3 Заимствованное автором Апокалипсиса из библейской книги 3 Царств 10, 14, где оно обозначало количество золота, ежегодно поступавшего к царю Соломону. Мелхиседек Минервин 1803–1810 Симеон (Савва) Крылов, ректор Славяно-греко-латинской, а затем Московской Духовной Академии 1810–1814 Самуил Запольский 1814–1818 1818–1831 Афанасий Федоров 1831–1877 Антоний Медведев 1877–1891 Леонид Кавелин 1891–1904 Павел Глебов 1904–1914 Товия Цымбал 1915–1920 Кронид Любимов, расстрелян 10 декабря 1937г. 1945–1946 Гурий Егоров (митр. Симферопольский и Крымский) 1946–1953 Иоанн Разумов (митр. Псковский и Порховский) 1954–1957 Пимен Извеков (Патриарх Московский и всея Руси) 1957–1964 Пимен Хмелевской (архп. Саратовский и Вольский) 1965–1970 Платон Лобанков (еп. Воронежский) 1970–1972 Августин Судоплатов 1972–1982 Иероним Зиновьев 1982–1984 Евсевий Саввин, ныне архп. Псковский и Порховск. 1984–1988 Алексий Кутепов, ныне архп. Алматинский и Семип. 1988–до ныне Феогност Гузиков. 5 П. Казанский, Очерк жизни архимандрита Антония, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878, ,с. 98. Портрет архимандрита. Антония помещен в книге М.С. «Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры». СПб., 1902, с. 84. Там же на с. 39–84 – письма архимандрита Антония к его духовной дочери. См. также: Краткий некролог, составленный графом Дм.Н. Толстым, «О. Архимандрит Антоний», М., 1877; М.В. Толстой . «Хранилище моей памяти». Кн. I, М., 1891, с. 79–84; И. Хибарин. «Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний» – ЖМП, 1954, 7, с. 11–16; Протоиерей В. Нечаев. «В память архимандрита Антония» – Д. Чт., 1877, с. 366–370. 6 Единственная дочь царевича, Анна Георгиевна, влюбилась в Андрея. После его пострига она не хотела выходить замуж. Отец был вынужден уступить ей, и отпустил ее в Троицкую Белбажскую пустынь Костромской епархии, но там она пробыла недолго. Отец забрал ее домой... В 35 лет она вышла замуж за графа Александра Петровича Толстого, святого человека, который жил с ней, как брат..., она приходилась ему четвероюродной сестрой, оба, будучи прямыми потомками Вахтанга VI. А.П. Толстой был Обер-прокурором Св. Синода в 1856–1862 гг. и членом Госсовета. В их доме находил приют И.В. Гоголь, который через них познакомился и с архимандритом Антонием, с Лаврой и с Академией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородицкий-Казанский-Нижнеломовский Архангельская Богоявленский-Костромской Вологодская Богоявленский-Голутвин-Старый Смоленская Богоявленский за Торгом Казанская Борисоглебский-Новоторжский Пензенская Борисоглебский на Устье-Ростовский Белбажский-Троицкий Костромская Введенский-Богородицкий-Тихвинский Московская Волосов-Николаевский-Царево-Константин. Московская Воскресенский-Новоторжский Тверская Высокопетровский-Московский Ярославская Десятинский-Богород. -Рождественский Евфимиев-Благовещ.-Плотинский Костромская Заиконоспасский-Московский Новгородская Зверин-Покровский Знаменский-Тобольский Владимирская Знаменский-Богород.