Нет, кажется, необходимости говорить более о выразительности и прелести слова библеиста-летописца, библеиста-художника. Он дал жизнь своей науке, приобщив к ней и тех, кто по своему общественному положению далёк от неё. О нём можно сказать языком летописи: «написах книги си летописец, надеяся от Бога милость прияти» 3093 – и написал их так, как очень немногие умеют писать. Дмитрий Введенский S.G. [Автор не установлен.] Из академического фольклора: [Сон студента о встрече после смерти пр. Голубинского и Спенсера у ворот Рая]//Богословский вестник 1915. Т. 3. 10/11/12. С. 394–395 (1-я пагин.) —394— Благочестивый Дмитрий Фёдорович Голубинский скончался одновременно с Гербертом Спенсером. Как одновременно дошедшие до гроба, они встретились за гробом. В сонном видении один академический студент наблюдал эту встречу. Вставши от сна, он рассказал своим товарищам следующее. У ворот рая тождественного с Троице-Сергиевой лаврой сидели Спенсер и Голубинский в ожидании, что им отворять двери и впустят их в блаженной обители. – «Вы – кто такой?» – обратился Д. Ф. Голубинский к Герберту Спенсеру. – «Я – английский философ Герберт Спенсер, – ответил ему последний. – «Слыхал и читал некоторые из ваших сочинений: в них много нечестивых мыслей». – «А вы – кто такой?» – спросил английский философ. – «Я – заслуженный ординарный профессор естественнонаучной апологетики в московской духовной академии Димитрий Феодорович Голубинский». – «Никогда не слыхал». Собеседники замолкли. Послышался шум шагов, скрип ключей, и ворота рая, т. е. Троицкой лавры, отворились. Из них выскочил послушник и, увидев Димитрия Феодоровича, устремился к нему весь преисполненный любви и почтения: «а! Димитрий Феодорович! пожалуйте, пожалуйте!» Потом обратившись к Спенсеру, райский ключарь сурово спросил: «ты – кто такой?» —395— – «Я – Герберт Спенсер». – «Никогда не слыхал. Мы такого не знаем. Куда лезешь не в свое место? пошел, пошел отсюда». Димитрий Феодорович вступил в рай, Райский привратник ушел за ним. Ворота рая безнадежно закрылись пред Гербертом Спенсером.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Платона должно дать почву для научного построения полной биографии знаменитого иерарха, освещающей все стороны его могучей пастырской личности. Столетняя годовщина со дня кончины м. Платона должна быть ознаменована, прежде всего, трудами в этом направлении, попытками воссоздать доселе не вполне выяснившиеся, или, по крайней мере, оживить в общественном сознании полузабытые черты исторического облика великого иерарха. Самый день кончины м. Платона следовало бы ознаменовать торжественным поминовением и. Платона, по примеру недавнего торжества в память патр. Гермогена... Центром торжеств безусловно должна быть Троице-Сергиева Лавра с исторически связанными с ней учреждениями: Вифанским монастырем, Московской Духовной Академией и Вифанской Семинарией. С Троицкой Лаврой связана вся жизнь м. Платона. Вступив в нее 21 года жизни, около 18 июля 1758 года 1667 , в качестве учителя риторики Троицкой Семинарии, он в —219— том же году 14 августа принимает в ней пострижение в монашество и затем исправляет должность перводиакона 1668 ; через год (1759) становится префектом семинарии и учителем философии, и первым соборным иеромонахом 1669 , в 1761 году – ректором семинарии, в 1763 – наместником Лавры; наконец, с июля 1766 года 1670 и до конца жизни, в продолжении почти пятидесяти лет, ее архимандритом. «По самую смерть не было для него милее и любезнее во всем свете места паче Лавры» 1671 . Сюда он всегда стремился душой и среди шумного блеска придворной жизни, и среди скорбей и тревог епархиального управления, и со слезами отсюда выезжал, отправляясь время от времени, в северную столицу 1672 . Здесь провел он преимущественно последние два десятка лет своей жизни 1673 , и здесь совершен над ним чин погребения. Здесь все носит следы его забот и трудов, начиная от вековой святыни русского народа – Троицкого Собора, с мощами великого печальника русской земли, и кончая мелкими пристройками 1674 , – от главнейших начал ее жизненного строя и до отдельных обычаев и порядков 1675 . Печать могучего духа незабвенного иерарха лежит здесь на всем вместе с печатью духа его великого ученика – митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. Белинскому, который после закрытия " Телескопа " был отчаянном материальном положении. Аксаков не разделял революционных взглядов Белинского, но ценил его как честного человека (в те времена среди западников такие попадались). В 1839 году