Несмотря на то что церковное прославление Л. произошло только в 1982 г., его почитание не прерывалось на протяжении более 3 столетий, о чем свидетельствует, в частности, существование изображений святого. Внешний облик Л. в Житии XIX в. имеет достаточно определенную характеристику: «Бяше же преподобный по плотскому образу, возрастом мал, лицем блед, очи имея воглубленны, нос продолговат и тонок, ланиты влущени, браду имея русу и широку но продолговату и мало проседу» (РГБ Троиц. II. 85. Л. 41); «будучи сорока пяти лет, казался уже дряхлым старцем» ( Стромилов. 1903. С. 22). Преподобные Лукиан и Корнилий. Икона. 1996 г. Иконописец Л. Н. Улович (Успенский жен. мон-рь в Александрове) Преподобные Лукиан и Корнилий. Икона. 1996 г. Иконописец Л. Н. Улович (Успенский жен. мон-рь в Александрове) На тоновой литографии 1868 г. (ГИМ), изданной в мастерской Троице-Сергиевой лавры тщанием Стромилова «в пользу» Лукиановой пуст., представлено изображение Л., основой для к-рого послужил его надгробный образ, что указано в подписи к эстампу («изображение сие снято с его надгробной иконы»). Святой изображен в рост на пейзажном фоне в полном монашеском облачении, куколь на голове, схима поверх мантии. Десница сложена в благословляющем жесте перед грудью, в левой руке Л. держит развернутый свиток со словами поучения: «Братие, храните веру в послушании безроптивом, в любви и нелицемерии, в целомудрии и нестяжании, никому же своя имения имети, но вся общее, в церкви беседы не творите». Лик Л. с правильными чертами обрамлен окладистой бородой средней величины с небольшой проседью. В архиве Лукиановой пуст. хранится акварельный рисунок XIX в. (эскиз к литографии?), вероятно, тоже сделанный с утраченной иконы Л. В 2011 г. Лукиановой пуст. была подарена икона, воспроизводящая несохранившийся образ близко к оригиналу (находится в алтаре Богоявленской ц.). На обложке кн. «Акафист, житие и молитвы прп. Лукиану Александровскому» (Св.-Лукианова муж. пуст., 2014) воспроизведена икона воронежского иконописца С. С. Красавина (2012), на к-рой Л. изображен в рост.тав

http://pravenc.ru/text/2110831.html

ошибочно назван схиархимандритом). Прп. Макарий Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (Оптина пуст.) Прп. Макарий Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (Оптина пуст.) По сведениям жизнеописания, М. позволил сфотографировать себя только в 1858 г. Еще в 1842 г. просившим его о портрете он говорил, «что они получат оный за год до его кончины» (Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария/Сост.: иером. Леонид (Кавелин). М., 18812. С. 106-107). Эстампы, отпечатанные на основе фотоснимка, быстро распространились среди почитателей старца. На литографии, созданной, очевидно, между 1858 г. и сер. 60-х гг. XIX в. (ГИМ; РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Ед. хр. 6), М. изображен вполоборота влево, в полном монашеском облачении, с 2 крестами на груди, правой рукой опирается на посох, левой перебирает четки. Профессионально исполненный рисунок отражает характерные особенности внешности М.: неправильные черты лица, крупный широкий нос, небольшие, слегка асимметрично посаженные глаза, густая окладистая борода с мелкими вьющимися прядями, отдельные волнистые локоны седых волос, ниспадающие по плечам на мантию (репродукции портрета подобной иконографии и изображения М. в очках за чтением книги опубл.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. Вкл.). В литографиях Троице-Сергиевой лавры в 1865 и 1868 гг. отпечатаны ростовой и поколенный тоновые варианты такого же по типу портрета (вплоть до сходства в рисунке складок мантии и прядей волос), четки преподобного спускаются до колен (экземпляры эстампа в РГБ). На групповом литографированном портрете кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в., изготовленном в мастерской П. Ж. Поля-Пети по рис. П. Ф. Бореля (опубл. в 1862 на фронтисписе кн.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622), М. показан вместе с преподобными Антонием (Путиловым) и Моисеем (Путиловым). Он сидит справа в рясе и клобуке, немного сдвинутом к затылку, на груди наперсный и наградной кресты, ладонь правой руки лежит на колене, в левой - четки.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Малышев Иван Васильевич; 24.03.1811, дер. Шишкино Даниловского у. Ярославской губ.- 15.05.1897, Троице-Сергиева пуст.), архим., настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. , церковно-общественный деятель, худож. Род. в крестьянской семье, получил домашнее образование. С 1824 г. работал в С.-Петербурге при доме купца 1-й гильдии П. В. Лесникова вместе со старшим братом Макарием. В 19 лет стал приказчиком. Регулярно посещал богослужения, особенно в Казанском, Преображенском соборах, Пантелеимоновской ц., много читал, пробовал писать духовные стихи. В дек. 1833 г., узнав от Лесниковых о прибытии на столичное Троице-Сергиевское подворье архим. св. Игнатия (Брянчанинова) , встретился с ним и решил поступить в янв. 1834 г. в Троице-Сергиеву пуст. Прибыл в обитель 5 янв. того же года вместе со свт. Игнатием и его духовным другом схим. Михаилом (Чихачёвым) и стал келейником настоятеля. «Ванюшка Шишкинский», как называл его свт. Игнатий, принимал со смирением достаточно суровое обхождение архимандрита, нес послушания свечника, кружечного, просфорника. Поддерживал дружеские отношения с буд. архим. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря Феофаном (Комаровским). В связи с ремонтом настоятельского корпуса Иван долгое время проживал вместе со свт. Игнатием в инвалидном доме памяти гр. В. А. Зубова. Архим. Игнатий (Малышев). Фотография. 1899 г. (ГПИБ) Архим. Игнатий (Малышев). Фотография. 1899 г. (ГПИБ) Архим. Игнатий обратил внимание на художественный талант Малышева и направил его в АХ. За время обучения Малышев занимался в классах у К. П. Брюллова , А. Г. Варнека, А. Е. Егорова, М. И. Скотти, общался и дискутировал о монашестве с гравером А. Г. Ухтомским . Проживал в монастырской квартире на Лиговской ул. За недостатком средств Малышев в 1840 г. оставил АХ и возвратился в пустынь, где поселился в келье. Продолжал заниматься иконописанием, во время ремонта Троицкого собора создал ок. 70 образов для нового 3-ярусного иконостаса. В 1881 г. был удостоен звания почетного вольного общника АХ.

