, на столбах и арках - творцы литургии, святители первых веков христианства, митрополиты Московские и др. святители Русской Церкви. В росписи придела (ныне диаконник), освященного во имя ап. Филиппа и сщмч. Ипатия Гангрского, помещены житийные циклы этих святых. Фрески куполов, подпружных арок и сводов Троицкого собора последовательно раскрывают учение о Боговоплощении.

http://pravenc.ru/text/673737.html

В 1675-1682 годах монастырем управлял игумен Митрофан, в 1682 году ставший первым епископом Воронежским и прославленный Церковью в лике святых. Чтимыми святынями обители являлись мощи преподобного Макария и чудотворная Макарьевская икона Божией Матери - список с образа Царицы Небесной, явившегося подвижнику в 1442 году. Эта икона чудесно сохранилась невредимой в огне пожаров 1626 и 1690 годов и прославилась многими благодатными знамениями. В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское Духовное училище. В 1854 году Свято-­Троицкий Макариево­-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято­-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Гонения ХХ столетия разрушили иноческую жизнь древней макарьевской святыни. Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались - их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился " клуб физкультуры " , а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, а в стенах обители разместились машинно­тракторная станция и склады зерна; чудотворная Макарьевская икона Божией Матери бесследно исчезла. Возрождение обители преподобного Макария началось в девяностых годах ХХ века. 14 мая 1990 года святые мощи унженского старца, сохранившиеся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области, были возвращены Костромской епархии и перенесены в Кострому, в Воскресенский собор на Нижней Дебре, а затем - в приходскую церковь г.

http://sobory.ru/article/?object=00163

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире кн. Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо. Юж. и вост. границей В. Р. м. служил вал т. н. Печернего города, на западе к мон-рю примыкала резиденция князя, а также соборы Димитрия вмч. и Успения Пресв. Богородицы . В наиболее раннем описании Владимира - писцовой книге И. А. Головленкова и В. Львова 1624-1625 гг.- эта местность названа «кремлем» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 71. Л. 1 об.). В. Р. м. в кон. XII-XVIII в. Мн. исследователи считают временем основания В. Р. м. год закладки каменной ц. в честь Рождества Богородицы - 1192-й (указание летописей) или 1191-й (в кладке зап. стены храма (до его разрушения в 1930) находился камень с надписью, очевидно XVII в.: «Начало Рожествена монастыря лета 6699»). Однако в летописных статьях о закладке (1192) и об освящении (1197) Рождественского храма не говорится об учреждении при нем мон-ря (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 409, 413). Впервые игумен В. Р. м. упоминается в летописи под 1206 г. Под 1212 г., в некрологе вел. кн. Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424, 437). (При описании погребения в 1175 св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, к-рый привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир (ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 370; М., 1998. Т. 2. Стб. 593). Нек-рые историки, ошибочно считая Феодула игуменом В. Р. м. (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем мон-ря кн. Андрея Боголюбского.) Мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Первое время В. Р. м. управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития . В 1238 г., при взятии Владимира татарами, мон-рь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Пахомий убит, вероятно, погибли и др. иноки ( Приселков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 316). В. Р. м. считался старшей рус. обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву мон-рю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. В. Р. м. стоит на 2-м месте среди рус. обителей. В 1667 г. настоятелю мон-ря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К В. Р. м. были приписаны в 1682 г. Феодоровский мон-рь в вост. предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца мон-рь .