в связи с ослаблением здоровья, Сергей Тимофеевич оставил службу, посвятив себя целиком литературному творчеству. В 1843 году старший Аксаков приобрел под Москвой усадьбу Абрамцево, где и жил с семьей. Писателя, страстного охотника и рыболова, Абрамцево привлекло своими богатыми охотничьими угодьями и отменным уловом. Человеку с развитым эстетическим чувством, каким был Сергей Тимофеевич, Абрамцево было дорого своими красотами. Но самое главнее достоинство Абрамцева заключалось в том, что оно было расположено рядом с Троице-Сергиевой Лаврой. Семья Аксаковых всегда отличалась твердым и искренним православием, хотя именно в эту эпоху среди " просвещенного общества " получили распространение или полное равнодушие к религии, или модные мистико-оккультистские взгляды. Но Аксаковы, все представителю рода которых всегда отличались цельностью натуры, никогда не предавали веру предков. Где же еще мог поселиться истинно-русский человек? С Абрамцевым будут связаны многие годы жизни и Ивана Сергеевича. В Абрамцево также приезжали многочисленные друзья Аксаковых. Дважды побывал там И. С. Тургенев. В романе " Дворянское гнездо " почти с натуры описана усадьба Аксаковых. Прообразом героини романа, " тургеневской девушки " Лизы Калитиной была дочь Сергея Тимофеевича Вера Аксакова (1819-1864 гг). Забегая вперед, отметим, что Абрамцево в 1870 году приобрел известный купец-старообрядец Савва Мамонтов и восстановил пришедшую в упадок усадьбу, попытавшись сохранить " аксаковский дух " . Чуть позднее в Абрамцево возник художественный кружок, среди членов которого были В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие. Эта группа художников отличалась тем, что не только и не столько провозглашали свою оригинальность, сколько стремились возродить народные художественные промыслы и ремесла.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/24/...

Оглядывая одним взором всю более чем пятисотлетнюю историю лавры, мы невольно приходим к выводу, что тут совместным творчеством ряда поколений было создано нечто онтологическое, превышающее обычный человеческий масштаб, самодовлеющее живое ядро, лишь менявшее свои одежды и оболочки, подчас замиравшее и казавшееся застывшим, но все же оживавшее и способное вновь к великим деяниям. Душа лавры жила во всех этих метаморфозах, как золото тлеющих углей под слоем пепла. И теперь, оценивая все бесчисленные культурные сокровища, накопленные лаврой, мы должны особо выделить ее богатства художественные. Русский гений сверкает здесь во всех областях, всеми гранями своего многообразия: когда обнаружатся все эти сокровища и станут предметом всеобщего обозрения и изучения, мы смело можем сказать, что лавра займет одно из выдающихся мест среди художественных центров Европы и, может быть, сыграет видную роль в намечающемся возрождении русского искусства. И. Е. Бондаренко. Художественный облик Лавры Трудно определить каким-либо одним термином ту разнообразную смену эстетических ощущений, которая охватывает нас, входящих в лавру. Оттого ли, что здесь более чем где-либо ясна та связь, что роднит и примиряет нашу жизнь с миром ушедшим, оттого ли, что здесь так ощутима связь искусства с жизнью, что делает эти древние стены такими молодыми и столь близкими нам, оттого ли, что здесь картинная стильность выражена ярче, чем где-либо – но только неуместно здесь одно любопытство или равнодушное созерцание. Не одно только настроение элегическое, столь уместное здесь после шума больших городов, но сильно здесь ощущение той незримой радостной красоты, какая есть в познавании искусства, и то ощущение неясное, но всегда сильное ощущение, какое завладевает нами в минуты созерцания акварельной легкости лаврского пейзажа. Зрительное ощущение всегда полно от поразительной цельности и слитной конгломератности всей группы лаврских зданий. Здесь архитектурная нагроможденность, богатая содержанием в редких по красоте случайных зданиях лавры, целыми веками разделенных между собой, с какой-то неуловимой ровностью возраста, с смягченной красочностью виднеется словно в чарующей дремоте вся лавра. И даже банальная бесстильная современность, вроде нелепого кирпичного здания торговых рядов на площади, не в силах погасить того сокровенного блеска, каким мерцают эти купола соборов и эти вышки башен.