– Христос воскресе, Ольга Александровна, – говорит он, протягивая яичко, расписанное им самим акварелью с золотом. – Воистину! – Ольга Александровна, вы знаете, конечно, православный обычай… – Нет, нет, я не христосуюсь ни с кем. – Тогда вы плохая христианка. Ну, пожалуйста. Ради великого дня! Полная важная мамаша покачивается у окна под пальмой в плетеной качалке. У ног ее лежит большой рыжий леонбергер . – Оля, не огорчай юнкера. Поцелуйся. – Хорошо, но только один раз, больше не смейте. Конечно, он осмелился. О, каким пожаром горят нежные атласные прелестные щеки. Губы юноши обожжены надолго. Он смотрит: ее милые розовые губы полуоткрыты и смеются, но в глазах влажный и глубокий блеск. – Ну, вот и довольно с вас. Чего хотите? Пасхи? Кулича? Ветчины? Хереса? А радостный, пестрый, несмолкаемый звон московских колоколов льется сквозь летние рамы окон… 1925 г. У Троице-Сергия Москва, как и Париж, любит сокращать наименования местностей. Ходынское поле у нее – Ходынка; Пресненская часть – Пресня, Трубная площадь – просто Труба. Также коренной москвич никогда не говорит «Поеду в Троице-Сергиевскую лавру», а скажет коротко: «Поеду к Троице-Сергию». А ездит он поклониться преподобному Сергию никак не менее раза в год; обыкновенно раза три, четыре и больше. Многие же, по данному обету, отправляются в лавру по способу пешего хождения, благо она недалече от Москвы, около шестидесяти верст; это – рукой подать. Идут в день верст по пятнадцати – двадцати. Ночуют у крестьян, которые с этого живут: у них всегда наготове и сенники, и самовары, и водочка, и курочка, и яички, и густые щи. Кто победнее – несут с собою в узелках скудную провизию, а ночуют летом где-нибудь, в березовом леску, на травке; там и грибки можно собирать и душистую земляничку. Благодать! И воздух какой: на что тебе и дача? Купец московский Парфен Изотыч – железным ломом торгует он на Балчуге – тот пешеходное паломничество совершает с легонькой хитрецой. Идут всей семьею, с услужающей девчонкой, а сзади ползет собственный экипаж, солидно нагруженный всякой домашней снедью, не считая винных изделий Петра Смирнова, копченых рыбных продуктов от Ильи Калганова, бутылок с ланинской фруктовой водой и всяких ковров, подушек, думок и перин. На ночлегах для них местные домохозяева особые комнаты отводят: так называемые «белые», или дворянские.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Небольшая лестница из часового зала ведет на 4-й ярус, пол которого находится примерно на уровне опрокинутого серпа главного креста Успенского собора. В южном пролете этого яруса подвешен «Переспор», единственный колокол этого яруса, благовествующий о начале богослужения в будни и отбивающий часы. В пятом ярусе колокольни нет работающих колоколов. Отец Сергий (Голубцов) Строительство и реставрация колокольни со звонницей Троице-Сергиевской лавры//Колокола и колокольни. М. 1994. С. 51–59. http://www.zvon.ru/zvon7.view2.page32.html Среди сооружений Троице-Сергиевой Лавры особенно выделяется белокаменная колокольня. Появилась она взамен обветшавшей деревянной в середине XVIII в. Строение по тем временам - очень неординарное, ведь такую высоту каменного сооружения архитекторы еще долго не пытались повторить или преувеличить. Это самая высокая колокольня в России. Ее высота составляет 88 м, что на 11 м выше звонницы Новодевичьего монастыря и на шесть метров – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Проект был разработан к 1740 г., тогда же императрицей Анной Иоанновной было принято решение о строительстве. Однако начало возведения постоянно откладывалось из-за разногласий по вопросу точного места сооружения колокольни. В 1741 г. все спорные вопросы были улажены и строительство началось. Продолжалось оно вплоть до 1770 г. В 1748 г. прямо во дворе лавры для колокольни был отлит Царь-колокол весом 65 тонн. Общее число колоколов первоначально составляло 