http://pravenc.ru/text/293461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (не позднее 2-й пол. XVII в.- ок. 1710-1713, Зосимо-ва Смоленская пуст.), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Александровский, основатель Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни Сведения о преподобном скудны. Древняя, почитавшаяся в Зосимовой пуст. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия»), принадлежавшая, вероятно, З., дала повод ряду историков для предположения о том, что старец был родом из Смоленской земли, но эту гипотезу нельзя признать убедительной, учитывая общерус. почитание этой иконы начиная с XV в. Сведения о святом восходят к преданиям XIX в. В XIX - нач. XX в. сохранялась тетрадь с записями рассказов старца Симеона (Ермолаева), состоявшего сторожем у часовни над могилой З. Согласно сохраненному старцем Симеоном более раннему преданию, З. был иноком Троице-Сергиева мон-ря. Став схимонахом, он поселился на Ульяниной пустоши (на месте совр. Зосимовой пуст.), которая по писцовым книгам Переславского у. XVII в. значилась принадлежащей дворянскому роду Тимоновых и находилась в их владении до 2-й четв. XIX в. Вместе с мон. Ионой, к-рого впосл. называли келейником З., подвижник поставил деревянную часовню и келью и начал вести безмолвную жизнь. Когда близ кельи З. стали селиться иноки, в числе к-рых предание называет помимо Ионы Кирилла, образовалось монашеское общежительство, братия занималась пчеловодством. Близ р. Молохчи (ныне Молокча) старец вырыл колодец (по др. сведениям, 2 колодца, к к-рым во 2-й пол. XIX в. дважды в год совершались крестные ходы). Согласно преданию, к З., славившемуся св. жизнью и даром духовного наставления, приезжали мн. благочестивые миряне, среди к-рых были знатные люди. Для богомольцев братия выстроила особую часовню. В описи «церковного имущества», перешедшего в 1722 г., после упразднения Зосимовой пуст., в Лукианову в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни , среди «хоромного строения» значится келья, к-рую построила царевна Наталия Алексеевна († 1716). Царевна не раз могла навещать старца во время поездок на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь и оттуда через Александровскую слободу (ныне Александров) в Переславль-Залесский (прямых сведений об этих поездках нет).