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Кроме древлехранилища и ризницы, Комиссия признает необходимым образовать особый музей Лавры, задачей которого явится облегчение теоретического изучения Лавры как «живого музея». В нем как в центре должны сходиться все нити и пути для ознакомления с Лаврой. Эта задача музея может быть осуществлена через сосредоточение в определенном здании: I. Всей литературы, древней и новой, касающейся Лавры. Помимо монографий и отдельных изданий о Лавре, собрание должно заключать в себе также компактное извлечение (даже вырезки или выписки из редких или громоздких изданий) материалов, рассеянных в различных местах и неудобозримых по причине своей разбросанности среди посторонних материалов: а) собрание документов (летописи, акты, исторические узаконения и распоряжения правительства и духовных властей, и т. п., документов экономического характера); б) путешествия, воспоминания, описания, письма, дневники и др.; в) жития и службы местным святым, биографии деятелей Лавры и лиц в сфере ее влияния; г) монографии и исторические исследования, касающиеся Лавры и отдельных сторон ее жизни, в частности – осада Лавры и Лавра как крепость; д) путеводители по Лавре и ее району. П. Всей иконографии Лавры, ее насельников и деятелей, по возможности, в подлинниках, а где нельзя – в воспроизведениях: а) старые изображения (на иконах, гравюрах, литографиях) внешнего вида Лавры и ее зданий; б) современные изображения видов Лавры в целом и по частям – картины, гравюры, рисунки, литографии и т. д., также современные лубки; в) лицевая иконография Лавры: 1) иконы или их воспроизведение, изображения преподобного Сергия, его учеников и сподвижников, а также других деятелей Лавры или связанных с ней [исторических лиц]; 2) портреты всех родов, изображения всех, по возможности, деятелей Лавры или соприкосновенных с ней (например, профессоров Духовной академии); г) изображение различных моментов истории и жизни Лавры – историческая живопись, гравюры, рисунки, фотографии и т. п.; лубки. III. Собрание автографов в подлинниках или воспроизведениях всех вышеназванных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Меньше всего поддавались разложению народные толщи, но им, в лучшем случае, не мешали жить «детской» верой. И народ десятками тысяч шел на поклонение святыням. 13 августа 1861 года в Задонске на торжества прославления мощей святителя Тихона собралось 220 000 богомольцев. До последних годов перед войной древний Киев в дни празднования лаврой престольного праздника Успения чернел от множества тысяч пришедших отовсюду крестьян. Те же картины можно было видеть в Троице-Сергиевой лавре, в Сарове, на Валааме и во многих других обителях. Но образованные круги и те полупросвещенные слои, которые вплотную примыкали к простому народу, желая быть его руководителями, все более обезверивались и обезбоживались. По преданию, привычке, иногда из приличия – известная часть общества еще по внешности оставалась в Церкви, посещала в большие праздники храмы, говела, даже не ела скоромного на страстной неделе. Но души их были не холодны и не горячи, а едва теплились и чадили. Протестантизм постепенно проник в ум верхних слоев русского общества, и православными они оставались часто более по названию. Духовенство же исподволь, но неуклонно, под давлением нужды и сознания своей государственной отверженности все более уходило внутрь себя, становилось замкнутым сословием, оторванной от общей государственной жизни кастой, со всеми недостатками последней. Паства все более отходила от столь необходимого общения с пастырями и под конец соприкасалась с духовенством, лишь посещая богослужения и при исполнении ими служебных треб. Дошло до того, что на священника стали смотреть как на чиновника православного ведомства, выполняющего церковную службу, как на какого-то нотариуса, долженствующего свидетельствовать и записывать в церковные книги акты о совершенных таинствах или обрядах. Глухими оставались эти руководящие круги к религиозным устремлениям, к пророчествам таких исключительных людей, как Хомяков, Тютчев, Гоголь, Достоевский, Константин Леонтьев . Не говорил душе их русский быт, так ярко изображенный Мельнико-вым-Печерским, Лесковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