42 штуки, затем было доведено до 50. В 1930 г. колокола с колокольни были сняты. Находящемуся в монастыре Сергиевскому музею были переданы в качестве экспонатов лишь некоторые из них – остальные пошли на переплавку. В 1999-2001 г. была проведена масштабная реставрация колокольни Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В последующие годы были заново отлиты три больших благовестных колокола, включая Царь-колокол. В 2004 г. Царь-колокол был доставлен в лавру и поднят на колокольню. На сегодняшний день лаврский Царь-колокол – самый большой действующий колокол в православном мире – его вес составляет 72 тонны и еще две тонны весит его язык. Всего на колокольне Троице-Сергиевой лавры установлено 33 колокола. Старейший из них - " Чудотворцев " или " Ноконовский " - отлит в 1420 г. при игумене Никоне, преемнике преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=06570

III. 56. Письмо наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кронида (Любимова) в Соборный Совет о грозящей лавре реквизиции 3 августа 1918 г. В Совет Священного Церковного Собора Наместника Троице-Сергиевой Лавры Архимандрита Кронида Доклад 873 8 (21) июля явился в Лавру на автомобиле товарищ Романовский и от имени товарища Малиновского заявил, что, может быть, монашествующие из Лавры будут выселены, обитель будет закрыта, ризница описана и национализирована. 14 (27) июля явились в Лавру два человека и наводили у моего келейника справку о том, прибыла ли комиссия для описания ризницы и где она остановилась. При сем присовокупляю, что гражданский комиссар Сергиевского посада по отъезде Романовского явился ко мне с заявлением, что по его убеждению Романовский действовал провокационным образом. Ввиду сильного возбуждения жителей Сергиева Посада и окрестных жителей против реквизиционных намерений властей по отношению к Лавре мною по просьбе гражданского комиссара было написано извещение жителям, что о предстоящей реквизиции Лавры еще не поступало официальных сведений. Что касается появления двух людей 14 (27) июля, то по моей просьбе председателем Совета приходских советов профессором Туницким были наведены справки о положении дела. По этим справкам не имеется данных, подтверждающих решение властей описать и национализировать ризницу. Ввиду общецерковного значения лаврской ризницы на случай прибытия властей для ее описания и национализации прошу через Соборный Совет указаний Церковного Собора, как мне поступить 874 . Наместник Сергиевой Лавры                        Архимандрит Кронид 875 Помета: Соб[орный] Сов[ет] – в Патриаршее управление. 21/3. VII. ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1.Д. 567.Л. 75–75об. Подлинник. III.57. Письмо настоятеля Московского Сретенского монастыря архимандрита Афанасия (Самбикина) члену Священного Собора Н.Д. Кузнецову по вопросу монастырских помещений 5 августа 1918 г. Члену Священного Собора Николаю Димитриевичу Кузнецову Комендант по реквизиции помещений Антонов, явившись в монастырь в четверг, 19 июля (1 августа), объявил администрации монастыря, что по декрету должно быть оставлено в монастыре для обслуживания храма 10 человек братии и при этом для сих лиц во главе с настоятелем должно быть предоставлено лишь 6 комнат, причем при вторичной явке Антонова в монастырь в пятницу администрация монастыря обратилась к нему с просьбой о разрешении монашествующему лицу иметь хотя бы по одной комнате, но в этой просьбе категорически было отказано с присовокуплением – «немедленно очистить помещения, избрав 6 комнат».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