-Рождественский Ивановский-Предтечевский на Кулижках Тверская Иоанно-Предтечевский или Иванский Московская Иосифов-Волоколамский Новгородская Крестный-Ставрос-Кийостровский Лужецкий-Рождество-Богородицкий Новгородская Макариев-Желтоводский-Троицкий Московская Николаевский-Вяжищский Новгородская Николаевский-Греческий Тобольская Отрочь-Успенский Курская Предтечев-Вяземский Псково-Печерский-Успенский Московская Ризположенский-Евфосиниевский-Суздальский Рождественский на Рву или на Трубе Псковская Солотчинский-Рождество-Богородицкий Спасо-Авраамиев-Богородицкий Московская Спасо-Андрониев Архангельская Спасо-Евфимиев-Суздальский Московская Спасо-Преображенский-Астраханский Нижегородская Спасо-Преображенский-Казанский Новгородская Спасо-Прилуцкий-Димитриев Московская Спасо-Яковлевский-Димитриев Тверская Спасский-Преображенский-Рязанский Смоленская Сретенский-Кашинский Псковская Старо-Вознесенский Владимирская Сырков-Владимирский-Сретенский Тихвинский-Богородицкий-Успенский Московская Трифонов-Успенский-Вятский Рязанская Троице-Сергиева пустынь Троицкий-Данилов-Переяславский Смоленская Успенский-Княгинин Московская Феодоровский-Переяславский Владимирская Астраханская Казанская Вологодская Ярославская Рязанская Тверская Псковская Новгородская Новгородская Вятская С.-Петербургская Владимирская Владимирская Владимирская 1786 год Благовещенский-Назарет-Богородицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Потрясенный рассказом Дмитриева о столь теплом приеме, Филарет с неск. учениками прибыл к И. В окт. 1703 г. в течение 3 суток, по словам И., продолжались его беседы с Филаретом: «...отличавшиеся... строгой последовательностью мысли... при простоте и ясности речи, производили на собеседников неотразимое впечатление» ( Субботин. 1903. Ч. 3. 10. С. 191). На 4-й день И. пригласил старообрядцев принять участие в правосл. богослужении. Во время литургии Филарет пел и читал на клиросе, после службы И. подал старообрядцу просфору. Когда Филарет вернулся в скит, то предложил его насельникам перейти в Православие. Обряд воссоединения с правосл. Церковью был совершен И. в ближайшем к скиту Спасском мон-ре на р. Кезе. Филаретов скит был преобразован в Кержебелбажский Успенский муж. мон-рь. В 1705 г. И. побывал здесь и, «приехавши, во утверждение новообращшихся ко святей церкви, и к православней вере утверждал, и учил, и две недели у них жил» (Объявление Саровской пуст. 1897. С. 73). Привлекая старообрядцев к правосл. Церкви, И. разрешал им совершать церковную службу по старопечатным книгам, говоря, что «несть порочны старыя книги, но паче и похвальны». «Только служитель Божий, вполне проникнутый церковным духом и преисполненный любви и снисхождения к заблуждающимся, мог в то время высказывать это без сомнения и колебания - вот первые начатки Единоверия» ( Субботин. 1903. Ч. 3. 12. С. 600). Впосл. из раскола перешли в Православие скит Иоасафа Емельянова, в к-ром жили 15 монахинь, и скит Артемия Иванова (с 20 монахинями), ставший жен. Белбажским (Белможским) Троицким мон-рем Макариевского у. Костромской губ. В 1711 г. Духовный приказ выдал И. грамоту, разрешавшую принимать в Саровскую пуст. раскольников и вести с ними беседы с целью их обращения. В авг. 1718 г. И. написал «Объявление... о обращении раскольников заволжских», в к-ром была изложена история его общения со старообрядцами. В 1731 г. И., ослабевший от старости и болезней, передал полномочия строителя Саровской пуст. мон.