—333— лице он был бы совершенно иным. Рассмотренная полемика даёт нам возможность более пристально вглядеться в самобытный облик нашей Академии и осмыслить ту роль, которую сыграло в её истории соседство с Троице-Сергиевой лаврой. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Источники А) Архивы ОР РГБ – Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 78 (Личный фонд А. В. Горского). Картон 19. Единицы хранения 7–9 («Материалы по делу о статье Д. Касицына»). ЦИАМ – Центральный государственный исторический архив Москвы. Фонд 229 (Московская духовная академия). Опись 4. Дела: 1645 (личное дело студента Д. Касицына, 1862), 1817 (личное дело студента Д. Ф. Косицына, 1860–1867), 5090 (личное дело преподавателя Касицына Д. Ф., 1871–1908). Б) Печатные материалы Беляев 1916 – Беляев А. А., прот. Профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном. Вып. II. СП, 1916. Замечания 1868 – Замечания на проект Устава Духовных Академий. СПб., 1868. К вопросу о перемещении 1869 – К вопросу о перемещении Московской Духовной Академии в Москву//ПО. 1869. Декабрь. С. 453–469. К. П. 1869 – К. П. Мнение одного московского гражданина по вопросу: должна ли оставаться Московская Духовная Академия и на будущее в Сергиевской Лавре?//Московские епархиальные ведомости. 47. 1869. С. 11. Касицын 1869. I – Касицын Д. Должно ли оставаться Московской Духовной Академии и на будущее в Сергиевском Посаде?//Современная летопись. Воскресные прибавления к «Московским ведомостям». 37. 5 октября 1869. С. 7–11. Касицын 1869. II – Касицын Д. К вопросу о перемещении Московской Духовной Академии в Москву//Современная летопись. Воскресные прибавления к «Московским ведомостям». 40. 26 октября 1869. С. 1–3. Катанский 1914 – Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. Вып. I. СПб., 1914. О переводе 1869 – О переводе Московской Духовной Академии из Сергие- —334— вой Лавры в Москву//Московские епархиальные ведомости. 46. 1869. С. 10–12. Отзыв 1869 – Отзыв на статью «Современной летописи»: «Должна ли оставаться Московская Духовная академия и на будущее в Сергиевском Посаде?»//ПО. 1869. Октябрь. С. 485–494.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Сальников Сергиевопосадским мусульманам отказывают от молельного дома Источник:  Коммерсантъ Милиция подмосковного Сергиева Посада возбудила уголовное дело по факту избиения прихожан и настоятеля местного мусульманского молельного дома. Двое из восьмерых нападавших задержаны. Пострадавший настоятель Арслан Садриев полагает, что таким образом " молодежь по-своему повторяет действия местного руководства, запрещающего строить в городе мечеть " . В Сергиеве Посаде мечети нет, поэтому местные мусульмане (их около ста человек) ходят молиться домой к Арслану Садриеву, руководителю отдела по работе с местными религиозными организациями Духовного управления мусульман европейской части России. Так что недостроенный дом господина Садриева одновременно стал и молельным домом для всех его сергиевопосадских единоверцев. Ъ Мусульманская община Сергиева Посада решила построить мечеть еще в 2000 году, но против этого выступила православная община города. Ее лидеры заявили, что " Сергиев Посад является духовным центром русского православия, и строительство мечети рядом с Троице-Сергиевой лаврой равнозначно возведению православного собора в Мекке " . Местные власти поддержали этот тезис. В минувшую пятницу на молитву явились четверо прихожан. Не успели они преклонить колени, как в помещение ворвались восемь подвыпивших молодых людей 22-30 лет. " Восемь молодых людей вошли к нам с палками в руках, которые, очевидно, подобрали на нашей же стройке, – рассказал „Ъ " Арслан Садриев. – Один из них держал в руках лопату, которой стал бить меня по голове " . По словам настоятеля, налетчики кричали: " Нечего мусульманам делать в нашем городе " и " Молиться мы вам все равно не позволим " . Хулиганы избили трех мужчин, не тронув 70-летнюю прихожанку, которую просто вытолкали во двор. Услышав ее крики, соседи вызвали милицию. Приехавший наряд успел задержать двух нападавших – местных жителей Алексея Твердова и Максима Налиухина. Их заперли в местном ИВС и возбудили дело о хулиганстве. Сотрудники местной милиции устанавливают личности остальных нападавших. " Я коренной житель города, здесь выросло уже четыре поколения нашей семьи, – рассказал Арслан Садриев. – Раньше ничего подобного не происходило. Однако в последнее время кто-то стал поджигать подсобки на стройке моего дома, а теперь вот нас просто начали бить. Я думаю, что таким образом местная молодежь поддерживает местное руководство, которое запрещает нам строить мечеть " . 17.10.2005 Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_22388.html