г., курса] кандидат Московской Духовной Академии, – умер почетным мировым судьей в Одессе; и только самый младший Василий (Фиалковский) провел жизнь сельским священником. Из дочерей Николая Васильевича и Елены Григорьевны – Капитолины, Марии и Ксении я мог видеть только одну – первую – Капитолину, и она, рано овдовев, сумела воспитать и обучить в Семинарии (даже церковному пению по нотам) троих сыновей своих, из которых один был даже епископом – Алексей (Соболев) Вятский; а воспитывала, устроив у себя на дому в Нижнем Новгороде школу обучения Псалтири. «Николай Васильевич» хотел было и «Викторку определить в дьячки», да Елена Григорьевна воспротивилась. Когда Андрей или Александр привел Виктора «включать» в училище, бывшее тогда вместе с Семинарий, под начальством одного ректора, ректор сказал: «Ну, будь ты Лаврский, поедешь в Лавру учиться», т. е. Троице-Сергееву Лавру, т. е. Московскую Духовную Академию. Отсюда Лаврские. Фамилии Фиалковских, Лещинских, Потоцких нарекались монахами – учителями латыни из Киевцев, при представлении в училище мальчиков. – Наследство выдающихся дарований получили мы – Лаврские (Виктор и Аркадий) и по женской линии. Дед мой по матери – Протоиерей Нижегородского Михаила Архистратига Собора Василий Григорьевич Владимиров – сын дьячка, внук пономаря, правнук священника, по окончании курса в Нижегородской Семинарии, тоже послан был для получения высшего образования в Троице-Сергиевскую Семинарию, но до окончания в ней образования, выпущен был в свою родную Семинарию учителем, как заподозренный в близости смерти от чахотки: а оказалось – прожил после до 77 лет. Только род наш всегда преследуем был бедностью: сын дьячка и внук – пономаря Василий Григорьевич (он тоже впервые к имени и отчеству присоединил еще фамилию – по церкви, где служили его деды и прадеды, – «Владимирский» – фамилию уже переделанную им самим во «Владимирова») пока обучался в училище, случалось и на ужин Христа-ради выпрашивал ломоть хлеба под окнами. Первой собственностью учителя Василия Григорьевича Владимирова был стул изломанный, который вытащил и «склянчил» для него веревкой ученик, данный от начальства в роде как-бы денщика; а на первое жалование учителем Владимировым куплены были деревянные чашки и ложка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Сергий внял совету, устроил монастырскую общину: все богатство обители сделал общим, запретил инокам иметь отдельную собственность, ввел одинаковую для всех суровость относительно образа жизни. Братия была распределена по службам: назначили келаря для ведения хозяйства, казначея для общей монастырской казны, назначили поваров, хлебников, больничных служителей. Все постановления святых отец должно было соблюдать. Некоторым не понравилась эта перемена, они тайно ушли из монастыря. При таких порядках появилось во всем изобилие. Явилась возможность к широкой благотворительности: Сергий устроил приемный покой для странников, больных, нищих; в обители Св. Троицы никому не отказывалось ни в пище, ни в пристанище. До сих пор этот обычай неизменно соблюдается, до сих пор богомольцы получают в лавре даровой обед и квартиру. Монастырь богател, а игумен смирял себя более всех. Раньше он ходил в рубище, теперь носил ту одежду, которую бросали другие иноки за негодностью. По-прежнему день пребывал в труде, а ночь, стоя на коленях, молил Бога не оставить обитель. Царь Небесный внимал молитвам Своего избранника. VII. Двадцать пятого сентября 1392 года окончилось земное служение Сергия Господу; на 78 году от рождения последовало преставление преподобного. Шестью месяцами раньше св. Сергий предупреждал учеников, что в этот именно день Бог возьмет его к Себе, в горние селения. Так и случилось. Перед кончиной же он назначил игуменом своей обители старца Никона, а сам удалился в келью, чтобы в безмолвии приготовиться предать чистую душу свою в руки Господни. Со слезами похоронила братия незабвенного наставника вблизи церкви Св. Троицы, им самим сооруженной. Спустя тридцать лет, 5-го июля 1422 г., обретены были нетленные мощи св. Сергия; над ними тогда же заложен новый храм из белого камня. Православная церковь причислила препод. Сергия к лику святых и установила праздновать в этот день обретение честных мощей угодника. (А. Майков). 