http://pravenc.ru/text/469526.html

– Кроме сих великих для Отечества жертв, монастырь сей оказал в разные времена множество услуг, особливо выпуском из своей Семинарии мужей знаменитых, приносящих честь и славу своему Отечеству. Ныне в сей Лавре по новому образованию Духовных училищ помещена в новых огромных зданиях Московская Духовная Академия. Стечение народа в оную Лавру из разных мест, как для поклонения угодникам, так и для обозрения его древностей, достопамятностей и великого богатства церковных утварей, всегда бывает великое, особливо в летнее время; и наконец от самого основания по нынешнее время была оная посещаема и украшаема всеми Российскими Государями. Лавра сия состоит под управлением Митрополита Московского, который посему и именуется Священноархимандритом оной. Троицкая Сергиева мужеская, 2-го класса пустыня, Санкт-Петербургской Епархии, на Петергофской дороге, подле мызы Стрельной, построена в 1734 году. Монастырь сей имеет положение на высоком берегу Финского залива и расположен на подобие четвероугольника. В нем 2 церкви: 1) Соборная во имя Живоначальной Троицы; 2) при Инвалидном доме, устроенном наследниками Графа Зубова, во имя Св. Мученика Валериана. Троицкий мужеский, 3-го класса, степенью 30-й, Казанской Епархии, в городе Алатыре. В нем Соборная церковь каменная о двух этажах: в верхнем во имя Св. Троицы, а в нижнем во имя Преподобного Сергия. Здесь есть духовное училище. Состоит под управлением Архимандрита. Троицкий Белбажский , девичий, 2-го класса, степенью 16-й, Костромской Епархии, расстоянием от Макарьева на Унже в 80 верстах при реке Белбаше; построен в 1708 году по указу Петра Великого. В нем церковь во имя Св. Живоначальной Троицы. Троицкий Гледенский мужеский, 3-го класса, Вологодской Епархии при великом Устюге, на горе именуемой исстари Гледен; построен в XII столетии. В нем церковь соборная во имя Св. Троицы, а теплая во имя Тихвинской Богородицы. Троицкий мужеский, заштатный, Минской Епархии, близ местечка Дрогичина. В нем соборная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Успения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

48 Первая трапеза в этом корпусе, несмотря на то, что в нем не были вставлены ни рамы в окнах, ни двери, устроена была по освящении Никольской Салтыковской церкви 15 сентября 1865 г., когда иг. Мариею сюда приглашены на скромное торжество представители епархиальной и гражданской власти. 49 Продажа просфор производится под Смоленскою церковью в теплой паперти – под наблюдением старшей монахини, заведующей просфоропекарнею. 50 От этой обители в 1864 г. возвращен Богоявленскому монастырю только выстроенный им в 1820 г. на Богоявленской улице каменный дом; он некогда служил помещением для монастырского училища, также для училища слепых, затем для посетителей монастыря, – ныне же отдан в наймы под квартиры. 51 В 1872 г. на южной стороне ограды этого монастыря с разрешения епархиальной власти устроены при иг. Марии три каменные кладовые. 52 Наличное количество всех их было в разное время неодинаково и находилась в зависимости от средств монастыря. В 1893 г. состояло монахинь 72, указных послужниц 97 и проживающих в монастыре по билетам белиц 180; всех же было 349 сестер. 53 Сверх штатного комплекта из двух священников и двух диаконов, по определению Св. Синода от 1 мая 1891 г., для Крестовоздвиженского монастыря утвержден причт из штатного священника и псаломщика, которые получают жалованье от Богоявленской обители ежегодно, первый 280 руб. сер. и последний 150 р. Сверх того, для совершения священнослужений в Смоленской церкви начальством монастыря приглашается заштатный иерей с платою 100 р. в год. 54 См. Костром. Епарх. Ведомости 1889 г. 5. Еще его же биографический очерк иг. Марии в Церковных Ведомостях 1889 г. 13, 368–373 стр. – См. приложение VI. 55 Иг. Евпраксия (род. 1832 г.) – Костромская дворянка из рода Горталовых, получила образование в Патриотическом Институте; 7 июля 1851 г. поступила