Урок рисования в «Школе путешественников» Вот почему в этих школах в наше прагматичное бездуховное время воспитывают детей-романтиков, патриотов, на которых остальные должны равняться, как на идеал. «Когда ты живешь с целью, у тебя есть все, – считает отец Федор. – И в детях надо воспитывать цельность. Тогда человек не будет думать ни о куреве, ни о пьянке, ни о деньгах». По словам отца Федора Конюхова, он путешествует для того, чтобы быть ближе к Богу По словам отца Федора Конюхова, он путешествует для того, чтобы быть ближе к Богу, путешествие для него – важная часть духовной жизни. Он против бессмысленного риска экстремального спорта, что, по сути, есть грех. Подобно тому, как священники духовно окормляют военных, больных, молодежь, нужно молиться и духовно окормлять альпинистов и других любителей экстремального спорта. Нужно находить с ними общий язык, нужно создавать приходы для таких людей, чтобы они задумались о том, зачем идут в горы или садятся в гоночную машину. Велопоход «Школы путешественников» После развала страны, в которой он родился, малая родина отца Федора оказалась на территории Украины, а места, где он жил в детстве, – в России, на Дальнем Востоке. Но он чувствует духовное единство страны, центр которой, на его взгляд, не в Москве или Киеве, а у мощей преподобного Сергия. В 1990-м году, когда Советский Союз трещал по швам, Федор Конюхов общался в Австралии с отцом Алексием. Тот сказал: «Пока мощи преподобного Сергия остаются в России, она не распадется». Отец Федор счастлив, что рядом с Троице-Сергиевой лаврой он владеет четырьмя сотками. Деревня Федора Конюхова Но в России у отца Федора есть не только мастерская в Москве и 4 сотки в Сергиевом Посаде, но и целая деревня! Подобно Джеку Лондону, Федор Конюхов всегда хотел построить дом для друзей. Реализовать эту мечту ему помог губернатор Тульской области, выделивший знаменитому путешественнику участок земли необычайной красоты под деревню, рассчитанный на 250 домов. Впервые увидев поляны, окруженные заповедными лесами и полями, глубокие овраги, создающие перепады рельефа, отец Федор понял, что здесь можно не только построить дома и храмы, но и школу, детский сад, можно организовать детский лагерь с проложенными веревочными маршрутами различной категории сложности. Увидев красивые опушки, пруды, озера, где можно порыбачить, он сразу сказал: «Я хочу здесь жить!» Сбор цветов, ягод, грибов, а зимой – катание на лыжах и снегоходах. Весь год единение с природой и красотой – что может быть лучше?!

http://pravoslavie.ru/143393.html

В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная 1000-летию русского паломничества Москва, 25 ноября2009 г. Выставка, посвященная 1000-летию русского паломничества, открылась 24 ноября в Государственном историческом музее в Москве. Экспозиция открылась накануне конференции «Пути богомольцев», которая пройдет в Паломническом центре Московского Патриархата, сообщает Благовест-инфо . Как заявила журналистам во время пресс-показа экспозиции ее автор Елена Юхименко, эта дата - 1000-летие - является «условной». «Рождением» российского паломничества считается хождение в Царьград княгини Ольги в 955 году, но, поскольку отмечать эту дату в 1955 году было невозможно, решено отметить ее сейчас. Выставка построена по «географическому» принципу – она начинается с археологических памятников, а затем знакомит зрителя различными известными местами паломничества – Палестиной, Константинополем, Афоном, Киевом, Троице-Сергиевой лаврой, Соловецким и Валаамским монастырями, а также показывает и другие, менее звучные маршруты – Нилову пустынь, Саров, Дивеево. Директор ГИМа Александр Шкурко на торжественной церемонии открытия сообщил, что выставка является совместным трудом Государственного исторического музея и Паломнического центра Московского Патриархата, а инициатором ее проведения выступает Отдел внешних церковных связей МП. Выставка «далась большими трудами», отметил А. Шкурко, т.к. «есть глубокое понимание паломничества, несущего нравственные начала, а есть музейная культура, которая говорит не столько и не только философскими понятиями, сколько конкретными предметами». И все же удалось соединить множество реликвий, сувениров, документов, фотографий, живописных работ в рамках одной концепции. В этой выставке, кроме ГИМ, участвуют десять музеев и одно частное собрание, в частности, это Русский музей, Третьяковская галерея, музей «Новый Иерусалим», Музей истории религии (Санкт-Петербург), Тульский музей изобразительных искусств. «Здесь представлен маленький срез того, чем владеют музеи в рамках историко-культурного наследия по этой сложной теме», - подытожил А. Шкурко. Он выразил благодарность Министерству культуры РФ, оказавшему помощь в подготовке выставки.

http://pravoslavie.ru/32882.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010