12. Троице-Сергиевская лавра и ее окрестности I. В шестидесяти верстах от Москвы находится знаменитая Троице-Сергиевская лавра, которую ежегодно посещают десятки и сотни тысяч богомольцев со всех сторон России. В Троице-Сергиевскую лавру идет и богатый и бедный, и здоровый и убогий. Святая обитель принимает всех с одинаковым радушием. Особенно же большое стечение богомольцев в обители бывает 5-го июля – в день обретения св. мощей преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Аминь! — откликался он. — Батюшка, — со слезами становилась я подле него: — Помолитесь обо мне. Не судить я хочу, а просто не думать, если понять не могу. — Он смотрел на меня поверх очков, отодвигал рукопись на столе и тихонько гладил по голове. — Я молюсь. Знаю: не легко тебе. Наша жизнь идет иногда совсем наоборот жизни мирян. Ничего. Справишься. Господь поможет. Спать ложись во время. Устаешь ты, вот искушения и приходят. Хорошо, что помыслы открываешь. Тогда легче. Враг пользуется случаем, если таишь в себе мысли. Ты не голодная? Поешь чего-нибудь. Хочешь яблоко? или вот пирожок кто-то принес. Ешь во славу Божию. И смех и грех. Жуя по дороге яблоко, я уже спокойная возвращаюсь в келлию старца. Худенький, среднего роста, с небольшой седой бородой, с ясными голубыми глазами, он был очень живописен в полной схиме, точно только что сошел со старинной новгородской иконы. — Ведь что такое мое послушание? — говорил он: — я как помойная яма, куда люди все свои самые черные дела складывают. Он рассказывал историю своего пострига. Занимался он торговлей и был под руководством старца отца В., подвизавшегося в пустыни ТроицеСергиевской Лавры под Москвою. В его жизни было несколько поразительных случаев послушания воле старца и, наоборот, нарушения полученного благословения. Наконец, он с женой принял решение идти в монастырь. Сначала была пострижена его жена. Поселилась она в Новодевичьем монастыре. Закончив приведение в порядок своих мирских дел, он собрался ехать в Троице-Сергиевскую Лавру, чтобы спасаться там подле могилы своего старца. Этот старец скончался во время службы коленопреклоненным, в алтаре, у престола Господня. Во время разгрома Троице-Сергиевской Лавры, его гроб хотели выкопать, но не смогли, — он, как и гроб о. Иоанна Кронштадского, уходил вглубь земли. Так и здесь целость праха праведника не была нарушена. Много рассказывал схимник об отце В. Он являлся ему во сне и укреплял его — в первые тяжелые внутренние брани после пострига. Готовясь к отъезду, был он на трапезе у Владыки Вениамина в Александро-Невской Лавре. Владыка был задумчив в течение всего обеда.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-m...

Совсем плохо провел я эту ночь пути от Москвы до Петербурга. Эти и много других вопросов, все один другого тревожнее и неотвязнее, подымались и роились в душе моей: точно как зароненная когда-то и непотухшая искра, в ней что-то затлевало и разгоралось все сильнее, все ярче и ярче. Еще за несколько станций до Любани прерванный сном разговор наш вновь возобновился. Что-то не давало спать и моему благодатному спутнику. Мой батюшка поведал мне кое-что из своего прошлого. Последние пять лет жизни отца Амвросия Оптинского он был его келейником . Полились несмолкаемые рассказы о житии этого дивного светоча русского Православия. От отца Амвросия разговор перешел опять к отцу Иоанну; и все неутолимее становилась моя жажда его видеть. Уже под самым Петербургом, когда вся моя душа точно растворилась в любви к моему собеседнику, я высказал ему свое желание съездить в Кронштадт, но вместе и выразил сомнение в возможности видеть великого Кронштадтского пастыря. Если желание ваше исходит от сердца, если есть в вас сколько-нибудь веры, если вы не движимы простым только праздным любопытством, вы отца Иоанна, ручаюсь вам, увидите так же легко, как и