http://pravenc.ru/text/200013.html

преподобный Герман Зосимовский (Гомзин) (20.03.1844–30.01.1923) Нравственно-аскетические труды преподобный Герман Зосимовский (Гомзин) Схиигумен, устроитель Зосимовской школы старчества. В миру Гомзин Гавриил Семенович. Отец в 1853 г. поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры; дядя, иеромонах Даниил, подвизался в Саввино-Сторожевском монастыре. После смерти матери Гавриила с 4 лет воспитывала тетя - сестра отца М. М. Бабкина. Начальное образование он получил в церковноприходской школе. С 10 до 18 лет обучался живописи у разных мастеров в Москве. В отроческом возрасте изучал труды святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. 19 сент. 1859 г. у постели умиравшего отца, рясофорного монаха, мысленно попросил благословения идти в монастырь. Через 2 года переехал в С.-Петербург, где укрепился в желании принять монашество. 20 февр. 1868 г. поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, 25 июня 1870 г. облечен в рясофор. Находился в послушании у иером. Тихона, затем у иеросхим. Александра Гефсиманского, писал иконы Черниговской Божией Матери (помещена на колокольне скита), Скорбящей Божией Матери (помещена в притворе собора Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери над пещерами) и др., отреставрировал иконы пещерного храма архистратига Михаила и Небесных сил бесплотных, образы и роспись часовни Иверской Божией Матери. 29 нояб. 1877 г. пострижен в мантию с именем в честь свт. Германа. В поисках духовного окормления вступил в переписку с валаамскими старцами и свт. Феофаном Затворником. 5 июля 1880 г. Московским и Коломенским митр. Макарием (Булгаковым) рукоположен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры во диакона, 17 авг. 1885 г. стал иеромонахом. По благословению свт. Феофана Затворника стал духовником иноков Черниговско-Гефсиманского скита (утвержден в должности 6 марта 1892); 20 окт. 1893 г. назначен духовником больницы и богадельни. 28 сент. 1894 г. награжден набедренником. 26 сент. 1897 г. назначен настоятелем Смоленской Зосимовой муж. пуст., по благословению прп. Варнавы (Меркулова) и наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Павла (Глебова) удалился из Гефсиманского скита с неск. послушниками. При Германе в Зосимовой пуст. было закончено строительство соборного 3-престольного храма Смоленской иконы Божией Матери и надвратной ц. Всех святых, воздвигнуты каменные кельи, стена с башнями, гостиница. Герман создал в обители образцовое хозяйство, в т. ч. мастерские. Он ввел старческое окормление и строгое уставное богослужение, порядок и дисциплину в церкви, на клиросе, в трапезе, на послушаниях и в домашнем быту. В числе написанных им икон - образ прп. Зосимы на фоне Троице-Сергиевой лавры (по преданию, тот явился во сне духовной дочери Германа, а затем и ему). В 1898 г. Герман принял в обитель прп. Алексия (Соловьёва), вскоре тот стал его духовным сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Gomzin/

Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтоб ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей» (Там же. С. 40). По личному распоряжению императора в кон. дек. 1833 г. И. был назначен настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни С.-Петербургской губ. и 1 янв. 1834 г. возведен в сан архимандрита. В должности настоятеля пустыни И. оставался до 1857 г. Первой заботой настоятеля стало установление строгого порядка богослужения, а также внутренней дисциплины жизни братии в соответствии с уставом монашеской жизни. И. ввел практику откровения помыслов, вникал в духовную жизнь каждого инока. Под его управлением обитель возродилась: были построены 3 храма и неск. корпусов келий, восстановлены права мон-ря на владение землей, устроено монастырское хозяйство. Финансовую поддержку пустыни оказывала имп. семья, к-рая благоволила И. Летом 1836 г. обитель была возведена в разряд первоклассных, вслед. чего число братии увеличилось с 13 до 42 чел. И. привлекал в обитель также монахов из др. мон-рей. Его помощниками в этот период были М. В. Чихачёв, иером. Феофан (Комаровский; наместник Сергиевой пуст. в 1836-1841), прибывший в пустынь в 1835 г. из Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мон-ря, иером. Игнатий (Васильев, по прозвищу Игнатий Большой; наместник Сергиевой пуст. в 1844-1851), приехавший в пустынь в 1834 г. из Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, келейник И. Малышев, впосл. архим. Игнатий (наместник Сергиевой пуст. с 1857). Лит. произведения И. впервые появились в печати в 1847 г. В ж. «Библиотека для чтения» были опубликованы статьи: «Валаамский монастырь» (1847. Т. 82. С. 66-90) с подписью «И. И. И.» и «Воспоминание о Бородинском монастыре» (Т. 85. С. 121-122) с подписью «И». В 1849 г. там же напечатана повесть «Иосиф: Священная повесть, заимствованная из Книги Бытия» (1849. Т. 96. С. 115-156) и вышла брошюра «Чаша Христова», 2-е изд. к-рой было искажено поправками духовной цензуры и не появилось в свет.