http://pravenc.ru/text/154981.html

К концу XVII века трудами монахов и вкладами многочисленных жертвователей обитель стала одной из наиболее богатых на Руси. «Начало славных дней Петра» было разрушительным для Ипатьевской обители. В 1693, 1699 и 1700 годах снимается часть колоколов, которые вместе с медными котлами пересылаются в Москву для ратного дела. Последующие годы правления Петра так же негативно сказывались на положении обителей, как и первые. По-видимому, упадок монастыря был прямым следствием ряда царских указов, по одному из которых доходы и пожертвования, превышавшие 6 рублей в год из расчета на одного монаха, изымались в казну. Монастырь впервые стал использоваться как место ссылки. В связи с учреждением в 1744 году Костромской епархии монастырь стал резиденцией архиерея, и монастырские здания теперь использовались в качестве служебных помещений и под архиерейские покои. В связи с этим в середине и во второй половине XVIII столетия монастырь перестраивается. Расширяются старые здания, строятся новые. Почти на столетие (с 1744 по 1835 год) Троицкий собор монастыря стал кафедральным собором епархии, а выходивший к реке Костроме корпус, где разместились архиерейские покои, получил название архиерейского. Монастырь стал также и местом упокоения костромских владык. В 1768 году епископом Дамаскином в Троицком соборе под приделом преподобного Михаила Малеина был устроен храм праведного Лазаря, который и стал архиерейской усыпальницей. В 1747 году в монастыре была размещена открывшаяся в епархии Костромская Духовная семинария – одна из старейших в России. В 1764 году заканчивается строительство нового теплого храма в честь Рождества Богородицы, в Троицком соборе заново устанавливается новый иконостас, который сохранился до наших дней. В начале 1919 года монастырь был закрыт, монахи и епископ изгнаны, а все имущество национализировано. Часть монастырских помещений была передана губернскому музею, а в большей части строений разместился Советский поселок, где поселились жители фабричной окраины Костромы. Еще какое-то время, до 1922 года, продолжалась служба в соборах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Одновременно с этими работами внутри четверика над зап. входом были возведены каменные хоры, «небольшие… на пятиаршинной высоте, украшения на них из алебастра» (Там же. Ф. 712. Оп. 1. Д. 645. Л. 22). Стенопись в этом месте была повреждена. В 1910-1913 гг., во время реставрации собора, хоры были разобраны, поврежденные места вновь покрыты штукатурным слоем, по к-рому выполнена реконструкция утраченных частей стенописи столь профессионально, что она может быть заметна только при внимательном изучении. Несмотря на отдельные работы по ремонту кровли собора, устройству нового иконостаса (1756-1757) и ц. Лазаря (1763), процесс ветшания стенописи продолжался, пагубно влияли на живопись постоянно текущие кровли собора и куполов. В 1784 г. начали приобретать «на починку в домовой церкви иконного настенного письма разных красок и лаку…» и другие материалы (Там же. Л. 22). Эта починка выразилась «в подписывании фресок на значительных участках, в особенности в барабанах и по нижнему ярусу. Записи на фресках вызывались тем, что древняя живопись к этому времени вследствие неблагоприятных условий режима хранения памятника стала испытывать утраты и шелушения красочного слоя (укреплять ее не умели), а после промывки количество утрат еще больше увеличивалось. К чести художников того времени, нужно, однако, сказать, что в техническом отношении дополнение живописи производилось весьма добросовестно: запись исполнена большей частью в цвет и в тон авторской живописи и на расстоянии почти не отличается от нее, приближаясь к ней и по стилю. Красочный слой записей отличается большой прочностью» (Обследование в натуре состояния стенописи центральной части Троицкого собора б. Ипатьевского монастыря в г. Костроме. 1958-1959//Архив Костромской СНРПМ. Д. 24. Л. 23. Маш.). Принимаемые меры были недостаточны для приведения собора в удовлетворительное состояние. К нач. XIX в. «кафедральный собор находился едва ли не в более жалком состоянии. Храмы требовали значительного ремонта: железо на кровле и главах Троицкого храма и ризничной палаты проржавело, деревянные полы в обоих соборных храмах, деревянные главы и накатные потолки теплого храма погнили, ризница обветшала; собор как безприходный, состоящий вдалеке и за рекой от города, не имея ниоткуда средств к содержанию, нередко нуждался даже в приличном освещении, особенно при архиерейском служении… В таком положении соборяне прибегли к крайнему средству для поддержки соборных храмов - сбору пожертвований» ( Островский.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 года жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 года объявить об избрании Михаила на царский престол. Именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. После нормализации обстановки в стране с 1621 года началось восстановление монастыря. В 1621–1623 годах произведены восстановительные работы по починке монастырских стен и зданий, поврежденных в Смутное время. В 1642–1645 годах по повелению Михаила Федоровича территория монастыря с западной стороны была расширена и ограждена каменной стеной, что увеличило занимаемую монастырем площадь почти вдвое. Новая территория монастыря получила название Нового города. В 1673 году строится новая церковь Иоанна Златоуста в одной связи с каменной колокольней и каменными больничными кельями. В 1808 году церковь и кельи за ветхостью были разобраны. В конце 1652 года на месте разрушенного взрывом был отстроен новый, ныне существующий Троицкий собор. Начавшиеся было работы по росписи Троицкого собора были прерваны, вероятно, из-за морового поветрия 1654 года и возобновлены только три десятилетия спустя, в 1685 году. В XVII веке в стенах монастыря было написано много рукописных книг: евангелия, минеи с житиями святых, чудеса иконы Феодоровской Богоматери, синодики. Два синодика в собрании рукописей музея украшены превосходными заставками, в синодиках записаны родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц. Неизвестно, каким образом попала в библиотеку Ипатьевского монастыря драгоценнейшая рукопись, названная по месту ее нахождения Ипатьевской летописью. Здесь она хранилась до 1814 года, когда была найдена Н.М. Карамзиным. Ипатьевская летопись написана в начале XV века, как полагают, в Пскове.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010