своего приходского священника, так сказал мне мой спутник. Когда я ехал в первый раз просить благословения батюшки на постройку нашего подворья, я был в непоколебимой уверенности и в том, что я его беспрепятственно увижу, и в том, что получу от него все, что, по его благословению, впоследствии совершилось. Так оно и вышло. А вот со мной приехал к батюшке один студент Духовной академии, и приехал-то он ради любопытства да неблагоговейно, так ведь батюшка-то ко мне в номер зашел, а к нему нет, хоть мы и стояли с академиком в смежных комнатах. Ведь все номера обошел батюшка, в каждый заходил, а к этому студенту так и не вошел. Поезжайте, голубчик, поезжайте, милый! Получите вы от батюшки все, что на пользу душе вашей. Не случайна наша с вами встреча: сам угодник ваш, преподобный Сергий, вас к нему направляет. Смотрите, у меня в кармане билет в Троице-Сергиевскую Лавру. Я в вечер нашего выезда с вами из Москвы собрался было в Лавру, билет уже взял, а как пришлось на поезд садиться, так меня точно что толкнуло: не езди в Лавру, поезжай в Петербург! Так с билетом и остался, и вот с вами еду да радуюсь тому дивному, что в нашей беседе совершается. Вижу я стоит ваша душа на распутье, и чудесно преподобный Сергий на этом распутье устроил нашу встречу. Молю и прошу вас, мой дорогой, поезжайте к отцу Иоанну не мне, немощному монаху, служить душе вашей, отец Иоанн власть имеет от Бога уврачевать ее раны. Остановитесь в его Доме Трудолюбия, скажите псаломщику батюшки, который заведует этим домом, что вас прислал к нему отец Амвросий из Лютикова монастыря . Он меня знает и, наверно, будет вам полезен. Поезжайте, поезжайте, не медлите!

http://azbyka.ru/way/sergej-nilus-o-tom-...

Закрытие лавры 10 ноября 1919 года Сергиевский исполком принял постановление о ликвидации Троице-Сергиевой лавры как монастыря. Ночью 3 ноября 1919 года в лавре неожиданно был произведен обыск, братия была изгнана из стен обители. Беспокоясь о судьбе мощей Преподобного, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, будучи членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, с благословения отца Кронида изъяли честную главу преподобного Сергия, заменив ее на главу одного из князей Трубецких, захороненного в XVII веке в крипте Троицкого собора. Честная глава Преподобного была перенесена в дом графа Олсуфьева. Через какое-то время граф Юрий Александрович, опасаясь ареста, сокрыл ее у себя в саду. 26 марта 1920 года вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой лавры и передаче мощей лавры в московский музей». Согласно декрету Совета народных комиссаров от 20 апреля 1920 года, в лавре был открыт историко-художественный музей. По решению Сергиевского исполкома 7 мая 1920 года Троицкий собор был заперт и опечатан, несмотря на то что ранее он уже был передан Наркомату просвещения для музейных целей. 10 мая 1920 года Святейший Патриарх Тихон осудил закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи, как нарушение декрета «Об отделении Церкви от государства». В результате ходатайств Святейшего было разрешено открыть Троицкий собор только на праздник Святой Троицы. 30 мая 1920 года в лавре было совершено последнее богослужение и в последний раз отзвонили колокола. Монастырь был окончательно закрыт для богомольцев. Но мощи преподобного Сергия все же остались в лавре. «Экскурсовод бесцеремонно стучала указкой по стеклу...» По воспоминаниям лаврского насельника схиархимандрита Михаила (Балаева; 1924–2009), в 1933–1934 годах мощи преподобного Сергия как экспонат музея находились в притворе Трапезного храма в раке со стеклянной крышкой. Тогда их, школьников, привозили из Богородска в лавру на экскурсию. Отец Михаил вспоминал, как экскурсовод бесцеремонно стучала указкой по стеклу. Потом экскурсионная группа прошла дальше, в Трапезный храм, а он, оставшись один, перекрестился и приложился к честным мощам Преподобного.