в Крестовоздвиженский монастырь и 12 лет проходила клиросное послушание. По пострижении в монашество в 1872 г. 8 апреля, она некоторое время проходила должность ризничей и 9 сентября 1878 г. определена настоятельницею в Солигаличскую Феодоровскую женскую общину. Отсюда 8 октября 1885 г. назначена на должность настоятельницы Белбажского монастыря (в Макарьевском уезде) с возведением в сан игуменьи; затем с 17 мая 1889 г. состоит настоятельницею Богоявленско-Анастасиина монастыря. За отлично усердную и полезную службу иг. Евпраксия в 1888 г. 7 апреля награждена наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым, а в 1893 г золотым наперсным крестом (без украшений) из собственного Его Величества кабинета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Храмы монастыря: Соборный храм в честь Успения Божией Матери; храм в честь Святителя Николая Чудотворца; храм в честь святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; домовая церковь в честь святителя Николая Чудотворца в келейном корпусе. Монастырь имеет подворье - храм-часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Балахне Нижегородской области. При Высоковском Успенском мужском монастыре существует социально-реабилитационная группа для мирян. Кроме этого, монастырь духовно окормляет Детский дом в Балахне. При подворье Высоковского Успенского мужского монастыря в Балахне существует воскресная школа для взрослых и детей. Монастырь издает свою газету «Мир Вашему дому».   Сайт Городецкой епархии Нижегородской митрополии   Третьеклассный Высоковский Успенский Единоверческий монастырь. На том месте, где ныне Успенский Высоковский монастырь, до 1800 года находился раскольнический скит. Основатель сего скита инок Герасим, с присоединением к православной церкви на правах единоверия, был утвержден Святейшим Синодом первым настоятелем единоверческого монастыря. Высоковский монастырь находится в Макарьевском уезде, в расстоянии от местной Консистории на 200 верст, от Белбажского девичьего монастыря в 17 верст., от Кривоезерской пустыни в 65 верст. и от Макариево-Унженского в 70 верстах. Церквей в сем монастыре четыре: а) соборная Успенская, каменная, с одним престолом, построена в 1834 году; б) во имя Святителя Николая каменная теплая, с одним престолом, построена в 1827 году; в) во имя трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, каменная, теплая, с одним престолом, построена и освящена в 1835 году и г) во имя св. великомученика Георгия, построена и освящена в 1834 году, зданием деревянная, теплая, с одним престолом. Из церковных зданий этого монастыря замечательна каменная колокольня вышиною в 30 саж. Принадлежащая сему монастырю часовня, деревянная, устроена при дороге в город Макарьев для сбора подаяний.

http://sobory.ru/article/?object=03557

Кулебаки. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Год постройки:Между 1814 и 1818. Год утраты:1937 Адрес: Россия, Нижегородская область, город Кулебаки, улица Степана Разина, д. 95. Координаты: 55.41123, 42.53925 Проезд:На здании Роддома ЦРБ, на месте бывшего храма висит мемориальная доска. К памятной (мемориальной) доске можно добраться до города Кулебаки по трассе Муром-Арзамас Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная церковь, построенная в 1814-1818 гг. помещицей А.В. Валуевой. Закрыта не позже 1930-х гг. и вскоре сломана. В наши дни на месте церкви построен больничный комплекс. http://svyatayarus.su/church/detail/50800/ Город Кулебаки отметил в 2022 году своё 90-летие, но эта дата со дня присвоения статуса города… Конечно же Кулебаки появились гораздо раньше. Изучив данные, изложенные в архивных документах Российского Государственного Архива древних актов (РГАДА), Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО) и ряда других источников, учитывая многочисленные просьбы городской общественности Земское собрание Кулебакского района Постановлением от 17 июля 1998 года утвердило датой основания селения Кулебаки 1678 