http://pravenc.ru/text/293401.html

В 1861 г., по завершении строительства в мон-ре Свято-Троицкого собора, мощи З. и С. были помещены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Троицкого собора. Со времени основания Соловецкого мон-ря З. и С. чтились как покровители мореплавателей. Примечательно, что в Каноннике сер. XVI в., принадлежавшем Варлааму, игум. московского в честь Богоявления муж. мон-ря , З. и С. названы «святыми морскими чюдотворцами» (РНБ. Кир.-Бел. 160/417). Как пустынники, насадители монашеской жизни, покровители мореплавателей и просветители языческих народов Поморья святые прославляются в «Похвальном слове русским преподобным» (40-е гг. XVII в.) соловецкого книжника Сергия (Шелонина) ( Панченко О. В. из археогр. розысканий в обл. соловецкой книжности. I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия (Шелонина): (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 585-587). З. и С. также почитались как покровители пчеловодства, в народе их именовали «пчельниками». К помощи З. и С. прибегают в болезнях, имелось множество посвященных преподобным больничных храмов, в частности, в Троице-Сергиевом мон-ре, во Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст . Больничная ц. в Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст . с приделом во имя З. и С. была построена на месте явления прп. Серафиму (тогда послушнику Прохору) Божией Матери, исцелившей святого. Для Зосимо-Савватиевского придела больничной церкви Прохор соорудил кипарисовый престол. В церковь З. и С. прп. Серафим приходил причащаться в последние годы жизни. В этой церкви в июле 1903 г., перед канонизацией прп. Серафима, на 2 недели был установлен гроб с его мощами. Особое почитание З. и С. существовало в старообрядческом Выголексинском общежительстве , созданном в кон. XVII в. в Заонежье. Старообрядцы Выга считали себя преемниками соловецких иноков и вели отсчет истории Выговской пуст. со времени основания Соловецкого мон-ря. Один из приделов Богоявленской соборной часовни в Выговской пуст.

http://pravenc.ru/text/200051.html

в молении расположена справа от центрального образа Св. Троицы (в одеждах, стилизованных под древние образцы), слева помещен образ прп. Сергия Радонежского. В иконостас храма прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой пуст. Х. Г. Прохоровой написана икона И. в рост в епископском облачении древнего типа (без палицы и панагии). В С.-Петербурге (2007, иконописец В. Михайленко) и в Алатыре (2007, иконописец О. Норкина) написаны ростовые иконы И. с храмом в руках: это Воскресенский собор Троице-Сергиевой пуст. и собор Иверской иконы Божией Матери Николо-Бабаевского мон-ря. Святитель облачен в крещатую фелонь и омофор, на др. иконе - в архиерейскую мантию и клобук. На образе, исполненном в 2007 г. в Пскове мон. Алипием (Оборотовым), он показан прямолично в рост в богослужебном облачении (на голове митра), с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Ковчегс частицей св. мощей и иконой И. хранится в Николо-Угрешском мон-ре. Первая житийная икона И. выполнена по заказу Вологодской епархии Масюковой в иконописной мастерской МДАиС (1999, находится в Димитриевом Прилуцком мон-ре, см.: Марк (Лозинский). 2007. Вкл.) в стиле рус. житийных икон XV-XVI вв. Она представляет святителя в архиерейской мантии, с развернутым свитком в левой руке. Средник окружают 17 клейм с сюжетами жития святителя: 1. Рождество святого. 2. Уединение и молитва отрока Димитрия. 3. Исповедание перед царем желания Единому Богу служить. 4. Следование за прп. Львом (Наголкиным). 5. Образ древнего послушания. 6. Видение во сне Креста и чудесное исцеление. 7. Монашеский постриг святого. 8, 9. Иноческая жизнь святого в мон-рях. 10. Поставление И. во игумены Троице-Сергиевой пуст. 11, 12. Наставление иноков и братская любовь И. 13. Хиротония святого во епископа Кавказского. 14. Святитель управляет Кавказской епархией. 15. Благословение братии Николо-Бабаевского мон-ря. 16. Труды святителя по написанию поучений современному иночеству. 17. Погребение И. Другая икона создана к торжествам 200-летия со дня рождения святого в стиле древней синайской иконописи с.-петербургским худож.