http://pravoslavie.ru/147212.html

На основании заключения П. А. Красикова было подготовлено очередное постановление: «Совет народных комиссаров в заседании от 27 августа с г постановил: Жалобу гр. Белавина (патриарха Тихона) на постановление Московского губисполкома о перевозке мощей из Троице-Сергиевской лавры в один из московских музеев, от 10-го мая, оставить без последствий. Предложить Московскому исполкому СР и КД в порядке циркуляра Наркомюста от 25/VII о ликвидации мощей закончить ликвидацию мощей Сергия Радонежского, т е привести в исполнение постановление Московского губисполкома от 26.III с г о перевозке мощей в мос-ковск музей. Предложить т. Крыленко расследовать действия помощника управляющего делами РКИ П. Н. Мольвера в производстве им расследования по жалобе гр. Белавина (патриарха Тихона), передав ему доклад Мольвера и заключение по нему VIII отдела Комиссариата юстиции. Секретарь С. Свирская. [Печать]» 229 . Данное постановление было 15 октября 1920 г. отослано в Моссовет, вероятно, для подготовки одного из московских музеев к приему мощей преподобного Сергия. Получив в качестве ответа на жалобу постановление СНК от 27 августа 1920 г., патриарх Тихон 7 сентября 1920 г. направил «Письменный протест в адрес Всероссийского центрального исполнительного комитета, вызванный решением Совнаркома по вопросу о дальнейшей судьбе святых мощей преподобного Сергия Радонежского и закрытии Свято-Троицкой Сергиевой лавры» 230 . 10 сентября 1920 г. Святейший патриарх Тихон обратился к верующим с «Посланием... в связи с закрытием гражданскими властями Свято-Троицкой лавры». «Божиею милостию Мы, смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России, – всем верным чадам Православной Российской Церкви мир и благословение Божие. Уже много раз за последнее время терзалось религиозное чувство русских людей, и удар за ударом направлялся на их святыни. Не избегла сей печальной участи наша великая Святыня – Троице-Сергиева лавра. Было начато с вскрытия мощей преподобного Сергия. Этим думали достигнуть того, что народ перестанет стекаться в Лавру и потеряет доверие к своим духовным руководителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Самым ярким примером такой попытки сохранения монастыря является музеефикация Троице-Сергиевской Лавры – знаменитейшего в России и далеко за её пределами мужского монастыря Дмитровского уезда, основанного преподобным Сергием Радонежским в XIV b.[xxxvii] Троицкая Лавра на протяжении всего своего существования была " любопытнейшей в историческом отношении обителью " , в ней совершалось много памятных событий, великих переворотов, важных по своим nocлeдcmbuям[xxxviii]. " Все Российские государи оказывали особое благоговение к Троицкому монастырю: посещали его каждый год, а также при необыкновенных случаях, радостных или печальных, не предпринимая ничего без благословения преп. Сергия; обогатили многими драгоценными вкладами и вотчинами, воздвигли великолепные церкви и другие здания " [xxxix]. К началу ХХ в. в лавре находилось 10 храмов. Древнейший из них – Троицкий собор XV в., воздвигнут на могиле преподобного Сергия, расписанный иконописцами Даниилом Черным и преп. Андреем Рублевым. Внутренне убранство собора удивляло своей цehhocmью[xl]. Колокольня близ Успенского собора славилась своей высотой: она имела 5 этажей высотой " с куполом 41 сажень 1 аршин " . Во втором ярусе этой колокольни помещался огромный колокол в 4000 пуд, в нижнем – бuблuomeka[xli]. Ризница Троице-Сергиевской Лавры считалась самой богатой в России, она хранила дары, которые в течение пяти столетий приносились в обитель Великими князьями, царями, императорами и другими лuцaмu[xlii]. Лавру посещали не только российские царственные и знатные особы, но и иностранцы: австрийский император и прусский король, принц Оранский, король Нидерландский и др. Троице-Сергиевская Лавра и её окрестности участвовали во многих важных исторических событиях истории Российского государства. Среди них борьба с польской интервенцией во время Cмymы[xliii]. Таким образом, Лавра на протяжении многих столетий являлась духовным центром русских земель и православия в целом. Кроме того, нельзя преувеличить исторического значения Троице-Сергиевской лавры, а также того культурного наследия, как материального так и духовного, которое она в себе несла многие столетия.

http://religare.ru/2_97219.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010