год. С этих пор принято вести официальное летоисчисление… С даты первого упоминания в 1678 году, на протяжении столетия Кулебаки неоднократно фигурировали в статистических отчётах, ничем особенным не отличаясь. Лишь пожалование данных земель, Главной дворцовой канцелярией дворянину Василию Николаевичу Самарину в 1797 году, привнесло в быт захолустной деревушки некоторое движение. Спустя десятилетие, дочь Василия Николаевича - Александра Васильевна Валуева (урожденная Самарина) в связи с кончиной мужа в 1807 году решает посвятить свою жизнь Богу. В 1814 году она уходит в Троицкий Белбажский монастырь в Костромской губернии (ныне Ковернинский район Нижегородской области) и одновременно с этим подает прошение Преосвященному Моисею, Епископу Нижегородскому и Арзамасскому о постройке каменной церкви во имя Воскресения Словущего в собственной вотчине Кулебаках. В Центральном областном архиве до сих пор хранится Дело о дозволении Святейшего Правительствующего Синода коллежской советнице Валуевой в деревне Кулебаках, Ардатовской округи, построения каменной церкви с датировками 28 июня 1815 г. – 30 декабря 1818 г. Место для строительства было выбрано самое видное - на тракте. Сегодня на этом месте расположено здание ЦРБ (бывшее родильное отделение). Краеведческий клуб - Кулебаки Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Дело о закрытии храма в декабре 1928 - феврале 1930 г.: ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области). Ф. Р-2626. Оп. 2. Д. 69. Л. 1-85. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23563

Второй пункт, учрежденный одновременно с первым в июне 1873 г., состоит из лечебницы на 6 кроватей в амбулатории. Третий и четвертый – имеют по три кровати и помещение для приходящих больных. Все эти лечебницы содержатся на средства монастыря, при ежегодном пособии от главного управления Общества Красного Креста. Кроме подаяния помощи больным и ухода за ними, который возлагается на монастырских сестер и некоторых из светских лиц, на учреждениях, по мысли Государыни Императрицы, лежит обязанность распространения в народе нравственных начал в духе Православной Церкви. С этой целью обстановка приемного покоя в Александровской лечебнице такова, что глубоко действует на религиозно-нравственное чувство. На видном месте в амбулатории водружен большой крест с изображением распятого Спасителя; пред ним теплится лампада и стоит аналой, на котором полагается икона благословляющего Христа Спасителя, – дар покойной Августейшей Основательницы учреждения; на стене за крестом находятся иконы Божией Матери, а на боковых стенах – пожалованные портреты Высочайших Особ. Для приходящих в приемные покои больных, ожидающих очереди докторского осмотра, совершается пред крестом чтение из Евангелия или акафистов и канонов. Необразованный, но сердечно верующий, простой народ с благоговением внимает этим душеполезным чтениям и называет Александровскую лечебницу духовной врачебницей. Здесь же в высокоторжественные дни совершались и совершаются молитвенные возношения о здравии Государя и Государыни и Наследника престола, а также и молитвы об упокоении Императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Белбажский Троицкий , 2 кл,, общ., при сл. Покровской и дер. Вязовке, в 80 вер. от г. Макарьева, близ р. Белбажи. Основан по указу имп. Петра I в 1708 г. с миссионерской целью иноком Питиримом (впоследствии архиеп. Нижегородский). При мон. школа грамоты. Макарьев Решемский , общ., при сл. Решме, в 23 в. от г. Кинешмы, на прав. бер. р. Волги. Основан в XV в. пр. Макарием (см. 25 июл.) и был мужским; в 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Что делать, если рядом с храмом живет мало людей? И этому есть примеры — Флорищева Пустынь, Белбажский монастырь, приходские храмы в нищих селах. В епархии много таких храмов. Есть только один вопрос — вопрос ответственности. протоиерей Андрей Милкин пресс-секретарь архиепископа Нижегородского и Арзамасского настоятель храма Владимирской (Оранской) иконы Божией Матери г.