http://pravenc.ru/text/293401.html

Предполагается, что Г. принял участие в расширении деревянной часовни во имя прп. Александра Свирского (переосвящена в качестве церкви, 1855, воссоздана от фундамента после пожара 1999). Ему принадлежит проект возведения в измененных формах (1858-1860) деревянного храма в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, сооруженного валаамской братией в XVII в. в Васильевском мон-ре на р. Волхов и перенесенного на Предтеченский о-в по желанию игум. Дамаскина. Архитектура 3-частной церкви, основной объем к-рой увенчан луковичной главой, с шатровой колокольней над притвором соответствует образцовым проектам архит. К. А. Тона в рус. стиле. В каменном подклете располагался теплый Трехсвятительский придел. Г. участвовал в проектировании Знаменской часовни, сооруженной в формах зодчества XVII в. (1860) в честь посещения мон-ря имп. Александром II в 1858 г. Основной объем часовни открыт с 3 сторон: 4 столба, объединенные арками, поддерживают крестовый свод; с востока часовня имеет апсиду. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой приморской пуст. в С.-Петербурге. 1853-1859 гг. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой приморской пуст. в С.-Петербурге. 1853-1859 гг. Др. сооружения Г. на Валааме (зимняя гостиница, проект 1850, 1851-1852; странноприимный дом, 1856, не сохр.; водопроводный дом, проект 1859, 1860-1863) близки к стилистике Тона и его последователей. В постройках на Валааме проявилось понимание Г. взаимосвязи архитектуры и местной природы. В Троице-Сергиевой пуст. под С.-Петербургом Г. использовал приемы и мотивы визант. и романской архитектуры, древнерус. зодчества XVI-XVII вв. Братский корпус пустыни объединил надвратную 2-светную, увенчанную шатром ц. во имя мч. Саввы Стратилата с 2 симметричными корпусами келий; общее оформление постройки выдержано в стиле XVII в. (1844-1863, основные работы 1859-1862). Стилистическое единство с корпусом имеют 2 часовни при св. вратах (1844-1845), образующие главный фасад монастырского ансамбля со стороны Петергофской дороги. Ц. во имя прп. Сергия Радонежского (1853-1859, действует) в пустыни представляет собой 3-нефную базилику с 2 рядами 5-метровых гранитных колонн, декорированную с использованием визант. и романских элементов. Фасад церкви повторяет барочную отделку примыкающих к ней трапезной и настоятельского корпуса XVIII в. В нижнем этаже находились 2 придела-усыпальницы.

http://pravenc.ru/text/166233.html

Трудами Германа и прп. Алексия Зосимова пуст. прославилась по всей России, стала центром духовничества и старчества - «Оптиной в миниатюре». Здесь окормлялись прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна (по монастырскому преданию, она была тайно пострижена Германом в схиму с именем Алексия), священномученики Серафим (Звездинский), Серафим (Чичагов), Игнатий (Садковский) и Петр (Руднев), а также Антоний (Храповицкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий), Арсений (Жадановский; впосл. епископ Серпуховской), Сергиевский архиеп. Варфоломей (Ремов), С. Н. Булгаков, М. А. Новосёлов и др., а также преподаватели и студенты МДА. Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских (Смоленский собор Зосимовой пуст.). 3 июня 1902 г. Герман возведен в сан игумена. В 1908 г. он принял решение обустроить храм для уединенной молитвы; монахи сообщили об этом начальству Троице-Сергиевой лавры, игумену был вынесен выговор. Летом 1909 г. с правом совещательного голоса Герман участвовал в 1-м Всероссийском съезде монашествующих. 23 февр. 1914 г. Святейший Синод в лице Высшего церковного управления запросил у старца суждение об афонских спорах об имени Иисусовом. Герман ответил: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью». Совет был принят Московским и Коломенским митр. Макарием (Невским), суд духовной консистории вынес имяславцам оправдательный приговор. В нач. 1909 г. казначей обители иером. Иона (Фиргуф) обвинил Германа в неправильном ведении хозяйства и приходо-расходных книг, самовольном распоряжении пожертвованиями. 16 апр. того же года этот вопрос рассмотрела комиссия Духовного Собора Троице-Сергиевой лавры. В рапорте от 21 июля Герман подробно ответил на обвинения, не признав их. Указом Духовного Собора ему предписывалось сдать управление Зосимовой пуст. и с 3 сент. принять должность строителя Махрищского мон-ря. По ходатайству духовных чад (Елисаветы Феодоровны и др.) через 2 месяца Герман был возвращен в родную обитель. 28 июля 1916 г. он принял тайное пострижение в великую схиму от еп. Арсения (Жадановского). В последние дни жизни Герман ничего не вкушал, причащаясь Св. Таин Христовых; он предсказал, что обитель закроют после его кончины. Вскоре это действительно произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Gomzin/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010