Нижнего Новгорода Нижегородская епархия Односложно ответит просто: да. Другой вопрос — что мы готовы сделать, видя «мерзость запустения стоящую на святом месте» (Матф.24:15). Нам все время кажется, что у нас (у каждого лично) сейчас на большое дело нет ни времени, ни сил, ни средств. Поэтому мы легко уходим от дела или в демагогию или, еще хуже, в брюзжание и уныние. Бесполезно спрашивать, что могут или должны делать другие (государство, местная власть, богатые или кто-то еще), — кому-то нужно показать и доказать другим, что реальная часть его жизни может принадлежать этому делу (и не на сезон, а сегодня и на годы вперед). Людей, любящих русские храмы, заповедную русскую землю как родное, кровное — много. Уверена, что откликнутся сотни, если увидят дело, а не болтовню. Но для этого на это дело должны подняться конкретные люди, пускай пока единицы. От их упорства и желания довести дело до конца зависит и судьба отдельного Храма и, в конце концов, судьба наших детей. Пожелайте мне успеха. Жду поддержки. Анор Тукаева. Руководитель инициативной группы по восстановлению храма Рождества Христова посада Крохино. www.krokhino.ru На мой взгляд, проблема с заброшенными и разрушающимися храмами — это прежде всего проблема епархиальных преосвященных. При епархиях существуют миссионерские отделы. В их компетенцию, кроме всего прочего, необходимо должен входить и сбор сведений о храмах епархии, всех без исключения, опись их состояния, и т.д. Ну а чтобы поддерживать разрушающиеся храмы в удовлетворительном хотя бы состоянии, необходимо привлекать местную молодежь. Это можно делать и в форме летнего трудового лагеря, и в форме многодневных экспедиций, и тому подобных мероприятий. Заодно это будет и миссия среди подрастающего поколения.

http://pravmir.ru/oskolki-rusi/

Но, несмотря на все это и на греховные забавы, затрагивавшие духовный чин, Царь Петр не был тем безбожником, которым хотят представить его теперь некоторые хулители Императорского периода Русского государства. Видим мы его поющим на клиросе и читающим Апостола в соборе Животворящей Троицы на Петербургской Стороне, выстроенном им в 1710 г. на месте, где положено было им основание С.-Петербургу; видим чтецом в русской церкви в Париже и читающим в Великую Субботу паримии в Соловецком монастыре. Ведаем, что духовником его был иеромонах Иов, основатель Голгофо-Распятского скита в Соловецкой обители, подвижник, прозорливец, сподобившийся видения Божией Матери. Иконостас в главном храме Преображения Господня в Соловецкой обители воздвигнут по повелению Петра во время первого его посещения обители в 1697 г. Деревянная церковь на Заячьем острове в Соловецком монастыре построена в 1702 г. по личному приказанию Петра и в его присутствии. В 1690 г. Петр велел возобновить в Высоко-Петровском мужском монастыре в Москве храм во имя святого Петра, соорудить новый храм, вместо древнего, над гробами убитых его дядей Нарышкиных и соорудить в этой же обители третий храм во имя Сергия Радонежского. Царь Петр возобновил Новгородский Перекомский монастырь на берегу озера Ильменя в память спасения под его стенами в 1702 г. во время сильной бури на озере. Троицкий Белбажский монастырь в Макарьевском уезде основан в 1708 г. по воле Петра в целях миссионерства. Церковь в Вознесенском женском монастыре в Смоленске построена Петром, прибывшим в город карать мятежных стрельцов и помиловавшим их по просьбе игумении Марфы. Кладбищенская церковь Воскресения святого Лазаря в Троице-Сергиевой Лавре построена в 1718 г. Петром над прахом Царевны Наталии Алексеевны. Валаамская обитель, после разорения ее шведами 100 лет пребывавшая в запустении, восстановлена в 1715 г. указом Царя Петра. Он же, взяв Ригу, приказал переделать давно закрытую католическую церковь святой Марии Магдалины в собор во имя святого Алексия, человека Божия (Алексеевский монастырь).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005